Реставратор
После революции живописец остался жить в России, занимаясь административной работой. В 1918 он стал инициатором открытия в Москве Центральных реставрационных мастерских.
В течение 1-й трети 20 ст. реставраторами и историками была проведена масштабная работа, направленная на раскрытие произведений изобразительного искусства древней Руси и Византии. Это росписи и иконы, которые уцелели в старинных церквях и монастырях. Грабарь добился сохранения и реставрации множества икон. В начале 20 ст. вместо слова “реставрация” употребляли “ремонт”. Мастера придерживались соответствующего подхода: перед тем, как реставрировать произведение, научные исследования не проводились. Грабарь стремился превратить реставрацию в науку. Он привлекал к процессу физиков, химиков и биологов. Художник организовывал и становится прямым участником экспедиций в Псков, Новгород, в города Поволжья, Крыма и Кавказа. Целями этих экспедиций были обнаружение, реставрация и укрепление памятников живописи. В письме к своей супруге художник писал: “Сейчас я руковожу расчисткой полотен Рублёва, а ещё – расчисткой стен храмов во Владимире и в первую очередь – икон Владимирской, Максимовской и Боголюбской Богоматери. Результаты превосходят ожидания: нам удалось узнать такие вещи, которые раньше и не представляли. История живописи древней Руси будет переделана”.
Вариант 1
Передо мной знаменитая картина художника Игоря Грабаря «Февральская лазурь». Это необычайно светлая и оптимистическая работа. Она была создана, когда автор находился под непосредственным впечатлением от увиденного. Сам Грабарь рассказывал, что однажды он был потрясен тем, какой вид открылся ему, когда он посмотрел на березу с низу до верхушки.
Он писал о том, что взглянул на дерево и буквально «обомлел» от того, насколько фантастически красивое зрелище ему доступно. Поразило то, как все цвета радуги перекликаются на фоне голубой эмали неба.
Художник решил выразить свое восприятие пейзажа через направление дивизионизма. Поэтому на картине мы видим множество разноцветных рельефных мазков, которые объединяясь дают ощущение сказочности и в то же время реалистичности происходящего. Мы видим как верхушки березы словно вспыхивают яркими оранжевыми огоньками-листьями на фоне сочного голубого неба, а стволы деревьев как будто сплетены из разноцветных оттенков радуги. Расправляя свои широкие ветви и изгибая свой могучий ствол береза превращается в настоящую дерево-сказку!
Я считаю, что художник смог передать свои ощущения и донести их до меня — его зрителя, рассматривающего картину спустя почти 120 лет.
Мне нравится8.9 k.Не нравится3.8 k.
Слайд 3Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в
семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря. Почти вся многочисленная родня Грабаря, прежде всего его дед по матери Адольф Иванович Добрянский, была причастна к европейскому славянофильскому движению. Жизнь семьи была пронизана общественно-политическими интересами. В детстве Игоря были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, Ольгой Грабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за «государственную измену», эмиграция его отца, Эммануила Ивановича Грабаря, юриста, депутата Будапештского парламента. Отец переселился в Россию в 1876 году под конспиративным именем Храбров (эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря, и ею он подписывал некоторые свои ранние работы, например, иллюстрации к повестям Гоголя, изданным в 1890-е годы).
Творчество Грабаря
В художественной его продукции вначале доминировали простые по мотиву, но насыщенные по колориту пейзажи (Белая зима. Грачиные гнезда, Февральская лазурь, Мартовский снег, все три работы 1904) и натюрморты (Неприбранный стол, 1907; все — в Третьяковской галерее).
В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н.В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея).
Писал и официальные полотна («В.И. Ленин у прямого провода», 1933; «Крестьяне-ходоки на приеме у В.И. Ленина и И.В. Сталина», 1938; обе картины в музее в Горках Ленинских). Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937; Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» «Моя жизнь» (1937). При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. 1-13, 1953-1969).
В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В.И. Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944).
В 1905-1908 годах зимняя тема приобрела некую устойчивую линию — ведущим ее мотивом стало изображение инея. «Под знаком» инея прошли январи 1906 и 1907 года.
По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор». «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». Одной из главных задач в разработке этого мотива было соединение графического и живописного эффекта, выражение одного через другое — именно это создает самую впечатляющую особенность инея, трудно передаваемую в искусстве.
Грабарь писал иней «на всякие лады» — разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Делалось это в виде маленьких цветных набросков, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни — «не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции».
В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту картин «День инея» (1907-1908).
Слайд 42В декабре 1923 года Грабарь отправился в Америку с большой выставкой
произведений русских художников. В экспозицию входили и около двадцати его собственных произведений. Язык его живописи делается проще, сдержаннее. Большей частью это были пейзажи. Другой, более плодотворной и близкой ему линией творчества стал в эти годы портрет. «Я давно уже считал себя по преимуществу портретистом. В детские годы, в лицее, в университете, в академии, в Мюнхене — всюду больше всего занимался портретом, который давался мне легко и выходил лучше всего другого. Только попав после многих лет из-за границы в Россию, я так был очарован ее пейзажем, дотоле мало мною оцененным, что всецело ушел в него. Но и после этого я с портретом не порывал». Ему позировали все домашние, а затем и друзья, и знакомые.
Руководитель Третьяковской галереи
В 1913 И. Э. Грабарь стал руководителем Третьяковской галереи. В письмах того времени он писал, что взялся за эту предложенную ему должность для изучения искусства живописи “вплотную, тщательно исследуя технику и все особенности”. Живописец изменил планировку музейной экспозиции, что сопровождалось дискуссиями на страницах газет и даже во время заседаний думы. Стены залов галереи до того, как её руководителем стал Грабарь, были наполнены картинами безо всякой логики (“маленькие этюды возле огромных холстов”). Новая экспозиция Грабаря была основана на новаторских в то время монографическом и историческом принципах. Музейные сотрудники изменили планировку некоторых залов, убрав перегородки и щиты. В результате частная коллекция стала музеем европейского типа. Такое её преобразование нашло поддержку со стороны деятелей искусства. В частности, Репин отметил, что “выполнена большая и трудная работа в галерее Третьякова”.
Грабарь стал составителем также первого научного каталога этой галереи. Он руководил проверкой и новым описанием свыше 4 000 экспонатов. Ещё Игорь Эммануилович купил для Третьяковской галереи полотна таких русских классиков, как П. Федотов и О. Кипренский, а ещё картины “новейших” на то время живописцев – И. Машкова и К. Петрова-Водкина. На посту директора галереи Грабарь был до 1925.
Личная жизнь
Личная жизнь Грабаря поначалу была насыщенной и интересной. С будущей супругой Валентиной Мещериной художник познакомился в 1892 г. в имении Дугино, именно там проживал друг Грабаря Николай. Рыжеволосая красавица с первого взгляда сразила мужчину наповал. В семье царила идиллия, у пары родилось 2 детей: Ольга в 1922 г. и через 3 года – Мстислав.
Все, казалось, прекрасно, но судьба распорядилась иначе. У жены выявилась тяжелая гормональная патология, вследствие которой Валентина стала терять рассудок. Лечение в больнице для партработников не оказало эффекта: женщина возвратилась домой совершенно иной, без всякого жизнелюбия, энергичности. Пробыла с семьей совсем недолго и … исчезла в неизвестность. Многочисленные попытки розыска оказались бесполезны.
Картина И. Грабаря «Васильки»
Спустя некоторое время на помощь Игорю пришла родная сестра жены Грабаря – Мария. Длительное время о личной жизни художника ничего не было известно. Источником разгадки стал его пейзаж «Васильки». На ней отмечены две женщины –супруга Валя и Мария. И одна, и вторая в разные периоды жизни являлись женами Грабаря.
Судьба детей Грабаря также приметная. Сын Мстислав стал хорошим математиком, а дочь Ольга – биологом. Однако личная жизнь девушки была так себе, дважды выходила замуж и дважды становилась вдовой. Единственный сын, внук Игоря Грабаря, умер.
Натюрморты и портреты
Хотя в 1920-х гг. И. Грабарь вёл масштабную общественную работу, рисовать он продолжал. Живописец был автором натюрмортов, с помощью которых “поддерживал беглость рук”. В его картинах сочетались различные ткани и фрукты, достигался фактурный контраст холодных и тёплых оттенков. Это, например, такие полотна, как “Яблоки и астры”.
В 1930-х И. Э. Грабарь написал ряд портретов известных деятелей – С. Прокофьева, К. Чуковского, В. Вернадского, С. Чаплыгина, А. Эфроса, А. Бакушинского. Живописец совершил множество путешествий за границу. Он часто приглашался в музеи как искусствовед. По инициативе Грабаря был создан Городок художников. Местом его расположения стала ул. Верхняя Масловка в Москве. Там разместились дома с жилищами и мастерскими художников, включая мастерскую самого Грабаря.
Начало пути
Отец живописца Эммануил Грабарь был правоведом. Он занимал пост депутата в парламенте Венгрии. По причине своей русофилии Э. Грабарь в 1876 уехал в Россию и поселился в городке Егорьевск (Рязанская губерния), где стал учителем гимназии. Позже к нему переехала супруга с детьми.
И. Э. Грабарь был влюблён в искусство уже в детском возрасте: “Я не помню, когда я не рисовал, и не могу представить себя, не держащего карандаш, резинку, акварели и кисти”. Юный художник воссоздавал воображаемые образы и увлекался копированием портретов военных, которые видел в журналах. В егорьевской гимназии, где он какое-то время учился, учителем рисования был один местный живописец, пробудивший в маленьком Игоре интерес к живописи.
В 1882 Грабарь поехал учиться в Московском Императорском лицее цесаревича Николая. Жилось ему там трудно. Он относился к “живущим стипендиатам”, однако большинство остальных лицеистов были из обеспеченных семей и постоянно подшучивали над его бедностью. Игорь полностью ушёл в живопись. “Я имел 4 возможности работы в лицее с натуры: рисовать виды из окна, рисовать портреты людей, которые меня окружали, создавать себе натюрморты и рисовать их, а также составлять сцены из жизни лицея”. Он написал портреты учителей лицея и своих одноклассников. В выходные Грабарь постоянно был в Третьяковской галерее или на выставках живописи в Москве.
Закончив лицей с отличием, Грабарь уехал в Петербург. Там в 1889 стал студентом одновременно 2 факультетов Петербургского университета – историко-филологического и юридического. Во время учёбы Игорь Эммануилович также писал биографии живописцев и рассказы юмористического содержания для журнала “Нива”, рисовал иллюстрации, писал обзоры выставок.
Однако в итоге И. Грабарь сделал выбор в пользу живописи. Окончив университет, он поступил в 1894 в Академию Художеств. Там он стал обучаться в студии И. Репина. Спустя год И. Э. Грабарь уехал путешествовать в Европу. Это заняло несколько лет. Грабарь посетил Париж, Италию, был учеником популярной мюнхенской студии живописца А. Ашбе. Позже Игорь Эммануилович сам стал преподавателем этой студии и руководителем одного из её отделений, продолжая обучаться живописи, а также архитектуре и скульптуре.
Весна 1900 – время посещения И. Э. Грабарем Всемирной парижской выставки. Художник потом вспоминал: “Впечатления, которые я получил в ретроспективном отделе выставки, где была собрана полная коллекция гигантов французской живописи, были незабываемыми. Однако данная выставка натолкнула меня на мысль, которая не давала с того времени покоя, – что художник должен жить на своей родине и рисовать именно свою жизнь, которая ему близка. Мане, Курбе и Милле писали именно то, что постоянно видели рядом с собой, поскольку они лучше это понимали, нежели чужое, да и любили своё больше, чем чужое” В 1901 И. Грабарь вернулся в Россию.
Слайд 25Уже с 1892 года он начал заниматься в академической мастерской профессора
Павла Чистякова, знаменитого педагога, имевшего особую систему обучения рисунку и взрастившего плеяду великих русских художников, в том числе Поленова, Репина, Врубеля, Серова. Грабарь окончил университет в 1893 году, прослушав одновременно полный курс лекций на историко-филологическом факультете даже более добросовестно, чем на юридическом. Решение поступать в Академию художеств было твердым. Академия приняла Грабаря в свои классы в 1894 году. Интересно, что уже в начальном классе ученики образовали две группы, одна из которых тяготела к рисунку, другая больше интересовалась живописью; Грабарь принадлежал к последней.
Игорь Грабарь в послереволюционной России и СССР
Игорь Эммануилович Грабарь – один из самых известных художников – живописцев в истории русской культуры ХХ века. Он был выдающимся искусствоведом, реставратором, педагогом, музыкальным деятелем, профессором, имел многочисленные заслуги и награды. Всю свою жизнь он посвятил духовному прогрессу в творчестве, отдавая себя высокому служению искусству. Картины И. Э. Грабаря многие знают и любят. Ведь автор выдающихся картин рассказывает в них о том, что знакомо и понятно каждому – о красоте природы, которая всегда пленила и завораживала художника. Он не мог себе позволить оставаться равнодушным к неповторимым красотам окружающего мира и потому часто изображал природу на своих холстах.
Игорь Грабарь был рожден в Будапеште 25 марта 1871 года. Художник вырос в высокопоставленной семье юриста, общественного деятеля и депутата венгерского парламента Эммануила Грабаря. В 1876 году его отец, бывший в числе сторонников славянского освободительного движения, переехал в Россию в Егорьевск Рязанской губернии. Семья же переехала к нему в 1880 году.
И. Э. Грабарь познакомился с художником Н. Мещериным. Их дружба привела к судьбоносной встрече с будущей женой Валентиной, племянницей коллеги. Она родила ему двух детей – Ольгу и Мстислава.
После революции мастер кисти стал заниматься сохранением и реставрацией картин. Он руководил московскими реставрационными мастерскими. В 1921 году И. Э. Грабарь получил звание профессора Московского государственного Университета.
В годы Великой Отечественной Войны он продолжал занимался сохранением коллекции предметов художественного и декоративно-прикладного искусства.Он организовывал и участвовал в экспедициях в Новгород и Псков, ездил по городам Поволжья, в Крым и на Кавказ. Экспедиции проводились с целью найти, отреставрировать и укрепить памятники искусства и старины. В письме к жене Валентине И. Грабарь писал:
Так, его трудами и стараниями его коллег удалось сохранить многие реликвии. Грабарь даже хотел сделать реставрацию наукой. Он привлёк к работам различных ученых: химиков, физиков и микробиологов. Годами позже, художник проводил реставрационные работы в монастырях Подмосковья, создал музей древнерусского искусства А. Рублёва.
Несмотря на свою большую занятость, художник всегда старался находить время для любимого занятия – живописи:
Великий художник и общественный деятель скончался 16 мая 1960 года, но картины И. Э. Грабаря очень нравятся ценителям искусства и по сей день, они ценятся и известны по всему миру.
Сейчас работы мастера находятся в Третьяковской галерее, где можно внимательно рассмотреть каждый мазок кисти великого русского художника ХХ столетия.
Другие известные картины великого художника
С окончанием зимы пейзаж для Игоря Грабаря становился менее привлекательным, но всё же художником были написаны некоторые работы с изображением русской природы весной, летом, осенью. Давайте посмотрим, как мастерски живописец показывает наступление весны, медленное, но уверенное пробуждение природы
Обратите внимание как неожиданно и смело раскрываются краски в картине “Мартовский снег.”
Картины с цветами в творчестве художника
Игорь Грабарь часто говорил, что с окончанием зимы жанр пейзажа для него постепенно начинал угасать и терять свою привлекательность. Художник начинал писать натюрморты. Так, в творчестве Игоря Эммануиловича Грабаря можно отметить преобладание цветочных натюрмортов. Это известные полотна с названиями “Сирень и незабудки”, “Хризантемы” и “Дельфиниум”.
Русские Художники
Игорь Эммануилович Грабарь – выдающийся деятель отечественной культуры 20 столетия. И. Э. Грабарь был одарён множеством талантов, которые ему удалось реализовать. Грабарь И. Э. проявил себя в области живописи, художественной критики, искусствоведения, педагогики, музейной деятельности, реставрации, организации и архитектуры. На протяжении около 60 лет Игорь Эммануилович оставался одним из активнейших руководителей культурной жизни России.
И. Э. Грабарь – советский художник. Также получил признание в качестве учёного-искусствоведа и педагога. Академик АХ СССР и АН СССР. С 1956 – Народный художник СССР. Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1941).
Вариант 6
Картина посвящена зимнему пейзажу. Игорь Грабарь изобразил ясный солнечный февральский день
Наше внимание привлекает береза, покрытая жемчужным инеем. По всей линии горизонта тянется лес
А земля полностью покрыта толстым слоем снега, на котором лежат сиреневые тени деревьев.
Передний план основной в картине. На нем мы видим красивые березы. Одна из них имеет изогнутый изящный ствол. Кажется, будто бы березка танцует, радуясь приближающейся весне. Ветви этой и остальных деревьев тянутся вверх — к солнцу и небу. Сквозь них мы видим лазурное ясное небо. На макушках деревьев еще висит листва, скованная ранними осенними заморозками.
На заднем плане по всей линии горизонта мы видим густой лес, который делает пейзаж законченным и визуально расширяет перспективу картины.
Художник, хоть и рисует зиму, белого цвета здесь не так много. Мы видим большое количество голубых оттенков, гармонично перекликающихся с яркими теплыми красками красного, оранжевого и коричневого цветов. Благодаря этому разнообразию цвета создается атмосфера радости и праздника.
Мне нравится1.9 k.Не нравится1 k.
Детство и юность
Игорь Грабарь родился в Венгрии 21.03.1871 г. Родители мальчика – интеллигентные люди. Отец Эммануил работал юристом и был знаменитым общественным деятелем. К концу 60-х гг. его баллотировали в депутаты венгерского парламента. Мать Ольга осуществляла общественно-просветительское движение, за это позднее была подвержена гонениям.
В семье Ольги и Эммануила 2 сына – Владимир, Игорь. Как только родился младший, мужчине поневоле пришлось бежать в Италию, а мать с детьми переехала в имение отца, которое располагалось в живописной окрестности Чертижне на северо-востоке Словакии. Очутившись в Рязанской губернии, будущий живописец Игорь Грабарь пошел в школу Егорьевска. В этот период талант в рисовании уже проявился. Мальчик сблизился с педагогом изобразительного искусства, в мастерской они вместе проводили помногу часов.
После начального образования Игорь поступил в колледж цесаревича Николая. Будущему поэту пришлось там несладко, поскольку учились в основном дети богатых родителей, которые попросту насмехались над подростком. По окончании учебы Грабарь почувствовал облегчение.
Радовала парня возможность посещения разных выставок, галерей в Москве. Игорь изучал картины Перова, Крамского. Повидал полотна Куинджи, Репина. По выходным ходил в Третьяковку, там знакомился с художниками. На то время в Московских советах имелись рисовальные классы, туда и записался будущий живописец.
Первая признанная работа И. Грабаря «Крыша под снегом»
Невзирая на «неприязнь» к колледжу, Грабарь окончил его с отличием и золотой медалью. Далее переселился в Северную столицу, там стал студентом юридического университета Петербурга. «Белые ночи» города просто очаровывали парня. В сравнении со студенческими годами в колледже, в университете было юноше хорошо. Кроме юриспруденции, Игорь учился и в филолого-историческом вузе. Санкт-Петербург просто пленил парня, он занимался рисованием, наукой и литературой. В это время и началось творение Грабаря.
Талантливый парень успевал одновременно собирать биографии художников, сочинять юмористические повести для известного журнала «Нива», создавать пейзажи и выступать в должности худкритика с описанием выставок. В 1893 г. успешно окончил Петербургский университет.
↑ Творчество Грабар. Живопись
Грабаря выделялась с первых его работ. Игоря относят к художникам-реалистам, так как он специализировался на пейзажах и натюрмортах. Но это не все, особенностью его работ являлась правдоподобность в изображении света и воздуха. На своих картинах ему удавалось передать даже измененные воздухом окраски предметов. Он играл с красками стараясь передать свежесть окружающего его воздуха, и ему это удавалось.
Все его картины образованы густой сетью мелких мазков разного оттенка, таким образом, если смотреть на них с расстояния они смешивались в удивительно-реалистичные изображения окутывающего предметы света. Большую роль в написании шедевров Грабаря сыграла его любовь к зиме и морозным пейзажам. Даже сам художник говорил, что когда приходила весна, и снег сменялся зеленью, природа переставала его привлекать.
В теплые времена года он писал натюрморты. В 1905-1908 годах Игорь занял некую устойчивую позицию по отношению к зимним пейзажам. На большинстве холстов изображается природа в инее. Игорь Грабарев утверждал, что именно такая природа для него играет красками. Он утверждал: «Порой у меня на палитре не хватало оттенков, чтобы изобразить все красоту морозного солнечного дня». Из набросков картин с инеем, а их было около сотни, у автора образовалась целая сюита «День инея».
Грабарь
- Подробности
- Создано 28.02.2021 19:15
- Обновлено 28.02.2021 19:15
- Просмотров: 3031
Игорь Эммануилович Грабарь
1871-1960
25 февраля 2021 года, исполнилось 150 лет со дня рождения Игоря Эммануиловича Грабаря — одного из самых почитаемых служителей русской культуры XX века. Наверное, не было в ней человека более разностороннего, лично оказавшего творческое влияние на формирование целых направлений искусства. Живописец, вдумчивый реставратор, искусствовед, теоретик искусства, музейный деятель, педагог – все это относится к народному художнику СССР, академику Академии художеств и Академии наук СССР Игорю Эммануиловичу Грабарю.
Игорь Эммануилович Грабарь родился (13) 25 марта 1871 года в русской семье в Будапеште. В Россию семья вернулась в 1876 году. Игорь окончил гимназию, а в 1889 году — Московский лицей. Он мечтал стать художником и в 1889 году поехал в Петербург, где поступил в университет сразу на два факультета — юридический и историко-филологический. На жизнь зарабатывал написанием рассказов. В 1894 году Грабарь поступил в Академию художеств, учился в мастерской Ильи Репина. В 1895 году он едет в Италию, Париж и далее по всей Европе, изучая работы признанных мастеров живописи и архитектуры.
Вернувшись в Россию в 1900 году, он пишет свои лучшие картины, посвященные русской природе: «Сентябрьский снег» (1903), «Февральская лазурь», «Белая зима. Грачиные гнезда», «Мартовский снег» (1904), «Хризантемы» (1905). В 1910 году художник увлекается архитектурой, изучает историю искусства и пишет первую «Историю русского искусства» в шести томах (1909-1916).
В 1913 г. Московская городская дума избрала И.Э.Грабаря попечителем Третьяковской галереи, позднее он стал ее директором. За годы директорства Игоря Эммануиловича собрание Третьяковской галереи пополнилось картинами П.А.Федотова, М.А.Врубеля, И.И.Левитана, А.Н.Бенуа, Б.М.Кустодиева. Он переустроил галерею, превратил ее в музей европейского типа, подлинно научное учреждение. И.Э.Грабарь был инициатором создания и, в дальнейшем, руководителем Центральных реставрационных мастерских в Москве (1918 – 1930 гг.), с 1944 г. – научным руководителем мастерских, директором Института истории искусств АН СССР. За время своей работы в мастерских И.Э.Грабарь усовершенствовал многие методы реставрации. Живописец И.Э.Грабарь очень любил писать пейзажи, натюрморты, его палитре свойственна особая насыщенность цвета. Писал он и портреты, после 1917 г. – и официальные полотна («Ленин у прямого провода» (1933 г.), «Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина» (1938 г.). В жанре пейзажа И.Э.Грабарь создал свой неповторимый стиль и по колориту, и по манере живописи. В картинах художника природа России предстает в новом облике, искрится радужными красками, наполнена простором, воздухом. Широко известна картина «Мартовский снег», которая написана в подмосковной деревне Чурилково. Изображение типичного сельского уголка стало подлинным шедевром живописи, воплощением слов, сказанных художником о себе: «Признанный жизнелюбец». Таким он и оставался всю свою жизнь.
Продолжает он и пейзажную живопись: «Последний снег» (1931), «Березовая аллея» (1940), «Зимний пейзаж» (1954). До конца жизни художник оставался хранителем традиций русской живописи конца 19 века.
Скончался Игорь Эммануилович Грабарь 16 мая 1960 года в Москве в возрасте 89 лет.
Пейзажист
В Петербурге Грабарь вошёл в число ведущих критиков в журнале “Мир искусства”, а в 1903 переселился в Москву. Во время московской художественной выставки он познакомился с художником Николаем Мещериным, который пригласил И. Грабаря в свою усадьбу Дугино. Затем Грабарь проводил длительное время в усадьбе, познакомившись тут с будущей супругой Валентиной, которая была племянницей Н. Мещерина. Рядом с усадьбой было множество живописных мест. Грабарь постоянно вдохновлялся русской природой. Также он здесь очень усердно работал, поднимаясь в 5-6 утра и отправляясь на этюды.
В 1-й пол. 1900-х живописец был импрессионистом. Грабарю нравилась
зима со своими пейзажами. Именно ей посвящены картины:
- Февральская лазурь;
- Иней;
и др. Живописец творил с азартом, “бросая на холст краски, не особо продумывая”.
Картина “Февральская лазурь” была навеяна самой природой в ходе лесной прогулки. Грабарь, любуясь берёзой, уронил палку, затем наклонился, чтобы её поднять, и ненароком поднял вверх свой взгляд. В автобиографии “Моя жизнь” художник потом вспоминал: “Я стоял возле удивительной берёзы, которая отличалась на редкость гармоничным строением ветвей. Посмотрев на верх этого деревца снизу, с заснеженной поверхности, я обомлел, увидев фантастически красивое зрелище. Это были переливы и перепевы всей радужной палитры, которые объединяла голубая небесная эмаль… Я сразу поспешил домой, чтобы взять небольшой холст, и мигом сделал набросок с натуры будущей полноценной картины”.
Для достижения внешнего впечатления невысокого горизонта Грабарь выкопал траншею в толстом слое снега и улёгся в ней с холстом и мольбертом. Художник воспользовался для цветовой передачи “голубой небесной эмали” различными тонами голубого. В течение 2,5 недель И. Э. Грабарь завершил полотно целиком на натуре. Живописец считал именно “Февральскую лазурь” наиболее значительной из своих картин.
И. Э. Грабарь нередко говорил, что после окончания зимы пейзаж как жанр живописи становился для него непривлекательным. И тогда он занимался натюрмортами. В Дугине весь год произрастали цветы (там были и сад, и оранжерея), поэтому в 1910-х гг. Грабарь писал преимущественно цветочные натюрморты, например, “Хризантемы” и “Дельфиниум”.
↑ Известные картины И. Грабаря
За свою жизнь И. Грабарь написал множество картин. На этом счету и натюрморты, и портреты, а также пейзажи и др. Описание некоторых вы сможете прочесть ниже:
«Иней». Картина написана в 1905 году это одна из этих прекраснейших картин в галереи картин жанра пейзаж Грабаря. В данной картине видна вся любовь художника к зимней атмосфере. Грабарь мелкими мазками оживляет природу, заставляя увидеть все оттенки зимы. Среди белоснежного снега виднеются стволы березок и пара небольших елочек, ветви берез покрыты инеем. Именно он придает картине загадочный шарм.
И.Грабарь картина Иней фото
«Яблоки». Игорь окончил написание картины в 1905 году. В ней прослеживается немудреный мотив русской деревни. Она была написана в период, когда на художника начинает влиять русская природа и вообще атмосфера загорода. Картина «Яблоки» — это натюрморт, написанный в стиле импрессионизма. В ней присутствуют все тонкости исконно русской души. Челок знающий Россию с уверенностью скажет, что ее написал художник любящий русскую природу.
И.Грабарь картина Яблоки фото
«Хризантемы». Написаны «Хризантемы» в 1905 году. Цветы излучают некую солнечную атмосферу. Техника написания картины сделала изображаемые хризантемы пушистыми и приятными для взгляда и размышлениями над сие творением. На переднем плане изображены приборы на белой скатерти. Хоть это и летний натюрморт, на нем присутствует большое количество оттенков белого. В заднем плане преобладает синие цвета, поэтому желтые цветы на мгновение переливаются зеленым оттенком.
И.Грабарь картина Хризантемы фото
Вариант 5
Игорь Грабарь — известный русский художник, который очень тонко чувствовал природу и ее красоту. «Февральская лазурь» по праву считается одной из самых выдающихся его работ. Ее можно отнести к пейзажному жанру. Художник даже спустя многие годы после ее написания с удовольствием вспоминал история создания этого шедевра.
В 1904 году художник находился в гостях у другого живописца Мещерина в его имении Дугино. Как-то утром он не торопясь прогуливался по лесу, наслаждаясь февральским солнечным днем. И вдруг он ощутил мощный прилив радости. Это было необычное утро! Ярко светило солнце, его лучи красочно переливались в ветвях березового леса и на снегу. Игорь наклонился, чтобы поднять палку и неожиданно увидел верхушки берез.
Мгновенно его внимание замерло от восторга: так прекрасно было лазурное небо, просвечивающее сквозь эти ветви с недодавшими осенними листьями. Художник помчался к другу за инструментами для рисования и быстро вернулся обратно, чтобы увековечить увиденную красоту
Он даже выкопал траншею в снежном сугробе, куда поместил холст и мольберт. На создание работы у художника ушло несколько дней. Хорошо, что погода этому способствовала!
Мне нравится2.1 k.Не нравится1.3 k.
Слайд 48«…Высшее искусство есть искусство портрета, …задача пейзажного этюда, как бы она
не была пленительна, — пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Насколько все это увлекательнее и бесконечно труднее!» — писал Грабарь. Он с интересом вглядывался прежде всего в свое лицо. Через годы протягивается линия его автопортретов и портретов его близких.
В 1930-е годы Грабарь создал ряд портретов советских ученых и деятелей культуры, академиков, в которых его занимала передача внутреннего сосредоточенного состояния. Портрет Корнея Чуковского, читающего вслух свое «Чудо-дерево», Грабарь написал в январе 1935 года, будучи в Ленинграде. Также им был написан портрет молодого Сергея Прокофьева.
Слайд 7Он навсегда сохранил любовь к этому тихому провинциальному городку, где у
него появилось много добрых знакомых, где его любили и опекали. С детства ему не изменяли те свойства характера, благодаря которым он создал свою жизнь такой, какой хотел, — целеустремленность, позитивное начало в отношениях с людьми, умение находить друзей, удивительное трудолюбие, интерес к жизни и возникшая в самую раннюю пору горячая любовь к искусству. «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей», — писал позже Грабарь. Изводя «пропасть бумаги», он рисовал все, что придет в голову, любил копировать портреты генералов из журнала «Нива» времен русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Биография Игоря Грабаря
Родился в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Бориса Кустодиева. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью — Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции. Вскоре после рождения сына, отец с семьёй был вынужден бежать из Венгрии в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей миллионера П. П. Демидова, а спустя около трёх лет переехал с ними в Париж.
В 1876 году семья переехала в Российскую империю.
С 1880 по 1882 жил с семьей в Егорьевске Рязанской губернии, где в местной гимназии преподавал его отец; учился в про гимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя Ивана Тургенева.
С 1882 по 1889 годы Игорь Грабарь учился в Москве — в лицее цесаревича Николая (окончил в 1889 году с золотой медалью), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.
В отличие от старшего брата, Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника.
Ещё в Москве он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств и в 1894 году поступил в Петербургскую академию художеств, где его руководителем некоторое время был И. Е. Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене.
Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».