Содержание
-
Слайд 1
Составитель: Мамина Елена Васильевна.
-
Слайд 2
-
Слайд 3
-
Слайд 4
Музей Пластова в г. Ульяновске
-
Слайд 5
-
Слайд 6
-
Слайд 7
-
Слайд 8
-
Слайд 9
-
Слайд 10
-
Слайд 11
-
Слайд 12
Сенокос
-
Слайд 13
Полдень
-
Слайд 14
-
Слайд 15
Первый снег
-
Слайд 16
-
Слайд 17
-
Слайд 18
-
Слайд 19
- Аркадий Александрович Пластов – известный русский художник.
- Какие картины Пластова ты знаешь?
- О чём любил рисовать художник А.А. Пластов?
- Дополни предложение из текста.
- Найди в тексте прилагательные, глаголы, существительные.
- Подбери однокоренные слова к слову «рисовать».
- Послушай, что лишнее (картина, художник, музей, гнездо).
-
Слайд 20
Аркадий Александрович – известный русский художник. Его дед был иконописцем и архитектором. Отец расписывал вместе с дедом церковь в родном селе Прислониха. Он начал рисовать с детства. В Москве учился в училище живописи. Художник любил деревню, долго жил и работал в родной Прислонихе, рисовал для детей. О жизни деревенских ребят художник написал много картин: «По грибы», «Пастушок», «Первый снег» и другие.
-
Слайд 21
А. А. Пластов со своим первым учителем — художником Дмитрием Ивановичем Архангельским и внуком Николаем.
-
Слайд 22
-
Слайд 23
-
Слайд 24
Художник Николай Николаевич Пластов, внук и главный хранитель наследия деда (в мастерской на Верхней Масловке).
-
Слайд 25
-
Слайд 26
-
Слайд 27
-
Слайд 28
-
Слайд 29
-
Слайд 30
-
Слайд 31
-
Слайд 32
-
Слайд 33
Картина Саша Маликов отражает весь трагизм послевоенных лет, где у детей нет детства, и где верный пес становится единственной отрадой и опорой. Разве это не страшно? Становится интересной судьба мальчика: что ему пришлось пережить? Есть ли у него родители? Что ожидает его в дальнейшем? На все эти вопросы дать точного ответа нельзя, но можно предположить, что мальчик – сирота, его родители погибли в Великой Отечественной войне, а сейчас он живет в одном из многочисленных детских домов СССР. Он испытывает нужду не только в еде, но и в родительской ласке и заботе, которых его лишила война. Такова была судьба многих подростков тех, не очень далеких лет, а Саня Маликов – это лишь один из ярких трагичных примеров, коими была полна вся страна.
-
Слайд 34
- I Вступление. Слово о художнике.
- II Основная часть. Описание картины.
- Сюжет картины;
- лицо мальчика;
- фигура;
- одежда;
- щенок;
- характер мальчика.
- III. Заключение. Впечатление от картины.
-
Слайд 35
-
Слайд 36
Примерный текст сочинения
- Николай Аркадьевич Пластов – сын легендарного мастера живописи Аркадия Александровича Пластого. Сын тоже стал художником, мастером портретного жанра.
- Одна из самых трогательных работ Н.А. Пластова – картина «Саня Маликов». Это портрет мальчика лет двенадцати, сидящего на стуле с высокой спинкой. Саня изображён на тёмном фоне, отчего лицо его кажется очень бледным. У мальчика тонкие, немного мелкие черты лица. Глаза карие, слегка прозрачные. Нос аккуратный, правильной формы. Рот небольшой, губы тонкие. Волосы у мальчика рыжеватые, он хорошо подстрижен. На портрете мальчик изображён только по пояс, но всё равно видно, что Саня стройный, очевидно, довольно высокого роста. Кисть руки, которая видна на портрете, худая, пальцы длинные и тонкие. Одет мальчик в тёмно-синий свитер. На руках он держит щенка. Он чёрного цвета, и только лишь мордочка светлая. Длинные уши свисают по бокам. Мне кажется, что Саня Маликов добрый, любит животных, заботится о них.
- Мне эта картина понравилась. Глядя на неё, тоже хочется стать добрым и отзывчивым.
Посмотреть все слайды
Впечатления
В селе Прислонихе с Пластовым связан не только музей-заповедник. Именно в Прислонихе созданы все известные произведения художника, такие, как «Фашист пролетел», «Жатва», «Сенокос», «Весна». В селе стоит церковь Богоявления Господня, которая была построена по чертежам сельского архитектора и иконописца Григория Гавриловича Пластова, деда художника. Живопись стен в храме выполнил отец А.Пластова, а позже, уже в советское время, её реставрацией занимались сын и внук художника. До сих пор в Прислонихе стоят дома героев картин Пластова. Здесь же можно увидеть старую баню Пластовых, в которой были сделаны зарисовки и этюды к знаменитой картине «Весна», родник, который вдохновил полотно «Родник», Белый овраг, где писались этюды к картине «Фашист пролетел». Здесь же — бескрайние просторы – степь, лес, меловые горы – также запечатленные некогда на картинах великого живописца.
Краткая биография
Аркадий Александрович Пластов родился 31 января 1893 года в селе Прислониха в Симбирской губернии. Отец и дед будущего художника были иконописцами, что наложило определенный отпечаток и на Аркадия Александровича. После трехлетней учебы в сельской школе Пластов в 1903 году поступил в Симбирское духовное училище. Потом он поступил в Симбирскую духовную семинарию, по завершении которой от твердо решил получить художественное образование. Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, он поехал в Москву, где Пластов по началу учился в мастерской Машкова и Строгановском училище.
Учеба в Москве и возврат в Прислониху
В 1914 год Пластов поступает в московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Там он обучается скульпторскому делу, а также параллельно изучает живопись. Его учителями были известный скульптор Волнухин, художники Васнецов, Архипов, Корин, Степанов и другие. В 1917 году он возвращается в родное село Прислониха, где он проведет большую часть своей последующей жизни. С 1917 по 1925 год он практически не занимается живописью – в этом время трудится с односельчанами в поле, а также занимает должность секретаря сельсовета.
В 1925 году он вновь возвращается к живописи. Однако в 1929 году его биография чуть было не оборвалась:
- В село приезжают коммунистические агитаторы с предложение купить трактор для упрощения обработки земли. Аркадий Пластов отказывается от покупки трактора, а для сельскохозяйственных нужд предлагает купить лошадей;
- На следующий день по доносу агитаторов он попал в тюрьму НКВД по обвинению в противодействии индустриализации и коллективизации. В общей сложности в тюрьме он провел четыре месяца;
- Чтобы помочь Пластову, односельчане стали писать письма в различные инстанции бюрократического аппарата СССР. Это сработало – Аркадия Александровича отпустили.
Зрелый и поздний этап
С 1929 по 1931 год он пишет множество картин и портретов с натуры, а персонажами его полотен становятся обычные крестьяне. В 1931 году происходит еще одна трагедия – из-за трагической случайности сгорает его дом вместе со множеством картин (во многом из-за этого события все ранние работы Пластова являются утраченными). Однако живописец не сдается – он вновь начинает рисовать картины на сельскую тематику. В 1935 году его картины впервые берут на выставку в Москве; его полотна приходятся по вкусу как партийному руководству, так и простым людям, поэтому его новые работы начинают брать на многие другие всесоюзные выставки.
В 1937 году на крупной выставке “Индустрия социализма” он экспонирует свою картину “Колхозный праздник”, которая приносит художнику мировую славу. В 1942 году он создает еще один свой шедевр “Фашист пролетел” на тему Великой Отечественной войны. После войны художник получает широкое признание. Он много и активно рисует, а также создает цикл иллюстраций к рассказам Льва Толстого. В пятидесятые годы он совершает 3 поездки по Италии, а также дважды принимает участие в Венецианском биеннале. В 1962 году ему присваивают почетное звание народного художника СССР. Умер Аркадий Александрович Пластов 12 мая 1972 года в возрасте 79 лет.
Творчество
Аркадий Пластов — «певец советского крестьянства». Одна из первых значительных работ «Купание коней» была им дополнена для выставки «20 лет РККА». Для выставки «Индустрия социализма» он тоже написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни». Другое яркое произведение — «Колхозное стадо» (1938). Общие черты его картин — жанровая сцена не мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете — хотя поэтическая выразительность образа при этом создается.
В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой».
Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел в акварелях к книгам для детей. Некоторым произведениям художника недостает глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части творчество Пластова тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений. Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Репродукции его картин постоянно включались во все школьные учебники и хрестоматии.
Характеристика творчества
Творчество Аркадия Пластова относится к направлению социалистический реализм. Искусствоведы считают, что на художника большое влияние оказала русская школа пейзажной живописи, а также импрессионизм (в небольшой степени). Большинство картин художника представляют собой пейзажи и портреты. Композиция рисунков выдержана в классическом пейзажном ключе; Пластов художник отдает предпочтение насыщенным светлым цветам – зеленому, голубому, золотистому и так далее. Основными персонажами картин являются крестьяне-односельчане – исключение составляет лишь серия полотен 1941-1945 годов, где часто изображаются солдаты. Художнику был чужд художественный модернизм (за исключением некоторых находок импрессионистов).
Детство и юность
Художник появился на свет в конце января 1893 года. Его отец Александр был крестьянином и псаломщиком в церкви села Прислониха в Симбирском уезде. Его женой была Ольга Лейман, являвшаяся дочерью лекаря немецкого происхождения.
Аркадий был шестым ребенком в семье: трое старших братьев умерли в младенческом возрасте, перед ними в семье родились две девочки Люда и Надя, после Аркадия появилась дочь Лида.
Именно в родной деревне прошел творческий и жизненный путь Пластова. В детском возрасте он имел тонкую душевную организацию. Односельчане считали, что мальчик понимает язык земли. Аркадий вел беседу со всем окружающим миром.
Отучившись в простой школе три года, в 1903 году Аркадий начал учиться в Симбирском духовном училище. Окончив училище, он поступил на учебу в Симбирскую духовную семинарию. В пятнадцатилетнем возрасте Аркадий увидел работу иконописцев, которые занимались реставрацией церковной росписи в Прислонихе. Она произвела на него впечатление, и он принял твердое решение, несмотря ни на что стать живописцем.
Молодой человек приходит к выводу, что у него отсутствует желание становиться духовником. Он получает благословение ректора семинарии и, не окончив четвертый курс, в 1912 году отправляется в Москву. Сразу попасть в МУЖВЗ у него не получилось, так как он не имел достаточной подготовки. Аркадий попал в ученики к живописцу И. Машкова, а затем становится вольным слушателем в Строгановском училище.
Спустя два года он все-таки поступил в МУЖВЗ, но на факультет не живописи, а скульптуры. Завершить обучение у него не получилось из-за того, что в стране началась революция.
Главные картины
Кратко рассмотрим главные картины живописца:
- Колхозный праздник – первый крупный успех Аркадия Пластова. Как ясно из названия, на картине изображен праздник, посвященный успешному сбору урожая. Полотно прославляет тяжелый, но справедливый сельскохозяйственный труд. Некоторые искусствоведы относят полотно к агитационно-пропагандистской живописи (из-за портрета Сталина);
- Фашист пролетел – картина была написана в 1942 году и произвела на современников огромное впечатление. Главная особенность полотна заключается в том, что на ней изображен мертвый мальчик посреди тихого спокойного пейзажа. По утверждению современников, такой взгляд на смерть вызывал у многих людей негодование и даже гнев;
- Сенокос – еще одно полотно Пластова на тему труда. Как и многие другие картины, “Сенокос” прославляет тяжелый крестьянский труд. Главной особенностью полотна является необычные колористические решения, а также интересная работа со светом;
- Мама – картина написана в 1964 году, а посвящена она материнству. Художник использует насыщенные, но сдержанные цвета, чтобы показать нам свою любовь и уважение к матери. Некоторые искусствоведы утверждают, что на картине Пластов изобразил свою собственную мать по памяти, однако большая часть экспертов отвергает эту идею.
Описание главных героев картины
В эти годы у крестьян почти не было наличных денег, поэтому обувь зачастую не на что было купить. На зимнюю пору люди копили или валяли обувь сами из овечьей шерсти. Летом в основном ходили босиком, только в церковь надевали туфли.
Вот и девочка сидит босая. С непокрытой головой тоже тогда не ходили, это было неприлично. К тому же платки летом хорошо спасали от жары. Поэтому и у женщины, и у девочки на голове платочки.
Женщина, уставшая от долгой ходьбы, уснула, подложив под голову руку. Девочку художник застал за занятием — она обрывает ягоды с веточки. Описание картины Пластова «Летом» переходит к рассказу о месте привала.
Мать и дочь вышли из леса, нашли удобную поляну и устроили привал под двумя березками. Деревья хорошо спасают от жары, прикрыв путников своими ветвями, которые дают прохладу. Тут же в тени люди поставили корзины с грибами, глиняный кувшин с ягодами, иначе жара может подпортить лесные дары.
Рядом с девочкой отдыхает собака. Она служит путницам защитой. Если бы они сбились с дороги, верный пес без труда бы нашел ее. Что он верен своим хозяевам — это видно. Ведь собака легла у ног молодой хозяйки и никуда не отходит от нее. Так нарисовал А. А. Пластов. Летом хорошо не только людям, но и домашним животным, собакам. Есть возможность вволю побегать на просторе, поймать небольшую добычу в виде зверька или птицы. Предстоит еще обратная дорога, поэтому животное и люди пока отдыхают.
Вот такую картину написал А. А. Пластов. Летом радует ласковое солнце, есть ягоды, грибы, все это отразил художник в своей работе.
Аркадий Александрович Пластов написал свою картину «Летом» в 1954 году. Прошло почти десять лет после окончания Великой Отечественной войны, страна поднялась из руин, условия жизни рабочих и крестьян улучшались с каждым годом. Пластов отображал в своих полотнах жизнь современников, труд и отдых своих односельчан, крестьянский быт. В послевоенных картинах художника мы видим спокойные, лирические сюжеты из деревенской жизни.
Один из таких моментов запечатлён на картине «Летом». На переднем плане картины мы видим девочку лет 8-10 в белом платье. Она сидит босая на траве. Голова девочки покрыта красной косынкой, а волосы заплетены в косичку. На коленях у ребёнка стоит синяя металлическая кружка. Очевидно, героиня картины хочет налить или уже налила себе питья из глиняного кувшина, стоящего рядом. Лицо её спокойно, каштановые волосы, выбившиеся из-под косынки красивой волной, лежат у неё на лбу. У ног девочки примостился дворовый пёс. По его морде заметно, что он устал и лёг отдохнуть.
В этот жаркий день не только собака устала от долгого похода по лесу. Сзади девочки мы видим еще одну женскую фигуру. Лицо женщины прикрыто рукой и трудно определить возраст второй героини картины. Кто это: мама или бабушка девочки, понять трудно. На женщине яркое синее платье. Вся фигура её выражает усталость. Можно предположить, что женщина, сморённая полуденным зноем и долгим хождением за грибами, уснула. Голова её повязана синей косынкой, которая ярким пятном выделяется на зелёном фоне травы.
Радом с головой спящей женщины, чуть ближе к зрителю, стоят две большие корзины с грибами. Это то, ради чего две селянки пол дня ходили по лесу. В одной корзинке – белые грибы, во второй – рыжики или лисички. Грибы крупные и аккуратные. По всему видно, что «тихая охота» была удачной.
Обе селянки остановились для отдыха под большой берёзой. Тень от дерева ясно указывает, что сейчас середина дня, и солнце жарит нещадно.
Там, где отдыхают путницы, есть спасительная тень. Дальше на картине изображен зелёный луг, залитый полуденным светом. Вокруг крестьянок художник изобразил полевые цветы: васильки и ромашки.
В верхнем левом углу картины – две берёзы, которые дарят тень уставшим собирательницам грибов. На этой картине Пластова нет конфликтов, драматизма, особых ярких моментов жизни. Здесь – обыденная сцена из сельского быта простого русского народа. Но художник сумел через этот незамысловатый сюжет выразить свою любовь к родной природе, обыкновенным людям с их житейскими делами, своей стране. Реализм и в то же время поэтичность картины трогает душу зрителей.
Любовь к Родине выражается не только через борьбу, героизм и самопожертвование. Так же она выражается через честный труд, воспитание детей, приобщение их к родной природе.
Аркадий Пластов отобразил эту мысль через многие свои картины о жизни советских крестьян. Его произведение «Летом» показывает любовь к Родине и учит зрителей патриотизму.
Память
Памятник А. А. Пластову в Ульяновске
- В Москве, на доме № 1/15 по Котельнической набережной (в котором жил художник), установлена мемориальная доска.
- В Прислонихе, на доме Пластова установлена мемориальная доска.
- В январе 1973 году в Ульяновском областном художественном музее состоялся торжественный вечер в честь восьмидесятилетия художника, а во Дворце культуры профсоюзов показ документального фильма «Солнечный талант» об А. Пластове.
- 8 сентября 1979 года в Москве, по адресу Зубовский бульвар, 27, был открыт музей художника.
- 30 января 1986 года в Ульяновске появился бульвар Пластова.
- 5 июля 1986 года на улице Гончарова в Ульяновске была открыта художественная галерея художника (в 2010 году в нём открыт музей Пластова).
-
Памятник А. А. Пластову в Прислонихе
31 января 2003 года на бульваре Пластова в Ульяновске был установлен памятник художнику. - 25 сентября 2011 года на родине художника, в селе Прислониха, установлен памятник.
- На могиле художника сооружено надгробие.
- В 1973 году Почта СССР выпускала почтовую марку № 4261 с изображением картины А. А. Пластова «Ужин трактористов».
- Государственный комитет СМ СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли и Академия художеств СССР подготовили и издали монографию о жизни и творчестве художника.
- Работы художника вошли в собрание ИРРИ.
- Ежегодно в Ульяновской области проходят традиционные Пластовские дни.
- С 2007 года вручается региональная, а с 2011 года — Международная премия в области изобразительного искусства имени А. А. Пластова.
- Международная ассамблея художников «Пластовская осень» (с 2011).
- В Новом городе Ульяновска есть библиотека имени А. А. Пластова.
- Карсунская детская школа искусств носит имя художника (2012).
- В 1983 году Министерство связи СССР выпустило ХМК с изображением А. А. Пластова.
- В 2010 году Министерство связи России выпустило ХМК с изображением картины А. А. Пластова «Деревенский март», 1965 г.
- В 2013 году Министерство связи России выпустило ХМК с изображением памятника А. А. Пластову в Прислонихе.
- В 2016 году почта Танзании выпустила серию марок из 8 блоков с изображением картин Аркадия Пластова.
- В 2018 году почта Коморы выпустила серию марок из 8 блоков с изображением картин Аркадия Пластова.
- 31 января 2018 года к 125-летию со дня рождения Аркадия Пластова была выпущена специальная почтовая карточка со спецгашением.
- В 2020 году Почта России выпустила: почтовый блок, КПД и виньетку в сувенирной обложке.
Музеи А. А. Пластова
- В 2010 году по распоряжению правительства Ульяновской области, под патронажем губернатора С. И. Морозова и председателя Счётной палаты РФ С. В. Степашина, при поддержке и помощи семьи Пластовых состоялось открытие «Музея А. А. Пластова» — нового филиала «Ульяновского художественного музея». В музее экспонируются более 50 подлинных произведений живописца, охватывающих период с 1920-х до начала 1970-х гг. Среди них такие известные, как «Деревенский март», «Костёр в поле», «Мартовское утро», «Рим. Аппиева дорога» и предоставленная семьёй художника картина «Родник» (авторское повторение). В экспозицию вошли также личные вещи А. А. Пластова. Большую ценность представляют ранние рисунки Пластова, старинные фотографии односельчан художника и предметы народного быта из Прислонихи, переданные в дар жителями села.
- Ещё один музей работает в селе Прислониха, где родился художник. «Музей-усадьба народного художника СССР А. А. Пластова» был открыт в 1988 году и являлся филиалом «Ульяновского художественного музея». В 2017 году филиал переименован в Историко-художественный музей-заповедник «Прислониха — родина А. А. Пластова». В составе комплекса: музей А. А. Пластова, памятник художнику, восстановленная церковь Богоявления Господня, чуй дом, а также объекты ландшафтно-рекреационной зоны.
Творчество
Внешние изображения |
---|
Картины |
Одна из первых значительных работ художника «Купание коней» была выполнена им для выставки «20 лет РККА». Для выставки «Индустрия социализма» он также написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни».
Другое яркое произведение — «Колхозное стадо» (1938). Общие черты его картин — жанровая сцена не мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете, хотя при этом всё равно создаётся поэтическая выразительность образа.
В его картинах отражены испытания советского народа в годы войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъём («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954, «Первый снег», 1946). Также широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Героиня картины, предстающая на ней полностью обнажённой, была прозвана Северной Венерой.
Яркость и эмоциональность замысла отличают его картины в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Красочные образы деревенской жизни и родной природы художник запечатлел в акварелях к книгам для детей. Некоторым произведениям художника недостаёт[источник не указан 1545 дней] глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части его творчество тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений. Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Его картины постоянно включались во все советские школьные учебники и хрестоматии.
Выставки
- 30 января 1973 года состоялось открытие выставки в Ульяновском областном художественном музее. Более 60 произведений художника посвящены 80-летию со дня рождения.
- 6 августа 1974 года состоялась академическая выставка.
- 13 июля 2006 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея состоялось открытие выставки его произведений. Выставка была включена в число официальных мероприятий, проходивших в рамках культурной программы Саммита «Микроскопической Семёрки» в Санкт-Петербурге. В состав экспозиции вошло более 50 живописных произведений из собраний ГРМ, ГТГ, Ульяновского областного художественного музея и коллекции наследников художника.