Сергей королев

Сергей королев

Институты

В семнадцатилетнем возрасте Сергей разработал проект безмоторного самолёта К-5. Его изобретение официально приняла компетентная комиссия и рекомендовала к постройке. Королёв решил продолжить обучение в Москве в Военно-воздушной академии. Но туда принимали только с восемнадцати лет и после службы в Красной Армии. Так как ни того, ни другого Сергей не имел, то поехал в Киев, где стал студентом политехнического института. Он поступил на факультет авиационной техники.

Учёбу приходилось совмещать с работой, чтобы можно было сводить концы с концами. Парень вставал в пять утра, бежал в редакцию за газетами, а потом разносил их на Соломенке, так зарабатывал восемь карбованцев. Приходилось столярничать, снова вспоминать работу кровельщика и грузчиком подрабатывать.

Тем не менее Королёв находил ещё время на существующий в институте планерный кружок. Здесь он трудился увлечённо и часто оставался в мастерской на всю ночь, засыпая под утро на куче стружек. Довольно быстро он прослыл мастером на все руки, многие его разработки участвовали в международных конкурсах.

После двух лет учёбы в Киевском институте Королёв перевёлся в Москву в ВТУ имени Баумана, к этому времени в столицу переехали мать с отчимом. Сергей начал обучение в специальной вечерней группе по аэромеханике, наряду с этим продолжал изобретать, строить, ловить каждое новое веяние в авиации:

  • 1926 год – вступил в студенческий Академический кружок имени Жуковского Н. Е., где лекции читали учёные и знаменитые инженеры.
  • 1927 год – Королёв был зачислен в Московскую планерную школу, где много летал, осваивая новые планеры. В этом же году он познакомился с трудами Циолковского, после чего увлёкся ракетами и полётами в космос.
  • 1928 год – начал работать на авиационном заводе в Филях.
  • 1929 год – студент-выпускник Королёв практиковался в Конструкторском бюро Туполева и защитил диплом, в котором разработал двухместный легкомоторный самолёт СК-4. Скрупулёзный и строгий Туполев руководил дипломным проектом и подписал его с первого раза, чего до этого никогда не бывало. Позднее по проекту самолёт СК-4 построили и испытали.

К моменту получения диплома Королёв зарекомендовал себя как авиационный конструктор с незаурядными способностями. Помимо СК-4 он спроектировал ещё летательные аппараты «Красная Звезда» и «Коктебель».

Интересные факты

  • Следуя этапом из Бутырской тюрьмы на Колыму, Королёв некоторое время находился в Новочеркасской тюрьме.
  • Возвращаясь с Колымы в Москву, в Магадане Королёв не попал на пароход «Индигирка» (по причине занятости всех мест). Это спасло жизнь Королёву: следуя из Магадана во Владивосток пароход «Индигирка» попал в шторм и затонул у острова Хоккайдо.
  • Вскоре после войны, англичане продемонстрировали запуск немецкой ракеты «Фау-2» (пуск осуществляли немецкие специалисты). По указанию руководства, Королёв приехал под чужой фамилией, под видом капитана-артиллериста Советской Армии. Но его забыли снабдить наградами, которые были у фронтовых офицеров. И представители английской разведки весьма заинтересовались этим «капитаном».
  • Королёвым были впервые в мире осуществлены:
    • запуск в космос первого космонавта Юрия Гагарина
    • запуск в космос искусственного спутника земли,
    • запуск в космос спутника с живым существом — собака Лайка,
    • запуск баллистической ракеты с подводной лодки.
  • Королёв — единственный человек в истории СССР, получивший звание Героя Социалистического Труда, не будучи реабилитированным (звание присвоено 20.04.1956 г., а реабилитирован 18.04.1957 г.).
  • При жизни имя Королёва считалось секретным. Оно не упоминалось ни в новостях при запуске Спутника, ни при полёте Гагарина. Тем не менее, после смерти именем Королёва стали называться улицы, ему устанавливались памятники, сам он был похоронен у Кремлёвской стены. Советская пропаганда говорила о нём как о гениальном учёном, основоположнике космонавтики, но замалчивала факт его ареста.

Детство и юношеские годы

В украинском городке Житомир в семье инженера Павла Яковлевича Королева в 1907 году родился сын. Но вскоре после рождения Сережи семья распалась, и сынишку мама отдала на попечение своих родителей в Нежин. Здесь пятилетний мальчуган впервые увидел полёт аэроплана. Виражи огромной, рукотворной птицы, управляемой человеком, поразили его воображение.

Вскоре Сергей с мамой и отчимом обосновались в Одессе. Подросток часами наблюдал за полётами гидросамолетов над морем, лелея мечту о полётах. Летчики приметили любознательного, смышлёного мальчишку и вскоре он становится безотказным помощником механика гидроотряда. И, наконец, наступил день, когда ему разрешили подняться в воздух на гидроплане. Впечатления от полёта только укрепили его желание связать свою жизнь с воздухоплаванием.

Серёжа учился дома под руководством отчима и матери, много читал об авиации. В школу поступил лишь в 15 лет. Учился с удовольствием, поражая учителей прекрасной памятью и ясным мышлением. Уже в этом возрасте он отличался организованностью, совмещая учёбу, работу, спортивные секции и даже музыку. Каждый его день был расписан по минутам, но когда в городе открылся кружок планеризма, юноша стал его активным участником. И через год представил свой первый проект безмоторного самолёта.

Состояние

Вклад Королева в развитие мировой пилотируемой космонавтики переоценить невозможно. Про отечественную и говорить нечего. «Зато мы делаем ракеты!» – так может сказать любой россиянин.

Именем академика Королёва названы улицы, проспекты, вузы, школы, авиалайнеры, морские суда, кратеры на Луне и на Марсе. Деятельности Сергея Павловича посвящены несколько художественных и документальных фильмов, например, “Укрощение огня” (1972), “Королев” (2007), “Время первых” (2017). Имя Королева носит Самарский национальный исследовательский университет, а главное — один из крупнейших городов Московской области, где Академик работал над выполнением космической программы.

В 2019 году имя С.П.Королева было присвоено аэропорту Самары. Самара (в то время Куйбышев) связана с деятельностью Сергея Павловича в 1958-1961 гг. и со славными страницами истории советской космонавтики.

В начале 1958 года секретным постановлением Совета Министров СССР в Куйбышеве готовится серийное производство межконтинентальной баллистическолй ракеты Р-7. С этого времени Сергей Павлович начал регулярно бывать в Куйбышеве. Он жил в доме №200 на улице Чапаевской или в обкомовской квартире на Вилоновской, 2а. В этих квартирах была установлен телефон спецсвязи для переговоров с руководителями тех областей, где располагались заводы-поставщики. Через год состоялся первый успешный запуск ракеты и началось серийное производство. Правительство передало под техническое руководство Королева Куйбышевский авиационный завод №1, позже переименованный в «Прогресс».

На «Прогрессе» на базе Р-7 создавались две первые ступени для ракеты «Восток». Именно на ракетоносителе «Восток» отправился в полет первый в мире космонавт Юрий Гагарин.

12 апреля 1961 года через несколько часов после приземления в Саратовской области Юрий Гагарин прибыл в аэропорт Куйбышева «Курумоч». Вскоре туда же прибыли С.П.Королев и другие члены Госкомиссии. В этот же день в Куйбышеве были сделаны первые фотографии Гагарина и засекреченного до той поры Королева.

13 апреля в Куйбышеве под председательством Главного конструктора ракетной техники прошло совещание ученых и разработчиков космических кораблей. На совещании Юрий Гагарин рассказал о своем полете, ответил на многочисленные вопросы специалистов. Вечером 13 апреля он встретился с самарскими ракетостроителями и общественностью города. Королев отмечал, что свой вклад в гагаринский полет внесли многие куйбышевцы. Из-за секретности тогда многие из них просто не знали, что часть их продукции идет в космическую отрасль.

Начало работы

Будущий конструктор космических кораблей Королев в училище был известен как способный студент. Он получил звание пилота-парителя после того, как успешно сдал практические экзамены на планере под названием «Жар-птица», спроектированном М. Тихонравовым. В декабре 1929 Сергей защитил диплом, создав модель самолета СК-4.

Ему принадлежат следующие проекты:

  1. «Коктебель»;
  2. «Красная звезда»;
  3. СК-4.

Все эти аппараты показали настоящий талант Королева. СК-3 «Красная звезда» стал планером, на котором выполнили первую мертвую петлю в СССР. Но после знакомства с К. Циолковским Сергей задумался о покорении стратосферы и заинтересовался реактивным движением.

В 1931 Королев и еще один конструктор в сфере ракетостроения Ф. Цандер основали в столице общественную организацию — Группу изучения реактивного движения. Уже в 1932 она превратилась в государственную лабораторию, в которой разрабатывали ракеты. В ней и сконструировали первые советские баллистические аппараты ГИРД-09 и ГИРД-10.

Запуск одной из них состоялся 17 августа 1933. В этом же году был открыт Реактивный научно-исследовательский институт, его руководителем назначили И. Клейменова. Королев занял должность заместителя и получил ранг дивинженера. Позже его утвердили руководителем отдела ракетостроения, а в 1936 он удачно испытал два аппарата — зенитный 217 и дальнобойный 212. В его отделе были разработаны разные виды ракет:

  1. жидкостная крылатая;
  2. баллистическая дальнего действия;
  3. авиационная для уничтожения целей;
  4. твердотопливная зенитная.

https://youtube.com/watch?v=HYqIaL64wL8

Детство и юность

Сергей Королёв с мамой и няней

Сергей Королев родится в интеллигентной семье учителя словесности и купеческой дочери в городе Житомире. В 1910 году семья переехала в Киев, однако на новом месте жизнь не складывалась. Частые ссоры матери Марии Николаевны и отца Павла Яковлевича привели к полному разладу, после чего маленький Сергей был отдан на воспитание родителям матери Москаленко в Нежин.

Сергей рос любознательным и активным ребенком. Особое влияние на его мировоззрение и оказало событие, произошедшее в 1911 году. В город прибыл летчик Сергей Уточкин, который совершил подъем в воздух на собранном при всех горожанах самолете. Разобранную машину доставили в город на поезде, а после на главной площади произвели ее сбор. Бабушка и дедушка повели маленького Сережу посмотреть это чудо. Королев неоднократно вспоминал тот день, будучи известным человеком.

С началом Мировой войны семья Москаленко изменилась: они были вынуждены уехать в Киев. Там же началось образование будущего конструктора. В 1915 году его отдали в гимназию, где он проучился до 1917 года. После Сергея забрала мать в Одессу, где Королев продолжил жить и обучаться.

В тот период большое влияние на воспитание Сережи оказал его отчим Григорий Баланин, который был не только учителем, но и инженером. Он всячески разделял интересы мальчика и передавал ему свой опыт.

Первые шаги в научной деятельности и образование

Сергей Павлович Королев проявил интерес к науке еще в детстве. Он охотно изучал математику, физику и астрономию, создавал макеты ракет и самостоятельно проводил исследования в этой области. В 1924 году, в возрасте 17 лет, он начал работать в Конструкторском бюро-1 (КБ-1) под руководством Глеба Лозина-Лозинского.

Для осуществления своих научных и инженерных замыслов Королев нуждался в образовании. В 1926 году он поступил на механический факультет Московского энергетического института (МЭИ). Он учился с отличием, активно участвовал в учебной работе, а также занимался в научно-исследовательской лаборатории МЭИ.

Однако его учеба была прервана арестом в 1933 году. Королев был обвинен в участии в учебной группе, занимавшейся разработкой ракеты. Он провел два года в тюрьме и четыре года в ссылке на Колыме. В 1938 году он был освобожден и восстановлен в МЭИ, где продолжил свое образование и научную работу.

  • Вывод 1: Сергей Павлович Королев проявил интерес к астрономии и физике еще в детстве.
  • Вывод 2: Для того, чтобы осуществить свои научные замыслы, Королев нуждался в образовании.
  • Вывод 3: Вследствие ареста и ссылки на Колыме, его учеба прервалась на несколько лет.

Свой первый планер построил в 17 лет

Еще в школьные годы в Одессе, куда на работу был направлен отчим Королева, будущий конструктор начал проектировать планеры и самолеты. Учась в стройпрофшколе, он параллельно стал членом только что организованного Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма. Там он окончил курсы по теории и практике проектирования летательных аппаратов.

В июле 1924 года президиум одесского отделения Общества утвердил чертеж планера, разработанного семнадцатилетним Королевым. Проект безмоторного самолета К-5 был признан достойным воплощения и направлен в Центральную спортивную секцию в Харькове, в то время столицу Украины. 

Обучение в Киевском политехническом институте, а затем на аэромеханическом факультете МВТУ им. М. Баумана по специальности «самолетостроение», Сергей Королев совмещал с работой на предприятиях авиационной промышленности. Из техника он вырос до инженера-конструктора.

Тем временем Королев практически убедился, что винтовая авиация исчерпала себя. В 1931 году он присоединился к вновь созданной группе изучения реактивного движения. В июле 1932 года (в 25-летнем возрасте) его назначили начальником группы на общественных началах.

В 1933 году в Москве был сформирован Реактивный научно-исследовательский институт, Королева назначили заместителем его начальника, а в 1937-м он возглавил группу ракетных аппаратов.

Первый отечественный художественно-документальный фильм о Королеве

Съемки фильма «Несокрушимый. Путь к мечте»

И напоследок — информация для тех, кто хочет узнать больше о легендарном украинце. Житомирский режиссер и актер Петр Авраменко работает над первым отечественным художественно-документальным фильмом о жизни Сергея Королева под названием «Несокрушимый. Путь к мечте».

Лента рассказывает о жизни инженера Сергея Королева — с детства до последних дней. Работают над ней в рамках проекта «Неизвестное об известном». Самое сложное, признается режиссер, было найти исполнителей роли «звездного конструктора». Все актеры — житомиряне. Самому молодому всего 8 лет. Части картины снимали в Житомире, Бердичеве, Нежине, Одессе.

Только самые интересные новости и факты в нашем Telegram-канале!Присоединяйтесь: https://t.me/ustmagazine

Детство и юность

Дата рождения будущего конструктора отличается по старому и новому календарю — 30 декабря 1906 года или 12 января 1907. Он появился на свет в украинском городе Житомире. Его родители: мать — Москаленко Мария Николаевна, а отец — Королев Павел Яковлевич. Женщина происходила из Нежинского купеческого рода, мужчина родился в Могилеве, работал учителем словесности.

Когда ребенок достиг трехлетнего возраста, мать оставила семью. Сергей переехал в Нежин, где он проживал с бабушкой Марией Матвеевной и дедушкой Николаем Яковлевичем. В 1915 он стал посещать подготовительные занятия в Киевской гимназии, через два года перешел в Одесскую, куда переехал вместе с Марией Николаевной и ее новым мужем Григорием Михайловичем Баланиным. Но скоро учебное заведение закрыли, мальчику пришлось получать образование дома. С этим хорошо справились мать и отчим-инженер.

Уже в юные годы Сергей проявлял интерес к авиации. С 1922 по 1924 он учился в профессиональной школе, где прошел сразу несколько курсов, получил строительную специальность и посещал разные кружки. В этот период Королев завел знакомства с летчиками Одесского гитотряда и стал активным общественным деятелем в сфере авиации. В 16 лет юноша читал лекции студентам разных курсов, а через год спроектировал безмоторный самолет К-5. Он официально защитил свою работу перед комиссией, которая рекомендовала конструкцию к постройке.

История

Сергей Павлович родился в Житомире, в учительской семье. Тягу к авиационной технике проявлял еще в школьные годы, увлекался планеризмом. Учился в строительной школе, Киевском политехническом институте по профилю авиационной техники, Московском высшем техническом училище. Уже во время учебы он получил известность как молодой способный авиаконструктор за спроектированные им летательные аппараты «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4. В 30-е годы под влиянием трудов К.Циолковского и Ф.Цандера он буквально заразился идеей межпланетных полетов. Свои первые проекты он создавал в подвале.

Осуществлять перевозку прадедов «Востоков» и «Союзов» к месту дислокации приходилось в трамвае. Уже тогда было ясно, что Королев – гениальный изобретатель. Однако в 1938 г. по доносу, что его гениальные изобретения якобы отвлекают средства из бюджета, он был арестован и предан суду за антисоциалистическую деятельность как диверсант-вредитель и враг Рабоче-крестьянской Красной Армии. Суд длился долго: целую минуту. Ученый был признан виновным и сослан на 10 лет в Магадан в лагеря строго режима. В 1939 г. НКВД в целях укрепления обороноспособности страны переправило его в Омск для работы в конструкторском бюро, «шарашке», которой руководил заключенный Туполев. В 1944 г. Королев был досрочно освобожден.

Первой задачей, поставленной перед ним правительством, было создание аналога немецким ракетам «Фау». В 1945 г. он отправился в Германию собирать о них информацию. В 1947 г. вышло постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у «Фау», дальностью полета: до 3000 км. Для пилотируемых полетов и запусков автоматических космических станций он разработал на базе боевой ракеты семейство трех- и четырехступенчатых носителей. В 1959 г. Королев создал три автоматических космических аппарата для полетов на Луну. Первый и второй – для доставки туда вымпела СССР, третий – для фотографирования обратной стороны Луны. В дальнейшем Королев разработал более совершенный лунный аппарат для мягкой посадки, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).

После запуска первого спутника в 1957 г. и, главное, после полета Гагарина в 1961 г., получившего ошеломляющий международный резонанс, Нобелевский Комитет дважды обращался к Хрущеву с просьбой назвать имя главного конструктора этих свершений, чтобы выдвинуть его на соискание Нобелевской премии. Однако Хрущев оба раза ответил примерно одинаково: «Наш главный конструктор – весь советский народ, наша стартовая площадка – социализм». Сергей Павлович по-прежнему оставался «невыездным» и гениальным.

В 1965 г. Королев запустил корабль «Восход-2» с экипажем из двух человек. Во время полета космонавт Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру. Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полетов, Королев стал реализовывать свои идеи о пилотируемой долговременной орбитальной станции (ДОС). Важную роль в создании ДОС должен был сыграть космический корабль «Союз», в состав которого входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полета предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. Одна из модификаций «Союза» должна была принять участие в запланированном Королевым полете советских космонавтов на Луну. К сожалению, до воплощения этих идей он не дожил.

Нрава он был грозного, но не жестокого. Его разносы стали притчей во языцех: за нерадение мог «приложить мордой об стол», за срыв сроков работ – послать коллегу с Байконура «в Москву, по шпалам». Но помогал по возможности всегда: сотрудникам доставал лекарства, устраивал их в больницы, «выбивал» жилье. Космонавтов любовно называл «ореликами». Не любил старты по понедельникам и женщин на стартах. Во время полета Терешковой страшно нервничал, чертыхался и поклялся, что «больше ни одной бабы на корабле». В кармане всегда держал две монетки по копейке – на удачу.

По словам его жены, он писал великолепные стихи и больше всего гордился тем, что был высококлассным летчиком.

Умер Сергей Павлович 14 января 1966 г. на операционном столе. Говорят, что в спешке он не успел положить в карман две копейки.

Краткая биография Королева Сергея Павловича

Сергей Павлович Королев

Появление на свет в Житомире будущего великого ученого Сергея Павловича Королева приходится на 12 января 1907 года. Имя Сергея Павловича связано со стартом эры освоения космоса человеком, а также самыми трудными и первыми шагами и мыслями в разработке космических ракет. Отец Сергея — Павел Яковлевич, который работал преподавателем русской словесности, а мать — дочь купца из Нежина — Мария Николаевна.

Когда Сергею едва ли исполнилось три года, отец бросил семью, а маленький Сергей был отправлен к бабушке и дедушке в Нежин.

В 1915 году, Сергей Павлович стал слушателем подготовительного класса в Киевской гимназии, а уже спустя два года, в 1917 году Сергей стал получать начальное образование в гимназии Одессы, где уже на того время жила его мама Мария Николаевна совместно с отчимом (неродным отцом) — Григорием Михайловичем.

Долго учиться в гимназии не пришлось — она была закрыта, поэтому Сергей был вынужден 4 месяца проучиться в трудовой школе. Дальнейшее его образование было получено от родителей, поскольку и мать и отчим были преподавателями, а отчим еще и дополнительно имел диплом инженера.

Еще будучи школьником, Сергей заинтересовался инновационной, на то время, авиационной техникой и проявлял к ней не только интерес, но и способности.

В период 22-24 годов Сергей получал образование в профессиональной строительной школе, параллельно занимаясь во многих группах и кружках. Обучаясь в данной школе, Сергей нашел много интересных знакомств с летчиками из гидроотряда Одессы, а также принимал активное участие в общественной жизни авиации: в 16 лет был лектором по ликвидации безграмотности, в 17 лет — стал автором проекта самолета без мотора, который был официально защищен и рекомендован к постройке компетентной комиссией.

По окончанию строительной школы, Сергей становится студентом КПИ на факультете авиации и техники, а в 1926 году переводится в техническое училище Москвы им. Баумана.

Начиная с 1930 года, Сергей Павлович работает в Центральном КБ заводе имени Менжинского, а со следующего года стал главным инженером летных испытаний в ЦАГИ.

Так, постепенно получая образование и работая на высоких должностях, Сергей Павлович зарабатывает репутацию высококвалифицированного ученого в отрасли авиастроения.

Сергей Павлович был два раза женат. Первый брак официально зарегистрирован августов 1931 года, когда его женой стала бывшая одноклассница — Ксения Винцентина. От этого брака у Сергея и Ксени родилась дочь, однако же в 1947 году был оформлен развод.

Второй женой Сергея Королева стала Нина Котенкова.

В 1966 году Павлу была присвоена медаль «За выдающиеся работы в области ракетно-космической техники».

Конец жизни Сергея Королева пришел на 14 января 1966 года. Последний город, который видел Сергей — Москва, там же он и умер. Причина смерти — остановка сердца после операционного хирургического вмешательства. Однако официальной версией называют неизлечимую болезнь — саркому прямой кишки и склероз артерий мозга.

В качестве похорон была проведена кремация, а уран с прахом Сергея Павловича хранится в стене Кремля на Красной Площади Москвы.

.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Уйти в легенду: смерть Королева и его наследие

Смерть Королева Сергея Павловича произошла в январе 1966 года, когда ему было всего 59 лет. Причиной смерти стал онкологический заболевание, которое настолько ослабило его организм, что он ушел из жизни всего за несколько месяцев после постановки диагноза. Эта трагическая новость глубоко потрясла все научное сообщество СССР и вызвала огромный перечень эмоций среди его коллег и уважающих поклонников.

Наследие Королева Сергея Павловича живет и даже процветает по сей день. Его научные достижения в области ракетостроения и космических полетов стали легендой и продолжают вдохновлять многих исследователей по всему миру. Также его роль в подготовке и запуске первого искусственного спутника Земли и первого человека в космос оценивается по достоинству. Сергей Павлович оставил огромный след в истории космонавтики и стал одним из самых ярких и почитаемых деятелей в этой области.

В память об этом выдающемся человеке было построено множество монументов и музеев по всей стране. Также его имя нosит имя одной из крупнейших научно-исследовательских организаций в России — Ракетно-космического центра имени М. В. Хруничева. О роли и достижениях Королева написаны сотни книг и статей, а также созданы множество фильмов и документальных проектов, рассказывающих о его жизни и наследии.

  • Научные достижения Королева остались важным наследием, которое продолжает вдохновлять поколения исследователей по всему миру.
  • Монументы, музеи и организации, созданные в память об этом выдающемся человеке, являются признанием его заслуг перед наукой и всем человечеством.
  • Роль Королева в истории космонавтики не может быть переоценена. Его достижения оказали огромное влияние на развитие космических технологий и продвижение человечества в новые горизонты исследований.

Биография 2

В январе 1907 года (12.01.1907) в Житомире в  семье Королёвых родился сын Сергей Павлович Королёв.  Родители мальчика работали учителями. Ему исполнилось три года, когда его родители оформили развод. До 1917 года воспитывался у бабушки с дедушкой по линии материнской линии. Затем переезжает с матерью и отчимом в Одессу.

Учеба

Сереже пришлось получать образование на дому – гимназия была закрыта. Благо, мама и ее второй муж работали учителями. Молодой Серёжа продолжил учёбу в строительной школе (1922 — 1924).

Два последующих года был студентом института в Киеве. Для продолжения образования он оформляет перевод в Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана. Во время нахождения в училище Сергей показывает себя как подающий надежды авиационный конструктор, с нестандартными решениями вопросов. По окончании учёбы под патронажем известного конструктора Туполева блестяще защищает диплом. Встреча с выдающимся учёным того времени Циолковским окончательно решила сферу деятельности Королева.

Работа

Вместе с Фридрихом Цандером стал создателем первой научной лаборатории по изучению и разработке ракетных систем. В 26 лет назначается заместителем директора. Одна на данном посту в Реактивном институте он проработал не долго, и из-за разногласий с руководством снят с должности. Продолжает там же работать инженером. При проведении испытаний ракеты, которое Королев проводил в ранге ведущего конструктора – став им в 1936 – произошла авария, повлекшая его арест, и приговор – десять лет на Колыме (1938).

Только благодаря протекции А. Туполева, в 1940, году осужденного Королева вызывают для создания новейшего типа бомбардировщика. Во время войны он напряжённо трудится в так называемой «шарашке» (Казань).

После окончания войны в 1948 году получает назначение на должность ведущего конструктора секретного конструкторского бюро по разработкам ракет. Именно при его руководстве были одержаны первые победы советской космонавтики — 4 октября 1957 года совершён запуск первого в мире созданного человеком искусственного спутника нашей планеты Земля. 12 апреля 1961 года первый запуск корабля с человеком на борту в космос (Ю. А. Гагарин). 16 июня 1963 года полет в космос совершила первая в мире женщина (В. В. Терешкова). А. А. Леонов совершил принесший множество не стандартных ситуаций первый выход человека в открытое космическое пространство.

Личная жизнь

Сергей Королев женился на своей однокласснице Ксении Винцентини в 1931 году. В 1935 году у супругов родилась дочь Наталья, ныне академик медицины. Через 17 лет брак распался. Второй женой стала переводчица Нина Ивановна Котенкова.

Причина смерти

Во время плановой операции возникла внештатная ситуация – будучи арестантом НКВД, подвергся допросам и избиениям, в результате чего были сломаны верхняя и нижняя челюсть – невозможно было ввести корректно в трахею дыхательную трубку. Врачи долго боролись за его жизнь, однако Сергей Королев умер 14 января 1966 года в процессе операции.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Первые шаги советского ракетостроения

В сентябре 1931 г. Сергей Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Цандер добились создания в Москве общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД).

Меньше чем через год она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты.

Королев со своими единомышленниками усиленно работает над созданием ракетного оружия, в котором остро нуждалась страна.

Позже ученый образовал первое КБ из членов ЦГИР. В этот период биографии Королев заложил основание для многих проектов, связанных с ракетостроением.

В скором времени был выполнен успешный запуск жидкостной ракеты ГИРД-09. О своих достижениях и экспериментах Сергей Королев написал в книге «Ракетный полет в стратосфере». Он подробно описал не только свойства ракет, но и варианты их использования в разных областях.

В 1933 г. 26-летнего Королева утверждают на пост замдиректора Реактивного института. Однако по причине того, что переход к ожидавшимся проектам так и не случился, уже в следующем году ученого снимают с назначенной должности.

Талантливый парень продолжил трудиться в институте в качестве простого инженера. На этом этапе биографии его особенно интересовали крылатые ракеты.

Лунная программа Королева

Многие эксперты склоняются к мнению, что если бы Королев не умер, Советский Союз мог опередить США и в «лунной гонке». Для доставки экипажа на Луну нужна была более мощная ракета, чем имеющаяся в то время «королёвская семерка». Аналогом американского сверхмощного носителя Saturn V была Н-1. К сожалению, Королев успел ее только спроектировать, испытания начались уже после его смерти. Были предприняты четыре попытки отправить ее в космос, но все они завершились аварией.

Космический корабль для полета космонавтов на Луну «Л-3» также разрабатывался под руководством Королева. Как и американский Apollo, он состоял из двух частей: орбитального корабля и посадочного модуля. Интересно, что посадочный модуль советского лунного корабля, получивший название «Блок Е», производился в Украине, в тогдашнем Днепропетровске.

Полет первого космонавта

Основоположник космических полетов, Сергей Королев, прославил СССР тем, что отправил в стратосферу человека. Но конструктор не торопился запускать корабль. Сначала аппарату позволили сделать одну петлю, это помогло установить психологическое и физическое состояние космонавта.

Полет осуществился 12 апреля 1961 года, первым испытателем стал Юрий Гагарин. Вслед за ним в космос отправился Герман Титов на «Востоке-2», благодаря этому Сергей более детально изучил воздействие условий операции на работу человеческого организма. Позже космонавтами стали Николаев, Попович, Быковский, Терешкова. Но работу последней Королев не одобрил — он считал, что женщин в космосе быть не должно.

В 1964 конструктор создал более сложный корабль «Восход», на котором полет совершило уже три человека. А еще через год Леонов 20 минут провел в открытом космосе. Королев продолжал работу над созданием долговременной орбитальной станции. Первой подобной конструкцией стал «Союз», в корабле были отсеки, в которых экипаж мог находиться без скафандров. При полете планировалась автоматическое соединение двух аппаратов для свободного перехода человека через открытый космос. Но Королев не дожил до осуществления своей мечты.

Арест и заключение

После того как арестовали Ивана Клейменова и еще нескольких сотрудников института, на Королева также донесли. За ним сотрудники НКВД приехали 27 июня 1938 года. В некоторых источниках указано, что его пытали — сломали верхнюю и нижнюю челюсть. Об этом сообщил хирург, который удалял полипы у конструктора. Сергей не смог достаточно широко открыть рот, что повлияло на исход операции.

Его вторая супруга Нина Ивановна также вспоминала, что супруг нервничал перед походом к стоматологу. Сам Королев писал, что следователи с фамилиями Быков и Шестаков сильно избивали его. Но доказать это у него не получилось, ведь о побоях заявить было некуда.

Причиной ареста стало донесение одного из академиков. Королева обвиняли во вредительстве. В сентябре 1938 он попал в список личностей, дела которых должен рассматривать суд Военной коллегии. Сергей стоял в первой категории — арестанты, которых должны расстрелять. 27 сентября ему выдвинули обвинение, в качестве приговора судьи определили 10 лет ИТЛ. Позже срок сократили до восьми, а освободили его в 1944.

Королев сидел и в Бутырке, и в пересыльной тюрьме Новочеркасска, был он на Колыме, золотом прииске Мальдяк, во Владлаге. В 1940 его судили вторично и отправили в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29. Но и здесь деятельность Королева Сергея Павловича не прекратилась — он участвовал в разработке бомбардировщиков Ту-2 и Пе-2. Также он спроектировал аэроторпеду и ракетный перехватчик.

Воспоминания его товарищей и коллег отличаются: Л. Кербер считал его циничным, пессимистичным, скептиком; летчик А. Леонов никогда не видел его озлобленным или разочарованным в жизни. Даже после стольких лет заключения Королев остался преданным своему делу. Дочь Сергея вспоминала, что после прииска ее отец оставшуюся жизнь ненавидел золото. Освободили Королева из заключения в июле 1944 по указанию Сталина. Но его оставили еще на год работать в Казани, так как считали хорошим специалистом. Позже его полностью реабилитировали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: