Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?
В центре сюжета взаимоотношения двух людей — рассказчика и Настеньки. Они совершенно случайно пересекаются во время ночной прогулки по Петербургу и, как выясняется, являются родственными душами — мечтателями. Они раскрываются друг другу, и девушка делится с ним историей о своем возлюбленном, который уехал на год в Москву, и вот уже сейчас должен вернуться за ней, но все никак не приходит. Рассказчик вызывается помочь ей, передает письмо, ожидает вместе с ней прихода ее возлюбленного, который, в конечном счете, приходит. Все складывается как нельзя лучше, но… Вот с этого «но» и начинается сентиментализм. Герой влюблен в Настеньку и, как не трудно догадаться, безответно. Поэтому большую долю повествования занимает описание его чувств, мыслей и эмоций в кульминационный момент — момент ожидания возлюбленного героини.
Языковые нюансы
Читателю важно сделать акцент на манере речи героев. Оказывается, она не является характерной для героев реалиста-Достоевского
В повести встречается множество метафор, манера имеет высокий стиль. Предложения длинные, подробные. Встречаются фразы, имеющие яркую эмоциональную окраску.
Этот характер речи позволяет понять образ героев. Они оба способны тонко чувствовать, внимательно относиться к чувствам остальных. Герои эмоциональные, взволнованные
По их диалогам понятно, что они могут акцентировать внимание даже на мелочах, которые для них становятся важными. В диалогах встречается много громких фраз и обещаний
Герои повести радикальны в темах, затрагивающих чувства. Именно поэтому они смело произносят такие слова как:
Герои думают о будущем, любви и дружбе. Их мысли кажутся наивными, поскольку они считаются мечтателями. Именно поэтому произведение Ф. М. Достоевского очень нравится всем, кто любит витать в облаках, представлять что-то.
В чем отличие «Белых ночей» от других произведений Достоевского?
Этот сентиментальный роман Достоевского в силу своего жанра кардинально отличается от его других, более известных произведений. Совсем другой, не враждебный Петербург. Совсем другие герои — чувствительные, простые, любящие, мечтательные. Совсем другой язык — метафоричный, возвышенный. Совсем другой круг проблем и идей: не размышления о проблемах маленького человека, например, или о применении каких-либо философских идей, а об одиночестве мечтателей, мимолетности и ценности человеческого счастья. Этот сентиментальный роман раскрывает нам совсем другого Достоевского; Достоевского не мрачного, а легкого и простого. Но в чем-то этот великий русский автор остается верен себе: даже несмотря на внешнюю легкость и простоту произведения, писатель затрагивает важные философские вопросы. Вопросы о любви и счастье.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Мечтатель — главный герой романа «Белые ночи», рассказчик. В образе много автобиографического. Возможно, один из прототипов — поэт А. Н. Плещеев (1825 — 1893), некоторые мотивы его лирики переосмыслены в исповеди героя. Соотносим с гоголевским Пискаревым из повести «Невский проспект» и многими героями западных и русских писателей-романтиков. Ему двадцать шесть лет. Он впечатлителен, сентиментален, отзывчив и добр. Восемь лет живет в Петербурге, у него нет ни приятелей, ни знакомых. Единственный друг Мечтателя — Петербург с его улицами и домами, каждый из которых «как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье?»
Хотя в начале произведения мы застаем героя в некоторой тоске, тем не менее он описывает не ее, а свои счастливые состояния, и именно поэтому образ героя в отличие от большинства других сочинений Достоевского пронизан светлым и легким весенним чувством. В упоении обретения собеседника и слушателя — Настеньки — Мечтатель рассказывает о себе так патетически и литературно, что она даже прерывает его, прося рассказывать, «как-нибудь не так прекрасно». Мечтательство характеризуется героем и автором отнюдь не только позитивно. Герой, несмотря на все свое упоение, понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». Он мечтает о настоящей, подлинной жизни, какой живут обыкновенные люди — «живут наяву» и которая более полнокровна и насыщенна, нежели любые бесплотные мечтания. Встреча с Настенькой, влюбленность в нее открывает его душу навстречу действительной живой жизни. Он словно пробуждается от долгого сна. Расставшись с Настенькой, Мечтатель не лелеет свою обиду, но только испытывает к ней благодарность «за минуту блаженства и счастия».
Настенька — главная героиня романа «Белые ночи» Достоевского. Ей семнадцать лет. «Премиленькая брюнетка», задорная и полная жизни, простодушная и проницательная. Сирота. Знакомится с Мечтателем на петербургской улице (он спасает ее от преследования неизвестного господина), выслушивает его исповедь, жалеет его. Подружившись с ним, она тоже рассказывает ему историю своей жизни. Живет она с бабушкой, которая заставляет постоянно быть при ней. Эта зависимость мучает героиню. Влюбившись в квартиранта, Настенька решает уйти вместе с ним, но он — в силу своей бедности и неустроенности — не может пока на ней жениться, однако обещает, что, как только обстоятельства его изменятся, приедет за ней. Настенька знает, что теперь человек этот снова в Петербурге, но тем не менее не дает о себе знать. Мечтатель великодушно помогает героине написать письмо к ее возлюбленному. Они ждут ответа, но отклика никакого. Разочарованная Настенька понимает, что теперь ближе и преданней друга, чем Мечтатель, у нее нет, и решает связать с ним свою судьбу. Однако неожиданно появляется ее возлюбленный, и счастливая героиня уходит с ним, оставляя Мечтателя в прежнем одиночестве.
Ф.М. Достоевский пишет повесть «Белые ночи» в последние месяцы осени 1847 года, вскоре, уже в 1848 году, произведение издает журнал «Отечественные записки».
Ранее писателя уже интересовала тема «петербургских мечтателей», на эту тему в 1847 году им было написано несколько статей-фельетонов, которые вошли в большой фельетон «Петербургская летопись». Но эти статьи Достоевский публиковал почти анонимно, подписывая фельетоны буквами «Ф.М.». Позже критики установили, что часть материала из фельетона вошло в повесть «Белые ночи» — описание быта героев, их характеристики.
Повесть посвящена А.Н. Плещееву, другу юности Достоевского, и некоторые критики утверждают, что Плещеев стал прототипом главного героя. Некоторые, впрочем, возражают, что образ главного героя — это образ самого молодого Достоевского, и автор неслучайно ведет повествование от первого лица, намекая на автобиографичность.
Сирота Настенька
Главный женский персонаж «Белых ночей» — Анастасия. С первой встречи герой будет звать её Настенькой. Девушке 17 лет. Осиротев, она выросла на попечении незрячей бабушки. Настенька мало знакома с внешним миром, получив скромное обучение на дому и проведя большую часть времени в прямом смысле у бабушкиной юбки, поскольку последние 2 года скрепляла их подолы булавкой.
Когда в бабушкином пансионе поселяется юноша, молодые люди сближаются и влюбляются. Девушка, узнав о том, что жилец съезжает, готова уехать с ним, однако тот обещает вернуться через год, когда накопит на их свадьбу. Ее внешность:
- кудрявая брюнетка;
- умные чёрные глаза;
- детский смех.
Она неопытна в силу возраста и по причине жизненных обстоятельств. Наивность роднит её с главным героем, который также упоминает о её уме и красоте. Как и рассказчик, она одинока, у неё нет друзей.
Полагая, что возлюбленный обманул её, она принимает чувства главного героя, но просит подождать, пока боль от предательства уляжется в её сердце. В тот момент она искренне верит в свои слова, как и тогда, когда после встречи с жильцом пишет письмо мечтателю, принося извинения за свой выбор, благодаря его за поддержку и предлагая продолжить их дружбу.
Главные герои
Мечтатель
Главный герой, молодой петербуржец 30 лет.
Получил хорошее образование, служит, видимо, в какой-то мелкой конторе, так как жалование у него очень низкое. Это настоящий «маленький человек» — ничем не интересуется, ни к чему не стремится, мечтателя всё устраивает, даже паутина в углах комнаты не мешает. Он незаметный и ненужный. Вся его жизнь превратилась в сплошные мечты, он не способен на действия, предпочитая находиться в постоянных грёзах в своем маленьком призрачном мире.
Настенька
17-летняя девушка, в которую влюбился мечтатель.
Является полной противоположностью главного героя повести. Это жизнерадостная, бойкая девушка, в отличие от мечтателя трезво смотрит на жизнь. Она живёт под строгим надзором и всеми силами пытается вырваться из этой скучной и однообразной жизни. Её планы заходят далеко вперёд, она для себя сама ставит цель и настойчиво движется к ней. Когда у них появился новый жилец, молодой человек, Настя все силы устремляет на него. Видя его нерешительность, она собирает свои вещи и сама идёт к нему. После его отъезда ждёт его, но когда жилец не отвечает на её письма, она согласна выйти замуж за другого.
Новый жилец
Жених Настеньки.
Молодой человек, симпатичный, не торгуясь снял комнату в доме Настеньки. Увидев, как скучно живется молодой девушке, он предлагает ей книги для чтения, несколько раз приглашает вместе с бабушкой в театр. Он ведёт себя тактично и деликатно, не представляет, что на него открыта охота. Когда он собрался уезжать в Москву, Настя пришла к нему с вещами, поставив перед фактом и не оставляя выбора. Обещает вернуться через год, и, если Настя не передумает, жениться на ней.
Композиция
Особенность композиции романа заключается в интересной сюжетной структуре: первые четыре из пяти глав посвящены ночам Петербурга, а последняя глава называется «Утро».
Это более точно отражает динамику развития сюжета от сна до пробуждения.
Конструкция символична. На фоне романтических белых ночей Петербурга читатель может увидеть все этапы любви главного героя к Настеньке, все его мечты и переживания. Но, в конце концов, неизбежно наступает «утро», момент прозрения, который становится личной драмой для Сновидца. Он уже нашел любовь, пусть и безответную, но такую милую. И теперь он вынужден прощаться с ней навсегда — беспощадное утро развеивает пустые фантазии, но вместе с тем вселяет надежду на светлое будущее.
Работа наполнена различными техниками и художественными средствами. Таким образом, Федор Михайлович умело использует метод параллелизма: почти каждая глава начинается с подробного описания природы, что невольно дает намек на то, чем эта глава закончится — весело или грустно.
Помимо двух главных героев, Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу. Это Петербург, как собеседник и давний друг рассказчика. Город чутко относится к внутренним переживаниям Сновидца, создавая неописуемо красивый антураж для его романтического настроения и оправдывая смысл названия произведения — «Белые ночи».
Характеристика героя
(Олег Стриженов в роли Мечтателя в фильме «Белые ночи», 1959
)
Бледное измятое лицо, открытая и «созерцательная» улыбка, бедность, которая сквозит в образе Мечтателя — пожалуй, это весь портрет, который приводится в повести, ведь Мечтатель не описывает сам себя, зато с огромным удовольствием и любовью описывает окружающий мир. 26-летний чиновник, он, как и многие в городе, живет от получки до получки, а основное его занятие — мечтательство. Гуляя по улицам города, он погружается в грезы, в его воображении оживают дома и будто разговаривают друг с другом, а сам он путешествует в мирах, воображая себя кем-нибудь, но не собой.
Чистый душевно, невинный и добрый, Мечтатель не находит ни одной родственной души, постоянно ощущая свою постороннесть в этом мире и ища того, к кому будет душевный отклик. Неудивительно, что он влюбляется в Настеньку — во-первых, его душа жаждала контакта с похожей на его душу («хотел полюбить ту, которая приснится во сне»), во-вторых, искренний и бескорыстный, способный не только на размышления, но и на поступки, Мечтатель просто не мог не прийти на помощь девушке, а затем был покорен ею, словно рыцарь из собственных фантазий. И по законам сентиментального жанра.
Анализ произведения
Жанровые особенности, композиция, содержание повести
Писатель сопровождает повесть двумя подзаголовками: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя». Оба подзаголовка говорят о принадлежности повести к определенным жанру и литературному течению. Первый — прямо, второй — косвенно, ведь распространенным методом изложения в сентиментальной литературе становится именно дневниковые записи, воспоминания, ретроспективы. Писатель называет повесть романом, также исходя из сентименталистских взглядов. По тем же причинам главный герой повести не имеет имени, автор называет его просто «Мечтателем».
Однако жанрово «Белые ночи» — это, безусловно, не сентиментализм в чистом виде, скорее, «сентиментальный натурализм», ведь и место, и герои вполне реальны, более того, глубоко социальны и относятся к воспетой Достоевским категории «маленьких людей». Но в повести «Белые ночи» есть следы утопичности, ведь герои оказались слишком чистыми, слишком стерильными, честными в своих чувствах.
Эпиграфом к повести послужили стихи И. Тургенева «Цветок», лирический герой которого срывает цветок, мирно растущий в тени деревьев, и прикалывает его к петлице. Тургенев рассуждает: не для минутных удовольствий растут красивые цветы (читай — живут люди), но человек берет их властной рукой, срывает и обрекает на скорую гибель (читай — соблазняет, сначала любит и превозносит, затем оставляет). Достоевский несколько переиначивает утверждение Тургенева, делая из него вопрос: …Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?».
То есть, Достоевский приходит к выводу, что иногда прикоснуться к любви, пройти по краю неслучившегося счастья — это и есть вся жизнь, этому единственному воспоминанию можно посвятить себя, как это делает Мечтатель.
Композиционно повесть состоит из 5 глав, 4 главы посвящены ночам в Петербурге, последняя названа «Утро». Построение символично: романтические ночи — стадии последовательной влюбленности главного героя в главную героиню, стадии его развития, и в конце он, нравственно совершенный, стоит на пороге своего утра — прозрения. Он обрел любовь, но неразделенную, посему в утро своего прозрения он уступает свою любовь другому, избавляется от мечтаний и, испытывая реальное чувство, делает реальный поступок.
Утро одновременно и рассеивает пустые надежды, и обрывает череду прекрасных встреч, оно становится началом и концом драмы героя.
Сюжет повести
Сюжет повести: молодой человек, от лица которого ведется рассказ, приехал в Петербург 8 лет назад. Он работает, а в свободное время рассматривает городские пейзажи и мечтает. Однажды он спасает на набережной девушку, которую преследует пьяный. Девушка рассказывает Мечтателю, что она ждет на набережной своего возлюбленного, который собирался приехать за ней ровно год назад, назначив встречу на эти дни. Несколько дней девушка ждет его, но он не приходит, и её начинает охватывать отчаяние. Мечтатель общается с Настенькой, берет на себя передачу письма её возлюбленному, а сам влюбляется в девушку. Влюбляется и Настенька, и они даже собираются пожениться, как вдруг прежний возлюбленный появляется вновь и уводит Настеньку. Наступает холодное промозглое петербургское утро, Мечтатель чувствует отрезвление и опустошение.
Образ Настеньки в романе «Белые ночи»
Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ. Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце. Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя. Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком. Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.
Второстепенные персонажи
Настина бабушка сдает комнаты в своем доме, и именно благодаря этому у внучки появляется возможность познакомиться с еще одним важным персонажем — жильцом. Он молод, красив, образован и галантен.
Видя жизнь девушки, он проникся к ней сочувствием и делал все возможное, чтобы помочь развеять тоску и скуку. Сам того не подозревая, молодой человек влюбил в себя впечатлительную внучку хозяйки дома. И когда он решил покинуть Петербург, девушка смело заявила о своих намерениях относительно их дальнейшей жизни.
Прочие персонажи повести:
- Бабушка — в прошлом богатая дама, старается воспитать Настеньку добродетельной и высоконравственной, при этом слишком сильно защищая ее от внешнего мира.
- Господин во фраке — немолодой мужчина, желающий развлечений.
- Матрена — пожилая женщина, служанка Мечтателя.
- Фекла — домработница в доме бабушки, имеет проблемы со слухом.
Каждый герой рассказа отыграл свою важную роль в общем сюжете, позволяя читателю проникнуться трагедией неразделенной судьбы. Несмотря на то что произведение было написано в девятнадцатом веке, его смысл до сих пор понятен и актуален современной молодежи.
Основная идея произведения
Ведущим мотивом произведения стала тема одиночества «маленьких людей» в большом городе. В повести Федора Достоевского раскрываются и темы счастья, любви и верности. На примере Настеньки и отношения мечтателя к действительности автор показал, что поиски любви и смысла жизни не всегда успешны. Но нельзя терять надежду и нужно продолжать искать направляющую нить.
Настенька Иллюстрация: Илья Глазунов / сайт художника
Рассказ «Белые ночи» учит не погружаться в иллюзорный мир, а замечать красоту реальной жизни и ценить счастливые моменты. И хотя в снах нет ничего плохого, фантазии не должны мешать сознательной жизни в каждый момент.
В чем смысл названия рассказа
Анализ произведения показал метафорический характер названия. Все дело в том, что за четыре ночи сновидец увидел реальную жизнь, проходившую рядом с Настенькой. В пятой главе на следующее утро главный герой словно проснулся от «белых ночей» и вновь погрузился в фантазию.
Кадр из фильма «Белые ночи» (2017). Фото: Кинопоиск
В названии также указано географическое место действия повести, где происходило действие. Белые ночи символизировали состояние человека на грани реальности и фантазии.
Считается, что название «Белые ночи» олицетворяло душевные переживания сновидца.
Какие проблемы подняты в работе?
Ключевой проблемой сентиментального романа оказалась судьба мечтателей, ведущих особый образ жизни, но в то же время нуждающихся в общении с любимым человеком. Отказываясь жить «здесь и сейчас», такие люди обрекают себя на одиночество. Главным конфликтом стало противоречие между фантазиями и жестокой реальностью.
Наряду с темой одиночества существует проблема разочарования в любви. В описании внутреннего мира Настеньки, переживающей обман своего квартиранта, автор глубоко показывает эмоции утраты.
На развитие сюжета влияет проблема изоляции общества. Федор Достоевский предположил, что сны не заменяют общение, а уход от реальности ведет к одиночеству.
А на взаимоотношениях героев сказалась проблема застенчивости в общении. Страх выражать чувства помешал главному герою обрести душу и стать свободным.
Кому посвящен рассказ «Белые ночи»?
Рассказ «Белые ночи» посвящен другу автора, поэту Алексею Плещееву. Позже Плещеева назовут «ссыльным князем», потому что он не пошел на компромисс со своей гражданской позицией и литературной совестью.
Чем заканчивается рассказ «Белые ночи»?
Короче говоря, после того как Настенька обиделась на «варварский» поступок жильца, сновидец предложил девушке любовь. Главный герой попросил подождать, пока чувства утихнут, и пообещал ответить взаимностью. Пара строила планы на совместное будущее, но появился жених. Настенька бросилась к своему избраннику.
Настенька уходит. Иллюстрация: Илья Глазунов / сайт художника
Сновидец позаботился о паре, а на следующее утро получил письмо от счастливой девушки, которая собиралась выйти замуж. Настенька извинилась за невежественный обман. И мечтатель остался благодарен главной героине за миг счастья и счастья, который девушка подарила одинокому сердцу.
Темы в романе «Белые ночи»
Одна из центральных тем, конечно же, любовь. Но, что характерно для сентиментализма, это история любви безответной, и, в то же время, возвышенной. Сами герои придают небывалое значение этому своему чувству.
Но, несмотря на то, что сюжет крутится вокруг любовной истории, здесь поднимаются и другие темы, помимо любви. Мечтатели, как сами себя называют Настенька и рассказчик, отличаются от окружающих. Так в романе появляется тема одиночества. Герои страдают от своей изоляции от других людей. Поэтому, возможно, они так легко и сошлись друг с другом. Настя говорит, что у нее была подруга, правда, и та уехала в Псков. Каково же живется молодой девушке в компании одной только бабки? Поэтому ее жених и является спасительной ниточкой из этого мира одиночества. Рассказчик же еще более одинок, чем Настенька. В то же время, он не решается попытаться избежать этого одиночества, даже его знакомство с героиней — всего лишь счастливый случай. Молодой человек одинок настолько, что воображает своим знакомым каждого прохожего, или же, что еще абсурднее, разговаривает с домами. Когда девушка просит его «рассказать свою историю» он ей и признается, что такой мечтатель как он, как будто бы и не живет, его жизнь ничем не заполнена.
Главные герои
Основное внимание Достоевский привлекает к Мечтателю. Он не дает персонажу имени, чтобы читатель не отвлекался от его чувств
Это молодой парень 26 лет, приехавший в Петербург около восьми лет назад. За это время он не нашел нормально оплачиваемой работы и служит в обычной конторе, не заслуживающей внимания.
Испытывая чувство апатии и отстраненность от реальности, Мечтатель постоянно уходит в свои раздумья, не интересуясь окружающим миром. Его даже не беспокоит, что съемная комната покрыта паутиной и пылью. Образ жизни, доверчивость, доброта и сентиментальность в характере персонажа сделали его одиноким отшельником без друзей.
Еще одна важная черта поведения парня — нерешительность и пассивность
Он практически сразу влюбляется в героиню повести, но боится бороться за ее внимание. Мужчина спокойно отпускает ее к другому, даже не стараясь сопротивляться хитрому сплетению линий судьбы, которые так неожиданно свели этих персонажей и разлучили
Главные герои «Белые ночи» — заложники обстоятельств.
Настенька — полная противоположность Мечтателя. Ей всего 17 лет, близкие не дают ей раскрыть потенциал в полной мере. Но она смело борется за свое счастье и любой. Настя также мучается от одиночества и скуки, бабушка не позволяет ей познавать мир, стараясь удержать рядом с собой и вырастить словно комнатный цветок под ее чутким надзором.
Родители девушки умерли, и бабка полностью взяла на себя опеку. Но она не смогла проконтролировать чувства внучки, и та влюбилась в жильца. Твердо решив покинуть отчий дом и строить собственную судьбу самостоятельно, Настенька идет на смелые и уверенные шаги, веря в свою мечту.
Описание романтической ночи, когда встретились герои, позволяет понять: они навсегда изменились внутренне. Делая смелые и отчаянные шаги во время белых ночей Петербурга, они создают воспоминания, которые останутся с ними на всю жизнь.
Во время четвертой прогулки Мечтатель решается позвать Настеньку быть вместе с ним, зная, что у нее роман с жильцом.
Образ Петербурга. Авторское отношение к городу
Волшебный мир фантазий помогает обманчиво забыться, уйти от реальных забот. В этом выдуманном мире человек чувствует себя защищенным от обид, тревог, неудач, потерь. Он перестает беспокоиться об улучшении качества своего реального существования, думать, как решить насущные проблемы. Современные технологии и технический прогресс предоставляют человеку множество способов убежать от реальности и ее трудностей: виртуальное пространство, СМИ, вредные и даже смертоносные зависимости. Иногда слабые люди, погрузившись в иллюзорный мир, уже не в состоянии вернуться к нормальной повседневной жизни, чтобы сделать ее более увлекательной и интересной.
В чем отличие «Белых ночей» от других произведений Достоевского?
Этот сентиментальный роман Достоевского в силу своего жанра кардинально отличается от его других, более известных произведений. Совсем другой, не враждебный Петербург. Совсем другие герои — чувствительные, простые, любящие, мечтательные. Совсем другой язык — метафоричный, возвышенный. Совсем другой круг проблем и идей: не размышления о проблемах маленького человека, например, или о применении каких-либо философских идей, а об одиночестве мечтателей, мимолетности и ценности человеческого счастья. Этот сентиментальный роман раскрывает нам совсем другого Достоевского; Достоевского не мрачного, а легкого и простого. Но в чем-то этот великий русский автор остается верен себе: даже несмотря на внешнюю легкость и простоту произведения, писатель затрагивает важные философские вопросы. Вопросы о любви и счастье.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Образ героя в произведении
(Кадр из фильма «Белые ночи», в ролях Олег Стриженов и Людмила Марченко, 1959
)
Главный герой, которому автор отказывает даже в имени, оказывается человеком чувствующим и сопереживающим. Не давая герою имени, автор намекает на его типичность. Это типичность уже хорошо знакомого нам маленького человека. Одновременно с этим, мечтатель — это новый образ «лишнего человека», который впоследствии будет воспет другими авторами.
Мечтатель может являть собой символ — то, что читателю ничего не известно о нем, об его происхождении, истории, семье, образовании, — по заметкам критиков, это и есть показатель его нереальности, оторванности от настоящей жизни.
В образе мечтателя изображается человек, полный сил и молодой, но уже ощущающий себя чуждым окружающему миру. Это мечтатель, ушедший в мир романтической грезы, длительным отношениям противопоставивший образы, созданные его воображением. Этими образами полностью отклонил заслонился от окружающей действительности, так как она негуманна, враждебна, не может способствовать раскрытию чистых человеческих побуждений. Мечтатель — это романтик, видящий Петербург чистыми глазами и воспевающий его. писатели демократы утверждали в образе мечтателя скрыт протест против российской действительности, что в его образе выписана молчаливая борьба против насилия человечество преобразование действительности в духе социальной справедливости. Это не совсем так: Достоевский не вкладывает во внутренний мир мечтателя протест против больного общества, его жестокости.
(Настенька
)
Так как образ Настеньки противопоставляется образу Мечтателя как образ живой и активный образу уставшему и отжившему, мы видим, что стремления Мечтателя обречены, тогда как счастье Настеньки вполне возможно. Мечтатель — это невозможность жить настоящей жизнью, невозможность воплотить идеал в реальности, только тихое одиночество, наедине только со своим потенциально сильным, творческим воображением.
Достоевский посвятил повесть А.Н. Плещееву, другу юности, и возможно, что именно друг стал прототипом главного героя. Некоторые исследователи видят в мечтателе образ самого молодого Достоевского. Также в герое видят истоки образа главного героя романа «Униженные и оскорбленные», который Достоевский напишет позже.
В повести Достоевского «Белые ночи» рассказывается о двух молодых людях, страдающих от неразделенной любви. Главные герои «Белых ночей» – мечтатель и Настенька, которые познакомились в период белых ночей Петербурга, и стали по-дружески встречаться. Мечтатель влюбился в девушку, а Настенька рассказывает ему о своей любви к другому человеку. Мечтатель молча любит девушку, мечтая о ее любви. Произведение писателя написано в жанре сентиментализма и натурализма, в «Белых ночах» герои социальны, они принадлежат к когорте маленьких людей, зависящих от причин и обстоятельств.
Характеристика Настеньки и главного героя-рассказчика
Образ мечтателя и его рассказ-исповедь
Девушка – внимательный и чуткий собеседник, боится ранить чувства влюбленного в нее человека неосторожной фразой. В собственное чувство она окунается полностью, ее любовь чистая и безграничная, как и у мечтателя
Поэтому, когда она, сомневаясь в возвращении любимого, пытается отречься от своих чувств и построить свое счастье с другим, это выглядит беспомощной и обреченной попыткой самообмана.
Герой осознает, что однажды ему придется столкнуться с реальным миром, и его призрачная жизнь будет разрушена. Он понимает, что его фантазии бессильны перед жестокой реальностью. Для него жизнь представляет собой клубок противоречий, в котором перепутаны добро и зло, и зло порабощает добро. Но все же он тянется к жизни, откликаясь на малейшее участие к своей судьбе со стороны других людей. Благодаря влюбленности в Настеньку в нем вспыхнули новые надежды. Он даже готов отказаться грезить о несбыточном ради маленького реального счастья. Но Настеньку он не смог удержать, она ушла из его жизни так же внезапно, как и появилась. Его счастью не суждено было сбыться. В первом же столкновении с суровой реальной жизнью мечтатель был сломлен. Он замкнулся в себе, окончательно уйдя в мир своих отвлеченных размышлений.
Главные герои
Главным героем повести является Мечтатель — полюбившийся автору образ одинокого человека, полностью изолированного от внешнего мира и живущего в замкнутом круге своих мечтаний.
Мечтатель — 26-летний житель Петербурга. Он образован, но беден, имеет определенные перспективы, но не имеет житейских желаний. Он где-то служит, но не сходится с коллегами и прочими окружающими — например, женщинами. Его не интересует ни бытовая сторона жизни, ни деньги, ни девушки, он постоянно погружен в призрачные романтические мечты и в периоды контакта с окружающими миром испытывает болезненное ощущение чуждости этому миру. Он сравнивает себя с грязным котенком, не нужным никому в мире и испытывающим ответную обиду и вражду. Впрочем, он не был бы безответен, если бы в нем нуждались — ведь люди ему непротивны, он готов был бы помочь кому-нибудь, способен к сопереживанию.
Мечтатель типичный «маленький человек» (социальное положение, неспособность на поступок, неподвижность, незаметность существования) и «лишний человек» (он сам себя таковым ощущает, презирая лишь себя за свою ненужность).
Главная героиня, 17-летняя девушка Настенька, противопоставлена Мечтателю, как активный, действующий персонаж. Несмотря на внешнюю хрупкость и наивность и юный возраст, она сильнее Мечтателя в поиске счастья. Писатель использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами — «глазки», «ручки», «премиленькая», подчеркивая детскость и непосредственность образа, его игривость, непоседливость, как у ребенка. Повадками ребенок, сердцем это — настоящая женщина: умело пользуется помощью взрослого мужчины, но при этом, явно распознав его чуткую и нерешительную натуру, упорно не замечает его чувств. В критический момент, однако, когда становится понятно, что возлюбленный её бросил, живо ориентируется и наконец замечает эти самые чувства. В момент появления потенциального мужа вновь смотрит на чувства Мечтателя как на дружеское участие. Впрочем, стоит ли винить девушку в переменчивости? В конце концов главного своего счастья она верно ждала целый год, а в том, что едва не переметнулась к Мечтателю, нет неискренности — жизнь одинокой хрупкой девушки в большом и враждебном Петербурге непроста и опасна, ей нужна поддержка и опора.
Настенька пишет Мечтателю письмо, в котором благодарит за участие в её истории. Получив письмо, Мечтатель не чувствует грусти — он искренне желает счастья девушке и, повторяя идею эпиграфа, говорит, что целая минута блаженства с Настенькой — это то, чего хватит и на всю жизнь человеческую.
Современники Достоевского увидели в повести французские утопические идеи, которыми все они были увлечены. Главным тезисом утопистов 1840-х годов стало стремление к безмолвному подвигу, жертвенности, отказу от любви в пользу других людей. Этим идеям был глубоко предан и Достоевский, поэтому тип описываемой им любви настолько идеален.
Настенька — образ героиниНастенька — главная героиня повести «Белые
ночи» Ф. М. Достоевского.
Мечтатель и Настенька в «Белых ночах» два главных персонажа в этой повести.
Конечно, как часто это бывает у
Достоевского, третьим персонажем является
город Петербург.