Кипренский: русский художник с итальянским темпераментом

Кипренский Орест Адамович (13 марта 1782 — 5 октября 1836)

Выдающийся русский художник-портретист.
Был внебрачным сыном крепостной крестьянки, детство провёл в крепостной
семье. Получил вольную и был определён в воспитательное училище при
петербургской академии художеств. В Академии К. учился 15 лет и по окончании
(в 1803) состоял при ней 6 лет пенсионером.
Уже в эти годы К. проявил блестящий талант рисовальщика, достигая в
своих натурных и композиционных рисунках большой свободы, экспрессии
и эмоциональной выразительности.

В 1805  К. была исполнена картина «Дмитрий Донской на Куликовом
поле», в которой отразились патриотические настроения передовой дворянской
интеллигенции. За эту картину художник получил золотую медаль 1-й степени.

Но подлинное призвание К. сказалось в первом же написанном им
портрете А. К. Швальбе
(1804), выделявшемся выразительной, энергичной характеристикой
и высоким живописным мастерством. В
1804 исполнены портреты А. Р. Томилова, Е. П. Корсакова, И. В. Кусова,
в которых при известной парадности проявилась уже характерная для К.
человечность образа.

С 1809 К. работал в Москве и Твери. К этому времени откосятся портреты
Ев. Давыдова, К. П. Ростопчиной, Ф. В. Ростопчина (1809), мальчика Челищева,
автопортрет , портреты Н. С. Мосолова и И. А. Гагарина (1811). Правдиво
передавая индивидуальные черты моделей, К. сумел воплотить в своих лучших
портретах большое общественное содержание, показать человеческое достоинство
и глубину духовной культуры изображаемых людей: за их внешним спокойствием
всегда ощущаются живые человеческие чувства.

Вернувшись в 1812 в Петербург, он приступил к созданию серии карандашных
портретов участников Отечественной войны: среди них были герой Березины
К. И.  Чаплиц, братья А. П. и М. П. Ланские, ополченцы А. Р. Томилов
и П. А. Оленин (1813), поэт К. Н. Батюшков (1815) и др.
В 1814-16 исполнены портреты Д. Н. Хвостовой, В. С. Хвостова , поэта
В. А. Жуковского  и др., принадлежащие к замечательным созданиям
художника, приобретшего уже широкую известность.

В 1816 К. уехал в Италию для изучения живописи старых мастеров. Его
слава распространилась далеко за пределы России. В 1819 флорентийская
Академия художеств заказала К. автопортрет для галереи Уффици.
Продолжая работать в эти годы над портретами (К. М. Голицина, ок. 1819,
Е. С. Авдулиной, 1822), художник обращался к аллегорическим и античным
темам (эскизы и картон «Аполлон, поражающий Пифона», картина «Анакреноова
гробница», 1820). Черты условности и отвлечённости проявилась в картинах
«Молодой садовник» (1817) и «Девочка в маковом венце» (1819).
Возвратившись на родину в 1823, к. создал яркие реалистичные портреты:
декабриста И. А. Анненкова (1823), Н. П. Трубецкого (1826), Е. А. Телешовой,
автопортрет (1828) и др. . Особое значение имеет портрет А. С. Пушкина
(1827), вдохновенно передающий облик гениального поэта, его «дум высокое
стремление».

Наступившая после разгрома декабристов николаевская реакция заставила
художника вновь уехать в 1828 в Италию, где он умер.
Последние годы его жизни полны творческих метаний: он исполнил поверхностную
сентиментальную картину «Мальчик — ладзароне» (1831), пышный и внешне
эффектный портрет М. А. Потоцкой и С. А Шуваловой. Наиболее значительные
произведения последних лет — картина «Читатели газет в Неаполе» (1831),
навеянная национально-освободительным движением в Польше, и портрет
скульптора Б. Торвальдсена (1833).
Основные произведения К. хранятся в Третьяковской галерее в Москве и
в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Портретист или художник исторического жанра?

Этот вопрос не был ясен даже для самого художника. Академию художеств он окончил по классу исторической живописи и считал, что именно в этом жанре его призвание. В то же время свои замечательные портреты он считал в основном только заработком. Ему хотелось писать большие исторические полотна. И вот создана историческая картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

Орест Кипренский «Князь Димитрий Донской после Куликовской битвы» (1805). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Князь Димитрий Иванович (1350-1389) правил Москвой после 1359 г. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая.8 сентября 1380 г. татары были разбиты на Куликовом поле, за что князь Димитрий Иванович получил почётное прозвище Донской.Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери были огромные, но сражение было выиграно. Димитрий Донской был тяжело ранен. На картине показан эпизод, когда после битвы люди нашли раненого князя среди мёртвых.Академия художеств присудила Кипренскому за эту работу Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу. Только в 1816 г. он смог поехать в Европу – после окончания наполеоновских войн. По пути он остановился в Женеве, и здесь за ряд работ его избрали членом Женевского художественного общества.Но портреты по-прежнему были его лучшими работами. Например, портрет С. Щербатовой.

Орест Кипренский. Портрет С.С. Щербатовой (1819). Итальянский карандаш, сангина на бумаге. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Кем была она, эта юная женщина с задумчивым и одухотворённым лицом?Софья Степановна Щербатова (в девичестве Голицына) изображена на портрете в возрасте 19 лет. Она уже жена А.Г. Щербатова, вдовца, генерала от инфантерии, участника войны 1812 г., отмеченного многими наградами. Он старше своей юной жены на 22 года.Портрет Софьи Щербатовой написан Кипренским во время свадебного путешествия супругов. Несмотря на разницу в возрасте, этот союз был счастливым, в семье было 6 детей.В Москве салон молодой княгини со временем стал «центром всей старой столицы». В ее альбоме подписывались Пушкин, Жуковский, Вяземский, Тютчев, Тургенев, Гоголь, Баратынский, Мицкевич, Лист, Рубини, Россини, Патти, Полина Виардо. Ей посвящали ноты и стихи. Но она была известна своей простотой и трудолюбием, любовью к людям. Овдовев, она активно занималась благотворительностью и меценатством: организовала вместе с доктором Гаазом Никольскую общину сестер милосердия. По инициативе её сына Александра в Москве открылась городская больница, которую впоследствии назовут Щербатовской (ныне это Русаковская детская больница). Александр передал в дар Москве дом, оставшийся в наследство от матери, здесь устроили детскую больницу. В наши дни она известна как городская клиническая детская больница имени Филатова.

Портрет Александра Сергеевича Пушкина

Исследователи творчества Пушкина говорят, что до 1827 года никто толком не смог создать портрет поэта. Какие-то гравированные «уродцы», выдуманные «лицеисты» с баками (которые Пушкин отрастит, кстати, только после ссылки, уже в Михайловском), романтичные юноши с острым подбородком давали очень отдаленное представление о его истинной внешности. А в 1827 году были созданы сразу два портрета, которые стали по-настоящему каноничными, не смотря на огромное различие в их интонациях. Позже русские и советские художники, изображая Пушкина в любом возрасте и в любой период его жизни, писали поэта таким, каким он предстал на картинах Тропинина и Кипренского (, ). У живописного Пушкина отняли юность и лишили зрелости – ему везде 28.

Портреты Кипренского и Тропинина не похожи так, как не похожи Петербург и Москва. Официальный, мундирный, застегнутый на все пуговицы, гордый, величественный, погруженный в свои мысли, торжественный – это Пушкин столичного художника Кипренского. Домашний, взлохмаченный, порывистый, трогательный, мечтательный и собранный, но при этом все равно величественный и торжественный в своем домашнем халате – это Пушкин москвича Тропинина.

Василий Андреевич изобрел этот полюбившийся москвичам «халатный жанр», часто, заказывая портрет для семейной галереи, местные дворяне просили изобразить их непременно в халате. По одной из версий, именно за эту способность к непринужденности, домашности и интимности в изображении модели выбрал Тропинина Сергей Соболевский. Он заказал художнику портрет Пушкина и особо настаивал, что хочет видеть своего друга на нем таким, «как он бывал чаще, не приглаженным и припомаженным». По другой версии, Пушкин заказал портрет сам, чтоб подарить Соболевскому.

Портрет Тропинин писал с натуры – и в первый же день знакомства создал очень живой этюд к будущей работе, по первому впечатлению

Он слабее в живописном, колористическом, композиционном решении, но гораздо ценнее для литературоведов и читателей, которым важно увидеть настоящего Пушкина – «голубые глаза поэта здесь исполнены особенного блеска, поворот головы быстр, и черты лица выразительны и подвижны»

С готовой же картиной случилась запутанная и почти детективная история – по пути к Соболевскому ее подменили подделкой, а подлинник нашелся случайно только спустя 30 лет в меняльной лавке. 80-летний старик Тропинин его опознал, почистил и вскрыл новым слоем лака, но наотрез отказался подновлять то, что создал в молодости и при личной встрече.

Современники признавали поразительное сходство портрета с натурой. И домашний халат на Пушкине не выглядит пошло, это, говорят искусствоведы, скорее римская царственная тога, это скорее свободная одежда свободного человека. Очень важный смысл в те годы для обоих – для вернувшегося из ссылки поэта и получившего вольную художника.

Шедевр живописца

Наиболее ярким примером мастерства Кипренского считается картина “Читатели газет в Неаполе”, созданная им в 1831 году. Сейчас это произведение искусства хранится в Третьяковской галерее. До сих пор искусствоведы не могут разгадать весь смысл этого полотна. На картине изображены люди, читающие газетный переплет. Глядя на название заголовка, можно понять, что речь идет о польских событиях. В Польше произошло восстание в 1830 году, которое вскоре было подавлено царским военизированным отрядом. Из-за этих событий в стране отменили Конституцию, принятую 1815 году и переданную Александром Первым польскому народу.

И конечно, при взгляде на изображенных людей возникает невольный вопрос: кто они? Сам Кипренский говорил о русских путешественниках. Но многие полагают, что на картине присутствуют польские революционеры, раз речь идет о событиях в этой стране. Все волнения, которые происходили в Европе в 18 веке, продолжившиеся в 19-м, стали толчком для живописцев, начавших создание политических портретов и картин.

Свое мнение о данном полотне высказали знаменитые художники и знатоки. Они с уверенностью говорят, что работы Кипренского можно смело сравнить с полотнами великого Леонардо Да Винчи. И возможно, это действительно так.

И снова Италия

Летом 1828 г. Кипренский уезжает в Италию. Он как будто бежал от самого себя. Но и здесь его встречают одни неудачи, а прежний успех забыт. Однако художник много и плодотворно работал, ездил по стране. Им выполнено много замечательных портретов, в том числе Б. Торвальдсена и Ф.А. Голицына.

Орест Кипренский. Портрет cкульптора Торвальдсена (1831). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Вернувшись в Италию, Кипренский разыскал Мариуччу (Анну-Марию Фалькуччи) и женился на ней. Ради этого он в июне 1836 г. принял католичество, а затем обвенчался с ней. Но жизнь его уже завершалась: он простудился, заболел воспалением легких и скончался через 4 месяца после свадьбы в возрасте 54 лет. Спустя еще несколько месяцев родилась его дочь, Клотильда Кипренская, но судьба её неизвестна.20 художников собрали 400 рублей и поставили мраморную плиту в его память. А молодой художник Александр Иванов писал своему отцу: «Знаменитый Кипренский скончался. Стыд и срам, что забросили этого художника. Он первый вынес имя русское в известность в Европе, а его всю жизнь считали за сумасшедшего, старались искать в его поступках только одну безнравственность, прибавляя к ней кому что хотелось».В России же не опубликовали даже некролога.

Русский художник Орест Кипренский, картины которого будоражили российскую общественность всю первую половину 19-го века, родился в 24 марта 1782 года в усадьбе небогатого помещика Ораниенбаумского уезда А. Дьяконова. Мать — крепостная Анна Гаврилова — родила ребенка вне брака. Отцовство приписывают самому помещику, который не гнушался общением со своими крепостными девками. Год спустя после рождения будущего художника Дьяконов дал ему имя Орест и хоть не признал сыном, но всячески опекал мальчика, дал ему вольную и позаботился о будущем. А чтобы у Ореста было отчество, помещик выдал его мать замуж за своего дворового мужика Адама Швальбе.

О художнике

Ораст Кипренский (годы жизни 1782-1836) является одним из известных русских художников, мастером-портретистом.

Будущий художник появляется на свет вблизи Петербурга в семье крепостного и только в шесть лет семье удается получить вольную, после чего мальчик становится студентом Воспитательного училища, созданного в Петербургской Академии художеств, которую успешно заканчивает и даже получает статус пансионера.

Художник является первым в тот период времени русским портретистом, при этом мастер создает многочисленные портреты не только близких и знакомых людей, но и просто знаменитых личностей своего периода жизни. Например, кисти художника принадлежит известный пушкинский портрет, при этом в изображении поэта мастером передана вся прелесть его поэтического творчества, выраженная в глазах и пальцах изображенного человека. Глаза поэта являются отражением недоступной человеку чистоты, блеска и спокойствия, а пушкинские пальцы отличаются нервической тонкостью и силой.

Кроме того, в коллекции творческого наследия художника имеются многочисленные портреты, изображающие известных полководцев, морских деятелей, а также декабристов. Манера художника отличается его необыкновенным умением изображать человека в моменты, когда он испытывает радость от жизненного существования, а также духовное просветление.

В определенный период своей жизни художник посещает Европу, где создает свои знаменитые портреты, включая для популярной итальянской галереи Уффици. Однако в Италии с художником происходит неприятный случай, выразившийся в смерти его натурщицы, поэтому мастер снова возвращается на родину, однако через некоторое время навсегда отправляется в эмиграцию.

Своеобразием творчества художника является мастерское умение к сопоставлению света и теней, к применению в работах контрастного темного фонового оттенка, а также к художественной идеализации, передающей живой ум и богатую внутреннюю жизнь портретного образа. Кроме того, художнику всегда удается передать романтическое настроение своих героев, а также их мужественную грацию и нежные контуры лица.

Сочинение-описание по картине Ореста Кипренского «Портрет Пушкина»

Портрет Пушкина кисти Ореста Кипренского недаром считается одним из лучших изображений великого русского поэта. Он позволяет лучше понять Александра Сергеевича, увидеть его живым человеком, а не просто великим классиком мировой литературы.

Кипренскому удалось передать не только внешние черты Пушкина, но и отобразить черты характера поэта. Ценен этот портрет и потому, что он был написан с натуры, в процессе непосредственного общения художника и литератора.

Для портрета автор выбрал спокойный фон золотисто-охристых оттенков. На заднем плане мы видим стоящую на постаменте бронзовую статуэтку. Это фигура женщины в античных одеждах, держащей в руках лиру. Именно так издавна изображали Музу, покровительницу всех искусств и творчества

Кроме Музы, на холсте нет никаких других отвлекающий деталей, и всё внимание зрителей сосредоточено только на Пушкине

Поэт одет изысканно, согласно моде того времени. На нём белоснежная сорочка, воротничок которой выглядывает из-под шёлкового, замысловато повязанного шарфа. Элегантный сюртук из гладкой чёрной ткани застегнут на все пуговицы, а на правое плечо небрежно наброшен плащ с подкладкой из ткани в шотландскую клетку.

Руки Пушкина скрещены на груди

Обращает на себя внимание узкая, ухоженная кисть поэта с длинными холёными ногтями. Как известно, Пушкин любил поддерживать ногти в полном порядке, при помощи маникюра

Детально выписаны художником пышные курчавые волосы поэта и его «фирменные» объёмные бакенбарды. Лицо у Пушкина на этом портрете задумчивое и слегка неудовлетворённое.

В складке рта затаилось небольшое недовольство, а взгляд его зелёных глаз обращён не только в сторону, но и внутрь себя. Будто во время позирования герой портрета немного забылся и погрузился в свои мысли, сосредоточился на том, что его тайно беспокоит.

Орест Кипренский писал эту картину по заказу близкого друга Пушкина – Антона Дельвига. Изображение Музы на заднем плане, именно в виде небольшой античной бронзовой статуи, держащей в руках лиру, – это идея заказчика, отсылка к роду занятий Пушкина.

Клетчатая подкладка плаща – единственный более или менее пёстрый момент в данной картине. В остальном же, цветовая гамма произведения Кипренского достаточно сдержанная, благородная, выдержанная в тонах мягких и темноватых. На их фоне лицо поэта смотрится очень выгодно. Оно кажется более светлым, живым и выразительным.

Орест Адамович Кипренский: картины (портреты), краткая биография

  • Год рождения: 24 марта 1782
  • Дата смерти: 17 октября 1836
  • Страна: Россия

Орест Адамович Кипренский — гениальный русский портретист, живописец и график, человек сложной и интересной судьбы. Как и Леонардо да Винчи, он родился вне брака, но в отличие от титана Возрождения, ему в молодости пришлось побывать в рабстве — так как он был внебрачным ребенком помещика, то по официальным сведениям был крепостным и числился сыном Адама Швальбе, крепостного, которого женили на его матери после рождения ребенка от помещика Дьконова. Родился будущий известный мастер портретной живописи на территории нынешней Ленинградской области, в деревне Нежново, в марте 1782 года.

В возрасте всего лишь шести лет будущий художник Кипренский получил вольную и избавился от клейма крепостного, которое никогда не позволило бы ему подняться выше скотного двора. Нужно отдать должное его отцу — ребенком занимались, ему обеспечили будущее, что делали далеко не все отцы незаконнорожденных детей. Он даже получил модное в то время имя и лирическую фамилию. Предположительно, ее образовали от имени Афродиты Кипрской — Киприды.

Мальчика отдали на обучение в Воспитательное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге. Затем талантливый юноша поступил в саму Академию. В общей сложности он успешно проучился 15 лет, окончив Академию с золотой медалью. Это давало право медалисту на поездку за границу, но воспользоваться им художник смог намного позже из-за военных действий.

Художник жил и работал по несколько лет в Москве, Твери и Санкт-Петербурге, пока в 1828 года не поселился в Италии. Здесь его ждал очередной крутой поворот и настоящая любовь всей жизни. Он женился на итальянке, и даже необходимость поменять вероисповедание и стать католиком его не остановила от решительного шага.

Будущность и профиль работы художника обусловило его обучение в Академии художеств по классу исторической живописи у известного мастера-портретиста Угрюмова. Хотя можно утверждать, что задатки гениального мастера камерного и парадного портрета у него были еще в детстве. В возрасте всего 12 лет он написал портрет своего приемного отца Швальбе в такой виртуозной технике, что картину принимали за работу самого Рембрандта.

Но во «взрослых» работах художника прослеживается явный отход от изображения «в подражание Рембрандту». Его зрелые работы более воздушные, часто используют яркие и нежные краски, в них больше реализма и одухотворенности, нежели трагизма. Одним из самых известных работ Кипренского стал портрет гусара Дениса Давыдова, героя Отечественной войны 1812 года. За него мастер заслуженно получил почетное звание академика.

Этот портрет впечатляет и правильной композицией, и выразительным, живым лицом легендарного партизана-гусара, его непринужденной, естественной позой. В полотне использованы два чистых, «открытых» цвета — алый для кафтана и белый для лосин. Их сочность разбавлена мягкими размытыми цветами фона и множеством мелких деталей, которые органично вливаются в общую канву изображения.

На портрете множество мелких подробностей, которые можно рассматривать бесконечно. Это золотое шитье доломана, аккуратная меховая выпушка, шелковые кисти и плетение на поясе и на сабле героя войны, изящный рисунок его щегольских сапожек, перья на шляпе, которая лежит у его ног.

За свою очень короткую жизнь художник создал яркую галерею выразительных и запоминающихся портретов, среди которых и портрет великого поэта А.С. Пушкина. Скончался художник в любимой им Италии, не пережив тяжелого воспаления легких, в 1836 году. Памятник на его могиле поставили благодарные русские художники, проживавшие в этой стране.

Творчество

В 1804 году живописец подготовил для выставки Академии художеств первую работу — написал портрет Адама Швальбе. В качестве основной техники автор использовал прием лессировки. Картина, выполненная в темно-золотистом тоне, напоминала произведения старых мастеров и вызвала много восторженных отзывов.

Через год для академического конкурса Орест создал полотно «Дмитрий Донской на Куликовском поле». Работа на исторический сюжет, написанная в стиле французского классицизма, стала лучшей — студент получил Большую золотую медаль. Также Кипренский участвовал в росписи строившегося в городе на Неве Казанского собора — создал икону «Богоматерь с младенцем». Но в дальнейшем иконопись не увлекала творца, как и пейзажи.

Картина Ореста Кипренского «Портрет Евграфа Давыдова»

Популярным жанром у светской петербургской публики в начале XIX столетия стали портреты. К тому времени их могли позволить себе не только цари и полководцы, но и знатные купцы. У молодого художника появились заказчики, в том числе и торговец Иван Кусов, образ которого запечатлел живописец в 1808-м.

Известность автору принес портрет Александра Челищева, который позднее оказался героем Отечественной войны 1812 года. На картине, созданной в направлении романтизма, зрители увидели подростка, почти ребенка, с нежной кожей и удивительными «внимательными» глазами. Психологизм впоследствии стал неотъемлемой особенностью живописи автора.

В 1809 году Кипренский отбыл из Петербурга в Москву, чтобы продолжить работать там. За время пребывания в Белокаменной живописец написал парные портреты супругов Растопчиных. В отличие от модных «парадных» картин этого жанра, Орест представил мужа и жену по-домашнему скромными, что придало полотнам глубину.

Ярким произведением этого периода стал «Портрет лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова». Больше столетия после появления этого творения считалось, что на нем изображен знаменитый гусар и партизан Денис Давыдов.

На самом деле перед публикой «предстал» Евграф Владимирович Давыдов. Причиной путаницы стала неверная расшифровка экспертами подписи к полотну самого автора. В 1812-м он получил звание академика, а в 1815-м стал советником Императорской академии художеств.

Картина Ореста Кипренского «Портрет Александра Пушкина»

В 1816 году живописец впервые поехал за границу благодаря протекции императрицы Елизаветы Алексеевны, которая высоко ценила талант творца. Италия вдохновила Ореста величественными зданиями, прекрасной скульптурой и живописью. Здесь мужчина познакомился с образцами искусства эпохи Античности и Возрождения.

В Риме и Неаполе Кипренский писал заказные портреты, а также рисовал местных жителей. Талант автора не остался незамеченным — от Флорентийской академии живописцу поступило предложение создать автопортрет для галереи Уффици. Орест стал первым из русских мастеров, кто удостоился такой чести.

Вернувшись в Россию в 1823 году, Орест Адамович столкнулся с трудностями в работе: из-за «итальянских» слухов заказов было мало. В этот период ему помог граф Дмитрий Шереметьев, предложивший художнику работать в мастерской при дворце. Постепенно о скандальном происшествии забыли. Именно там в 1827-м Кипренский создал портрет Александра Пушкина.

В том же году на свет появилось полотно «Бедная Лиза», изобразившее главную героиню повести Николая Михайловича Карамзина. Живописцу удалось запечатлеть на картине богатую эмоциональную палитру. В лице девушки читались легкая грусть и тихое счастье, скромность и возвышенность.

Картина Ореста Кипренского «Бедная Лиза»

Через год творец покинул Россию и переехал в Италию. Здесь, едва находя средства к существованию, автор в последние годы жизни продолжал писать жанровые картины «Неаполитанские мальчики», «Читатели газет в Неаполе» и портреты.

Рекорды уходов, цена картин Кипренского

При жизни художника его полотна оценивались достаточно высоко. Например, за портрет графа Шереметева ему заплатили 13 тысяч рублей. Но определим, сколько стоят картины Кипренского на современном рынке.

Начнем с рекордной работы, ушедшей с аукциона Christie`s. Это портрет князя Михаила Александровича Голицына, представленный в аукционном доме в мае 2012 года. Кипренский писал его в 1833 году в Риме, когда путешествовал по Европе. Как раз в это время брат Михаила Федор трудился там в должности коллежского асессора, а сам Михаил, работающий на дипломатическом поприще, был переведен в Рим из Флоренции. Там художник и написал портреты обоих братьев. Заметим, что портрет их отца князя А.М. Голицына Кипренский написал примерно в 1819 году, когда посетил Италию первый раз. Все три портрета композиционно соответствуют друг другу.

О.А. Кипренский. Портрет князя Михаила Голицына. 1833 г.

На аукцион этот шедевр музейного уровня вышел с эстимейтом 200-300 тысяч фунтов стерлингов. Хотя считается, что портреты сложны в продаже, так как они могут вписаться далеко не в каждую коллекцию, эту работу ожидал большой успех. Желающие заполучить холст художника торговались до тех пор, пока цена не выросла до 713 тыс. фунтов (1,1 млн долларов).

Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Кипренского. Мы обнаружили, что верхняя граница превышает один миллион долларов. Теперь рассмотрим еще несколько примеров из других ценовых категорий.

В 1996 году на торгах Christie`s появилась работа Кипренского «Портрет Петра Басина», история которой оказалась весьма запутанной. Портрет живописца Петра Васильевича Басина Кипренский писал в Риме в 1829 году. Позже Петр подарил картину своему зятю художнику М. Г. Сухоровскому. Затем портрет находился в руках Е.М. Терещенко, который в годы революции подарил его Русскому музею. Так получилось, что организованная музеем передвижная выставка «Основные этапы развития русской живописи» в военное время попала в руки захватчиков, и многие картины были вывезены в Германию.

Когда портрет Басина, числящийся в списке пропавших, неожиданно всплыл на Christie`s и был продан за 170 тыс. долларов при начальной цене 47 тыс. долларов, началось длительное расследование. Как выяснилось, формально картина больше не принадлежала Русскому музею и находилась в числе списанных, однако в 1998 году ее новый владелец, известный американский коллекционер Рональд Лаудер подарил картину музею в честь его столетнего юбилея.

О.А. Кипренский. Портрет художника П.В. Басина. 1929 г.

Среди других работ назовем «Портрет Италинского», «Портрет молодого человека», «Семейный портрет. Исследование пяти голов», ушедшие с торгов в диапазоне 3-15 тыс. долларов.

О.А. Кипренский. «Семейный портрет. Исследование пяти голов». Продан на Bonhams в 2005 году за 1,8 тыс. фунтов.

Ниже мы рассмотрим, как определиться с ценой конкретного холста, а также как и где продать картину Кипренского.

Портретное рисование

Краткая биография Кипренского гласит, что художнику удавалось поймать тонкую душевную нить героя картины. В предвоенный период Кипренский сделал портретное изображение бравого гусара. На рисунке запечатлен решительный и открытый человек, отличающийся яркими горящими глазами, смелостью настоящего бойца. За этим красивым лицом можно заметить напряженную силу, готовность к совершению подвига. Портрет явно показывает, что человек ждет сражения и верит в победу.

Во время Отечественной войны 1812 года Орест перешел с кисти на быстрый карандаш. Работал молодой портретист задорно, смело и горячо. Глядя на портреты участников войны, можно отметить их героизм, отвагу, одушевление победой и веру в торжество. Рисунки отличаются искренностью и стремлением к достижению поставленных целей. Живопись Кипренского передавала его душевную близость с изображаемым человеком.

В 1825-1827 годах Орест нарисовал портрет великого поэта А. С. Пушкина. Картина передает зрителю не простое изображение человека, а часть души самого художника, его личность, настроение, судьбу и отношение к людям. Конечно же, Кипренскому удалось передать в портрете Пушкина частичку себя.

Полотна Кипренского никогда не стареют, ведь рисовал он портреты, на которых запечатлена красивая внешность и душа человека, сохраняющаяся веками. Его работы заставляют задуматься над бытием, призывают всех стать добрее и лучше.

Успех во Франции

Вернувшись на родину, Кипренский недолго пробыл в Петербурге и вскоре уехал в Париж, где его работы произвели фурор на весенней выставке 1822 года. Тогда у всех на слуху был русский художникКипренский. Картины, описание которых во всех подробностях было напечатано в специальных справочниках, перевозились из одного французского города в другой, и повсюду они имели ошеломительный успех.

Несмотря на очевидный успех своей портретной живописи, художник продолжает попытки создать историческое полотно, но результатом этих попыток становятся картины, напоминающие пейзаж с Везувием или непроработанный сюжет какой-либо батальной сцены из прошлого. В конце концов к Кипренскому пришла усталость, и он на какое-то время ушел в себя и забросил работу

Ситуация усугубилась тем, что появился талантливый Карл Брюллов, и внимание публики переключилось на него

Сочинение по картине Портрет мальчика Челищева Кипренского 8 класс

Орест Адамович Кипренский — великий русский живописец, известный своими восхитительными детскими портерами. Одним из таких произведений является «Портрет мальчика Челищева», оригинал которой располагается в Третьяковской галереи. «Портрет мальчика Челищева» — это детский портрет, где автор постарался изобразить именно внутренний мир ребёнка, а не лишь его внешность, как это любили делать раньше.

На холсте изображён маленький мальчик, лет восьми, с его ещё пухленькими детскими щёчками и нежной кожей. Автор просто изумительно передал всё детское лицо. На картине видна превосходная игра цветов, это подчёркивает его яркие глаза и сочные губы

Причёска тоже не уделена вниманием, изображены даже мельчайшие детали. При одном просмотре на картину, кажется, что этот маленький мальчик с лохматой причёской стоит прямо перед тобой и смотри на тебя своими детскими глазками. Одет главный герой произведения в чёрный бархатный плащ, закрывающий часть шеи, белую рубашку и яркий светло-красный жилет с вшитыми двумя пуговицами

Вся его одежда какая-то необыкновенная, как будто пропитана этим детским разумом

Одет главный герой произведения в чёрный бархатный плащ, закрывающий часть шеи, белую рубашку и яркий светло-красный жилет с вшитыми двумя пуговицами. Вся его одежда какая-то необыкновенная, как будто пропитана этим детским разумом.

Цветовая гамма картины сама выделяется при одном просмотре на полотно, все краски расположены чётко и логично, а на самой картине нет ни единой детали, которая могла бы отвлечь от внешности мальчика.

Кажется, что этот умным ребёнок понимает, что его безобидное детство подходит к концу, наступает время взрослеть и переходить в жизнь, когда надо трудиться. Кажется, что ты начинаешь слышать мысли мальчика, понимать его внутренний мир.

Как бы то ни было, это полотно позволяет понять этот восхитительный период в жизни маленького героя — период, когда можно делать всё безнаказанно, а все преграды растворяются под натиском этой детской радости.

Скандал в Италии

Творческой карьере Кипренского всерьёз помешала одна странная и мрачная история, когда в его мастерской нашли мёртвую натурщицу. Несмотря на то, что убийцей признали слугу, тень от случившегося преступления пала и на хозяина. Двери Европы закрылись для Ореста, и ему пришлось распрощаться с мечтами о европейской славе и финансовом благополучии.

«Отечество люблю более самого себя… Радуюсь, что я родился русским, и живу в счастливый век Александра I и Елисаветы Несравненной», — писал Кипренский, живя в Италии. На любимую родину художник и вернулся, встретив финал земной жизни в нищете и забвении, к которому привело завершение эпохи романтизма в искусстве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: