Краткое содержание
Витя и Санька пошли гулять и кататься с обрыва. Главный герой серьезно намок и ночью тяжело заболел. У него был ревматизм и после переохлаждения проблема давала о себе знать. Бабушка сначала отругала непутевого внука, но потом начала его лечить. Но все ее усилия были напрасны, и Витя не мог встать с постели.
Накануне в школе предупредили о приезде фотографа. Дети были поражены, что снимать станут их. Не взрослых, не дома или другие важные моменты, а обычных школьников. После уроков они стали обсуждать, как нарядиться. Учитель с женой встретили фотографа и разместили его у десятника сплавконторы. Тот был человеком интеллигентным и воспитанным.
Ночь была тяжелой для Вити. У него очень болели ноги. Он кричал от боли, а бабушка обтирала его нашатырным спиртом. Утром стало очевидно, что мальчик надолго слег в постель. Он очень переживал из-за невозможности сфотографироваться. Когда Санька узнал о состоянии друга, то тоже отказался идти сниматься.
Фотография, на которой меня нет краткое содержание
Рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» был написан в 1968 году. Произведение описывает ту главу в жизни автора, когда из-за болезни он не мог сфотографироваться со всем классом и своим лучшим другом. Он поддержал его. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать онлайн-резюме «Фотография, на которой меня нет». Перечитывание книги также будет полезно при работе с читательским дневником.
Главный герой Витя — сирота, жившая с бабушкой и дедушкой, неудачник, большой злодей и озорной человек. Остальные персонажи Саня — лучший друг Вити, неудачник и хулиган, верный соратник. Екатерина Петровна — бабушка Вити, строгая, но очень добрая, любящая и заботливая женщина. Евгений Николаевич — школьный учитель, добрые, внимательные и любящие дети. Резюме Однажды зимой скромную сельскую школу «взволновало неслыханное крупное событие» — приехал городской фотограф, чтобы сфотографировать весь класс. Ребята сразу начали спорить о том, кто останется на фото. На общем собрании было решено поставить отличников в первые ряды, а бедных студентов и хулиганов в последний ряд. Среди последних были лучшие друзья — Витя и Санька. Из-за гнева и разочарования они поссорились, затем пошли к колодцу и «начали скатываться со скалы, с которой ни один разумный человек никогда не поднимался». Все друзья ушли домой по снегу, в мокрых валенках.
Ночью Вите придется расплачиваться за свой необдуманный поступок — очень болели ноги. Мальчик страдал ревматизмом, унаследованным от умершей матери. Проснувшись от стонов Витьки, бабушка Екатерина Петровна сначала отругала его за глупость, а потом стала лечить: натереть ноги нашатырным спиртом, укутать пушистой шалью. Но ничего не помогло — от сильнейшей слезной боли Витя «дрался и кричал на весь дом». Бабушка разбудила дедушку и отправила топить баню. Он распарил своего больного племянника, снова растер и обернул ему ноги, дал ему «ложку отвратительной водки, настоянной на борце, чтобы согреть его внутренности». Витя крепко спал до полудня. Проснулась от того, что бабушка спорила с Санькой, которого отправили к Вите сделать общее фото класса. Витя попытался встать, но упал как упавший. Увидев подругу за столом в плачевном состоянии, Саня принял смелое решение: остаться с Витей и не идти фотографироваться. Он пообещал, что вскоре после его выздоровления они вместе поедут в город и сделают лучшее фото.
Витя целую неделю провел дома. Бабушка относилась к нему и всячески его баловала. Мальчик от скуки весь день сидел на скамейке и смотрел в окно. Окно в деревенском стиле, закрытое на зиму, — «своеобразное произведение искусства», по которому можно определить характер хозяйки, ее вкус и доход семьи. Потом бабушкины рамы были вставлены «с простой и ненавязчивой красотой» — между ними был только мох от влажности, уголь из матового стекла и рябина на фоне мусора. Через несколько дней в дом пришел важный гость — школьный учитель Евгений Николаевич, который привез с собой фотографию, на которой Вити и Сани не было. Мальчик стал разглядывать лица своих одноклассников. Ему было очень горько не оказаться среди них в тот день.
Учителя и его жена, тоже учительница, очень любили и уважали в деревне. Местные жители всячески старались им незаметно помочь: оставляли под дверью дрова, молоко, сметану, клюкву. Учителя очень хорошо учились: отремонтировали школу, принесли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе молодежь обучали танцам и играм, ставили развлекательные театрализованные представления. Автор сохранил фото школы. «Он пожелтел, по углам ломался», но лица мальчиков все же можно было узнать. Многие из них не вернулись с войны.
Заключение Несмотря на простой и незамысловатый сюжет рассказа, автору удалось раскрыть многие важные темы, в том числе верность, дружбу, любовь, благородство. В мелких, незначительных деталях он раскрыл жизнь довоенной сибирской деревни, показал характеры и отношения местных жителей. Прочитав небольшой обзор «Фотография, на которой меня нет», рекомендуем прочитать рассказ Астафьева в полной версии
Анализ произведения
В композиции рассказа можно выделить двух героев. Большая часть произведения ведется от лица ребенка и только в конце появляется взрослый. Именно выросший главный герой смотрит на фото и размышляет над тем, кто вернулся с войны, а кто нет. В тексте нет упоминаний о боевых действиях, но трагедия Великой Отечественной войны незримо чувствуется. После прожитых лет герой иначе относится к старым фото — они хранят память о людях.
Одна из ключевых мыслей произведения Астафьева — ради дружбы можно пойти на все. Витя сильно переживал из-за того, что не может пойти фотографироваться. Тогда Санька решил его поддержать и тоже не ходить. Именно этот поступок позволил показать, насколько важна для него дружба. Витя не просил такого самопожертвования, это была инициатива Саньки.
Имеет значение и образ учителя. Он вырос и учился в городе, но это не помешало ему отправиться в деревню. Там он самоотверженно учил детей. Жители очень уважают его:
- приносят угощения;
- подшивают ему валенки;
- помогают колоть дрова и т. п.
В рассказе Астафьев постарался донести важную мысль — нужно всегда помнить о прошлом, чтить его, иначе невозможно наступление будущего.
Короткий пересказ «Фотография, на которой меня нет»
Глухой зимой нашу школу взбудоражило невероятное событие: к нам едет фотограф из города. Фотографировать он будет «не деревенский люд, а нас, учащихся овсянской школы»
Возник вопрос — где селить такого важного человека? Молодые учителя нашей школы занимали половину ветхого домишки, и у них был вечно орущий малыш. «Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя»
Наконец фотографа пристроили у десятника сплавной конторы, самого культурного и уважаемого человека в селе.
Весь оставшийся день школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». По всему выходило, что меня и левонтьевского Саньку посадят в самый последний, задний ряд, поскольку мы «не удивляли мир прилежанием и поведением». Даже подраться не получилось — ребята просто прогнали нас. Тогда мы начали кататься с самого высокого обрыва, и я начерпал полные катанки снега.
Ночью у меня начали отчаянно ныть ноги. Я застудился, и начался приступ болезни, которую бабушка Катерина называла «рематизня» и утверждала, что я унаследовал её от покойной мамы. Бабушка лечила меня всю ночь, и уснул я только под утро. Утром за мной пришёл Санька, но пойти фотографироваться я не смог, «подломились худые ноги, будто не мои они были». Тогда Санька заявил, что тоже не пойдёт, а сфотографироваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка нас поддержала, пообещав свезти меня к самому лучшему фотографу в городе. Только меня это не устраивало, ведь на фото не будет нашей школы.
В школу я не ходил больше недели. Через несколько дней к нам зашёл учитель и принёс готовую фотографию. Бабушка, как и остальные жители нашего села, относилась к учителям очень уважительно. Они ко всем были одинаково вежливы, даже к ссыльным, и всегда готовы были помочь. Даже Левонтия, «лиходея из лиходеев», наш учитель смог утихомирить. Помогали им деревенские, как могли: кто за дитём посмотрит, кто горшок молока в избе оставит, кто воз дров привезёт. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями.
Работать они начинали в «доме с угарными печами». В школе не было даже парт, не говоря уже о книжках с тетрадками. Дом, в котором разместилась школа, срубил ещё мой прадед. Я там родился и смутно помню и прадеда, и домашнюю обстановку. Вскоре после моего рождения родители отселились в зимовье с протекающей крышей, а ещё через некоторое время прадеда раскулачили.
Раскулаченных тогда выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть. «Незаметно» бездомные семьи распределялись по чужим домам. Нижний конец нашего села был полон пустых домов, оставшихся от раскулаченных и высланных семей. Их-то и занимали люди, выброшенные из родных жилищ накануне зимы. В этих временных пристанищах семьи не обживались — сидели на узлах и ждали повторного выселения. Остальные кулацкие дома занимали «новожители» — сельские тунеядцы. За какой-нибудь год они доводили справный дом до состояния хибары и переселялись в новый.
Из своих домов люди выселялись безропотно. Только один раз за моего прадеда заступился глухонемой Кирила. «Знавший только угрюмую рабскую покорность, к сопротивлению не готовый, уполномоченный не успел даже и о кобуре вспомнить. Кирила всмятку разнёс его голову» ржавым колуном. Кирилу выдали властям, а прадеда с семьёй выслали в Игарку, где он и умер в первую же зиму.
В моей родной избе сперва было правление колхоза, потом жили «новожители». То, что от них осталось, отдали под школу. Учителя организовали сбор вторсырья, и на вырученные деньги купили учебники, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили нам парты и лавки. Весной, когда тетради кончались, учителя вели нас в лес и рассказывали «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо».
Уже много лет прошло, а я всё ещё помню лица моих учителей. Фамилию их я забыл, но осталось главное — слово «учитель». Фотография та тоже сохранилась. Я смотрю на неё с улыбкой, но никогда не насмехаюсь. «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а ещё не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разорённого гнезда».
Рассказ Виктора Астафева «Мальчик в белой рубахе», написанный в 1968 году, является очень серьезным и трагическим. Сюжет рассказа разворачивается вокруг одной семьи – матери и трех её сыновей. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» для читательского дневника.
Отношение автора к Вите
Автор начинает описание Вити с его внешности. Витя — это высокий, стройный и юношеский парень с крепкими плечами и сильными руками. Он имеет привлекательную внешность и непринужденную походку.
Однако, описание Вити не ограничивается только внешностью. Астафьев также описывает его характер и внутренний мир. Витя — это харизматичный и обаятельный парень, который обладает большой энергией и страстью к жизни. Он полон решимости и стремится к саморазвитию и самосовершенствованию.
Персонаж | Описание |
Витя | Высокий, стройный и юношеский парень с крепкими плечами и сильными руками. Обладает харизмой и обаянием. Имеет большую энергию и страсть к жизни. |
Автор проникновенно описывает Витю и его роль в рассказе. Витя становится ключевым персонажем, который вдохновляет и влияет на сюжет. Описывая его внешность, характер и внутренний мир, Астафьев передает свою страсть и увлечение Витей.
Авторская позиция в отношении Вити
В рассказе «Фотография на которой меня нет», В.П. Астафьев возводит Витю в символ страсти к жизни и истинного бытия. Витя предстает перед нами как живой, энергичный и автономный человек, отличающийся своей исключительной способностью ощущать и наслаждаться каждым мгновением.
Отсутствие Вити на фотографии подчеркивает его живость и спонтанность, в отличие от других персонажей, замерших и заключенных в рамки момента. Это отсутствие настоящего момента становится символом прекрасной энергии и свободы Вити в противопоставлении жесткости и ограниченности окружающей действительности.
Автор хочет показать нам через Витю, что истинное бытие заключается в способности радоваться миру, окружающим его людям, и каждому прожитому мигу. А Витя здесь — воплощение этой страсти к жизни.
Переживания автора по поводу Вити
Главный герой рассказа Астафьева «Фотография на которой меня нет», Витя, становится центром внимания автора. Он вызывает у него необычные переживания, взрывая все рамки бытия и вовлекая в свою страсть.
Астафьев привлекает внимание к нему, рассматривая его с интересом и неподдельным любопытством. Витя, несмотря на свое отсутствие на фотограции, становится главным центром описания момента, коим является фотография
Автор подробно описывает Витю: его внешность, манеру одеваться, взгляд. Он воспевает его как загадочную личность, разворачивающуюся вокруг фотографии.
Переживания автора становятся темой всего рассказа. Витя, являясь отсутствующим на фотографии, придает ей глубину и значимость. Он становится объектом интереса, стимулируя автора к углубленному исследованию.
Рассказ Астафьева «Фотография на которой меня нет» становится своеобразным описанием не только момента, запечатленного на фотограии, но и самого Вити. Автор выделяет его из общей обстановки и делится своими переживаниями, создавая особую атмосферу вокруг этого загадочного персонажа.
Описание Вити из рассказа
Витя, главный герой рассказа «Фотография на которой меня нет» Астафьева, предстает перед нами в своем бытии. Его любовь к природе и жизни на деревне неизменна, и он наслаждается простотой и спокойствием этого места. Но несмотря на это, Витя чувствует отсутствие особого смысла в своей жизни и стремится найти свою страсть, свое истинное предназначение.
Важным моментом в рассказе является фотография, на которой Вити нет. Видимо, это символизирует его чувство отчужденности и недостатка значимости. Однако, Витя не опускает рук и не позволяет себе угнетаться. Он продолжает искать свое место в этом мире и стремиться к смыслу своей жизни.
Описание Вити в рассказе позволяет нам увидеть его внутренний мир и понять его поиски. Автор Астафьев предлагает нам размышлять о смысле жизни, о наших местах в этом мире и о значимости каждого момента нашего существования.
Внешность Вити
Отсутствие детального описания Вити в рассказе создает особую атмосферу таинственности вокруг него. Автор описывает лишь общие черты его лица и фигуры, но это придает Вите особый характер и оставляет пространство для фантазии. В его внешности сочетается сила и нежность, мужество и уязвимость, что делает его персонажем запоминающимся и привлекательным для читателя.
Бытие Вити пронизано энергией и живостью, которые отражаются на его лице. В нем видна искра, которая говорит о его сильной характере и неординарности. Витя — это не просто человек, это персонаж, о котором можно говорить с искренним уважением и интересом.
Фотография Вити на самом деле ничего не говорит о его внешности. В ней нет его настоящего лица, его настоящих черт. Но именно в этом отсутствии его изображения заключается сила рассказа. Не видя Витю, читатель может сделать свое собственное представление о его внешности, вложить в его образ свои собственные предположения и ожидания.
Хотя Александр Астафьев не описывает подробно Витю, его внешность можно увидеть в его действиях, его словах, его стремлениях. Витя — это не только лицо на фотографии, он — живой, дышащий человек, который оставит глубокий след в сердцах читателей.
Характеристика Вити
Астафьев искусно описывает Витю, начиная с момента его знакомства с главным героем рассказа. Витя восхищает своей свободой и образом жизни. Он не позволяет обстоятельствам контролировать себя и всегда идет вперед, ставя перед собой новые достижения.
Описание Вити вызывает смешанные чувства: на одной стороне его наивность и огромное энтузиазм к жизни привлекают и вдохновляют. Это видно по его открытым искренним глазам, которые горят страстью, отражая его непостижимую энергию и умение наслаждаться каждым моментом.
С другой стороны, Витя не всегда осознает опасности и невероятный интенсивность своей страсти. Его любопытство и неразумность могут приводить к опасным ситуациям. Открытость и бесхитростность часто маскируют его наивность и неопытность, что в конечном итоге приводит к непредсказуемым последствиям.
Таким образом, Витя – это персонаж, полный противоречий и неоднозначностей. Он притягивает и увлекает своимо бытием, но одновременно вызывает волнение и тревогу
Он проникает в душу и не оставляет равнодушным ни одного читателя, заставляя задуматься о смысле жизни и важности каждого мгновения
Сочинение — Анализ рассказа Фотография, на которой меня нет. Русский язык и литература
Все ждали, когда в деревню приедет городской фотограф, это считалось грандиозным событием. Действие происходило в довоенное время.
Когда Санёк, друг главного героя, узнал, что тот не может пойти фотографироваться, то принял решение тоже не идти. Это был поступок настоящего друга, жертвенный. Я думаю, что Санёк для данного решения приложил много усилий. Он мечтал об этом снимке, хотел его всей душой и сердцем, но сделал выбор в пользу Вити, чтобы поддержать его.
В рассказе есть образ учителя, человека, которого все уважали. Он описан как дружелюбный, образованный мужчина. Женщины деревни помогали ему, как могли, оставаясь в тени. Приносили ему подарки, помогали жене с ребёнком, подшивали валенки. Этот учитель променял городскую, насыщенную жизнь на глушь ради своей профессии и чужих детей, что достойно уважения. Именно этот человек понимал, как много значит сделанная фотография для Вити, поэтому он её принёс.
Когда Витя повзрослел и посмотрел на эту фотографию, он вспоминал тех людей, которые заботились о нём, работали и учились. Автор этим хотел сказать, что нужно с уважением и трепетом относится к воспоминаниям о прошлом. Ведь если подумать, то без прошлого не было бы настоящего и будущего.
От себя хочу сказать, что дети часто бывают безответственными, не задумываются о последствиях и это печально
Ведь если у человека назначается важное событие, то он старается беречь себя, чтобы посетить его. В этом же произведении я увидела другую ситуацию
Если представить себе другой исход событий, то из-за сильной болезни Витя мог даже умереть, потому что медицина тогда была на низком уровне. Он должен быть благодарен бабушке за то, что она его выходила. К счастью, всё закончилось благополучно, мальчик выздоровел. Я надеюсь, что описанная ситуация станет жизненным уроком для читателей и поможет удержаться от безрассудных поступков в будущем.
Таким образом, в произведении ставится много тем, такие как дружба, любовь, важность семьи, образ хорошего учителя. Произведение учит уважению к людям, работающим на селе
Произведение учит уважению к людям, работающим на селе
Пример 2
Астафьев погружает читателя в удивительный мир сибирской глухой деревни 30-х годов. Глазами мальчишки Витьки мы рассматриваем особенности быта и узнаем о жизни деревни в тяжёлый период раскулачивания.
Село живёт одной большой семьёй, у которой и радость на всех одна, и беда. Когда одни остаются без родных домов, другие находят им место у себя
Когда случается неслыханное по важности событие, приезжает городской фотограф, это воспринимается как общий праздник
Нельзя оставить ближнего наедине со своей проблемой, не умеют так поступать взрослые жители Овсянки и детей своих этому учат. Санька, друг заболевшего Витьки, остался с ним, не пошёл фотографироваться со всем классом. А так хотелось! Витька ворчит, но поддержка друга ему приятна: «То измывается надо мной, вред мне наносит, а тут восчувствовал». Это настоящая дружба, это проявление духовной красоты Саньки.
Бабушка Витьки способна вызвать улыбку умиления у каждого читателя. Как она ворчит на мальчика! Как ругает за то, что ноги заморозил, а теперь от боли мучается! Какие выражения выбирает:»Загибат, худа немочь! Мольчи лучше!» Подзатыльники одной рукой поддает, а другой натирает мальчику больные ноги лекарствами. Всю ночь с ним возится, чтоб избавить от боли скрюченного ребёнка. Как не выздороветь от такой искренней заботы?
На мой взгляд, лучше всего душевная красота героев раскрывается в отношении селян к учителям. Супружеская пара учителей приехала в деревню, чтобы начинать учить детей в пустом доме, с одним учебником и одним карандашом на всех. Мужики лавки и столы сделали, бабы помогали приглядывать учительнице за малышом. Такую благодарность испытывали деревенские к этим людям за их труд, что пытались невзначай, не требуя ничего взамен, помогать. То вязанку дров на крыльце оставят, то крынку молока в учительском доме забудут. За что же так уважали в селе учителей? За ту же красоту души: за вежливое отношение и к бедным, и к богатым, за грамотность и безотказность в оказании помощи, за скромность и ласковое отношение к детям. Так тепло отзывается Астафьев об учителях, так трепетно описывает приход учителя к Витьке. Долго болел мальчик, принёс ему учитель готовую фотографию, на которой мальчика не было, но была она дорога ему. Улыбался учитель по-дружески, с бабушкой разговаривал обо всем, чай пил. И так тепло от этой сцены на душе становится, потому что люди в ней настоящие, достойные, с широкой душой.
В нашей городской суете теряется эта душевность, и творчество Астафьева помогает хоть ненадолго окунуться в неё с головой.
2 вариант
Главными героями произведения можно назвать жителей одной из деревень, в которой проживал писатель. В данной истории Астафьев хотел показать тот временной отрезок, в котором происходило такое явление, как раскулачивание, он отразил быт простых людей, которые жили в простой деревне. В основе сюжета данного произведения лежит история, связанная с фотографией, на которую не смог попасть писатель. Он рассказывает о случае из детства, который с ним приключился. В то непростое время у автора рассказа болели ноги, и он находился в лежачем состоянии. И даже когда прибыл фотограф, подняться ему не удалось. Благодаря тому, что у Астафьева осталось множество сильных впечатлений, связанных с данным событием, он решил дать подобное название произведению.
Образ Вити
Главный герой данного произведения не пришел на одно из очень важных событий своего детства по той причине, что был серьезно болен. Он не смог попасть на фотографию, которая должна была быть семейной. Он проживает вместе со своими бабушкой и дедушкой. Нельзя сказать о том, что мальчик является послушным ребенком, он любит побаловаться и похулиганить. Когда он катался на горке, то сильно намочил свои ноги, из-за чего серьезно заболел. Он сильно переживал о том, что не сможет попасть на снимок. Фото ему доставил его учитель, и он запомнил данное событие на всю жизнь.
Образ Саши
Данный персонаж является товарищем Витьки, и является таким же неусидчивым и жизнерадостным человеком, как и главный герой произведения. Он уговаривает Витю, чтобы он шел кататься на горку, где тот намочил ноги. Саша пришел к Вите домой, чтобы узнать о его состоянии. Когда он понимает, что его друг прикован к постели, то остается с ним, и пропускает занятия в школе.
Образ бабушки Вити
Она показана весьма доброй пожилой женщиной, которая очень сильно любила своего внука, о котором заботилась и поддерживала его. Иногда все же ей приходится его ругать, однако, она хочет воспитать его хорошим и добрым человеком. Она на протяжении всей ночи не отходила от больного мальчика ни на шаг, и старалась делать все, чтобы он выздоровел поскорее. Бабушка кормила его вкусной едой, и старалась оказывать поддержку во всем. Она показана бескорыстной и доброй женщиной, которая помогла своим односельчанам вернуть вещи.
Учитель
Данный персонаж показан очень уважаемым и умным человеком, который ответственно и честно относился к своему труду и профессии. Он самостоятельно купил принадлежности для школы, и старался защищать своих учеников в непростых ситуациях. Как-то раз он спас школьников от змеи, хотя рань никогда не встречал данных животных. Он показан смелым и добрым человеком.
«Фотография, на которой меня нет» кратко
Главный герой рассказа, мальчик Витя, живет с бабушкой и дедушкой в сибирской деревне Овсянка; родители мальчика умерли. Однажды зимой в деревню приезжает фотограф из города, чтобы сделать общий снимок всей школы.
Накануне съемки Витя и его друг Санька катаются на санках и набирают полные валенки снега. Ночью у Вити начинают ужасно болеть ноги от ревматизма: это случается каждый раз, когда мальчик застужает ноги. Витя воет и плачет от боли. Бабушка ругает его за безответственность. Всю ночь старушка лечит внука народными средствами, растирая ему ноги и т.д. Ночью дед затапливает баню, бабушка уносит туда Витю и снова растирает ему ноги и т.д. Наконец под утро мальчик засыпает.
На следующий день Санька приходит к Вите и зовет на фотосъемку. Увидев, что друг не может ходить от боли, Санька в знак солидарности решает тоже не идти фотографироваться. После этого Витя неделю не ходит в школу из-за болей в ногах. В эти дни его навещает школьный учитель Евгений Николаевич. Мужчина спрашивает про здоровье мальчика и вручает ему фотографию: на ней есть все ученики и двое учителей, но, конечно, нет Вити и Саньки. Витя едва не плачет оттого, что не попал на фотографию.
Бабушка Вити угощает учителя чаем и сладостями. Тот рассказывает, что вчера какой-то добрый человек подбросил ему к дому воз дров. Бабушка и все село знают, кто это сделал, но не говорят учителю. В деревне все уважают эту милую семейную пару учителей за их вежливость и отзывчивость; кто-то из местных тайно подбрасывает им дрова, кто-то приносит молоко, сметану и т.д. Учителю около 25 лет, у него немного печальные и очень добрые глаза. Его жена-учительница недавно родила сына. Когда пара только приехала в село, в школе не парт и тетрадей, на весь класс был один учебник и карандаш. Учитель помог детям приобрести учебники, тетради, краски и т.д., за свои деньги установил в школе парты.
В эту зиму, после визита фотографа, Витя много болеет и пропускает уроки. Весной учитель водит детей в лес, где они беседуют о природе, приметах и т.д. В одном из походов учитель видит змею. Боясь за жизнь учеников, мужчина свирепо бьет змею палкой, пока та не умирает. Потом дети объясняют учителю, что змею нельзя бить, махая палкой через плечо: так ее можно забросить на себя. Учитель признается, что впервые в жизни видел змею. Спустя годы взрослый Виктор с нежностью и благодарностью вспоминает своих добрых школьных учителей. Виктор сожалеет, что многие ребята из его школы (с той самой общей фотографии) впоследствии погибли на войне 1941–1945 гг.
Виктор также помнит, как в его селе происходило раскулачивание зажиточных крестьян (вероятно, в 1930‑е гг.). Осенью бригады “ликвидаторов” выселяли раскулаченные семьи на улицу. Обездоленные люди ютились у родных, селились во времянках и терпели всяческие лишения. “Ликвидаторы” действовали хладнокровно и безжалостно. Однажды “ликвидаторы” пришли выселять семью Платоновских. Хозяйка дома отказывалась покидать дом, тогда один из “ликвидаторов” ударил ее сапогом по лицу. В ответ немой крестьянин Кирила накинулся с топором на “ликвидатора”, изувечив его насмерть. Кирилу арестовали, а выселение раскулаченных семей ускорилось. Бедных Платоновских выслали в город, после чего о них никто не слышал (вероятно, их сослали или расстреляли).
В те же годы были раскулачены и выселены из своих домов прадед и дед Вити; прадеда сослали в тюрьму, где тот вскоре умер.
Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьева В. П. был написан в 1968 году. Произведение вошло в повесть писателя для детей и юношества «Последний поклон». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Коня с розовой гривой», который изучают в 6 классе. В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.
Память об учителях
Весной, когда тетради кончались, учитель вёл учеников в лес и рассказывал «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо». О природе он знал много, но и дети знали про лес то, о чём учитель не догадывался. Дети учили его таёжным хитростям. Однажды они наткнулись на гадюку. Защищая учеников, учитель убил её палкой, и только потом дети объяснили ему, что нельзя бить змей, замахиваясь через плечо: змея может обвиться вокруг палки и упасть человеку на спину.
Виктор повзрослел, фамилии и лица учителей стёрлись из памяти, но осталось главное — уважение к слову «учитель». Уже работая над книгой, от земляков он узнал, что не только именами, но и внешностью они были похожи как брат и сестра. Эти добрые и самоотверженные люди запомнились даже таким нерадивым ученикам, как Витя и Санька.
Школьная фотография тоже сохранилась. Многие снятые на ней ребятишки погибли во время Великой Отечественной войны. Повзрослевший Витя смотрит на неё с доброй улыбкой, без насмешки, ведь эта «фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история», сделанная «на фоне родового, разорённого гнезда».
Пример 1
«Последний поклон» — это книга В.П. Астафьева, целый сборник автобиографических рассказов о трудном детстве. Автор посвятил её своей бабушке, которая вырастила его и заменила всех: и погибшую мать, и отца, и братьев, и сестер. Эта книга о добре, милосердии, о жизни простых людей.
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является отдельной главой, но читается так, как будто это отдельное произведение. В этой истории мы видим быт жителей Сибирской деревни Овсянка. Здесь нет магазина, да и школа появилась совсем недавно. Жить всем очень тяжело, однако люди все же помнят о таких качествах, как взаимовыручка, доброта, дружба. Центром жизни в деревне, конечно, является школа. Учителя — самые образованные в деревне, однако совсем неприспособленные к житью здесь. Деревенские жители пытаются помочь им, кто чем может: то дров принесут, то молока. Люди благодарны учителям за то, что они учат их детей. Учителя даже организовали магазин на несколько дней, где распродали весь хлам и на вырученные деньги сделали ремонт, купили учебники. Деревенские жители взяли молодую семью учителей под свою опеку, поскольку эти люди старались сделать жизнь в деревне спокойнее. Самым большим событием является приезд фотографа из города. Все село переживает о том, где же его поселить. Школьники ходят по селу, обсуждая, кто, где и с кем сядет. Они думают, что вперед поставят самых умных и прилежных. А главный герой рассказа, мальчик Витя, понимает, что он не относится к ним. В итоге он вообще заболевает, потому что катался на санках со свои другом Санькой. Он не может идти фотографироваться, потому что застудил ноги, и теперь они нещадно болят. А друг, зная, что и он тоже виноват, потому что потащил мальчика за собой, также не идет фотографироваться. Он как бы поддерживает Витю. Вот так Санька был предан дружбе, хотя и знал, что скорее всего фотограф больше не приедет, но не смог бросить друга в беде. Жители деревни живут, как одна большая семья, стараясь поддержать друг друга.
Спустя долгие годы автор, смотря на фотографию, на которой его нет, вспоминает всех своих друзей. Он пишет: » Деревенская фотография — своеобразная летопись нашего народа, настенная его история».
Астафьев своим рассказом хочет показать, что не смотря на все трудности и невзгоды, нужно быть добрым и честным, отзывчивым и понимающим, нужно быть красивым не снаружи, а внутри, нужно стараться быть Человеком. Человеком с большой буквы.