Cочинение «петр верховенский — характеристика литературного героя. сочинение петр верховенский образ и характеристика в романе бесы достоевского

Cочинение «петр верховенский - характеристика литературного героя. сочинение петр верховенский образ и характеристика в романе бесы достоевского

Образ Марьи Лебядкиной

Настоящий инженер душ человеческих, вводит и свои любимые типажи героев в роман «Бесы» Достоевский. Содержание и направленность их личности — красота и гармония, которым поклонялся великий классик, произнесший: «Красота спасет мир».

Ошибшаяся со своим чувством, страдающая Марья Лебядкина — один из самых трогательных женских типажей творчества Достоевского, наряду с Сонечкой Мармеладовой. Антихрист Ставрогин, соблазнив ее, обрекает на мильон страданий, на нищету, на помешательство от горестей, а затем — мученическую смерть. Небогатая интеллигентная женщина, худощавая, с «тихими, ласковыми, серыми глазами» перед смертью называет вздрогнувшего «принца Гарри» тем, кто он есть — убийцей с ножом в руках.

Вместо заключения

За террористическую деятельность сына страдает Степан Трофимович Верховенский. Диалектика этого образа очевидна: и формально, и фигурально — это отец беснующегося и ненавидящего всех и вся террориста Петра Верховенского. Почему фигурально? Потому что в молодости он был поборником модных либеральных революционных идей, причем вносил их в умы молодежи, пользуясь популярностью. Он — человек проницательный и умный, впрочем, не лишенный позерства.

Понимает ли он, какими путями пошел его сын? Конечно. Судебные приставы описывают его имущество… Однако наибольший шок он испытывает после убийства Лебядкиных. Он, несмотря на чувства к Варваре Петровне Ставрогиной, в отчаянии оставляет бесноватый город, уходит «из бреду, горячечного сна … искать Россию».

Накануне смерти он претерпевает настоящее духовное озарение. Проводя аналогию с библейским сюжетом — гибнущими свиньями, в которых в результате экзорцизма (изгнания бесов) те вселились и гонят их в пропасть… Он восклицает, что все: и его сын, и остальные террористы, и сам он, и беснующийся народ (имеется в виду все «раскачанное» общество предреволюционной России) — подобны гонимым бесами свиньям, мчащимся к своей погибели.

Не оставим без внимание еще одно гениальное предвидение Достоевского (за полвека до русских революций!), сказанное устами «философа» Шигалева. Он вещает, что революция, начавшись с насилия, должна это самое насилие вывести на уровень, превышающий всякое человеческое понимание

В заключение признаем: достаточно тяжело охватить в одной статье все смысловое наполнение, которое придал роману «Бесы» Достоевский. Анализ произведения обличает бесовскую сущность революционного принципа «цель оправдывает средства», раскрывает пагубность стремления манипулировать людьми, совершать насилие.

Прозорливость писателя

Роман действительно сенсационный написал Достоевский. «Бесы» отзывы вызвали изобильные. Заметьте: никто так громко и резонансно до Федора Михайловича не предупреждал об угрозе «бесноватости» поляризованного революционными идеями общества. Как же это удалось осознать и осуществить писателю-неполитику? Причина проста — гениальность!

Докажем это собственным «литературным» путем, сопоставляя идеи разных авторов. Вспомним, мысль Умберто Эко («Маятник Фуко») о природе этого качества, утверждающую, что гений всегда играет на одном компоненте мироздания, однако он делает это уникально — так, что задействуются остальные комопоненты… «А причем здесь Достоевский?» — спросите вы. Продолжим эту мысль: гениальность Достоевского зиждется на потрясающем психологизме его образов. Великий психолог Зигмунд Фрейд как-то сказал, что никто из личностей, которых он знает, не может ему поведать чего-то нового по психологии человека. Никто, кроме Достоевского!

Темы и настроение

Отношения отцов и детей. Очевидно, в романе «Бесы» автор описывает столкновение разных эпох и потерю связи разных поколений. Родители совсем не понимают детей, они как будто с разных планет. Поэтому молодежи никто не может вовремя помочь, так как утеряны те драгоценные семейные узы, которые могли бы удержать юношей от морального падения.

Нигилизм. В романе «Бесы» четко видна связь с произведением «Отцы и дети», так как именно Тургенев первым заговорил о нигилизме. Читатель узнает героев Достоевского, как и тургеневских персонажей, через идеологические споры, в которых открываются возможные направления совершенствования общества. В незначительном количестве наблюдается связь со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина, с одноименным названием «Бесы»: мысль о потерявших свой путь людях, которые блуждают кругами в словесном тумане русского общества.

Отсутствие единых нравственных ориентиров. Духовный общественный недуг, показанный автором, спровоцирован полным отсутствием высоких ценностей. Ни развитие техники, ни скачек образования, ни жалкие попытки уничтожить общественные разногласия при помощи власти не приведут к положительному результату, пока не появятся единые нравственные ориентиры. «Великого ничего нет» — вот главная причина печального состояния русского народа.

Религиозность и атеизм. Достигнет ли человек гармонии после жизненных страданий, и имеет ли ценность эта гармония? Если не существует бессмертия – можно делать всё, что придет в голову, не задумываясь о последствиях. В этом умозаключении, которое может возникнуть у любого атеиста, автор видит опасность безверия. Однако Достоевский понимает, что и вера не может быть абсолютной, пока у религиозной философии есть неразрешенные вопросы, по которым нет единого мнения. Мысли писателя следующие: справедлив ли Бог, если позволяет страдать невинным людям? И если это — его справедливость, то как можно судить тех, кто проливает кровь на дороге к общественному счастью? По мнению автора, нужно отказаться от всеобщего счастья, если ради него понадобится хоть одна человеческая жертва.

Реальность и мистика постоянно сталкиваются в произведениях Федора Михайловича Достоевского, порой до такой степени, что грань между повествованием писателя и иллюзиями самого персонажа исчезает. События развиваются стремительно, они происходят стихийно в небольшие временные отрезки, они мчатся вперед, не позволяя человеку, по ту сторону книги, сосредоточится на обыденных вещах

Приковывая всё внимание читателя к психологическим моментам, автор лишь по крупицам дает бытовой материал.

Главные герои и их характеристика

  • Варвара Ставрогина — известная губернская дама, выдающаяся помещица. Героиня обладает имением, унаследованным от обеспеченного откупщика-родителя. Муж Всеволод Николаевич, по профессии генерал-лейтенант, не владел огромным состоянием, но обладал большими связями, которые Варвара Петровна, после его ухода из этой жизни, всеми возможными способами стремится восстановить, но безуспешно. В губернии она очень влиятельная женщина. По своей природе она высокомерна и деспотична. Однако героиня часто чувствует сильную зависимость от людей, порой даже жертвенную, но и взамен ждет такого же поведения. В общении с людьми Варвара Петровна всегда придерживается лидирующей позиции, не исключение и старые друзья.
  • Николай Всеволодович Ставрогин – обладал демонической привлекательностью, имел превосходный вкус и благовоспитанное поведение. Общество на его появление реагировало бурно, но, при всей живости и насыщенности его образа, герой вел себя довольно скромно и не особо разговорчиво. Всё женское светское общество было в него влюблено. Николай Всеволодович встречался с супругой Шатова – Машей, с его сестрой – Дашей, со своей знакомой из детства – Елизаветой Тушиной. Возвратившись из Европы, он принимал участие в возрождении тайного общества. В этот же период он ставил опыт по воздействию на Шатова и Кириллова. Прямое участие в смерти Шатова Николай Всеволодович не принимал и даже относился к этому отрицательно, но мысль о сплочении участников объединения исходила именно от него. Подробнее о характере Ставрогина
  • Кириллов Алексей Нилыч – один из ведущих персонажей произведения Ф. М. Достоевского «Бесы», по профессии инженер-строитель, он придумал теорию самоубийства, как потребность рассуждающего человека. Кириллов преодолел быстрый путь от религии к отрицанию существования кого-то свыше, был одержим маниакальными мыслями, идеями о революции и готовности к самоотречению. Всё это в Алексее Нилыче вовремя увидел Петр Верховенский – персона хитрая и безжалостная. Петр был осведомлен о намерении Кириллова совершить самоубийство, и принудил его написать признание, что Шатов, которого убил Петр, погиб от рук Кириллова.
  • Петр Степанович Верховенский – предводитель революционеров, скользкий и коварный персонаж. В произведении это главный «бес» — он управляет тайным обществом, продвигающим атеистские прокламации. Вдохновленный безумными мыслями, он старается очаровать ими и Николая Всеволодовича Ставрогина – друга детства. Внешностью Верховенский неплох, но не вызывает ни у кого симпатии.
  • Степан Трофимович Верховенский – человек старой закалки, преданный высоким идеалам и проживающий на содержании известной губернской особы. В молодости обладал красивой внешностью, отголоски которой можно заметить и в старости. В его поведении много притворства, но он достаточно образованный и проницательный. Был женат два раза. В какое-то время он был уважаем почти как Белинский и Герцен, но после обнаружения у него поэмы двусмысленного содержания, был вынужден уехать из Петербурга и скрыться в поместье Варвары Петровны Ставрогиной. С тех пор он заметно деградировал.
  • Шигалёв – участвовал в организации убийства Шатова, но отказался от этого. О Шигалёве известно немного. Сотрудник отдела хроники говорит, что он приехал в город за пару месяцев до происшествия, ходил слух, что он публиковался в известном петербургском издании. Создавалось впечатление, словно Шигалёву известно время, место и событие, которое должно произойти. По мнению этого персонажа, все люди должны быть разделены на две неравноценные половины. Только одна десятая должна обладать властью. Оставшаяся часть – стадо без мнения, рабы. В подобной манере предстояло перевоспитать целые поколения, потому как это было более чем естественно.
  • Эркель, Виргинский, Липутин, Толкаченко – члены тайного общества, которых завербовал Верховенский.

