Оценка личности Иванова Александра Андреевича в контексте XXI века
В XXI веке оценка личности А.А.Иванова является актуальной исторической проблемой. Иванов был легендарной фигурой русской культуры начала XX века, философом и художником. Он оказал влияние на таких великих личностей, как Анна Ахматова, Борис Пастернак, Владимир Набоков и многих других.
В XXI веке, когда стали возможны новые методы исследования и применение новых методологий в науке, Иванов А.А. стал известен не только как поэт, но и как исследователь древнегреческой культуры. Его философские работы имеют большой вклад в освещении истории религиозных и философских учений.
- Оценка личности А.А.Иванова в XXI веке не может быть сводитлась только к его художественному наследию.
- Новые исследования позволяют более полно оценивать его ученые работы и духовное наследие.
- Иванов А.А. является уважаемым ученым и представляет интерес не только для специалистов, но и для широкой аудитории.
В XXI веке особую значимость приобретает оценка влияния личности Иванова на современную культуру и науку. Его идеи продолжают жить в работах современных ученых и художников. Он оказал влияние на развитие русской литературы и искусства, а также на формирование европейской философской мысли.
ЖИЗНЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Жизнь он при этом вёл более чем скромную. Буквально сразу же по приезде в Италию художник лишился материальной поддержки отца — тот, вследствие интриг, был вынужден уйти из Академии, потеряв профессорское жалованье и казенную квартиру. На жизнь Андрей Иванович с тех пор зарабатывал, расписывая петербургские церкви.
Иванову младшему приходилось постоянно искать деньги — на материалы, на аренду мастерской, на оплату натурщиков. На два года выручило ОПХ, продлив в 1834 году его командировку. В 1838 году в мастерскую художника заглянул будущий император Александр II, пожаловав после этого Иванову трёхлетнее содержание. Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц — Ф. Чижова, Н. Гоголя, небезызвестной «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет. В 1845 году Иванова в Риме посетил император Николай I, даровав художнику 300 червонцев. Наконец, в 1857 году вдовствующая императрица Александра Фёдоровна, узнав о том, что Иванов в кропотливой работе над картиной почти загубил глаза, отправила его на свои средства на лечение в Германию — это был первый выезд живописца из Италии за 27 лет.
ФАТАЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО
Запрет на официальное «пенсионерство» удалось обойти с помощью недавно организованного Общества поощрения художников (ОПХ), давшего деньги на четырехлетнее пребывание молодого живописца в Италии. К слову, этой же возможностью несколькими годами раньше воспользовался Карл Брюллов. Впрочем, поездка Иванова чуть не сорвалась, и тут напрашивается очевидная рифма с судьбой отца художника. Иванов, влюбившись в дочь академического учителя музыки Гюльпена, решил жениться на ней — этот поступок закрыл бы ему дорогу в Европу. Отцу с большим трудом удалось отговорить сына от опрометчивого шага.
Несколько забегая вперед, хотелось бы сразу «закрыть» женскую тему жизни Иванова. Его якобы фатальное одиночество нередко служило сюжетом для более или менее мифологических интерпретаций особенностей его натуры. Но дело в том, что это одиночество вовсе не было фатальным. Так, уже в его итальянских письмах, датируемых летом 1831 года, вновь зазвучали слова о необходимости создания семьи. Вероятно, они были вызваны увлечением Витторией Кальдони, которая в конце концов предпочла Иванову его приятеля Григория Лапченко и вышла за последнего замуж.
Около восьми лет (с 1836-го года) художник жил с некоей Терезой, о чём есть глухие упоминания в его переписке. Опыт этот был не слишком удачным. Тереза трижды обворовывала его, делала сцены, которые «интроверт» Иванов на дух не переносил, и в 1844 году он с ней расстался. Наконец, в 1847 году Александр не без взаимности страстно влюбился в графиню Марию Апраксину. Но и тут его ждала катастрофа — «Машеньку» (как художник называл девушку в своих записках) выдали замуж за князя Мещерского. Вот, кажется, и все романтические истории художника. И, как итог, самоприговор: «Я обрек себя умереть на пути к пользе отечества». Или, как обмолвился современник: «Картина заменила ему семью».
Первые шаги в карьере Иванова Александра Андреевича
Иванов Александр Андреевич — это легендарная личность в мире искусства. Начиная с раннего детства, он проявлял необыкновенный талант и интерес к живописи. Его первые успехи в карьере начались еще в юности, когда он экспериментировал с различными техниками и стилями живописи.
Одним из первых значимых достижений Иванова Александра Андреевича была его участие в выставке молодых художников в Москве
Его картины, выполненные в яркой и живой манере, привлекли внимание критиков и поклонников искусства
С того момента Иванов Александр Андреевич начал получать приглашения на выставки и проекты, как в России, так и за рубежом. Его творчество постоянно эволюционировало и дорожило вдохновением на новые произведения.
Несмотря на то, что Иванов Александр Андреевич ушел из жизни много лет назад, его творчество продолжает вдохновлять и удивлять своей выразительностью и яркостью. Его первые шаги в карьере будут навсегда запечатлены в истории искусства и являются важным этапом в жизни легендарного художника.
Другие биографии:
-
Гоголь Николай Васильевич
Родился будущий писатель 20 марта 1809 года в Полтавской губернии Российской империи, в небольшом месте под названием Великие Сорочинцы. Семья его была не богатая. Отца его звали Василий Афанасьевич, а мать Мария Ивановна.
-
Галилео Галилей
Галилео Галилей был астрономом, физиком, математиком, философом и механиком. Он очень повлиял на науку свой эпохи и стал первым человеком, который начал пользоваться телескопом для наблюдения за небесными телами
-
Уильям Гарвей
Великий научный деятель родился 1 апреля 1578 г. в маленьком графстве Кент. Родом из богатого купеческого рода.
-
Глинка Михаил Иванович
Михаил Иванович является выдающимся и очень известным русским композитором. Его авторство стоит на множестве произведений, которые известны всему миру.
-
Жуковский Василий
Василий Андреевич Жуковский родился в Тульской губернии в 1783 году. Помещик А.И. Бунин и его супруга заботились о судьбе незаконнорожденного Василия и смогли добиться для него дворянского титула
Шедевр Иванова А.А. – картина «Явление Христа народу»
Картина была исполнена русским художником в период с 1837 по 1857 годы, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Основной смысл картины заключается в различной реакции её героев на слова Спасителя.
Сюжет сей никем не замечен из великих мастеров
А. Иванов в письме президенту академии А.Н. Аленину
Конечно же, на протяжении многих веков сюжет крещения Христа пользовался необыкновенной популярностью среди европейских художников. Поэтому слова Иванова следует понимать, как желание изобразить Христа так, чтобы в нём узнавался Бог-Спаситель. Основа композиции – это диалог жестов и мимических выражений. Когда были написаны этюды и сформировался окончательно замысел картины, Иванов переехал в другую мастерскую, в которой можно было уместить огромный холст.
«Он, в небесном спокойствии и чудном отдалении, тихой и твёрдой стопой уже приближается к людям»
Н. Гоголь о Христе в картине Иванова
Прототипом ближайшего к Христу сомневающегося мужчины был сам Гоголь. Кающиеся, воздев руки, передвигаются к вершине холма, как бы замыкая собой «кривую» линию общего движения. В 1858 году, когда картина была привезена в Петербург, молодой император Александр II интересовался у автора, какая роль отведена рабу. Ответ Иванова нам не известен, но мы знаем, что этот образ самый «откомментированный» в советском «классовом» искусствоведении.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Я хочу стать модельером (профессия) Сколько я себя помню – я всегда что-то шила куклам. Ещё больше мне нравилось шить пупсикам. Мама отдала мне свою старую сумку.
- Сочинение по картине Маковского В.Е. В сельской школе (описание)
- Анализ пьесы Вампилова Утиная охота Произведение по жанровой направленности представляет собой драматическую пьесу, в которой воплотились авторские размышления о судьбах русских людей, переживших эпоху застоя.
- Образ и характеристика Василия Шеина в рассказе Гранатовый браслет Куприна сочинение Повесть известного русского писателя А.И. Куприна «Гранатовый браслет» была написана в начале двадцатого века. В основу сюжета произведения легли события, произошедшие в реальной жизни. Автором была затронута вечная и неиссякаемая тема любви.
- Проблематика рассказа Астафьева Конь с розовой гривой В рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» поднимается целый комплекс проблем: проблема воспитания, проблема настоящей дружбы, проблема взаимоотношений в семье, а главной и связующей является проблема нравственного выбора.
Зрелые годы
Во время учёбы он жил у дяди, в маленькой квартирке. Дом располагался в Газетном переулке. Сын Петра Ивановича, Александр Одоевский, оказал на него огромное влияние. Первоначально мировоззрение Владимира складывалось именно благодаря дружбе с ним, поэтом и будущим декабристом. В 1823 году началась его самостоятельная жизнь.
Первое место службы – Московский архив Коллегии иностранных дел, как и у многих молодых людей того времени. Но начало формирования личности будущего литератора положил кружок стремившихся к общественной жизни дворян под названием «Общество любомудрия», где он стал председателем. Туда входили и многие из тех, кто вскоре выйдет на Сенатскую площадь в рядах восставших, например, один из ближайших друзей Пушкина Вильгельм Кюхельбекер. Именно с ним Одоевский задумал литературный альманах и журнал «Мнемозина».
Писатель Владимир Одоевский
Взгляды издателя тогда характеризовались увлечением идеалистической немецкой философией, прежде всего Шеллингом и Кантом. На этой почве они и разошлись с Кюхельбекером. Он отстаивал значение гражданского романтизма и был близок в этом Бестужеву-Марлинскому. Впрочем, долгой жизни, несмотря на популярность, их осуществлённой задумке было не суждено. Вышло только четыре «книжки». После декабря 1825 года их выпуск стал, конечно, невозможен. Примерно тогда закончился и первый период «взрослой» жизни Владимира Фёдоровича. Он завершился свадьбой и переездом в столицу.
Вместе с супругой они держали литературный салон, где собирались виднейшие писатели и музыканты своего времени, как наши, так и иностранцы. Однажды выступал даже сам Ференц Лист. К тому времени Владимир Фёдорович перешёл в Цензурный комитет Министерства внутренних дел и стал камер-юнкером. За эти годы он написал большинство своих произведений.
Дом был очень хлебосольным, но приглашённые потом вспоминали, что ждали этих обедов с ужасом. Хозяин увлекался химией и сам придумывал соусы, отличавшиеся невообразимой остротой. Это было одно из последствий его любви к химии. Некоторые из рецептов он включил в свои «Лекции по кухонному искусству». Но это была, конечно, просто забава. В серьёзных литературных опытах сказалось серьёзное изучение различных мистических течений. Сен-Мартен, алхимия, натуральная магия Средневековья, таковым был круг его чтения тех лет.
Официально он входил в редакционный комитет при «Журнале министерства иностранных дел». Связи и знакомства среди сановников использовал, в том числе, для хлопот по возобновлению издания легендарных «Отечественных записок». Был участником заседаний Кружка Белинского. Но постепенно князь всё больше разочаровывался как в общественном движении, так и в литературе. В 1844 году вышел его трёхтомник. Это романтические, с элементами дидактики повести, сказки, публицистика. Сочинения появляются в «Современнике», «Вестнике Европы». Итог он подвёл в сборнике под названием «Русские ночи», куда вошли рассказы и философские эссе.
Последние должности, которые он занимал, это помощник начальника Императорской публичной библиотеки и директор Румянцевского музея, вместе с которым вернулся в Москву. Будучи уже сенатором, князь Одоевский вошёл в ближайшее окружение великой княгини Елены Павловны.
Место мистицизма заняли естествознание, забота о народном просвещении и благотворительность. Он очень деятельно участвовал в создании Общества посещения бедных, которому помогал до своих последних дней. Тогда же близко сошёлся с протоиереем Дмитрием Васильевичем Разумовским. Это были последние месяцы жизни Владимира Фёдоровича, ознаменовавшиеся всплеском интереса к древнерусской церковной музыке.
К сожалению, исследования прервала его кончина. В 1869 году, 27 февраля по старому стилю не стало последнего представителя одного из древнейших княжеских родов Российской империи. Исповедовал и соборовал его отец Димитрий. Похоронен князь Одоевский на территории Донского монастыря.
Музыкальное творчество
Одоевский с детства увлекался музыкой. Его больше привлекала теоретическая деятельность. Он интересовался как классикой и музыкой оркестров, так и народными традициями. Владимир Фёдорович фиксировал народные напевы и выводил собственные теории.
В 1840-е писатель увлёкся изучением церковной музыки. Он узнавал о традициях, определял возможности инструментов. Можно сказать, что Одоевский стал одним из создателей музыковедения в нашей стране. Он изобрёл собственный музыкальный инструмент — энгармонический клавицин — и заказал его изготовление. Это обошлось ему в 300 рублей. Прибор представлял собой фортепиано молоткового типа с клавишами, разделёнными на две части. Сегодня посмотреть на это устройство можно в столичном музее имени Глинки.
Одоевский обладал стойким убеждением в том, что музыка построена на научных законах математики. Этим его мнением интересовались многие известные музыканты и композиторы той эпохи. В его салоне бывали:
- Михаил Глинка;
- Милий Балакирев;
- Антон Рубинштейн и др.
Личная жизнь
Петербурженка Ольга Степановна Ланская была дочерью гофмаршала и тайного советника, вошедшего в силу при царствовании Александра I. Её брат тоже стал впоследствии видным государственным деятелем. Шесть лет, с 1855 по 1861 годы, Сергей Степанович был министром Внутренних дел Российской империи. Сама она уже в 16 лет была пожалована во фрейлины императрицы Елизаветы Алексеевны. Ольга была старшей дочерью, к моменту знакомства с будущим мужем она была на семь лет его старше. Двадцатидевятилетняя, она приехала в Москву со всем семейством, которое поселилось в доме Одоевских. Дело в том, что его тётя, Варвара Ивановна, была замужем за Сергеем Ланским.
Ольга Степановна Ланская
В дневниках Владимира встреча описана в мистических тонах. Что неудивительно, если учитывать его мировоззренческие предпочтения того времени. 4 марта 1826 года. В этот день они впервые встретились. Он был уверен, «что уже видел это существо во сне». Уже через 20 дней она объявила, что приняла его предложение. В столицу вместе с невестой он уехал налегке и без материнского благословения. Была серьёзная проблема. Двоюродный брат, Александр, был политическим заключённым. Нужно было разрешение от высочайшего двора, которое было получено только 16 августа.
Вскоре, в сентябре, он уже писал друзьям восторженные письма из имения Ланских. Первоначально не будучи в восторге от нового родственника, под её влиянием Вольдемара всё-таки приняли, как родного. Она разделяла его увлечения, они вместе держали популярный в среде знати салон. По свидетельству современников, это была идеальная супруга, жившая только для своего мужа. Только одно серьёзно омрачало отношения. Вскоре после венчания они осознали, что не могут иметь детей.
В середине 30-х годов XIX века по Петербургу ходили слухи о его увлечении новой музой, которой стала Надежда Николаевна, жена Павла, брата Ольги. Но это так и осталось «за кулисами» истории. Своего благоверного она пережила на три года. Похоронены они рядом, на кладбище Донского монастыря.
В. Одоевский / О жизни и творчестве
- Безелянский, Ю. Философия «Русских ночей» : / Юрий Безелянский // Наука и религия. — 2014. — № 8. — С. 34–37. — (Культ и культура).
- Белинский В. Сочинения князя В. Ф. Одоевского // Одоевский В. Последний квартет Бетховена. — Москва : Моск. рабочий, 1987. — С. 344–371.
- Булдакова, Е. Р. Книга В. Ф. Одоевского «Русские ночи» и интеллектуальная культура его времени : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01. — Санкт-Петербург, 1998. — 152 с. — .
- Горелик, М. Детское чтение : / М. Горелик // Новый мир. — 2009. — № 1. — С. 129–137.
- Заварзина, Л. Э. Педагогические идеи В. Ф. Одоевского / Л. Э. Заварзина, Т. А. Глазнева // Педагогика. — 2012. — № 6. — С. 94–100. — Библиогр. — (История школы и педагогики).
- Зиневич, Г. К. Сказки дедушки Иринея в свете историко-культурных и педагогических воззрений В. Ф. Одоевского / Г. К. Зиневич // Мировая словесность для детей и о детях. Ч. 1. — Москва. — 2004. — С. 122–125.
- Клыпа, О. К истокам русской психолого-педагогической мысли: Владимир Федорович Одоевский : / О. Клыпа // Детский сад от А до Я. — 2013. — № 4. — С. 105–112. — Библиогр.
- Коровин В. Владимир Фёдорович Одоевский (1804–1869) // Антология мировой детской литературы. Т. 5. — Москва : Аванта+, 2002. — С. 251–253.
- Лабынцев Ю. Романтическое любомудрие // Лабынцев Ю. Ставшие её частью : Коллекции русских библиофилов в главной книжной сокровищнице страны. — Москва : Книга,1990. — С. 164–195.
- Ласунский О. Тайны литературной маски // Книжные сокровища мира. — Москва : Кн. палата,1989. — С. 83–91.
- Любыцына М. Одоевский Владимир Фёдорович // Русские писатели XI—начала XX века : биобиблиогр. словарь / под ред. Н. Скатова. — Москва : Просвещение, 1995. — С. 291–294.
- Муравьёв В. Русский Фауст // Одоевский В. Последний квартет Бетховена. — Москва : Моск. рабочий, 1987. — С. 3–34.
- Немзер А. В. Ф. Одоевский и его проза // Одоевский В. Повести и рассказы. — Москва : Худож. лит., 1988. — С. 3–11.
- Одоевский в жизни ; Автобиография ; Отзывы и воспоминания современников // Одоевский В. Последний квартет Бетховена. — Москва : Моск. рабочий, 1987. — С. 320–376.
- Одоевский Владимир Федорович : русский писатель, философ, музыкальный критик // Писатели нашего детства : 100 имен : биографический словарь : ч. 3 / Рос. гос. дет. б-ка ; сост. Н. О. Воронова и др. — Москва : Либерея, 2000. — С. 303-308. — Библиогр.
- Полозова, Т. Д. Дорогой читатель! : / Т.Д. Полозова // Городок в табакерке : Сказки дедушки Иринея / В. Ф. Одоевский. — Москва : Детская литература, 2002. — С. 5–12.
- Сахаров В. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского // Одоевский В. Сочинения : в 2 т. — Москва : Худож. лит., 1981. — С. 5–28.
- Сахаров В. Сеятель мыслей : (В.Ф.Одоевский) // Сахаров В. Страницы русского романтизма. — Москва : Сов. Россия, 1988. — С. 247–311.
- Синдерюшкин, И. Шкатулка Одоевского : / И. Синдерюшкин // Книжное обозрение. — 2004. — 16 авг. — С. 8.
- Ступель А. М. Владимир Фёдорович Одоевский: 1804–1869. — Москва : Музыка, 1985. — 96 с.
- Тиманова, О. Сказочный мир музыкального механизма и средства его художественного воссоздания в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» / О. Тиманова // Искусство в школе. — 2007. — № 2. — С. 73–76.
- Тубельская Г. Одоевский Владимир Фёдорович // Тубельская Г. Детские писатели России : библиогр. Справочник. Ч. 2. — Москва : Школьная библиотека, 2002. — С. 52–56.
- Турьян М. Сказки Иринея Модестовича Гомозейки : приложение к факсимильному воспроизведению изд. 1833 г. — Москва : Книга, 1991. — 47 с.
- Турьян М. Странная моя судьба. — Москва : Книга, 1991. — 398 с. : ил. — (Писатели о писателях).
- Штерн, М. С. Философско-художественное своеобразие прозы В. Ф. Одоевского (от апологов к «Русским ночам») : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01. — Ленинград, 1978. — 179 с. — .
- Шумкова, Т. Л. В. Ф. Одоевский: чудак, романтик, ироник / Т. Л. Шумкова // Русская словесность. — 2008. — № 5. — С. 10–14.
Слайд 16Глубокий символизм и философский смысл картины «Явление Христа народу» были
не сразу понятны широкой публике, сначала работа Иванова была принята
достаточно холодно. Общество привыкло видеть в искусстве героизм в любой его форме, художником же были изображены реальные люди с реальными эмоциями, это был нонсенс! Такого в живописи еще не наблюдалось. Картина Иванова опередила время, поэтому по достоинству ее смогли оценить лишь потомки.Александр Андреевич Иванов был первым художником, который перед тем, как приступить к работе, решил досконально изучить все особенности того места и той эпохи, которую он собирался изображать. Им было исследовано огромное количество археологических и исторических источников, в том числе Евангелие, а также древние стенные росписи и иконы, дожившие до наших дней. Художником был проделан колоссальный труд, результаты которого мы можем видеть на картине «Явление Христа народу». Даже пейзаж, списанный с итальянской природы, которая очень похожа на палестинскую, изображен с неимоверной точностью.
Примечания
- Иванов // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- ↑ Сомов А. И. Иванов, Александр Андреевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Сомов А. И. Иванов, Андрей Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Большая золотая медаль была получена от Общества поощрения художников.
- Собко Н. Иванов, Александр Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- . Дата обращения: 28 февраля 2012.
- Энциклопедия русской живописи / О.Ю. Николаева. — «ОЛМА Медиа Групп», 2010. — С. 176. — 496 с. — ISBN 978-5-373-02769-4.
- . Дата обращения: 8 октября 2011.
- «Новости», 1890 г., № 311 (некролог).
- А. Иванов. Шаповалов, Иван Савельевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Литература
- Александр Андреевич Иванов. Письма и записные книжки // Мастера искусства об искусстве: в 7 т. / Под общ. ред. А. А. Губера — М.: Искусство, 1969. — Т. 6: Искусство народов СССР XIV—XIX вв. / Ред. А. А. Фёдоров-Давыдов. — 543 с.; л.ил. — С.272-320.
- Алленов М. М. Александр Александрович Иванов. — М., 1980. — 208 с.
- Алленов М. М. Александр Андреевич Иванов. Л.: Художник РСФСР, 1989. — 32 с. — (Мастера русской живописи). — 50 000 экз. — ISBN 5737001873
- Алленов М. М. О некоторых особенностях композиционного построения картины Иванова «Явление Мессии» // Советское искусствознание’79.1. — М.: Советский художник, 1980.
- Алленов М. М. Александр Иванов . — М.: Трилистник, 1997. — 103 с. : ил. — (Мой музей). — ISBN 589480003X, ISBN 9785894800035
- Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов: Жизнь и творчество. Т. 1-2. — М.: Искусство, 1956.
- Анисов Л. М. Александр Иванов. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 320 с. — (ЖЗЛ) — ISBN 5235026101.
- Бакушинский А. А. Иванов и Пуссен // Искусство. — 1933. — № 5. — С.107-114.
- Бернштейн Б. К вопросу о формировании эстетических взглядов Александра Иванова // Искусство. — 1957. — № 2.
- Бернштейн Б. Александр Иванов и славянофильство // Искусство. — 1959. — № 3.
- Бернштейн Б. Снова об Иванове и Пуссене // Вопросы искусствознания. — 1993. — № 2-3. — С.25-40.
- Загянская Г. А. Пейзажи Александра Иванова. Проблема живописного метода художника. — М.: Искусство, 1976. — 119 с.,32 л.ил.
- Зуммер В. Система Библейских композиций А. Иванова // Искусство. — 1914. — № 7-12;
- Зуммер В. О вере и храме Ал. Иванова. — Киев: Издание журнала «Христианская мысль», 1918.
- Зуммер В. Эсхатология Ал. Иванова // Учёные записки Научно-исследовательской кафедры истории европейской культуры, посвящ. акад. В. П. Бузескулу по случаю 70-летия со дня его рождения. — Харьков: , 1929. — Вып. 3. — С.387-409.
- Зуммер В. Проблематика художественного стиля Ал. Иванова: Cтиль библейских эскизов // Известия Азербайджанского государственного университета. Серия «Общественные науки». — Баку, 1925. — Т. 2-3. — С.84-103.
- Машковцев Н. Творческий путь Александра Иванова // Аполлон. — 1916. — № 6-7. — С.1-39.
- Мокрицкий А. Н. Явление Христа народу: Картина Иванова. — М.: Тип. И. Чуксина, 1858. — 72 с.
- Неклюдова М. Г. Александр Андреевич Иванов / Оформление Э. И. Копеляна; Ред. Я. В. Брук; Науч. ред. Т. М. Коваленская; Государственная Третьяковская галерея. — Л.: Художник РСФСР, 1966. — 64 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.)
- Новицкий А. П. Опыт полной биографии Ал. Иванова. — М.: Изд. худож. фототип. К. А. Фишер, 1895. — , IV, XIV, 253 с.
- Поликаров В. П. Философские предпосылки творчества А. Иванова // Советское искусствознание’74. — М.: Советский художник, 1975. — С.177-199.
- Ракова М. А. Иванов. — М.: Искусство, 1960. — 54 с.
- Романов Н. Александр Андреевич Иванов и значение его творчества: С портретом и пятью рисунками. — М.: Издание магазина «Сотрудник школ» А. К. Залесской; Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1907. — 67 с., л. ил.
- Романов Н. Картина Иванова «Аполлон, Кипарис и Гиацинт» // Старые годы. — . — Январь-февраль.
- Собко Н. Иванов, Александр Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1897. — Т. 8: Ибак — Ключарев. — С. 7–14.
- Сомов А. И. Иванов, Александр Андреевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1894. — Т. XIIa. — С. 960–961.
- Степанова С. С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова. Личность и художественный процесс. — CПб.: Искусство-СПб, 2011. — 287 с., л. цв. ил. — ISBN 9785210016386
Вклад художника
Александр Андреевич Иванов – великий русский художник, представитель религиозного направления живописи. Является автором выдающихся живописных произведений, многочисленных великолепных рисунков на библейские сюжеты. Наиболее известно его полотно «Явление Христа народу», грандиозное по размеру, замыслу и исполнению.
«Явление Христа народу»
Создавая его, художник разработал художественный метод «сравнения и сличения». Сначала он изучал подобных персонажей на картинах других художников, затем делал этюды натурщиков, портреты, и, наконец, на полотне сводил собранный материал в единый образ.
Творчество Иванова высоко ценили великие русские писатели и художники – Н.В. Гоголь, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, И.Н. Крамской, И.Е. Репин.
РАБОТА НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ
В этой фразе речь идет о «Явлении Христа народу», которым были заполнены более чем четверть века жизни Иванова в Италии. Он уехал за границу летом 1830 года и после непродолжительного путешествия по Германии и Австрии в ноябре был в Риме. Все последующие годы мало чем отличались друг от друга. Уже в 1831 году он заговорил о теме «Иоанн Креститель и Христос». Тема не отпускала его. Художник кропотливо искал единственно нужную композицию, делал эскизы, работал на пленэре, подыскивая необходимые модели, пейзажи, их детали и т. д. За всё время работы над «Явлением Христа народу» Александр Иванов создал около 600 эскизов и набросков, портретов и пейзажей. Практически каждое лето он совершал «познавательные» поездки — как правило, по городам северной Италии. Летом 1836 года Иванов начал писать «Явление Мессии» и не переставал работать над картиной на протяжении двадцати лет.
Александр 1: биография кратко
Первоначально Александр I даже уверился в создании идеального, гуманного общества. Благосклонно относился к идеям Французской революции, хотел помочь полякам, лишенным своей государственности, да и к русскому самодержавию относился с высокой долей скепсиса. Однако время все расставило на свои места.
Детские и юные годы
Александр I появился на свет 12 (23) декабря 1777 года. Свое имя он получил благодаря бабушке Екатерине II, которая назвала внука в честь Александра Македонского и Александра Невского в надежде, что тот повторит судьбы великих полководцев. В то время для рода Романовых это имя было в диковинку, но спустя годы его внесли в именослов императорской семьи.
По свидетельству современников будущего императора, у него был очень живой ум, невероятная проницательность и любовь ко всему новому
Александр получил прекрасное образование от наставников во главе со швейцарцем Лагарпом, но был достаточно ленивым и поверхностным в усвоении знаний, не мог долгое время удерживать внимание на серьезной работе
Для прохождения воинской службы Александр I отправился в гатчинские войска, сформированные когда-то его отцом Павлом I. В 19 лет он уже стал полковником гвардии, а через год получил назначение на должность военного губернатора Северной столицы, стоял во главе гвардейского Семеновского полка. Потом некоторое время возглавлял военный совет, затем был избран в Сенат.
Годы правления императора Александра 1
12 (24) марта 1801 в результате заговора был убит император Павел I. Его сын и прямой наследник Александр I, коронованный в сентябре того же года, с большой энергией приступил к своим новым обязанностям. Он тяжело переживал гибель отца, и чувство вины терзало его всю жизнь.
Внутренняя политика Александра 1
После первых указов молодого императора стало понятно, что он намерен бороться с судебным произволом и заставить всех действовать в рамках закона. Деятельность Александра I в первые годы правления была направлена на масштабное реформирование.
https://youtube.com/watch?v=Hkp6RkLFaWk
Проводится реформа государственного управления. Он создает «Непременный совет» – орган, который мог обсуждать и даже отменять указы императора. Коллегии были заменены министерствами, во главе которых встали ответственные лица. А созданный кабинет министров стал главным административным органом империи.
Не менее важное место в политике Александра I занимал крестьянский вопрос. Давая привилегии дворянству, он предпринимал большие усилия, чтобы облегчить положение русского крестьянства
В 1803 году в стране появились «вольные хлебопашцы», то есть помещик мог сделать крепостного человека вольным за выкуп. Правда, такая сделка могла осуществиться только при обоюдном согласии.
Не была обойдена вниманием и реформа народного образования. Новая система образования делилась на четыре преемственные между собой ступени
Во главе каждого учебного округа стояли местные университеты, и уже университет обеспечивал кадрами все уровни образовательных учреждений. При Александре I открылось пять университетов и большое количество гимназий и училищ.
Иванов Александр Андреевич: жизнь и творчество легендарной личности
Иванов Александр Андреевич — один из тех людей, чье наследие было оставлено на долгие годы в истории. Был известен своим творчеством, помимо того, он являлся видным деятелем культуры России начала XX века. Он создал не только мощную творческую школу, но и привнес в мир литературы какое-то новое, несмотря на то, что большинство его соотечественников равнодушно относилось к такому роду искусства.
Иванов Александр Андреевич родился в конце XIX века и с самого раннего детства проявлял увлечение письмом. Он учился в небольшой гимназии тогдашней России, однако довольно быстро понял, что его призвание — именно литература.
В своих произведениях Иванов Александр Андреевич описывал прекрасное, яркое и глубокое. Его произведения покорили тысячи читателей, а его проза стала настоящей классикой шестидесятих годов. Сегодня наследие Иванова Александра Андреевича продолжает жить и находится в центре внимания искусствоведов и критиков.
- Иванов Александр Андреевич — один из самых известных русских писателей XX века
- Его творчество отличается особой глубиной и красотой
- Наследие Иванова Александра Андреевича продолжает жить и вдохновлять поколения
НА РОДИНУ
В 1858 году настало время везти «Явление Христа народу» в Россию. Иванов испытывал мистический страх перед возвращением на родину. Путешествие далось ему очень тяжело. Перевозка полотна такого размера стоила огромных денег и трудов. Что тогда поддерживало художника — это то, что он возвращается на родину и везёт шедевр.
В конце мая он приехал в Петербург и оказалось, что он там совсем один. Все друзья и родственники умерли или разъехались, а знакомцы, ставшие начальниками, не спешили ему на помощь. В итоге приютили Иванова у себя Боткины. Преодолев все препятствия, выставка наконец состоялась. Сначала его шедевр выставили в Зимнем дворце, потом — перенесли в Академию. Выставка картины и относящихся к ней эскизов произвела сильное впечатление на общественность, но были и те, кто остался не доволен. Картину слишком долго ждали и надеялись увидеть совершенство, запредельный академизм в изображении людей. Иванов же отошёл от классических канонов и сделал ставку на психологизм, на эмоции персонажей, которые наблюдают явление Спасителя. Этого многие не поняли.
В хлопотах о продаже картины Иванов получил серьёзное нервное потрясение — в какой-то момент ему показалось, что им пренебрегают. К тому моменту в журнале вышла разгромная статья некоего Толбина, в которой тот больно бил Иванова по всем чувствительным точкам. Иванов не пережил такого удара. Через три дня после появления этой статьи ему стало плохо, и 3 июля (15 июля по новому стилю) 1858 года художник скончался от холеры, которая особенно жестоко набрасывалась на тех, кто не мог или не хотел ей сопротивляться. А буквально в день смерти стало известно, что император Александр II покупает картину и награждает художника орденом Владимира.