К.А. Сомов — мастер портрета и интимных картин
Константин Андреевич родился в Санкт-Петербурге в 1869 году. Его родители были связаны с искусством: отец работал хранителем Эрмитажа, а мать была музыкантом.
К.А. Сомов (1869-1939). Автопортрет. 1909 г.
Художественное образование Сомов получил в Санкт-Петербурге в Академии художеств, где учился в мастерской Ильи Репина. Он также учился во Франции в Академии Коларосси. Художник получил известность после участия в выставках. Представлял свои работы на выставках Общества русских акварелистов, персональной выставке в Петербурге и за рубежом в 1903 году, юбилейной персональной выставке в 1919 году и др.
Иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя и других писателей также способствовали росту популярности. Особый интерес вызвала «Книга маркизы» — издание с эротическими рисунками художника. Первоначально он был выпущен на немецком языке, затем был выпущен во Франции и России в дополненных версиях. Книга быстро разошлась ценителям искусства и превратилась в раритет.
Сомов работал во многих жанрах: создавал пейзажи, портреты, графические работы и даже фарфоровые фигурки. Примеры его работ: «Дама в голубом», «Влюбленные», «Купальщицы», «Вечер», «Арлекин и смерть», портреты Блока, Лансера, Иванова и другие.
К.А. Сомов. Арлекин и смерть. 1907 г.
В 1923 году художник отправился в США представлять Российскую выставку, после чего поселился за границей. Сомов умер в 1939 году в возрасте 69 лет и был похоронен под Парижем.
Эпизоды жизни
Стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой» произвело на Евгения Носова такое впечатление, что он собственноручно смастерил несколько кормушек и расклеил рядом распечатанные стихи. Один из последних рассказов самого Носова так и называется «Покормите птиц». Глубокую любовь Носова к природе и стремление познать её замечал его друг, писатель Виктор Астафьев. Последний отмечал, что Носов «знал, когда цветёт рожь и доцветает донник, где гнездится соловей и с какого возраста начинает петь». По словам Астафьева, Носов обнаруживал «поразительную память, зрительную, слуховую и просто человеческую, с которой начинается уважение к родителям и прошлому Родины своей». Рассказ Евгения Носова «Белый гусь» читает Лидия Осипова
↑ Биография Е. В. Вучетича
Евгений Викторович Вучетич родился в 1908 году в Днепропетровске (тогда Екатеринослав). Отец был сербом из Черногории, в Гражданскую войну примкнувшим к белому движению, а мать, девичья фамилия которой была Стюарт, родилась во Франции.
Спустя некоторое время семья Вучетичей переехала в Ростов, где одаренный юноша, став совершеннолетним, поступил в художественную школу. Через пять лет он продолжил обучение в Ленинраде.
С 1937 года начал участвовать в выставках. В 1935, переехав в Москву, Вучетич работает над такими масштабными проектами, как гостиница «Москва», Государственная библиотека им. Ленина.
Когда фашисты вероломно вторглись на территорию СССР, Вучетич добровольно уходит на фронт солдатом-пулеметчиком, впоследствии получив звание подполковника. В 1943 ранен и возвращается в столицу.
С 1943 по 1960 Е. В. Вучетич работает художником-баталистом в СВХ им. М. Б. Грекова, где он окончательно сформировался как скульптор. Главной темой его работ стали важнейшие исторические события нашей страны. Е. В. Вучетич основал «сталинский классицизм» и соцреализм. Эти стили уникальны, так как в них присутствует пластичность модерна. Ансамбли великолепны по своим масштабам и грандиозности. Умер в 1974 году.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Константин Андреевич
СомовВыполнил студент 4 курс, Пед. ИЗО и МХК группа
Слайд 2Сомов – яркий представитель русского модерна и символизма. Жанровые сцены
его полотен воскрешали давно ушедший мир галантных придворных балов и
маскарадов, рождали ностальгию за канувшим в прошлое 18 веком. Современность столь романтически и необычно синтезируется в них с ретроспекциями давно минувших дней, что персонажи кажутся элегантными выходцами из иного, потустороннего мира. И даже повседневные герои живописца отличаются…
Слайд 3Константин Андреевич Сомов родился 18/30 ноября 1869 г. в Петербурге
в семье историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова.
Его мать, Надежда Константиновна Сомова (урожд. Лобанова), была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. Она прививала своим детям любовь к музыке, живописи, театру.
Слайд 4В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, где учился
в мастерской И. Репина. В 1897 г. художник добровольно покинул
Академию и провел две зимы в Париже в самостоятельной работе. В одно время с ним в Париже учились и работали А. Бенуа, Е. Лансере, А. Остроумова и другие “мирискусники”. Здесь Сомов сблизился с А. Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале “Мир искусства” в 1898 г.
Слайд 5В 1899 г Сомов вернулся на родину и поселился в
Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа,
А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой (“Дама в голубом”, 1897 — 1900).
Слайд 7Портрет Остроумовой.
1902
отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью.Обложка журнала
Мир
искусства. 1900
Слайд 9Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала “Мир искусства”,
а также периодического издания “Художественные сокровища России” (1901 — 1907),
издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к “Графу Нулину” А. Пушкина 1899.
Слайд 10повестям Н. Гоголя “Нос” и “Невский проспект”, нарисовал обложки поэтических
сборников К Бальмонта “Жар-птица. Свирель славянина”, В. Иванова “Cor Ardens”,
титульный лист книги А. Блока “Театр” и др.
Слайд 14Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал
в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции: “Граф Нулин”
(1899), “Влюбленные” (1905) и др.
Слайд 17 В декабре 1923 г. К. Сомов вместе с
Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петрограда.
На родину он больше не вернулся, навсегда оставшись во Франции.К. А. Сомов умер в Париже 5 мая 1939 г.
К. А. Автопортрет. 1909Портрет отца —
А. И. Сомова. 1897
Портрет матери художника. 1895
Слайд 26Стилевое своеобразие творческого наследия
К.А. Сомова.
Журнал Мир искусства. 1903
Слайд 32Портреты поэтов, писателей, художниковПортрет М. А. Кузмина. 1909Портрет А. А.
Блока. 1907Портрет В. И. Иванова. 1906 Портрет М. Добужинского. 1910Портрет
Е. Е. Лансере. 1907
Портрет Ф. К. Сологуба. 1910
Слайд 33Источники
https://gallerix.ru/album/Somovhttps://www.liveinternet.ru/users/5124893/post342121870https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца ХIХ – начала ХХ
Краткая биография
- В 1888 г. молодой человек стал студентом Академии художеств. Основной курс окончил в 1892 г.
- С 1894 г. Константин стал заниматься в мастерской Ильи Репина.
- В 1895 г. Сомов принимает участие в выставке «Белое и чёрное» Общества русских акварелистов и представляет несколько рисунков, выполненных углём и акварелью. Два этюда молодого художника были приобретены Сергеем Дягилевым.
- В 1897 г. Константин приехал в Париж, где стал посещать занятия в Академии Коларосси. В это же время в Париже собрались и друзья-художники Сомова, с которыми он проводил много времени, изучая новые направления в европейской живописи. Там же он пишет портрет отца и сестры Анны.
- Вернувшись в Петербург в 1898 г., живописец становится одним из основателей художественной группы «Мир искусства», выросшего из «Невских пиквикианцев». В неё вошли такие художники, как К. Коровин, В. Серов, М. Врубель, М. Нестеров, В. и А. Васнецовы и др. Сомов также пробует свои силы в иллюстрации, принимает участие в оформлении одноимённого журнала. В отличие от передвижников мирискусники вдохновлялись культурой и художественными направлениями XVIII века, они тяготели к барокко, российскому рококо и ампиру, пытались переосмыслить значение и наследие предыдущих эпох.
- В период с 1897 по 1900 гг. Сомов работал над портретом Е. М. Мартыновой, который получил название «Дама в голубом». Это одна из самых известных картин автора.
- В 1899 г. Сомов создаёт рисунки для книги А. С. Пушкина «Граф Нулин».
- Также в это время художника увлекает работа с фарфором. Из этого материала он создаёт изысканные композиции: «Граф Нулин» (1899 г.), «Влюблённые» (1905 г.), «Дама, снимающая маску» (1906 г.) и др.
- В 1901 г. он проиллюстрировал повести Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект».
- В 1903 г. в Петербурге прошла первая персональная выставка К. Сомова.
- В том же году состоялись выставки в Гамбурге и Берлине, на которых была показана большая часть экспозиции.
- В 1905 г. началось сотрудничество Сомова с ежемесячным литературно-художественным журналом «Золотое руно».
- В 1907 г. в Германии вышел сборник фривольной прозы и поэзии XVIII века под названием «Книга маркизы». Книга содержала иллюстрации эротического характера, выполненные К. Сомовым. Это первое издание («Малая Маркиза») содержало всего 8 иллюстраций. Второе издание («Средняя Маркиза») было выпущено в 1918 г. в Петербурге на французском языке. В него вошло 24 рисунка. Полгода спустя было опубликовано самое полное издание («Большая Маркиза»), содержащее 31 иллюстрацию. В него были включены самые откровенные и скандальные рисунки, сделанные художником.
- В 1917 г. Константин Андреевич работал в качестве художественного консультанта на Императорском фарфоровом заводе.
- Идеи революцию 1917 г. не были близки художнику. В 1918 г. он получил должность профессора Петроградских государственных свободных художественных мастерских.
- В 1918 г. художник написал знаменитый портрет своего сердечного друга М. Г. Лукьянова.
- Годом позже в честь 50-летия мастера в Третьяковской галерее была организована большая выставка его работ.
- В 1922 г. была создана работа «Русская пастораль», которую в 2006 г. на аукционе «Кристис» продали за немыслимую для картины русского художника сумму в 2,4 млн. фунтов стерлингов. Данный рекорд через год побила другая сомовская картина 1927 г. «Радуга», проданная за 3,716 млн. фунтов стерлингов.
- В 1923 г. живописец, как уполномоченный «Русской выставки», выехал в Америку. В 1924 г. выставка успешно прошла, но Константин Андреевич на родину уже не вернулся.
- В 1925 г. он переехал во Францию, в Париж, где в 1928 г. приобрёл себе квартиру на бульваре Эксельманс. В Париже художник много и плодотворно работал, создавал новые картины и иллюстрации к произведениям.
- В 1929-1931 гг. Сомов создал иллюстрации к роману «Манон Леско» аббата Прево и греческому роману Лонга «Дафнис и Хлоя». Для образа Дафниса художнику позировал молодой русский натурщик Борис Снежковский. Они подружились, художник написал с Бориса целую серию эротических акварелей-миниатюр, а также несколько портретов.
- В 1933 г. Сомов написал картину «Боксёр», для которой позировал Борис.
- С него же в 1937 г. художник написал «Обнажённого юношу».
- 06 мая 1939 г. Константин Андреевич Сомов скончался в возрасте 69 лет.
Счастливый случай
В 1951 году опять вернулся в Курск Евгений Носов. Биография его отсюда начинает новый виток, он становится работником газеты «Молодая Гвардия» и заведующим отделом молодежи и комсомольской жизни.
В 1957 году начинает уже серьезно заниматься литературными трудами. Но для настоящей работы ему требовалось больше свободного времени, он опять возвращается на должность художника-оформителя. И начинает писать небольшие рассказы, которые выходили в периодическую печать. Теперь Евгений Носов — писатель, и в 1958 году он выпускает свой первый сборник «На рыбачьей тропе». Тогда Курским литературным объединением было решено отправить его в Ленинград на Всероссийский семинар, где руководители группы, которую возглавлял Всеволод Рождественский, очень высоко оценили молодого прозаика и его труды, поэтому он был рекомендован в Союз писателей СССР.
По окончании Высших литературных курсов, период которых продлился с 1961 по 1963 год, Евгений Носов уже профессионально занимается писательской работой. Произведения Евгения Носова пополняются такими работами, как «Где просыпается солнце», «Берега», «В чистом поле за поселком», «Мост», «Шумит луговая овсяница», «Красное вино победы», «Моя Джомолунгма», «Усвятские шлемоносцы», «Избранные произведения» в 2-х томах и много других.
Литературная критика Евгения Носова считала писателем-деревенщиком. Но истинные почитатели его литературы находили в его произведениях не только описание крестьянской жизни и природы, но и философское осмысление процесса бытия людей и роль Отечества в их жизни.
Опыт и мастерство, а также широта его интересов очень натуральны, богаты и разнообразны. Он художественно легко и свободно рисует как жизнь деревенскую, так и городскую фабричную, а также очень реалистично описывает отступление армии в 1941 году, и как поднимался на Великую Отечественную войну весь русский народ.
Взрослые годы
Взрослая жизнь Константина Андреевича Сомова началась там же, где он родился, в Санкт-Петербурге. Однако он долго думал, уехать из города или даже за город. Однако желание творить, выставляться на территории Российской Империи победило. Поэтому он просто регулярно ездил в другие страны.
Продолжение учебы и первые выставки
В 1888 году художник решил продолжить обучение. Поступил в Императорскую Академию художеств, на основном курсе Сомов учился до 1892 г. А осенью 1984 г стал заниматься в личной лаборатории Ильи Репина. Влияние мастера проявится на полотнах Константина Андреевича долгие годы.
Первая выставка, в которой принял участие Константин Андреевич Сомов, состоялась в 1894 году. Он участвовал в выставке Общества русских акварелистов. Но юноше захотелось развиваться дальше, насыщаться новыми впечатлениями и изучать новые техники. Для этого он поступил в Академию Коларосси во Франции.
Развитие в профессии
После учебы во Франции, продлившейся до 1898 года, он начал серьезно заниматься изобразительным искусством. Участвовал в оформлении журнала «Мир искусства» и создал иллюстрации к «Художественным сокровищам России». К слову, публикацией этого СМИ стал приятель Сомова Бенуа по спортзалу. Также мужчина создавал иллюстрации к книгам Пушкина, Бальмонта, Блока, Блея, Гоголя и Иванова.
Первая персональная выставка Сомова состоялась в 1903 году в Петербурге. Его работы — около 100 штук — также выставлялись в Гамбурге и Берлине. Там его работы были встречены довольно тепло.
Творческое своеобразие
Сомов был без ума от эстетики XVIII века. Это повлияло на его творческую оригинальность. Он использовал старинные техники, например, он использовал папиросную бумагу, что позволяло немного изменить качество и направление штрихов карандаша.
Константин Андреевич тоже занимался скульптурой. Его любимым материалом был фарфор. Самыми ценными произведениями человека являются композиции «Конте Нулин» и «Амато». Однако его любовь к скульптуре не сильно повлияла на его карьеру, так как в 1907 году Сомов почти перестал делать скульптуры из фарфора. Но в 1918 году он получил статус консультанта Императорского фарфорового завода.
Личная жизнь
Биографы вызывают много споров по поводу личной жизни Константина Андреевича Сомова. В общем, у него никогда не было семьи и жены. Воспоминания и письма некоторых близких ему современников свидетельствуют о многочисленных гомосексуальных контактах художника, которые начались с момента учебы в гимназии.
Считается, что самой главной любовью в жизни Константина Сомова был его близкий друг Мефодий Георгиевич Лукьянов. Он часто служил образцом для портретов художника. Вместе они купили ферму недалеко от города на севере Франции под названием Гранвиль. Также известно, что во время Первой мировой войны Константин Сомов имел романтические отношения с известным английским писателем Хью Уолполом.
Старость
В 1923 году Сомов уехал в Америку в качестве куратора Русской экспозиции. Но на родину мужчина так и не вернулся, так как изменение политической ситуации в стране не способствовало развитию его творчества. В начале зимы 1928 года он купил квартиру в Париже, где и провел остаток своей жизни. Во Франции художник начал пробовать свои силы в акварельной миниатюре. Но они не принесли ему большей известности, чем уже созданные маслозаводы.
До 1939 года Сомов занимался изобразительным искусством в гораздо более расслабленном темпе, много переписывался с деятелями культуры и продолжал жить в эстетике декаданса, которую так любил в юности. Такой подход повлиял на финансовое положение Константина Андреевича. Он скончался 6 мая и был похоронен на средства своего друга Михаила Васильевича Брайкевича. Его могила находится на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Илья Репин был наставником Константина Сомова, но критиковал его работы
В петербургской Академии художеств Константин Сомов попал в класс Ильи Репина. Тот считал его одним из своих самых талантливых учеников. Когда возникло объединение «Мир искусства», Репин поначалу его поддерживал и даже состоял в редколлегии журнала. Но мастер не одобрял нападки на русскую школу, академическую живопись и передвижников. В итоге Репин порвал связи с мирискусниками. А весной 1899 года в еженедельном журнале «Нива» напечатали его послание с критикой их произведений. Своего ученика Сомова художник назвал «бедным калекой-уродцем».
Сомов надолго запомнил отзыв бывшего учителя. Много позже он писал сестре, как критично смотрит на свои старые работы и вспоминает слова Репина.
Отец Константина Сомова работал в Эрмитаже и хотел, чтобы сын стал художником
Константин Сомов родился в дворянской семье в Петербурге. Его отец служил хранителем Эрмитажа, посещал вольные классы Императорской Академии художеств, коллекционировал живописные полотна. Мать получила разностороннее образование, пела и играла на пианино. Константин Сомов рисовал с малых лет, но называл свои работы неудачными, а себя самого — бездарным. Однако отец считал его очень способным и, вероятно, повлиял на то, чтобы сын стал художником.
Друг Сомова и частый гость семьи русский живописец Александр Бенуа вспоминал: «Заверения Андрея Ивановича в том, что «ево сынишко» гениален, перестали вызывать во мне иронический отклик, я начинаю верить им, и только сам Костя продолжает жаловаться на свою бездарность, чем как бы напрашивается на усиление тех же приободрений и понуканий».
В итоге Константин Сомов поступил в петербургскую Академию художеств.
НАШИ ЛЮДИ
Алена Полынь Другое
парапсихолог, Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ
Ylvis Другое
комедийный норвежский дуэт из Бергена, состоящий из братьев Борда и Вегарда Илвисокера
XP Voodoo Другое
один из родоначальников российского клубного, техно- и рейв движения
Wretch 32 Другое
английский репер и бывший грайм-мс из Тоттенэма, где он вырос сыном местного рэгги диджея
Wisin & Yandel Другое
Хуан Луис Морера Луна и Льяндель Вегильa Малаве Саласар , взявшие себе творческие псевдонимы Wisin и Yandel
Timbuktu Другое
«https://ru
TheHill88 Другое
YouTube-знаменитость, известная под ником TheHill88
The Doodler Другое
Рекорды уходов, цена картин Сомова
При жизни художника его картины пользовались популярностью. Давайте узнаем, сколько сегодня стоят картины Сомова. Для этого рассмотрим записи и другие отклонения его картин с известных аукционов.
Четыре крупнейших продажи работ художника прошли в период с 2005 по 2007 год на аукционе Christie’s.
Первая проданная работа — это картина 1923 года «Пьеро и леди». Это произведение очень похоже на написанное ранее произведение «Пьеро и леди» (мецената М. В. Брайкевича, впоследствии поступившее в Одесский художественный музей). На аукционе предварительная стоимость «Пьеро и леди» составляла 200–250 тысяч фунтов стерлингов, но во время аукциона неизвестный покупатель заплатил за нее 1,3 миллиона фунтов стерлингов.
К.А. Сомов. «Пьеро и леди». 1923 г.
К.А. Сомов. Пьеро и леди. 1910 гр.
Второй важный отход связан с полотном «Романтическое преследование». Работа продолжает серию работ, посвященных итальянским маскарадам и загадочным женщинам. Картина также имела большой успех на аукционе и ушла на аукцион за 1,6 миллиона фунтов стерлингов при эстимейте всего 200–300 тысяч фунтов.
К.А. Сомов. «Романтический поиск». 1935 г.
Еще более удачной оказалась картина «Русская пастораль» на аукционе 2006 года. Ранее его показывали в Берлине и Париже. Хотя эстимейт составлял всего 200–300 тысяч фунтов, аукционная цена выросла в десять раз и достигла 2,7 миллиона фунтов.
К.А. Сомов. «Русское пастырство». 1922 г.
Наконец, рекорд сегодняшнего дня — продажа работы «Радуга» в 2007 году. Уход этой картины произвел фурор, равно как и то, что в упомянутый период работы Сомова выставлялись на аукционах по столь внушительным ценам. Никто не ожидал, что цена романтического пейзажа вырастет почти в десять раз. До аукциона предварительная стоимость «Радуги» составляла 400–600 тысяч фунтов, но в ходе аукциона она достигла 3,7 миллиона фунтов. Благодаря этой продаже «Радуга» вошла в рейтинг самых дорогих картин русских художников.
К.А. Сомов. «Радуга». 1927 г.
Изучая вопрос о том, сколько стоят картины Сомова, нельзя не учитывать только рост продаж. Поэтому посмотрим на данные о продажах на разных аукционах в других ценовых диапазонах.
Его рассказы романтического и эротического содержания очень популярны на аукционах. Сомов любил изображать влюбленных, обнаженных женщин и мужчин, купающихся, влюбленных и их маскарадную игру. Например, это картины: «Влюбленные» (продана на Sotheby`s за 24,5 тысячи фунтов в 2007 году) и одноименная картина, ушедшая с молотка на Christie`s в 2006 году за 120 тысяч фунтов, «Маскарад» (продано на Sotheby`s за 401 000 фунтов стерлингов в 2007 году), «Боксер» (покинул Christie`s за 580 000 фунтов стерлингов в 2007 году и 713 000 фунтов стерлингов в 2011 году) и другие.
К.А. Сомов. «Влюбленные». 1933 гр.
Его портреты, пейзажи и интерьеры также периодически выставляются на аукцион. Например, это работы: «Портрет дамы» (продана на Sotheby`s за 289 000 фунтов стерлингов в 2009 году), «Вид через окно» (продана Christie`s за 590 000 фунтов стерлингов в 2006 году) и другие.
К.А. Сомов. «Вид из окна». 1934 г.
Изучив данные нескольких аукционов, можно сделать вывод, что картины Сомова пользуются спросом и часто выставляются на аукционах со значительной завышенной оценкой. Далее мы разберемся, как и где продать картину Сомова и как подготовить ее к продаже.
Библиография
- К. А. Сомов. (1869—1939). Альбом / Автор вступ. ст. и сост. А. П. Гусарова. — М.: Искусство, 1973. — 32 с.
- К. А. Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников. — М.: Искусство, 1979. — 624 с., 32 л. илл., портрет. — 50 000 экз.
- К. А. Сомов. Дневник 31 октября 1928 — 26 ноября 1928 гг. // Русская проза: Литературный журнал (СПб.). Выпуск В (2013).
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Проголосуйте page
Направление деятельности художника
Портреты и автопортреты
Сомов много времени уделял портретам в своем творчестве. Однако он часто работал гуашью, акварелью или красками на водной основе. Портреты художника отличаются прекрасной техникой и утонченным вкусом. Так как он был членом общества «Мир искусства», он писал свои полотна в соответствии с принципами общества. Так, знаменитая картина «Дама в голубом» — это образ одухотворенной грациозной женщины, в глазах которой художнику удалось передать множество более глубоких чувств.
К.А. Сомов. «Дама в голубом». 1897-1900 гг
интересно, что Сомов придумал свой тип портрета — ретроспективу, подразумевающую смешение современности и прошлых веков. Например, в картине «Дама в синем» все возможные повседневные моменты отодвинуты на второй план, уступая место духовному миру героини, а уход в прошлое демонстрируется не только через старомодное платье, но и также сам образ женщины. Недаром эта картина считается лучшей работой Сомова.
Наряду с этим художник также создавал портреты в стиле реализма. Он мастерски изображал известных поэтов, писателей и других представителей интеллигенции. Часто в этих работах отсутствуют богатые интерьеры или другие детали, отвлекающие зрителя от персонажа.
К.А. Сомов. «Портрет А.А. Блока». 1907 гр.
Часто в портретах появлялся сам автор. В большинстве случаев Сомов изображал себя таким модником с эффектной стрижкой и элегантной одеждой.
К.А. Сомов. «Автопортрет». 1898 г.
Картины интимного характера
У Сомова были свободные мнения об интимных отношениях. В его творчестве это выразилось в многочисленных картинах, изображающих обнаженных мужчин и женщин. Художник не стеснялся своего мнения и мог открыто написать как романтическую сцену влюбленной пары, так и изобразить изящное мужское тело.
К.А. Сомов. «Вечер». 1900–1902
Также он умело перенес любовные темы в прошлое, демонстрируя влюбленных в маскарадах, танцах, в старинных костюмах на фоне колонн, арок в стиле рококо или ампир. В одних картинах он демонстрирует страсть, в других — кокетство, в третьих — застенчивость и невинность. Отметим, что картины этого направления востребованы на международных аукционах. Некоторые из них были проданы более чем за миллион долларов (подробности ниже).
К.А. Сомов. «Летнее утро». 1932 г.
Натурные пейзажи
Если в интимных темах художник часто прибегает к условностям и изображает кукольных героев, то его природные пейзажи полны естественности и гармонии. Работая с ними, Сомов находил самую сокровенную натуру и вдохновенно переносил ее на бумагу. Неудивительно, что его картина «Радуга» была так популярна среди энтузиастов живописи (см. Ниже).
К.А. Сомов. «Лето». 1919 гр.
Сомов был художественным консультантом Императорского фарфорового завода
Константин Сомов хорошо разбирался в фарфоре, коллекционировал его, посещал европейские аукционы. В письме художнику Степану Яремичу он писал: «Моя фарфоровая болезнь дошла до крайних пределов. Во сне я вижу фарфоровые группы». В 1913 году в петербургской типографии «Сириус» художник издал каталог своей коллекции, который содержал 65 наименований.
В начале XX века Сомов сотрудничал с Императорским фарфоровым заводом и создал для него три статуэтки — «Даму с маской», «Влюбленных» и «На камне». Ограниченные тиражи он раскрасил вручную.
Фарфоровые статуэтки Сомова быстро стали популярными и отлично продавались. Они участвовали в отечественных и европейских выставках. Копии его скульптур выпускали и до революции, и после нее, а «Даму с маской» и «Влюбленных» Императорский фарфоровый завод создает и сегодня. Старинные фигурки работы Константина Сомова сейчас хранятся в музеях и частных коллекциях.