Работы специалистов Межпоселенческой центральной библиотеки Красносулинского района в рамках проекта:
-
Даниил Гранин: писатель и солдат
(Презентация) -
Даниил Гранин о жизни и войне
(Презентация) -
Даниил Гранин о жизни и войне
(Урок литературы к 100-летию со дня рождения) -
Даниил Гранин — человек с улицы Милосердия
(Презентация) -
И жизнь, и сердце отданные людям
(Информационно-методические материалы) -
И жизнь и сердце, отданное людям
(Презентация) -
Искатель нравственного идеала.
(Литературное размышление по роману Даниила Гранина «Картина») -
История науки в художественной прозе Даниила Гранина
(Презентация) -
Последний гигант уходящей эпохи
(Презентация) -
Творческие грани Даниила Гранина
(Презентация) -
Хроники непобежденного города.
(Тематический вечер) -
Хроники непобежденного города: «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича.
(Литературно-художественная композиция) -
Человек с улицы Милосердия.
(Рекомендательный список для широкого круга читателей)
Личная жизнь писателя
Даниил Гранин был женат один раз и на всю жизнь. Встреча будущих супругов произошла при необычных обстоятельствах: в бомбоубежище во время артобстрела. Они были знакомы всего несколько часов, но девушка дождалась любимого с фронта. В 1945 г. у них родилась дочь Марина. Свою верную жену Римму Михайловну Майорову, которая была старше его на год, Даниил Александрович пережил на 13 лет.
С женой Риммой
Дочь Марина Данииловна Чернышева-Гранина после смерти отца очень много сделала для увековечивания его памяти, возглавляя литературный фонд имени Д. Гранина. В ноябре 2019 г. в Санкт-Петербурге при ее непосредственном участии в разработке проекта был открыт памятник писателю-фронтовику.
Слайд 8 В 1956 г. мир облетела сенсационная новость: двое
талантливых американских ученых, инженеров-радиотехников, крупных специалистов в области
электронной и военной промышленности – Джоал Барр и
альфред Сарант – преследуемые ЦРУ, бежали в Советский Союз. Все годы жизни в СССР их реальная биография была строго засекречена, и мало кто знал, что они работали на советскую разведку еще со времен Второй мировой войны, передавая русским сверхсекретные данные об американском оружии…
Гранин, Д. А. Бегство в Россию: роман / Д. Гранин.- М.: Олма Медиа Групп, 2014.- 510с.
Ради этих ребят он на многое мог пойти, правда тут же заворчал: — Поразительно, как легко вы принимаете унизительные условия. У вас на все готово оправдание – во имя дела.
Смерть
Последние годы жизни здоровье Даниила Гранина становилось слабее и слабее: сказывался почтенный возраст писателя. В 2017 году Даниил Александрович совсем ослаб, чувствовал себя плохо. В начале лета Гранина госпитализировали. Дышать сам он уже не мог, пришлось подключить аппарат искусственной вентиляции легких. 4 июня 2017-го Даниила Гранина не стало. Ему было 99 лет.
Похороны Даниила Гранина
Смерть писателя, хоть и не стала неожиданностью, потрясла поклонников творчества прозаика и просто неравнодушных людей. Могила Даниила Гранина находится на Комаровском кладбище (под Санкт-Петербургом).
Детство и юность
Даниил Александрович Герман (такова настоящая фамилия прозаика) родился 1 января 1917 года. Информация о месте рождения писателя разнится: по одной информации, это город Вольск, что в Саратовской области, по другим данным, Гранин родился в селе Волынь (Курская область).
Писатель Даниил Гранин
Отец будущего прозаика — Александр Герман — работал лесником в разных частных хозяйствах. Мать Гранина была домохозяйкой. В собственных мемуарах Даниил Гранин напишет позднее, что мать и отец стали примером идеальной любящей семьи. Мать, по воспоминаниям писателя, любила петь. Само детство Гранин ассоциировал с голосом матери, ее любимыми романсами.
Через некоторое время семья маленького Даниила перебралась в Ленинград — отцу предложили новую работу. Мама мальчика восприняла эту поездку с радостью — молодой женщине в деревне было скучно. Радовался переезду и Даниил — новый город захватил мальчика. Однако вскоре семейное счастье оказалось разрушено: Александра Германа сослали в Сибирь, его жене пришлось начать работать, чтобы содержать себя и сына.
Даниил Гранин в молодости
Даниил ходил в школу на Моховой. В автобиографии Гранин с теплотой вспоминает это время. Особенно мальчику нравились физика и литература. Преподавательница литературы учила детей сочинять стихи. Поэзия не давалась Даниилу Александровичу, и с тех пор Гранин привык относиться к поэзии как к высшему искусству, доступному только уникальным людям.
Когда пришло время выбирать профессию, на семейном совете было решено, что Даниил отправится изучать инженерное дело. Перед войной Гранин окончил политехнический институт, став дипломированным инженером-электриком. Однако поработать по специальности Даниилу Александровичу не пришлось: в биографию писателя, как и в жизни всех граждан страны, вмешалась Великая Отечественная война.
Даниил Гранин на войне
Писатель прошел войну от начала до конца. Гранин воевал на Прибалтийском и Ленинградском фронтах, воевал в танковых войсках и в пехоте, получил несколько боевых орденов. В конце войны у Даниила Александровича уже было звание командира танковой роты. Долгое время Гранин никому не рассказывал о том, что пришлось пережить на фронте. Да и писать об этом решился далеко не сразу.
После войны Гранин поступил в аспирантуру и устроился работать в Ленэнерго.
10 главных цитат Гранина Даниила
О долголетии
“Я не вникаю, почему я такой, а не другой. Почему я продолжаю пытаться работать, хотя мне все труднее и труднее. Очень опасно вникать в это дело. Не надо дотрагиваться до того подарка или той радости, которая осталась в моей жизни.
Я оказался по ту сторону привычного всем срока жизни. Судьба даровала мне. Спасибо ей. Некоторые спрашивают у меня рецепты. У меня нет рецептов. Единственное, что могу сказать — надо существовать, ощущая счастье жизни. Что сегодняшний день – самый счастливый день в жизни”. (2017 год, интервью издательству “Эксмо”)
“Понимаете, возможности человека безграничны. Я восхищен человеком. Это чудо. Человек – это чудо, и мы не понимаем, что мы имеем дело с самим собой как явлением чуда в смысле каких-то возможностей души, возможностей ума, образования, возможностей физиологических.
Вот у меня недавно была тяжелая болезнь очень. И врачи, когда я выздоровел, сказали: “Мы не понимаем, почему вы выздоровели. Вы не должны были выздороветь”. Это мне очень приятно. “Вы должны были умереть”. Я говорю: “Ну ведь случаются, наверное, в вашей практике и другие варианты?” – “Да. И это всегда чудо, это всегда какой-то ангел-хранитель. Мы разводим руками”. (2015 год, интервью “Эху Москвы”)
“Цель у меня – остаться самим собой. Вот Пушкин очень хорошо сформулировал это. Правда, эту формулу очень трудно понять до конца: “Самостоянье человека – залог величия его”. (2017 год, интервью газете “Фонтанка”)
О славе
“Да не хочу я быть авторитетом! Не претендую. Все это мешает работать. Звонят, отвлекают. Не нужна мне эта слава. Я знал людей, которым известность доставляла удовольствие, они радовались, что их узнают на улице. Но честно относиться к своей славе очень трудно”. (2014 год, интервью журналу “Собака”)
О порядочности
“В тех характеристиках, служебных и устных, которые мы даем людям, очень редко встречается такая категория как порядочность. Это не честность, это не дисциплина, это даже не чувство долга, это совершенно особое качество человека, по-моему, для нашей жизни решающее качество… Наш уровень порядочности снизился, это я говорю и про себя и говорю про близких мне людей для того, чтобы представить себе сложности современной жизни. Мы требуем от себя все меньше: “все хапают”, “все обманывают”, “если начальству можно…” – это уж обстоятельства нашей жизни. Исчезает понятие чести. Нам хамят и мы хамим”. (2014 год, интервью “Российской газете”)
О потребности в культуре
“Культура вообще не имеет цены. Хотя это все, наверное, условно, спрашивается, как назначать цену картине какой-нибудь, художественному произведению. Но культура должна быть доступной”.
“После войны и ленинградской блокады мы получили разрушенные пригороды – Петергоф, Пушкин, Павловск – наши замечательные дворцовые комплексы. И правительство помогло заняться реставрационными работами. И это было умно. Конечно, тогда это могло выглядеть странно: город лежал в развалинах, люди жили бог знает как. Тем не менее, когда через город по Невскому проспекту везли восстановленную статую Самсона в Петергоф, ленинградцы, которые толпились на тротуарах, плакали от благодарности”. (2006 год, интервью “Российской газете”)
О войне
“Война была для меня беспричинной. Мы защищали свой дом – а почему они напали, я не понимал. Так же, как финны не понимали, почему мы на них напали в 1939 году”. (2017 год, интервью газете “Фонтанка”)
“Нет ничего более ужасного в истории любой страны, да и вообще человечества, чем война. Это всегда грязь и кровь. И мы нахлебались и того, и другого вдоволь… Сегодня, после стольких лет, прожитых с момента окончания войны, мне хочется сохранить то непосредственное чувство, которое было на войне и сразу после нее. Это было чувство восторга и ликования”. (2015 год, интервью швейцарскому русскоязычному изданию “Наша газета”)
О чужих книгах о войне
“Я всегда сталкивался с тем, что если пишет человек, который не воевал, всегда что-то дребезжит, что-то не то. Но это я отношу за счет своей придирчивости и за счет того, что этот автор не может знать, ну, просто не может знать всех тонкостей того быта, той жизни военной.
Можно привести какие-то примеры. Знаете, вот такая вещь. Я за всю войну (а в общем, это четыре года) видел два раза генерала. Большая часть книг наших военных – они населены полковниками, генералами. А это редкость. Они мало посещали передний край, да им, в общем, и не обязательно было”. (2015 год, интервью “Эху Москвы”)
10 интересных фактов из жизни Гранина Даниила
Масштабность его личности сказывается во всём. Прежде всего, в его глубоком фундаментальном изучении событий и людей. В бесконечной жажде увидеть, узнать, понять, сравнить. И сохранить для истории…
«Герой его произведений – правда» – эти слова можно отнести ко всему, вышедшему из-под пера Даниила Гранина. Основная его тема – романтика и риск научного поиска, нравственный выбор учёного, особенно актуальный в эпоху научно-технической революции
В романах «Иду на грозу», «Искатели», многочисленных повестях и рассказах писатель убедительно отстаивал достоинство науки, талант учёного, сосредотачивал внимание на нравственных основах научного творчества
Другая неизбывная тема творчества Гранина – Великая отечественная война. О ней он начал писать не сразу. В 1968 году вышла повесть «Наш комбат», которая произвела огромное впечатление на читателей и вызвала яростные споры, потому что ставила непривычные вопросы о войне. «Непарадно» выглядит война и в повести «Клавдия Вилор» (1976), романе «Мой лейтенант» (2012), за который Д.А. Гранину присуждена национальная литературная премия «Большая книга».
Событием в жизни страны был выход «Блокадной книги» (1977–81, совместно с А.М. Адамовичем), в которой авторы на документальном материале попытались честно и без прикрас описать жизнь в Ленинграде во время 900-дневной блокады. Не всё из написанного на эту тему удалось опубликовать в советское время, позже была напечатана «Запретная глава» из этой книги (1988).
Писатель много и плодотворно сотрудничал с кино. По его сценариям или при его участии были поставлены киноленты: на «Ленфильме» — «Искатели» (1957, реж. М.Шапиро); «После свадьбы» (1963, реж. М.Ершов); «Иду на грозу» Даниил Гранин (1965, реж. С.Микаэлян); «Первый посетитель» (1966, реж. Л.Квинихидзе); на «Мосфильме» – «Выбор цели» (1976, реж. И. Таланкин). Телевидение экранизировало «Однофамильца» (1978), «Дождь в чужом городе» (1979), «Вечера с Петром Великим» (2011).
В течение долгого времени Д.А. Гранин, будучи членом Союза писателей СССР, занимался общественной деятельностью, участвовал в международных встречах и симпозиумах, касающихся науки, экологии, литературы. Им были опубликованы десятки интервью и публицистических статей. Активный общественный деятель первых лет перестройки, он был для современников эталоном морали, гуманизма и образцом настоящего петербуржца. В 2005 году Законодательное собрание Петербурга присвоило Даниилу Гранину звание почётного гражданина города.
За свою литературную деятельность Даниил Гранин был удостоен множества наград. В 1976 году он получил Государственную премию СССР за повесть «Клавдия Вилор»; в 1978 был повторно удостоен этой премии за сценарий фильма «Дождь в чужом городе». Он Герой Социалистического Труда (1989), лауреат Государственной премии РФ (за роман «Вечера с Петром Великим», 2001), Немецкого Большого креста за заслуги в деле примирения.
Лауреат премии Генриха Гейне (ФРГ), член Немецкой академии искусств, почётный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета, лауреат премии Александра Меня. Кроме того, Даниил Гранин кавалер двух орденов Ленина, орденов Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, двух орденов Отечественной войны II степени, ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Путевые заметки — новые книги Гранина
С середины 50-х Даниил Гранин много путешествует. Это открывает новую страницу в его творчестве – освоение жанры записок путешественника. В разные годы писатель посетил Кубу, Японию, Австралию, США. Считая данный жанр «опасно лёгким», автор привлекал юмор в качестве способа ухода от принятых в этой отрасли литературных шаблонов. Тем более для него самого это послужило своеобразным экзаменом на творческую пригодность и позволило развить литературное мастерство, поскольку, как считает автор, всему можно научиться, кроме юмора. В центре повествования традиционно находилось не описание событий, а фигура самого писателя и его личные впечатления. Результатом этих поездок стала публикация произведений
В указанный период происходит:
- пересмотр Граниным творческих взглядов,
- в частности, происходит отказ от научно-технической романтики,
- реализуется обращение к жанру путевых заметок,
- осуществляются первые серьёзные опыты на документально-художественном поприще.
Творчество Д.Гранина — ранние годы, литературное становление
Даниил Гранин появился на свет в 1919-м в Вольске (Саратовская губерния). Первые годы писателя прошли в русской глубинке, и сам он называл своё раннее детство «лесным»:
Реальность русской периферии формировала начальные представления автора о красоте, мире и месте человека в нём. Сам Гранин утверждал, что родиной писателя непременно является детство, поэтому истоки его творческого реализма стоит искать именно здесь – в Поволжье.
Перебравшись чуть позже с семьёй в Ленинград, будущий писатель поступает в Политехнический институт. Он тогда ещё не задумывается всерьёз о литературе, однако к концу обучения неожиданно для себя создаёт первое произведение – повесть о польско-французском революционере Ярославе Домбровском
Этот факт обусловил творческую тенденцию к созданию документально-биографических произведений, которым Даниил Александрович уделял особое внимание на поздних этапах творческого пути. Однако сама повесть тогда не понравилась автору, поскольку, по его словам, он писал о том, чего сам не видел:
В будущем это также определит специфику его творчества – реализм или документальная доказательность как обязательное условие литературного процесса.
В годы войны, будучи в Ленинграде, Гранин сперва трудился на Кировском заводе, позже, добившись снятия с него «брони», ушёл на фронт. Война произвела глубокое впечатление на автора, она, как он утверждал, научила его любви и братству. Однако к военной тематике он обращается позже.
В 1949-м в издании «Звезда» был опубликован первый рассказ писателя, который носил название «Вариант второй» и был создан им годом ранее. Тогдашняя жизнь писателя наложила отпечаток на специфику этого произведения. Работая в Ленэнерго, он создаёт повествование об аспирантах «политеха» и впервые воплощает в жизнь свою творческую философию – брать за основу сюжета лишь переживания и проблемы, взятые лишь из реальной жизни, и искать романтизм в трудовой повседневности. Избранная сюжетная модель для того времени была отнюдь не нова – отечественный соцреализм тогда находился в своём зените. Традиционной была и коллизия – столкновение таланта и целеустремлённости с бюрократией и карьеризмом. Чуть позже выходят произведения «Спор через океан» и «Искатели», которые также были выдержаны в духе реализма и научно-технической поэтичности. Именно роман «Искатели» и принёс писателю широкую известность.
Оказавшись в Союзе писателей, Гранин знакомится с тогдашними прозаиками и поэтами: К.Паустовским, А. Чивилихиным, М. Дудиным. По словам писателя, ему также посчастливилось застать ещё живыми Е. Шварца, А. Ахматову, О. Берггольц.
Все эти литераторы в разной степени формируют его как начинающего литератора.
Таким образом, в рассмотренный период:
- происходит становление творческой личности Даниила Гранина,
- им осуществляется поиск собственного стиля.
На этот процесс влияют разноплановые события в его жизни: учёба в качестве студента и аспиранта политехнического института, фронт, позже – знакомство с советскими литераторами. «Реализм Гранина» окончательно формируется лишь в 50-х годах.
Отчет о реализации проекта
В читальном зале МЦБ к юбилею писателя была оформлена книжная выставка «Даниил Гранин. Личность. Творчество. Время».
Представленные на выставке издания более подробно познакомили читателей с биографией писателя, с его творческой судьбой.
«Стремление идти на самые острые конфликты времени, искать истину в её острейших столкновениях – вот работа писателя. Истина эта художественная, она проверяется красотой, правдой характера, силой образа…». В этих словах Даниила Гранина заключён смысл работы над романом «Картина», с которым познакомились посетители клуба «Золотой возраст» ЦСО ГПВиИ, став участниками литературного вечера «Искатель нравственного идеала».
27 января в день 75-летия со Дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады для учащихся 10 класса средней школы №4 была проведена литературно-художественная композиция «Хроники непобежденного города». В основу мероприятия была положена «Блокадная книга», написанная Д. А. Граниным в соавторстве с белорусским писателем А. Адамовичем. Библиотекарь рассказала об истории создания книги, познакомила с биографией Даниила Гранина. Участники мероприятия с интересом слушали фрагменты из книги – воспоминания, дневники, письма людей, переживших все ужасы войны.
К 100-летию со дня рождения Д. А. Гранина для учащихся Красносулинского колледжа промышленных технологий был проведен час памяти «Запомни, этот город – Ленинград, Запомни, эти люди – ленинградцы!».
За основу мероприятия была взята «Блокадная книга» Д. Гранина и А. Адамовича, которая является собранием воспоминаний сотен ленинградцев-блокадников.
Урок-рассуждение «Читаем Блокадную книгу»был проведен в Киселевском отделе № 8 МЦБ для учащихся старших классов Киселевской СОШ.
Главное достоинство «Блокадной книги» — уважение к правде — неурезанной, несмягчённой, необлегчённой. Через 75 лет участники мероприятия попробовали понять, как устоял город в страшной блокаде, поставили себя на место блокадников. В этом им помогла «Блокадная книга» Д. А. Гранина. На мероприятии дети говорили о том : надо ли возвращаться в прошлое, нужно ли это тяжёлое чтение — чтение книг о войне!?
Мнение детей: война это та ситуация, когда человек раскрывается полностью, показывает своё истинное лицо. Как говорил Д. Гранин «… главное в любой, даже самой страшной ситуации не «расчеловечиться».
«И жизнь, и сердце отданные людям»под таким названием состоялся урок литературы для учащихся 9 класса СОШ №3 по творчеству Даниила Гранина. Библиотекарь познакомила ребят с творчеством юбиляра, рассказала о книгах «Зубр», «Эта странная жизнь», «Картина», «Искатели».
Особое внимание было уделено фронтовой биографии Д. Гранина и истории написания «Блокадной книги»
Особенно внимательно дети слушали речь Д. А. Гранина, произнесенную им 27 января 2014 года на вечере Памяти в немецком Бундестаге.
4 июля в День памяти Даниила Александровича Гранина на абонементе Межпоселенческой центральной библиотеки открылась книжная выставка «Даниил Гранин: солдат и писатель».
В Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов сотрудниками Межпоселенческой центральной библиотеки был проведен литературно-кинематографический час «Иду на грозу: 7 самых известных экранизаций Даниила Гранина».
С большим удовольствием участники мероприятия вспомнили известные фильмы, снятые по произведениям Д. А. Гранина: «Искатели», «Иду на грозу», «Выбор цели». Отрывки из кинофильма режиссера А. Сокурова «Читаем Блокадную книгу» затронули струнки милосердия в душе слушателей.
Мероприятие, посвященное памяти писателя прошло в Розетовском отделе № 10. С учащимися 9-10 класса был проведён вечер-портрет «Самое дорогое, что есть у человека — это жизнь». Цель этого мероприятия – познакомить участников с писателем и его творчеством, приобщить их к высокохудожественной литературе. Мероприятие началось с просмотра документального фильма «Даниил Гранин. Исповедь».
Библиотекарь познакомила ребят с книгами Д. Гранина, которые проникнуты искренней любовью к людям, к России, её великой истории и традициям
Особое внимание было обращено на произведение «Блокадная книга», написанное писателем в соавторстве с А. Адамовичем
Книги Гранина заряжают читателя потребностью мыслить, открывать для себя новые горизонты, меняться, взрослеть.
Путь Гранина от социалистического к историческому реализму (1956–1980)
В середине 50-х годов в жизни страны произошли изменения, значительно повлиявшие на творчество Даниила Гранина. Самым главным из них оказался XX съезд КПСС, в ходе которого была произведена переоценка личности И. Сталина. На писателя это произвело огромное впечатление. Именно тогда он впервые появляется идея обратиться к военной теме с целью заставить себя и читателя взглянуть по-иному на недавние трагические события, избавиться от пафосного казённого стиля и показать войну со всеми её ошибками и несправедливостями. Вместе с тем, этот авторский замысел был реализован значительно позже.
«Иной взгляд» удался – книга была запрещена, а опубликована без купюр лишь в 1984.
Для писателя это была попытка описания «окопной войны», которую он видел, будучи свидетелем ленинградской блокады. Кроме того, в этих произведениях автор рассуждал о генезисе нацистской идеологии и о необходимости межнационального объединения в битве за мир.
В 1960-е наступает конец этапа «научно-технической поэтичности». Последним произведением автора в подобном ключе стала повесть «Однофамилец», вышедшая в 1985 году. По признанию самого писателя, в прошлое ушла научная романтика, инженеры перестали быть героями своего времени и подобный отказ от прежней творческой модели являлся избавлением от ненужных надежд.
Детство, юность
Даниил Александрович Гранин родился 1 января 1919 г. в селе Волынка Рыльского района Курской области в дружной семье Германов. Отец будущего писателя, Александр Данилович, был наёмным работником в сфере лесозаготовок, мать Анна Захарьевна, как и многие женщины того времени, занималась домашним хозяйством. Даниил воспитывался в атмосфере любви и добра. Много времени малыш проводил на природе. Лес он любил самозабвенно. Эта страсть передалась ему от отца, на протяжении многих лет служащего лесничим.
Когда ребенку было 7 лет, семья переехала на постоянное местожительство в город Ленинград. Мальчик стал учиться в школе на ул. Моховой, славившейся высоким уровнем преподавания, впрочем, как и все учебные заведения старинного города. Ребенок был умен и старателен. Из изучаемых предметов ему особенно нравились литература и физика.
Имея аналитический склад ума, Даниил достиг больших успехов в точных науках. Писать стихи и рассказы он попробовал еще во время школьной жизни. Однако мальчик счел свои литературные опыты недостаточно зрелыми, поэтому вернулся к творчеству только спустя годы.
Уважительное и серьезное отношение к творчеству вообще, а к личному, в частности, сохранилось у него на протяжении всей его жизни. Это ценное качество помогло Гранину Д.А. в дальнейшем создать ряд классических произведений.
Двадцатые годы XX века были тревожным временем, каждый человек мог быть арестован по малейшему подозрению либо доносу. Отца мальчика не миновала эта сложная доля. Он был арестован и выслан из Ленинграда в Сибирь. Матери пришлось тяжело. Она стала работать портнихой, чтобы как-то свести концы с концами, так как на руках у нее был несовершеннолетний сын. Даниил рано начал работать и изо всех сил помогать маме.
Даниил Гранин в молодости
Слайд 18 «Молчание — самая удобная форма лжи. Оно умеет ладить
когда-то сказать его. »Книга посвящена любимой теме писателя — служению науке,
бескорыстному и самоотверженному труду ученых. В 70-х годах российская наука была переполнена смелыми идеями, невероятными открытиями и главное — торжеством передовой мысли над косностью и консерватизмом. Вынесенные на суд читателей произведения представляют собой клубок увлекательных сюжетов, в которые удачно вплетены и тема отношений между мужчиной и женщиной, и морально-этические проблемы, и вечные поиски истины.
Гранин, Д. А. Собственное мнение / Д. А. Гранин. — Москва: Издательство Абрис, 2018.- 219 с.
Слайд 13 Гранин, Д. Картина: роман / Даниил Гранин.- Ленинград:
Советский писатель, 1987.- 368 с. В небольшом
российском городке в один прекрасный день все переворачивается с ног
на голову. Рушится обычный уклад, а главный герой вдруг начинает совершать череду невероятных поступков, не свойственных ему ни по характеру, ни по статусу. На первый взгляд, эта книга о том, как возможно пройти по самому краю и не свалиться в пропасть бездушия и подлости. А если вглядеться пристальнее, она – о наших корнях, идущих из детства, о ностальгии по малой родине и родному дому, о той самой «памяти сердца», предавать которую не стоит ни при каких обстоятельствах…
«Когда-то характеру хватало, но со временем он убедился, что характер иметь невыгодно. Качествами характера пользовались. Играли одно время его вспыльчивостью, пользовались его отходчивостью.»