Очень краткий пересказ романа «Бесы»

Степан Трофимович Верховенский – дважды овдовевший мужчина средних лет, принимает предложение своей старой знакомой Варвары Петровны Ставрогиной, стать наставником и воспитателем для ее юного сына Николая. Повзрослев, Николай Ставрогин отправляется в Петербург на учебу. А вскоре по родному городу начинают расползаться слухи о том, что там он ведет разгульный и безответственный образ жизни. Спустя несколько лет он возвращается домой, где на удивление всем производит впечатление воспитанного и благородного господина.

Однако, спустя совсем немного времени дебоширит и ведет себя неподобающе в обществе. Это поведение списывают на белую горячку и отправляют Николая на лечение. Поправившись, молодой человек уезжает в путешествие заграницу.

Там у юноши случается знакомство и дружба с Лизаветой Тушиной, дочерью старой подруги его матери. По приезде Лизы в город, Варвара Петровна понимает, что они с Николаем из-за чего-то поссорились.

Замечая, что между Николаем и ее воспитанницей Дашей завязалось общение, Варвара Петровна спешит выдать девушку замуж за Степана Трофимовича, опасаясь начала отношений между Дарьей и сыном.

В стране начинаются беспокойства, вызванные недовольством существующего порядка. И городок, где происходит действие романа – не исключение, там тоже растут революционные волнения.

В день губернаторского праздника всеобщее веселье омрачает убийство брата и сестры Лебядкиных и поджог на месте преступления. Многие в городе подозревают, что это дело рук Николая. Толпа, не разобравшись, отыгрывается на Лизе, оказавшейся в пекле событий в неподходящее время, обвинив ее в связи со Ставрогиным и убивая.

Члены революционной пятерки, под предводительством внезапно явившегося в город Петра Верховенского, родного сына Степана Трофимовича, убивают Шатова, бывшего местного революционера, из-за того, что он предал веру в их общие идеи и попытался изолироваться от общества. Бывший друг Шатова, Кириллов берет вину на себя, а затем, согласно собственно разработанной теории, совершает самоубийство. Петр, тем временем, спешит уехать заграницу.

В имении Скворешники Варвара Петровна и Дарья находят повешенного Николая и записку, в которой он просит никого не винить в своей смерти, он ушел самостоятельно.

Анализ романа Бесы Достоевского

Произведение по жанровой направленности представляется реалистичным, поскольку повествует о действительности во всех ее многообразных проявлениях в виде хроникальности, сурового историзма мышления, философичности. С точки зрения многочисленных критиков произведение является роман-пророчеством, отражающим не только проблемы того периода времени, но и вопросы будущего.

Композиционная структура романа заключается в авторских размышлениях на несколько актуальных тематик в виде отношения отцов и детей, нигилизма, отсутствия единых нравственных ориентиров, религиозности и атеизма, реальности и мистики.

Главной мыслью произведения является авторская уверенность в отрицательном влиянии нигилистических настроений на русскую общественность, выраженная в виде человеческого беснования и хаоса вокруг людей.

Отличительной особенностью романа представляется использование писателем эпиграфов в виде отрывка пушкинского стихотворения «Бесы» и притчи из Евангелия от Луки, которые являются непосредственным отражением концептуальной составляющей произведения.

Сюжетная линия романа разворачивается в провинциальном российском городке, где проживает помещица Варвара Петровна Ставрогина, являющаяся влиятельной женщиной в губернии, высокомерной и деспотичной.  

Систем образов романа выстраивается вокруг разгадки тайны главного героя, который представляется в образе Николая Ставрогина, единственного сына Варвары Петровны, поскольку его душевное смятение и раздвоенность захватывают всех окружающих, начиная с нескольких его учеников и заканчивая целым городом.

Распад личности главного героя представляется автором в виде религиозного кризиса, переживаемого в России.

Личность Николая Ставрогина концентрирует вокруг себя всех героев романа в лице Степана Трофимовича Верховенского, духовного отца главного героя, представленного в экспозиции произведения, четырех женщин, возникающих в трагической судьбе Николая Лизы Тушиной, Даши, Марьи Тимофеевны, жены Шатова, четырех мужчин, символизирующих идеи Ставрогина, начавших новую жизнь Шатова, Кириллова, Петра Верховенского, Шигалева и, собственно, порожденных Ставрогиным мелких бесов Виргинских, Липутина, Лебядкина, Эркеля, Лямшина.

Смысл романа заключается в необходимости духовного оздоровления общества, зависящее от его морального благосостояния и выражения человеческого тепла и любви.

Варвара Петровна

Варвара Петровна была супругой генерал-лейтенанта и богачкой. Автор характеризует её как женщину классика и женщину меценатку, действовавшую только из высших соображений. Он пишет, что двадцатилетнее влияние этой высшей дамы на Степана Трофимовича капитально и их соединяла самая тонкая и деликатная связь. Мое предположение заключается в том, что Варвара Петровна – Максим (логико-сенсорный интроверт) и у неё со Степаном Трофимовичем были дуальные отношения.

«Если он писал ей по письму, а то и по два в день, то она их внимательно прочитывала, а прочитав, складывала в особый ящик, помеченные и рассортированные».

Такое поведение указывает на то, что её программной функцией была структурная логика. Затем она выдерживала своего друга без ответа весь день, а утром встречалась с ним как ни в чем не бывало. По-видимому, у этой дамы был уравновешенно-стабильный темперамент.

Автор упоминает о её невероятной злопамятности, что в применении к соционике нередко бывает связано с болевой интуицией возможностей.

Она сочинила Степану Трофимовичу костюм, в котором он проходил всю свою жизнь: длиннополый сюртук, мягкая шляпа, белый галстук, трость с серебряным набалдашником. В этом костюме он походил на поэта Кукольника. Эта черта говорит о том, что она была сенсориком.

Ее суггестивной функцией была этика эмоций

Другими словами, она была сентиментальна, чем объясняется не только её дружба со Степаном Трофимовичем, но и неосторожное отношение с Марьей Лебядкиной. Стоило той поцеловать ей руку, как Варвара Петровна не только дала ей денег, но и привела к себе домой

Дальше события уже развивались помимо её воли.

Ее болевая функция – интуиция возможностей – подверглась сильнейшему испытанию со стороны родного сына, который тоже был её дуалом. О нем речь впереди, но пока замечу, что его экстравертная этика эмоций в сочетании с интуицией возможностей привела его к браку с хромой, уродливой и безумной Марьей Лебядкиной. Брак скрывался в течение долгого времени и она могла о нем только догадываться по намекам и анонимкам. Кроме того, до неё доходили слухи о связи её сына с другими женщинами, в частности, с её воспитанницей Дашей. Наконец, когда неопределённость стала для неё невыносима, она решила разрубить этот гордиев узел, женив Степана Трофимовича на Даше. При этом она действовала так прямолинейно, что всерьёз его обидела, что привело к разрыву.

Но когда она узнала, что Степан Трофимович в полном отчаянии отправился путешествовать и заболел, то включилась в действие её эталонная функция – сенсорика ощущений. Она ухаживала за умирающим и проводила его в последний путь.

Таким образом, Варвара Петровна принадлежит если не к лучшим, то ко вполне достойным представителям соционического типа Максим. Она честна, надёжна, на её слово можно положиться. Она заботится не только о близких, но даже о незнакомых людях.

Критика

Естественно, русская критика, в частности либерально-демократическая, отрицательно отреагировала на выход «Бесов», усмотрев в сюжете острую сатиру. Глубокое философское наполнение было рассмотрено как идеологическое предупреждение нечаевщины. Рецензенты писали о том, что исчезновение революционной инициативы повергнет общество в оцепенение и сон, а власть перестанет слышать голос народа. Тогда трагическая судьба русского народа никогда не изменится к лучшему.

В работе «Духи русской революции» Бердяев выражает мнение о том, что нигилизм в понимании Достоевского можно трактовать как определённый религиозный взгляд. По Бердяеву, русский нигилист может представить вместо Бога самого себя. И хотя у самого Достоевского нигилизм больше связан с атеизмом, но в знаменитом монологе Ивана Карамазова о слезе ребёнка чувствуется острая необходимость человека в вере.

Жанр, направление

В романе «Бесы» необычайно переплетаются такие качества, как хроникальность, суровый историзм мышления, философичность, но при этом писатель смотрел в будущее и говорил о том, что будет волновать и его потомков. Именно за данным романом надежно закрепилось обозначение: «роман-пророчество».

Действительно, большинство читателей отмечает провидческий дар Достоевского, ведь в романе отражены проблемы не только того времени, но и вопросы сегодняшнего информационного общества. Автор проникновенно изображает основную угрозу для будущего общественности – замещение устоявшихся понятий на неестественные бесовские догмы.

Направление творчества писателя – реализм, так как он изображает действительность во всем ее многообразии.

Виргинский

«Сам Виргинский был человеком редкой душевной чистоты сердца и редко я встречал более честный душевный огонь. «Я никогда, никогда не отстану от этих светлых надежд», – говаривал он мне с сияющими глазами. О «светлых надеждах» он говорил всегда тихо, но сладостно, полушепотом, как бы секретно».

По-видимому, это был Есенин (интуитивно-этический интроверт). В нем видна интуиция времени и стремление видеть в жизни только её светлые стороны, а также сильная эмоциональность.

Он был человеком второй квадры, в которой пытался играть примиряющую роль. Он хорошо разбирался в чувствах людей, но структурная логика и волевая сенсорика не были его сильными сторонами. Пётр Верховенский воспользовался его слабостями, когда Виргинский заколебался, участвовать ли ему в убийстве Шатова. Сначала он активизировал его структурную логику, убедив его, что убийство является его гражданским долгом, ради которого можно пожертвовать всем, в том числе и счастьем, а потом нажал на волевую сенсорику, напомнив про общее дело про то, что нельзя трусить в минуту опасности.

Виргинский согласился с тем, что быть несчастным лучше, чем быть подлецом. Но когда дело было сделано, в нем снова заговорила интуиция времени, и он сказал, что это не то. При аресте он почти обрадовался: «С сердца свалилось». Но при этом не отступил от своих «светлых надежд». Таким образом, это скорее всего был Есенин.

2 вариант

Произведение «Бесы» раскрывает вопрос о том, как Россия шла свой путь, то как внутри ведется политическая борьба, которая является достаточно широкой, ведь вопрос насильственных преобразований встает перед Россией достаточно остро. Здесь можно отследить и отсылку к «Отцам и детям», который был написан Тургеневым.

Он открывает тему нигилизма, которая становится в России, не только популярной, но и на самом деле актуальной и востребованной. Герои Тургенева и герои Достоевского раскрываются в идеологических спорах, которые показывают читателю, как могут развиваться события в произведении.

Он связывает свое произведение с стихотворением «Бесы», которое было создано Пушкиным, он тоже передает мысль о тех людях, которые сбились с пути и нуждаются в наставлении, они затерялись в обществе, которое похоже на вихрь и метели, полностью завоевавшими в обществе.

Тургенев тоже передает мысль о том, что общество российское больно, ему приходится переносить множество социальных трудностей. Все пытаются искоренить данные политические противоречия, но пытаются сделать это насильственным путем.

Автор поднимает мысль о том, что в принципе общество находится в трагическом и упадническом состоянии. Он пытается разобраться и с тем, почему общество не может прийти к успеху в целом. Оно старается справиться с существующими проблемами, но все равно сталкивается с такими же проблемами.

Главный герой Ставрогин – он уверен, что сможет быть сверхчеловеком и выбирает именно такой путь. Он человек двойственный, то он становится представителем значительных идей и вдохновляет окружающих молодых парней на то, чтобы бороться за свой народ.

То он буквально развращает окружающих своими мыслями.

Его двойственность свойственна и всему окружающему народу. Все живут именно так. С одной стороны, они готовы бороться за русский народ, а с другой стороны они готовы в любой момент отказаться от происходящего, так как необходимо приложить дополнительные усилия, пойти против собственных стереотипов и бороться за свое счастье.

Но наступит ли переломный момент в государственной политике? Или же время смуты не закончиться?

Бесы — Анализ произведения

Федор Михайлович Достоевский отдал в печать лишь вторую версию своего романа «Бесы». Первая была нещадно уничтожена после очередного эпилептического припадка. Достоевский, очень требовательный к себе человек, готов был задержать сроки сдачи романа в печать и жить с семьей впроголодь, но «сырой» на его взгляд материал, сдать не мог.

Идеей произведения послужила небольшая газетная вырезка о громком на то время преступлении, произошедшем в Москве в 1869 году. Члены одного революционного кружка, организатором которого был студент Нечаев, убили одного из своих соратников, Иванова, пожелавшего выйти из их тайного общества.

Это преступление огромным катком прокатилось по стране. Именно из этого происшествия получилось глубокое философское произведение, получившее признание, сначала за рубежом, а после распада советского союза, и в нашей стране.

Это не принятое в свое время произведение было построено на идее нигилизма, отрицания не конкретного, а всего сразу, без разбора и на подряд.

Главный герой, Верховенский, показан в романе крайне мерзким человеком, не останавливающимся ни перед чем для достижения своей главной идеи.

Революционные идеи, о которых он рассказывает своим соратникам, являются только средством к достижению главной цели – власти. Он трезво оценивает себя и свои силы и понимает, что «мелковат» для поста властителя голов и мыслей, поэтому ставленником своим делает Ставрогина Николая.

Ставрогин же, просто наслаждается своим верховенством, не понимая для чего ему это, да и не желает напрягаться и понимать это. Черная дыра, в которую, шаг за шагом, затягиваются люди, постепенно поглощает всех участников тайного общества. Один за другим погибают его члены.

В конце романа Ставрогин кончает с собой, что видится совершенно логичным, учитывая его предсмертное письмо, в котором и раскрывается его гнилостная черная сущность.

Растлитель малолетней девочки Матреши, клятвопреступник, насильник и, наконец, убийца, Ставрогин получает заслуженный конец. Проданная душа забирает с собой и тело.

Только Степану Трофимовичу Верховенскому, отцу Петра, Достоевский позволяет открыть путь спасения своей страны, погрязшей в бредовых идеях социализма, безверии, мечущейся между придуманным богом, попытками верить в него и бесконечными доказательствами того, что бога не существует через самоубийства.

Замысел романа

33 предложения/ 429 слов

Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» был написан во второй половине 19-го века и считается одним из наиболее политизированных и антинигилистических романов автора. Это был шестой роман Достоевского. На его создание повлияли некоторые реальные события, связанные с так называемым «Делом Нечаева». Так, некий С. Г. Нечаев, русский нигилист и революционер, осенью 1869 году организовал убийство студента Иванова, ложно обвиненного в предательстве.

Нечаев был не просто революционером, а лидером группировки «Народная расправа». С помощью хитрости и коварства он мог подчинить своей воле даже людей намного старше себя. Именно этот человек стал прототипом Петра Степановича Верховенского в произведении «Бесы». Все участники преступления были осуждены и получили сроки на каторге. Сам Нечаев бежал в Швейцарию, но Россия сумела добиться выдачи преступника и его приговорили к 20 годам каторжных работ.

Достоевский узнал об этой истории от брата своей жены Ивана Сниткина, который на тот момент был также студентом Петровской академии и лично знал как Иванова, так и некоторых лиц, принимавших участие в его убийстве. Дабы подчеркнуть всю чудовищность этой ситуации автор использовал эпиграф из стихотворения Пушкина «Бесы». Складывается ощущение, что над Россией кружат бесы, а сам роман проникнут предчувствием катастрофы.

Писателю было важно не только передать актуальные события, но и осветить проблемы, возникшие на тот момент в обществе. Он считает невозможным установление гармонии без внутренних изменений человека

Одним словом, неправильно менять общественный строй, а человек должен меняться сам. Также, человек должен руководствоваться движениями своего сердца, а не теориями разума, которые легко внушить любому.

Так Верховенский, пользуясь своим даром красноречия и умением убеждать людей, совершает уйму безнравственных и жестоких поступков. Ему помогают в этом молодые и не очень нигилисты, которые видят за революцией будущее. В стремлении к своим эгоистичным целям они не останавливаются ни перед чем. Их даже не страшит убийство Шатова. Ведь Верховенский на словах их убедил, что Шатов — предатель и доносчик.

Идея убить одного из пяти членов кружка пришла в голову гениальному и душевнобольному Николаю Ставрогину. Именно он предположил, что ничто так не укрепляет связь между группой людей, как пролитая кровь. В то же время это укрепит власть Петра Степановича над ними. Все члены кружка станут как рабы и не посмеют бунтовать. Однако, излагая такие идеи, сам Ставрогин и предположить не мог, как далеко в своих действиях может зайти Верховенский.

Прототипом Ставрогина принято считать петрашевца Н. А. Спешнева, с которым Достоевский в молодости был лично знаком. Это был атеист, оказавший сильнейшее влияние на будущего писателя. Сам Достоевский писал об этом персонаже, что это и русское и типическое лицо, которое он взял из сердца. Со временем личность Николая Ставрогина стала предметом изучения у ряда психологов, которые считали его поступки странными и продиктованными шизофренией.

см. также:Другие сочинения по произведению Бесы, Достоевский

Характеристики главных героев произведения Бесы, Достоевский

Краткое содержание Бесы, Достоевский

Главная мысль

Федор Михайлович Достоевский старался описать болезнь нигилистов-революционеров, которая засела или постепенно наводит свои порядки в головах людей, рассеивает около себя хаос. Его идея (упрощенно) сводится к тому, что нигилистические настроения отрицательно влияют на русское общество – как беснование на человека.

Федор Михайлович установил причину и значение революционного движения. Оно сулит счастье в будущем, но цена в настоящем слишком велика, на нее нельзя соглашаться, иначе люди утратят моральные ценности, которые делают их совместную жизнь возможной. Без них народ распадется и самоуничтожится. И только преодолев это непостоянное явление (как беснование души), Россия станет сильнее, станет на ноги и будет жить с новой силой – силой единого общества, где человек и его права должны быть на первом месте.

Персонажи второго плана

Персонаж Характеристики
Анна Федоровна Щербатова Привлекательная вдова, ведет салон, знакомится с Верховенским и Пыльцыным.
Екатерина Павловна Мокрогорова Молодая жена богатого купца, общается с Верховенским, доверяет ему.
Софья Матвеевна Браус Девушка из простой семьи, узнает о свадьбе Ставрогина с Марью Лебежатниковой и тайно влюблена в него.
Аркадий Иванович Свистов Молодой красавец, жених Марьи Лебежатниковой, ревнует ее к Ставрогину.
Семен Иванович Кирилов Заведующий гимназией, пытается реформировать систему образования, страдает от безумия и часто произносит философские речи.
Липутин Прозябающий служащий, пытается заманить Марью Лебежатникову в свою секту.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: