Краткое содержание
Часть первая. Смерть крестьянина
Главы 1–5
Старые сани с гробом застряли в сугробе, и старуха пытается их высвободить. Она везет их домой, в бедную крестьянскую избу, где лежит покойник Прокл – глава семейства. Его маленькие, несмышленые дети шумят, а жена Дарья, тихонько рыдая, сшивает «на саван куски полотна».
Судьба простой русской женщины незавидна: обвенчаться с рабом, «быть матерью сына раба» и до самой смерти быть покорной рабу. С течением времени все меняется, и лишь «суровую долю крестьянки» никто не в силах изменить.
А между тем «в русских селеньях» есть немало прекрасных женщин – красивых, трудолюбивых, жалостливых, терпеливых, способных с большим достоинством переносить все тяготы судьбы.
Главы 6–10
За четыре версты от села находится церковь. Рядом с ней отец Прокла выбирает место для могилы: «чтоб крест было видно с дороги, чтоб солнце играло кругом». Старику тяжело копать мерзлую землю, но он не останавливается. Завершив работу, он в печали возвращается домой.
По дороге старик догоняет свою жену, которая на санях везла гроб сыну. Внезапно перед супругами появляется «старинный знакомец Пахом» – блаженный, который успокаивает стариков тем, что Прокл уже отмучился в этой жизни.
Вернувшись домой, старики отправляют внуков – Машу и Гришу – к соседям, и принимаются готовить усопшего сына в последний путь. На родительские «рыданья и стоны» собираются соседи, чтобы в последний раз проститься с Проклом. «Всю ноченьку, стоя у свечки», дьячок читает молитвы над телом покойного.
Главы 10–15
Следующим утром «без лишних речей, без рыданий покойника вынес народ». В запряженных санях стоит верный Савраска, которого Прокл купил еще жеребенком. Вместе с хозяином конь тяжело трудился и зимой, и летом, и теперь ему предстоит послужить Проклу в последний раз.
Именно Савраска стал невольным свидетелем того, как хозяин, полдня простоявший в сугробе, а затем трое суток шагавший за подводой, сильно заболел. Прокл «на срок торопился до места доставить товар», когда же вернулся домой, сразу слег. Ни горячая баня, ни ледяная прорубь, ни настойки ворожей не смогли вернуть ему здоровья. Дарья отправилась «в монастырь отдаленной» за исцеляющей иконой, но к ее возвращению Прокл умер.
Небольшая похоронная процессия отправляется в путь. Соседям жаль Дарью и маленьких сироток, которых после смерти кормильца ждут «черные дни». Вернувшись после похорон, Дарья хотела было приласкать детей, но изба не топлена, и несчастная женщина отправляется «в лес, по дрова».
Часть вторая. Мороз, Красный Нос
Главы 16–24
В лесу тихо и уныло, ослепительно сверкает снег, все навевает «мертвый, могильный покой». Дарья дает волю своему горю и принимается рыдать: здесь никто ее не услышит. Наплакавшись, молодая вдова начинает рубить и колоть дрова. Она не перестает думать об умершем муже, с которым мысленно ведет диалог.
Женщина понимает, что теперь вся тяжелая работа, которую они делили пополам с Проклом, ляжет на ее плечи. Она переживает и за детей, оставшихся без главного защитника.
Главы 25–28
Дарья вспоминает, как ночью одна отправилась в монастырь, чтобы принести к умирающему мужу чудотворную икону. Ей пришлось отдать все скромные сбережения, которые «по копейке, по грошику медному» они собирали с Проклом, но икона не исцелила мужа. Дарье было горько, ведь Богородица помогла многим людям, и только ее семью обошла своей милостью.
Главы 29–36
Дарья нагружает полный воз дровами и собирается уже в обратный путь, но вновь погружается в печальные думы. Тем временем «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои». Заметив Дарью, он принимается петь удалую, хвастливую песню о своем могуществе и несметных богатствах.
Мороз трижды спрашивает молодую женщину, теплой ли ей. Дважды она отвечает, что тепло, хотя с каждым разом мороз все больше крепчает, а она «сама холодеет, дрожит».
На третий раз «седой чародей» оборачивается Проклом и принимается целовать Дарью «в уста ее, в очи и в плечи». Женщине становится удивительно легко и хорошо, блаженная улыбка играет на ее лице. Она уже холодеет, но ей снится жаркое лето, счастливые родители, муж, дети. У Дарьи под сердцем бьется дитя, и жизнь обещает быть долгой и радостной.
У вдовы исчезают с лица «последние признаки муки». Белка осыпает ее сверху снегом, но Дарья никак не реагирует – она потихоньку застывает «в своем заколдованном сне»…
Краткое содержание (подробно)
Это произведение Некрасов посвятил своей сестре Анне Алексеевне, с посвящения и начинает автор свою поэму.
Часть первая. Смерть Крестьянина
В крестьянской семье большое горе – умер кормилец Прокл Севастьяныч. Его жена Дарья, сдерживая слезы, шьет ему саван, старик отец копает в промерзлой земле могилу.
Покойный Прокл работал в поле, а зимой занимался извозом. «Случилось в глубоком сугробе полсуток ему простоять, потом, то в жару, то в ознобе три дня за подводой шагать», и, торопясь в срок доставить товар крестьянин вернулся домой уже в горячке. Всячески пытались поставить на ноги Прокла: и ледяной водой окатывали, и в баню водили, обращались к ворожеям, но не их настойки, не заговоры ему не помогли. Тогда Дарья отправилась в монастырь за чудотворной иконой, но было уже поздно.
Дарья же женщина невероятной красоты «во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка», и речь не только о внешности, но и о величавости и широте духа. Вынослива, терпелива и трудолюбива, но горе ее иссушило.
К соседке отвели детей – Машу и Гришу, а покойника обряжают и кладут в гроб. Родные и соседи оплакивают Прокла. Всю ночь читает дьяк, а утром собирается процессия – впереди мать и отец крестьянина, за ними Дарья и соседи. Похоронили Прокла и «почтили покойника щедрой халвой». Даже староста не сдержал эмоций «вполголоса бабам подвыл», и отметил качества усопшего.
После Дарья возвращается домой покормить детей и обнаруживает, что «изба настудилась», а печь истопить нечем – дрова закончились. Детей вдова отводит к соседке, а сама отправляется в лес, по дрова.
Часть вторая. Мороз, Красный нос
Морозно, в лесу тишина, лишь слышен «сокрушительный вой» вдовы, только здесь, в дали, от людей дала волю эмоциям Дарья. «Наплакавшись, колет и рубит дрова молодая вдова». Увлекшись процессом и погрузившись в воспоминания о муже, крестьянка не замечает, как ее ноги озябли от холода.
Она грустит о том, как тяжело ей будет одной справляться с работой, которую они выполняли вместе. Вспоминает сон перед Спасовым днем, который «был в руку». Во сне окружила ее несметная рать, и она звала на помощь, все родные пришли ей на выручку, кроме мужа. Женщина думает о будущем детей, о том, что Гришка подрастет и женится, а отцу не доведется на свадьбе погулять. Так же ее пугает будущее, Дарья волнуется, что сына незаконно отдадут в рекруты, а заступиться будет некому.
Перед вдовой открываются воспоминания ночи, когда она ходила за чудотворной иконой. И как много времени потеряла, ожидая окончания утреней службы по схимнице. Но мужу, святая икона не помогла «Только ты милости к нам не явила».
Как очнувшись ото сна, Дарья понимает, что нарубила очень много дров «не увезешь на возу…». И опять задумавшись о своем, вдова машинально берет топор и подходит к сосне «стоит под сосной чуть живая, без думы, без стона, без слез». А в это время «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои» и увидев вдову «хвастливую песню поет», манит Дарью. Молодая вдова не поддается, два раза она успешно отказывает Морозу , но на третий раз воевода превращается в Прокла и целует Дарью. Оно забывает обо всем и погружается в сон о жарком лете. Она счастлива, вся семья, включая мужа в сборе, а под сердцем у нее ребенок, который уже должен родиться к весне. Ей слышится знакомая песня и «последние признаки муки у Дарьи исчезли с лица». Тишину леса нарушает белка, роняющая на крестьянку ком снега, но «Дарья стояла и стыла в своем заколдованном сне».
см. также:Краткие содержания других произведений
Мороз, Красный нос. Краткое содержание поэмы 3 вариант
1863
В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промёрзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьёт саван покойному мужу.
У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу — все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздаётся сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.
Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.
Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдаётся наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершён, наступает время для причитаний.
Суровым зимним утром савраска везёт хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретён, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.
Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у неё нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.
По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы — должно быть, от солнца… И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовёт его, с ним говорит…».
Она вспоминает свой сон перед Стасовым днём. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.
Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в своё царство, обещает приголубить и согреть…
Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у неё бьётся ребёнок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша…
Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.
Белка роняет на неё ком снега, а Дарья стынет «в своём заколдованном сне…».
СМЕРТЬ КРЕСТЬЯНИНА
I
Савраска увяз в половине сугроба, — Две пары промерзлых лаптей Да угол рогожей покрытого гроба Торчат из убогих дровней. Старуха, в больших рукавицах, Савраску сошла понукать. Сосульки у ней на ресницах, С морозу — должно полагать.
II
Привычная дума поэта Вперед забежать ей спешит: Как саваном, снегом одета, Избушка в деревне стоит, В избушке — теленок в подклети, Мертвец на скамье у окна; Шумят его глупые дети, Тихонько рыдает жена. Сшивая проворной иголкой На саван куски полотна, Как дождь, зарядивший надолго, Негромко рыдает она.
III
Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Века протекали — все к счастью стремилось, Все в мире по нескольку раз изменилось, Одну только бог изменить забывал Суровую долю крестьянки. И все мы согласны, что тип измельчал Красивой и мощной славянки. Случайная жертва судьбы! Ты глухо, незримо страдала, Ты свету кровавой борьбы И жалоб своих не вверяла, — Но мне ты их скажешь, мой друг! Ты с детства со мною знакома. Ты вся — воплощенный испуг, Ты вся — вековая истома! Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил!
IV
Однако же речь о крестьянке Затеяли мы, чтоб сказать, Что тип величавой славянки Возможно и ныне сыскать
Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц, — Их разве слепой не заметит, А зрячий о них говорит: «Пройдет — словно солнце осветит! Посмотрит — рублем подарит!» Идут они той же дорогой, Какой весь народ наш идет, Но грязь обстановки убогой К ним словно не липнет. Цветет Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. И голод и холод выносит, Всегда терпелива, ровна… Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна! Платок у ней на ухо сбился, Того гляди косы падут
Какой-то парнек изловчился И кверху подбросил их, шут! Тяжелые русые косы Упали на смуглую грудь, Покрыли ей ноженьки босы, Мешают крестьянке взглянуть. Она отвела их руками, На парня сердито глядит. Лицо величаво, как в раме, Смущеньем и гневом горит… По будням не любит безделья. Зато вам ее не узнать, Как сгонит улыбка веселья С лица трудовую печать. Такого сердечного смеха, И песни, и пляски такой За деньги не купишь. «Утеха!» Твердят мужики меж собой
И голод и холод выносит, Всегда терпелива, ровна… Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна! Платок у ней на ухо сбился, Того гляди косы падут. Какой-то парнек изловчился И кверху подбросил их, шут! Тяжелые русые косы Упали на смуглую грудь, Покрыли ей ноженьки босы, Мешают крестьянке взглянуть. Она отвела их руками, На парня сердито глядит. Лицо величаво, как в раме, Смущеньем и гневом горит… По будням не любит безделья. Зато вам ее не узнать, Как сгонит улыбка веселья С лица трудовую печать. Такого сердечного смеха, И песни, и пляски такой За деньги не купишь. «Утеха!» Твердят мужики меж собой.
Пересказ по частям
Произведение состоит из 36 небольших глав, написанных в стихотворной форме. Они же, в свою очередь, разделены на две части, каждая из которых имеет своё название. Обе части, как два полноценных повествования с разными тематиками, но при этом неразрывно связанные между собой по смыслу.
Смерть крестьянина
Зимой в одной крестьянской семье умирает мужик Прокл. У него остаётся семья — пожилые родители и жена с малыми детками. Молодая вдова шьёт в избе саван, роняя слёзы. Рядом с мёртвым отцом играют несмышлёные дети. На улице старушка мать пытается освободить застрявшие в сугробе дроги (сани на которых возят покойников).
Красота и силы духа русских женщин всегда была известна. Не перевелись ещё в деревнях настоящие славянки, обладающие:
- статью;
- отвагой;
- здоровьем.
Когда-то такой была и Дарья. Но замужество за Проклом, материнство и тяжёлый бабский труд сильно поубавили ей красоты, но зато закалили характер.
Покончив с делом, старик догоняет на краю деревни свою жену. Оба грустные идут домой. По дороге им встречается деревенский юродивый Пахом. Он подмечает, что покойный славно потрудился на благо семьи, теперь пора и ему долг отдать, похоронив, как полагается.
Всю ночь над покойным читают молитвы. Жалеют, что он умер в расцвете сил. Мужчина долго стоял по пояс в снегу, а потом ещё несколько дней был в пути. Он доставил товар, куда следовало, но сам заболел и уже не смог поправиться. Не помогли ему встать на ноги ни ворожеи, ни горячая баня. Даже чудотворная икона, за которой Дарья среди ночи бегала к монахиням, тоже не помогла.
Верный конь Савраска стоит у ворот, запряжённый в дроги. Он готов отвезти хозяина, с которым они повидали много всего вместе, в последний путь. И вот уже похоронная процессия движется на кладбище. Молодая вдова ведёт коня, дети сидят на санях рядом с гробом. Впереди идут печальные старики-родители.
Возвратившись домой, молодая вдова обнаруживает, что в избе холодно, а дров нет. Отправив дочь Машу и сына Гришу к соседям, Дарья на Савраске отправляется рубить в лесу дрова.
На этом заканчивается первая часть поэмы.
Мороз, красный нос
Оказавшись в глухом безлюдном лесу, Дарья наконец может дать волю своим чувствам. Она буквально воет от горя. Здесь её всё равно никто не услышит. И только наплакавшись вволю, женщина начинает рубить дрова.
Однако слёзы так и не перестают капать из глаз, прожигая снег. Вдова не чувствует холода, не осознаёт, что у неё уже давно замёрзли ноги. Все её мысли об умершем муже — она даже начинает с ним разговаривать.
Женщина представляет, как весной их дети будут радоваться солнцу. Она будет подбрасывать дочку вверх, а Маша будет весело смеяться. Вместе с мужем они будут восхищаться своим ребёнком. Да только вот Прокла больше нет.
Женщина понимает, что теперь вся тяжёлая работа будет ложиться на неё. Дарье предстоит самостоятельно:
- Круглый день работать в поле.
- Ночью точить косу для следующего дня.
- Успевать выполнят женские обязанности по дому.
Ей вспоминается сон, который оказался вещим. Как будто в поле её окружило войско, и она стала звать на помощь. На зов прибежала вся семья, кроме мужа. Грустные мысли терзают вдову. Что если сын вырастет и надумает жениться, а отец так и не сможет быть на его свадьбе. Или его задумают взять на службу, кто тогда сможет помочь.
Дарья вспоминает свой недавний ночной поход в монастырь за чудотворной иконой. Сколько ей тогда пришлось ждать, пока отпоют молодую схимницу. Потом к иконе долго тянулись страждущие люди, прося об исцелении. Но даже этот чудотворный образ не смог помочь её Проклу, несмотря на то, что безутешная женщина отдала монашкам за него почти все деньги.
Так, в тяжёлых думах молодая женщина загружает дрова в сани и уже собирается ехать, но тяжёлые мысли её останавливают и не дают двинуться с места.
В это время, напевая, обходит свои владения Мороз-воевода. В песне Мороз рассказывает Дарье про свои несметные богатства. Приглашает женщину разделить их вместе с ним. Стать царицей в его зимнем царстве. При этом он три раза спрашивает Дарью, не холодно ли ей. С каждым разом напуская всё больше морозу. Но молодица отвечает, что ей не холодно, погружаясь всё глубже в сладкий дремотный сон. В конце Мороз в виде́ниях женщины превращается в Прокла и начинает её целовать.
Дарье так хорошо и спокойно в своих грёзах. Она видит всю семью вместе, чувствует нерожденного ребёнка в своём чреве. Женщина спокойна и счастлива в этом зачарованном сне. Даже белка, прыгая по ёлке и случайно сбросив на молодую вдову комок снега, не смогла пробудить её к жизни.
Конец поэмы.
Часть вторая
Мороз, Красный нос
Когда-то приснился вещий сон Дарье о том, что напала на неё рать несметная. Пришли ей на помощь и свёкор, и брат, и дети, и мать, только мужа не было рядом. Когда она проснулась, то поняла, что нет рати никакой, колосья ржаные вышли с ней воевать.
Она вспомнила, как они с мужем мечтали о том, что будут женить сына и дочь. Скоро вырастет Гришуха, объявят рекрутский набор. Один у нее сын, но голова все равно заберет его, потому что некому заступиться, нет отца.
Дарья всегда трудилась, заботилась о муже, жалела его, любила очень. Летом, зимой он работал, жена ждала его дома, волновалась. Когда муж заболел, она отправилась в монастырь, надеясь, что царица небесная даст исцеление. Дарья помолилась, приложилась к иконе губами, чтобы она явила милость.
Нарубила Дарья дров достаточно, но, задумавшись, подошла к высокой сосне. Над бором проходил дозором Мороз-воевода, увидел он Дарью и стал ей обещать богатства, алмазы и жемчуга, предложил ей стать царицей в его царстве. Спускается Морозко все ниже к Дарье, уже коснулся её, в лицо дохнул и спрашивает, тепло ли ей, она отвечает, что тепло.
И вдруг Мороз превратился в Прокла, стал целовать её, обнимать, речи сладкие шептать. Закрыла Дарья глаза, и показалось ей, что настало лето, всей семьей они в поле. Она картошку копает, свекровь ей помогает, Гришуха в горохе потерялся, а Маша морковку грызет. Проклушка идет рядом с возом, нагруженным золотыми колосьями. Посадил он детей на воз и идет к Дарье, а она смотрит на них, заслоняясь рукой от солнца.
На губах у Дарьи заиграла улыбка, исчезла мука с ее лица. Она услышала песню, и душа её полетела вслед за ней. Пробежала белка по вершинам, уронила снег на Дарью, а крестьянка стояла у сосны и стыла заколдованном сне.
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание рассказа Галка Житкова Данный замечательный рассказ повествует о такой птичке, как галка. Дети решили держать у себя в доме данную птицу, и она сделалась совсем ручной
- Бежин луг — краткое содержание рассказа Тургенева Автор рассказа охотился как-то на тетеревов в Тульской губернии. После удачной охоты он уставший, но довольный, шел домой. На улице уже смеркалось, и автор немного заблудился. Пройдя вдоль осинника
- Краткое содержание пьесы Жизнь Человека Андреева В этом произведении рассказывается о жизни Человека от рождения и до последних дней. В жизни этого Человека постоянно случаются какие-то перемены, при этом он не знает, что ждет его впереди, на новой ступени.
- Остров Крым — краткое содержание романа Аксёнова Лейтенант по фамилии Бейли-Лендом не позволил захватить Крым в 1920 году. Примечательно то, что выстрел остановивший армию Красных был совершен случайно. Полную свободу Крым обрел, когда власть перешла к Брежневу.
Образы и символы
Главными героями поэмы являются крестьянка Дарья и повелитель зимы — Мороз-воевода. Сначала рассказчик рассуждает о тяжелой доле русской крестьянки, а затем обращается к образу Дарьи, вдовы крестьянина Прокла, оставшейся с маленькими детьми без кормильца семьи.
- Дарья – настоящая русская женщина, которая с достоинством переносит все жизненные тяготы, холод и голод. Она верит в то, что спасение человека состоит в честном труде и семейных ценностях, она посвящает всю себя своему мужу и детям. После смерти любимого героиня вынуждена взвалить на себя все мужские обязанности, в том числе и пополнение запасов дров. В лесу она и встречается с другим центральным персонажем поэмы.
- Мороз–воевода – это фантастическое существо, которое в фольклоре является властелином холода и зимнего времени года. Образ этого персонажа нам знаком еще по сказке «Морозко». В поэме Мороз представлен величественной и неукротимой силой, которая управляет судьбами попавших в ее власть людей и жестоко наказывает за неповиновение. Испытывая Дарью холодом, герой видит, насколько сильна ее воля, и, сжалившись, ледяным дыханием освобождает ее от мук этой жизни. Это делает его спасителем главной героини, но заставляет читателей волноваться о судьбе ее детей, оставленных без матери и отца. Как можно видеть, образ Мороза неоднозначен и тесно связан с фольклорной традицией, которой пронизана вся поэма. Если в сказках всемогущий маг дарует тем, кто прошел проверку, счастье, то в данном произведении он награждает женщину смертью. Нет, дело не в жестокости. Просто для Дарьи нет в мире счастья, раз нет на свете любимого мужа. Поэтому причина ее страданий – не злая мачеха, а сама жизнь в одиночестве. Мороз убивает ее, чтобы она воссоединилась с супругом.
Темы, проблемы и настроение
Некрасов стремился показать читателю, что на плечах крестьянской женщины лежит тяжелый и изматывающий труд, вынести который способен только человек невероятной силы воли. Поборов трудности жизни многодетной вдовы, главная героиня не ломается даже перед напором стихийной, мистической силы в лице Мороза–воеводы. Умирая, Дарья вспоминает о своем муже Прокле и в последние мгновения своей жизни воскрешает в своей памяти все хорошее, что разбавляло ее трудовые будни
Крестьянка предана своей любви до последнего, поэтому в поэме можно смело выделить эту тему в качестве важной. При всех своих заботах, при всем своем бесправии, она находит в себе теплоту и ласку для супруга, заботу для детей. В этом состоит величие ее души
В этом состоит величие ее души.
Тема смерти звучит в каждой строке произведения. Особенно четко звучит этот мотив в первой части поэмы, где рассказывается о смерти Прокла. Этот эпизод призван показать читателю, сколько горя и страданий приносит в крестьянскую семью смерть родителя. Описывая трагедию одной семьи, Некрасов указал на тяжкую долю всего простого русского народа.
Проблем затронуто множества, проблематика богата. Автор пишет об отсутствии квалифицированной медицинской помощи для крестьян (а это самая многочисленная социальная группа в стране), об изматывающем труде, который убивает людей, об ужасных условиях работы. Простые люди брошены на произвол судьбы: если в мороз никто не пойдет за дровами, то вся семья замерзнет до смерти, и никто не поможет. Злая ирония положения заключается в том, что бедные труженики больше всех остальных делают для страны, но являются при этом наименее защищенным классом. По сути, они живут на правах рабов, то есть без прав.
Прощание с Проклом
Все приготовления закончены: могила вырыта, гроб привезен, саван готов
«Медлительно, важно, сурово» стали Прокла обряжать. Вся жизнь его прошла в работе
Теперь, неподвижный и суровый, лежит он со свечой в голове. Автор отмечает большие, натруженные руки и лицо — «красивое, чуждое муки».
И только когда обрядили умершего, «родные по Прокле завыли». В их плаче и боль от потери любимого человека, и хвала кормильцу, и оплакивание горькой сиротской доли детей, оставшейся вдовой жены, старых родителей…
А утром верный конь Савраска повез хозяина в последний путь. Он долгие годы служил Проклу: летом — в поле, зимой — в извозе. Торопясь в последний свой поход вовремя доставить товар, крестьянин простудился. Вернулся домой — «в теле пожар». Его лечили всеми известными народными способами. Наконец, жена отправилась в дальний монастырь за чудотворной иконой. Но опоздала. Когда воротилась, Прокл, увидев ее, простонал и помер…
Вернулись с кладбища, и Дарья, желая детей обогреть, увидела, что ни полена не осталось. Горька доля вдовы! Оставив сына и дочь у соседки, отправилась она в лес.
Очень краткий пересказ поэмы «Мороз, Красный нос»
Зимой в обычной крестьянской семье случилось горе – умер любимый сын, муж и кормилец Прокл. По стечению обстоятельств старому отцу пришлось копать могилу для сына, мать покупала ему гроб и лапти в последний путь. А жена Дарья своими руками шила саван без времени почившему супругу. На её плечи легла тяжёлая доля русской крестьянки, которая на протяжении веков оставалась неизменной.
Но несмотря на сложную судьбу среди женщин русского народа есть сильные и волевые красавицы, от которых невозможно оторвать глаз. Работящие, смелые, способные с достоинством вынести любые тяготы. Самоотверженные матери и любящие жёны. Дарья была такой женщиной, но смерть Прокла обрушилась на неё горестным бременем.
Родные обрядили усопшего, оплакали и похоронили на следующий день. Молодой крестьянин работал, не жалея себя, чтобы семья была сытой, вовремя платил оброк. Летом он трудился в поле, а зимой шёл работать в извоз. Этой зимой он застудился, полдня простояв в снегу, а после этого, уже больной, три дня шёл пешком по морозу. Домой Прокл вернулся в лихорадке и слёг. Народные обычаи, знахари и ворожейки не смогли поставить мужчину на ноги. Тогда Дарья идёт в отдалённый монастырь за помощью иконы, известной целительной силой.
Преодолевая страх и стараясь не обращать внимания на суеверные знаки, женщина добирается до монастыря и с иконой возвращается домой. Но Прокл, умирает, едва дождавшись жены.
После похорон Дарья отправляется за дровами в лес, ведь запасы в избе закончились. В лесной тишине бедная вдова, которая всё время стойко и гордо держалась, даёт волю слезам и душевной боли. Не выпуская из мыслей любимого человека, женщина принимается колоть дрова.
Дарья разговаривает с супругом о будущем, представляет, как весной будет одна работать в поле, а потом убирать богатый урожай. Сетует, как тяжело ей будет без милого, грезит о свадьбе сына Гриши. А затем тяжкое осознание кончины Прокла заставляет её остановиться. Дарья нарубила много дров и стала собираться в путь, но снова задумалась.
В этот миг молодую крестьянку заметил Мороз-воевода, который осматривал свои владения. Он стал хвастать перед красавицей своим величием и могуществом, а затем захотел видеть жену Прокла своей царицей. Обратившись усопшим мужем, Мороз стал целовать закоченевшую женщину, и она поддалась его чарам. Дарья освободилась от своей боли и постепенно забывалась счастливым сном в мёртвой тишине леса.
Посвящение и начало
Дата написания поэмы — 1863 год. Создание ее автор связывает с описанием образа жизни исчезающего женского типажа — «величавой славянки».
Начало произведения Н. А. Некрасов отводит своей сестре Анне Алексеевне. В нем автор обращается к родственнице как к другу, понимающему его лучше остальных. Это кратко подтверждает пересказ последних строчек: «…Милый друг, поняла ты давно — здесь одни только камни не плачут…». Далее в первой части поэмы, «Смерть крестьянина», идет описание глав 1−5.
В зимнюю стужу старая крестьянка правит телегой, везущей страшный «подарок» — гроб. Ее план прост: доставить его в свой дом, где на лавке дожидается посмертного пристанища покойник — ее сын Прокл.
Сани застревают в сугробе, и старухе приходится сойти наземь, чтобы понукать Савраску — коня, верного помощника умершего. Нужно торопиться, ведь в избе вдова Прокла, Дарья, ждет, когда можно обряжать мужа к похоронам. Рядом с ней шумят несмышленые дети, а сама молодая женщина тихонько плачет и сшивает куски полотна на саван. Судьба Дарьи, как и любой крепостной крестьянки, незавидна:
- выйти замуж за крепостного;
- «стать матерью сына раба»;
- покоряться мужу до самой смерти.
Никто не в силах изменить ее участь. Вот почему все реже попадается тип «величавой славянки»: бесконечный труд и угнетение не позволяет ему раскрыться в полную силу.
Начальство решает, что делать
Офицер приказал пока отправить солдата, покинувшего пост, в карцер, а сам связался со своим начальником, батальонным командиром Свиньиным, чтобы спросить того, что делать в этом случае. Тот прибыл в караульную и лично допросил Постникова. После этого он решил ехать к своему начальнику. Вот так изображает нерадивых бюрократичных людей в своём рассказе «Человек на часах» Лесков. Краткое содержание расскажет о дальнейших перипетиях героев современным языком. Ведь в девятнадцатом веке изъяснялись немного по-другому, поэтому иногда сложно читать полный текст рассказа, на это уйдёт больше времени.