Михаил врубель: жизнь и творчество художника

Theperson: михаил врубель, биография, жизнь, творчество

Начало художественного развития

Такой образ жизни привел Михаила в семью Папмелей, которые нуждались в его репетиторских навыках. Отзывчивая семья приняла молодого человека как своего сына, и он надолго поселился у них в поместье. Именно после переезда в их имение Врубель начал активно рисовать. Эстеты Папмели поддерживали его высоко оценивая любую его работу. Не только любовь к искусству привили ему его новые знакомые, любовь к вину, которого было всегда много на столе гостеприимных знакомых, накрепко засела в жизни Врубеля. Начиная с 1880 года, художник начал посещать курсы в Академии искусств где познакомился с Чистяковым и стал частым гостем в его студии. Наставник стал хорошим другом для молодого гения, о чем сам Врубель неоднократно упоминал в письмах к сестре. Работа над оттачиванием пластики форм и передачи живости светотени до конца жизни чувствовалась в работах живописца.

В Первопрестольной

Своих «Демонов» Врубель привез в Москву, где «Демон сидящий» вызвал как одобрение, так и шквал критики. Эта картина разрушала сложившийся консервативный уклад в мире искусства. Теперь Михаил приступил к работе в Москве.

В старой столице Врубель удачно рисует портреты самого известного мецената России Саввы Мамонтова, коллекционера Константина Арцыбушева, создает декоративные панно, становится иллюстратором лермонтовской поэмы «Демон».

Активное сотрудничество с журналом «Мир искусства», который устраивал выставки на международном уровне, сделало имя Михаила Врубеля известным всей Европе.

Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий», 1890 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Российский искусствовед, ученый, доктор искусствоведения и профессор МГУ Михаил Михайлович Алленов так описывал творчество Михаила Врубеля:

Ирина Шуманова дополняет слова профессора Алленова:

Михаил Александрович Врубель «Тамара и Демон», иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова Демон, 1891 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В Москве Михаил Александрович встретил свою будущую жену Надежду Ивановну Забелу. Их познакомил общий знакомый Савва Мамонтов. Забела была известной оперной дивой. Считается, что именно с неё Врубель писал свою знаменитую картину «Царевна-лебедь».

Влюбленная пара поженилась в Женеве. У Надежды и Михаила появился сын. К сожалению, мальчик родился с заячьей губой. С тех пор у Врубеля начали проявляться душевные терзания, вылившиеся в картину «Демон поверженный». В итоге всех жизненных перипетий живописец погрузился в тяжелую депрессию.

В 1902 году Врубель попал в больницу. Он стал пациентом одних из лучших докторов того времени Бехтерева и Сербского. Михаил Александрович пробыл в больнице год, его выписали, но улучшение его здоровья оказалось недолгим.

Михаил Врубель со своей женой и музой Надеждой Забелой

У художника умер единственный сын. Это печальное событие вызывает у живописца тяжелейший приступ депрессивного расстройства. Михаил вновь оказывается на больничной койке. Улучшения наступали у Врубеля лишь на несколько часов, в которые он рисовал, а затем вновь погружался в бред.

В 1906 году в результате болезни Михаил Александрович ослеп. Это было большим ударом для художника, так как он теперь не мог рисовать. Теперь живописец знал, что впереди лишь конец. Он нарочно выходил легко одетым в сильный мороз, чтобы сократить свои дни без творчества.

В 1910 году Врубель заболел сильным воспалением легких. В апреле художника не стало. Через три года скончалась и его жена. Творческую чету похоронили рядом.

Михаил Александрович Врубель, «Портрет сына», 1902 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Михаил Врубель по сути своей был художником не только своего времени, но и как многие другие гении из разных областей, он опередил свою эпоху. Он был творцом вне времени, его полотна актуальны во все времена и ещё долго останутся таковыми. Вероятно, популярность Врубеля померкнет только тогда, когда померкнет сама суть искусства в человеческом разуме.

На обложке: Фрагмент картины Михаила Александровича Врубеля «Автопортрет», 1905 год. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Московский период

С 1889 года Врубель жил и творил в Москве (с небольшими перерывами). Подружился с крупным промышленником-меценатом Саввой Мамонтовым, который всячески поддерживал его. Последнее десятилетие XIX века в биографии Врубеля – самое счастливое время. Было много платежеспособных заказчиков, мастер создавал не только картины и панно, но также скульптуры, майолику, выполнял архитектурные проекты и чертежи для мебели, даже расписывал балалайки и придумывал рисунки для обоев.

У него верные друзья-единомышленники. В это же время он знакомится с будущей женой Надеждой Забелой, делает предложение, они венчаются. Для первой Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде С. Мамонтов заказал Врубелю два монументальных панно. Эти работы вызвали грандиозный скандал.

Художника окрестили декадентом, панно признали «нехудожественными», а все потому, что они не вписывались в главенствующую в то время художественную концепцию. Савва Мамонтов построил для этих работ особый павильон, и они привлекли множество народу. Как обычно бывает, скандал принес виновнику известность. Представленные на выставке работы художника в иных жанрах показали разные грани его творчества. О Врубеле заговорили как о мастере.

Фрагмент картины «Царевна Лебедь»

Когда же художник начал активно выставляться, публика не приняла его. Многие товарищи по цеху тоже. А вот за границей заметили и отметили. К художнику пришла европейская известность.

Новый кризис

Через год М. Врубеля выписали из клиники. Работать он не мог, был рассеянным и бессильным. Апатия переросла в жесткую депрессию. Знакомый меценат пригласил Врубелей пожить у него в имении недалеко от Киева. Это взбодрило больного, рада была и Надежда. Однако заболел двухлетний сын. Казалось, заболел легко, но состояние ребенка резко ухудшилось, и он умер.

Смерть сына вывела Врубеля из депрессии, но после похорон мальчика психическое состояние резко ухудшилось. Лечили пациента в нескольких клиниках для душевнобольных. Один из врачей, не согласившись с диагнозом, поставленным Бехтеревым и Сербским («неизлечимый прогрессивный паралич»), настаивал, что Врубель должен работать, и это спасет его от меланхолии. Однако работа не помогала.

Художник хотел покончить с жизнью, отказывался от еды. Простуда привела к острому ревматизму. Больной ослаб настолько, что его возили в коляске. В очередной клинике – доктора Усольцева – произошла временная реабилитация. Помогли методы врача, а также постоянное присутствие рядом жены и сестры.

Летом 1904 года супруги переехали в Петербург, где Надежда Ивановна возобновила певческую деятельность. Врубель ощутил возросший интерес к своему творчеству у критики и зрителей. Во многом это было обусловлено тем, что модными стали символизм и импрессионизм, и опередившие свое время работы художника с их символикой и образным строем теперь «попали в десятку». Художнику присвоили звание академика.

Искусствоведы сходятся во мнении, что «Демон сидящий» – лучшая картина Врубеля

«Демон сидящий» 1890

На горе сидит печальный великан среди тревожного мерцающего пространства. Вокруг него необыкновенная космическая красота: распускаются разноцветные цветы в виде огромных сияющих кристаллов.

Однако его колени согнуты, руки вывернуты, голова опущена, взгляд отречен. По щеке скатывается слеза скорби.

Вот что об этой картине Врубель писал своей сестре Анне 22. 05. 1890 года:

По мнению Врубеля,

В этой картине Врубель показал мастерство монументалиста. Он пишет широкими мазками, которые, превратившись в цветовые пятна, напоминают мозаичные камни. Выбор красок (лиловые, синие, черные, серые…) соответствует душевному состоянию художника, подчеркивают его меланхолию.

Картина является своеобразным автопортретом Врубеля, обладающего уникальными способностями, но сомневающегося в истине и непризнанного. Это центральное произведение художника. Врубелевский герой сложен и символичен. В нем представлен особый демонизм с изображением всеобщего страдания людей, причастных к великой русской культуре XIX века.

Рекомендации родителям:

Рассмотрите с ребенком героя картины и опишите его. Задайте несколько наводящих вопросов:

  • Каким представил художник своего героя?
  • Что чувствует Демон, сидя на вершине горы?
  • Какие краски использовал Врубель в картине: теплые или холодные?
  • Почему фигура Демона срезана сверху и снизу? (Таким образом, художник представил одиночество героя).

Объясните значение слов Врубеля «Демон – дух властный и величавый»

Обратите внимание на то, что в Демоне  нет дьявольских и злобных мыслей. Он будто вырубленная скульптура из драгоценного камня.  В нем Врубель изобразил себя, свою душу, свои переживания

Художника не понимали, не ценили.

Биография Врубеля

Михаил Врубель появился на свет 5 (17) марта 1856 года в Омске. Он рос и воспитывался в семье военнослужащего Александра Михайловича и его жены Анны Григорьевны. Всего у супругов родилось четверо детей, двое из которых не дожили до совершеннолетия.

Детство и юность

Первая трагедия в биографии Врубеля случилась еще в 3-летнем возрасте, когда не стало его матери. Частые роды и неблагоприятный городской климат стали причиной смерти Анны Григорьевны от чахотки в 1859 г.

Спустя пару лет глава семейства повторно вступил в брак с пианисткой Елизаветой Вессель. Женщина была очень добрым и заботливым человеком, вследствие чего относилась к детям мужа, как к родным.

В детстве Михаил не отличался крепким здоровьем и начал ходить только в 3 года. Семья часто меняла места жительства, что было связано со службой отца. В данный период биографии мальчик научился читать и проявлял большой интерес к книжным иллюстрациям.

К 10 годам у Врубеля обнаружились творческие способности. Он увлекался рисованием, музыкой и театральным искусством. Однажды Михаил увидел репродукцию Микеланджело «Страшный суд», которая произвела на него огромное впечатление.

Позднее Врубель поступил в одну из петербургских гимназий. В это время его отец был слушателем Военно-юридической академии, а позднее занял должность гарнизонного судьи. Мужчина хотел, чтобы его сын также начал изучать право и стал юристом.

Однако Михаилу больше нравился театр и рисование, которому он обучался в Обществе поощрения художников. К тому моменту юноша уже написал немало картин маслом. В гимназии он получал высокие отметки по всем дисциплинам, вследствие чего окончил ее с красным дипломом.

После этого Врубель продолжил получать образование на юридическом факультете Петербургского университета. Здесь он вел богемный образ жизни, занимаясь не столько учебой, сколько изучением музыки, живописи и других видов искусства. Однако тогда ни он, ни его родственники и подумать не могли, что он станет знаменитым художником.

В Петербурге Михаил Врубель познакомился с Модестом Мусоргским, который обогатил его духовный мир. Студент неплохо зарабатывал на жизнь репетиторством и гувернерством, что позволило ему посетить немало европейских стран.

Это интересно

Декоративные работы Врубеля соединяли живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством. В этом была универсальность талантов художника.

Самой значимой его скульптурной работой является «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова.

О скульптурах Врубеля художник А. Матвеев писал: «без Врубеля не было бы никакого Коненкова…».

В архитектурной литературе подчёркивается выдающаяся роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (дом Васнецова, Ярославский вокзал, особняк Якунчиковой…).

На Всемирной Парижской выставке в 1900 году он получает медаль по отделу прикладного искусства за произведения, созданные в Абрамцевской гончарной мастерской.

В 1903—1906 годы у художника возникают серьезные психические проблемы со здоровьем. В 1906 году к душевной болезни добавилась слепота.

У Врубеля не было учеников и последователей. Он жил творчеством и работал не ради вознаграждения… К нему пришел успех тогда, когда он был безнадежно болен.

В. А. Врубель умер на 54 году жизни 14 апреля 1910 года.  Над могилой Александр Блок произнес речь, в которой назвал художника «вестником иных миров»:

Детям младшего и старшего школьного возраста можно предложить посмотреть видеоролик о жизни и творчестве Врубеля.

Знакомство с творчеством художника необходимо начинать с младшего школьного возраста. На примерах картин сказочно-былинного жанра родители прививают ребенку художественный вкус, формируют общую культуру.

Частые вопросы о М.А. Врубеле

Какой болезнью страдал художник?

Врачи говорили, что в возрасте 35 лет, а может и раньше, Врубель заразился сифилисом: богемный образ жизни вел смолоду. Знаменитый психиатр В. М. Бехтерев поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (сейчас недуг называют третичным сифилисом). Болезнь вызывает тяжелые последствия для всего организма, в том числе слепоту.

В медицинской карте Врубеля в психиатрической клинике значилось, что мать страдала туберкулезом, умерла в 23 года. У отца был артериосклероз, инсульт. Дед по матери – маньяк, по отцу – алкоголик. Брат умер малолетним от туберкулеза, сестра страдала меланхолией, сродный брат был наркоманом. Как при такой наследственности быть здоровым человеком?

Краткая биография Врубеля Михаила Александровича

Михаил Александрович Врубель

Михаил Александрович Врубель был представителем Российского художественного живописного искусства, а также течения символизма.

Рождения Михаила Врубеля припадает на 17 марта 1856 года. Родным городом для Михаила стал город Омск, где кроме него появились на свет младшая сестра и брат будущего художника. Именно там на то время служил отец Михаила – Александр, будучи на должности старшего адъютанта штаба Сибирского корпуса.

Мать Михаила Врубеля рано умерла от чахотки, которая активно развивалась от частых родов, а также климата Омска, приводящих к значительному снижению иммунитета. Позже, Михаил Александрович будет вспоминать о матери, как о больной, лежачей женщине, которая часто вырезала детям фигурки из бумаги.

Детские года Михаила Александровича проходили в постоянных переездах – туда, где отца назначали на службу: в 1859 году это была Астрахань, в 1860 их, отца и сына, встретил Харьков. Именно там, юный Михаил достаточно быстро познал чтение, а также особенно увлекся книжными и журнальными иллюстрациями.

В 1863 году, Врубель берет в жены Е. Вессель – коренную жительницу Петербурга, которая в браке полностью отдает себя воспитанию детей и своему мужу.

Главным образованием в жизни Михаила Александровича стала академия художеств в Санкт-Петербурге, в которой Михаил учился на протяжении 1880-1884 гг. Его учителем в академии был Чистяков Павел Петрович, а уроки искусства живописи акварелью преподавал Репин Илья Ефимович. Особенное влияние на манеру рисования в жизни Михаила Александровича было оставлено живописью венецианского Возрождения. (Представители: М. Фортуни и другие).

Самобытным стилем Врубеля был особенного рода кристаллический рисунок, который мерцал оттенками сине-лилового сумрака. Такое виденье у Михаила Врубеля сформировалось в период 84-89 года, при этом его основным направлением было церковное искусство.

Уже состоявшегося художника Михаила Врубеля пригласили для восстановления Кирилловской церкви, которая была построена еще в 12 веке. Михаил был должен исполнить новейшие композиции (в их числе «Сошествие св. Духа), там же Михаил написал картину «Богоматерь с младенцем», которую в церкви сделали иконой. Его стилистика византийской традиции находит тут трагическое и напряженное психологическое отражение.

После того, как Михаил Врубель переехал в Москву, он стал активным деятелем художественной группы им. С. Мамонтова. Перебывая в ней, художник пишет многие свои наилучшие картины, а также практикуется в майолике — скульптуры Лель, Волхова, Царя Берендей, которые теперь находятся в Третьяковской галерее Москвы. Кроме того Михаил выполняет эскизы керамических печей, ваз, и скамей для музея в Абрамцево.

В 1902 году, Михаила Александровича поражает серьезная психологическая болезнь, однако, даже в последний период жизни, который частично был проведен в Московских и Петербургских больницах, он создает существенное количество рисунков. Именно живопись последних годов творчества Михаила высоко отмечается мастерским глазом его учителей.

В 1906 году, художник Михаил Александрович полностью теряет зрение.

Так, прожив 4 года в не виденье, 14 апреля 1910 года заканчивается жизнь Михаила Врубеля. Его похороны проходили в Петербурге, на одном из местных кладбищ.

.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Живопись

Первой победой трудолюбивого ученика стало получение небольшой серебряной медали за академический рисунок «Обручение Марии с Иосифом». Подсветка сепией позволила получить наилучшую градацию передачи света и тени, создав тем самым живую и озаренную атмосферу особой одухотворенности, которую испытывали люди, изображенные на полотне. Произведение «Пиры римлян» также было награждено знаком, на котором были изображены юные грабли, иронично смеющиеся над пьяной Патрицией.

Автопортрет Михаила Врубеля

Осенью 1883 года профессор Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией церкви Кирилла XII века. В городе, увенчанном главами древних храмов, началась самостоятельная творческая жизнь Михаила. В ноябре 1884 года Адриан Викторович отправил в Венецию признанного художника. Красота самого романтичного города Италии не впечатлила Михаила. Врубель много времени проводил в соборах и музеях, впитывая опыт великих деятелей Возрождения.

Картина Михаила Врубеля «Сны принцессы» в Третьяковской галерее

Проведя полгода в Венеции, в апреле 1885 года Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от поездки создал четыре иконы: «Св. Кирилла »,« Богоматерь с младенцем »,« Святой Афанасий »и« Христос Спаситель ». Михаил соединил мистицизм и аскетизм византийской абстракции с полнотой жизни в образах эпохи Возрождения и наполнил застывшие образы 12 апостолов, которые он изобразил на своде, плотью и кровью. Примечательно, что лики святых художник писал по памяти знакомых. Среди разнообразия реставраций, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделяются фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Плач».

Картина Михаила Врубеля «Девушка на фоне персидского ковра»

Каким бы важным и духовно удовлетворяющим ни был труд в Кирилловской церкви, Михаилу было тесно в рамках канонизированных обязанностей. Его темперамент и страсть художника требовали высвобождения накопленной хроматической энергии. В 1886 году были опубликованы натурный портрет «Девушка на фоне персидского ковра» и картина «Восточная сказка». Работы дышали жизнью, в полной мере отражая страсть Врубеля к тонким оттенкам цвета и деталям рисунка.

Картина Михаила Врубеля «Тамара и демон»

В 1887 году Прахов заманил Врубеля расписать Владимирский собор. Михаил Александрович создал не менее шести версий «Могильного крика» (до наших дней сохранилось четыре). Этот сюжет отсутствует в Евангелии и не характерен для православной иконописи, но присутствует в искусстве итальянского Возрождения. Примечательно, что были отвергнуты самостоятельные произведения Врубеля, в которых он впервые показал миру образ демона. Кроме того, смелость иконописи вызвала недоумение Адриана Викторовича, и в 1889 году он снял художника с работы.

Картина Михаила Врубеля «Сидящий демон»

Михаил везет в Москву творения, не принятые церковными служителями. Картина «Сидящий демон», на которой изображен падший ангел с раненой человеческой душой, стала символом грядущего века. Этим произведением Михаил Александрович разрушил застывший в непонятном консерватизме живописный образ жизни, став объектом нападок и цензуры.

В московский период Врубель пишет портреты С.И. Мамонтова и К.Д. Арцыбушева, создает декоративные панно «Венеция» и «Сны княгини», а также иллюстрирует стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон» («Тамара и демон», « Голова Пророка »,« Демон у дверей монастыря »,« Встреча Тамары и Демона»).

Картина Михаила Врубеля «Царевна-лебедь»

Участие Врубеля в выставочной деятельности «Мир искусства» и серии международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди его более поздних шедевров особенно выделялась картина «Царевна-лебедь» с изображением героини Пушкина, а также Сирень, Жемчуг, Поверженный демон, Пантомима, Шестикрылый серафим, Пан и Гадалка. Последней работой мастера стал портрет поэта-символиста Валерия Брюсова, который из-за прогрессирующей болезни создателя так и не был завершен.

Михаил Врубель

Биография

Вероятно, самой инновационной и необычной фигурой в русском искусстве конца 19-го века, а также одним из лучших современных художников и дизайнеров в Европе. Михаил Врубель известен своими символическими экспрессионистскими картинами, а также мозаиками-головоломками, напоминающими средневековые аналоги. Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Несмотря на проблемы со здоровьем и психикой, перед смертью Врубель имел репутацию знакового живописца, а его влияние можно наблюдать в работах русских художников 20 века.

Первые годы и обучение Врубеля прошли в Омске. Художник был сыном военного юриста и закончил университет изучая права, а затем, в 1881 году, поступил в Императорскую Академию художеств, где обучался Павлом Чистяковым и познакомился в Валентином Серовым.

Ранние работы Врубеля демонстрировали исключительную способность в моделировании и построении композиции. Успешно изучая традиционный академический реализм, он быстро развивался и улучшал собственный стиль, отличающийся от прочих символизмом и уникальными мазками, имитирующими мозаичное искусство.

Пан

Христианское искусство: мозаика, фрески

В 1884 году Врубель был приглашен восстанавливать древнерусские фрески и мозаики в церкви Святого Кирилла (Киев). Эта задача привела художника в Венецию, где тот изучал примеры религиозного искусства

Позже, в Киеве, Врубель создал серию акварельных рисунков, посвященных евангельскими сценам для собора Святого Владимира. Однако, работы были отклонены. Известными произведениями того времени также являются Восточная сказка (1886) и портрет девушки на фоне персидского ковра (1886).

Символизм и Демон

Демон

В 1889 году Врубель переехал в Москву, где занялся иллюстрацией специального издания стихотворений Лермонтова, которое издавалось в ознаменование пятидесятой годовщины со дня смерти поэта. В черные акварельные иллюстрации вошли Тамара и Демон, танцующая Тамара, Демон и Ангел с душой Тамары и другие.  Несмотря на критичные комментарии со стороны общественности, в кругах художников работа была оценена лучше.

В 1890 году Врубель рисует свой первый шедевр «Сидящий Демон» (Третьяковская галерея), а через два года «поверженного демона». Эти картины стали знаковыми для русского символизма.

Поверженный

Модерн

В 1890-х годах художник знакомится с модерном и начинает практиковаться в нескольких видах прикладного искусства, создавать костюмы, декорации, майолики и витражи. В 1896 году он женился на известной певице Надежде Забеле, работавшей с Римским-Корсаковым, для которого Врубель проектировал декорации и костюмы.

Портретная живопись

В это же время Врубель работает в жанре портретной живописи, создавая картины для Константина Арцыбушева (1897), Мамонтова (1897), Валерия Брюсова (1906), психиатра Федора и Валентина Усольцевых и других.

Последние годы

В начале 1990-х годов, отчасти из-за навязчивого стремления к темной теме Демона (имеется ввиду поверженный демон и некоторые другие работы), отчасти из-за третичного сифилиса, Врубель страдал тяжелыми нервными срывами, а позже был помещен в психиатрическую больницу. Хотя в течение следующих нескольких лет живописец выполнил ряд портретов и иллюстраций по мотивам поэмы Пушкина «Пророк», его состояние делало создание картин все более трудным. В 1906 году художник ослеп, а спустя четыре года умер.

Живопись

В молодости Врубель прожил около 5 лет в семье сахарозаводчиков Папмелей в качестве репетитора латыни. Здесь он обучал своего сокурсника по вузу. Интересен факт, что именно члены этого семейства начали побуждать его глубже заняться живописью.

Михаил начал посещать академические вечерние классы и в итоге решил поступить в Академию художеств. Когда отец узнал, что сын отказался от карьеры юриста, он пришел в ярость. Вследствие этого, отношения между родственниками окончательно испортились.

В 1882 г. разочаровавшийся в рутинной методике преподавания Врубель оказался в мастерской Павла Чистякова. За 4 года обучения у Чистякова, он получил множество полезных навыков и овладел многими художественными приемами.

Сам Михаил называл данный период биографии «наиболее светлым в своей художественной жизни». Любопытно, что Чистяков был наставником таких мастеров, как Суриков, Васнецов и Репин. Первой победой Врубеля на художественном поприще стало получение малой серебряной медали за рисунок «Обручение Марии с Иосифом».

Отдельного внимания заслуживает работа Врубеля «Пирующие римляне», которая разительно контрастировала с канонами академизма, не смотря на соблюдение всех формальных правил.

В 1883 г. профессор Прахов пригласил Михаила в Киев для реставрации и росписи древней Кирилловской церкви. Именно здесь художнику удалось в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Спустя год его командировали в Италию, для изучения памятников византийской эпохи.

Интересен факт, что Равенна и Венеция не произвели на Врубеля особого впечатления. Тут он посетил много соборов и музеев, стараясь максимально глубоко осмыслить идеи гениев эпохи Возрождения. После возвращения на родину, окрыленный живописец написал 4 иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель».

Также Михаил Врубель стал автором таких шедевров, как «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Примечательно, что при написании святых, он часто изображал лица друзей или возлюбленных. К тому моменту биографии мастеру захотелось выйти за рамки канонизированных образов.

В результате, в 1886 г. Врубель представил портрет «Девочка на фоне персидского ковра» и полотно «Восточная сказка».

В следующем году его пригласили расписывать Владимирский собор, где он продолжил создавать фрески и полотна на библейские сюжеты.

«Демон сидящий»

Любопытно, что самостоятельные работы Михаила, в которых он впервые представил миру образ демона, подверглись жесткой критике. Более того, его демон настолько разозлил Прахова, что тот отстранил художника от работы.

Не принятые священнослужителями работы, Врубель везет в Москву. Картина «Демон сидящий» стала символом наступающей эпохи. В адрес ее автора посыпались порицания от коллег и простых соотечественников. Во время нахождения в Москве, он написал несколько портретов, а также иллюстрировал произведение Лермонтова «Демон».

Участие живописца в международных выставках принесло ему славу и европейское признание. К позднему периоду Михаила Врубеля относятся картины «Царевна-Лебедь», «Сирень», «Жемчужина», «Демон поверженный», «Пантомима», «Шестикрылый серафим», «Пан» и др. Последней его работой стал портрет поэта Валерия Брюсова, который по причине недуга Врубеля так и не был завершен.

Становление

Педагогам изначально было понятно, что Врубель обладает недюжинным, а главное, уникальным талантом. Академические рисунки и первые живописные произведения были удостоены знаков отличия. В 1884 году профессор Адриан Прахов, археолог и историк искусства, по рекомендации П. Чистякова заказал Михаилу Врубелю монументальные живописные работы в реставрируемой Кирилловской церкви XII века в Киеве.

Эта церковь до сих пор соседствует с психиатрической больницей. Через два десятилетия Врубель попал туда пациентом, там же потерял зрение.
Глаза героев картин Врубеля завораживают. «Богоматерь с младенцем»

Художник погрузился в стихию религиозной живописи, полностью захватившую его. Выполнил множество реставрационных работ, создавал иконы, фрески. Работы над иконами продолжились в Венеции, куда А. Прахов направил мастера для изучения искусства эпохи Возрождения. Лучшая среди них – образ Богоматери. На иконе художник изобразил Эмилию Прахову, жену своего работодателя, глубокое безответное чувство к которой питал, похоже, всю жизнь.

Вернувшись из-за границы, Врубель узнал, что обещанный ему заказ на роспись Владимирского собора отдан Виктору Васнецову. Михаилу Александровичу поручили сделать эскизы к некоторым композициям, но работы не были приняты строительным советом собора. Позволили расписать лишь некоторые орнаменты. Они поражают творческой фантазией автора. А вот иконописные работы Врубеля, а также появившийся в его работах образ Демона вызвали недовольство Адриана Прахова, и в 1889 году он уволил художника.

Реставрируя Кирилловскую церковь, Врубель на иконах выписывал лики святых, а в мастерской в это же время рисовал эскизы демонов.
«Шестикрылый серафим» Врубеля

Киевский период жизни художника был нестабилен в бытовом и творческом планах. Он беспечно относился к деньгам, ветрено – к женщинам, отдавал шедевры за бесценок, порой уничтожал и часто переписывал уже выполненные работы. Творческие неудачи, усталость от религиозных сюжетов, увлечение спиртным усугубляли положение.

Биография Михаила Врубеля

Детство и юность Врубеля

  • Родился 17 марта 1856 года в Омске в семье штабс-капитана Александра Врубеля и дочери астраханского губернатора Анны Басаргиной. 
  • В 1859 году умерла мать Анна Григорьевна, страдавшая чахоткой.
  • В 1863 году Александр Врубель женился на Елизавете фон Вессель. Несмотря на доброе отношение мачехи, по-настоящему тёплые, дружеские отношения у Михаила сложились только со старшей сестрой Анной. 
  • С 1864  по 1873 годы Врубель учился изобразительному искусству на частных уроках, посещал занятия в рисовальных школах в Санкт-Петербурге и Одессе. 

Капсула времени Михаила Александровича Врубеля, раздел «Биография»

Образование Врубеля и судьбоносное решение

  • В 1874 году с золотой медалью окончил Ришельевскую гимназию и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
  • В 1880-1884 годах Врубель учился в Императорской Академии художеств, куда он поступил против воли отца. Будущий живописец не завершил обучение из-за выгодного заказа. 
  • В 1884 году историк искусств Адриан Прахов пригласил талантливого студента расписать Кирилловскую церковь в Киеве.

Московский период 

  • В 1889 году Врубель переехал в Москву, где сблизился с меценатом Саввой Мамонтовым. Художник стал вхож в абрамцевский художественный кружок.
  • В Москве художник много и плодотворно работал: разработал эскизы костюмов и декораций для опер, создал монументальные росписи и скульптуру из керамики, участвовал в выставках Академии художеств, «36 художников», «Мира искусства», Венского сецессиона.

Признание и болезнь Врубеля

  • В 1900 году Михаилу Врубелю присудили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за керамические произведения. 
  • В 1902 году появились первые симптомы душевной болезни. С этого времени Врубель лечился в психиатрических клиниках, но продолжал писать картины. 
  • В 1905 году художник был удостоен звания академика «за известность на художественном поприще». 

Последняя картина

  • В 1906 году работал над последней картиной, портретом Валерия Брюсова, и прекратил заниматься художественной деятельностью из-за слепоты.
  • Художник умер 14 апреля 1910 года в Санкт-Петербурге на 55-м году жизни.

До болезни

Зимой 1896 года Врубель повстречал свою будущую спутницу жизни – актрису Надежду Ивановну Забелу, это случилось на репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Он предложил ей брак едва ли не мгновенно. Ему было 40, а Надежде 28, они венчались в Крестовоздвиженском соборе в Женеве летом, 28 июля. В этот период художник обратился к дизайну театральных костюмов, декораций. Он своими руками делал костюмы для своей супруги.

Как сообщают очевидцы, первые признаки надвигающегося недуга появились у художника в 1898 году. Его терзали приступы головной боли, припадки раздражительности. Но его творчество вступило в пору настоящего расцвета. В это время увидели свет такие его шедевры, как «Пан», «Царевна-Лебедь». Причем первую картину художник написал в один день под впечатление новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир».

В 1901 году в семье художника случилось радостное событие. У него и его жены Надежды Ивановны появился сын. Мальчик был здоровый – но «заячьей губой». Его отец пишет портрет 6-мсячного сына, ставший удивительно проникновенным, полным сострадания, любви и щемящей грусти образом родительской любви. Сам художник напряженно работает над своим «Демоном поверженным», снова и снова переписывая эту картину. Говорят, что эта работа уже несет на себе отпечаток исподволь одолевающего Врубеля душевного недуга – кричащая композиция, эффектность, броскость, но отсутствие глубины.

Личная жизнь

Первой любовью Михаила была Эмилия Львовна, которая являлась женой Прахова. Интересен факт, что именно ее лицо Врубель изобразил на иконе «Богоматерь c Младенцем». И все же, увлечение к супруге своего покровителя ему удалось побороть.

После этого Врубель начал ухаживать за оперной певицей Надеждой Забелой, что со временем привело к свадьбе влюбленных. Своими голосом и красотой девушка вдохновила мастера на написание полотна «Гензель и Гретель», на котором он изобразил Надежду вместе с Татьяной Любатович.

Этот брак оказался счастливым. Осенью 1901 г. у супругов родился мальчик Савва. Стоит отметить, что ребенок появился на свет с «заячьей губой». Рождение сына перекроило уклад жизни супругов. Ради него мать решила временно оставить сцену, вследствие чего содержание семьи полностью легло на плечи Врубеля.

Михаил Врубель с женой

Вскоре мужчина впал в депрессию, все больше и больше работая в мастерской. Он около года трудился над картиной «Демон поверженный», которая не оставляла его в покое. Порою он сидел за мольбертом до 20 часов в сутки.

Облик демона мужчина изменял, даже когда картина оказалась на выставке «Мира искусства». К тому моменту его психологическое состояние еще больше ухудшилось. Он называл себя преступником за то, что позволил себе писать и Христа, и демона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: