Герои романа Мастера
Иешуа Га-Ноцри
Иешуа ха-Ноцри — одинокий странствующий философ. Он проповедует людям о человечности, доброте и верит, что все люди без исключения от природы добры. Иешуа ха-Ноцри представлен автором как идеальный человек, очень добрый, умный, культурный и искренний. Он мужественен, выражает свои убеждения и не боится сказать правду Понтию Пилату. Иешуа утверждал, что со временем он потеряет свою власть, и все обретут мир и справедливость.
Нажмите здесь для получения подробного рассказа о Иешуа Ханоцли.
Понтий Пилат
Понтий Пилат был римским губернатором Иудеи. Этот жестокий человек страдает от одиночества из-за своего высокого положения в обществе и из-за того, что он ни с кем не дружит. Для людей он только хозяин, и только для своей собаки Банги является настоящим другом. Понтий Пилат — человек созерцательный и философский. После того, как ему пришлось согласиться на казнь Иешуа ха-Ноцри, его замучила совесть. Он постоянно думает об этом странствующем философе и его проповеди. Иешуа пожалел Понтия Пилата и попросил Воланда лишить его вечного одиночества. Позже Пилат и Иешуа шли по освещенной луной дорожке и вели дружескую беседу.
Более подробную информацию о Понтии Пилате см.
Левий Матвей
Левий Матфей был сборщиком налогов, но когда он встретил Иешуа ха-Ноцри, то начал делиться своими взглядами на жизнь. Левий стал считать себя учеником этого человека и записывал его высказывания, но объяснял их не очень правильно. Он переживает, что не смог предотвратить смерть своего учителя, и хочет отомстить Иуде за его смерть.
Иуда из Кириафа
Иуда из Кириафа — красивый молодой человек. Этот провокатор проник в тайну Иешуа ха-Ноцри, пригласил его к себе домой и попросил высказать свои взгляды на государственную власть при тайных свидетелях. Затем Иешуа был схвачен и заключен в тюрьму. Но Иуда поплатился за свое предательство — по тайному приказу Понтия Пилата он был убит.
Мастер и Маргарита герои романа М.А. Булгакова
Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель.Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года, в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.
Мастер и Маргарита герои романа
Мастер литератор, написавший роман о Понтии Пилате, в котором интерпретированы события, описанные в Евангелии. Это человек, который оказался не приспособлен жить в том времени, в котором родился. В последствии доведенный до отчаяния литературными критиками мастер оказывается в психиатрической лечебнице.
Подробнее
Маргарита красивая женщина, которая живет с нелюбимым мужем. Маргарита страдает от своей хорошей, обеспеченной, но пустой жизни. Случайно на улицах столицы она встречает Мастера, и влюбляется в него. Именно она первой сказала Мастеру о том, что он написал гениальное произведение, которое ждет успех. После того, как Мастер пропал, Маргарита принимает приглашение сатаны стать королевой бала, чтобы иметь возможность его вернуть.
Подробнее
Воланд дьявол, который оказывается в Москве и представляется профессором черной магии и историком.
Фагот (Коровьев) член свиты Воланда. Рыцарь, который должен постоянно быть в свите сатаны в наказание за то, что однажды отпустил неудачную шутку по поводу света и тьмы. Исследователи свидетельствуют, что на создание этого персонажа Булгакова вдохновила повесть Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», где одним из героев является некто Коровкин, очень похожий по характеристикам на Коровьева.
Азазелло тоже участвует в свите. Это демон, с уродливой внешностью. Его прототипом является падший ангел Азазель.
Кот Бегемот дух, который следует за Воландом в составе его свиты. Обычно принимает облик окта, или полного человека, который внешне очень на него похож. Этот персонаж создавался на основе описания демона Бегемота, который был известен распутничеством, обжорством и способностью принимать вид больших зверей.
Гелла ведьма-вампир, которая ходила нагой. Она была очень красива, но имела уродливый шрам на шее.
Берлиоз, Михаил Александрович член МАССОЛИТа, писатель. Довольно образованный и скептически настроенный человек. Жил в нехорошей квартире на улице Садовой. При встрече с Воландом не поверил в предсказание собственной смерти, которая, тем не менее, случилась.
Бездомный, Иван Николаевич поэт, который занят сочинением антирелигиозной поэмы
Именно ее обсуждение с Берлиозом в парке и привлекло внимание сатаны. Он стал свидетелем смерти Берлиоза и пытался преследовать Воланда, но попал в сумасшедший дом.
Лиходеев Степан Богданович директор Варьете, в котором Воланд, назвавшись профессором магии, планирует «выступление»
Лиходеев известен как пьяница, бездельник и любитель женщин.
Босой Никанор Иванович человек, занимавший должность председателя жилтоварищества на Садовой улице. Жадный вор, который накануне присвоил часть денег из кассы товарищества. Коровьев предлагает ему заключить договор о сдачи «нехорошей» квартиры гастролеру Воланду и дает взятку. После этого полученные купюры оказываются иностранной валютой. По звонку Коровьева взяточника забирают в НКВД, откуда он попадает в сумасшедший дом.
Алоизий Могарыч знакомый Мастера, который написал на него ложный донос, чтобы присвоить его квартиру. Свита Воланда выгнала его из квартиры, а после суда сатаны он покинул Москву, оказавшись у Вятки. Позже вернулся в столицу и занял должность финдиректора Варьете.
Аннушка спекулянтка. Именно она разбила емкость с купленным подсолнечным маслом на переходе через трамвайные рельсы, что и послужило причиной смерти Берлиоза.
Фрида грешница, которую пригласили на бал к сатане. Она убила нежеланного ребенка, задушив платком, и закопала. С тех пор каждое утро ей приносят этот платок.
Понтий Пилат Пятый прокуратор Иудеи в Иерусалиме, жесток и властен, но он стал симпатизировать к странствующему философу, приведенному на допрос. Он предпринимал попытки остановить казнь, но не довел дело до конца, о чем жалел всю оставшуюся жизнь.
Иешуа Га-Ноцри персонаж, который проводит время в странствованиях и философствовании. Не похож на евангельский образ Иисуса Христа. Отрицает сопротивление злу насилием и не знает, какую цель он преследует в жизни.
Темы
Главная тема произведения — это тема противостояния добра и зла. Данная философия борьбы проходит практически через каждую страницу романа.
Больше роль также играет и тема любви, которую мы видим на примере Мастера и Маргариты. На примере этой пары мы видим настоящую силу, борьбу и самоотверженность в борьбе за это искреннее и настоящее чувство.
Не обходит стороной автор и людские пороки, которые так наглядно демонстрирует Воланд. Он раскрывает такие человеческие качества, как: алчность, лицемерие, трусость, невежество, эгоизм и так далее. Он буквально насмехается над человеческим грехом, устраивая людям своеобразное покаяние.
Еще одна важная тема произведения — историко-философская. На примере параллельного повествования из двух эпох, автор наглядно демонстрирует то, что во все времена народ совершал одни и те же ошибки, а история имеет свойство повторяться. Людям мешает трусость избавиться от несправедливости и произвола, происходящего вокруг. Причем это касается людей не зависимо от их статуса и занимаемой должности.
Московский мир
В московских главах романа есть множество интересных персонажей. Некоторые из них принадлежали к дому литераторов, другие работали в театре или были связаны с главными героями. Наиболее интересные личности:
- Алоизий Магарыч;
- барон Майгель;
- Берлиоз;
- Лиходеев;
- Семплеяров;
- Наташа.
Могарыч — новый сосед Мастера, завистливый и лживый человек. Именно он написал донос на своего друга. Барон Майгель работал в зрелищной комиссии, но на самом деле был шпионом и следил за Воландом.
Берлиоз — председатель правления МАССОЛИТа, литератор и редактор. Он отрицал существование Христа и говорил, что человек не может внезапно умереть. Но сам погиб под трамваем, как и предсказывал Воланд.
Лиходеев — директор театра. Это пьющий человек, он любит развлечения и гулянки. Семплеяров Аркадий Аполлонович занимал должность председателя акустической комиссии. Он настаивал на разоблачение фокусов Воланда, показанных в театре. Наташа — это домработница Маргариты, она воспользовалась остатками крема и превратилась в ведьму. Но до этого была доброй трудолюбивой девушкой.
Роман Булгакова поражает своей неординарностью. А его персонажи отличаются необычными характерами. Переплетение московских глав с описанием сцен, происходящих в Иудее, заставляет читателей сравнивать два поколения людей.
Все герои романа “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова важны для целостного восприятия произведения, а персонажи, именами которых и назван роман, вообще появились в сюжете лишь спустя 10 лет работы над книгой. При этом анализ произведения и характеристика героев осложняются тем, что здесь присутствует “роман в романе” – книга, которую пишет сам Мастер.
Композиция
Булгаков в романе применил такой композиционный прием как роман в романе. «Московские» главы сочетаются с «пилатовскими», то есть с произведением самого Мастера. Автор проводит параллель между ними, показывая, что не время меняет человека, а только он сам способен изменить себя. Постоянная работа над собой – это титанический труд, с которым не справился Пилат, за что и был обречен на вечные душевные страдания. Мотивами обоих романов являются поиск свободы, истины, борьба добра и зла в душе. Каждый может совершать ошибки, но человек постоянно должен тянуться к свету; только это может сделать его по-настоящему свободным.
Тема творчества
Мастер живет в столице 30- х годов. В этот период строится социализм, устанавливаются новые порядки, резко перезагружаются моральные и нравственные нормы. Здесь рождается и новая литература, с которой на страницах романа мы знакомимся посредством Берлиоза, Ивана Бездомного, членов Массолита. Путь главного героя сложен и тернист, как и у самого Булгакова, однако он сохраняет чистое сердце, доброту, честность, способность любить и пишет роман о Понтии Пилате, содержащий все те важные проблемы, которые должен решать для себя каждый человек поколения нынешнего или же будущего. В основе его лежит нравственный закон, скрывающийся внутри каждой личности; и только он, а не страх божьего возмездия, способен определять поступки людей. Духовный мир Мастера тонок и прекрасен, ведь он истинный художник.
Однако истинное творчество гонимо и зачастую становится признанным только после смерти автора. Репрессии, касающиеся независимого художника в СССР, поражают своей жестокостью: от идеологической травли до фактического признания человека сумасшедшим. Так затыкали рты многим друзьям Булгакова, ему и самому пришлось нелегко. Свобода слова оборачивалась тюремным заключением, а то и вовсе смертельной казнью, как в Иудее. Эта параллель с Древним миром подчеркивает отсталость и первобытную дикость «нового» общества. Хорошо забытое старое стало основой политики в отношении искусства.
Второстепенные персонажи
В данной таблице приведена краткая характеристика героев, которая может быть использована для рассказа о произведении Булгакова на уроке литературы.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Мастер и Маргарита»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»
для самых компанейских —
Главные герои «Мастер и Маргарита»
для самых занятых —
Читательский дневник «Мастер и Маргарита»
для самых любопытных —
Анализ «Мастер и Маргарита» Булгаков
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы декабря для 11 класса:
Аргументы «Равнодушие — это наивысшая жестокость»
Анализ стихотворения «Русь Советская» Есенина
Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского
Лирический герой Лермонтова
Анализ «Анна Снегина» Есенин
Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» Есенина
Краткое содержание «12 стульев»
Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина
Мечта
Анализ стихотворения «Жираф» Гумилёва
Основная мысль произведения
Данное произведение неоднократно пытались трактовать с разных сторон, поэтому однозначного мнения попросту не существует. В центре произведения находится тема извечной борьбы добра со злом. Булгаков считает, что добро и зло занимаю одинаковое место как в природе, так и в человеческих сердцах. Это объясняет как появление Воланда, который является сосредоточением зла, так и появлением Иешуа, который воплотил в себе всю доброту человечества. Добро и зло, свет и тьма настолько тесно сплелись воедино, что невозможно четко отделить их одно от другого. Например, Воланд карает людей по законам справедливости, в то время, как Иешуа прощает их вопреки всему. Благодаря этому и существует равновесие.
Многовековая борьба идет не только за людские души. Автор на протяжении всего произведения говорит о необходимости тянуться к свету. Ведь только так можно обрести настоящую свободу. Важным моментом произведения является то, что героев, которые скованны житейскими мелочными страстями, автор наказывает. Например, Понтия Пилата он обрекает на вечные муки совести, а жителей столицы — посредством проделок дьявола. Других же героев он превозносит. Маргарита и ее любимый Мастер получаю долгожданный покой, Иешуа удостаивается Света за свою преданность и верность собственным убеждениям.
Стоит также отметить, что данное произведение великолепно раскрывает линию любви. На примере Маргариты он показывает, как выглядит настоящая, искренняя любовь, которая способна преодолеть любые преграды и испытания. Мастер и Маргарита являются собирательными образами преданного своему делу мужчины и верной чувствам женщины.
Действующие лица
Мастер — главный герой, писатель. Автор романа о Понтии Пилате.
Маргарита — возлюбленная Мастера.
Воланд — таинственный персонаж, в котором угадывается Сатана.
Иван Понырев (псевдоним — Бездомный) — поэт.
Свита Воланда — Азазелло (невысокий рыжий мужчина с клыками), Бегемот (маленький толстяк, он же — гигантский чёрный кот), Гелла (рыжая красавица-вампирша), Коровьев, он же Фагот (худощавый мужчина в клетчатом костюме и пенсне без одного стекла).
Сотрудники московского театра Варьете — Степан Лиходеев (директор), Григорий Римский (финансовый директор), Иван Варенуха (администратор), Василий Ласточкин (бухгалтер), Андрей Соков (буфетчик).
Персонажи романа Мастера — Иешуа Га-Ноцри (философ, считавший всех людей добрыми и распятый за свои убеждения), Понтий Пилат (пятый прокуратор Иудеи), Каифа (первосвященник), Левий Матвей (ученик Иешуа), Иуда из Кириафа (предатель), Низа (возлюбленная Иуды), Марк Крысобой (кентурион), Афраний (начальник тайной службы Понтия Пилата).
Прочие персонажи — Михаил Берлиоз (председатель МАССОЛИТа), Максим Поплавский (дядя Михаила Берлиоза), Алоизий Могарыч (лжедруг Мастера), Никифор Босой (председатель дома, в котором поселился Воланд со своей свитой), Стравинский (врач в клинике, куда поместили Ивана Бездомного), Бенгальский (конферансье), Латунский (литературный критик), Наташа (домработница Маргариты), Николай Иванович (сосед Маргариты).
Темы и проблемы
В романе «Мастер и Маргарита» автор затрагивает широкий круг проблем, таких как: свобода художника, проблема выбора, понимание добра и зла и тема воздаяния за совершенные поступки.
Булгаков на страницах произведения отразил свои мысли о творчестве. Он понимал, что художник не свободен, он не может творить лишь по велению своей души. Общество сковывает его, приписывает ему определенные рамки. Литература в 30-х годах подвергалась строжайшей цензуре, книги часто писались под заказ власти, отражение чего мы и увидим в МАССОЛИТе. Мастер не смог получить разрешения опубликовать свой роман о Понтии Пилате и о своем пребывании среди литературного общества того времени отзывался как о сущем аду. Герой, вдохновленный и талантливый, не смог понять его членов, продажных и поглощенных мелкими материальными заботами, так и они в свою очередь не смогли понять его. Поэтому Мастер и оказался за пределами этого богемного круга с неразрешенным к публикации трудом всей своей жизни.
Второй аспект проблемы творчества в романе – это ответственность автора за свое произведение, его судьбу. Мастер, разочаровавшись и окончательно отчаявшись, сжигает рукопись. Писатель же, по мнению Булгакова, должен добиваться правды посредством своего творчества, оно должно нести пользу обществу и действовать на благо. Герой, напротив, поступил малодушно.
Проблему выбора отражают главы, посвященные Пилату и Иешуа. Понтий Пилат, понимая необычность и ценность такого человека как Иешуа, отправляет того на казнь. Трусость – самый страшный порок. Прокуратор боялся ответственности, боялся наказания. Этот страх абсолютно заглушил в нем и симпатию к проповеднику, и голос разума, говорящей об уникальности и чистоте намерений Иешуа, и совесть. Последняя мучила его всю оставшуюся жизнь, а так же после смерти. Только в конце романа Пилату было позволено поговорить с Ним и освободиться.
Система образов Романа «Мастер и Маргарита»
Мастер и Маргарита Булгакова — шедевр русской литературы, который можно назвать энциклопедией времен писателя. В нем, как в зеркале, отражается нравы, быт, мораль советской России, где изображаются разные типы и характеры людей, олицетворяя не только лучшие, но и худшие, и даже темные стороны.
Роман Булгакова — это многоуровневый мир с множеством действующих лиц. Этих персонажей связывает в пространстве неуловимая нить. Структура работы писателя сложная и именно через систему образов в произведении Мастер и Маргарита, раскрывается закономерность романа.
Вообще роман писателя очень многолюден. Если верить исследователям, то в нем насчитывается около полутысячи человек, из которых больше ста пятидесяти имеют собственные имена. Остальные герои безымянные и коллективные, примером могут быть сотрудники организации или же зрители Варьете.
Двойники в романе
Читая работу писателя, мы понимаем, что здесь сосуществует два мира, я бы даже сказала три. Это мир Понтия Пилата и Иешуа, то есть древний ершалаимский мир. Это современная для писателя Москва, то есть Москва тридцатых годов двадцатого века. И третий мир — мир вечный потусторонний. Таким образом можно заметить двойников в романе Мастер и Маргарита, а то и триады персонажей, ведь мы видим три мира. Персонажи из разных миров имеют общие сходства как в поступках, целях и мотивациях, так и порой схожи внешне. Таким образом можно выделить следующие триады лиц, чью схожесть можно назвать неоспоримой. Итак, это Понтий Пилат, что имеет своих двойников в образах Стравинского и Воланда. Двойниками Афрания являются Федор Васильевич и Коровьев Фагот. Марк Крысобой имеет двойников в образах Арчиба Арчибльдовича и Азазелло. Следующая триада это Банга — Тузбубен — Бегемот. Двойники Иуды — это Алозий Могарыч и Барон Майгель. У Низы двойниками являются Наташа и Гелла. Соответственно они есть представителями древнего, современного и потустороннего миров.
Самое интересное в том, что в работе среди придуманной системы образов, сложно выделить главных героев. В этом и есть особенность романа. Скажете, главными героями являются Мастер и Маргарита, ведь их именами и названо произведение? Но эти герои появляются почти в средине всей сюжетной линии, да и не менее значимыми героями здесь являются Воланд и Иван Бездомный. К тому же свои герои имеются и в ершалаимском мире, где выделяет автор Иешуа и Понтия.
Как видим, роман многослойный, сложный, но несмотря на это, не ощущается разрозненности. Вся композиция, как и система образов в романе писателя целостная, что создается благодаря тем самым связующим нитям, которые связывают прошлое, настоящее и будущее.
Главные герои и их характеристика
Иешуа Га-Ноцри (Иисус Христос) — бродячий философ, который искренне уверен в том, что абсолютно каждый человек является добрым. Он уверен в том, что обязательно наступит момент, когда главной чертой человечества будет истина, поэтому в институтах власти просто не будет необходимости. Поскольку он проповедовал, то его обвинили в том, что он покушается на власть Кесаря, и приговорили к казни. Находясь на пороге смерти, герой прощает своих палачей. Он погиб, но так и не отрекся от собственных убеждений, отдал свою жизнь за людей, тем самым искупив их грехи, за это герой был удостоен Света. Автор показывает Иешуа реальным человеком, который состоит из плоти и крови, и прекрасно чувствует страх и боль. В его образе нет ничего мистического.
Понтий Пилат — прокуратор Иудеи, личность, которая вошла в историю. В Библии именно он судит Христа. Он является ярким примером того, что человек всегда стоит перед выбором и несет ответственность за собственные поступки. Когда он ведет допрос пленного, то понимает, что за героем нет никакой вины и, более того, начинает испытывать к нему симпатию. Он даже дает совет Иешуа соврать, тем самым спасая свою жизнь, но проповедник остается непреклонен и от собственных слов не отказывается. Встать на защиту Иешуа Понтий Пилат не может по причине собственной трусости — он опасается за то, что после подобного поступка он может лишиться власти. Это становится причиной того, почему Понтий Пилат поступает не по совести. Он выносит Иешуа смертный приговор, а себе — бесконечные душевные муки, которые порой намного страшнее физических. В конце произведения Мастер дает свободу своему герою, после чего Понтий Пилат и бродячий философ поднимаются по лучу света.
Мастер — творец, перу которого принадлежит роман о Понтии Пилате и Иешуа. Автор умело соединяет в его образе идеального писателе, который буквально живет своим собственным творчеством. Ему не нужны ни слава, ни награды, ни деньги. После крупного выиграла в лотерее, Мастер решает полностью посвятить себя творчеству, результатом которого и стало то единственное, но при этом гениальное произведение. В этот же период времени он знакомится с Маргаритой, которая становится его возлюбленной, поддержкой и опорой. Когда Мастер отдает свою рукопись в печать, на него обрушивается волна критики со стороны высшего литературного московского общества. Он не выдерживает подобного натиска и сжигает свое произведение. После этого героя насильно помещают в психиатрическую клинику. Но его возлюбленная Маргарита идет на сделку с дьяволом, и в конечном итоге освобождает его из заточения. Воланд очень заинтересовался произведением Мастера. После смерти Мастер заслужил покой. Покой, а не свет, как Иешуа, поскольку Мастер предал собственные убеждения и сжег свое творения, тем самым отрекшись от него.
Маргарита — молодая, богатая женщина. Возлюбленная Мастера. Ради своей любви и любимого женщина отрекается от собственного благополучия, идет на сделку с дьяволом. До встречи с Мастером она была супругой очень состоятельного человека, которого никогда особо не любила. Настоящие чувства она испытала только когда встретила своего Мастера, которого сама так и назвала, когда прочла первые главы его гениального произведения. Женщина становится вдохновением для героя, помогая ему творить дальше. На примере Маргариты мы видим настоящую верность, преданность и самопожертвование. Она до конца остается верна своему любимому и его творению. Примером тому является факт, как она с особой жестокостью расправляется с критиком Латунским, который оклеветал их. Она помогает Мастеру освободиться из психиатрической клиники, а также помогает вернуть из пепла его, казалось бы, навсегда утраченный роман о Пилате. Воланд награждает женщину за ее любовь и преданность, и дарит им с Мастером единение и покой — именно то, о чем так мечтала Маргарита.
Второстепенные герои
Не менее значимые герои романа «Мастер и Маргарита» представлены свитой Воланда, советскими москвичами и жителями Иудеи.
Фагот — правая рука Воланда, которому доверяют ответственные поручения. Он с охотой занимается обманом москвичей. Его образ складывается из глупой физиономии, скверного голоса и неприятного поведения. Кот-бегемот является шутом в свите Дьявола. Он ответственно относится к приказам главы свиты и отличается непредсказуемым поведением. Азазелло — грубый, но в то же время льстивый помощник Воланда. Он с неприязнью высказывается о женщинах и безотказно идет на убийства.
Московский литератор Михаил Берлиоз на протяжении повествования придерживается мысли о том, что все события происходят по воле людей. Его теория опровергается после разговора с Воландом, когда он неожиданно попадает под трамвай. Коллегой Берлиоза является поэт Иван Бездомный. После встречи с Дьяволом он сходит с ума и оказывается в лечебнице, где знакомиться с Мастером, меняющим его судьбу.
Босой Никанор Иванович — глава жилтоварищества, склонный к взяточничеству. Чиновник не имеет особых примет, поэтому запоминается только неприятным поведением. Администратором в «Варьете» является Иван Варенуха. В процессе повествования он превращается в вампира. Директором театра выступает алкоголик Степан Лиходеев. Человек склонен к многочисленным порокам и халатно относится к своей работе.
Характеристика героев романа Мастер и Маргарита
Произведение отличается наличием нескольких сюжетных линий, в которых изображается большое количество персонажей.
Главными героями романа являются Мастер и его возлюбленная Маргарита, Воланд, а также Иван Бездомный.
Воланд представляется в произведении в образе сатаны, дьявола, могущественного повелителя тьмы, который по сюжету посещает российскую столицу в качестве профессора, преподающего черную магию. Образ Воланда позволяет автору продемонстрировать человеческие пороки и недостатки в виде алчности, жадности, ненасытности, трусости, зависти, из-за которых герой осуществлять наказание в отношении ничтожных людей.
Другим главным героем является Мастер, предположительно являющийся прототипом писателя, представленного в образе несчастливого творца слова, бывшего историка, который отрекается от собственного имени, написав гениальное творение о судьбе Понтия Пилата. Под воздействием критики психика героя не выдерживает и его помещают в психиатрическое заведение. Возлюбленной Мастера является Маргарита, которая пытается спасти любимого мужчину, прося помощи у Воланда, помогающего Мастеру обрести вечный покой вместе с героиней, покинув земное существование вместе со свитой Сатаны.
Маргарита изображается в романе в качестве красивой, умной, милосердной женщины, которая обретает женское счастье лишь со встречи с Мастером, став его тайной супругой и вдохновив на создание произведения. Для спасения любимого Маргарите приходится пойти на сделку с Сатаной, при этом на его балу ей приходится выполнять роль хозяйки мероприятия.
В образе Ивана Бездомного автор изображает пролетарского поэта, написавшего антирелигиозное сочинение, посвященное Иисусу Христу, которое обуславливает его дальнейшую встречу с Воландом и под воздействием эмоционального напряжения помещение его в лечебницу для душевнобольных. В финале произведения героя излечивается, однако также ощущает непонятное душевное беспокойство, вспоминая беседы в клинике с Мастером, считающим Бездомного собственным учеником.
Второстепенных героев в романе огромное количество, но, в первую очередь, ими являются представители свиты Воланда в лице Фагота-Коровьева, старшего подручного Сатаны, Азазелло, помощника Дьявола, отвечающего за мероприятия, связанные с применением силы, Кота Бегемота, шута горохового, Геллы, служанки Воланда, являющейся ведьмой-вампиром. Помимо этого, во время посещения Воландом Москвы в повествовании участвуют жители столицы: Берлиоз, Барон Майгель, Варенуха, Степан Лиходеев, Жорж Бенгальский, Никанор Иванович Босой.
Кроме того, в части, повествующей о главах романа Мастера, изображаются основные персонажи в лице Понтия Пилата, представленного в образе прокуратора Иудеи, жестокого и властного правителя, и Иешуа, путешествующего по миру одинокого философа. В романе Мастера представляются также второстепенные персонажи в качестве Левия Матвея, Иуды из Кириафа.
Композиция
Как уже говорилось ранее — это роман в романе. Это говорит о том, что сюжет произведения разделяется на два слоя. Первый слой — это то, что открывает читатель, а второй — произведение героя из первого слоя, благодаря которому появляются новые персонажи, пейзажи, времена и основные события.
Основой произведения является рассказ автора о советской Москве и ото, как в нее приехал дьявол, который решил провести в городе бал. В это же время дьявол наблюдает перемены, которые произошли с людьми, и позволяет своей свите вдоволь нарезвиться. Он таким образом хочет наказать столичных жителей за их пороки.
На своем пути темные силы встречаются с Маргаритой, которая состояла в любовной связи с Мастером. Мастер — писатель, создавший роман о Понтии Палате, который и является вторым слоем повествования. В нем идет речь о том, как Иешуа попадает на суд к прокурору, где ему выносится приговор — смертная казнь. Данную линию автор развивает параллельно с тем, что творит свита Воланда в столице. Два сюжета сливаются в одно целое в тот момент, когда Воланд показывает Мастеру его героя — Прокуратора, который так и продолжает ждать прощения от Иешуа. Автор заканчивает его мучения, а вместе с этим заканчивается и его история.