Композиция и конфликт
Рассказ «Попрыгунья» состоит из восьми глав, в которых описывается отрезок жизни молодой женщины, Ольги Ивановны, после свадьбы, в замужестве с Осипом Степановичем Дымовым.
- В завязке, в первых трёх главах рассказа «Попрыгунья» главная героиня вполне счастлива, но затем, по мере развития действия, она начинает всё более отдаляться от мужа и вступает в связь с художником Рябовским.
- Кульминация наступает, когда Дымов смертельно заболевает, а Ольга Ивановна переживает мучительное раскаяние, за то, что не оценила этого редкого человека.
- И наконец наступает развязка – смерть Осипа Степановича и отчаяние Ольги Ивановны.
Конфликт в произведении зарождается практически с самого начала и набирает силу по мере развития действия. Ольга Ивановна не удовлетворена обществом своего мужа, считает его слишком простым и неинтересным, она не понимает его и ищет для себя другой жизни. Дымов в свою очередь не понимает людей искусства, и сам он тоже кажется таким людям ненужным и лишним в их обществе. Таким образом, происходит конфликт взглядов.
Кроме того, постепенно назревает конфликт отношений – Дымов догадывается об измене жены и начинает от неё отдаляться. Тот же конфликт отношений происходит у Ольги Ивановны с Рябовским – женщина чувствует себя обманутой и преследует художника, который открыто тяготится ею.
К Ольге Ивановне выражает презрение друг Дымова, Коростелёв, по мере действия его презрение усиливается к жене его обманутого друга.
Присутствует в произведении и внутренний конфликт главной героини с самой собой. Она всё сильнее ощущает свою вину, мучается, но не может сознаться перед мужем. Она продолжает преследовать Рябовского, понимая своё унижение и бесполезность таких действий, страдает от этого, но не может оставить такое поведение. В конечном итоге женщина приходит к полному отчаянию и разладу с самой собой.
Прозрение наступило поздно
В три часа ночи Коростелев сказал, что Дымов скоро умрёт. Он говорил, что Дымов — необыкновенный человек, а его смерть — это большая потеря для науки. В это время Коростелев с ненавистью смотрел на его жену. Она вдруг вспомнила всю прошедшую жизнь и поняла, что среди тех, кого она знала, Дымов был единственным поистине великим человеком. Товарищи-доктора считали, что скоро он станет известным. Ольга пошла в кабинет мужа, увидела там его пожелтевшее тело и стала звать его, желая объяснить, что это была ошибка. Но уже ничего не вернуть.
Смысл названия после прочтения становится очевидным. Ольга и есть попрыгунья, упустившая своё счастье из-за пороков:
- Глупости.
- Эгоизма.
- Легкомыслия.
Она смогла осознать, с каким человеком живёт, только после его смерти, а вся эта возня с Рябовским — пустяк, потому что не было никакой любви между ними. Настоящая любовь никогда не сменится ненавистью. С течением времени может настать равнодушие, но ненависть никогда не придёт. Если же любовь сменяется резкой неприязнью, значит, никакой её не было вовсе.
История создания
Замысел рассказа «Попрыгунья» возник у Чехова в августе 1891 года. Первоначально рассказ назывался «Великий человек». Во второй редакции автор сделал акцент на семейных отношениях и изменил название произведения на известное нам сегодня. В основе истории реально существовавший любовный треугольник: полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена Софья Петровна, интересовавшаяся различными искусствами. Но у главного героя, Осипа Дымова, был совершенно иной прототип — Илларион Иванович Дуброво, известный московский врач. В мае 11883 года к именитому лекарю обратились за помощью: семнадцатилетняя дочь дворянина Куроедова страдала от дифтерита. Чтобы помочь больной, Дуброво использовал метод, описанный в рассказе. В результате акта самопожертвования врач умер через 6 дней.
Не только у Дымова был прототип. Художник Рябовский имеет много общего с другом Чехова — художником Исааком Левитаном. Несмотря на старания писателя завуалировать это родство, Левитан был узнан и высмеян обществом, после чего между ним и Антоном Павловичем произошла ссора.
Художественные образы
Каштанка
А.П. Чехов главным героем своего рассказа выбрал собаку. Критики считают, что автор использовал аллегорию. В образе собаки легко узнать «человечка», чиновника, мещанина, служащего и без права голоса. Такому человеку обязательно нужен «хозяин», то есть тот, кто будет контролировать его действия, его жизнь
Боль, причиняемая «хозяином», воспринимается не как наказание, а как внимание «хозяина», его участие в судьбе «раба»
Сама Каштанка, по мнению автора, делит всех людей на собственников и покупателей. Первая, немногочисленная категория имела право истязать ее. Вторая категория людей может укусить собаку за теленка. Поэтому автор предполагает, что у «человечка» тоже есть способность «убрать душу» и «кого-нибудь укусить».
В образе Каштанки Чехов представляет не конкретного человека, а большинство жителей Российской Империи. Автор повести видит перед собой мертвую инертную массу. «Люди» постоянно жалуются на свое положение, ругают обижающих их «хозяев», но никак не пытаются изменить свою жизнь. «Рабы» выбрали путь бесконечных страданий и унижений только потому, что он более привычен и не требует с их стороны особых усилий. Унижение не так страшно, как отсутствие лидера. Ведь в этом случае вам придется взять на себя ответственность за свою жизнь, а это слишком сложно для того, кто привык жить чужим разумом.
Лука Александрыч
Первый владелец Каштанки Лука Александрич — типичный представитель разоренной знати, который переехал жить в город и стал плотником. Имя хозяина собаки — Лука — связано с глаголом «замаскировать», то есть «обмануть», «не говорить всю правду». Выбирая такое имя, автор решил проявить враждебное отношение к своему персонажу. Лука Александрич олицетворяет настоящего «учителя», без которого «человечки» не представляют своей жизни. Он груб, жесток, часто пьян. Не имея в жизни особых радостей, плотник заявляет о себе, унижая самых слабых.
Его сын Федюшка под стать плотнику. Несмотря на то, что мальчик не очень старый, все его действия говорят о том, что в будущем он станет таким же жестоким и грубым человеком, как и его отец. В конце рассказа, на Федюшке, можно увидеть фуражку Луки Александрыча, что можно рассматривать как предположение автора о том, что на смену старым «хозяевам», уже «одевшимся», вырастает столь же деспотичное молодое поколение шапка отца».
Основная идея
Смысл рассказа Чехова «Каштанка» заключается в важности преданности и любви во взаимоотношениях человека и животного. Каштанка — это олицетворение всего этого
Она попадает к дрессировщику, где ее хорошо кормят и где за ней ухаживают, но по-настоящему верной она остается прежнему хозяину, хотя он был полной противоположностью и не особо проявлял свою любовь. Люди, по мнению автора, должны стремиться к тому, чтобы стать достойными такого обожания.
К тому же, автор нам показывает, что люди и животные способны жить вместе, любя друг друга. Дома у незнакомца царит гармония, там умеют и сопереживать, и поддерживать, и заботиться. Главная мысль рассказа «Каштанка» — страстный призыв автора к гуманизму и уважению в отношениях людей и животных.
Анализ произведения Каштанка 2
Рассказ «Каштанка» Антон Павлович Чехов написал в 1887 году. Опубликовали его в газете «Новое время». Главная героиня произведения – собачонка Каштанка. Милое существо – помесь таксы и дворняжки, с лисьей мордочкой. Это не просто рассказ о жизни собаки. Это описание отношений между животным и человеком, дружбы четвероногих. Рассказ о преданность собаки. Жила Каштанка в доме мастера – столяра Луки Александровича и сына его Федора. И хотя питание было скудное, иногда приходилось довольствоваться остатками столярного клея, а игры Федюшки жестоки – Каштанка была очень предана своим хозяевам, не понимая слов, умела по выражению лица и по интонации понять их желания. Она имела свои представления о людях. Делила их на заказчиков и хозяев. Заказчиков она спокойно хватала за ноги, а вот от хозяев терпеливо переносила даже побои. Нередко по ночам она видела сны, не всегда добрые. Каштанка была довольна жизнью, любила хозяев. Но однажды все это рухнуло, следуя за выпившим столяром, Каштанка заблудилась. Она пыталась найти Луку Александровича, но все попытки были тщетны. Собачонка сильно устала, замерзла и хотела есть. В таком состоянии ее подобрал прохожий и привел домой. Так она попала в дом циркового клоуна, где ей дали другое имя – Тетка. Каштанка обрела новую семью. Кроме нее в доме жили кот Иван Иваныч, гусь Федор Тимофеевич, а на подворье жила свинья Хавронья. Все они были артистами цирка. Каштанка каждый день наблюдала как клоун и животные репетировали. К собачонке в доме относились хорошо, гусь разрешал, есть из своей миски. Но она сильно тосковала по старой жизни. В доме нового хозяина Тетка познала не только радость, но и горечь утраты. Умер Федор Тимофеевич, в цирке на него наступила лошадь. Мистер Жорж начал учить собачонку трюкам, готовить ее к выступлению на манеже. Она была талантливой ученицей, все команды выполняла с удовольствием. Наступил день премьеры, хозяин взял ее в цирк, где было много странных, незнакомых животных. Попав на манеж, Тетка сначала растерялась, ей открылся новый необычный мир, где было много света и чужих лиц. Услышав спокойный голос хозяина, она успокоилась и начала исполнять трюки. Зрители рукоплескали. И вдруг среди оваций и смеха раздался голос, который нельзя было спутать ни с каким другим. Это был Федюшка, который пришел на представление с Лукой Александровичем. Не помня себя от радости, Тетка устремилась к таким родным и близким. Собачонка вновь обрела свое имя, и старых друзей. Домой они возвращались вместе, Каштанка бежала у ног хозяина. Жизнь в доме клоуна оставила в ее душе приятные воспоминания, но она была предана Федору и Луке Александровичу.
4 класс
Анализ по произведению Каштанка
Основным персонажем произведения является небольшая собачка по кличке Каштанка, через восприятие которой ведется повествование рассказа.
Писатель представляет Каштанку в образе настоящего живого существа, отличающегося собственным душевным состоянием, способным на переживания, предаваясь отчаянию, испытывая тревожные моменты, тоскуя и радуясь.
Каштанка на всем протяжении повествования описывается в различных изображениях в виде порой ласкового, угрюмого, сердитого, резвого пса, а иногда плачущей, восторженной собачонки.
Писатель использует художественные приемы, раскрывая отдельные частные факты и явления, для отображения своеобразного жизненного опыта собаки, которая в своем сознании подразделяет всех людей на хозяина и заказчика. Обстановку в доме подобравшего Каштанку циркового клоуна собака воспринимает в качестве бедной, хотя в доме нового хозяина присутствует богатое убранство в виде ковров, диванов, кресел. Обстановка же прежних хозяев, столяра Луки Александровича и его сына Федюшки, Каштанка воспринимает как самую прекрасную, правда в ней имеются лишь столярная стружка, инструменты и примитивные предметы.
Для изображения примитивных собачьих представлений писатель пользуется методами сравнения и употребляет слова, доступные и привычные, с его точки зрения, Каштанке, сознательно не применяя всем известные выражения, заменяя их на собачье описание, известное ей из собственной жизни. Кроме этого, автор комически изображает мыслительный процесс собачки, переносящей свои представления на человеческие чувства, в сцене ночного беспокойства Каштанки о возможности обнаружения хозяином спрятанной ею в пыли шкафа куриной лапки и страха от потери любимого лакомства.
С особой выразительностью описываются в рассказе тонкие запахи, различающиеся Каштанкой с ее сильным собачьим обонянием, а также различные поведенческие манеры животных, обитающих совместно с Каштанкой у циркового клоуна, как-то ленивый и флегматичный кот, болтливый гусь, добродушная и веселая свинья.
Раскрывая образ главной героини произведения, Каштанки, писатель создает в виде второстепенных образов рассказа ярких представителей человеческого мира, с которыми встречается собака на своем жизненном пути, включая доброго и заботливого дрессировщика, вечно пьяного столяра, шаловливого мальчика.
Каштанка (рассказ)
Рассказ заметили и оценили современники. Я. П. Полонский в 1888 г сообщил писателю, что его рассказ в Петербурге нравится всем.
И.Л. Леонтьев писал Чехову в 1887 году: «Ваша« Каштанка »действительно невероятно милая и (на ухо!), Если бы финал не был так скомкан и немного подправлен в деталях, это был бы один из ваших шедевров. Поэтому или почему к другому, но меня это тронуло меньше, чем должно быть по сути».
Положительные отзывы о рассказе написали В.А. Гольцев, М.О. Меньшиков, О.Р. Васильева, профессор-невропатолог Г.И. Россолимо и другие. Только Р.А. Дистерло, имея в виду Каштанку, упрекнул писателя в поверхностном отношении к жизни.
Выход отдельного издания рассказа в 1892 году ознаменовался волной положительных отзывов. В. Н. Сторожев в своей рецензии, подписанной инициалами В. Н. С и опубликованной в журнале «Библиографические заметки», констатировал, что «Каштанка» — это «красивая история для детства, рассказ, написанный со вкусом, тактом, хорошим образным языком, чуждый любому фальшивка под детский диалект ». По мнению рецензента,« Каштанку »можно« представить как образец легкой и веселой детской сказки, которую с интересом может рассказать взрослый в свободное время ». Иллюстрации к рассказу Работа художника С.С. Соломко 5 получила особую похвалу литературного критика.
Автор «Библиографических заметок» в газете «Русские ведомости», подписанных буквами SS, считает, что «легкий юмор придает рассказу еще более привлекательный характер». С его точки зрения, «либретто можно считать одним из интересных явлений нашей детской литературы, очень бедной хорошими произведениями» 5.
Н.Е. Эфрос, опубликовавший свою рецензию в газете «Вести дня» (1892, № 3118) под псевдонимом «Dt», не просто детская басня: «.. слишком много красивых украшений, рассчитанных не на понимание детей слишком много красивых, чисто чеховских деталей, которые доставят вам эстетическое удовольствие и, возможно, вызовут зевок у вашего юного наследника ». В качестве примера такого рассуждения критик привел главу рассказа« Беспокойная ночь ». При этом он добавил: «Между тем, эти страницы будут вам интереснее; вы непроизвольно ощутите всю их глубокую правду и в своеобразно окрашенном животном настроении узнаете то, что, возможно, не раз испытывали вы сами. Кстати, вы помните несколько похожих страниц из «Скучной истории» Ана. П. Чехов — и вы увидите, сколько в них общего, несмотря на всю разницу в характерах (неизбежно нужно присвоить это почтенное звание ученикам Дурова)… »5
Характеристика героев
Среди главных героев произведения есть и животные, и люди.
Их описание и характеристика:
- Каштанка — рыжая собака, помесь таксы и дворняги, похожая на лисицу. Автор наделяет её человеческими качествами — умением рассуждать, оценивать, сравнивать, сопереживать, благодарить за заботу. В зависимости от ситуации ею овладевают различные эмоции — радость, восхищение, тоска, отчаяние, испуг, волнение. Она умная, добрая, преданная, любопытная, а также талантливая, ведь легко поддаётся дрессировке. В этом отражается её желание отблагодарить человека за доброту. С другими животными героиня старается жить в дружбе. Собачка не выносит громкой музыки. Это становится причиной, по которой она теряется на улице.
- Лука Александрыч — столяр, который на первый взгляд может показаться грубым и неотёсанным. Но это простой труженик, который много времени проводит за верстаком и сам доставляет заказы по адресам, тем самым зарабатывая на жизнь себе и сынишке. Любит выпить в трактирах, а когда выпьет и подобреет, разговаривает с Каштанкой, называя её «насекомым существом». Больше ему почти не с кем поговорить по душам. Когда он видит свою питомицу в цирке, радости его нет предела.
- Федюшка — маленький сын Луки Александрыча, который довольно жестоко играл с Каштанкой, но не со зла, а желая позабавиться. Он тоже очень любил собаку и радовался, когда она нашлась.
- Незнакомец — цирковой артист, работающий под псевдонимом Месье Жорж. Это коротенький и толстенький человек с бритым пухлым лицом. Носит цилиндр и шубу. Любит животных, относится к ним хорошо, с заботой, кормит их и сильно переживает, если с ними что-то случается.
- Гусь Иван Иваныч — шумный, любящий что-то быстро и горячо говорить, из-за чего сначала кажется Каштанке очень умным. Но со временем она находит его речи пустыми, не обращая на них внимания. Гусь погибает, попав под ноги лошади.
- Белый кот Фёдор Тимофеич — старый, ленивый, любящий поспать, всем своим видом показывающий, что его в этой жизни ничто не интересует. Пренебрежительно относится к цирковому искусству, но всё же нехотя выполняет приказания.
- Хавронья Ивановна — свинья, которая живёт в сарае и тоже участвует в цирковых номерах.
Анализ текста
Антон Павлович Чехов всю жизнь очень хорошо относился к детям. Он считал, что с ними нужно говорить не хуже, чем со взрослыми, но при этом использовать доступный язык, который им понятен. Своими работами автор постарался не только рассказать интересную историю, но и попытался передать основной смысл. Писатель традиционно использовал жанр — реализм
В повести «Каштанка» главная тема — отношения человека и животного. В тексте считается важным, сколько строк автор посвятил чувству сострадания. Именно это помогло главному герою не рассердиться и проявить к собаке сочувствие.
Идея рассказа — беззаветная любовь, которая ничего не требует взамен, наполняет душу теплом и делает счастливыми абсолютно всех. А.П. Чехов учит своим творением быть лояльным и внимательным по отношению к другим. Чтобы животное было счастливым, его нужно освободить, и только тогда вы сможете почувствовать истинную преданность и преданность наших младших братьев и сестер.
При чтении рассказа или разделении его по плану одновременно выявляются несколько основных проблем, а именно:
- ответственность;
- доброта;
- сочувствие;
- восприятие.
История создания произведения
Рассказ впервые был опубликован в газете «Новое время» в канун Рождества в 1887 году. При жизни автора он был переведен на чешский, немецкий и венгерский языки. Выдвигается несколько версий истории «Каштанки»:
- после выхода произведения критик В. В. Билибин говорил автору о том, что Лейкин утверждал, будто бы идея произведения принадлежала ему;
- артист цирка В. Л. Дуров полагал, что прототипом рассказа стала история, произошедшая с его собакой;
- писатель и актер В. А. Гиляровский отмечал, что Чехова вдохновило сообщение артиста Васи Григорьева, в котором шла речь о собаке, попавшей в тамбовский цирк;
- по воспоминаниям друга писателя Е. Т. Ефимьева, прототипом послужила его собака, которая часто сопровождала приятелей во время прогулок на берегу моря.
На жанр и направление произведения значительное влияние оказала любовь Чехова к детям. Автор трепетно относился к младшему поколению и считал, что вести разговоры с ребятами нужно, как со взрослыми, но доступным языком с использованием литературных форм. Наиболее подходящим жанром, впитавшим элементы романтики и фантастики, является сказка. Свое произведение Чехов характеризует как «сказка из собачьей жизни». Оно выполнено в реализме — традиционном для автора направлении.
Короткий пересказ «Каштанки» Чехова
Краткое содержание А.П. Чехова «Каштанка:
Пропавшую собаку держит артист цирка. Он начинает дрессировать собаку, но в дебюте Каштанки знакомится с бывшими хозяевами и уезжает с ними.
Каштанка — молодая рыжая собака, помесь таксы и дворняги, бродит по улице и пытается найти своего хозяина. Его хозяин, плотник Лука Александрович, пропал, и животное не может атаковать его следы.
Когда совсем стемнеет, у входа засыпает плачущая Каштанка. Он просыпается от стука в открытую дверь. Человек, открывающий дверь, зовет собаку к себе домой, где кормит ее и дает подстилку для сна. Так у Каштанки появился новый хозяин.
Проснувшись, Каштанка начинает осматривать свой новый дом. За одной из дверей небольшая комната с грязными обоями. В этой комнате собака сталкивается с гусем и кошкой. Они начинают шипеть на нее.
Возникает небольшая драка, в результате которой Каштанка получает лапу по голове от кошки и удары гуся клювом в спину. Беспорядок закончился внезапным появлением хозяина. По его команде животные успокаиваются и занимают свои места.
Вскоре после этого мужчина возвращается и приносит странную вещь в форме буквы P, на перекладине которой висит колокольчик и привязан пистолет. По команде человека гусь Иван Иванович начинает выполнять различные трюки, за которыми с увлечением наблюдает собака. Потом хозяин зовет Хавронью Ивановну, и в комнате появляется очень некрасивая и очень добродушная черная свинья.
Следующий трюк, получивший название «египетская пирамида», исполняет гусь вместе со свиньей и кошкой Федор Тимофеевич. С этого момента Каштанка начинает жить в этой комнате в компании Ивана Ивановича и Федора Тимофеевича, сама собака получает новое имя — тётя.
Проходит месяц. Хозяин говорит, что ей тоже пора учиться. Он хочет сделать из собаки художника. Уроки идут хорошо, Каштанка легко делает то, что от нее хочет. Довольный человек отмечает талант своего нового подопечного.
Однажды вечером Каштанка пытается заснуть, но тут раздается гусиный крик. Приходит хозяин и выясняется, что гуся днём затоптала лошадь. Иван Иванич умирает. Смерть гуся очень огорчает человека, и на его глазах появляются слезы. Тетя и Федор Тимофеевич, ничего не понимая, цепляются за мужчину.
В один прекрасный вечер хозяин приводит с собой собаку и кошку. Он понимает, что ничего не доказано, и готов рано потерпеть неудачу. Мужчина отвозит животных в цирк, где работает клоуном под псевдонимом Mister Georges. В раздевалке наденьте костюм клоуна, поместите кошку и собаку в чемодан и выйдите на арену. Шоу начинается.
Мистер Жорж приказывает собаке сесть, что она и делает, и приглашает Федора Тимофеевича танцевать, затем клоун начинает играть на свирели, а собаке отводится роль певца, воющего под его аккомпанемент. На особенно высокой ноте кто-то удивленно вскакивает в аудитории. Это бывший хозяин Лука Александрович вместе с сыном Федюшкой. Каштанкой начинают называть ее старым именем, а она бежит к ним.
Через полчаса Каштанка идет по улице за своими старыми хозяевами, от которых хорошо пахнет клеем и краской.
Анализ прочитанного
План пересказа «Каштанки» позволено составить так, как удобно школьнику. Он может состоять из любого количества пунктов и станет подсказкой во время ответа учителю. Примерное содержание плана:
- Случайно потерялась.
- Страдания у подъезда.
- Встреча с незнакомцем.
- Ласка и возможность съесть ужин.
- Знакомство с гусем и котом.
- Египетская пирамида.
- Упорные тренировки.
- Смерть гуся.
- На арене под псевдонимом Тетка.
- Возвращение к прежнему хозяину.
При анализе «Каштанки» важное значение имеет вопрос, почему собака вернулась к прежнему хозяину. В начале рассказа автор дает понять, что обращение с ней в старом доме было довольно жестоким. Хозяин ее бил, называл «треклятой», «холерой»
Его сын тоже причинял животному много боли во время игр. Жизнь в новой семье у дрессировщика гораздо приятнее и комфортней. Здесь Тетку берегут и хорошо кормят. Однако она продолжает вспоминать прежнюю неприятную жизнь
Хозяин ее бил, называл «треклятой», «холерой». Его сын тоже причинял животному много боли во время игр. Жизнь в новой семье у дрессировщика гораздо приятнее и комфортней. Здесь Тетку берегут и хорошо кормят. Однако она продолжает вспоминать прежнюю неприятную жизнь.
Автор высказывает точку зрения, что такое поведение допустимо для животных, но не для людей. Однако многие не стремятся к переменам и живут по-старому годами. Их не устраивает нынешняя ситуация, но если волею судьбы им приходится попасть в лучшие условия, они стремятся вернуться.
На выбор главной героини можно посмотреть и по-другому. На новом месте ее окружают дрессированные животные, о которых заботятся. Однако они несвободны, расплачиваются тяжелым трудом за сытную жизнь. Каштанка выбрала волю, но не исключено, что ее снова ждут побои и голодное существование.
Анализ произведения Каштанка 2
Рассказ «Каштанка» Антон Павлович Чехов написал в 1887 году. Опубликовали его в газете «Новое время». Главная героиня произведения – собачонка Каштанка. Милое существо – помесь таксы и дворняжки, с лисьей мордочкой. Это не просто рассказ о жизни собаки. Это описание отношений между животным и человеком, дружбы четвероногих. Рассказ о преданность собаки. Жила Каштанка в доме мастера – столяра Луки Александровича и сына его Федора. И хотя питание было скудное, иногда приходилось довольствоваться остатками столярного клея, а игры Федюшки жестоки – Каштанка была очень предана своим хозяевам, не понимая слов, умела по выражению лица и по интонации понять их желания. Она имела свои представления о людях. Делила их на заказчиков и хозяев. Заказчиков она спокойно хватала за ноги, а вот от хозяев терпеливо переносила даже побои. Нередко по ночам она видела сны, не всегда добрые. Каштанка была довольна жизнью, любила хозяев. Но однажды все это рухнуло, следуя за выпившим столяром, Каштанка заблудилась. Она пыталась найти Луку Александровича, но все попытки были тщетны. Собачонка сильно устала, замерзла и хотела есть. В таком состоянии ее подобрал прохожий и привел домой. Так она попала в дом циркового клоуна, где ей дали другое имя – Тетка. Каштанка обрела новую семью. Кроме нее в доме жили кот Иван Иваныч, гусь Федор Тимофеевич, а на подворье жила свинья Хавронья. Все они были артистами цирка. Каштанка каждый день наблюдала как клоун и животные репетировали. К собачонке в доме относились хорошо, гусь разрешал, есть из своей миски. Но она сильно тосковала по старой жизни. В доме нового хозяина Тетка познала не только радость, но и горечь утраты. Умер Федор Тимофеевич, в цирке на него наступила лошадь. Мистер Жорж начал учить собачонку трюкам, готовить ее к выступлению на манеже. Она была талантливой ученицей, все команды выполняла с удовольствием. Наступил день премьеры, хозяин взял ее в цирк, где было много странных, незнакомых животных. Попав на манеж, Тетка сначала растерялась, ей открылся новый необычный мир, где было много света и чужих лиц. Услышав спокойный голос хозяина, она успокоилась и начала исполнять трюки. Зрители рукоплескали. И вдруг среди оваций и смеха раздался голос, который нельзя было спутать ни с каким другим. Это был Федюшка, который пришел на представление с Лукой Александровичем. Не помня себя от радости, Тетка устремилась к таким родным и близким. Собачонка вновь обрела свое имя, и старых друзей. Домой они возвращались вместе, Каштанка бежала у ног хозяина. Жизнь в доме клоуна оставила в ее душе приятные воспоминания, но она была предана Федору и Луке Александровичу.
4 класс
Чему учит?
А.П
Чехов вкладывает в рассказ «Каштанка» определенную мораль, а именно важность понимания того, какими должны быть взаимоотношения между людьми и животными. В них нет места безразличию и угнетению, в них должны быть только верность, искренность и забота. Животным необходимо все это, как и людям
Однако людям нужно не забывать ценить преданность своих маленьких друзей, чтобы не лишиться их
Животным необходимо все это, как и людям. Однако людям нужно не забывать ценить преданность своих маленьких друзей, чтобы не лишиться их.
Вывод Чехова прост: дарите любовь тем, кто Вам близок, ведь они отвечают Вам тем же. Та же Каштанка достойна любви и заботы, а не пинков хозяина. Он не ценил ее преданность, а зря, ведь животное в своей верности превосходит многих человекообразных.
Сюжет рассказа «Каштанка» по главам
Краткое содержание Чехов «Каштанка» с описанием каждой главы:
Глава 1
С утра хозяин собаки Каштанки, столяр Лука Александрыч, взял ее с собой и пошел к заказчику. По дороге мужчина не единожды заходил в трактир и к знакомым. Когда столяр с собакой оказались на «незнакомом тротуаре», мужчина уже был изрядно пьян. Мимо них прошел полк солдат, играя на ходу. Каштанка, не вынося музыки, «заметалась и завыла» и «бросилась через дорогу на другой тротуар». Когда она опомнилась, хозяина уже не было – ей не удалось его отыскать даже по следу. «Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас».
Глава 2
Каштанка «от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту». Неожиданно к ней подошел какой-то мужчина и позвал собаку за собой. «Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой светлой комнате». Незнакомец ел и бросал Каштанке лакомые кусочки.
Перед сном незнакомец принес маленький матрасик, положил его у дивана и сказал собаке спать на нем. Каштанка разлеглась на матрасике и с грустью вспомнила Луку Александрыча и Федюшку. Мальчик «заставлял ее ходить на задних лапах», сильно дергал за хвост, «давал ей нюхать табаку». Особенно мучительно было, когда Федюшка давал собаке, привязанный на ниточку кусок мяса, а затем «с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка». Постепенно Каштанка заснула.
Глава 3
«Когда Каштанка проснулась, было уже светло». Она обнюхала все углы в комнате, зашла в спальню незнакомца, а затем и в ведущую оттуда маленькую комнатку. Там собака «увидела нечто неожиданное и страшное» – на нее, шипя и растопырив крылья, шел серый гусь. В стороне на матрасике лежал белый кот. Увидев Каштанку, он вскочил и тоже зашипел. Каштанка залаяла на кота, и тот ударил ее лапой. Услышав шум, проснулся мужчина и разогнал животных.
Незнакомец называл кота Федот Тимофеич, а гуся Иван Иваныч. Каштанку мужчина назвал Тетка.
Глава 4
Немного погодя незнакомец и принес какую-то «странную вещь, похожую на ворота и на букву П. На перекладине этого деревянного, грубо сколоченного П висел колокол и был привязан пистолет». По команде мужчины гусь выполнял всяческие трюки: кланялся, делал реверанс, прыгал через барьер и сквозь обруч, прикидывался мертвым, дергая за специальные веревки, стрелял из револьвера и звонил в колокол.
Затем незнакомец попросил старуху позвать Хавронью Ивановну. Женщина впустила «черную, очень некрасивую свинью». По команде незнакомца животные изображали «египетскую пирамиду»: гусь взбирался на свинью, а кот на гуся. Потом мужчина учил ездить Ивана Иваныча на коте, а кота курить.
Глава 5
Каждый день незнакомец по три-четыре часа тренировал животных. По вечерам мужчина обычно куда-то уезжал с котом и гусем.
Когда Каштанка «совсем уже свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса», хозяин сказал, что будет и из нее делать «артистку». Мужчина научил ее стоять, ходить и прыгать на задних лапах, а затем плясать, «бегать на корде», выть под музыку, звонить, стрелять и даже заменять кота в «египетской пирамиде».
Глава 6
Тетка проснулась от пронзительного крика Ивана Иваныча. Гусь умирал – днем на него наступила лошадь. Расстроенный хозяин пытался напоить гуся водой, но голова птицы «так и осталась лежать в блюдечке». «Когда совсем рассвело, пришел дворник, взял гуся за лапы и унес его куда-то».
Глава 7
«В один прекрасный вечер» хозяин взял с собой Тетку и Федора Тимофеевича: собака должна была заменить покойного Ивана Иваныча. Мужчина сильно переживал, что номер не выучен, было мало репетиций и ничего не получится. Они приехали к «большому странному дому, похожему на супник». Зайдя с животными в маленькую серую комнатку, хозяин загримировался, надел парик и костюм клоуна.
Пришло время выступления хозяина, или как его объявили, M‑r Жоржа. Мужчина спрятал животных в чемодан и вышел. В начале представления мужчина открыл чемодан. Выскочившая Каштанка «забегала вокруг своего хозяина и залилась звонким лаем». Помня предыдущие уроки, собака начала выполнять команды мужчины.
Неожиданно посреди выступления где-то наверху «кто-то громко ахнул» и позвал Каштанку. Собака узнала в кричавших своих бывших хозяев и быстро побежала к галерке. «Спустя полчаса Каштанка шла уже по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком». Все случившееся: учение, цирк «представлялось ей теперь, как длинный, перепутанный, тяжелый сон…».
«Злоумышленник» – юмористический рассказ, в котором писатель поднял глобальные проблемы России образца XIX века: халатность, безответственность, недобросовестное отношение к государственной собственности. В этой статье представлено краткое содержание «Злоумышленника» А. П. Чехова.