Последующие годы
В 1917 году Матисс перебрался в пригород Ниццы на Французской Ривьере и стал работать в более расслабленный манере, а стиль его полотен в 1920-х годах получил признание в качестве традиционной французской живописи. В 1930-х годах он принял более смелое упрощение формы, чем прежде. После 1941 года, когда художнику в результате сложной операции было тяжело работать у мольберта, он создал потрясающе яркую серию произведений в технике бумажного коллажа.
Анри Матисс прожил 84 года и скончался в 1954 году. За долгий и насыщенный период своей творческой деятельности он создавал скульптуры, витражи, эскизы для труппы «Русского балета» Сергея Дягилева, работал над книжными иллюстрациями, художественным оформлением интерьеров и даже монастырской капеллы. Но самое огромное достояние Матисса, как основополагающей фигуры современного искусства, — это его выразительный язык цвета и рисунка, отображенный во множестве работ.
Франция подарила миру огромную плеяду выдающихся художников, одним из которых является крупнейший и самый яркий представитель художественного течения фовизм, Анри Матисс. Его карьера началась в 1892 году, когда будущий художник успешно сдал экзамены в Парижскую Академию Жюлиана
Там он привлёк внимание Гюстава Моро, предсказавшего Матиссу яркую карьеру на художественном поприще
С начала 20 века Матисс начинает поиск себя. Он проходит через напряжённые годы копирования и заимствования, пишет множество копий известных картин из Лувра, пытаясь отыскать свой собственный стиль. Господствовавшее тогда увлечение импрессионизмом подарило Матиссу возможность отработать манеру передачи формы и цветовую палитру.
Художественные критики тех лет отмечали, что Матисс обладает своеобразной подачей цвета в своих полотнах, выполненных в импрессионистическом стиле. Художнику было свойственно использование ярких, сильных, немного дугообразных мазков при преобладании исключительно яркого, насыщенного цвета.
Подобно знаменитому мастеру импрессионизма Полю Синьяку, Матисс увлекается пуантилизмом – видом импрессионизма, использующем для передачи изображения многочисленные распадающиеся точки. Именно этот стиль помог художнику окончательно остановить свой выбор на фовизме как на самом подходящем для него способе отразить окружающую действительность.
По сути, Матисс и явился фактическим основоположником фовизма. Французский перевод этого термина – «дикий». Это слово соотносится с понятием – «свободный», то есть, не подчиняющийся общепринятым правилам.
Началом триумфа Матисса можно считать его картину «Женщина в зелёной шляпе», выставленную художником в 1904 году. На полотне зритель увидел практически плоское изображение женщины с лицом, разделённым зелёной полосой. Таким образом Матисс максимально упростил изображение, позволив доминировать одному лишь цвету.
Именно превалирование цвета над формой и содержанием стало основным принципом фовизма. На суть этого стиля сильно повлияло увлечение Матисса экзотическими видами искусства. Художник много путешествовал, в том числе и на Африканский континент. Примитивное, но своеобразное искусство племён впечатлило его и дало толчок к дальнейшему упрощению изображения на картинах.
Сочность цветов на полотнах Матисса были позаимствованы из ярких восточных арабесок. Оттуда же потянулось увлечение художниками одалисками – арабскими наложницами-танцовщицами, образы которых он отображал на своих картинах до последних лет жизни. Также известно, что после знакомства с российским меценатом Сергеем Щукиным Матисс увлёкся древнерусской иконописью.
По приглашению Щукина Матисс приезжает в Россию, а после пишет по его заказу самое знаменитое своё полотно – «Танец». Своеобразным «близнецом» этой картины выступает «Музыка». Оба полотна отражают суть фовизма – естественность человеческих чувств, чистота передачи эмоций, искренность персонажей, яркость цвета. Художник практически не использует перспективу, отдавая предпочтение ярким красным и оранжевым оттенкам.
Матисс пережил две мировых войны, но несмотря на испытанные им невзгоды не потерял искренности, которую он стремился воплотить в своих картинах. Именно за детскую непосредственность, откровенность и восторженную яркость его полотен художник до сих пор любим ценителями живописи.
Матисс прожил долгую жизнь, за которую он создал множество живописных полотен, графических работ, скульптурных композиций из керамики и панно, в том числе в технике декупаж. Его творчество было по достоинству оценено современниками во всем мире, хотя нередко его новаторские приемы становились причиной ожесточенных споров.
Живопись
В 1891 г. Анри оставил правовую деятельность и отправился в Париж, начав готовиться к поступлению в Школу изящных искусств. Однако он провалил экзамены, в связи с чем смог стать учеником Школы только спустя 4 года.
В данный период биографии Матисс часто посещал Лувр, исследуя полотна великих мастеров. Здесь он перерисовывал картины французских и голландских живописцев. Одновременно с этим, он увлекался современными течениями и классическим японским искусством.
Позднее Анри познакомился с австралийским художником Джоном Питером Расселом. Именно Рассел открыл для него мир импрессионизма, который в то время только набирал обороты. В частности, он показал Матиссу работы Ван Гога, с которым Рассел был тесно знаком около 10 лет.
Общение с Джоном оказало на Анри огромное влияние и позже, он даже называл его своим наставником. По словам Матисса, он помог ему осмыслить теорию цвета.
В 1896 г. сразу 5 полотен Анри были выставлены в Салоне, 2 из которых были куплены государством. После такого успеха, его избрали членом-корреспондентом Салона Национального общества изящных искусств. В 1890-е годы он ежегодно писал по несколько картин, выполненных в духе импрессионизма.
В начале 1900-х годов Матисс находился в активных творческих поисках, экспериментируя с разными жанрами. Не смотря на серьезные материальные трудности, он покупал полотна тех художников, которыми он восхищался. В частности, на него производило огромное впечатление творчество Поля Сезанна.
Анри поражала работа Сезанна с цветом и самой структурой живописи. В результате, он даже называл его своим основным вдохновителем. Летом 1904 г. в биографии Матисса произошло знаковое событие – была организована его первая персональная выставка, которая, однако, не впечатлила его соотечественников.
После этого Анри решил попробовать свои силы в технике точечных мазков, став автором первого шедевра – «Роскошь, покой и наслаждение». Тем не менее, вскоре он охладел к такому стилю письма, предпочтя ему широкие и размашистые мазки.
В середине 1905 г. в карьере Матисса произошел творческий переворот. Вместе с группой единомышленников он создал совершенно новый стиль – фовизм. Для фовизма были характерны обобщение формы и пространства, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.
На предстоящей выставке Анри продемонстрировал 2 новые работы – «Женщина в шляпе» и «Открытое окно». На художников-новаторов обрушилась волна критики, поскольку посетители были возмущены их пренебрежением к канонам изобразительного искусства. Не случайно публика прозвала их фовистами, что в переводе с французского означало – дикари.
И все же, было немало и тех, кто проявил большой интерес к фовизму. В результате, у Матисса и его коллег начали покупать картины. Интересен факт, что большая часть лучших работ Анри, была создана в период 1906-1917 гг.
Скульптор Анри Матисс
Вскоре Матисс познакомился с еще малоизвестным Пабло Пикассо, с которым продолжал дружить и в последующие годы биографии. В будущем они будут «соперничать» между собой на мировой художественной арене, проявляя друг к другу большое взаимоуважение.
Два наиболее прославленных полотна – «Танец» и «Музыка», Анри Матисс написал для русского мецената Сергея Щукина. Примечательно, что монтаж своих картин живописец контролировал самостоятельно. Ради этого, он приехал в Москву, где ему оказали очень теплый прием.
В скором времени Матисс посетил Алжир и Италию. Приехав домой он создал новый шедевр «Голубая обнаженная», а также увлекся литографией и гравюрой. Постепенно в его творчестве происходит отход от приемов фовизма.
Картины Анри наполняются тонкостью и глубиной, а также начинает прослеживаться связь с природой. В 1920-х годах он уже имел мировую известность, вследствие чего его выставки проходили в самых разных городах и странах.
В разгар Второй мировой войны (1939-1945) у мастера обнаружили онкологию. После операции он почти не мог передвигаться. В этот отрезок биографии, он стал автором нового направления в сфере декупажа, в основе которого лежало составление картин из кусков разноцветной бумаги.
На закате своей карьеры Анри Матисс уделял внимание интерьеру. Также он приложил руку к художественному оформлению женского монастыря в Вансе
Сам он говорил, что работа над Капеллой в монастыре, потребовала от него 4-х лет усидчивого труда, и что она является результатом всей его сознательной жизни. Более того, Матисс заявлял, что не смотря на все ее недостатки, он считал Капеллу своим лучшим произведением.
Последние годы
Вырезки
Поставлен диагноз Из-за рака брюшной полости в 1941 году Матисс перенес операцию, в результате которой он был прикован к креслу и постели. Живопись и скульптура стали физических проблем, поэтому он обратился к новому типу среды. С помощью своих помощников он начал создавать коллажи из вырезанной бумаги или декупаж. Он нарезал листы бумаги, раскрашенные гуашью его помощниками, на разных цветов и размеров и складывал из них живые композиции. Первоначально эти части были скромными по размеру, но со временем превратились в фрески или произведения размером с комнату. Результатом стала отчетливая многомерная сложность — форма искусства, которая была не совсем живописью, но не совсем скульптурой.
Хотя вырез из бумаги был средством средством Матисса в последнее десятилетие его жизни, его первая запись Эта техника была в 1919 году при разработке декора для оперы Le chant du rossignol, составленной Игорем Стравинским. Альберт Барнс в аранжировке картонные шаблоны необычных размеров для стен, которые Матисс в своей мастерской в Ницце закрепил композицию раскрашенных бумажных фигур. Еще одна группа вырезок была сделана между 1937 и 1938 годами, когда Матисс работал над декорациями и костюмами для Сергея Дягилева Русские балеты. Как ее прежнее утилитарное происхождение..
Он переехал на вершину холма Ванс, Франция в 1943 году, когда он подготовил свой первый крупный проект вырезки для книги своего художника под названием Джаз. Однако эти вырезы были задуманы как рисунки для трафаретных отпечатков, которые нужно рассматривать в книге, а не как самостоятельные графические работы. В этот момент Матисс все еще считал вырезы от своего основного вида искусства. Его новое понимание этой среды раскрывается во вступлении 1946 года к джазу. «Художник никогда не должен быть пленником самого себя, узником стиля, узником репутации, узником успеха…».
независимо задуманные вырезы неуклонно росли за джазом и в привести к созданию фресок, таких как Океания Небо и Океания Море 1946 года. Под руководством Матисса Лидия Делекторская, его ассистент в студии, произвольно скрепила силуэты птицы, рыбы и морская растительность прямо на стены комнаты. Две части Океании, его первые вырезы такого масштаба, напоминают о поездке на Таити, которую он совершил много лет назад..
Часовня и музей
В 1948 году Матисс начал готовить проекты для Чапели. du Rosaire de Vence, что позволяет расширить эту технику в истинно декоративном контексте. Опыт проектирования окон часовни, кабинетов и дверей скинии — все это было запланировано с использованием метода вырезания — эффект консолидации среды как его основного внимания. Завершив свою последнюю картину в 1951 году (и последнюю скульптуру за год до этого), Матисс использовал вырез из бумаги в качестве единственного средства выражения до самой своей смерти..
Этот проект был результатом тесной дружбы между Матиссом и Буржуа, теперь сестра Жак-Мари, несмотря на то, что он атеист. Они снова встретились в Вансе и начали сотрудничество, история которого рассказана в ее книге 1992 года «Анри Матисс: La Chapelle de Vence» и в документальном фильме 2003 года «Модель для Матисса».
В 1952 году он основал музей, посвященный его работам, Музей Матисса в Ле-Като, и этот музей сейчас является третьей по величине коллекцией работ Матисса во Франции.
Согласно Дэвиду Рокфеллеру, последней работой Матисса был дизайн витража, установленного в Union Church of Pocantico Hills недалеко от имения Рокфеллеров к северу от Нью-Йорка -Йорка. «Это было его последнее художественное творение; макет был на стене его спальни, когда он умер в ноябре 1954 года », — пишет Рокфеллер. Установка была завершена в 1956 году.
Матисс умер от сердечного приступа в возрасте 84 лет 3 ноября 1954 года. Он похоронен на кладбище монастыря Нотр-Дам-де-Симье, недалеко от Ниццы.
Пикассо в жизни Матисса
Примерно в апреле 1906 года встретились эти два в будущем очень знаменитых живописца и стали пожизненными друзьями, а также соперниками. Матисс и Пикассо были завсегдатаями салона Гертруды Стайн и регулярно участвовали в собраниях, которые проводились в субботние вечера по адресу: rue de Fleurus, 27. Пабло Пикассо, будучи на 11 лет младше Матисса, в тот период приступил к своим экспериментам деформации и деструкции формы. До этого он пробовал интерпретировать цвет, однако далеко не так смело, как Матисс.
Их творчество часто сравнивают искусствоведы, считается, что одно из главных различий между работами художников заключается не только в том, что один по-новаторски интерпретировал цвет, а другой — форму. Матисс рисовал с натуры, в то время как Пикассо был более склонен работать исходя из своего воображения
Наиболее характерными темами изображений обоих мастеров были женщины и натюрморты, но Матисс предпочитал размещать натуру в полностью обставленных или декорированных интерьерах, изображениям которых на полотнах уделял большое внимание
С 1907 года позы и фигуры обнаженных моделей в картинах Анри Матисса нередко напоминают образы «Авиньонских девиц» — первой картины Пабло Пикассо, созданной в стиле кубизма. Также считается, что кубизм отразился в 1912 году на композициях нескольких произведений Матисса. В свою очередь, влияние Андре заметно в скульптуре Пикассо, его изображении женской обнаженной натуры 1930-х годов.
Творческий прорыв
На рубеже 20-го века Матисс попал под более прогрессивное влияние Жоржа Сера и Поля Синьяка, которые рисовали в «пуантилистском» стиле с небольшими цветными точками, а не полными мазками. Он перестал выставляться в официальном салоне и начал представлять свое искусство более прогрессивному Салону Независимых в 1901 году. В 1904 году он провел свою первую персональную выставку в галерее дилера Амбруаза Воллара.
Большой творческий прорыв Матисс совершил в 1904 и 1905 годах. Поездка в Сен-Тропе на юге Франции вдохновила его на создание ярких, испещренных светлыми пятнами полотен, таких как Luxe, calme et volupté (1904-05), а лето в средиземноморской деревне Коллиур произвело на свет его главные работы «Open Window» и «Woman with a Hat» в 1905 году. Он выставил обе картины на выставке 1905 года «Осенний салон» в Париже. В рецензии на выставку один критик современного искусства упомянул смелые, искаженные образы, написанные некоторыми художниками, которых он назвал «фовами» или «дикими зверями».
Рисуя в стиле, ставшем известным как фовизм, Матисс продолжал подчеркивать эмоциональную силу извилистых линий, сильный мазок кисти и кислотно-яркие краски в таких произведениях, как «The Joy of Life», большая композиция женской обнаженной натуры в пейзаже. Как и большая часть зрелых работ Матисса, эта сцена запечатлела настроение, а не просто попыталась реалистично изобразить мир. В первом десятилетии века Матисс также делал скульптуры и рисунки, которые иногда были связаны с его картинами, всегда повторяя и упрощая его формы до их сути.
Биография[]
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где его отец, торговец зерном, держал лавку. Мать увлекалась росписью керамики. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. В августе 1888 года, после окончания учёбы, 18-летний Анри получил право работать по этой специальности. Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката.
Обучение живописи
В 1889 году у него случился приступ аппендицита. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Тогда юный Анри впервые начал живописать — во время двухмесячного пребывания в больнице он копировал цветные открытки. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. В 1893 году он перешел в Школу изящных искусств, где занимался в мастерской у Гюстава Моро. Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Там он познакомился с юным Альбером Марке и Жоржем Руо, а также с Камуэном, Мангеном и бельгийским художником Эвенепулом. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж). Лето1896 года он проводит на острове Бель — Иле, вместе с Эмилем Бери, своим соседом по лестничной площадке. Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. Друг Родена, коллекционер произведений Эмиля Бернара и Ван Гога, с которым он работал на протяжении десяти лет, Рассел подарил Матиссу два рисунка Ван Гога. В 1896 году Матисс выставляет четыре картины в Салоне Национального общества изящных искусств и вскоре избирается членом-корреспондентом этого общества. Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. Матисс также копировал их манеру письма. С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. Amélie Noellie Parayre). У них родилось два сына: Жан в 1899, и Пьер в 1900.
Период фовизма (1900–1908)
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Наряду с живописными произведениями известны его блистательные рисунки, гравюры, скульптуры, рисунки для тканей. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).
1906-1917
Многие из лучших работ Матисса были созданы в течение десятилетия после 1906 года, когда он разработал своеобразный строгий стиль, подчеркивающий плоские формы и декоративный узор. В этот период художник много путешествует, что отражается в его произведениях. В 1906 году он отправился в Алжир изучать африканское искусство, воплотившее лучшие образцы примитивизма.
После осмотра большой мюнхенской выставки 1910 года на тему исламских искусств Матисс бросился в Испанию и два месяца там изучал мавританское творчество. Он дважды в течение 1912-1913 годов побывал в Марокко и провел там семь месяцев, результатом которых стали многочисленные рисунки и около 24 картин. Занимаясь живописью в Танжере, художник внес несколько изменений в свой стиль, в том числе относительно применения черного цвета. Его восточные мотивы были частыми темами также и для более поздних картин, например, целой серии одалисок.
С 1906 по 1911 год художник создает свои выдающиеся полотна: «Голубая обнаженная», «Красный Тюрбан», «Предметы роскоши II», «Музыка», первый вариант «Танца» и второй, написанный по заказу русского коллекционера Сергея Щукина.
«Красные рыбки» Анри Матисса, как и «Танец II», признаны мировыми шедеврами. После 1910 года во многих произведениях художника цветовая гамма тяготеет к зеленому, синему, серо-голубому и фиолетовому тону. Композиции становятся строже, а линии четкие, почти как в рисунке, что заметно в таких знаменитых картинах 1910-1917 годов, как «Натюрморт с геранью», «Разговор», «Окно в Танжере», «Зора на террасе», «Сидящий Рифайн», «Портрет жены художника».
Биография Антри Матисса
Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri Émile Benoît Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики.
Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.
В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного.
В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности.
В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. École nationale supérieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил.
В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ.)русск. (фр. École nationale supérieure des arts décoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашенных студентов. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом.
В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894-1982).
Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже.
10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. Amélie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899-1976) и Пьера (1900-1989). Его незаконнорожденная дочь, Маргарита также была взята в семью. Жена и дочь были любимыми моделями художника.
Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году. Работа была изнурительной, и Анри заболел бронхитом. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Фовизм
Женщина в шляпеМузей современного Сан-Франциско ФовизмАндре ДеренАмбруаза ВоллараСанкт-Петербурге. ТропенеоимпрессионистамиАнри-Эдмоном КроссомLuxe, Calme et VoluptéАндре ДереномКоллиурепуантилизма
Матисс и группа художников, ныне известных как «Фов », выставлялись вместе в комнате Осеннего салона в 1905 году., часто диссонирующие цвета, без учета естественных цветов объекта. Матисс показал «Открытое окно» и «Женщину в шляпе» в салоне. Критик Луи Воксель так пишет однуокую скульптуру, окруженную «оргией чистых тонов», как «Донателло chez les fauves» (Донателло диких зверей), имея в виду Скульптура эпохи Возрождения, которая делила с ними комнату. Его комментарий был напечатан 17 октября 1905 года в ежедневной газете Гил Блас и стал представителем
Выставка вызвала резкую критику: «Горшок с краской был брошен в лицо публике», — сказал критик Камилла Моклер, — но также и положительное внимание. Когда картина, которая была подвергнута особому осуждению, «Матисса Женщина в шляпе » была куплена Гертрудой и Лео Стайном, боевой дух художника значительно улучшился
Les toits de CollioureЭрмитажSt. Петербург, Россия
Матисс был признан лидером фовистов вместе с Андре Дереном; Эти двое были дружескими соперниками, у каждого были последователи. Другими членами были Жорж Брак, Рауль Дюфи и Морис де Вламинк. Символист художник Гюстав Моро (1826–1898) был вдохновляющим учителем движения. Как профессор Школа изящных искусств в Париже, он побуждал своих учеников мыслить вне рамок формальности и следовать своим видениям.
В 1907 году Гийом Аполлинер, комментируя Матисса в статье, опубликованной в La Falange, писал: «Мы здесь не в условиях экстравагантного или экстремистского предприятия: искусство Матисса — это в высшей степени разумно» Его картина Nu bleu (1907) была сожжена в образе чучела на Armory Show в Чикаго в 1913 году.
Закат фовистского движения после 1906 года не повлиял на карьера Матисса; многие из его лучших работ были созданы между 1906 и 1917 годами, когда он был активным участником большого собрания художественных талантов на Монпарнасе, хотя он и не совсем вписывался в него, с его консервативной внешностью и строгим буржуазные рабочие привычки. В 1906 году он отправился в Алжир, изучая африканское искусство и примитивизм. исламского в Мюн искусствахене изучал в 1910 году, он провел два месяца в Испании, мавританское искусство. Он посетил Марокко в 1912 году и снова в 1913 году, и во время рисования в Танжере он внес несколько изменений в свою работу, включая использование черного цвета в качестве цвета. Эффектом на искусство Матисса стала новая смелость в использовании интенсивного немодулированного цвета, как в L’Atelier Rouge (1911).
Матисс долгое время был связан с русским коллекционером произведений искусства. Сергей Щукин. Одно из своих главных произведений «Танец» он создал специально для Щукина в рамках работы над двумя картинами, второй — «Музыка» 1910 года. Более ранняя версия «Танца» (1909) находится в коллекции Музей современного искусства в Нью-Йорке.
Первые шаги в искусстве
Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Дело в том, что в 1889 году юноша попал в больницу с острым приступом аппендицита и был вынужден провести там долгих два месяца Чтобы развлечь сына, мадам Матисс подарила ему акварельные краски, и он стал коротать время, копируя цветные открытки. Это занятие так увлекло молодого человека, что после выписки из больницы он заявил родителям о своем твердом намерении стать художником. Несмотря на сопротивление отца, Анри записался в школу рисунка в городе Тур, где готовили чертежников для работы в сфере текстильной промышленности. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией.
Импрессионистский период
С 1896 года картины Матисса начинают выставляться в знаменитых салонах Парижа, и он приобретает определенную известность среди парижских любителей живописи. В этот период художник находится под сильным влиянием импрессионистов и их последователей. Более того, очень часто, рассказывая о творениях постимпрессионистов, специалисты приводят в пример и некоторые произведения, которые создал Матисс: натюрморты “Бутылка схидама”, “Фрукты и кофейник”, “Десерт”, “Посуда и фрукты”.
В последующие несколько лет художник начинает также заниматься скульптурой и работать в технике дивизионизма, предполагающей использование раздельных точечных мазков. В 1905-м большие споры вызывает манера письма картины Матисса ”Роскошь, покой и сладострастие”, в которой он сочетает декоративизм модерна с пуантилизмом.
Заключение
Анри Матисс был приятным человеком, больше похожим на застенчивого служащего, чем на живописца. Никогда он не брал плату за свое обучение, долго не оставался на одном месте. Не любил, когда обстоятельства мешали его творчеству.
Творчество Матисса сравнивали с апельсином. Он любил яркий цвет! На своих творениях изображал радостную жизнь в противовес катаклизмам прошлого века. Анри прожил долгую жизнь, наполненную светом. В своих работах он старался добиться гармонии и счастья, много экспериментировал со стилями. Но самым главным своим достижением и сбывшейся мечтой Анри считал украшение капеллы!