Содержание
-
Слайд 1
-
Слайд 2
АВТОПОРТРЕТ (1600; 53х47 см; Нью-Йорк, музей Метрополитен)
-
Слайд 3
МАЛЬЧИК, РАЗДУВАЮЩИЙ УГОЛЕК ДЛЯ ЗАЖИГАНИЯ СВЕЧИ (1570; 61х51 см; Неаполь, музей Каподимонте)
-
Слайд 4
УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ (1563; 61х45 см; Эрмуполис, собор Успения Богоматери)
-
Слайд 5
БЛАГОВЕЩЕНИЕ (1565; 24х18 см; Модена, галерея Эсте)
-
Слайд 6
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ (1568; 43х52 см; Болонья, Национальная пинакотека)
-
Слайд 7
МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, СВЯТОЙ МАРТИНОЙ И СВЯТОЙ АГНЕССОЙ (1599; 194х103 см; Вашингтон, Национальная галерея искусств)
-
Слайд 8
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ (1607; 125х70 см; Мадрид, Прадо)
-
Слайд 9
МОЛЕНИЕ О ЧАШЕ (1595; 102х114 см; Толедо, Музей искусств)
-
Слайд 10
ХРИСТОС, НЕСУЩИЙ КРЕСТ (1605; 108х78 см; Мадрид, Прадо)
-
Слайд 11
СРЫВАНИЕ ОДЕЖД С ХРИСТА (1579; 285х173 см; Толедо, сакристия собора)
-
Слайд 12
РАСПЯТИЕ (1580; 260х178 см; Париж, Лувр)
-
Слайд 13
ТРОИЦА (1579; 300х178 см; Мадрид, Прадо)
-
Слайд 14
ПЬЕТА (1597; 120х145 см; Париж, коллекция Ставроса Ниахроса)
-
Слайд 15
ВОСКРЕСЕНИЕ (1600; 275х127 см; Мадрид, Прадо)
-
Слайд 16
ХРИСТОС – СПАСИТЕЛЬ МИРА (1610-1614; 99х79 см; Толедо, Дом-музей Эль Греко)
-
Слайд 17
СВЯТОЙ ИОСИФ И ХРИСТОС-РЕБЕНОК (1599; 109х56 см; Толедо, капелла Сан-Хосе)
-
Слайд 18
КАЮЩАЯСЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА (1585;108х104 см; Вустер, Музей искусств)
-
Слайд 19
СВЯТОЙ АНДРЕЙ И СВЯТОЙ ФРАНЦИСК (1597; 167х113 см; Мадрид, Прадо)
-
Слайд 20
СВЯТОЙ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ (1603; 111х66 см; Сан-Франциско, музей Янг Мемориал)
-
Слайд 21
СВЯТОЙ ИОАНН ЕВАНГЕЛИСТ (1604; 60х77 см; Мадрид, Прадо)
-
Слайд 22
СЛЕЗЫ СВЯТОГО ПЕТРА (1607; 102х84 см; Толедо, госпиталь Сан Хуан Баутиста де Афуэра)
-
Слайд 23
СВЯТОЙ ЛУКА (1610; 98х72 см; Толедо, собор)
-
Слайд 24
СВЯТОЙ СЕБАСТЬЯН (1614; 115х85 см; Мадрид, Прадо)
-
Слайд 25
СВЯТОЙ ИЕРОНИМ В ОБРАЗЕ КАРДИНАЛА (1614; 108х89 см; Нью-Йорк, музей Метрополитен)
-
Слайд 26
КАРДИНАЛ НУНЬО ДЕ ГЕВАРА (1600; 171х108 см; Нью-Йорк, музей Метрополитен)
-
Слайд 27
ДВОРЯНИН С РУКОЙ НА ГРУДИ (1585; 81х66 см; Мадрид, Прадо)
-
Слайд 28
ФРАНЦУЗСКИЙ КОРОЛЬ ЛЮДОВИК СВЯТОЙ С ПАЖОМ (1590; 120х97 см; Париж, Лувр)
-
Слайд 29
ОРТЕНСИО ФЕЛИКС ПАРАВИСИНО-И-АРТЕАГО (1609; 112х86 см; Бостон, Музей изящных искусств)
-
Слайд 30
ПОГРЕБЕНИЕ ГРАФА ОРГАСА (1588; 480х360 см; Толедо, церковь Сан Томе)
-
Слайд 31
-
Слайд 32
-
Слайд 33
-
Слайд 34
-
Слайд 35
ВИД ТОЛЕДО
-
Слайд 36
ВИД ТОЛЕДО (1599; 121х109 см; Нью-Йорк, музей Метрополитен)
-
Слайд 37
ВИДЕНИЕ СВЯТОГО ИОАННА (1614; 222х193 см; Нью-Йорк, музей Метрополитен)
-
Слайд 38
ЛАОКООН (1614; 138х173 см; Вашингтон, Национальная галерея искусств)
-
Слайд 39
I век до нашей эры
скульпторы Агезандр, Полидор и
Афинодор
-
Слайд 40
-
Слайд 41
Посмотреть все слайды
Композиция
Фрагмент картины Пространство картины чётко разделено на две части — мир небесный и мир земной. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами. Над отчётливо материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых — небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело — он изучал эту фреску в Сикстинской капелле]. Фигура Христа в белых одеждах, венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. На фоне движущихся в холодном свете облаков слегка деформированные, вытянутые фигуры святых кажутся фантомами. Ангел уносит ввысь animula
, душу усопшего, которую готовы принять расступившиеся облака, — художник здесь следует византийской иконографии. Три центральных фигуры окружены апостолами, мучениками, библейскими царями, среди святых по правую руку Иисуса можно увидеть портрет Филиппа II] — возможно, ещё одна попытка Эль Греко снискать расположение монарха, который не ценил картин художника]. Мир земной, в противовес небесному, изображён предельно реалистично, без визионерского искажения], на фоне толпы в траурных одеждах происходит чудо. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа. Мальчик слева, указывающий на сцену погребения — сын Эль Греко, Хорхе Мануэль, будущий помощник отца. На носовом платке, выглядывающем из его кармана художник поставил свою подпись по-гречески и год рождения сына — 1578. Портрет самого Эль Греко легко найти: он располагается выше поднятой руки над головой святого Стефана]. И отец, и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт . Колорит картины необычайно богат: на фоне чёрных одеяний выделяются шитые золотом далматики святых. Художник демонстрирует своё мастерство в передаче не только цвета, но и фактуры материала: блеска металла рыцарских доспехов графа, в которых отражается фигура святого Стефана, прозрачной ткани священнического стихаря. На далматике святого Стефана Эль Греко изображает сцену его мученичества. В верхней части композиции господствует гармония переливающихся всеми оттенками серого и цвета слоновой кости, которые сочетаются с тёплой охрой. Экспрессивные взгляды и жесты персонажей делают сцену чрезвычайно динамичной
Эль Греко. Успение Богородицы ок. 1567 года. Предполагается, что композицию этого образа художник повторил в «Погребении графа Оргаса»
Несмотря на реминисценции из произведений мастеров византийской живописи, венецианской школы, Высокого Возрождения и маньеризма, Эль Греко, точно следуя пожеланиям заказчика в изображении легенды, тем не менее создал абсолютно оригинальную работу, алтарный образ нового типа. Пространство картины трактовано условно: нет линии горизонта, отсутствует перспективная глубина
Творческий путь
За несколько лет юноша успел научиться масляной живописи, в его картинах присутствовали черты венецианского колоризма. Примечательно, что он часто скептически высказывался в адрес других художников, хотя и был подвержен их влиянию. Свои полотна живописец подписывал полным именем, однако при встрече представлялся людям «Эль Греко» для удобства.
В Риме Доменико встретил Джулио Кловио. Люди искусства быстро подружились, новый приятель даже отправил запрос кардиналу Алессандро Фарнезе, чтобы тот позволил Греко остаться в городе. Правитель был восхищен работами художника, он предложил тому пожить при дворе.
В общей сложности Теотокопули провел в Риме 7 лет. В 1572 он стал членом Академии святого Луки, подружился с местными теологами. В том же году он открыл студию вместе с другими живописцами. Но у них не было заказов, картины не пользовались спросом. Из-за разногласий между коллегами студию пришлось закрыть.
Чуть позднее художник познакомился с испанцами, которые уговорили его переехать в Мадрид. Там он хотел получить работу при дворе короля Филиппа II, но эта затея не увенчалась успехом. Еще в 1573 он предоставил правителю эскиз полотна «Мученичество святого Маврикия», но тот не был впечатлен. Король передал заказ Ромуло Чинчинатто, отказавшись от услуг Эль Греко.
Интересные факты
Живопись Эль Греко многие считают загадочной. Его творческая манера не имеет ни предшественников (хотя исследователи находят в нем влияние его учителей Тициана и Тинторетто), ни последователей. Нередко художника сравнивают с Ван Гогом – также совершенно самобытным, непонятым и лишь формально связанным с предшественниками и современниками. Считается, что работы живописца повлияли на развитие кубизма и экспрессионизма.
По существующим в те годы в Испании порядкам стоимость живописного полотна заранее с заказчиком не оговаривалась. Поэтому нередко после окончания работы Эль Греко доводилось судиться по поводу ее оплаты. При Филиппе II живопись считалась не искусством, а ремеслом и оценивалась невысоко. Такое положение дел не устраивало Эль Греко.
Часто ему приходилось отказываться от передачи картины, пока ему не выдавали в полном размере назначенную сумму. Эта история повторилась и со «Снятием одежд с Христа». Это полотно мастер писал в течение 2 лет. Эксперты, приглашенные для оценки, подчеркивали высокое художественное достоинство картины и настаивали на том, чтобы запрошенная автором сумма (900 дукатов) была выплачена ему в полном объеме.
Не желая платить, заказчик обвинил автора в том, что что созданные им образы не соответствуют Евангелию и потребовал переделать работу – убрать находящиеся рядом с Иисусом женские фигуры, в т. ч. фигуры Марии Магдалины и Девы Марии.
Спор, в котором участвовал капитул, закончился тем, что полотно осталось прежним, а цену художнику пришлось немного снизить. В ходе тяжбы популярность полотна в разы выросла. В 1582 г. капитул заказал мастеру изготовление резной рамы к картине. Эль Греко получил за нее значительно большую сумму, нежели за само полотно. С тех пор живописцы в Испании стали оспаривать стоимость своих картин в суде.
На полотне «Погребение графа Оргаса» художник запечатлел себя и своего сына. По мнению искусствоведов, изображение Эль Греко расположено в левой группе скорбящих. Он единственный из всех участников траурной церемонии смотрит непосредственно на зрителя.
Слева художник изобразил своего сына Хорхе Мануэля – это мальчик, стоящий в левом нижнем углу и указывающий пальцем на мертвого рыцаря.
На этом полотне Эль Греко задумал написать множество портретных изображений знатных толедских идальго. Некоторые из них присутствуют и среди персонажей, обитающих на небесах. При этом во время создания картины эти люди были еще живы. До сих пор не известно, оказывал ли Эль Греко таким способом им почтение или высказал пожелание им скорого конца.
Искусство Эль Греко было предано забвению на 300 лет. Его первым ценителем стал Веласкес, использовавший новаторские находки великого предшественника при создании портрета понтифика Иннокентия Х. Интерес к уникальному и новаторскому стилю художника возродился лишь в 19 веке. В 20-м его творчество заняло достойное место среди величайших достижений мирового искусства.
Рекомендуем посмотреть видео рассказ об Эль Греко:
https://youtube.com/watch?v=bNzHcya0Iyk
О других великих художниках читайте в наших статьях:
- Альбрехт Дюрер;
- Иероним Босх.
- http://www.elgreco.ru/txt/10kresh.shtml
- http://eaculture.ru/sobitia/2128
- http://smallbay.ru/artreness/el_greco07.html
- htts://artchive.ru/elgreco/works/314224~Snjatie_odezhd_s_Khrista_Espolio
- https://boom.ms/fakty-o-kartine-el-grek
- https://kulturologia.ru/blogs/270116/28205
- https://foma.ru/el-greko-asket-epoxi-vozrozhdeniya.html
- http://www.bibliotekar.ru/100hudozh/22.htm
- https://artrue.ru/style/renessans/elgreco/10-izvestnyx-kartin-el-greko
- https://www.grekomania.ru/greek-articles/people/4-el-greko
- http://smallbay.ru/article/art_spain_el_greco.html
Учеба
По имеющимся сведениям, будущий художник в детстве проявлял необыкновенную любознательность, страстно увлекался книгами, рано пристрастился к рисованию. Известно, что Эль Греко любил учиться, он пополнял и совершенствовал свои знания в течение всей жизни.
На Крите Эль Греко начал обучаться живописи у местных иконописцев. В 60-е годы перебрался в Венецию, где стал учеником Тициана. Спустя десятилетие художник отправился в Рим, чтобы посвятить себя изучению архитектуры. Здесь его увлек маньеризм, а также знакомство со стилем Бассано, Тинторетто и Микеланджело.
Для своего времени Эль Греко был необыкновенно образованным человеком, свободно говорил на 4 языках: по-латыни, а также на греческом, испанском, итальянском. В течение всей жизни художник занимался созданием собственной библиотеки.
Известно, что в Толедо, куда со временем перебрался на постоянное место жительства Эль Греко, он стал обладателем одной из самых богатых библиотек его времени, состоящей из 131 тома ценных книг на разных языках.
Последние годы
В 1577 г. живописец отправился в Толедо, где и прожил до конца своей жизни. Там его ждал успех, начавшийся со знакомства с деканом собора Диего де Кастилья. Священнослужитель попросил Теотокопули расписать алтарь. Эта работа принесла ему известность среди дворян.
Эль Греко не смог выдержать искушение популярностью. С 1585 года он начал бездумно тратить все заработанные деньги. Художник брал в аренду дворцы у маркизов, требовал огромные суммы за свои полотна, вел себя крайне вызывающе.
В 1607 г. живописец узнал о том, что он тяжело болен. На лечение ушло много денег, постепенно Доменико обнищал. Его имя часто упоминалось в финансовых документах, художник брал взаймы у друзей и знакомых. С 1609 по 1611 год он не мог платить за аренду квартиры, в итоге лишился ее. Эль Греко умер седьмого апреля 1614 года в Толедо, его похоронили в монастыре Сан-Торквато. Позднее здание было разрушено, а останки живописца — навсегда утеряны.
Художник никогда не был женат, но ходили слухи о его отношениях с Жеронимой де лас Куевас, она даже жила вместе с Теотокопули. В 1578 г. девушка родила сына Хорхе Мануэля, который также стал художником. Впоследствии именно ему досталось все имущество живописца.
https://youtube.com/watch?v=uhFYh9BrlA0
Детство и юность
Греческая семья, в которой в 1541 году родился будущий творец испанского мистицизма в живописи, ни в чем не нуждалась. Глава семьи зарабатывал не только торговлей, но и сбором налогов. Сыновья Доменико и Мануссос получили превосходное по меркам той эпохи образование. Есть свидетельства о том, что они учили древнегреческий и латинский языки.
Эль Греко
Когда Доменико было 15 лет, отец умер. Забота о семье легла на плечи старшего брата, художника Мануссоса. Впоследствии всю жизнь он посвятил торговле. Доменико же выбрал путь искусства. В Кандии действовала гильдия живописцев. К сообществу примкнул и юноша.
Одна из самых известных работ Эль Греко – «Погребение графа Оргаса»
Становление художника началось в Венеции, где Доминикос поступил в мастерскую Тициана. Там он быстро делает свои первые успехи, помогая старому Тициану писать «Мученичества Сятого Лаврентия», а также создавая свои первые серьезные работы – «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление святого». После того, как молодой ученик взял у своего учителя все что мог, его уже ничего не держало в Венеции и он направился в Парму, а чуть позже – в Рим.
В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку
Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Это высказывание настроило против Эль Греко итальянских коллег, и без того ревниво относящихся к чужакам. В 1576 году Эль Греко попадает на службу испанскому королю, и через какое-то время обосновался в Толедо, бывшем в то время центром науки и искусств Испании
Там он арендует бывшую резиденцию маркиза де Вильена – художник привык к тому времени жить на широкую ногу и во что бы то ни стало не хотел отставать от толедской знати. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. Их ожидания художник оправдывал всегда на сто процентов – его картины на религиозные темы дышали неподдельным трепетом перед могуществом Господа, растворением человека в экстазе поклонения божественному началу
В 1576 году Эль Греко попадает на службу испанскому королю, и через какое-то время обосновался в Толедо, бывшем в то время центром науки и искусств Испании. Там он арендует бывшую резиденцию маркиза де Вильена – художник привык к тому времени жить на широкую ногу и во что бы то ни стало не хотел отставать от толедской знати. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. Их ожидания художник оправдывал всегда на сто процентов – его картины на религиозные темы дышали неподдельным трепетом перед могуществом Господа, растворением человека в экстазе поклонения божественному началу
Со временем менялась техника картин, Эль Греко ознакомился с научными достижениями в области математики – они приобрели важное значение в его поздних работах. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Несмотря на то, что его основными заказчиками были представители духовенства, Эль Греко нередко случалось вступать в конфронтацию с ними, например, когда своевольный художник вынудил прелатов признать своего внебрачного сына, которому он дал свое имя
Несмотря на то, что его основными заказчиками были представители духовенства, Эль Греко нередко случалось вступать в конфронтацию с ними, например, когда своевольный художник вынудил прелатов признать своего внебрачного сына, которому он дал свое имя.
Погребение графа Оргаса — Эль Греко
Картина испанского живописца Эль Греко «Погребение графа Оргаса». Размер картины 480 x 360 см, холст, масло. Слава Эль Греко в Испании достигла вершины после создания для скромной приходской церкви Санта-Томе великолепной картины «Погребение графа Оргаса» на сюжет старинной легенды.
В большинстве своем картины художника, написанные на сюжеты Нового завета, обладают известным единообразием художественных решений. Греко часто возвращался к одним и тем же образам. Среди произведений подобного рода выделяется его знаменитая картина «Погребение графа Оргаса». В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда о чудесном погребении благочестивого графа Оргаса святыми Августином и Стефаном. Торжественно-скорбная сцена погребальной церемонии помещена в нижней зоне картины. Вверху разверзается небо, и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. И здесь мистическое чудо составляет основное содержание картины. Однако ее образное решение отличается гораздо большей сложностью и глубиной, чем в других произведениях мастера.
В этом полотне слиты в гармоническом единстве как бы три плана представления художника о мире. Его чисто визионерское восприятие воплощено в верхней, небесной зоне. Вместе с тем изображение участников погребальной мессы — монахов, духовенства и особенно толеданского дворянства, в образах которых Эль Греко создал превосходные портреты своих современников, вносит в картину ощущение реальности. Но и эти реальные участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду. Их духовные переживания с удивительной утонченностью воплощены в тонких бледных лицах, в сдержанных жестах хрупких рук — как бы всплесках внутреннего чувства.
Наконец, своего рода синтез конкретно-реального и отвлеченно-возвышенного несут в себе образы святых Августина и Стефана, которые на переднем плане бережно поддерживают тело усопшего. Нигде у Эль Греко печаль, глубокая нежность и скорбь не были выражены с такой человечностью. И в то же время образы святых — само воплощение высшей духовной красоты.
Обращение живописца Эль Греко к теме жизни и смерти, к непосредственной передаче мира человеческих чувств и их идеальному преображению придает картине исключительную содержательность и многозвучность. Сложное сопоставление различных образных планов проявляется даже в частностях. Так, парчовая риза святого Стефана украшена изображениями эпизодов из его жития — побиения святого камнями. Это не просто нарядная вышивка, а целая картина типичного для Эль Греко призрачного характера. Введение подобного мотива как бы совмещает в изображении прекрасного юноши настоящее и прошлое, придает его образу многоплановый оттенок. И в колористическом звучании картины, написанной в великолепной торжественно-траурной гамме с акцентами бело-серебристых, желтых, темно-синих и красных тонов, слиты различные живописные решения.
Условному нереальному колориту небесной сферы, где прозрачные облака озарены внутренним светом, противостоят более весомые, темные, серо-черные тона нижней зоны в одеждах дворян, монашеских рясах, в сверкающих холодным блеском металлических латах Оргаса. Своеобразным объединением этих противоположных тенденций являются фигуры святых Августина и Стефана. Сохраняя меру реальности, яркие на темном фоне пятна их тяжелых златотканых риз вместе с тем фантастически переливаются в сиянии розовато-красного света погребальных факелов.
Творчество Эль Греко
С 1585 г. мастер, чтобы поддержать привычный уровень жизни, арендовал одно крыло дворца у маркиза де Вильены. Покупателям он называл огромную сумму, в которую оценивал свои произведения. Это несколько раз заканчивалось судебными процессами между мастером и заказчиками.
Случались и другие неприятности. Служители церкви неоднократно высказывали претензии к картинам мастера. Они настаивали, чтобы произведения, исполненные по заказу церкви, соответствовали традиционным ортодоксальным принципам изображений.
Но слава мастера росла с каждым днем. Он продолжал получать большие заказы от богатых клиентов. В это время Толедо был известен далеко за пределами Испании. Хороших живописцев здесь было мало.
Художник пытался привлечь к себе внимание не только горожан, но и сеньоров со всей Испании. Особенно он мечтал обратить внимание на свои творения могущественного Филиппа II, слывшего ценителем живописи. Король подыскивал мастеров для росписи интерьеров дворца, который был возведен вблизи Мадрида
Закладка фундамента прошла в 1563 г. Приезд мастера связан с его стремлением поучаствовать в оформлении интерьеров. Сюда прибыло много мастеров, в т.ч. и великий Тициан
Король подыскивал мастеров для росписи интерьеров дворца, который был возведен вблизи Мадрида. Закладка фундамента прошла в 1563 г. Приезд мастера связан с его стремлением поучаствовать в оформлении интерьеров. Сюда прибыло много мастеров, в т.ч. и великий Тициан.
«Мученичество святого Маврикия». 1580-1582, Монастырь де Эль Эскориал, Мадрид
Главную сцену сюжета Эль Греко «удалил» вглубь полотна. На переднем плане написал св. Маврикия с друзьями, когда они единодушно решают отдать жизнь за истинную веру. Получилось, что традиционное толкование сюжета художник принес в жертву своему стилю.
«Кающаяся Магдалина» 1594, Национальный музей изобразительных искусств, Будапешт
Последние годы жизни
Эль Греко возвратился в Толедо навсегда. Он активно работал в 1597 — 1607 г.г., когда началась массовая перестройка храмов. И это открыло для него огромное поле деятельности. Слава мастера пересекла границы Испании и ему стали поступать заказы из соседних европейских стран.
В 1603 г. он принял заказ на создание алтарного образа для госпиталя в окрестностях Толедо. Вновь последовало разбирательство об оплате, которое мастер проиграл.
В конце жизни для живописца наступила черная полоса. Возникли проблемы со здоровьем, мучили финансовые проблемы. Его осаждали многочисленные кредиторы, он не мог оплатить аренду жилья.
Эль Греко скончался в 1614 г. и был похоронен в храме Санто-Доминго. Но церковные дрязги продолжились. Сын вынужден был перевезти прах отца в монастырь Сан-Торквато. Этот монастырь подвергся разрушению в XIX в. Могила художника не была найдена, но память об этом величайшем живописце пережила века.
Родились в один день
Дата рождения: 11.10.1541. Возраст: 479. Знак зодиака: Весы (информация о знаке). Гороскопы для Весов: гороскоп на сегодня, гороскоп на завтра, гороскоп на неделю, гороскоп на месяц, гороскоп на год.
До следующего дня рождения осталось дней: 165 дней.
ВЕРНИК Игорь Эмильевич
Актер
1 место
ДУДЬ Юрий Александрович
российский журналист и видеоблогер. Бывший главный редактор издания Sports.ru, с сентября 2018 года — заместитель генерального директора.
2 место
КЛЕЙМАН Дмитрий
Музыкант
3 место
БЕРЕЖНАЯ Елена
Фигуристка
4 место
ВЕРНИК Вадим Эмильевич
Актер
5 место
СТАРОВОЙТОВ Стас
актер, комик, юморист КВН
6 место
ЗЕМСКИЙ Алексей Владимирович
Генеральный директор
7 место
КУИМОВА Анастасия Александровна
Актриса
8 место
КОКОРИЧ Михаил Валерьевич
Президент
9 место
КУДРЕНКО Александр Андреевич
Актер
10 место
КОМАРОВ Андрей
Член Совета Федерации РФ
11 место
ЧЕРНИН Сергей Яковлевич
Президент Корпорации «ГазЭнергоСтрой»
12 место
ЛОКШИН Александр Маркович
Заместитель генерального директора по ядерному энергетическому комплексу
13 место
ГРЕБЕШКОВ Денис Сергеевич
Хоккеист, защитник
14 место
ЧЕРНЫШОВА Полина Ильинична
Актриса
15 место
Эль Греко Доменико, испанский живописец
Эль Греко Доменико (El Greco; собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), испанский живописец. Грек по происхождению. Первоначально учился, по-видимому, на острове Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его творчества. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. С 1570 работал в Риме. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Я. Бассано, Якопо Тинторетто). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при королевском дворе в Мадриде, он поселился в Толедо). В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают подчёркнуто духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция «Погребение графа Оргаса», с многочисленными, ярко выразительными портретами, 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо; «Святое семейство», около 1590-95, Музей искусства, Кливленд); резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине («Мученичество св. Маврикия», 1580-82, Эскориал). Ведущее значение в этих произведениях получает колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, то ярко вспыхивающих, то приглушённых. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных психологической и социальной проница- тельностью («Главный инквизитор Ниньо де Гевара», 1600-01, Метрополитен-музей) или глубокой проникновенностью и драматизмом («Портрет неизвестного рыцаря», 1578-80, Прадо; предполагаемый автопортрет художника, около 1595-1600, Метрополитен-музей), Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко («Снятие пятой печати», Метрополитен-музей; «Лаокоон», Национальная галерея искусства, Вашингтон, — оба 1610-14). Острым поэтическим восприятием жизни природы, трагизмом мироощущения овеян «Вид Толедо» (1610-14, Метрополитен-музей). Проникнутое художественным субъективизмом и вместе с тем напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа творчество Эль Греко в XVII-XIX вв. было забыто и заново открыто лишь в начале XX в.
Лит.: А. Валлантен, Эль Греко. (Доменико Теотокопули), пер. с франц., М., 1962; Т. П. Каптерева, Эль Греко, М., 1965; Wethey H. E., El Greco and his school, v. 1-2, Princeton, 1962; Cossio M. B., El Greco, Barcelona, 1972; Waterhouse E., El Greco, N. Y., 1978; Marias F., Bustamante Garcia A., Las ideas artisticas de El Greco, Madrid, 1981.
Биография
Венеция — Рим: 1541—1576
По одной точке зрения, Эль Греко родился в деревне Фоделе близ города Кандия (современный Ираклион). По другой точке зрения, художник родился в самом Ираклионе, а в Фоделе проживал некоторое время со своей семьей.
О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем, и о его детстве. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина.
Остров Крит в те времена принадлежал Венецианской республике. В возрасте 26 лет, в 1567 году, он отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. Некоторое влияние на его живопись также оказали другие великие итальянцы, в частности Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. В 1570 году, по пути в Рим, будучи в Парме, Эль Греко познакомился с творчеством Корреджо, в Риме же он познакомился с творчеством Микеланджело. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос, исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос, изгоняющий торговцев» (около 1570).
Испания: 1576—1614
В 1576 Эль Греко направился в Испанию на службу королю Филиппу II Испанскому. Через некоторое время художник переехал в Толедо — древнюю столицу Испании, центр испанского просвещения и искусств того времени, где и оставался до конца своей жизни. Именно в Толедо Эль Греко написал своё знаменитое полотно «Погребение графа Оргаса» (1586), принёсшее ему славу и огромное количество заказов, в основном от церкви. Тогда же художник обращает свой взор на портретное искусство, благо заказов на портреты в то время было много.
Эль Греко отличался независимым нравом, гордостью и собственным оригинальным стилем. Картины он всегда подписывал по-гречески своим греческим именем, а называл себя Доменико Греко, на итальянский манер. Прозвание «Эль Греко» дали ему каталонцы, добавив артикль «эль» к итальянскому прозвищу «Греко».
Последней работой жизни художника стал цикл «Апостоладос» — портреты апостолов. Над ними он работал с 1610 по 1614 годы. Завершал цикл портрет святого Петра с ключами в рай. После этого должна была быть «Коронация святой Богородицы», но закончить её Эль Греко так и не удалось.
Эль Греко скончался 7 апреля 1614 и был похоронен в Толедо, Испания, в монастыре Санто Домингос Эль Антигуо.