Тема и идея произведения чехова степь. тема и идея произведения чехова степь повесть степь краткое содержание

Анализ книги «степь» чехова для читательского дневника

«Степь» Чехова: краткое содержание

Характеристика персонажей

Главный герой – девятилетний мальчик по имени Егорушка – прощается с родной деревней и по настоянию матери Ольги Ивановны отправляется в большой город учиться в гимназию. Ольга Ивановна – вдова коллежского секретаря – вверяет своего сына брату Ивану Ивановичу Кузьмичеву, который едет по купеческим делам в сторону города. Перед отъездом Егорушка горько плачет, ему не хочется ехать в чужой незнакомый город к чужим людям, бросать маменьку и родные места. Его пугают угрюмые темные обозы и бесконечная степь, которая затянула весь горизонт, и нет ей ни конца, ни края.

Егорушку сопровождает его родной дядя Иван Иванович Кузьмичев, купец, занимающейся продажей шерсти. Главное для Кузьмичева выгода, заработок. Именно поэтому он недоволен тем, что в пути нужно возиться с мальчишкой, который тормозит передвижение. Брат ругается на Ольгу Ивановну, вздумавшую отправить сына в гимназию. Он считает, что образование – пустая блажь, лишняя трата денег и времени, которое можно было употребить на обучение какому-то действительно полезному ремеслу.

Второй провожатый Егорушки – партнер Кузьмичева отец Христофор Сирийский, человек мягкий, легкомысленный. Для него продолжительное путешествие по степи представляет, скорее, не денежный интерес, а познавательный, ведь за это время можно познакомиться с огромным количеством людей. Взгляды на образование Христофора прямо противоположны кузьмичевским. Он, напротив, считает, что всякое учение – свет. В Егорушкины годы, вспоминает Христофор, он уже умел читать по латыни и слагать стихи.

За время пути Егорушка знакомится с множеством новых людей. Это, например, владелец постоялого двора еврей Моисей Моисеевич с братом Соломоном. Моисей – человек «маленький», привыкший перед всеми лебезить и заискивать, купцы Кузьмичев и Христофор для него настоящие господа, поэтому он пляшет даже перед маленьким Егором, угощает его пряником, обделив собственного сына.

На постоялом дворе Моисея Моисеевича Егорушка встречается с графиней Драницкой. Красивее существа мальчик не видел за всю свою жизнь. От дяди Егорушка узнает, что ее обирает какой-то поляк Казимир Михайлыч. Мальчик злится на подлого Казимира и даже немного на дядю, который называет графиню «красивой, но глупой бабой».

Уехав с постоялого двора, наши путешественники пристают к обозу. Там Егорушка знакомится с работниками – молодым скучающим Дымовым, обозленным на жизнь и людей, простым беззастенчивым мужиком Кирюхой, бывшим работником фабрики Васей, певцом Емельяном, потерявшим голос после болезни. Во время продолжительных полуночных разговоров у костра Егорушка узнает многое о жизни других людей, мальчику становится жутко – какая же огромная она эта Россия, Родина.

После долгого степного путешествия Егорушка, Кузьмичев и Христофор, наконец, приезжают в квартиру Настасьи Петровны Тоскуновой, подруги Ольги Ивановны. Женщина согласилась приютить маленького гимназиста. Провожатые говорят мальчику напутственные слова, дают по гривеннику и уезжают.

Оставшись один, Егорушка горько плачет. Ему жаль прощаться с добрым стариком Христофором, которого, ему кажется, он больше не увидит, ему страшно вступать в новую неведомую жизнь. Что она приготовила, кто ответит?

Главная идея произведения

В повести «Степь» Чехов затрагивает ряд актуальным вопросов. Он рассуждает о пользе образования (спор Кузьмичева и Христофора), живописует тяжелый человеческий труд на степном обозе, отсылая читателя к извечному некрасовскому «Кому на Руси жить хорошо?»

На примере образа еврея Моисея Моисеевича автор обращается к популярному литературному образу «маленького человека», забитого, вынужденного пресмыкаться перед другими, более сильными, богатыми. Причем понятие «маленького человека» довольно относительное. Так, дядя Егорушки Иван Иванович для еврея Моисея – «большой человек», но для богатого купца Варламова уже Кузьмичев становится «маленьким».

Немаловажную идейную роль носит образ степи, который в описаниях Чехова приобретает характер живого организма. У Чехова степь разная: с одной стороны она навевает тоску и одиночество, с другой – является воплощением девственной красоты, символизирует волнующие перемены и новую жизнь. На примере маленького Егорушки, которого пугает огромная незнакомая степь, автор показывает конфликт мира и человека. Последний горько страдает из-за того, что зачастую не может жить в гармонии с миром. Кто-то находит баланс между материальным и духовным, как, например, старик Христофор, кто-то зацикливается исключительно на сфере материального, как дядя Кузьмичев. Обретет ли гармонию Егорушка, пока что не известно, ведь его степь только начинается.

Символика ночи и дня в рассказе Чехова

В рассказе «Степь» Чехова символика ночи и дня играет важную роль в передаче основных тем и настроения произведения. Ночь и день символизируют противоположности и служат ключевым мотивом в художественной композиции.

Ночь в рассказе Чехова олицетворяет тему одиночества, страха и безысходности. Она погружает героев в безмолвие, выделяя их от остального мира. В ночное время всё становится таинственным и неясным, что создаёт атмосферу загадочности и тревожности. Ночь также является символом прекращения деятельности, отдыха и умиротворения.

В конкретной истории ночная сцена с появлением мужчины, который случайно заблудился, переносит нас в мир опасности и пугающих встреч. Ночь в рассказе является преградой между двумя мирами: бытом, нормами и человеческими связями. Здесь она активно участвует в создании конфликта и обретении героем нового понимания.

С другой стороны, день в рассказе Чехова символизирует надежду, свободу и преображение. В отличие от ночи, день является временем открытий и освобождения. Он дарит героям возможность увидеть мир в новом свете и смысле. Дневные сцены в рассказе нередко ассоциируются с простором и чистотой, что гармонирует с идеей обновления и преображения.

В рассказе символика ночи и дня используется для подчеркивания душевных переживаний героев и развития сюжета. Она помогает передать глубокий смысл произведения и создать определённое настроение, которое остаётся с читателем на долго.

Персонажи

  • Иван Иванович Кузьмичёв — купец
  • отец Христофор Сирийский («маленький длинноволосый старичок») — настоятель N-ской церкви
  • мальчик Егорушка — девяти лет, посланный матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичёва, поступать в гимназию
  • Варламов — пожилой купец, деловой и властный
  • Моисей Моисеич — еврей, хозяин постоялый двор
  • Соломон — брат Моисей Моисеича
  • графиня Драницкая — красивая, благородная, богатая женщина, которую, как говорит Кузьмичёв, «обирает» какой-то поляк Казимир Михайлыч: «…молодая да глупая. В голове ветер так и ходит»
  • Пантелей — старообрядец, он ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке и пьёт воду из лампадки, рассказывает страшные истории непридуманые им
  • Емельян — старик
  • Дымов — молодой неженатый парень, который от скуки не знает куда себя девать
  • Вася — бывший певчий, простудившим себе горло и страдающим от невозможности больше петь
  • Кирюха — простой мужик
  • Настасья Петровна Тоскунова — подруга матери Егорушки, у которой его оставляют жить отец Христофор и Иван Иванович

Смысл повести

Необходимо преодолеть ту пропасть, что разверзлась между человеком и миром. Из-за нее много проблем и разочарований, невозможность быть счастливым. Повседневные дела, прагматика, поиск выгоды и обогащения — то, что увеличивает этот разрыв и не дает соприкоснуться с миром, природой, не дает созерцать и наслаждаться по-настоящему.

Вишневый сад, расположенный на окраине города выступает символом весны, цветения, непреодолимой жизненной силы. При прочтении произведения возникает вопрос: сможет ли человечество не утратить то, что соединяет его с природой. Душа человека существует так же, как все живое. Она может быть прекрасна за счет доброты, своих искренних чистых порывов.

Все цели, рабочие задачи, отвлекают человека от того, что по-настоящему важно, от умения радоваться и наслаждаться просто так, восхищаясь просто возможностью существовать, чувствовать. Счастье и единение с миром, природой, неразрывно связаны друг с другом

Чехов доносит до читателя мысль, что человеку необходимо слиться с миром, ощущать себя его частичкой.

Краткое содержание «Степи» Чехова дает понимание, на чём основано произведения. Ознакомившись с ним, можно сделать анализ книги, определить жанр, подготовить подробный план, сделать пересказ по главам, создать презентацию или нарисовать рисунок по теме.

Суть произведения

Современный человек сильно отдалился от природы. Но она все равно остается для него невероятным источником жизненных сил, умиротворения. Только слившись с природой, живя с ней в согласии, можно понять себя и свой жизненный путь.

В степи оказываются не только герой рассказа, Егорушка, но и сам читатель. Она в символическом смысле является самой жизнью, такой же бесконечной, необъятной, одновременно открытой и таинственной

Человек должен позволить себе объединиться с природой, понять ее, обратить внимание на все мелочи, смотреть по-настоящему, участвуя, а не просто как зритель. Именно этот живой отклик позволит человеку получить то, что бескорыстно дарит природа, напитаться ее энергией и силой

Это путь самопознания и поиска счастья.

«Степь» — повесть о природе, родной земле. Символически перед читателем встает вся история, от ее начала, до конца, который так далеко, что тает в туман

Сюжет

По сюжету повести дядя везет своего малолетнего племянника в гимназию. Их сопровождает добрый, но практичный настоятель местной церкви. Племянник Егорушка грустен оттого, что покинул родной дом. По дороге он встречает много новых людей, включая красивую графиню Драницкую, обозчиков, семейство униженных евреев, богатого купца Варламова. Автор увлечённо описывает степные пейзажи. В письме Д. В. Григоровичу он выражал надежду, что «повестушка… раскроет глаза моим сверстникам и покажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаются пока еще нетронутыми и как ещё не тесно русскому художнику».

Знакомство Егорушки с новыми людьми

После Кузьмичев и отец Христофор отправляются в путь, решив оставить Егорушку с другими обозчиками в надежде догнать их позже.

В пути Егорушка знакомится с разными людьми, у него складывается о них свое особое впечатление. Со стариком Пантелеем, у которого часто болят ноги, он имеет привычку пить воду из лампадки; Емельяном, относительно спокойным человеком; по фамилии Дымов, отец часто посылает его с обозом, чтобы тот не был уж слишком избалован; Васей, некогда имевшим прекрасный голос, к сожалению, из-за болезни связок так, как раньше, петь он больше не мог; Кирюхой — молодым человеком, не имеющим практически никаких особенностей. Всех этих людей объединяет одно — они когда-то жили намного лучше, боязнь бедности принудила их идти работать в обоз.

Анализ произведения

В одной из критических статей повесть «Степь» окрестили «бессобытийным путешествием мальчика по степи от родной деревни до города». По сути, характеристика очень емкая и точная. Если бы вас попросили рассказать фабулу повести, достаточно было бы повторить это предложение.

«Степь» для Чехова, которого публика привыкла видеть в амплуа автора коротких веселых рассказов, стала смелым художественным экспериментом. Его «Степь» – это панорама русской жизни и русских характеров. Сама степь – аллегорический образ России – «в Европе люди погибают от духоты и тесноты… у нас же так просторно, что маленькому человеку порой трудно сориентироваться».

Год:
1888 Жанр:
повесть

Главные герои:
мальчик Егорушка, купец Иван Иванович Кузьмичёв, настоятель церкви Христофор Сирийский.

В этой повести показано путешествие по степи главных героев на обшарпанной бричке. Все трое разных возрастов, поэтому воспринимают жизнь, мир, степь, свое путешествие по-разному. Для Ивана Ивановича как для купца это привычный путь. Для отца Христофора это странная поездка, ведь он – священник, а должен, чтобы помочь бестолковому молодому родственнику, продавать шерсть. Для мальчика Егорушки, которого мать отправила на учение, это целый необыкновенный путь… Им встречается множество интересных людей, они переживают разные приключения. После грозы в степи Егорушка простужается, но его всё-таки оставляют в гимназии, а он понимает, что старая его жизнь, связанная с теми людьми, закончилась.

Вывод.
Чехов, неожиданно для читателей и критиков, полно и красочно изобразил путешествие по степи. Оно как вольная жизнь, которую должен оставить ребенок, поступив в гимназию.

Особенности сюжета

Степь — это повесть, в которой автор сконцентрировался на внутреннем мире героев, а не на действии, что делает ее особенной. Сюжет произведения строится на конфликте между отцом и сыном, которые едут на свадьбу своего родственника.

Однако, главный персонаж Гриша, вместо счастливого события начинает осознавать свою никчемность в степи и, казалось бы, простоту жизни, которая ждет его. Он начинает сомневаться в смысле своей жизни и борется со своими мыслями на протяжении всего пути. Этот внутренний конфликт делает сюжет Чехова незабываемым.

Кроме того, автор умело использует эмоции и описания природы, чтобы подчеркнуть главные сюжетные линии и персонажей. Например, железнодорожный мост, по которому путешествует отец и сын, символизирует их разный взгляд на жизнь. Вместо простого путешествия героев, Чехов создает сложный и многогранный сюжет.

В целом, сюжет «Степи» можно охарактеризовать как философский и глубокий, что делает из этой повести прекрасное произведение мировой литературы.

Образы и символы

Образ степи околдовывает своим великолепием. Он многогранный, вбирающий в себя множество смыслов. Это символ пространства, распахнутого в космос. Человек как маленькая песчинка, сталкиваясь с мирозданием, теряется. Как найти себя в этом мире? Что для этого нужно сделать? Какой путь выбрать?

Одиночество и трагизм – неотделимые составляющие степного пространства. Символом одиночества выступает тополь, обречённый на трагическую участь.

Образ мельницы, машущей своими крыльями, как руками, передаёт ритм времени, его необратимый ход в степном пространстве.

Невозможно перечислить темы, которые затрагивает в своём произведении Антон Павлович, в строгом, определённом порядке. Они тесно переплетаются между собой, одна вытекает из другой, и, пожалуй, все они объединяются, и образуется основная тема повести — Человек и природа. Важными составляющими этой объёмной темы являются:

Глава 7. Гроза

Ночью снова сидели у костра. Беседа не получалась. К тому же Дымов спровоцировал ссору с Емельяном, и Егорушка, с самого начала испытывавший неприязнь к первому из них, встал на защиту певчего. Расстроенный мальчик взобрался на тюк и расплакался, мечтая оказаться дома.

Даль почернела, стало душно. Вскоре разразилась сильная гроза. Обоз двигался вперед, а Егорушка сидел на тюках, испытывая невероятный страх. Ему чудилось, что сзади надвигается великан. Герой весь вымок и замерз. А от грохочущего грома и сияющих молний невозможно было укрыться. Сначала Егорушка крестился и звал Пантелея. Потом им овладела уверенность, что гроза никогда не закончится, и его убьет. Это был самый страшный момент в жизни мальчика, как показывает сюжет повести и ее краткое содержание.

«Степь» Чехов А. П. продолжает описанием болезни героя. Уже в деревенской избе он все никак не мог согреться и бредил. А рано утром снова отправились в дорогу. Егорушка с путающимся сознанием трясся от холода на своем возе.

Описание русской степи

Особое внимание автор повести уделяет живописной природе русской степи, достаточно красочно описывая ее. Егорушка по мере путешествия как будто с новой, совершенно незнакомой ему стороны узнает русский народ

Даже он, в силу своего ещё маленького возраста понимает, что рассказы Пантелея о его, якобы, жизни на севере России и старой работе кучера более похожи на выдумку, чем на правду. Вася, парень, обладающий соколиным зрением, видит степь намного шире, чем остальные люди. Мимо него ничего не ускользает, он наблюдает поведение животных, в естественной среде их обитания. Он обладает некоторыми «звериными качествами», и многие сочтут его не похожим на большинство людей. Кроме Пантелея, Егорушка побаивается практически всех мужиков, а особенно Дымова, который невыносимо страдает от избытка сил и убивает ни в чем не повинного ужа.

Описание степи

Не будет ошибкой считать степь полноценным персонажем произведения, притом одним из ключевых. У нее собственная жизнь, свое настроение, даже свой характер. Чехов с любовью описывает природу, чувствуется, что он хорошо понимает ее и сопереживает.

Описание степи изображено целой палитрой запахов, звуков, мельчайших деталей. Степь не является чем-то статичным, она совсем разная в зависимости от времени дня, от погоды. Она, как человек, мучается в жаркий день, а на рассвете чувствует жизненный подъем, открыта переживаниям и ощущениям нового дня.

Так и жители степи, разнообразные птицы и животные, каждый из них имеет свои черты, сродни человеческим. Чибисы жалобно плачут, а сова смеется, кузнечики не просто издают свои природные звуки — они играют на музыкальном инструменте, скрипке. Все это создает живую и яркую картину степи.

На равнине почти нет людей, но иногда встречаются пастухи. Они близки природе, заботятся, чтобы она была сохранена в своем первозданном виде.

Глава 8. Конец пути

Наконец въехали на большое подворье, и мальчик услышал голос Дениса. Отец Христофор растер больного Егорушку, затем укрыл одеялом и тулупом. Из разговора взрослых мальчик понял, что сделка с шерстью удалась.

Наутро герой чувствовал себя здоровым. А после завтрака разыскали Н. П. Тоскунову, подругу матери. Иван Иваныч договорился с ней насчет проживания, устроил племянника в гимназию и уже на следующий день вместе с отцом Христофором и Дениской отправился домой. Егорушка же с тоской и слезами приветствовал жизнь в чужом доме.

Так заканчивает А. П. Чехов «Степь». Краткое содержание по главам позволило передать только ключевые моменты повести.

Антона Павловича Чехова по праву называют художником жизни. Он создал формы произведений, новые по содержанию и глубине проникновения в душу человека. Главной отличительной чертой его творчества является любовь к жизни. Он не учит, не проповедует, а просто и лаконично рассказывает о людях, независимо от их сословной и профессиональной принадлежности. Вечная потребность счастья – одно из самых высоких стремлений писателя. «Делайте добро!» – восклицает он.

Во второй половине 80-х годов Чехов уходит из журнала «Осколки» в «Новое время» А.С. Суворина. Печатает лучшие из ранних рассказов, которые впоследствии вошли в его литературные сборники. Один из них, «В сумерках», в 1888 году был удостоен Пушкинской премии.

В этом же году написана повесть «Степь». Автор посылает её в солидный журнал «Северный вестник». Путь писателя к успеху длился семь лет, и повесть «Степь» открыла Чехову дорогу в «большую» литературу. Описание поездки Егорушки вместе с дядей и отцом Христофором даёт возможность познакомиться с простыми русскими людьми, и публика того времени оценила «народность» и живость произведения чрезвычайно высоко.

«Степь» как бы выплыла из глубины детства. Сокровенной мечтой Чехова была мысль о том, чтобы показать девятилетнему мальчику его суровую, прекрасную родину.

Глава 4. Встреча с обозом

Полусонный Егорушка сел рядом с Дениской. Он все думал о Варламове, который был очень богат и неуловим, и о красивой графине. Его убаюкивали запахи и звуки степи, погруженной во мрак. Уснувшего мальчика разбудили голоса. Это Иван Иваныч спрашивал у мужиков, сопровождавших обоз, который они нагнали, о Варламове. Затем Егорушку пересадили на большой тюк с шерстью, и он, довольный, что можно удобно лечь, заснул. Дядя попросил мужиков не обижать племянника и пообещал забрать его, как только побывает у молокана. Таково начало новой главы и ее краткое содержание.

Степь Чехов описывает в своей повести часто. Но утром Егорушку больше интересовали обоз и люди, с которыми он ехал дальше. Всего двенадцать подвод и пять сопровождавших их мужчин. Рядом с возом, на котором лежал мальчик, шел старик Пантелей, который говорил и подпрыгивал так, словно замерз.

Когда остановились у колодца, Егорушка разглядел остальных путников. Сильного, уверенного в себе Дымова, убившего по дороге ужа и вызвавшего недовольство остальных возчиков. Емельяна, бывшего певчего, теперь потерявшего голос. Чернобородого Кирюху недалекого ума. Удивительно зоркого Васю, который мог видеть и слышать то, что остальным было недоступно.

Тема одиночества и отчуждения в произведении

Рассказ «Степь» Чехова ярко выражает тему одиночества и отчуждения. Главный герой, Игорь Иванович, загадочная фигура, чувствует себя отделенным от окружающего мира. Он страдает от одиночества, как символического, так и физического.

Физическое одиночество обнаруживается в монотонной и утомительной мозаике изображений природы, которую описывает автор. Игорь Иванович пребывает в этой безлюдной степи один, без компании других людей. Отсутствие взаимодействия с другими людьми только усиливает его чувство одиночества.

«…в просторе неподвижного сурового моря, в одиночестве путника на огромной, затерявшейся в пустыне светлой и красной полосе прокладки…»

Символическое одиночество выражается в образе Игоря Ивановича – одного из немногих людей, сопереживающих дикой природе, но при этом ощущающего разрыв между собой и другим. Он отчуждается от общества, чувствуя свою уникальность и неподобие другим людям.

«…я был несчастен, отдельный, сиречь слабооборонительный, а море несгибаемо-спокойное, опасное и любопытное…»

Чехов использует эту тему, чтобы показать сложность человеческого существования и вечную проблему одиночества, которую преодолеть люди так и не могут. Величественная и одновременно беспощадная природа, с ее бесконечными просторами, лишь подчеркивает ничтожность и уязвимость человека перед ее силой.

Весь рассказ пропитан ощущением тоски, одиночества и отчуждения, что делает его философским и глубоким произведением о жизни и судьбе человека.

Описание степи

Чехов с теплотой и сердечностью относится к природе, он инстинктивно понимает её язык. Можно с уверенностью сказать, степь – один из главных персонажей произведения. И, как всякий «персонаж», она живёт собственной жизнью, имеет свои черты и характеристики.

Степь представлена в разное время суток: утром, в полдень, на закате, ночью. Для их описания Чехов находит свои краски, ароматы и звуки. Меняется и настроение этого необъятного пространства: в знойный полдень степь тоскует, на рассвете – ликует и смеётся, исполненная жизненных сил и красоты, на закате затихает, во всём наступает умиротворение и покой.

Мастерство Чехова в изображении степи поистине уникально. Любое явление природы воспринимается им как живое, а не фантастическое лицо. Так, голос поющей женщины рождает вопрос: действительно ли поёт она? В реальности оказывается, что песня исходит не только от неё, но и от травы.

Автор не просто перечисляет населяющий эти места пернатый мир, он даёт птицам точные характеристики с точки зрения эмоционально-психологической: хохочет сова, плачут чибисы, пищат бекасы, играют на своих скрипках кузнечики. Так рождается неповторимый образ степи.

Равнинная местность практически безлюдна. Но у неё есть свои охранители – пастухи, которые, помимо своих прямых обязанностей, защищают этот первородный мир.

Степь существует не сама по себе, она чаще всего оказывает благотворное влияние на человека. Босыми больными ногами идёт по степи Пантелей, земля дарит ему физическое облегчение. Для божьего человека Васи степь полна жизни и содержания, это его родная стихия. Дымова тишина и покой в степи уравновешивают.

Характеристики главных героев

Егорушка

Главный герой произведения, мальчик лет девяти, племянник Кузьмичова. Был отправлен матерью на учёбу в другой город. Он был единственный ребёнок в семье, но, несмотря на это, Ольга Ивановна, его мать, решила, что ему надо учиться, так как она любила образованных людей. Несколько дней он едет по степи до места учёбы, сначала с дядей и священником, потом с обозниками. За это время с ним происходят разные события, он знакомится с самыми разными людьми, даже заболевает. Наконец, дядя размещает его у знакомой матери Настасьи Петровны, и мальчик остаётся один в своей новой жизни.

Иван Иваныч Кузьмичов

Один из главных героев, дядя Егорушки, N-ский купец. Очень предприимчивый и скуповатый человек. Носил очки и соломенную шляпу, был похож на чиновника. Отвозил мальчика на учёбу, хотя был против этого, так как утверждал, что смог бы его выучить сам.

Отец Христофор Сирийский

Один из главных героев, настоятель N-ской Николаевской церкви, попутчик Егорушки и Ивана Кузьмичова. Он был уже старик, которому пошёл восьмой десяток. Официально, он отправился в путь, чтобы помочь своему зятю Михайло Тимофеичу продать шерсть, но самом деле, его прельщала сама поездка, разговоры с людьми, степь. Был добрым, поддерживал Егорушку в новом начинании.

Пантелей Захаров Холодов

Один из главных героев, седой старик, обозник, кто заботился о Егорушке, когда тот оказался в обозе. Был справедлив, мудр, любил рассказывать различные выдуманные истории. Он уже много лет занимался этим делом, и знал о нём всё. Имел больные ноги, любил много говорить.

Кучер Дениска

Второстепенный персонаж, кучер Ивана Кузьмичова, который вёз главных героев через степь.

Дымов

Второстепенный персонаж, один из обозников, озорник, сильный и злой человек. Разговаривал со всеми свысока и вызывающе, никого не боялся. Был сыном зажиточного мужика, который решил в двадцать лет отправить сына с обозниками. Во время поездки хотел подраться с Емельяном, но Егорушка вылил на него всю свою накопившуюся злобу и тот успокоился.

Вася

Второстепенный персонаж, один из обозников, имел очень острое зрение. Когда то работал на спичечной фабрике и у него распух подбородок из-за нездорового воздуха.

Емельян

Второстепенный персонаж, один из обозников. Долгие годы был в певчих, но потом искупался в реке и застудил горло. После этого стал ходить с обозниками.

Кирюха

Второстепенный персонаж, один из обозников, раньше был первоклассным кучером.

Подводчик Степка

Второстепенный персонаж, один из обозников, восемнадцатилетний парень.

Варламов Семен Александрыч

Второстепенный персонаж, самый крупный купец в округе. Он был стар, одевался бедновато, картавил, но был очень крупной фигурой в районе и обладал сильной властью. Его постоянно искали, и он всем был нужен.

Мойсей Мойсеич

Второстепенный персонаж, хозяин постоялого двора, уже немолодой человек. Имел родного брата Соломона, с которым мучился и который его постоянно подводил.

Соломон

Второстепенный персонаж, брат Мойсея Мойсеича, который сжёг шесть тысяч рублей, что оставил ему отец, так как считал, что деньги ему не нужны.

Настасья Петровна

Второстепенный персонаж, старая знакомая Ольги Ивановны, матери Егорушки, у которой тот теперь будет жить, и ходить от неё на учёбу.

Константин Звонык

Эпизодический персонаж, охотник, кто предлагал купить обозникам подстреленную им птицу. Недавно женился, но жена уехала к матери на два дня, а он сильно скучал по ней.

Михайло Тимофеич

Эпизодический персонаж, зять Отца Христофора, из-за которого тот поехал в поездку.

Графиня Драницкая

Эпизодический персонаж, красивая и высокая женщина, случайно встреченная главными героями на постоялом дворе у Мойсей Мойсеича, и которая тоже искала Варламова.

Казимир Михайлович

Эпизодический персонаж, попутчик графини Драницкой, который наживался на её глупости.

Ольга Ивановна

Эпизодический персонаж, вдова и родная сестра Ивана Кузьмичова, любившая образованных людей и поэтому отправила девятилетнего сына учиться в город.

см. также:Краткое содержание Степь, Чехов

В гостях у помещика Варламова

Кузьмичёв и о. Христофор стремятся догнать самого богатого и наиболее влиятельного в уезде помещика Варламова. Для временного ночлега путники остановились в скромном жилище Моисея Моисеича, еврея по национальности. Он старается угодить гостям в максимальной степени, даже Егорушке достался пряник. В доме Моисея Моисеича кроме его семьи (жены и детей) проживает его брат Соломон. Гордый человек, на которого деньги и положение в обществе не оказывают ни малейшего влияния. Отец Христофор, с вою очередь, жалеет молодого человека, Кузьмичев же относится к нему презрительно, а родной брат не понимает его.

Глава 6. У костра

К вечеру отправились в дорогу. Егорушка смотрел, как на небе появляются звезды, и думал о бабушке. Ему казалось, что сам он никогда не умрет. А Пантелей все продолжал свой бесконечный рассказ.

К полуночи разожгли костер. Пока варили кашу, завели разговор об убитом недалеко от этого места купце. Тему продолжил Пантелей, который, если верить его словам, однажды сам едва не стал жертвой разбойников. И хотя в рассказе чувствовалось много вымысла, Егорушка слушал его, затаив дыхание.

Позже к костру подошел незнакомец. Его молодая жена уехала к матери, а он в ее ожидании не знал, куда себя деть. Счастливый вид мужчины вызвал у всех грусть. Егорушку снова охватила скука, и он взобрался на свой воз.

Проснувшись, мальчик увидел наконец Варламова, которого все искали в степи. Это был низкорослый человек на некрасивой лошади. Поговорив с возчиками и обругав своего верхового, он умчался по дороге. Такими были два дня из новой жизни Егорушки. Однако этим не заканчивается краткое содержание. «Степь» Чехова продолжается седьмой главой.

Затронутые темы и проблематика

Темы, затрагиваемые Чеховым в повести, нельзя выстроить в порядке очереди, каждая из них переплетается и перекликается со всеми остальными. Все затрагиваемые проблемы существует не в вакууме, а неразрывно связаны и перетекают друг в друга. Вместе они создают главный мотив — человек и природа. При попытке разложить его на составляющие появляются следующие элементы:

  1. Сострадание ко всему живому. Сюда относится как человек, так и природа.
  2. Свобода личности, которая выражается в плоскости открытого пространства.
  3. Одиночество, покинутость в мире.
  4. Поиск себя в жизни, своего места и предназначения.
  5. Соотношение жизни и смерти.
  6. Любовь к родной земле.

Автор ставит перед читателями множество философских вопросов о жизни, степени включенности людей в огромный, окружающий их мир. Поднимается проблема морали: всегда ли можно четко обозначить, кто виноват или прав, какие поступки считать положительными. Также поднимается тема, насколько близки человек и природа в настоящее время. Может ли современный человек стать ближе к ней, вернуть утерянную связь?

Красной нитью через произведение проходит мысль, что русский человек не умеет жить в настоящем моменте. Именно точка настоящего момента, а не расплывчатые воспоминания — это старт для будущего, для развития.

Повесть можно назвать музыкальной, песенные мотивы — ее важная часть. Многие персонажи так или иначе связаны с песней, музыкой. У кого-то поет душа, как у Константина. У бывшего же певчего есть трагическое рассогласование между внутренней песней и той, что не может зазвучать в реальной жизни из-за недуга. Проблема одиночества человека в огромной Вселенной — это ключевая задача, не имеющая простого однозначного решения.

Болезнь Егорушки

В дороге путников настиг сильный дождь с грозой, вследствие этого Егорушка заболел. Приехав в город, о. Христофор проявляет истинную заботу к мальчику, стараясь улучшить его общее состояние. В то время как родной дядя мальчика Кузьмичев считает это ещё одной проблемой. Его голова забита другим, он жалеет о том, что продал дома шерсть не так выгодно, как это удалось сделать недавно. О. Христофор вместе с Иваном Ивановичем продали свой товар по достаточно высокой цене. В свою очередь об о. Христофоре можно сказать, что он выступает самым гармоничным героем повести, в котором стоят ниже любви к Богу и стремления к знаниям.

Изображение степной природы и его значения в рассказе

В рассказе «Степь» Чехов внимание автора привлекает не только событийная линия и повествовательный стиль, но и яркое изображение степной природы. Чехов описывает степь как бескрайнее пространство, незримые реки резиновых телег и призрачные стога, создавая ощущение неизменности и однообразия этой местности

Степь в рассказе символизирует простоту, непритязательность и отсутствие суеты. Она является источником вдохновения для многих героев, которые стремятся найти внутреннюю гармонию и покой. Изображение степи также позволяет Чехову передать усталость и одиночество героев, которые оказываются вдали от городской суеты и повседневных забот.

В рассказе Чехов усиливает эффект изображения степи с помощью применения стилистических приемов, таких как метафоры и эпитеты. Например, автор описывает степь словами «покорной» и «ласковой», что подчеркивает ее спокойствие и приятность. Эти приемы помогают усилить эмоциональную составляющую и особенности данного пространства.

Таким образом, изображение степной природы в рассказе играет важную роль и помогает передать многочисленные смыслы и эмоции. Степь символизирует простоту и спокойствие, одновременно выражая усталость и одиночество героев. Описание степи в рассказе создает атмосферу и влияет на восприятие событий, что делает этот элемент текста значимым и характерным для произведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: