Творчество Дега
Первыми работами Дега были гравюры. Под влиянием салонных исторических живописцев и картин старых мастеров, увиденных Дега в Италии, в 60-е годы он начал писать картины на исторические сюжеты, темные по колориту и суховатые по форме.
С 1865 по 1870 год он регулярно выставлялся в салоне. Вскоре Дега познакомился с Эдуардом Мане и обратился к портретам, композиционная схема которых заимствована у Мане, а моделировка формы и острота характеристики выдают руку оригинального и талантливого художника.
Острая наблюдательность и интерес к современности сблизили его с импрессионистами, первые впечатления от новаторских поисков которых он уже получил в мастерской Эдуарда Мане.
Подобно импрессионистам, он обогатил свою палитру яркими, чистыми красками, но к пейзажу — главному жанру импрессионистов — Дега остался равнодушным.
Дега изучал современные биологические исследования по механизму движения животных и человека, рассматривал только что появившиеся моментальные фотоснимки. Балет и скачки — вот те сферы, в которых все подчинено движению. Замечательные «Голубые танцовщицы» передают все богатство техники Дега.
В отличие от других импрессионистов, строивших колорит картины на сопоставлении размытых цветовых пятен, Дега часто прибегал к помощи пастельных карандашей, нанося один за другим уверенные ломкие разноцветные штрихи поверх масляного подмалевка.
Расстановка в пределах одной картинной плоскости нескольких фигур в разных ракурсах, каждая из которых как бы застыла на определенном этапе поворота или шага, создавала иллюзию процесса движения. Иллюстрацией такого приема Дега являются как «Голубые танцовщицы», так и «Проездка скаковых лошадей». Созданию в станковой картине иллюзии движения способствуют также и строго продуманные срезы композиции рамой и крупные планы, как бы выводящие движение из картины за ее пределы.
Дега принимал участие почти во всех выставках импрессионистов, начиная с первой; наряду с Клодом Моне, Писсарро и Ренуаром он был активнейшим членом «Группы независимых художников». Однако он не разделял полностью взглядов импрессионистов и часто подвергался критике с их стороны.
В конце жизни, несмотря на прогрессирующую болезнь глаз, Дега продолжал писать в основном пастелью.
Балет и танцовщицы
Тяжелую работу балерин, упорные, изматывающие репетиции, чаще чем празднество спектакля изображал Дега в пастелях и рисунках. Не царицы сцены, а усталые ее поденщицы смотрят с полотен мастера. Струящийся свет рампы, полупрозрачный ореол балетных пачек с резким контрастом — сильные, даже грубые мускулистые ноги, простолюдные лица “нимф” и “сильфид”.
Отношение Дега к “богиням сцены”, его даже насмешливое восхощение ими звучит и в сонетах:
Эдгар Дега.Звезда. Танцовщица на сцене.1878 г.Эдгар Дега.Зеленая танцовщица.1879 г.
Картина “Голубые танцовщицы”
Худенькими девочками с торчащими лопатками на спине прибегают танцовщицы Дега на сцену, и торжественные заученные улыбки уже начинают играть на их личиках. И хотя профессиональные навыки часто подчиняют себе индивидуальность моделей, художник никогда не подчеркивает их калечащее влияние на человека, деформирующее его личность. Свет рампы, звуки музыки одухотворяют танцовщиц, движения балерин становятся не вульгарными, а пленительными. Загадочно темнеют глаза. Легкие, колеблющиеся, нервные штрихи пастели мерцают и искрятся.
Художник подчиняется колдовству сцены, восхищаясь красотой зрелища, возникающего перед ним. И забывает, что “создают цариц лишь грим да расстоянье”. Рука мастера рождает шедевр, поражающий тончайшей гармонией линий, цвета, света и жестов. Речь идет о “Голубых танцовщицах”, которые являются гордостью собрания Государственного музея А.С.Пушкина (г.Москва).
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г.
Ранняя Жизнь
Эдгар Дега Илер-Жермен-Эдгар де Газа родился 19 июля 1834 г. в Париже, Франция. Его отец, Огюст, был банкиром, а мать, Селестина, была американкой из Нового Орлеана. Их семья была представителями среднего класса с благородными замашками. На протяжении многих лет, фамилию Дега пишут с приставкой «де газ»; предлог «де» предполагает, владение землёй, дворянское происхождение, которые они фактически не имели.
Будучи взрослым, Эдгар Дега возвращается к исходной орфографии. Дега родился в очень музыкальной семье: его мать была любителем оперного пения, а отец иногда устраивал концерты в своем доме. Дега учился в лицее Луи-Ле-Гран, средне-престижной и строгой мужской школе, где он получил классическое образование.
Дега также проявил недюжинные способности к рисованию и живописи, отец поощрял таланты ребёнка т.к. он был знаток искусства. В 1853 году, в возрасте 18 лет, он получил разрешение на «копирование» в Лувре в Париже. (В 19 веке, начинающие художники разработали свою технику, пытаясь повторить работы мастеров.) Он произвел несколько впечатляющих копий Рафаэля, а также, изучал творчество современных художников, таких как Энгр и Делакруа.
В 1855 году Дега поступил в школу изящных искусств (ранее Академия изящных искусств) в Париже. Однако, после первого года обучения, Дега оставил школу, чтобы провести три года путешествуя и учась живописи в Италии. Он рисует копии работ великих. итальянских живописцев эпохи Возрождения Микеланджело и да Винчи, развивает почтение к классической линейности, что стало отличительной чертой его даже современных картин.
После возвращения в Париж в 1859 году, Дега намеревался сделать себе имя как художник. Принимая традиционный подход, он писал большие портреты членов семьи и грандиозные исторические сцены, такие как «Дочь Jephtha,» «Семирамида дома Вавилон» и «Сцена войны в Средние века». Дега представил эти работы на Салоне, группе французских художников и педагогов, которые председательствовали на публичных выставках. У них были очень жесткие рамки представления о красоте и соответствующей художественной форме, по этому к картинам Дега отнеслись с равнодушием.
В 1862 году Дега познакомился с товарищем, художником Мане в Лувре, и у пары быстро возникло дружеское соперничество. Дега вырос с долей презрения к Мане, с убеждением в том, что художникам нужно обратиться к более современным методам.
К 1868 году, Дега стал видным членом группы художников-авангардистов, вместе с Мане, Огюстом Ренуараром, Клодом Моне и Альфредом Сислеем, они часто собирались в кафе Guerbois, чтобы обсудить способы, с помощью которых художники смогли бы показать себя в современном мире. Во время их встреч в истории Франции были неспокойные времена. В июле 1870, началась Франко-Прусская Война, и крайне националистический Дега записался добровольцем во французскую Национальную гвардию. По завершении войны в 1871, печально известная Парижская Коммуна захватила контроль над столицей на протяжении двух страшных месяцев, до того как Адольф Тьер восстановил третью Республику в кровавой гражданской войне. Дега во многом избежал суматохи Парижской Коммуны, будучи в длительном путешествии, навещая родственников в Новом Орлеане.
Интересные факты
Замечательным фактом из жизни Эдгара Дега является то, что художник никогда не изготавливал свои статуэтки из бронзы. Он мастерил произведения из воска, глины. Их нашли более 150 в его квартире после смерти. Это балерины, скакуны – все то, что автор изображал в полотнах. Впоследствии эти фигурки были отлиты в бронзе, так как мечтал художник.
Несколько интересных фактов:
- Эдгар Дега был настолько влюблен в прекрасных балерин, что написал более 1500 работ о них. “Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение” – писал Дега.
- Его перфекционизм заставлял перерисовывать снова и снова, добавлять новые детали, добиваясь большего совершенства полотен.
- Эдгара Дега не интересовали свойственные обычному человеку жизненные цели – прославиться, продать больше работ, стать известным художником, разместив сотни полотен в известнейших музеях мира. Он предпочитал работать пастелью, а это очень не долговечный материал. Поэтому многие картины хранятся в музеях и доступны для просмотра только на специальных выставках.
- Из-за прогрессирующей болезни зрения, художник писал почти вслепую. Поэтому свои полотна он видел иначе, чем их видели окружающие.
- Дега был далеко не бедным человеком, но жил очень скромно в хмурой холостяцкой квартире. А свои похороны завещал провести без пафоса.
В живописи Эдгара Дега мало присутствовал пейзаж, хотя он занимал ведущее место в творчестве импрессионистов. Но их объединял жадный интерес к моментам из современной жизни и желание запечатлеть эти сюжеты каким-то необычным способом.
«Танцевальный класс в опере», 1872 г.
Композиции с застывшими фигурами, сдвинутыми телами, частями тела, оставшимися за кадром, напоминали собой моментальную фотографию, что очень характеризует работы Дега. Его живопись стала восхищением хрупким моментом жизни, который исчезнет и никогда не повторится.
Огюст Ренуар как-то высказался о друге: “Дега – прозорливый человек, он не прятался за чопорным внешним видом, не относился к категории “пижонов” и “белых воротничков”. Он был поистине революционным творцом в практически новом жанре живописи?”. И сегодня его картины особенным образом выделяются среди произведений художников-импрессионистов.
Предлагаем к просмотру видео рассказ о знаменитом художнике Эдгаре Дега.
Литература:
- Зернов Б. А. Дега. — М., Л.: Советский художник, 1965.
- Эдгар Дега // Художественная галерея, 4/2004, DeAgostini.
- Костеневич А. Г. Эдгар Дега. Площадь согласия. Заметки о картине. — СПб.: Государственный Эрмитаж, 2012. — 152 с., ил. — (Возрождённые шедевры). — 1000 экз. — ISBN 978-5-93572-474-0
- Крючкова В. А. Эдгар Дега. — М.: Белый город, 2003. — 48 с.
- Прокофьев В. Н. Пространство в живописи Дега // Прокофьев В. Н. Об искусстве и искусствознании. Статьи разных лет. — М., 1985.
- http://www.artariya.ru/edgar-dega-interesnyie-faktyi-iz-zhizni-izvestnogo-hudozhnika
- https://www.floristicplanet.by/interesnoe-pro-edgar-dega
- https://the-biografii.ru/hudozhniki/317-biografiya-edgara-dega.html
- https://allpainters.ru/dega-jedgar.html
Учеба
В одиннадцать лет Эдгар Дега начал свое образование в лицее Людовика Великого. Дега взялся за кисть и попробовал творить очень рано. В восемнадцать лет он поменял комнату на мастерскую художника, а в 1853 году стал переписчиком в Лувре.
Отец хотел, чтобы он учился на юриста, и Дега, как и планировалось, начал изучать юриспруденцию. Но ее он бросил всего через год, чтобы посвятить себя живописи. Первоначально он учился у Луи Ламота, который, в свою очередь, был учеником Жана-Огюста-Доминика. Совет, который он дал ему в начале карьеры: «Нарисуй линии … Множество линий, по памяти или с натуры», стал художественным кредо Эдгара Дега на всю жизнь.
Молодой художник был увлечен рисованием и изучением старинной живописи, в том числе во время своих путешествий в Италию в 1856-1860 годах. Он вызывал восхищение своей строгой росписью в стиле кватроченто. Вдохновение Мантенья или Гиотто можно увидеть даже в композициях, которые он создал много лет спустя. Именно в этот период Эдгар Дега изучал и достиг совершенства в методах высокого, академического и классического искусства.
Семья Беллелли и историческая живопись
DEA / Г. ДАГЛИ ОРТИ / Getty Images
Первоначально Дега видел себя «художником-историком», художником, который изображал сцены из истории в драматической, но традиционной манере, и его первоначальные исследования и обучение отражали эти классические методы и сюжеты.Однако во время своего пребывания в Италии Дега начал заниматься реализмом, попыткой изобразить реальную жизнь такой, какая она есть, и его портрет Семья Беллелли это замечательно выполненная и сложная ранняя работа, которая отметила Дега как молодого мастера.
Портрет был новаторским, но не разрушительным. На первый взгляд кажется, что это обычный портрет в более или менее условном стиле, но некоторые аспекты композиции картины демонстрируют глубокую мысль и тонкость, привнесенные в нее Дега. Тот факт, что патриарх семьи, его дядя, сидит спиной к зрителю, а его жена уверенно стоит вдали от него, необычен для семейного портрета того времени, но многое говорит об их отношениях и отношениях. положение мужа в семье. Точно так же положение и поза двух дочерей — одна более серьезная и взрослая, а другая — более игривая «связка» между двумя ее далекими родителями — многое говорит об их отношении друг к другу и к своим родителям.
Дега частично достиг сложной психологии картины, зарисовывая каждого человека отдельно, а затем помещая их в позу, для которой они никогда не собирались. Картина, начатая в 1858 году, не была завершена до 1867 года.
Таз для мытья.
Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж.
Одна из любимых тем Дега – обнаженные женщины, принимающие ванну, причёсывающие волосы или вытирающиеся полотенцем.
На картине “Таз для мытья” художник выбрал весьма странное композиционное решение, срезав правый угол картины столом с туалетными принадлежностями. Создаётся впечатление, что зритель только что вошёл в комнату, где моется женщина, и смотрит на неё со стороны.
Сам Дега писал о подобных картинах, что как раз стремился создать у зрителя ощущение, что он подглядывает в замочную скважину. Это ему явно удавалось.
Особенность творчества Эдгара Дега
“Погода была серой, но в этом сером было больше перламутра, чем шифера”, — писал как-то художник в одном из посланий другу. Дега обладал удивительной способностью показать “перламутр” там, где другие видели лишь “шифер”. Художник находил прекрасное в самом непритязательном, одухотворяя любое проявление жизни. Поэтому любовью к человеку, истинным гуманизмом, высочайшим художественным совершенством проникнуто каждое его произведение.
Конечно в нашей статье мы не рассказали о многих картинах Эдгара Дега. Его творчество такое широкое и многогранное! Предлагаем посмотреть другие знаменитые картины художника:
Эдгар Дега. Хлопковая контора в Новом Орлеане.1873 г.Эдгар Дега.Две танцовщицы выходят на сцену.1878 г.Эдгар Дега.Танцевальный класс.1874 г.Эдгар Дега.Четыре танцовщицы.1902 г.Эдгар Дега.Танцовщица и тамбурин.1897 г.Эдгар Дега.Танцовщицы за кулисами. 1901 г.Эдгар Дега.Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо.1879 г.Эдгар Дега. Причёсывающаяся женщина.1885 г.Эдгар Дега.Ванна.1886 г.Эдгар Дега.Женщины на террасе кафе.1877 г.Эдгар Дега.В кафе.1877 г.Эдгар Дега.Модистки.1882 г.Эдгар Дега.У модистки.1883 г.Эдгар Дега.Пейзаж у моря.1898 г.
Появление импрессионистов
Вернувшись в Париж в конце 1873 года Дега, вместе с Моне, Сислеем и некоторыми другими художниками, образовали Общество независимых художников, так как группа стремилась избежать показов только в Салоне. Группа художников, известная как Импрессионисты (хотя Дега предпочитает термин «реалист», чтобы описать свои собственные работы), 15 апреля 1874, провела первую выставку импрессионистов. Картины Дега выставлены как современные портреты современных женщин: модисток, прачек и балерин, расписаных с радикальных точек зрения.
В течение ближайших 12 лет, группа устроила восемь выставок импрессионистов, и Дега показывался на всех. Его самые известные картины в эти годы были «Танцевальный класс» (1871), «Урок танцев» (1874), «Женщина гладилка» (1873) и «Танцоры, практикующие в баре» (1877). В 1880, он также создал «Маленькую четырнадцатилетнюю танцовщицу» скульптуру так навязчиво запоминающуюся, что одни критики называли его гениальным, другие осудили его очень жестоко. В то время как картины Дега не являются аполитичными, они отражают изменения произошедшие во Франции в социально-экономической среде. Его картины изображают рост буржуазии, появление сервисной экономики и широкое вхождение женщин на рынок труда.
В 1886 году, на восьмой и последней выставке импрессионистов в Париже, Дега выставил 10 картин обнаженных женщин на различных этапах купания. Эти обнаженные картины были предметом обсуждения на выставке, а также источником противоречия, для некоторых людей женщины были «некрасивы», а другие хвалили за честность изображения. Дега продолжал писать, исследуя сотни обнаженных женщин. Он также продолжал писать танцоров, противопоставляя неловкое смирение танцовщиц за кулисами, с их величественной грацией в разгар представления.
В середине 1890-х, эпизод, известный как «дело Дрейфуса» резко разделил французское общество. В 1894 году Альфред Дрейфус, молодой еврейский капитан французской армии, был обвинен в государственной измене по обвинению в шпионаже. Хотя доказательства невиновности Дрейфуса появились в 1896 году, разгул антисемитизма не давал ему быть оправданным еще 10 лет. В стране произошел глубокий раскол между теми, кто поддерживает Дрейфуса и теми кто против него, Дега встал на сторону тех, чей антисемитизм ослепил невиновность Дрейфуса. Его позиция против Дрейфуса стоила ему многих друзей, которые были, как правило, более толерантны в художественных авангардных кругах.
Абсент (1893)
Перед зрителем разворачивается довольно интересный сюжет. В кафе за столиком сидит странная пара — трезвый мужчина с трубкой и выпившая женщина. Перед ней стоит бокал с абсентом. Поза женщины расслаблена, она бесцеремонно выдвинула вперёд ноги, опустила плечи. Её веки отяжелели и чуть прикрывают глаза. Она пьяна и абсолютно безразлична к окружающему миру. Мужчина, по всей видимости, не является спутником дамы. Он смотрит в окно с безучастным видом.
На картине изображено утро, о чём свидетельствует утренняя газета в руках господина, чьими глазами мы наблюдаем эту сценку. У дамы и у мужчины, видимо, была бурная ночь.
Действие абсента имеет определённый эффект на человека. Изрядно выпившие люди становятся равнодушными ко всему на свете, отчуждёнными. Дега смотрит на эту пару трезвым взглядом и подчёркивает пагубность этой привычки. А ведь пристрастие к абсенту было бичом XIX века.
7
Гладильщицы (1884–1886)
Фигура гладильщицы, зевающей от своей однотонной, утомительной работы, стала символом работницы XIX века. Женщина решила передохнуть и выпить немного вина. Её поза и весь внешний вид говорит о том, как у неё ноет спина, болят руки. Рядом с ней вторая гладильщица продолжает отутюживать ткань тяжёлым чугунным утюгом. Её усталость видно в напряжённой позе, когда она, опустив голову, пытается со всех сил давить на утюг обеими руками. Это тот Париж, который скрывается за яркими витринами и вывесками богатых магазинов и отелей. Повседневная тяжёлая безысходность работниц делает их жизнь невыносимой.
Дега отработал новую технику, когда грубый холст и грубые мазки создают на картине эффект пастели. Гуманизм картины как раз кроется в этой жёсткой живописи. Зрителю становится невыносимо жаль этих тружениц. И если это так, то Дега смог сдвинуть огромную глыбу проблем женского труда в Европе XIX века.
2
Жизнь в движении
Хотя Дега стал одним из основоположников импрессионизма, сам он любил называть себя «реалистом в искусстве». Он интересовался современной жизнью во всех ее подробностях. Но в отличие от других импрессионистов, не стремился к «живописи чистого воздуха» (во многом, правда, из-за того, что у Дега диагностировали «отслоение сетчатки» и он не мог долго находиться на улице). Он выискивал камерные сюжеты и переносил их на полотно до мельчайших подробностей. Если бы Дега жил в наше время, а в руках у него вместо кисти была бы камера, он мог стать потрясающим документалистом.
Друзья художника вспоминали, как однажды Дега стащил в свою мастерскую разные принадлежности для мытья и стирки и нагнал натурщиц. Девушки должны были делать обычные дела, а художник лишь наблюдал. Только когда натурщицы раскрепостились, стали мыться, раздеваться и одеваться, Дега взялся за работу. Так из-под кисти художника вышла картина «Ванная». Сюжет выглядит настолько будничным и естественным, что картина больше похожа на фотографию.
Дега мастерски изображал движения в картинах. Именно на движение, а также на цвет ставил акценты художник. Он был очень изобретателен в плане поиска сюжета. Зацепить художника могли даже самые неживописные действия: женщина расчесывается, стрижет ногти, моет ногу и т.п.
Не пугали художника и неловкие позы. Парадокс, но Дега называли женоненавистником, хотя писал он преимущественно женщин. Такое нелестное мнение о художнике сложилось именно из-за того, что на многих его полотнах натурщицы изображены в «неудобный момент». Например, это картины «Женщину причесывают», «Педикюр», «Женщины на террасе кафе вечером».
Эдгар Дега «Педикюр», 1873 годМестонахождение: Музей Орсе, Париж, Франция
В своем стремлении передать малейшие нюансы движения Дега, конечно, «отыгрался» на балеринах. Их он изображал танцующими и отдыхающими, красивыми и не очень, в одежде и без нее. Но все же кроме балерин у мастера есть огромное количество замечательных картин. Не зря, когда отец Дега умер и художнику пришлось распродать часть полотен для погашения долгов, он стал одним из немногих импрессионистов, чьи работы пользовались большим спросом.
Танцовщица в своей гримерной.
Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1881 г. Художественный музей Цинциннати, Огайо, США.
Дега, пожалуй, чаще изображал танцовщиц не на сцене, за прямым их занятием, а в совершенно обыденных обстоятельствах.
Так, у него есть несколько картин танцовщиц, занятых своим туалетом в гримёрных. Вместе с художником мы как бы подглядываем за закулисной жизнью артисток. И здесь нет места постановке: вещи на полу и столике лежат в легком беспорядке. Эту неряшливость подчёркивают небрежные мазки синей и чёрной краски.
Еще об одной необычной картине с балеринами читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.
Новаторский метод в творчестве
Дега писал:
Метод работы мастера своеобразен. В отличие от большинства импрессионистов, которые главным считали работу с натуры, основным правилом Дега было “наблюдать не рисуя, а рисовать не наблюдая”.
На основе огромного количества зарисовок по памяти он творил произведения, переводя найденное решение на кальку, многократно повторяя и меняя жесты персонажей и выискивая их главные особенности. Поэтому так убедительно переданы профессиональные жесты его героев- жокеев и гладильщиц, балерин и прачек.
Многочисленные серии работ художника — постоянное уточнение однажды найденного.
Эдгар Дега.Гладильщицы.1884 г.
Личная жизнь
Люди, не знающие биографию Дега, бегло ознакомившись с его творчеством, посчитают, что Эдгар не чурался любовных интрижек с натурщицами. На полотнах колориста часто появлялись образы обнаженных женщин, но достоверно известно, что мэтр не имел близких отношений ни с одной из муз.
Автопортреты Эдгара Дега в шляпе
Любитель широкополых шляп с глазами, отражавшими печаль всего мира, предпочитал гордое одиночество шумным компаниям. Нелюдимый художник не переносил повышенного внимания к своей персоне.
Из-за столь отстраненного образа жизни и привычки вечно бормотать что-то себе под нос друзья и родные ласково называли его «медвежонком».
Скульптуры Эдгара Дега
Являясь свободолюбивым человеком, живописец отрицательно относился к институту брака. По заявлениям биографов, меланхоличный перфекционист не нуждался в физической близости. Скульптор любил глазами и получал удовольствие путем созерцания женского тела.
Неоднократно позировавшая живописцу Сюзанна Валадон заявляла: Дега постоянно делал комплименты ее внешности, но физический контакт был невозможен. Гений импрессионизма считал, что женщина создана не для любви, а для вдохновения. Восхищение было исключительно духовным.
Сюзанна Валадон
Примечательно то, что даже после публикации серии работ «Сцены в закрытых домах», посвященной легкодоступным женщинам, никто и на долю секунды не усомнился в непорочности мэтра.
Единственно приемлемое состояние души творца – одиночество. Его он сознательно выбрал в качестве верного спутника жизни.
Эдгар Дега
Дега (Degas) Илер Жермен Эдгар 1834 – 1917гг, французский живописец, график и скульптор. В 1855-56 учился в Школе изящных искусств в Париже. В 1854-59 подолгу жил в Италии; изучал искусство итальянского кватроченто. Испытал влияние Ж. О. Д. Энгра, усилившее пристрастие Дега к линейной основе живописной формы. Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов (“Семейство Беллелли”, около 1858-60, Музей импрессионизма, Париж). Наметившийся у Дега в конце 1860-х гг. принцип острого, динамичного восприятия окружающей среды и повседневного бытия человека сблизил художника в 1870-х гг. с импрессионизмом. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах, воссоздавая атмосферу капиталистического города (“Площадь Согласия”, около 1875; “Абсент”, 1876, Музей импрессионизма). Дега показывает характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта (“Женщины на террасе кафе”, монотипия, пастель, 1877, “Гладильщицы”, около 1884, оба произведения – в Музее импрессионизма); он выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, их пластическую красоту. В пристальном внимании к персонажам (представляющим часто социальные низы), в утверждении эстетической значимости их обычного состояния сказывается своеобразный гуманизм Дега. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного, и прозаического; передавая в многочисленных сценах балета притягательно-праздничный дух театра (“Звезда”, пастель, 1878, Музей импрессионизма), Дега, трезвый и тонкий наблюдатель, фиксирует одновременно скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (“Экзамен танца”, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Утончённая сдержанность колорита, присущая работам 1870-х гг., со временем всё больше дополняется эффектами резкого искусственного света. Напряжённый характер обретают произведения Дега 1880-90-х гг. (изображения балерин и занятых туалетом обнажённых женщин, выполненные главным образом пастелью), более интенсивные и богатые по цвету, с укрупнёнными и почти плоскостными формами, тесным пространством (“Голубые танцовщицы”,пастель, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). В конце 1880-х – начале 1910-х гг. Дега много занимался скульптурой; в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Импрессионист или реалист?
Джеффри Клементс / Corbis / VCG через Getty Images
Дега обычно считают одним из основателей импрессионистического движения, которое избегало формальности прошлого и преследовало цель запечатлеть момент времени именно так, как его воспринимал художник. Это подчеркивало захват света в его естественном состоянии, а также человеческих фигур в расслабленных, непринужденных позах — не в позе, а при наблюдении.Сам Дега отверг этот ярлык и вместо этого считал свою работу «реалистичной». Дега возражал против якобы «спонтанной» природы импрессионизма, который стремился уловить моменты, поразившие художника, в режиме реального времени, жалуясь, что «ни одно искусство не было менее спонтанным, чем мое».
Несмотря на его протесты, реализм был частью импрессионистской цели, и его влияние было глубоким. Его решение изобразить людей так, как будто они не подозревают, что их нарисовали, его выбор закулисных и других, обычно уединенных мест, а также его необычные и часто тревожные ракурсы захватили детали, которые в прошлом были бы проигнорированы или преобразованы — половицы в танцевальном классе. , опрысканный водой для улучшения сцепления, выражение легкого интереса на лице его тестя в отделе хлопка, то, как одна дочь Беллелли кажется почти наглой, отказываясь позировать со своей семьей.