Биография Альбрехта Дюрера
Альбрехт Дюрер был одним из крупнейших и самых известных художников эпохи Возрождения в Германии. Он родился 21 мая 1471 года в городе Нюрнберге в семье золотых и серебряных дел мастеров. Будучи четвертым ребенком в семье, у Дюрера было семеро братьев и сестер.
Сначала Альбрехт обучался ремеслу отца, но ему больше нравилось рисование. Его отец решил отправить его на образование и Дюрер начал учиться в университете Лейпцига. Там он изучал латинский, греческий, философию и математику. Но вскоре он понял, что его истинное призвание — искусство.
Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер стал учеником известного художника Михаэля Вольгемута. Здесь он освоил мастерство живописи, гравюры и рисования. В 1493 году Дюрер отправился в путешествие по Европе, чтобы расширить свои художественные навыки и получить новый опыт.
По возвращении в Германию, Дюрер стал успешным и известным художником. Он создал много шедевров, включая портреты, пейзажи, религиозные картины и гравюры. Его работы отличались прекрасной детализацией и реализмом. Дюрер был также талантливым гравером и мастером по работе с оловом и деревом.
В 1520 году Дюрер отправился в Нидерланды и Италию, где познакомился с работами итальянских художников и узнал о новых техниках. Он также путешествовал во Францию и Испанию, где общался с другими художниками и влиятельными людьми того времени.
Альбрехт Дюрер стал известным не только как художник, но и как теоретик и автор книги, посвященной искусству. Он также был одним из первых художников, которые включили себя в свои работы, написав свое имя и год создания. Дюрер внес большой вклад в развитие искусства эпохи Возрождения и оказал огромное влияние на следующие поколения художников.
Дюрер умер 6 апреля 1528 года в Нюрнберге, но его наследие продолжает жить и вдохновлять новых художников по всему миру.
Творческий путь
1490 год стал началом традиционного для начинающих художников странствия с целью учебы у мастеров других стран. За четыре года молодой Дюрер побывал в городах Германии, Швейцарии, Нидерландов, где совершенствовался в технике живописи, получил навыки гравировки на меди.
В 1493 году в Страсбурге Альбрехтом написан «Автопортрет с чертополохом», который он послал в Нюрнберг в качестве подарка невесте, выбранной ему отцом.
В 1494 г. Дюрер возвращается в родной город и вступает в брак с Агнесой Фрей, дочерью друга отца.
По прошествии двух месяцев после свадьбы художник отправляется в очередное путешествие, на этот раз в Италию.
Итальянские мастера Мантенья, Беллини, Поллайоло, ди Креди, оказали огромное влияние на творчество молодого Дюрера. Характерными для этого периода являются акварельные зарисовки пейзажей, которые стали новшеством в искусстве Западной Европы. В последующие годы художник использует их при создании гравюр.
После возвращения в Нюрнберг в 1495 году художник открывает собственную мастерскую и следующие десять лет занимается гравюрами. Он начинает применять новые техники гравировки, создает гравюры на меди.
Благодаря своему крестному Антону Кобергеру, который был известным в Германии издателем, Альбрехт начинает продажу своих работ, участвует в оформлении изданий различных произведений. Для выпущенного в 1498 году Кобергером «Апокалипсиса» художник создал 15 ксилографий, что прославило его в Европе, как мастера гравюры.
В этот период написан ряд известных произведений живописи, среди которых портрет отца и «Поклонение волхвов».
С 1505 по 1507 год Альбрехт Дюрер опять находится в Италии. Цели его поездки неясны, мнения специалистов расходятся. Известно, что большую часть времени он провел в Венеции. Под влиянием венецианской школы живописи значительно изменилась манера письма художника. Его работа «Праздник венков из роз», выполненная на заказ, заставила других художников признать его талантливым живописцем, а не только специалистом по гравюрам.
Образцом для подражания для Альбрехта Дюрера стал Джованни Беллини, с которым у него сложились дружеские отношения. Считается, что картины венецианского периода «Мадонна с чижиком» и «Христос среди учителей» написаны под влиянием и по просьбе Беллини.
В 1507 г. Альбрехт Дюрер с сожалением покидает Венецию, где его высоко ценили и даже предлагали денежное содержание.
С 1509 г
художник становится членом Большого Совета в Нюрнберге и приобретает в собственность дом в Циссельгассе, где сейчас находится его музей.
Основное внимание в этот период Дюрер сосредоточил на совершенствовании гравюрного мастерства, поскольку именно гравюры составляют его основной доход. Он выполняет их как на заказ, так и для продажи.
В 1512 г
знаковой для Альбрехта работой становится создание иллюстраций для «Книги фехтования» по заказу Максимилиана I, императора Священной Римской империи. После этого немецкий художник находится под покровительством императора.
В течение следующих семи лет Дюрер получает многочисленные заказы, пишет портреты Максимилиана I. Не имея финансовых возможностей достойно оплатить труд художника, император назначает ему пожизненное содержание из суммы городских налогов, предоставляет грамоту для защиты против копирования гравюр.
После смерти Максимилиана городской совет остановил выплату пенсии художнику до распоряжения нового императора. В 1520 г. Дюрер с женой отправляется в Нидерланды, где должен пройти коронацию новый император Карл V.
Сохранился «Дневник путешествия в Нидерланды», в котором художник в ярких красках описывает события, местные обычаи, достопримечательности, произведения искусства нидерландских мастеров. Его везде ждал радушный прием, поскольку известность мастера распространилась по всей Европе.
Во время путешествия Дюрер плодотворно работает, пишет графические портреты, при его участии создается триумфальная арка для въезда Карла V.
4 октября 1520 г. новый император подтвердил право Альбрехта Дюрера на ежегодную выплату в 100 гульденов. После этого события художник прекращает ведение дневника.
Вернувшись в Нюрнберг в 1521 г., Дюрер продолжает занятия живописью. В последние годы им были созданы глубокие произведения, в которых отразился дух нидерландского искусства.
В Нидерландах художник заразился, предположительно, малярией. Болезнь не отпускала его в течение семи лет и стала причиной смерти. Альбрехт Дюрер умер 6 апреля 1528 г. в возрасте 56 лет.
Автопортрет (1500 г.)
Смерть
После смерти Максимилиана I в 1520 году выплаты Дюреру прекратились. Он отправился в путешествие для выяснения обстоятельств и заболел во время пребывания в Нидерландах.
Биографы подозревают, что художник заболел малярией. Болезнь мучила его до последних дней жизни. Восемь лет спустя, 6 апреля 1528 года, он умер в своем родном городе Нюрнберге.
Живопись
Дюрер был столь же разносторонним в живописи, как и в других своих занятиях. Он писал жития, библейские сцены и портреты, типичные для того времени. Знакомство с итальянскими мастерами оказало большое влияние на художника. Это особенно заметно в картинах, которые были созданы непосредственно в Венеции. Дюрер, однако, не утратил своей оригинальности. Его творчество представляет собой слияние немецкой традиции с гуманистическими идеалами итальянского Возрождения.
Алтарные образы и картины по библейским сюжетам
Творчество художника XV или XVI века невозможно представить без христианской тематики. И Альбрехт Дюрер не является исключением. Он написал несколько мадонн («Дева Мария с грушей», «Кормящая Дева Мария», «Дева Мария с гвоздикой», «Дева Мария с ребенком и Святой Анной» и т.д.). ); несколько алтарных предметов («Праздник Розария», «Поклонение Святой Троице», «Дрезденский алтарь», «Семь скорбей Девы Марии», «Алтарь Иаваха», «Алтарь Паумгартнера» и др. ), картины с библейскими сюжетами («Четыре апостола», «Святой Иероним», «Адам и Ева», «Поклонение волхвов», «Иисус с книжниками» и другие).
Работы «итальянского периода» характеризуются яркостью и прозрачностью красок и плавностью линий. Их настроения лиричны и светлы. Такие работы, как «Праздник Розария», диптих «Адам и Ева», «Поклонение волхвов», «Алтарь Паумгартнера», «Мадонна с Чижиком», «Иисус среди писцов».
Дюрер был первым в Германии, кто попытался составить гармоничные пропорции, основываясь на знании античности. Эти усилия вылились, прежде всего, в диптих «Адам и Ева».
Его более зрелые работы уже проявляют драматические качества и состоят из множества слоев («Мученичество десяти тысяч христиан», «Поклонение Святой Троице», «Дева с младенцем и святой Анной»).
Дюрер всегда был богобоязненным человеком. Во времена распространения Реформации он симпатизировал идеям Мартина Лютера и Эразма Роттердамского, которые оказали определенное влияние на его работы.
Свою последнюю масштабную работу, диптих «Четыре апостола», Дюрер подарил родному городу. Монументальные образы апостолов изображены как идеал Слова и Духа.
Автопортреты
В немецкой живописи Дюрер был пионером в жанре автопортрета. В этом искусстве он превзошел своих современников. Автопортрет был для Дюрера способом улучшить свои навыки и оставить память о себе для потомков. Дюрер больше не был просто ремесленником, как считали в то время художников. Он был интеллектуалом, учителем, мыслителем, который постоянно стремился к совершенству. Именно это он пытается показать в своих картинах.
Альбрехт Дюрер — Жизнь и Лучшие Работы. Адам и Ева (1504)
Изображение Дюрером «грехопадения», момента в христианской мифологии, когда первые два человека — Адам и Ева — ослушались наставлений Бога и вкусили от Древа Познания, остаётся уникальным в своём смелом изображении человека и природы. Эта гравюра была создана вскоре после возвращения молодого художника из Италии, и в ней больше говорится о его собственном интересе к эпохе Возрождения в сочетании с гордостью за собственный дом, чем об истории из книги Бытия.
Фигуры героев картины основаны на классических обнажённых фигурах и идеальных человеческих пропорциях, предложенных греко-римскими художниками и архитекторами того времени. Дикая листва позади пары напоминает немецкие леса, с которыми художник был знаком, и поэтому он буквально помещает итальянские фигуры в своё местное окружение. Адам держит маленькую ветку с висящей на ней табличкой, которая смело провозглашает имя художника, написанное как «Альбрехт Дюрер из Нюрнберга» на латыни.
На конце ветки сидит попугай. Звук, который издают попугаи, был тогда интерпретирован как «Аве Мария», и, таким образом, птицы являлись символами Святой Девы Марии, которая здесь обозначается как женщина, которая позже компенсирует первородный грех Евы в католицизме. Как и змея, которая, согласно Библии, буквально является дьяволом, каждое животное имеет особый символизм. Согласно древнегреческим и римским врачам и философам, в организме каждого человека есть четыре различные жидкости, и что избыток или недостаток этих жидкостей напрямую коррелирует с личностью и здоровьем.
В Райском саду Дюрера лось олицетворяет собой чёрную желчь и меланхоличную личность; бычья мокрота и флегматичную личность; кроличья кровь и кровожадность; кошачья жёлтая желчь и холерический темперамент. Художник иронично использует библейскую историю о грехопадении человека, неудаче и изгнании, чтобы проиллюстрировать научные и философские успехи, а также людские темпераменты.
Дюрер – живописец и график
За свою не очень короткую творческую жизнь Дюрер оставил довольно богатое наследие. Очень интересны его автопортреты, которых он написал несколько в разные периоды своей жизни. Эти произведения не просто отражают смену физического возраста и рост мастерства Дюрера как художника, а фиксируют изменение мировоззрения его как личности.
Первый Автопортрет Альбрехт написал в возрасте 13 лет. Это очень незатейливый рисунок серебряным карандашом чувствительного молодого человека.
На следующем «Автопортрете с гвоздикой” ему уже 22 года. Это молодой человек в щегольской одежде с ухоженными волосами и открыто смотрящим, смелым взглядом, присущим молодости.
Через пять появляется еще один «Автопортрет”. На этом полотне Дюрер – преуспевающий человек, которому удалось ухватить «фортуну”. Здесь он более напоминает богатого бюргера, чем ремесленника или человека искусства.
В 1500 году Дюрер пишет знаменитый «Автопортрет в образе Христа”. Здесь вместо обычного самолюбования – трезвость и прямота богатой интеллектом личности, а образом Христа художник пытается выразить мысль, что в своем ремесле он творец сродни Богу.
Во время пребывания в Венеции Дюрер создает одну из самых прекрасных своих картин, «Праздник веревочек».
Ее сюжет взят из мистической духовной практики, которую проповедовали монахи из Доминиканского Ордена. Они считали, что чтение молитвы с помощью вереницы, помогает верующим католикам проникнуться не только мысленно, но и духовно. Только вместо бусинок, которые используют в других религиях, монахи-доминиканцы представляют венки из алых и белых роз. Именно этот момент и изображает художник. Картина вызывает ощущение радости, праздника. Это одно из лучших изображений девы Марии с младенцем Иисусом.
Правитель Венеции предлагал Дюреру остаться на службе, обещая достойное вознаграждение за его искусство, но художник вернулся на родину, где встретил старость и смерть 6 апреля 1528 года.
Мало кто знает, что последние годы Дюрер увлекался совершенствованием оборонительных укреплений городов и замков, и это ему принадлежит авторство
нового типа укрепления, которое он назвал бастея, или бастион.
Альбрехт Дюрер родился в многодетной семье ювелира, у него было семнадцать братьев и сестер. В XV веке профессия ювелира считалось весьма почтительной, поэтому отец старался обучить своих детей ремеслу, которым он занимался. Но талант Альбрехта к художеству проявился довольно в раннем возрасте, и отец не стал его отговаривать, наоборот, в возрасте 15 лет направил сына к известному Нюренбергскому мастеру Михаэлю Вольгемуту. После 4 лет обучения у мастера, Дюрер отправился путешествовать и тогда же написал свою первую самостоятельную картину «Портрет отца». Во время путешествия он оттачивал свое мастерство у разных мастеров в разных городах. Рассмотрим самые известные картины Альбрехта Дюрера
, признанные мировым сообществом.
Биография Альбрехта Дюрера
Будущий художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера, прибывшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам Дюрер Младший, умерли «в юности, другие, когда выросли». В 1524 году из детей Дюреров были живы только трое — Альбрехт, Ханс и Эндрес.
Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó — «дверь».) буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер Младший вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелёгкую жизнь. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.
Некоторое время Дюреры снимали половину дома (рядом с городским центральным рынком) у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Отсюда близкое знакомство двух семей, принадлежащих к разным городским сословиям: патрициев Пиркгеймеров и ремесленников Дюреров. С сыном Иоганна, Виллибальдом, одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер Младший дружил всю свою жизнь. Благодаря ему художник позднее вошёл в круг гуманистов Нюрнберга, лидером которых был Пиркгеймер, и стал там своим человеком.
C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства.
У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.
Библиография
- Бартрум Д. Дюрер / Пер. с англ. — М.: Ниола-Пресс, 2010. — 96 с. — (Из собрания Британского музея). — 3000 экз. — ISBN 978-5-366-00421-3.
- Бенуа А. История живописи всех времён и народов. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2002. — Т. 1. — С. 297—314. — 544 с. — ISBN 5-7654-1889-9.
- Бергер Я. Дюрер. — М.: Арт-Родник, 2008. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-88896-097-4.
- Альбрехт Дюрер. Гравюры / Пред. А. Боре, прим. А. Боре и С. Бон, пер. с фр. А. Золотовой. — М.: ООО «Магма», 2008. — 560 с. — 2000 экз. — ISBN 978-593428-054-4.
- Брион М. Дюрер. — М.: Молодая гвардия, 2006. — (Жизнь замечательных людей).
- Дзуффи С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет / Научный редактор С. И. Козлова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 106—107. — ISBN 5-224-03922-3.
- Дурус А. Еретик Альбрехт Дюрер и три «безбожных художника» // Искусство : журнал. — 1937. — № 1.
- Зарницкий С. Дюрер. — М.: Молодая гвардия, 1984. — (Жизнь замечательных людей).
- Немировский Е. Мир книги. С древнейших времён до начала XX века / Рецензенты А. А. Говоров, Е. А. Динерштейн, В. Г. Утков. — М.: Книга, 1986. — 50 000 экз.
- Львов С. Альбрехт Дюрер. — М.: Искусство, 1984. — (Жизнь в искусстве).
- Либман М. Дюрер и его эпоха. — М.: Искусство, 1972.
- Королёва А. Дюрер. — М.: Олма Пресс, 2007. — 128 с. — (Галерея гениев). — ISBN 5-373-00880-X.
- Матвиевская Г. Альбрехт Дюрер — учёный. 1471—1528 / Отв. ред. канд. физ.-мат. наук Ю. А. Белый; Рецензенты: акад. АН УзССР В. П. Щеглов, д-р физ.-мат. наук Б. А.
- Розенфельд; Академия наук СССР. — М.: Наука, 1987. — 240, с. — (Научно-биографическая литература). — 34 000 экз. (в пер.)
- Невежина В. Нюрнбергские граверы XVI в. — М., 1929.
- Нессельштраус Ц. Литературное наследие Дюрера // Дюрер А. Трактаты. Дневники. Письма / Перевод Нессельштраус Ц.. — М.: Искусство, 1957. — Т. 1.
- Нессельштраус Ц. Рисунки Дюрера. — М.: Искусство, 1966. — 160 с. — 12 000 экз.
- Нессельштраус Ц. Дюрер. — М.: Искусство, 1961.
- Норберт В. Дюрер. — М.: Арт-Родник, 2008. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9794-0107-2.
- Сидоров А. Дюрер. — Изогиз, 1937.
- Черниенко И. Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и её видение в творчестве Альбрехта Дюрера: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук: 07.00.03. — Пермь, 2004.
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
2.8/5 — (6 голосов)
Альбрехт Дюрер: легенда живописи
Дюрер родился в Нюрнберге в 1471 году и проявил исключительные таланты еще в раннем возрасте. Он был одним из первых художников, которые объединили в своем творчестве различные жанры: историческую живопись, портреты, пейзажи и натюрморты. Благодаря этому, его работы стали широко известными и признанными на протяжении веков.
Одним из наиболее известных произведений Дюрера является его картина «Молитва господня» (1508 год), которая стала символом религиозного искусства. На этой картины он изображает Христа на горе Оливной, совершающего молитву. Картина восхищает своим реализмом и глубиной чувств, которые передаются с помощью художественных приемов.
Еще одним важным достижением Дюрера является развитие гравюры. Он создал множество гравюр на меди, дереве и линогравюры, которые стали эталоном мастерства для многих художников. Он также разработал новые методы гравюры, позволившие ему передавать мельчайшие детали и тени, что придало его работам особую глубину и реализм.
В своих произведениях Дюрер не только мастерски передавал красоту, но и обращался к философским и религиозным темам. Он активно изучал анатомию человеческого тела, чтобы создавать свои произведения еще более реалистичными. Он также открыто выражал свои мысли и идеи, что делает его искусство таким уникальным и актуальным и по настоящее время.
Альбрехт Дюрер оставил великое наследие в истории искусства. Его творчество продолжает вдохновлять художников искусствоведов по всему миру. В его работах можно найти глубину человеческих чувств, мастерство и талант, которые делают его настоящей легендой живописи.
Известные картины Альбрехта Дюрера
Выдающийся мастер средневекового искусства оставил после себя огромное творческое наследие. Одних только рисунков сохранилось более 900. Известные работы Альбрехта Дюрера украшают экспозиции многих музеев мира и частные коллекции. Среди них:
«Автопортрет в одежде, отделанной мехом» (1500) — уникальное для того времени изображение живого человека на картине в фас. Таинственная и символическая работа мастера.
«Адам и Ева» (1507) — картина, нарисованная маслом на двух досках (диптих). Первое в немецкой живописи произведение с изображением обнаженных людей в натуральную величину.
Алтарь «Поклонение Святой Троице» (1511) — необычный вариант алтарного образа без боковых створок. В правом нижнем углу художник нарисовал себя и сделал авторскую надпись.
Гравюра «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513) — одна из трех знаменитых мастерских гравюр Дюрера. Аллегорическое изображение презрения к сомнениям и опасности.
Альбрехт Дюрер по праву считается великим мастером средневекового искусства. Его вклад в мировую культуру огромен, а работы вызывают чувство глубокого восхищения.
Участвуйте в аукционах на портале Very Important Lot, чтобы купить оригинальные произведения искусства. Приобретайте на нашем сайте напрямую картины современных художников.
Творчество
В 1496 г. Альбрехт Дюрер выполняет первое крупное произведение на заказ – композицию «Дрезденский алтарь».
Раннее творчество
Портреты, написанные художником, положили начало эволюции этого жанра в немецкой живописи. Из него ушли чисто религиозные мотивы, увеличилось число обращений к светской тематике. Вершиной портретной живописи этого периода стал автопортрет, созданный в 1500 г.
Автопортрет
В нем Альбрехт Дюрер реализовал собственное понимание совершенства и идеальных пропорций. Ракурс, в котором мастер изобразил себя, был совершенно необычен – в ту эпоху в анфас рисовали исключительно королей и святых. Этим утверждалась мысль, заложенная в Писании: человек сотворен по подобию и образу Бога.
«Адам и Ева» – гравюра, выполненная на меди, впоследствии диптих. Результат поиска художником идеальных пропорций тела человека, его изучения обнаженной натуры.
Серия гравюр, иллюстрирующих «Апокалипсис», стала новым направлением в искусстве тех лет. Путем использования монохромных приемов художник добился необыкновенной экспрессии.
Апокалипсис
Кроме того, впервые в истории на обороте каждого из отпечатков был помещен сделанный мастером перевод на немецкий соответствующего фрагмента «Апокалипсиса».
Гравюры были переплетены в одну книгу и быстро были раскуплены. Мартином Лютером вместе с другими филологами объявил Альбрехта Дюрера одним из основоположников литературного немецкого языка.
О втором путешествии в Италию
Осенью 1505 г. художник вновь уехал в Италию на средства, полученные от одного из нюрнбергских патрициев-гуманистов. Здесь он узнал, что его гравюры настолько популярны, что их даже пытаются подделывать. Работы, выполненные Дюрером в этот период:
- роспись собора Св. Варфоломея (Венеция);
- композиция «Мадонна с четками», выполненная для церковного алтаря;
- ряд картин и портретов на религиозные сюжеты.
Синьория города предложила художнику остаться в Венеции навсегда, однако Альбрехт Дюрер отклонил предложение. В 1506 г. он проживал в Болонье, где пытался обучаться математике у Луки Пачолли. В 35 лет художник начал самостоятельно изучать геометрию по книгам Евклида. В Риме он посещал Рафаэля, в Милане встречался с Леонардо да Винчи.
По возвращении
В 1507 г. Альбрехт Дюрер возвратился домой. Мастера опередила слава об успехе, которого он добился в столице мирового искусства. В Нюрнберге художник выполняет несколько заказов, ставших шедеврами:
- серию гравюр «Страсти Христовы»;
- «Поклонение Святой Троице»;
- «Образ всех святых»;
- «Жизнь Марии»;
- «Мадонна с лилией»;
- «Мученичество десяти тысяч христиан».
Мученичество десяти тысяч христиан
О технологии гравюры
Основное внимание Альбрехт Дюрер уделял этому искусству. Он был одним из немногих мастеров, в равной степени владеющих приемами как ксилографии, так и гравюры на металлической пластине
Одним из первых художник начал использовать офорт
Исследователи предполагают, что именно Дюрер усовершенствовал эту технику
Одним из первых художник начал использовать офорт. Исследователи предполагают, что именно Дюрер усовершенствовал эту технику.
Перед тем как наносить рисунок, он покрывал металлическую пластину не воском, а лаком. Высыхая, последний делает поверхность твердой и гладкой. Спустя 400 лет эта технология легла в основу изготовления плат для приборов радиоэлектроники.
Наиболее известные гравюры
Каждая из созданных мастером гравюр для его современников была исполнена глубокого и близкого им смысла и прочитывалась как книга. Наибольшую известность получили произведения Альбрехта Дюрера, выполненные настолько искусно, что были удостоены наименования «Мастерская гравюры».
К этой когорте относят:
- «Меланхолию І»;
- «Святого Иеронима в келье»;
- произведение «Рыцарь, Смерть и Дьявол».
Рыцарь, Смерть и Дьявол
Другие работы этого периода:
Гравюрные изображения 3 карт звездного неба, выполненные в сотрудничестве с немецкими учеными. В книге гравюры были напечатаны впервые.
- Карта восточного полушария, выполненная в виде гравюрного изображения.
- «Триумфальная арка». Масштабная гравюра, выполненная по заказу Максимилиана I. Произведение посвящено прославлению фамилии императора. Размер работы достигает 3,5 м.
- «Четыре темперамента». Последнее произведение, подаренное гениальным художником родному городу. Благодаря совершенному исполнению и глубокому замыслу диптих считают одним из высочайших достижений автора.
Гравюрные изображения 3 карт звездного неба
Без вознаграждения труд живописца не остался. Императором Максимилианом был издан специальный мандат, по которому Альбрехт Дюрер получил право на ежегодную достойную выплату из казны города.
Личная жизнь
В 1494 г. Дюрер женился по воле своего отца. Агнесе Фрей происходила из старинной нюрнбергской семьи. До дня свадьбы молодые так и не увиделись. Хотя Дюрер отправил невесте свой автопортрет. К браку художник относился без особого энтузиазма, хотя и воле отца не противился. Ведь по тогдашним правилам мастером считался только женатый художник. Сразу же после венчания Дюрер выехал в Италию, чтобы совершенствовать свое мастерство. У супругов не было детей. По мнению Дюрера, настоящий художник должен оберегать себе от женщин: «не жить с ними вместе, не видеть их и даже не касаться».
Альбрехт Дюрер скончался 6 апреля 1528 г. от болезни печени. Его похоронили на Нюрнбергском кладбище «Йоханесфридхоф» около могилы его друга В. Пиркхаймера.
Рисунки
Творчество Альбрехта Дюрера многообразно. Он был одарен как рисовальщик, гравер и живописец. При этом гравюра и рисунок занимают у него порой даже ведущее место. Более 900 листов насчитывает наследие Дюрера-рисовальщика. По многообразию и обширности его можно сопоставить только с творениями Леонардо да Винчи. Видимо, рисование было частью повседневной жизни мастера. Дюрер прекрасно владел всеми графическими техниками того времени — от угля, акварели, итальянского карандаша до тростникового пера и серебряного штифта. Как и для итальянских мастеров, рисунок стал для Дюрера важнейшим этапом создания композиции. Этот этап включал в себя штудии, эскизы голов, ног, рук, драпировок.
Для Дюрера рисунок был инструментом, с помощью которого он изучал характерные типы — нюрнбергских модниц, нарядных кавалеров, крестьян. Прославленные произведения Альбрехта Дюрера — акварели мастера «»Заяц»» (на фото выше) и «»Кусок дерна»». Они выполнены с холодноватой отстраненностью и такой пристальностью, что могли бы стать иллюстрациями к научным кодексам.