Годы учёбы в Академии
Все мальчики в семье Брюлловых учились в Петербурге в Императорской Академии художеств. В 1809 году, в возрасте десяти лет, поступил туда на учёбу и маленький Карл. Его зачислили на казённое содержание, проучился он здесь 12 лет.
Среди сверстников он сразу выделился своею одарённостью и отличной домашней подготовкой
Любознательный и талантливый мальчик обратил на себя внимание преподавателей, причём ученик был одарён разносторонне, не только в предметах живописи. Легко и блестяще Карл справлялся с любыми учебными заданиями, чем снискал уважение и популярность среди сверстников, они часто обращались к Брюллову за помощью
Нередко его просили однокурсники подправить их экзаменационные работы, Карл никогда не отказывал, причём делал это с удовольствием и даже за небольшую плату.
Одним из преподавателей юного Брюллова был русский художник Андрей Иванович Иванов. Педагог сразу рассмотрел в мальчике недюжинный талант, выделял его среди остальных учеников и помогал. Карлу даже было разрешено обучаться вразрез строгой программе. Сначала надо было пройти курс копирования, потом рисовать с гипсовых голов и фигур, далее с манекенов и лишь после этого с живой натуры. Брюллову намного раньше, чем всем остальным, разрешили рисовать собственные композиции.
Ещё во время обучения в Академии Брюллов создал своё первое значимое произведение – полотно «Гений искусства». Над этой работой художник трудился почти три года. Картина была написана пастелью, в соответствии со всеми академическими требованиями. Классическим канонам в этой работе соответствовало всё – характер подсветки, пропорции лица и тела, чёткие контуры, устойчивые формы. Академический Совет признал её образцом для копирования, сейчас «Гений искусства» выставлен в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.
В этом же музее хранится сейчас и вторая картина Карла Брюллова «Нарцисс, смотрящий в воду», написанная в 1819 году. В классе Андрея Иванова студентам поставили задачу написать мужскую фигуру юноши, который расположился полулёжа и склонился над водой. В Академии для этого обычно служили натурщики, которые принимали соответствующую позу, а ученики, молодые художники, рисовали с них свои картины.
Брюллов чувствовал какую-то неудовлетворённость от отсутствия вокруг пейзажа. И тогда он оправился на Чёрную речку в Строгановский сад. Густые садовые заросли навеяли воображению Карлу присутствие мифологических образов, а также множество мелких живых деталей. Так появился мягкий солнечный лучик, который с трудом пробивается через листву, или одинокий листик, томно упавший на водную поверхность.
Академический этюд превратился в написанное маслом на холсте законченное произведение живописи. За эту работу Карл Брюллов получил вторую золотую медаль Академии художеств. Картина настолько поразила его педагога Андрея Иванова, что он выкупил «Нарцисса» для своей частной коллекции.
В 1819 году старший брат Карла Александр был приглашён на работу в качестве помощника Монферрана на строительство Исаакиевского собора. Карл съехал из родительского дома и поселился в мастерской у брата.
В 1821 году Брюллов окончил Академию художеств. Им была написана выпускная работа – картина «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского». За это произведение Карл был удостоен первой большой золотой медали по классу исторической живописи. Вместе с медалью он получил право на пенсионерскую поездку за границу.
Однако президент Академии художеств настоял на том, чтобы Брюллова оставили в учебном заведении ещё на три года, дабы усовершенствовать своё мастерство. Наставником Карлу поставили художника Ермолаева А. И., который был мало одарён и среди студентов не имел авторитета. Брюллов попросил заменить ему учителя, но молодому художнику отказали. И тогда Карл сам отказался от пенсионерской поездки за границу и от продолжения учёбы в Академии.
Любимая натурщица и муза
Графиня Самойлова сыграла важную роль в жизни Брюллова. Их даже можно было бы назвать идеальной парой. Художник был для нее идеалом для преклонения, а она для него – музой. Познакомились они в Италии. В то время они уже были состоявшимися людьми. Самойлова была аристократкой, а Брюллов – художником. До этой встречи графиня регулярно увлекалась мужчинами и нисколько не стеснялась этого. Но Брюллов стал для нее особенным человеком. Пара хоть и расставалась несколько раз, но потом вновь возобновляла отношения.
Вдохновение, любовь, страсть — история отношений художника и его музы.
Пожалуй, роль графини Юлии Павловны Самойловой в жизни великого художника Карла Брюллова трудно переоценить. Она была его музой, его любовью, благодаря ей появились на свет многие прекрасные полотна Карла Павловича Брюллова.
Юлия Павловна Самойлова (1803-1875) прожила долгую и насыщенную жизнь. Кроме титула графини ей досталось огромное наследство от предков, корнями уходивших в Италию. Она была молода, богата, взбалмошна и невероятно красива. О её личной жизни ходило множество слухов в светском обществе, которые, казалось, совсем не заботили юную похитительницу людских сердец.
**Художник Б.-Ш. Митуар, 1825 год. Государственный Эрмитаж
На красоту, стать и неординарное поведение Юлии Павловны отреагировал и Пушкин:
Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает.
Карл Павлович Брюллов (1799-1852), выпускник Академии художеств, был одним из самых одарённых и прославленных художником своего времени (и остаётся им по сей день), работавший в направлениях романтизма и классицизма. Выдающийся мастер как парадного, так и камерного портрета, творчество которого нашло множество поклонников и подражателей.
*Автопортрет (1848). Москва, Государственная Третьяковская галерея
Юлия Павловна была фрейлиной при дворе, пока не вышла в 1825 году замуж за графа Николая Александровича Самойлова, флигель-адъютанта императора. Их брак не был удачным и спустя два года супруги по взаимному согласию разошлись.
Брюллов и Самойлова познакомились в Италии приблизительно в 1827 году. Она была страстной натурой, ей претили любые ограничения и запреты. Это и покорило художника, который восхитился не только её темпераментом, но и красотой.
Исследователи творчества Карла Павловича Брюллова отмечают сходство темпераментов художника и графини Самойловой. Они были похожи как брат с сестрой. По иронии судьбы, даже их отчества совпадали.
Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. Графиня вызвалась позировать ему. И на полотне её образ запечатлён трижды: в роли женщины, укрывающей дочерей в левом нижнем углу картины;матери, с младенцем на руках и девушки с кувшином над головой, стоящей рядом с самим художником.
*Последний день Помпеи (1828−1833)
*Последний день Помпеи. Фрагмент
*Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю. П. Самойловой. (1832г.)
В 1942 году графиня окончательно покидает Россию и переезжает жить в Италию. Брюллов последовал за ней. Художник подолгу жил у графини на её вилле в Ломбардии. Фрагменты переписки между влюблёнными сохранились и свидетельствуют о глубоком чувстве.
*Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини. (1842г.)
Однако, они все равно расстались. Юлия Павловна приняла такое решение в 1845 году. А через год выскочила замуж за красавца-тенора итальянца Пери, лишившись подданства Российской империи. Графиня была старше своего нового избранника на 20 лет. Прожила с ним Самойлова не больше года: молодой супруг умер от чахотки.
Карл Павлович Брюллов скончался в 1852 году, в возрасте 52 лет в Манциане недалеко от Рима. Юлия Павловна Самойлова пережила его на 23 года, потеряв к концу жизни практически всё своё состояние.
Приёмные дочери, выданные замуж, через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество.
*Акварельный портрет графини Юлии Павловны Самойловой. Частная коллекция
Такова была история жизни и любви графини Юлии Павловны и Карла Брюллова, дошедшая до нас с великих полотен.
Карл Павлович Брюллов (Брюлов) (до 1822 г. – Брюлло; 1799-1852) – русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма. Работал в жанрах портретной и исторической живописи.
В биографии Брюллова есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Карла Брюллова.
Любимая натурщица и муза
Картина «Всадница» была написана в 1832 году. На ней изображены воспитанницы Самойловой – Джованина и Амация. Поскольку Брюллов любил графину, он не мог не полюбить ее девочек. Они были частью мира художника. По задумке Карла, «Всадница» должна была стать большим портретом, который должен был украсить парадный зал. Картину заказала сама графиня. Она часто говорила, что хочет украсить работами любимого все стены.
Графиня Самойлова сыграла важную роль в жизни Брюллова. Их даже можно было бы назвать идеальной парой. Художник был для нее идеалом для преклонения, а она для него – музой. Познакомились они в Италии. В то время они уже были состоявшимися людьми. Самойлова была аристократкой, а Брюллов – художником. До этой встречи графиня регулярно увлекалась мужчинами и нисколько не стеснялась этого. Но Брюллов стал для нее особенным человеком. Пара хоть и расставалась несколько раз, но потом вновь возобновляла отношения.
Детские годы
Карл Павлович Брюллов родился в декабре 1799 года в Санкт-Петербурге. Его семья была многодетной. Карл рос вместе с двумя сестрами и тремя братьями. Его отец был достаточно известным живописцем. Наверное, это сыграло большую роль в жизни юного Карла. Его художественная судьба была предопределена. Стоит сказать, что все его братишки занимались в Академии художеств, в которой работал преподавателем их отец. Было бы странным, если бы ребенок в такой творческой семье выбрал иное направление.
В раннем детстве мальчик был очень болезненным. До семи лет он практически не вставал с кровати. Однако его отец был суров к нему. Он не давал ребенку поблажек, поэтому Карл должен был в день рисовать определенное количество фигурок. Норма его работ была такой же, как и у братьев. Если же мальчик не справлялся с задачей, его непременно наказывали. Наименьшим наказанием было лишение еды. Как можно знать из биографии Карла Брюллова, однажды за подобную провинность отец сильно ударил его, из-за чего он на всю жизнь остался глухим на одно ухо.
Не удивительно, что такая жуткая дисциплина и природный талант ребенка в конечном итоге дали свои плоды. С юных лет Карл вникал в мельчайшие тонкости мастерства.
Детство и семья
Иван Айвазовский родился 29 июля 1817 года в контр-адмиральской семье. Он был сыном Николая Константиновича Брюллова, который был известным архитектором, и Анны Ивановны Брюлловой. Родители Брюллова активно путешествовали, и это стало важным фактором в формировании его художественных интересов.
С самого детства Иван проявлял талант к живописи и любовь к искусству. Его родители заметили его таланты и поддерживали его в его творческих начинаниях. Уже в десять лет юный Брюллов начал посещать Академию художеств и получал образование. Он был тщательно отобран для участия в академических программах, и его работы были показаны на выставках. Иван Брюллов продолжал развиваться и совершенствоваться в искусстве.
Семья была важным аспектом в жизни Брюллова. У него были брат и сестры, которые тоже интересовались искусством. Вместе они посещали выставки, посещали театры и часто обсуждали искусство. Родители Брюллова также играли важную роль в его развитии, поддерживая его творческие устремления.
Последние годы
В 1836 году Брюллов приехал в Россию. Его торжественно приняли в Академии художеств, присвоив звание младшего профессора и назначив руководить в Академии историческим классом. Наряду с занимаемыми должностями, Брюллов продолжал писать, особенно востребованными были его портреты. Также Карл Павлович принял участие в росписи лютеранской церкви на Невском проспекте.
В 1843 году его пригласили на роспись Исаакиевского собора. К 1848 году он завершил работу над эскизами и над созданием всех основных фигур плафона, но приступить к живописи ему не удалось, он попросил освобождения по состоянию здоровья.
У Брюллова обострился ревматизм, это осложнило работу сердца. Медики рекомендовали ему лечение на острове Мадейра. Оттуда он поехал в местечко Манциан под Римом, где проходил курс лечения минеральными водами. 23 июня 1852 года у художника случился приступ удушья, после которого он скончался. Похоронили живописца в Италии на протестантском кладбище Монте Тестаччо.
В жизни художника был длительный роман с женщиной, которая стала в его творчестве главной музой и натурщицей, это была графиня Юлия Самойлова. В 1838 году Карл заключил брак с 18-летней Эмилией Тимм, который продержался ровно месяц. Ни одна из женщин наследников Брюллову не родила.
Карл Павлович Брюллов — известный живописец, рисовальщик, акварелист, живший в первой половине 19 века. Творчество его внесло свежесть жизненности, романтики, увлечения красотой окружающего мира в живопись современного ему академического классицизма. Мировую славу этому художнику принесла его работа «Последний день Помпеи».
В нашей статье представлена биография Карла Брюллова. Кратко рассказать об этом художнике недостаточно. Безусловно, Карл Павлович заслуживает подробного рассмотрения его жизни и творчества. Этому и посвящена представленная ниже
Свобода творчества в Италии
Преподаватель которого назначили Брюллову был менее одарен чем его ученик и не смог заслужить должного уважения. Видя, что великий талант пропадает ОПХ (общество поощрения художеств) предложило ему свои услуги. Что бы окончательно убедить членов правления в таланте юного Карла, ему предложили написать несколько не сложных полотен на заданные темы.
В 1822 году рисовальщик и его брат получили возможность отправиться в Италию за счет полного спонсирования ОПХ. Его путешествие началось с Риги и протекало через Верону, Берлин, Дрезден и завершилось в Риме. Не успев толком обустроиться на месте, живописец получил задание от своих спонсоров. Заказом стало создание копии «Афинской школы» Рафаэля. Италия вдохновляла художника на исторические и божественные сюжеты помимо привычной для него академической живописи. Полотно «Итальянское утро» поразило петербургских коллег живописца. Свежие взгляды художника на давно устоявшиеся в искусстве темы, показывали историю с другого ракурса.
Итальянское утро
Открытие нового круга знакомств
На одном из званых обедов Брюллов завел знакомство с Пушкиным, с которым в последствии у него завязалась крепкая дружба. Знакомство с Тропининым который был при дворе портретистом помогло Брюллову освоиться в светском обществе достаточно быстро. Художник оценил умение коллеги и не редко отказывался от заказа портрета какого-либо придворного деятеля, обосновывая это тем что у них есть гений портрета Тропинин.
В 1838 году художник заключает брак с юной Эмилией Тимм. Однако супружеская жизнь художника была омрачена любовными интригами супруги со своими кровными родственниками и брак вскоре был расторгнут. В это время поддержкой и опорой для него стала его муза и героиня многих женских ролей на его произведениях Юлия Самойлова. Девушка покинула Италию что бы поддержать своего давнего приятеля. В то время из-за лживых слухов, которые пустила его бывшая супруга, его обвиняли в жестоком поведении и избиении юной особы. Однако со временем ситуация утихла, и брак был расторгнут окончательно уже в 1841 году.
Творческое наследие и продолжатели стиля
Творчество Карла Брюллова сделало значительный вклад в развитие живописи и стало образцом для многих художников. Его классический стиль, основанный на академических принципах, нашел свое продолжение в работах его учеников и последователей.
Одним из ярких продолжателей стиля Брюллова был французский художник Владимир Брюллов. Он также пользовался признанием в европейском искусствоведении и создал множество произведений, которые олицетворяют классическую эстетику и атмосферу эпохи.
Еще одним из преемников Брюллова является Иван Аивазовский. В своих морских пейзажах он использовал ту же технику и стиль, которые прослеживались в работах своего учителя. Аивазовский стал известен своими уникальными сценами морских битв и штормов, которые удивляли зрителей своей реалистичностью и эмоциональной глубиной.
Несмотря на свою короткую жизнь, Карл Брюллов оставил неизгладимый след в истории русского искусства. Его творчество до сих пор вызывает восхищение и является источником вдохновения для множества художников. Его классический стиль и мастерство стали отправной точкой для многих последующих художественных направлений и влияют на развитие искусства до наших дней.
Детство и юность
Уроженец Петербурга появился на свет 23 декабря 1799 г. и был воспитан в доме французского скульптора Павло Брюлло. С самого детства отец начал давать ребёнку уроки живописи и довольно часто был строг. Например, юного Карла могли не подпустить к обеду, пока он не нарисует определённое количество людей и фигурок животных. Позднее сам художник придавался воспоминаниям о том, что навыки «аккуратного рисования» он приобрёл за счёт упражнений из детства.
К шестнадцати годам Карла взяли в петербургскую художественную Академию без конкурсных экзаменов. Благодаря прошлой отцовской подготовке Брюллов обгонял в учёбе своих ровесников и зачастую подправлял их работы.
Юный художник отражал в работах что-то большее, чем знакомство с учебным рисунком. Его особенность воплощать в человеческом образе грациозную жизнь была незнакома остальным студентам Академии.
Пока его сверстники занимались копированием картин преподавателей, Карл приступил к написанию собственных полотен. Его дебютным акварельным рисунком стал «Гений искусства», который в дальнейшем служил примером для копирования в классе натуры. На этом рисунке был изображён молодой человек, держащий лиру и жезл, а у него в ногах голова жреца Лаокоона. Блики на работе были выполнены пастелью, а тени обработаны с помощью угля. Вскоре картина под названием «Нарцисс, смотрящий в воду» принесла Брюллову Малую золотую медаль.
«Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» стало аттестационной работой юноши на выпуске 1821 г. За это произведение Брюллов был награждён Большой золотой медалью и отправлен меценатами в Италию.
Лучшие работы
Брюллов был знаком с Пушкиным. При жизни поэта они достаточно часто встречались. А после гибели Александра Сергеевича художник изъявил желание принять участие в издании собрания сочинений поэта. В это же время Карл начал работать над «Бахчисарайским фонтаном». Художнику пришлось выполнить массу эскизов, чтобы отыскать правильную композицию картины. Он изучал одежду восточных красавиц. Перед художником стояла задача не показать драму Марии и Заремы, а продемонстрировать романтическую строну обитателей гарема. В итоге на картине мы видим безмятежных женщин, томное однообразие и сонную лень.
Детство и начало творчества
Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Петербурге. Отец имел итальянские корни, мать — немецкие. До 1822 года Карла записывали с фамилией «Брюлло», без буквы «В» в конце. Ещё ребёнком Карл вместе с отцом занимался резьбой по дереву. Когда мальчику было 10 лет его взяли на учёбу в Петербургскую академию искусств, причём на бесплатное обучение.
Был одним из самых талантливых учеников своих курсов, чем непременно пользовался: от администрации Академии получал многочисленные награды (например, золотую медаль по исторической живописи), а от одногруппников — деньги за то, что помогал рисовать. В 17 лет создал свою первую известную картину «Гений искусства».
В 1821 году Брюллов окончил Академию. Ему предложили должность куратора отстающих учеников. Позже в Академии объявили, что будет проведён конкурс среди молодых художников на предоставление средств на поездку в Европу «для оттачивания своего мастерства». Сделав несколько важных докладов, описав кратко цели поездки и нарисовав пару картин, Брюллов в 1823 стал одним из победителей, и перед ним открывалось длительное и влиятельное путешествие.
Путь по городам Европы был краткий, практически десять лет он прожил в Италии. Красота этой страны, а также её прошлое повлияли на работы Брюллова. Именно здесь он нарисовал свои знаменитые на весь мир работы:
- Итальянское утро;
- Девушка, собирающая виноград;
- Всадница;
- Последний день Помпей.
Первый вариант картины был готов в 1828. Позже художник четыре года её перерисовывал и в 1833 представил миру окончательный вариант, вошедший во все учебники по истории живописи. По всей Европе пошло сообщение о молодом русском мастере из России. С этой картиной Брюллов вошёл в список классиков эпохи романтизма.
Влияние на творчество
Интерес к искусству привил ему ещё отец, академик, знаток орнаментной скульптуры Павел (Павло, Поль) Брюлло. Находясь в Италии, он впервые проникся духом романтизма. Ещё в Петербуржской академии его главным учителем был художник Андрей Иванов. Историки живописи отмечают, что больше всех на стиль Карла повлияли:
- Фердинанд Делакруа;
- Жан Жерико;
- Каспар Давид Фридрих.
Почему Брюллов стал гением живописи
Талант: Карл Брюллов проявил невероятный талант в области живописи еще в детстве. Он был очень наблюдательным и умелым ребенком, который с легкостью передавал на бумаге изображения окружающего мира.
Обучение: Брюллов получил профессиональное образование в Императорской Академии художеств. Здесь он обучался у лучших мастеров своего времени и активно развивал свои творческие навыки. В результате, Брюллов смог создавать произведения высочайшего уровня качества.
Уникальность: Брюллов был уникальным художником своего времени благодаря своей неповторимой манере живописи, умению передавать эмоции и чувства через свои картины и умелости использовать свет и теней, цвет и композицию.
Работа: Брюллов посвятил свою жизнь живописи. Он трудился над созданием своих шедевров несмотря на трудности и препятствия, с которыми ему приходилось сталкиваться. Именно благодаря его трудам мы сегодня можем наслаждаться его произведениями и оценить всю его величие.
Художник Карл Брюллов
-
Карл Павлович Брюллов , известный русский живописец.
Биография Карла Брюллова
Сын резчика по дереву. Карл Брюллов учился в петербургской Академии художеств (1809—21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823—35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836 профессор петербургской Академии художеств. В 1849 жил на острове Мадейра, с 1850 — вновь в Италии. Карл Брюллов, не удовлетворяясь академическим воспитанием в духе эстетических принципов классицизма, стремился к реалистическому обновлению русской живописи, причём эти устремления проникнуты характерным для его времени романтическим мироощущением. Искусство Карла Брюллова отмечено взволнованным утверждением ярких и сильных эмоций, чувственно-пластической красоты человека, страстных порывов и драматических столкновений. Уже ранние картины Брюллова («Итальянский полдень», 1827, Русский музей, Ленинград; «Вирсавия», 1832, Третьяковская галерея) показывают попытки художника отойти от условности академического искусства, добиться естественности и чувственного обаяния в изображениях обнажённого тела, большей правдивости и богатства в эффектах дневного освещения, изученных на натуре. Основным произведением Карла Брюллова — картина «Последний день Помпеи» (1830—33, Русский музей) — изображает гибель города при извержении Везувия. Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, Карл Брюллов подчёркивает трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией. В замысле картины косвенно отразилась атмосфера истории конфликтов, создавшаяся в Европе в годы жестокого подавления освободительных движений. В картине ещё много традиционных черт академического классицизма (идеальность типов, условное построение групп), романтических театральных эффектов, но она знаменует важный этап в развитии русской исторической живописи благодаря стремлению Брюллова к психологической правде и исторической достоверности (изучение археологических и документальных материалов), смелой попытке представить многообразные переживания массы людей в момент грозного бедствия.
Позднейшие замыслы больших исторических композиций (в том числе попытка создать народную эпопею в картине «Осада Пскова», 1839—43, Третьяковская галерея), как правило, не получали завершенного воплощения. Блестящее композиционное и декоративное мастерство Карла Брюллова раскрылось в его эффектных парадных портретах (представляющих обычно человека в рост в пейзаже или богато убранном интерьере), полных радости жизни, романтической приподнятости чувства, сверкания полнозвучных красок («Всадница» — портрет Джованнины Пачини, 1832, и портрет В. А. Перовского, 1837, — в Третьяковской галерее; портрет Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини, около 1839, Русский музей). Более интимные, строгие и сдержанные портреты представителей интеллигенции (Н. В. Кукольника, 1836, И. А. Крылова, 1839, А. Н. Струговщикова, 1840, автопортрет, 1848, М. Ланчи, 1851, — в Третьяковской галерее) принадлежат к крупным достижениям русского реалистического портрета; они проникнуты стремлением раскрыть сложность характера человека, напряжённость, а подчас и общественную значимость его интеллектуальной жизни. Карл Брюллов был замечательным мастером акварели и рисунка, где добивался нередко большой непосредственности наблюдения, динамичности штриха, живописности впечатления (жанровые итальянские зарисовки; пейзажи и наброски, выполненные во время поездки в Грецию и Турцию, 1835). Ряд картин Брюллова не свободен от внешней красивости и мелодраматизма, усвоенных брюлловской школой.
Большая советская энциклопедия.
Tags:
- академия художеств
- брюлловская школа
- карл брюллов
- картины брюллова
- портреты
- русская живопись
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
Итальянский период
В то время в Петербурге как раз образовалось Императорское Общество поощрения художников. Его основала группа меценатов, чтобы содействовать развитию изящных искусств
Общество обратило внимание на молодого живописца и предложило выполнить несколько работ на заданные темы, пообещав потом оплатить поездку за границу
Брюллов написал для Общества два полотна – «Эдип и Антигона», «Раскаяние Полиника». Авторитетное жюри осталось довольно работами художника, в результате чего Карл и его брат Александр стали первыми пенсионерами Общества поощрения художников. Они поехали в Италию, при этом взамен обязались:
- регулярно присылать подробные отчёты о том, какие изучили произведения зарубежного искусства;
- рассказывать о полученных впечатлениях;
- а также рисовать и предоставлять новые картины.
В конце лета 1822 года братья Брюлловы отбыли в Италию. В эту страну тогда стремились все люди искусства – литераторы, скульпторы, музыканты, художники, архитекторы. Эта древняя страна, словно магнит, притягивала к себе творческих людей. Путь Брюлловых пролегал через множество городов: Рига, Кенигсберг, Дрезден, Берлин, Мюнхен, Мантуя, Верона, Падуя, Болонья. Во время путешествия Карл работал по заказам, писал портреты, изучал творчество Тициана. Почти через год, в конце весны 1823 года, братья прибыли в Рим.
Природа Италии Брюллова очаровала, сам воздух и окружающая действительность способствовали его вдохновению, художник с головой окунулся в работу. До этого основными темами в его картинах были религия и история. Отныне же его увлекла жанровая живопись. Первой такой работой стало полотно «Итальянское утро». Когда картина прибыла в Петербург, все были поражены: насколько оригинально художник трактовал сюжет, и каким свежим было само написание. Меценаты Общества поощрения художников презентовали это полотно императору Николаю I. Он был в восторге и подарил Брюллову бриллиантовый перстень, а также заказал ещё одну картину, парную к «Итальянскому утру».
С 1827 года в творчестве Карла появилось новое увлечение: он писал небольшие акварели со сценками из итальянской жизни. Они получались лёгкими и воздушными, художник воспевал в них непревзойдённую итальянскую природу и красивых замечательных итальянцев. Приезжие аристократы с огромным удовольствием раскупали эти работы в качестве сувенира из Италии.
Самые известные из таких акварелей:
- «Итальянка, ожидающая ребёнка»;
- «Сон монашенки»;
- «Прерванное свидание»;
- «Гуляние в Альбано»;
- «Итомская долина перед грозой».
В 1828 году произошло извержение Везувия. Находясь под этим впечатлением, русский меценат Анатолий Николаевич Демидов заказал Брюллову историческое полотно под названием «Последний день Помпеи». Художник тщательно трудился над картиной, кропотливо исследовал архивы, выезжал на место раскопок древней Помпеи. Ему удалось силою своего таланта проникнуть через всю толщь времени и создать шедевр, при виде которого возникают одновременно два чувства – ужас и восхищение.
Художник трудился над картиной три года и создал самое знаменитое своё полотно, которое прославило его на весь мир. «Последний день Помпеи» выставлялся в Лувре и принёс своему создателю первую премию Парижского салона. Затем заказчик полотна Демидов А. Н. увёз его в Россию и презентовал императору. Николай I подержал картину в Эрмитаже, а потом передал в Академию художеств. Сейчас шедевр обрёл постоянное место в Санкт-Петербургском Русском музее.
«Последний день Помпеи» произвёл сенсацию в Европе, а когда полотно увидел император России Николай I, то пожелал встретиться с Брюлловым и передал художнику распоряжение о возвращении на родину.
Возвращение в Россию
По указу императора Николя І в 1835 году Карл вернулся в Россию. Но в Санкт-Петербург он попал не сразу. Вначале художник побывал в Одессе, а потом и в Москве. Последняя произвела на него неизгладимое впечатление. Его очаровала простота и величие города.
«Последний день Помпеи», по велению царя, выставили в Академии художеств. В России художник стал настоящим героем. Его везде встречали с цветами. В Петербурге Карл начал преподавать в академии, как его отец когда-то. Стиль учеников мастера позднее назовут «брюлловской школой». Сам же художник не ограничился лишь преподаванием, он также работал над росписью храма Петра и Павла, возведенного на Невском проспекте.
Личная жизнь
Не один год личная жизнь Карла Брюллова была связана с графиней Юлией Самойловой, которая стала для художника и возлюбленной, и верным другом, поддержкой, а также музой и любимой натурщицей. Отношения Брюллова и Самойловой неоднократно прерывались, Юлия уезжала в Италию, где, по слухам, не отказывала себе в чувственных удовольствиях. Затем пара вновь сходилась.
В 1839-м Карл Брюллов женился на юной Эмилии Тим. Девушке на тот момент едва исполнилось 19 лет. Но уже спустя месяц супруги расстались. Жена Карла Павловича с родителями уехала в родную Ригу, а бракоразводное дело длилось еще два года, до 1841-го.
Сама Эмилия в разрыве обвиняла мужа, и некоторые друзья художника даже отвернулись от него, встав на сторону девушки. По другой же информации, причиной развода стала измена Эмилии, встречающейся с другим мужчиной.
Брюллов тяжело переживал расставание с супругой, и поддержкой для него вновь стала Юлия Самойлова, которая как раз на время приехала в Санкт-Петербург. Детей у художника не было.
Оценки
Брюллов был современником Делакруа и Энгра; «Плот „Медузы“» Жерико написан в 1819 году; «Резня на Хиоссе» — в 1824, а «Свобода на баррикадах» — в 1830. Таким образом тематически творчество Брюллова не было новостью — оно вполне укладывается в академическую систему, в которой Брюллов варился постоянно. В портретах Брюллова есть некоторая импульсивность и неуловимое движение, они приятны и не темны по колориту. Меланхолия, пронизывающая его поздние портреты, сближает Брюллова с романтиками.
Отношение к наследию художника в культурной среде неоднозначно. Так, Тургенев порицал в творчестве Брюллова декоративность и отвлеченный романтизм. По определению И. С. Тургенева, Брюллов писал «трескучие картины с эффектами, но без поэзии и без содержания…
» (И. С. Тургенев. Собрание сочинений. Т. 10. — М. 1949. — С. 258).