Биография
Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого, известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов). Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Императорской Академии художеств.
В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств (1770). В том же году за превосходно исполненный портрет А. Ф. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика. Преподавал в Академии художеств (1771—1788), руководил портретным классом. Был избран членом Совета Академии художеств (1786). Вышел в отставку (1788), но через девять лет вновь занял место в Совете Академии (с 1807).
Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Вершиной творчества Левицкого — и всего русского портрета XVIII века — стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее).
Среди счетов по «комнатной сумме» Екатерины II встречается имя живописца: «Живописцу Левицкому за два портрета Ея Императорского Величества 1000 р.» (1773 г.); «Живописцу Левицкому за портрет короля Прусского 800 р.» (1778 г.); «Живописцу Левицкому за большой Наш портрет 1000 р.» (1778 г.).
В созданной Левицким обширной галерее портретов — величественная Екатерина II (1783), представленная мудрой и просвещённой законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. Р. Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы»), и Дени Дидро (1773), французский философ-энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник, и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старик, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров, и строитель здания Академии художеств зодчий А. Кокоринов (1769—1770), богатый купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель Н. Новиков. Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени: Н. Львовым, Г. Державиным, В. Капнистом, И. Дмитриевым, И. Долгоруким, Н. Новиковым.
Граф Артемий Иванович Воронцов (1748—1813) заказал Левицкому портреты членов своей семьи, для украшения стен своего нового дома в Петербурге. Портреты А. И. Воронцова, его супруги П. Ф. Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи (1780-е годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) предназначались для семейной портретной галереи. В камерных по характеру портретах художник выделил особенности физического и духовного облика каждого члена семьи.
В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х — начало 1780-х). Ещё в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов.
Масон, в конце 1797 года посвящён в первые три масонские степени по поручительству Н. И. Новикова А. Ф. Лабзиным. Затем входил в петербургскую ложу «Умирающий сфинкс» А. Ф. Лабзина. По настоянию последнего в 1807 году вновь стал членом совета Академии художеств.
Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского, Л. С. Миропольского и Г. И. Угрюмова.
Похоронен на Смоленском православном кладбище; могила была утеряна ещё в XIX веке.
Жена — Анастасия Яковлевна Левицкая (1744—10.05.1832), умерла в 88 лет в Петербурге, похоронена на Смоленском православном кладбище. У супругов был единственный ребенок — дочь Агафья, чей портрет находится в Русском музее.
↑ Начало творчества Д.Левицкого
Творческая деятельность Дмитрия Левицкого началась с иконописи. Будучи подмастерьем у Антропова, он принимал участие в украшении центра Москвы к торжественной коронации Екатерины Второй: готовил декорации, живописные композиции.
Портрет А. Ф. Кокоринова
Сохра6нилась до сего времени одна из первых картин молодого Левицкого – портрет А. Ф. Кокоринова, русского архитектора и первого директора Академии Художеств. Портрет написан кистью настоящего мастера с соблюдением всех стандартов парадного портрета эпохи Просвещения, когда на полотне изображался не только знаменитый деятель, но и плоды его вдохновенного труда. Кокоринов на картине Левицкого изображен на фоне чертежа здания Академии Художеств. Эта работа была высоко оценена: художник получил звание академика. Ныне полотно хранится в Русском музее.
Портрет П. А. Демидова
Эта картина – еще один образец парадного портрета кисти Левицкого. Демидов изображен здесь в домашнем халате и колпаке на фоне Воспитательного дома, который был построен на его благотворительные средства, окруженный цветочными горшками. Домашняя непринужденность или нарочитое чудачество богатого аристократа, истинная филантропия или показная благотворительность – что превалирует в портретном образе Демидова, решает зритель. Во всяком случае, глядя на живое старческое лицо персонажа, на его смеющиеся глаза, вносящие элемент самоиронии, возникает чувство симпатии к человеку, изображенному на портрете.
Портрет М. А. Дьяковой–Львовой
В 1778 г. Левицкий написал портрет М. А. Дьяковой. Это камерный погрудный потрет жены знаменитого архитектора Львова (хранится в Третьяковской галерее). Художник мастерски и живо передал обаяние и молодость девушки, заставляя зрителя любоваться ее красотой, внутренним достоинством, умом и женственностью. Мягкая пластика форм тела, движения головы в сочетании с нежно-зелеными тонами наряда создают прекрасный гармонический образ юной женщины.
Портрет Н. И. Новикова
Н. И. Новиков был известным в 18 веке просветителем-публицистом и книгоиздателем. Левицкий написал его камерный портрет предположительно в 1797 году. В образе воссозданы недюжинный ум и энергия человека, открывавшего типографии, библиотеки и школы в Москве. Портрет передает не просто дружеское расположение, но и глубочайшее уважение автора к своему персонажу. Кстати, будучи одним из близких друзей Новикова, Левицкий поддерживал опального журналиста во время его заточения в Шлиссельбургской крепости.
Портрет Екатерины Второй
Портрет императрицы Екатерины написан в 1783 г. Это парадный портрет идеальной просвещенной законодательницы, воспетый Г. Р. Державиным в оде «Фелица». Не случаен и фон картины – античный храм богини Правосудия, он придает особую торжественность, аллегоричность и величие портрету Екатерины. Здесь намечены черты классицизма: локальность цвета, четкость объемов, гладкость мазков. Левицкий написал три варианта портрета императрицы: 1780, 1783 и 1790 года. Все три полотна находятся в Русском музее.
Портреты «смолянок»
С 1772 по 1776 год Левицкий написал цикл парадных портретов учениц Смольного института благородных девиц. Специалисты считают, что это лучшие портреты реалистической живописи 18 века. «Смолянки» изображены в полный рост, поодиночке и попарно, они танцуют, музицируют, играют, общаются. В них нет искусственной жеманности, но есть грация, чистота, юная застенчивость, свежесть и обаяние. Характер каждой воспитанницы индивидуален: скромная, неуверенная в себе Хрущова, веселая и грациозная Хованская, непринужденная и жизнерадостная Нелидова, задорная и яркая Борщова. Образы этих и других девушек несут в себе все многообразие душевной жизни человека, несмотря на подчеркнутую маскарадность и театральность портретов.
Встреча с учителем Антроповым
В 1758 году Дмитрий Левицкий, уже имеющий некоторый опыт, едет из Киева в Петербург как ученик-художник при Синоде (объединении наиболее влиятельных церковнослужителей для решения организационных вопросов в христианских сообществах). В этот же период надзирателем за учениками, живописцами и иконописцами, назначается Алексей Петрович Антропов, именитый уже художник, который одним из первых в России начал писать светские парадные портреты. Эта работа Антропова подразумевала обучение юных художников живописи. Так в его доме среди прочих учеников с Украины оказался Дмитрий Левицкий (в начале 1750-х ассистировавший Антропову при росписи храма в Киеве). Примечательно, что молодой живописец, постигая художественное искусство, стремился не подражать технике учителя, а искать свои методы.
Антропов отрицательно относился к поточному обучению в Академии художеств, которая была создана совсем недавно (в 1757 году), и запрещал Левицкому туда поступать. Дмитрий ограничился частными уроками у разных мастеров. С учёбой успешно совмещал выполнение портретов на заказ. Под началом Алексея Антропова привлекался к росписи православных храмов, к примеру, новой Христорождественской церкви на Песках по проекту архитектора Егорова.
Биография художника Дмитрия Левицкого
Левицкий Дмитрий Григорьевич родился в 1735 году в Киеве Российской империи в семье художника и гравера. Азам живописи мальчика учил отец, а также художник Алексей Антропов. Полученные умения в паре с тягой к живописи помогли молодому человеку поступить в Императорскую Академию художеств, когда ему было уже 23 года.
Д.Г. Левицкий (1735–1822).
Долгие годы обучения не прошли даром, и в конце 1960-х о возмужалом Левицком заговорили. Он оказался талантливым портретистом и в 1770 году получил звание академика за то, что виртуозно изобразил ректора своего образовательного заведения. Позже Левицкому доверили руководство портретным классом академии, а также избрали и в Совет академии.
1770-е годы принесли живописцу не только звание, но и интересные заказы. Он писал парадные портреты императрицы Екатерины II, состоятельных людей, известных деятелей науки и культуры. Мастер создал знаменитую серию смолянок, о которой мы расскажем подробнее в следующем разделе. Помимо этого, Лецицкий писал иконы, работал над панно для триумфальных ворот и над другими государственными заказами.
Среди показательных работ художника назовем портрет Екатерины II, Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, портрет Екатерины Хрущовой и Екатерины Хованской и другие.
Д.Г. Левицкий. «Е.Н. Хрущева и Е.Н. Хованская». 1770-е гг.
Живописи Левицкий посвятил всю свою жизнь. Не всегда его жаловали, тем не менее, он был до конца верен своему поприщу. Эта верность помогла ему достичь значительных успехов и оказать влияние на целую плеяду художников, среди которых был и известный портретист В.Л. Боровиковский. Ушел из жизни Дмитрий Григорьевич в 1822 году в возрасте 87 лет и был похоронен в Санкт-Петербурге.
Биография Владимира Одоевского 3, 4 класс о главном
В 1804 году родился Владимир Федорович. Его дворянская семья была уникальной. С одной стороны имели родственные связи с семьей Рюриковичей, с другой стороны с Львом Толстым. Живя в Москве, он учился в пансионате для дворянских детей. Далее, благодаря своему усердию в учебе, в 1823 году его берут на службу в Москве в архив Коллегии иностранных дел. В его доме собирался литературно — философский кружок. Общение со многими творческими людьми, благотворно влияет на Владимира Федоровича. Он пишет и выпускает свои первые литературные труды.
В 1826 году переезжает в Санкт — Петербург, и поступает на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел. Его дом по-прежнему открыт для деятелей культуры. Федор Владимирович любил угощать своих друзей своеобразными блюдами. Собственные рецепты он публиковал в газете.
Кроме своего увлечения химией и кулинарией, Одоевский интересовался мистикой. На этот период приходиться написание многих повестей, сказок. Стоить отметить его незаконченный роман «4338 год» пророчит появления, что — то похожего на нынешний интернет и блоги.
В 1840годы возвращается в Москву. Там он продвигает идеи об ликвидации крепостного права, введению судебных присяжных.
Среди увлечений Владимира Федоровича была музыка. Одоевский собирал и реставрировал многие церковные произведения. Многие его личные музыкальные произведения так и не получили признания. Заинтересовавшись стенографией, он стал писать пособие по изучении русской скорописи. Также стоить отметить, что пользуясь своей властью, он организовал больницы по оказанию помощи бедным людям.
В 1869 году Владимир Федорович умер. После его смерти чаще всего издавалась сказка «Городок в табакерке», а в советское время по мотивам это той сказке был снят мультфильм.
3 класс, 4 класс для детей, биография Одоевского
Интересные факты и даты из жизни
Популярные люди
-
Иосиф Бродский
Родился в 1940 году в Ленинграде в семье военного репортера. Его отец прошел войну, и в 1948 году его взяли на работу в фотолабораторию в Москве. Он очень любил журналистику, поэтому в течении 3 лет пробовал работать репортером, журналистом и фотографом.
-
Врангель Петр Николаевич
«Черный барон» Петр Николаевич Врангель — страницы жизни. П. Н. Врангель появился на свет в 1878 г. в городе Новоалександровске (теперь Каунас) в семье очень знаменитого и древнего рода, давшего Европе по 7 фельдмаршалов и адмиралов
-
Ковалевская Софья Васильевна
Ковалевская Софья Васильевна (девичья фамилия-Корвин-Круковская)-личность, известная в большей степени своей научной и ученой деятельностью. Родилась она в семье военнослужащего из офицерского состава артиллерийских войск в середине января 1850 года.
-
Галилео Галилей
Галилео Галилей появился на свет на западе Тосканы в 1564 году в семье лютниста Винченцо Галилея. В их семействе было шестеро детей, но выжило из них лишь четверо. В 1572 году семья Галилеев переехала во Флоренцию, где искусства и научные
-
Екатерина I
Первая императрица России, избранница Великого Петра I. До крещения звалась Мартой. Дата рождения: 15 апреля 1684г. Родина Екатерины осталась неизвестной до сих пор. Разные источники свидетельствуют о том, что она родом из Латвии, а девичья фамилия
-
Мамин-Себиряк Дмитрий
Дмитрий Мамин-Сибиряк – русский писатель, драматург. Он известен своими сказками, очерками, романами. Его жизнь была непростой и в ней было очень много плохого, но творчества это не коснулось. Дети читают Мамина-Сибиряка в начальной школе,
Краткая биография
По некоторым данным, Левицкий начал свое художественное образование в Киеве, а затем продолжил обучение в Санкт-Петербурге, где учился у известных мастеров того времени. Несмотря на то, что художник получил классическое образование и изучал историю и литературу, его главным интересом всегда была живопись и в частности портретистика.
Левицкий стал популярным портретистом благодаря своему таланту и мастерству. Он работал с многими высокопоставленными личностями Российской империи, в том числе с членами императорской семьи. Его портреты отличались реализмом, выразительностью и особой передачей внутреннего мира модели.
Левицкий активно работал в Санкт-Петербурге и Москве, где был востребован среди знати и духовенства. Его творчество имело большое значение для развития портретного искусства в России и Украине. Более трехсот лет спустя, его работы до сих пор вызывают восхищение своей красотой и неповторимым стилем.
Иван Федорович Левицкий умер 17 марта 1822 года в Москве, оставив после себя огромное наследие в украинской и российской культуре.
конец текста
В. Одоевский / О жизни и творчестве
- Безелянский, Ю. Философия «Русских ночей» : / Юрий Безелянский // Наука и религия. — 2014. — № 8. — С. 34–37. — (Культ и культура).
- Белинский В. Сочинения князя В. Ф. Одоевского // Одоевский В. Последний квартет Бетховена. — Москва : Моск. рабочий, 1987. — С. 344–371.
- Булдакова, Е. Р. Книга В. Ф. Одоевского «Русские ночи» и интеллектуальная культура его времени : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01. — Санкт-Петербург, 1998. — 152 с. — .
- Горелик, М. Детское чтение : / М. Горелик // Новый мир. — 2009. — № 1. — С. 129–137.
- Заварзина, Л. Э. Педагогические идеи В. Ф. Одоевского / Л. Э. Заварзина, Т. А. Глазнева // Педагогика. — 2012. — № 6. — С. 94–100. — Библиогр. — (История школы и педагогики).
- Зиневич, Г. К. Сказки дедушки Иринея в свете историко-культурных и педагогических воззрений В. Ф. Одоевского / Г. К. Зиневич // Мировая словесность для детей и о детях. Ч. 1. — Москва. — 2004. — С. 122–125.
- Клыпа, О. К истокам русской психолого-педагогической мысли: Владимир Федорович Одоевский : / О. Клыпа // Детский сад от А до Я. — 2013. — № 4. — С. 105–112. — Библиогр.
- Коровин В. Владимир Фёдорович Одоевский (1804–1869) // Антология мировой детской литературы. Т. 5. — Москва : Аванта+, 2002. — С. 251–253.
- Лабынцев Ю. Романтическое любомудрие // Лабынцев Ю. Ставшие её частью : Коллекции русских библиофилов в главной книжной сокровищнице страны. — Москва : Книга,1990. — С. 164–195.
- Ласунский О. Тайны литературной маски // Книжные сокровища мира. — Москва : Кн. палата,1989. — С. 83–91.
- Любыцына М. Одоевский Владимир Фёдорович // Русские писатели XI—начала XX века : биобиблиогр. словарь / под ред. Н. Скатова. — Москва : Просвещение, 1995. — С. 291–294.
- Муравьёв В. Русский Фауст // Одоевский В. Последний квартет Бетховена. — Москва : Моск. рабочий, 1987. — С. 3–34.
- Немзер А. В. Ф. Одоевский и его проза // Одоевский В. Повести и рассказы. — Москва : Худож. лит., 1988. — С. 3–11.
- Одоевский в жизни ; Автобиография ; Отзывы и воспоминания современников // Одоевский В. Последний квартет Бетховена. — Москва : Моск. рабочий, 1987. — С. 320–376.
- Одоевский Владимир Федорович : русский писатель, философ, музыкальный критик // Писатели нашего детства : 100 имен : биографический словарь : ч. 3 / Рос. гос. дет. б-ка ; сост. Н. О. Воронова и др. — Москва : Либерея, 2000. — С. 303-308. — Библиогр.
- Полозова, Т. Д. Дорогой читатель! : / Т.Д. Полозова // Городок в табакерке : Сказки дедушки Иринея / В. Ф. Одоевский. — Москва : Детская литература, 2002. — С. 5–12.
- Сахаров В. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского // Одоевский В. Сочинения : в 2 т. — Москва : Худож. лит., 1981. — С. 5–28.
- Сахаров В. Сеятель мыслей : (В.Ф.Одоевский) // Сахаров В. Страницы русского романтизма. — Москва : Сов. Россия, 1988. — С. 247–311.
- Синдерюшкин, И. Шкатулка Одоевского : / И. Синдерюшкин // Книжное обозрение. — 2004. — 16 авг. — С. 8.
- Ступель А. М. Владимир Фёдорович Одоевский: 1804–1869. — Москва : Музыка, 1985. — 96 с.
- Тиманова, О. Сказочный мир музыкального механизма и средства его художественного воссоздания в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» / О. Тиманова // Искусство в школе. — 2007. — № 2. — С. 73–76.
- Тубельская Г. Одоевский Владимир Фёдорович // Тубельская Г. Детские писатели России : библиогр. Справочник. Ч. 2. — Москва : Школьная библиотека, 2002. — С. 52–56.
- Турьян М. Сказки Иринея Модестовича Гомозейки : приложение к факсимильному воспроизведению изд. 1833 г. — Москва : Книга, 1991. — 47 с.
- Турьян М. Странная моя судьба. — Москва : Книга, 1991. — 398 с. : ил. — (Писатели о писателях).
- Штерн, М. С. Философско-художественное своеобразие прозы В. Ф. Одоевского (от апологов к «Русским ночам») : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01. — Ленинград, 1978. — 179 с. — .
- Шумкова, Т. Л. В. Ф. Одоевский: чудак, романтик, ироник / Т. Л. Шумкова // Русская словесность. — 2008. — № 5. — С. 10–14.
Масонство
В 1797 году Левицкий был посвящён в три масонские степени (ученик, подмастерье и мастер). Поручителем художника в его «карьере» в тайном обществе стал близкий друг Николай Новиков, активный просветитель того времени (открывал библиотеки, книжные магазины, типографии). По приглашению Новикова Левицкий вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс», которую учредил А. Лабзин. Модным тогда таинственным и мистическим масонством были увлечены многие известные личности, а из художников кроме Дмитрия Григорьевича масонами были Боровиковский, Рокотов.
Живописцев вообще с удовольствием принимали в масоны – «вольные каменщики» имели пристрастие к портретам. У Левицкого также есть несколько работ, запечатлевших крупных масонов.
Но со временем победила прагматичность: прекратив всяческие отношения с масонами, Левицкий сторонился их и избегал всего мистического.
Особенности дарования
Дмитрий ещё во время учёбы зарекомендовал себя как первоклассный портретист, способный определить для героя картины наиболее выразительную позу, уловить характерные черты лица, запечатлеть эффектные жесты, красноречивые детали. Благодаря особенному дарованию Левицкий преумножил традиции живописи, которые сложились к XVIII веку в России, раздвинув границы классицизма и придав героям своих произведений естественность и живую непринуждённость. Статусные атрибуты, не скрывая природного обаяния и характера портретируемого, в работах кисти Левицкого органично дополняют образы.
Виртуозное владение техникой живописи позволило художнику добиться также удивительной материальности предметов, изображённых на полотнах. Они выглядят необыкновенно осязаемо: шёлковые складки, атласные переливы, искрящиеся меха…
Зрелые годы
Во время учёбы он жил у дяди, в маленькой квартирке. Дом располагался в Газетном переулке. Сын Петра Ивановича, Александр Одоевский, оказал на него огромное влияние. Первоначально мировоззрение Владимира складывалось именно благодаря дружбе с ним, поэтом и будущим декабристом. В 1823 году началась его самостоятельная жизнь.
Первое место службы – Московский архив Коллегии иностранных дел, как и у многих молодых людей того времени. Но начало формирования личности будущего литератора положил кружок стремившихся к общественной жизни дворян под названием «Общество любомудрия», где он стал председателем. Туда входили и многие из тех, кто вскоре выйдет на Сенатскую площадь в рядах восставших, например, один из ближайших друзей Пушкина Вильгельм Кюхельбекер. Именно с ним Одоевский задумал литературный альманах и журнал «Мнемозина».
Писатель Владимир Одоевский
Взгляды издателя тогда характеризовались увлечением идеалистической немецкой философией, прежде всего Шеллингом и Кантом. На этой почве они и разошлись с Кюхельбекером. Он отстаивал значение гражданского романтизма и был близок в этом Бестужеву-Марлинскому. Впрочем, долгой жизни, несмотря на популярность, их осуществлённой задумке было не суждено. Вышло только четыре «книжки». После декабря 1825 года их выпуск стал, конечно, невозможен. Примерно тогда закончился и первый период «взрослой» жизни Владимира Фёдоровича. Он завершился свадьбой и переездом в столицу.
Вместе с супругой они держали литературный салон, где собирались виднейшие писатели и музыканты своего времени, как наши, так и иностранцы. Однажды выступал даже сам Ференц Лист. К тому времени Владимир Фёдорович перешёл в Цензурный комитет Министерства внутренних дел и стал камер-юнкером. За эти годы он написал большинство своих произведений.
Дом был очень хлебосольным, но приглашённые потом вспоминали, что ждали этих обедов с ужасом. Хозяин увлекался химией и сам придумывал соусы, отличавшиеся невообразимой остротой. Это было одно из последствий его любви к химии. Некоторые из рецептов он включил в свои «Лекции по кухонному искусству». Но это была, конечно, просто забава. В серьёзных литературных опытах сказалось серьёзное изучение различных мистических течений. Сен-Мартен, алхимия, натуральная магия Средневековья, таковым был круг его чтения тех лет.
Официально он входил в редакционный комитет при «Журнале министерства иностранных дел». Связи и знакомства среди сановников использовал, в том числе, для хлопот по возобновлению издания легендарных «Отечественных записок». Был участником заседаний Кружка Белинского. Но постепенно князь всё больше разочаровывался как в общественном движении, так и в литературе. В 1844 году вышел его трёхтомник. Это романтические, с элементами дидактики повести, сказки, публицистика. Сочинения появляются в «Современнике», «Вестнике Европы». Итог он подвёл в сборнике под названием «Русские ночи», куда вошли рассказы и философские эссе.
Последние должности, которые он занимал, это помощник начальника Императорской публичной библиотеки и директор Румянцевского музея, вместе с которым вернулся в Москву. Будучи уже сенатором, князь Одоевский вошёл в ближайшее окружение великой княгини Елены Павловны.
Место мистицизма заняли естествознание, забота о народном просвещении и благотворительность. Он очень деятельно участвовал в создании Общества посещения бедных, которому помогал до своих последних дней. Тогда же близко сошёлся с протоиереем Дмитрием Васильевичем Разумовским. Это были последние месяцы жизни Владимира Фёдоровича, ознаменовавшиеся всплеском интереса к древнерусской церковной музыке.
К сожалению, исследования прервала его кончина. В 1869 году, 27 февраля по старому стилю не стало последнего представителя одного из древнейших княжеских родов Российской империи. Исповедовал и соборовал его отец Димитрий. Похоронен князь Одоевский на территории Донского монастыря.
Хронологическая таблица «Основные события жизни и творчества В. Ф. Одоевского»
1803 год. 13 августа. В Москве в семье князя Фёдора Сергеевича и дочери прапорщика Екатерины Алексеевны рождается сын Володя.
1816. Мальчика отдают в благородный пансион, где он проучится шесть лет.
1823. Юноша поступает в архив Коллегии иностранных дел и организует на своей квартире «Общество любомудрия».
1826. Одоевский переезжает в Петербург и женится на Ольге Ланской.
1828. Молодой чиновник служит библиотекарем отдела цензуры.
1833. Одоевский назначен цензором. В этом году выходит его знаменитый сборник «Пёстрые сказки дедушки Иринея».
1834. Печатается самая известная сказка писателя «Городок в табакерке».
1837. Писатель пишет роман «4338-й год», который останется неоконченным.
1841. Выходит в свет сказка «Мороз Иванович».
1844. В «Литературной газете» печатаются кулинарные рецепты писателя. В этом же году издаётся трёхтомник, в который вошёл новый роман «Русские ночи».
1846. Князь назначен директором Румянцевского музея.
1861. Одоевский возвращается в Москву, становится сенатором, ведёт активную политическую и общественную деятельность.
1864. Писатель становится членом-основателем Общества древнерусского искусства.
1869 год. 11 марта. Одоевский умирает в Москве и его хоронят на кладбище Донского монастыря.
Достижения
Левицкий был признанным мастером портретного жанра и одним из наиболее известных и востребованных художников своего времени. Его работы прославлены своим мастерством и позволяют увидеть образы знаменитостей и выдающихся личностей эпохи, таких как Екатерина II, Святополк-Мирский, и Александр Суворов.
Левицкий также был первым российским художником, который получил приглашение стать почетным членом Императорской художественной академии в Париже
Это признание подчеркивает высокое качество его творчества и его важность как художника
В течение своей карьеры Левицкий создал более 300 портретов, основной частью работы были знаменитости и аристократы. Его работы экспонировались во многих музеях и галереях по всему миру, и он получил множество наград и признаний за свое искусство.
Кроме портретного жанра, Левицкий также был автором некоторых исторических сцен, религиозных композиций и жанровых работ. Он проявил себя как мастер светотени и точного изображения деталей, что делает его работы особенно выразительными и живыми.
На протяжении истории искусства Левицкий остается значимой фигурой в русской живописи XVIII века и его работы продолжают вызывать интерес и вдохновлять новое поколение художников.
Музыкальное творчество
Одоевский с детства увлекался музыкой. Его больше привлекала теоретическая деятельность. Он интересовался как классикой и музыкой оркестров, так и народными традициями. Владимир Фёдорович фиксировал народные напевы и выводил собственные теории.
В 1840-е писатель увлёкся изучением церковной музыки. Он узнавал о традициях, определял возможности инструментов. Можно сказать, что Одоевский стал одним из создателей музыковедения в нашей стране. Он изобрёл собственный музыкальный инструмент — энгармонический клавицин — и заказал его изготовление. Это обошлось ему в 300 рублей. Прибор представлял собой фортепиано молоткового типа с клавишами, разделёнными на две части. Сегодня посмотреть на это устройство можно в столичном музее имени Глинки.
Одоевский обладал стойким убеждением в том, что музыка построена на научных законах математики. Этим его мнением интересовались многие известные музыканты и композиторы той эпохи. В его салоне бывали:
- Михаил Глинка;
- Милий Балакирев;
- Антон Рубинштейн и др.
Общественная деятельность
Одоевский много занимался благотворительностью, широко участвовал в общественной жизни страны. Он был последовательным противником крепостничества и постоянно выступал за его отмену. Из-за этого Владимир Фёдорович даже пошёл на конфликт с отдельными представителями дворянских родов. Он приветствовал введение суда присяжных, позаимствованного из Великобритании.
В заслугу писателю можно поставить заботу о судьбе детей-сирот. Он стал спонсором детских приютов, проводил поиск педагогов, участвовал в их построении и последующем благоустройстве. Именно Одоевский принимал решения о возведении Максимилиановской и Елизаветинской больниц. Владимир Фёдорович широко поддерживал нуждающихся. В 1846 году по его инициативе в Санкт-Петербурге было открыто Общество посещения бедных.
Свою благотворительную деятельность Одоевский продолжил и в Москве. Здесь он участвовал в открытии консерватории и создании Русского музыкального общества. Владимира часто звали на собрания артистических кружков Москвы и Общества любителей русской словесности. Там писатель часто зачитывал лекции, рассказывал примечательные факты и считался одним из лучших собеседников.