Принципы правления
С большим вниманием отнесся император к критике декабристами существовавших до него порядков, стремясь уяснить для себя возможное положительное начало в их планах. Он тогда приблизил к себе двух самых видных инициаторов и проводников либеральных начинаний Александра 1 – М.Сперанского и В.Кочубея, уже давно отошедших от былых конституционных взглядов, которые должны были возглавить работу по созданию свода законов и проведению реформы государственного управления
«Я отмечал и всегда отмечать буду, – говорил император, – тех, кто хочет справедливых требований и желает, чтобы они исходили от законной власти…» Он пригласил к работе и Н.Мордвинова, чьи взгляды раньше привлекали внимание декабристов, да и потом частенько расходились с решениями правительства. Мордвинова император возвел в графское достоинство и наградил орденом Андрея Первозванного
Но вообще-то люди самостоятельно мыслящие раздражали Николая I. Он часто признавал, что предпочитает не умных, а послушных исполнителей. Отсюда вытекали его постоянные затруднения в кадровой политике и выборе достойных сотрудников. Тем не менее, работа Сперанского по кодификации законов успешно завершилась изданием Свода законов. Хуже дело обстояло с решением вопроса по облегчению положения крестьян. Правда, в рамках правительственной опеки запрещалось продавать крепостных на публичных торгах с раздроблением семей, дарить их, отдавать на заводы или ссылать в Сибирь по своему усмотрению.
Помещикам было дано право отпускать дворовых по обоюдному согласию на волю, и те даже имели право приобретать недвижимость. При продаже имений крестьяне получили право на свободу. Все это подготовило почву для реформ Александра II, но привело к новым видам взяточничества и произвола по отношению к крестьянам со стороны чиновников.
↑ Внешняя политика
Внешняя политика Николая I стала продолжением политики Александра I. Он стремился поддержать мир в Европе, руководствуясь при этом интересами России, развить активную деятельность на восточных границах империи.
Во время его правления, в России появились талантливые дипломаты, выбивавшие из «наших партнеров» выгодные условия сотрудничества. Постоянно велись дипломатические битвы за влияния в мире.
Русские дипломаты выиграли множество таких баталий. В июле 1826 года русская армия повоевала в Иране. В феврале 1828 года был подписан мир, благодаря усилиям Грибоедова, к России отходили Нахичеванское и Эриванское ханства, так же империя приобретала исключительное право на наличие военного флота в Каспийском море.
Во время правления Николая I, Россия воевала с горскими народами. Была и успешная война с Турцией, показавшая миру военный талант адмирала Нахимова. Следующая русско-турецкая война обернулась для России настоящей катастрофой. После Синопского сражения, в котором русские корабли под командованием Нахимова одержали потрясающую победу.
Англия и Франция, боясь усиления России, вступили в войну на стороне Турции. Началась Крымская война. Участие в Крымской войне показало проблемы, имевшиеся в русском обществе. Прежде всего, это технологическая отсталость. Крымская война стала хорошим и своевременным уроком, положившая начало новому развитию России.
Образование
Принц не жаловал гуманитарные науки. Из географии юноша знал только территории своей страны и соседних государств, а по истории любил читать биографии великих полководцев, не понимая причин и следствий действий последних.
Зато Николай обожал военное дело. Любимым детским развлечением мальчика было попасть на парад или смену караула. Все условности ребенок знал до мелочей. Вдовствующая императрица пыталась отвлечь сына от военщины, но безуспешно.
Николай Первый на коне
Юноша прекрасно чертил и увлекался фортификацией. Но для чего все это без тактики, стратегии и дипломатии? «Ум неразвит, образование небрежно», – так писала об императоре России британская королева Виктория. В оправдание Николая Первого нужно сказать, что рос юноша в военное время. Старший брат нашего героя, император России Александр I, вел освободительную кампанию против Наполеона.
Царь позаботился о том, чтобы к великим князьям Николаю и Михаилу приставили лучших профессоров в военных науках. Юный Николай рвался в бой, чему упорно сопротивлялись мать и правящий император. Лишь когда русские войска вошли в Париж, Александр I позволил младшему брату приехать туда.
Начало правления
Говоря о личности Николая 1 важно понимать, что этого человека изначально на роль императора России никто не готовил. Это был третий сын Павла 1 (Александр — старший, Константин — средний и Николай — младший)
Александр Первый умер 1 декабря 1825 года, не оставив после себя наследника. Поэтому власть по законам того времени приходила к среднему сыну Павла 1 — Константину. И 1 декабря правительство России присягнула ему на верность. В том числе присягу на верность приносил и сам Николай. Проблема заключалась в том, что Константин был женат на женщине не знатного рода, проживал в Польше и не стремился к престолу. Поэтому он передал полномочия на управление Николаю Первому. Тем не менее между этими событиями прошло 2 недели, в ходе которых Россия находилась фактически без власти.
Необходимо отметить основные особенности правления Николая 1, которые были характерны его чертами характера:
- Военное образование. Известно, что Николай плохо усваивал любые науки кроме военных. Его воспитателями были военные и практически всё его окружение были бывшими военнослужащими. Именно в этом нужно искать истоки того, что Николай 1 говорил «В России каждый должен служить», а также его любовь к мундиру, который он заставлял носить всех без исключения в стране.
- Восстание декабристов. Первый день власти нового императора ознаменовался крупным восстанием. Это показало основную угрозу, которые несли либеральные идеи для России. Поэтому основной задачей его правления была именно борьба с революцией.
- Отсутствие связи с западными странами. Если рассматривать историю России, начиная с эпохи Петра Великого, то при дворе всегда говорили на иностранных языках: на голландском, на английском, на французском, на немецком. Николай 1 — это прекратил. Теперь все разговоры велись исключительно на русском языке, люди носили традиционную русскую одежду, шла пропаганда традиционных русских ценностей и традиций.
Во многих учебниках истории говорится о том, что николаевская эпоха характеризуется реакционным правлением. Тем не менее управлять страной в тех условиях было очень сложно, поскольку вся Европа буквально погрязла в революциях, очаг который мог сместиться в сторону России. И с этим нужно было бороться. Второй важный момент — необходимость решение крестьянского вопроса, где сам император выступал за отмену крепостного права.
Правление Николая 1
Достижения и цензура
Во время правления наследника Александра Первого была открыта первая в Российской Империи железная дорога. Она протянулась на 16 миль, соединяя Санкт-Петербург с южной резиденцией в Царском Селе. Вторая линия была построена за 9 лет (с 1842 по 1851 гг.). Она соединила Москву с Санкт-Петербургом. Но прогресс в этой области шел все равно слишком медленно.
В 1833 году министр образования Сергей Уваров разработал программу «Православие, автократия и национализм» как основную идеологию нового режима. Люди должны были демонстрировать лояльность к царю, любовь к православию, традициям и русскому языку. Результатом этих славянофильских принципов стало подавление классовых различий, обширная цензура и слежка за такими независимыми поэтами-мыслителями, как Пушкин и Лермонтов. Деятели, которые писали не на русском или принадлежали к другим конфессиям, строго преследовались. Великий украинский поет и писатель Тарас Шевченко был отправлен в ссылку, где ему запрещалось рисовать или сочинять поемы.
След в истории
Распространено отрицательное мнение о Николае I. Многие негативные события в будущем связали именно с его действиями. Он был строгим царем, поддерживающим идею всеобщей дисциплины. Император вселял страх в население, государственных служащих. Строго следил за возникновением вольных мыслей в стране. Но его можно понять. Николай занял престол и сразу же столкнулся с великим и беспощадным русским бунтом. Монарх старался построить идеальную самодержавную империю, когда страна в это время бурлила, требовала реформ и изменений. Жесткая рука не добавляла авторитета.
Николай не должен был становиться императором. Его родители видели в нем грамотного военного. Каким он, конечно, был, как и хорошим инженером. Но судьба сыграла злую шутку, и Николаю пришлось взять в свои руки управление целым государством.
Биография Николая I
6 июля (25 июня)1796 года в Царском селе родился третий Сын Павла I и Марии Федоровны. По установленному Екатериной II, бабушкой Николая, порядку, он сразу поступил на попечение императрицы. Его няней стала лифляндка Шарлотта Карловна Ливен. Первые 7 лет жизни Николая няня была единственной наставницей мальчика, он к ней искренне привязался, а благородный и сильный характер няни наложил отпечаток и на характер Николая.
С рождения Николай был записан в военную службу, с 5 декабря (23 ноября) 1800 года воспитателем Николая и его брата Михаила стал генерал Матвей Иванович Ламсдорф. Генерал оставался при воспитанниках в течение 17 лет. Ламсдорф широко применял телесные наказания. Уже в полгода Николай получил звание полковника, а в 3 года ему был подарен мундир лейб-гвардии Конного полка. Николай был третьим сыном, поэтому его не считали наследником престола и готовили к военной карьере.
С самого раннего детства Николай был увлечен военным делом. Его интересовали военные упражнения, техническая сторона военного дела, рассказы о войнах. Лучшей наградой для Николая было разрешение отправиться на парад или развод.
Николай был на домашнем обучении, он не проявлял особого усердия в учебе, не признавал гуманитарные науки. Домашнее образование включало в себя изучение истории, географии, юриспруденции, инженерного дела, фортификации, иностранных языков (латыни, французского и немецкого). Николай Павлович увлекался живописью, с детства его обучали живописец Иван Акимович Акимов и автор религиозных и исторических композиций профессор Василий Козьмич Шебуев. Кроме того, Николай умел играть на флейте.
24 (12) марта 1801 года Павел I был убит, императором стал Александр I – старший брат Николая.
Во время Отечественной войны 1812 года Николай рвался на войну, но ему не позволили приехать. Лишь в начале 1814 года Александр разрешил младшим братьям прибыть к армии за границу. Тогда Николай впервые увидел свою будущую жену – принцессу Шарлотту (дочь короля Пруссии Фридриха Вильгельма III).
16 (4) ноября 1815 года в Берлине во время официального обеда было объявлено о помолвке Николая Павловича и принцессы Шарлотты.
После войны шестой коалиции к Николаю I были приглашены профессоры для обучения военным наукам. Среди них были инженерный генерал Карл Иванович Опперман, полковники Джанотти и Андрей Иванович Маркевич. Начиная с декабря 1815 года, Николай Павлович продолжил занятия с некоторыми из своих прежних профессоров. Его обучали Михаил Андреевич Балугьянский, Николай Исаевич Ахвердов и др.
В начале 1816 года Николай Павлович был назначен канцлером университета Або, расположенного на территории Великого княжества Финляндского. В этом же году великий князь стал шефом конно-егерского полка.
6 июля (24 июня) 1817 года принцесса Шарлотт приняла православие и была наречена новым именем – Александрой Федоровной. 13 (1) июля 1817 года Николай I и великая княжна Александра Федоровна поженились. Венчание состоялось в Большой церкви Зимнего дворца. Их брак укрепил политический союз Российской империи и Пруссии.
После вступления в брак Николай не участвовал в государственных делах. Он командовал гвардейской дивизией и исполнял обязанности генерал-инспектора по инженерной части.
Николай 1: биография кратко
Официально Николай I был императором Всероссийским, великим князем Финляндским и царем Польским, но в народе его нередко называли просто – Палкиным. В историю этот самодержец вошел, как неэффективный управленец, махровый консерватор, избегавший прогрессивных реформ и утверждавший свою власть посредством «палок».
Детские и юные годы
Николай Павлович Романов, будущий император Николай I, родился 6 июля (25 июня по ст. ст.) 1796 года в Царском Селе. Поначалу Николай был отдан на попечение придворной фрейлины Шарлотты Карловны фон Ливен. Когда мальчику исполнилось четыре года, его воспитателем стал генерал Матвей Ламздорф, который в течение последующих 17 лет был наставником великого князя и его младшего брата Михаила.
Домашнее образование заключалось в изучении экономики, истории, географии, юриспруденции, инженерного дела и фортификации. Особый упор делался на изучение иностранных языков: французского, немецкого и латыни
Гуманитарные науки особого удовольствия Николаю не доставляли, зато все, что было связано с инженерией и военным делом, привлекало его внимание.
Со своими подопечными Ламздорф был весьма строг. Ему удалось добиться того, что военная подготовка и строевая выправка крепко въелись в самый мозг царских отпрысков. В детстве Николай овладел игрой на флейте и брал уроки рисования, и это знакомство с искусством позволило ему в будущем считаться ценителем оперы и балета.
И с этого времени великий князь стал активно принимать участие в обустройстве российского войска. Он заведовал инженерными частями, под его руководством создавались учебные заведения в ротах и батальонах. В 1819 году при его содействии были открыты Главное инженерное училище и школы гвардейских подпрапорщиков. Тем не менее в армии его недолюбливали за излишнюю педантичность и придирчивость к мелочам.
Начало правления Николая 1
В 1820 году произошел поворотный момент в биографии будущего императора Николая I: его старший брат Александр I сообщил, что в связи с отказом престолонаследника Константина право на царствование переходит к Николаю. Для Николая Павловича новость стала шоком, он не был к этому готов. Несмотря на протесты младшего брата, Александр I закрепил это право специальным манифестом.
1 декабря (19 ноября по ст. ст.) 1825 года император Александр I внезапно скончался. Николай вновь попытался отказаться от царствования и переложить бремя власти на Константина. Только после обнародования царского манифеста, указывающего наследником Николая Павловича, ему пришлось согласиться с волей Александра I.
Датой присяги перед войсками на Сенатской площади было назначено 26 декабря (14 декабря по ст. ст.). Именно эта дата стала определяющей в выступлении участников различных тайных обществ, вошедшем в историю как восстание декабристов. План революционеров не был реализован, армия не поддержала восставших, и выступление было подавлено. После суда пять предводителей восстания были казнены, а большое количество участников и сочувствующих отправились в ссылку. Царствование Николая I началось очень драматично, но других казней за время его правления не было.
Внутренняя и внешняя политика Николая 1
Венчание на царство состоялось 22 августа 1826 года в Успенском соборе Московского Кремля, а в мае 1829 года новый император вступил в права самодержца Польского царства.
Первые шаги Николая I в политике были довольно либеральными: из ссылки вернулся А. С. Пушкин, наставником наследника Александра стал В. А. Жуковский; о либеральных взглядах Николая говорит и то, что Министерство государственного имущества возглавил П. Д. Киселев, не сторонник крепостного права.
И все же он был ярым приверженцем монархии, его правление базировалось на трех составляющих: самодержавии, православии и народности. Главное, к чему стремился и чего добивался Николай I своей политикой, – не создавать новое и лучшее, а сохранить и улучшить уже существующий порядок.
Биогарфия
Будущий император родился 6 июля (25 июня по ст.ст.) 1796 года в Царском Селе. Николай стал третьим сыном императора Павла I и императрицы Марии Федоровны. С детства мальчик увлеченно играл в военные игры. В полугодовом возрасте получил звание полковника, а в три года малышу был подарен мундир лейб-гвардии Конного полка, так как с рождения будущее ребенка было предопределено. По традиции Великого князя, не являющегося прямым наследником престола, готовили к военной карьере.
До четырех лет воспитание Николая было поручено придворной фрейлине Шарлотте Карловне фон Ливен, после смерти его отца, Павла I, ответственную обязанность передали генералу Ламздорфу. Домашнее образование Николая и его младшего брата Михаила заключалось в изучении экономики, истории, географии, юриспруденции, инженерного дела и фортификаций
Большое внимание уделялось иностранным языкам: французскому, немецкому и латыни
Если лекции и занятия по гуманитарным наукам давались Николаю с трудом, то все, что касалось военного дела и инженерии, привлекало его внимание. Будущий император в юности овладел игрой на флейте и брал уроки рисования
Знакомство с искусством позволило Николаю Павловичу впоследствии прослыть ценителем оперы и балета.
С 1817 года Великий князь заведовал инженерной частью Российского войска. Под его руководством создавались учебные заведения в ротах, батальонах. В 1819 году Николай содействовал открытию Главного инженерного училища и Школы гвардейских подпрапорщиков. В армии младшего брата императора Александра I недолюбливали за такие черты характера, как чрезмерная педантичность, придирчивость к мелочам и сухость. Великий князь был личностью, настроенной на непререкаемое подчинение законам, но при этом мог вспылить без причины.
В 1820 году состоялся разговор старшего брата Александра с Николаем, в ходе которого действующий император сообщил, что престолонаследник Константин отказался от обязательств, а право на царствование перешло к Николаю. Молодого человека новость сразила наповал: ни морально, ни интеллектуально Николай не был готов к возможному управлению Россией.
Несмотря на протесты, Александр в Манифесте указал преемником именно Николая и наказал вскрыть бумаги только после своей смерти. После этого в течение шести лет жизнь Великого князя внешне ничем не отличалась от прежней: Николай занимался военной службой, курировал образовательные военные учреждения.
Внутренняя политика
В. О. Ключевский дал развернутую характеристику внутренней политике Николая Первого, которая сводилась к тому, что император, не вводя ничего нового, постарался ликвидировать все «вредное», «ветхое», что осталось от предыдущих царствований. Он игнорировал общественное мнение, но делала это сознательно и ради сохранения порядка и государственности в той форме, в какой он их понимал.
Систематизация законов
Именно ради установления порядка и сохранения существующей формы правления в самом начале своего царствования Николай Павлович приказал провести систематизацию всех существующих в России законов.
Эту тяжелую и кропотливую работу провел М. М. Сперанский, который, после долгого перерыва, возвратился к активной политической работе. В 1832 году было издано Полное собрание законов Империи, а в 1833-ем – Свод действующих законов.
Централизация государственного аппарата
Николай Павлович, понимая, что угроза самодержавию исчезла только на определенное время, сделал все для централизации власти и ее безопасности. Именно при нем было открыто II Отделение СЕИВ Канцелярии, контролировавшее все дела Империи, а также III Отделение, отделение политического сыска, которое возглавил А. Х Бенкендорф.
Политика в сфере просвещения
Министром просвещения при Николае I был С. С. Уваров, ставший автором так называемой монархической доктрины «Православие. Самодержавие. Народность». Вся суть этой доктрины сводилась к тому, что России не нужны западные ценности, необходимо придерживаться собственных традиций. Именно при этом министре уровень цензуры в Империи достиг своего пика (особенно после волны европейских революций 1848-1849 годов).
Решение крестьянского вопроса
Несмотря на распространенное мнение о том, что Николай Первый деспот, реакционер и классический представитель абсолютизма, его деятельность в отношении решения крестьянского вопроса была более чем прогрессивной и стала основой для либеральных реформ его сына и наследника, будущего императора Александра II Освободителя.
При нем, а также при его министрах П. Д. Киселеве и Д. Г. Бибикове
- качественно улучшилось положение государственных крестьян;
- уменьшилось количество крепостных крестьян (из-за полного прекращения политики «раздач» государственных крестьян в руки помещиков);
- расширились права крепостных крестьян в области владения и пользования землей, а также праве выкупа на свободу;
- вводились правовые нормы, фактически нивелировавшие помещичий произвол.
Экономическая политика
В 1839 году по приказу Николая Павловича министром финансов Е. Ф. Канкриным была проведена финансовая реформа. Ее основным итогом стало введение в оборот серебряного рубля и установление государственного курса на ассигнации, что укрепило финансовое положение страны.
В этот же период в государстве начинается промышленный переворот, то есть повсеместный переход от ручного труда к машинному: появляются первые фабрики, развивается логистика и транспорт, усиливается специализация регионов, растет население городов. Но все процессы экономического развития тормозило сохранявшееся крепостное право. Вопрос его отмены к концу царствования Николая I стал очень острым.
Внешняя политика
Армия при Николае 1
Николая I была сконцентрирована на трех основных направления внешней политики Российской империи: борьба с революционным движением в Европе; восточный вопрос, включая борьбу России за контроль над проливами Босфор и Дарданеллы; а также расширение империи, продвижение на Кавказе и в Средней Азии
Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. Возросла роль России в борьбе с любыми проявлениями «духа перемен» в европейской жизни
Именно в правление Николая I Россия получила нелестное прозвание «жандарма Европы».
Так, по просьбе Австрийской империи Россия приняла участие в подавлении венгерской революции, направив 140-тысячный корпус в Венгрию, пытавшуюся освободиться от гнёта со стороны Австрии; в результате был спасён трон Франца Иосифа. Последнее обстоятельство не помешало австрийскому императору, опасавшемуся чрезмерного усиления позиций России на Балканах, вскоре занять недружественную к Николаю позицию в период Крымской войны и даже угрожать ей вступлением в войну на стороне враждебной России коалиции, что Николай I расценил как неблагодарное вероломство; русско-австрийские отношения были безнадёжно испорчены вплоть до конца существования обеих монархий. Особое место во внешней политике Николая I занимал Восточный вопрос.
Россия при Николае I отказалась от планов по разделу Османской империи, которые обсуждались при предыдущих царях (Екатерине II и Павле I), и начала проводить совершенно иную политику на Балканах — политику защиты православного населения и обеспечение его религиозных и гражданских прав, вплоть до политической независимости. Впервые эта политика была применена в Аккерманском договоре с Турцией 1826 года. По этому договору Молдавия и Валахия, оставаясь в составе Османской империи, получили политическую автономию с правом избрания собственного правительства, которое формировалось под контролем России. Спустя полвека существования такой автономии на этой территории было образовано государство Румыния — по Сан-Стефанскому договору 1878 года. Наряду с этим Россия стремилась обеспечить своё влияние на Балканах и возможность беспрепятственного мореходства в проливах (Босфор и Дарданеллы).
В ходе русско-турецких войн 1806-1812 гг. и 1828-1829 годов Россия добилась больших успехов в осуществлении этой политики. По требованию России, объявившей себя покровительницей всех христианских подданных султана, султан был вынужден признать свободу и независимость Греции и широкую автономию Сербии (1830); по Ункяр-Искелесийскому договору (1833), ознаменовавшему пик российского влияния в Константинополе, Россия получила право блокировать проход иностранных кораблей в Чёрное море (которое было ей утрачено в результате заключения Второй Лондонской конвенции в 1841 году). Эти же причины — поддержка православных христиан Османской империи и разногласия по Восточному вопросу — толкнули Россию на обострение отношений с Турцией в 1853 году, следствием чего стало объявление ею войны России. Начало войны с Турцией в 1853 году было ознаменовано блестящей победой русского флота под командованием адмирала П. С. Нахимова, разгромившего противника в Синопской бухте. Это был последний крупный бой парусных флотов.
Военные успехи России вызвали негативную реакцию на Западе. Ведущие мировые державы не были заинтересованы в усилении России за счёт дряхлеющей Османской Империи. Это создало основу для военного союза Англии и Франции. Просчёт Николая I в оценке внутриполитической обстановки в Англии, Франции и Австрии привел к тому, что страна оказалась в политической изоляции. В 1854 году Англия и Франция вступили в войну на стороне Турции. Из-за технической отсталости России было сложно противостоять этим европейским державам. Основные военные действия развернулись в Крыму.
В октябре 1854 года союзники осадили Севастополь. Русская армия потерпела ряд поражений и не смогла оказать помощи осаждённому городу-крепости. Несмотря на героическую оборону города, после 11-месячной осады, в августе 1855 года, защитники Севастополя были вынуждены сдать город. В начале 1856 года по итогам Крымской войны подписан Парижский мирный трактат. По его условиям России запрещалось иметь на Чёрном море военно-морские силы, арсеналы и крепости. Россия становилась уязвима с моря и лишалась возможности вести активную внешнюю политику в этом регионе. В целом в период царствования Николая I Россия участвовала в войнах: Кавказской войне 1817-1864, Русско-персидской войне 1826-1828, Русско-турецкой войне 1828-1829, Крымской войне 1853-1856.