Жзл. александр беляев

Презентация на тему "беляев александр романович"

Создание первого романа и признание

В 1926 году Беляев начал работу над своим первым романом, который позже получил название «Голова профессора Доуэля». Роман был опубликован в 1927 году и стал первым крупным произведением автора. В «Голове профессора Доуэля» была затронута тема научных экспериментов и их последствий. Книга вызвала большой интерес у читателей и признание критиков.

После успеха своего первого романа Беляев начал активно писать и выпускать новые произведения. В течение двух десятилетий он создал более 40 научно-фантастических романов, которые стали классикой жанра. В его произведениях часто встречались элементы приключений, фантастики, научной фантастики и фантастического ремесла.

Беляев был признан одним из самых талантливых и популярных писателей своего времени. Его произведения переводились на многие языки и пользовались огромной популярностью в России и за ее пределами. Сам Беляев получил звание Почетного работника культуры, а также был награжден медалью «За трудовую доблесть» и орденом Красного Знамени. В апреле 1942 года Беляев умер, оставив в наследие своим читателям множество увлекательных и захватывающих произведений.

Предвидения писателя-фантаста

В 1934 году в Москве состоялась историческая встреча Александра Беляева и Герберта Уэллса — двух фантастов, чьи произведения чаще прочих служат иллюстрацией тезиса «фантастика предсказывает будущее». Разница между ними в том, что Уэллс полагал, будто пишет о социальных проблемах, а фантастика — только для антуража. А Беляев, добавляя в свои книги злободневные вопросы советской современности (в первую очередь — классовой борьбы, мировой революции и грядущей победы коммунизма), похоже, делал это лишь затем, чтобы ему не мешали писать фантастику. Создавать невероятные миры и увлекательные истории силой воображения — вот что он любил больше всего на свете. И иногда воображение действительно помогало ему прогнозировать будущее.

Пластические операции

Иллюстрация О.Коровина к роману «Человек, потерявший лицо»

Предвидел Беляев и возможность менять свою внешность (роман «Человек, потерявший лицо», 1929 год), при этом, в отличие от предвидения современных пластических операций, фантаст идёт куда глубже и дальше, скорее, затрагивая генную инженерию, чем изменение внешности под воздействием скальпеля.

Но прозорливость данного произведения даже не в этом, а в тех проблемах, с которыми непременно столкнётся человек, попытавшийся искусственно, а не духовно, изменить то, что дано ему Богом.

Роман посвящён успехам наук, которые во времена Беляева ещё толком не оформились, — генетики и эндокринологии. Согласно сюжету, губернатор штата превращается в чернокожего и в результате испытывает на себе все особенности расовой дискриминации. Чем-то напоминает судьбу короля поп музыки Майкла Джексона, который сменил цвет кожи, спасаясь от предубеждений к чернокожим людям.

Главному герою романа, уродливому комику Тони Престо, благодаря некой загадочной терапии удаётся вернуть себе тот облик, который был бы у него, не страдай он от наследственной болезни. Даже сейчас подобные чудеса с геномом человека можно проделывать лишь на теоретическом уровне, но в недалёком будущем внесение «правок» в ДНК человека может стать такой же рядовой процедурой, как сейчас — пересадка почки или даже удаление аппендикса. Лечение, которое описывает Беляев, больше всего похоже на заместительную гормональную терапию, начавшую бурно развиваться лишь во второй половине ХХ века. Первые гормональные препараты появились в арсенале врачей в 1950-е годы. Ну а коллизия романа (там человека, изменившего внешность, никто не узнаёт, и он вынужден начать новую жизнь, которая его совсем не радует) заставляет вспомнить достижения пластической хирургии и сотни сюжетов о перемене облика — вспомним хотя бы фильм «Без лица».

Фильм «Без лица», 1977 год

В 1940 году роман был радикально переработан и выпущен под названием «Человек, нашедший своё лицо». В этой версии значительно усилена социальная проблематика в ущерб авантюрной линии: Престо, потерявший свою внешность, становится не обозлённым мстителем, а жертвой капиталистического произвола с его несправедливыми судами и прочими жестокими реалиями.

Путь к литературе

  • Александр Романович Беляев, выдающийся русский писатель, родился 16 марта 1884 года в городе Смоленске.
  • Будучи юношей, Александр увлекался исследованием природы, придавая этому большое значение в своих произведениях.
  • Он поступил на факультет естественных наук Московского университета, где проявил свой необыкновенный талант к науке и увлечение к фантастической литературе.
  • После окончания университета, Беляев занимался научно-исследовательской работой в области бактериологии.
  • Участие в первой мировой войне оказало большое влияние на его творчество.
  • В 1927 году Беляев начал свою писательскую карьеру, опубликовав свой первый роман «Аэлита».
  • Беляев зарекомендовал себя как великий мастер русской фантастики, создав множество произведений, которые получили огромное признание у читателей.
  • К его наиболее известным произведениям относятся «Человек-амфибия», «Таинственный остров» и «Ужас из глубины».
  • Беляев особо выделялся своей оригинальностью и новаторством в создании научно-фантастических концепций и образов.
  • Все его произведения наполнены яркими образами и захватывающими сюжетами, позволяющими читателю погрузиться в удивительный мир.
  • Беляев оставался верен своей творческой миссии до последних дней своей жизни, скончавшись 6 сентября 1942 года в Ленинграде.

Амфибия, акваланг, трансплантация органов

Одним из первых его романов предсказаний стал знаменитый «Человек-амфибия» (1928 год), где писатель предвидел изобретение искусственного лёгкого и акваланга с открытой системой дыхания на сжатом воздухе, изобретённые в 1943 Жак-Ив Кусто. Однако сегодня некоторые исследователи творчества русского фантаста считают, что он заглядывал значительно дальше в будущее, то есть в то время, когда человек в самом деле сумеет «жить в море» без всякого акваланга — как рыба, например, с искусственными жабрами, и это будущее не так далеко, как нам кажется…

Жак-Ив-Кусто

В романе гениальный врач вносит необратимые изменения в организм человека: профессор Сальватор исцеляет смертельно больного ребёнка, пересадив ему жабры молодой акулы. Но он делает это, что называется, «с дальним прицелом».

Иллюстрация к книге «Человек-амфибия»

Трансплантация органов не просто спасает жизнь человека, но помогает его усовершенствовать, чтобы он мог осваивать иные пространства для жизни. Ихтиандр — очередная ступень человеческой эволюции, homo sapiens, приспособленный для жизни под водой (его дальних «потомков» можно встретить, например, в романе Питера Уоттса «Морские звёзды»). И провозвестник (предсказатель) будущих дискуссий об этичности подобных экспериментов над человеком.

Тем не менее «принцип человека-амфибии» лёг в основу так называемых оксигенаторов мембранного типа. Эти приборы со сложным названием, которые в обиходе обычно именуют «искусственными лёгкими», применяются при хирургических операциях. Оксигенаторы насыщают кислородом непосредственно кровь человека, минуя дыхательную систему (в обычных условиях живительный газ должен сначала пройти лёгочный круг кровообращения).

Хирургический корпус

Кадр из фильма «Завещание профессора Доуэля», 1984 год, в главной роли Ольгерт Кродерс

Дебютное произведение Александра Беляева «Голова профессора Доуэля» (1925), сначала вышедшее в виде рассказа, а потом переделанное в роман, было написано, в первую очередь, по личному опыту автора. Нет, сам он экспериментов по оживлению головы не проводил — большая часть его сознательной жизни, не посвящённая писательству, была отдана юриспруденции. Но Александру Романовичу случилось три года провести на больничной койке в гипсе — из-за туберкулёза позвоночника; своего тела в этот период он почти не ощущал. Тогда-то у него и появилась идея написать о том, как бы чувствовала себя голова без тела. Позже будущему писателю попалась статья об опытах французского физиолога Шарля Броун-Секара по оживлению собачьей головы — правда, неудачных. Так идея о существовании головы без тела оформилась в сюжет. И в самых щемящих фрагментах романа — монологах профессора Доуэля, в которых он тоскует по оставленному телу, — явно чувствуется пережитое автором.  

Врачебным экспериментам посвящено не одно произведение Беляева. Медицина его явно завораживала, и объяснение тому можно найти в его биографии. Беляев обладал слабым здоровьем и часто имел дело с врачами, так что с тонкостями их работы был знаком не понаслышке.

Александр Романович Беляев

Подробности
Создано: 27.02.2023 11:20

Многим улицам станицы присвоены фамилии известных людей. И есть в станице Северская улица, носящая имя любимого многими писателя-фантаста, родоначальника жанра советской научно-фантастической литературы Александра Романовича Беляева.

Родился Александр Беляев 16 марта 1884 года в Смоленске в семье православного священника, настоятеля церкви Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии). В семье было трое детей, но в живых остался только Александр, сестра умерла от болезни, а брат утонул.

Отец настоял на обучении в духовном училище, а после в Смоленской духовной семинарии, которую Александр окончил в 1901 году. Священнослужителем он так и не стал, а напротив стал убежденным атеистом.

Беляев был творческим человеком увлекался фотографией и живописью, играл на скрипке и рояле, любил читать, также играл в театре смоленского Народного дома. Одним из любимых литературных авторов был Жюль Верн. Однажды, после прочтения приключенческих романов, он совершил прыжок с крыши, в надежде «взлететь», но вместо этого серьезно повредил позвоночник.

В 18 лет Александр Романович поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле, который окончил в 1909 году

В период Первой русской революции принимал участия в студенческих стачках, после которых попал под пристальное внимание губернского жандармского управления

После смерти отца будущему писателю пришлось взять на себя заботы о семье. Но после того, как в 1911-м Александр Беляев успешно закончил судебное разбирательство и получил солидный гонорар, он решил посетить Европу. Это была первая заграничная поездка Александра Романовича, в которой он посетил Швейцарию, Италию, Австрию, Германию, юг Франции. Самым воодушевляющим в этом путешествии стал подъем на вулкан Везувий, после чего были написаны путевые очерки, которые были опубликованном в газете «Смоленский вестник».

Беляев пробовал себя в любительских постановках, и однажды в Смоленске гастролировали артисты из театра Константина Станиславского, режиссер увидел игру Александра Романовича на сцене и предложил ему место в своей труппе, однако он отказался.

Когда Беляеву было 35 лет, он заболел туберкулезом позвоночника, дала о себе знать детская травма. Болезнь осложнилась параличом ног, и шесть лет он был прикован к постели, три из них он пролежал в гипсе. В этот период Александра Романовича бросила молодая жена, которая не хотела ухаживать за больным мужем. На реабилитацию писатель отправился в Ялту вместе с матерью и старой няней. Именно там, в больнице, он начал писать стихи. В этот сложный период его жизни он женился на медсестре Маргарите Магнушевской, которая не отходила от него ни на шаг.

В журнале «Всемирный следопыт» был напечатан рассказ под названием «Голова профессора Доуэля». Это произведение можно назвать автобиографическим, ведь прикованный к постели, он много фантазировал на тему жизни головы без тела. Именно это произведение послужило началом целой эпохи фантастики Александра Беляева. В последующие три года писатель опубликовал произведения – «Последний человек из Атлантиды», «Остров погибших кораблей» и «Борьба в эфире». Все произведения были подписаны разными псевдонимами – Арбел, А. Ром, А. Романович, А.Р.Б., А. Роме, Б.Р-нъ.

В 1928 году вышло самое популярное произведение Александра Беляева – роман «Человек-амфибия». К 1931 году были изданы «Хойти-Тойти», «Человек, который не спит», «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо», роман «Воздушный корабль».

В 1936 году выходит новый роман Беляева «Звезда КЭЦ», посвященный памяти великого изобретателя Константина Эдуардовича Циолковского.

С 1939 года Александр Романович писал статьи, рассказы, очерки о Константине Циолковском, Иване Павлове, Герберте Уэллсе, Михаиле Ломоносове, а также вышел еще один фантастический роман — «Лаборатория Дубльвэ». На кануне Великой Отечественной войны вышел последний прижизненный роман писателя — «Ариэль».

Недавно прооперированный и слабый Александр Романович Беляев с семьей, отказался покидать город Пушкин, оккупированный фашистами. И 6 января 1942 года известный писатель-фантаст умер от голода. Похоронен он был в братской могиле вместе с другими жителями города.

Жена и дочь писателя находились в немецких концлагерях. После победы Красной Армии в 1945 году женщин на 11 лет сослали в Западную Сибирь. Дочь писателя так и не смогла выйти замуж.

В Смоленске, на Родине писателя, установлен памятник Александру Беляеву. Этот бюст называют народным, так как он создан и установлен исключительно за счет пожертвований людей.

Фотографии из интернета. Свободный доступ.

Орбитальная станция

Книга «Звезда КЭЦ» написана Беляевым в 1936 году, и тому причиной стала дружба двух неисправимых фантазёров — писателя-фантаста и учёного Константина Эдуардовича Циолковского (КЭЦ — это инициалы советского исследователя космоса. А сам роман — о запуске орбитальной станции, выходе астронавтов в открытый космос, полете на Луну). Но отчего Беляев вдруг подружился именно с Циолковским, а не с кем-нибудь ещё?

Эти два мечтателя обогнали своё время, причём значительно обогнали, поскольку первая орбитальная станция Земли «Салют» появится только в 1973 году, а на Луну, надо полагать, не летал ещё никто (американская лунная миссия «Аполлон» слишком уж похожа на авантюру) до сих пор. Об этом читайте статью ИАЦ «Российская и американская космонавтика — разница целей и приоритетов»(https://inance.ru/2017/04/kosmos-ussr-usa/ ).

Станция «Звезда КЭЦ» функционирует на солнечной энергии, в пищу её обитатели употребляют растения, выращенные в собственной оранжерее, а астероиды становятся источниками полезных ископаемых.

Учёные на «КЭЦ» занимаются теми же исследованиями, что и современные космонавты: астрономическими, биологическими, медицинскими. Одна из проблем, которую пытаются решить герои, — изменения в организме человека и животных под влиянием постоянной невесомости. Помимо этого, в романе описан выход в открытый космос, а подъём к станции с поверхности Земли на ракете сопряжён с перегрузками. Совершенно не верится, что книга была написана ещё до Второй мировой войны, когда космической техники не было и в проекте.

Произведения Беляева

В биографии Беляева 1914 год стал богатым на разные события. Он оставил юриспруденцию и опубликовал свою первую пьесу «Бабушка Мойра».

Кроме этого он выступил в качестве театрального режиссера, поставив на сцене «Спящую царевну».

В 1923 г. Александр переехал в Москву, где он начал активно писать произведения в жанре фантастики. В данный период биографии из-под его пера вышли такие романы, как «Борьба в эфире», «Человек-амфибия», «Властелин мира» и др.

В 1928 г. Беляев вместе с семьей отправился в Ленинград. Спустя год он представил роман «Продавец воздуха». После этого в печать вышли другие труды писателя, в числе которых были «Прыжок в ничто» и «Подводные земледельцы».

Голова профессора Доуэля

В 1937 г. Александр Беляев издал один из самых знаменитых трудов под названием «Голова профессора Доуэля».

В нем рассказывалось о полностью обездвиженном человеке, у которого работала только голова. Интересен факт, что писатель называл эту книгу автобиографической, поскольку в моменты обострения своей болезни он сам неоднократно был абсолютно неподвижен.

В скором времени Беляева перестали печатать, в связи с чем у него появились серьезные материальные трудности.

Не имея средств к существованию, он отправился в Мурманск, где работал бухгалтером на одном из рыболовецких суден. Впав в глубокую депрессию, он написал свой последний роман – «Ариэль», в котором рассказывалось о герое, умеющем летать без каких-либо приспособлений.

Наиболее известными произведениями в творческой биографии Александра Беляева можно считать:

  • «Голова профессора Доуэля»;
  • «Человек-амфибия»;
  • «Звезда КЭЦ».
  • «Ариэль».

Краткая биография

  1. В 1901 году Александр окончил духовную семинарию, поступив в нее по настоянию отца, мечтавшего чтобы сын стал продолжателем его дела. Однако тот вышел из нее убежденным атеистом. Сфера его интересов была далека от религии. Беляева младшего привлекало все, что было связано с творчеством: живопись, театр, музыка.
  2. В 1902 Беляев поступил в юридический лицей города Ярославля. Чтобы оплатить обучение, юноша брался за любую работу: занимался репетиторством, играл на скрипке в цирке, оформлял театральные декорации.
  3. В 1906 году Александр пишет свои первые литературные произведения и начинает впервые публиковаться в газете «Смоленский вестник».
  4. В 1909 году после окончания лицея, Александр занялся юридической практикой, добившись в ней больших успехов. С появлением заработков ему удалось не только снимать хорошее жилье, но и коллекционировать картины, собрать обширную библиотеку, путешествовать по разным странам.
  5. В марте 1913 года будущий писатель совершает свою первую поездку за границу, во Францию и Италию. Незабываемые впечатления о путешествиях по Риму, Флоренции, Венеции, Генуе, Неаполе описывались в его очерках, которые были опубликованы в том же «Смоленском вестнике».
  6. В 1915 году Александр заболевает туберкулезом позвоночника. На протяжении тяжелой болезни, приковавшей к кровати и длившейся 6 лет, молодой человек не бросает литературное творчество, пишет стихи, а также активно занимается самообразованием в области биологии, медицины, техники, истории, учит языки. В надежде победить болезнь, он с мамой переезжает в Ялту. Ему изготовили специальный корсет, в котором он мог перемещаться. В приморском городе писатель смог устроиться на работу, поначалу – заведующим в школе-колонии, затем инспектором уголовного розыска и в библиотеке.
  7. В 1922 году болезнь отступила.
  8. В 1923 году из-за тяжелых жизненных условий Ялты, Александр переезжает в Москву. Здесь из-под его руки выходят первые наиболее известные произведения: «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды». Основой для написания «Головы профессора Доуэля» послужил жизненный период писателя, проведенный в болезни, он пытался передать то, что чувствовал сам, будучи наполовину парализованным.
  9. С декабря 1928 году Беляев переезжает в Ленинград. В свет вышли новые произведения: «Властелин мира», «Золотая гора», «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо». На какой-то момент климат города негативно сказался на самочувствии автора и пришлось его покинуть, выбрав Киев, который больше подходил по климатическим условиям. Однако, у него возникли проблемы с публикацией произведений: издательства принимали только рукописи на украинском языке.
  10. В 1931 он вернулся в Ленинград, где жил практически всю оставшуюся жизнь, посвящая ее творчеству.
  11. В 1932 году писатель провел почти полгода в Мурманске. О впечатлениях о жизни в Заполярье написано в романах «Чудесное око» и «Под небом Арктики».
  12. В 1933 году по возвращению в Ленинград, писатель активно сотрудничает с разными издательствами, в том числе и детскими, газетами, пишет очерки, статьи.
  13. В 1934 происходит встреча с Гербертом Уэллсом. Американский писатель-фантаст говорил о преимуществах советской научной фантастики по сравнению с западной и восхищался романами «Человек-амфибия» и «Голова профессора Доуэля».
  14. В 1938 году Беляев возвращается в Ленинградский пригород – Детское Село, в котором ему уже доводилось жить раньше и прекращает сотрудничество с журналом «Вокруг света», с которым тесно проработал почти 11 лет.
  15. В 1941 году писатель скончался от голода во время Ленинградской блокады, отказавшись эвакуироваться. Силы не позволяли ему передвигаться за пределы собственного дома. На момент войны у Александра Беляева серьезно пошатнулось здоровье, вследствие чего он проводил почти все время в кровати, изредка вставая чтобы поесть и умыться. Ему было 57 лет.

Писатель-фантаст Александр Беляев

Покорение космоса

Покорению космоса был посвящён и более ранний роман Александра Романовича — «Прыжок в ничто» (1933). Фантазии на тему межпланетного полёта соседствуют здесь с сатирой на капиталистические реалии. Двадцать «избранных» капиталистов вместе со своими слугами, «низшим классом», спасаясь от мировой революции, улетают в космос далеко за пределы Солнечной системы. Все планы по покорению дальних планет ломает авария в оранжерее, где выращивали еду. Приходится возвращаться к Солнцу — но не на Землю, где успела победить мировая революция (прошло уже немало земных лет), а на Венеру. И тут происходит неожиданный сюжетный поворот: экипаж корабля оказывается законспирированными коммунистами. Забрав с собой пролетариев и «перевоспитавшихся» капиталистов, корабль радостно возвращается на родную планету, оставив самых упёртых империалистов на Венере, мало приспособленной для жизни.

Предисловие Константина Циолковского ко второму изданию «Прыжка в ничто»

Роман, как это часто бывает с книгами Беляева, интересен не столько сюжетом, сколько описаниями космического быта и подготовки к полёту. Как и космонавты будущих лет, герои «Прыжка в ничто» проходят тренировки в специальной лаборатории, где их испытывают перегрузками и невесомостью. Космические приключения в творчестве Беляева — закономерное продолжение одного из его любимых мысленных экспериментов с невесомостью.

В рассказе 1927 года «Над бездной» он описывает открытие профессора Вагнера: тот научился контролировать силу тяжести и едва не погубил планету, «отключив» гравитацию.

Загрязнение атмосферы

Кадр из фильма «Продавец воздуха», 1967 год

Идея романа «Продавец воздуха» (1929 год) рождается вроде бы случайно: во время поездки в Крым по случаю своей болезни Беляев встречает в поезде семью, которая пострадала в результате техногенной аварии на одном из предприятий Кузбасса и теперь ехала на юг для поправки здоровья — реабилитации. Но писатель-провидец за этим вроде бы случайным эпизодом тут же усматривает надвигающуюся экологическую катастрофу, когда окружающая среда станет до безобразия загрязнена промышленным выбросами, а чистый воздух превратится в товар, доступный только богатым людям.

Изменения климата, описанные в романе, в реальности стали результатом бесконтрольного выброса в атмосферу парниковых газов. И, к сожалению, подтвердили правоту жестокого мистера Бейли:

Думается, сегодня ни для кого не секрет, что мы именно к такому печальному сценарию развития цивилизации и двигаемся, и если ничего в ближайшем будущем не изменится, то в крупных городах (в первую очередь, именно в мегаполисах) чистый воздух уже вскоре будет продаваться также, как, скажем, сегодня продаётся чистая вода. Это может показаться немного фантастичным и даже смешным, однако в 90-е годы прошлого века над предпринимателем В.Довганем смеялись, когда он начинал свой «водный бизнес» в России, а сегодня чистую воду на розлив продают практически в каждом приличном магазине.

Воздух в банках — популярный сувенир. А вот в Пекине благодаря смогу уже реальный товар: миллионер Чэнь Гуанбяо в 2013 году продал 8 миллионов банок за 10 дней

Стоит ли напоминать, что сегодня из-за плохой экологии по миру гуляет постоянная опасность онкологии, а продолжительность жизни в крупных городах стремительно сокращается. В этих условиях государства даже вынуждены идти на международные соглашения, примером которых является Киотский протокол по ограничению выброса углекислого газа в атмосферу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: