Семья[править | править код]
В 1896 году Струве женился на Нине Александровне Герд, учительнице рабочей воскресно-вечерней школы, дочери видного педагога, одного из основоположников методики преподавания естествознания. В 1900 году у них было уже трое сыновей: Глеб, Лёля и Котя. Весной 1902 года в Штутгарте у четы Струве родился ещё один сын — Лев. В 26 лет, уже подавая немалые надежды как экономист, он умер от чахотки. В 1905 году у Струве родился очередной сын — Аркадий. Два старших сына участвовали добровольцами в Первой мировой войне.
Гимназическими подругами Герд-Струве были Н. К. Крупская и Л. К. Давыдова, жена М. И. Туган-Барановского (а также и А. В. Тыркова-Вильямс).
Из потомков П. Б. Струве проживал во Франции и поддерживал тесную связь с Россией его внук Никита — историк и известный общественный деятель, участник фонда «Культурная инициатива», инициатор издания сборников «Минувшее» и «Память».
Биография Василия Струве (1889-1965 гг.)
Краткая биография:
Имя: Василий Струве
Дата рождения: 21 января 1889 г.
Дата смерти: 15 сентября 1965 г.
Образование: Императорский Санкт-Петербургский университет
Место рождения: Санкт-Петербург,
Российская империя
Место смерти: Ленинград, РСФСР, СССР
Василий Струве – астроном и основатель звездной астрономии: биография с фото, открытия и вклад в астрономию, исследование двойных звезд, определение параллакса.
Василий Яковлевич Струве родился в немецком городе Альтон 4 апреля (15 по старому стилю) 1793 г. Отец будущего астронома занимал должность директора в классической гимназии. Покинув в 1808 г. Германию, Струве стал студентом филологического факультета Дерптского (Тартуского) университета, который окончил в 1810 г. Через три года он стал магистром астрономии и стал профессором этого университета, возглавляя с 1818 по 1820 гг. кафедру астрономии. На протяжении с 1818 по 1839 гг. В. Я. Струве руководил Дерптской обсерваторией, а с 1839 по 1862 гг. — Пулковской обсерваторией в должности директора этого учреждения, активно участвуя в ее развитии и оснащении.
Большую известность приобрели исследования Струве устройства двойных звезд и имеющих кратность, которые проводились с 1813 г. В опубликованном в 1827 г. каталоге, указывающего точное положение 3110 подобных небесных объектов, более 2000 двойственных звезд были определены самим ученым. В каталоге «Средние положения», изданном в 1852 г. собраны данные о наблюдениях за 2874 звездами, собранными ученым и его коллегами в течение 1822 — 1843 гг. Они были впоследствии широко востребованы при создании научных работ в области звездной астрономии.
Струве первым в мире надежно произвел определение параллакса 27 звезд в 1822 г., через 15 лет с помощью измерений высокой точности оценил параллакс α Лиры, благодаря чему стало возможным определение разделяющего ее с Землей расстояния, равного 27 световым годам. Особое влияние на развитие раздела астрономии, изучающего звезды, оказала монография ученого «Этюды звездной астрономии», созданная в 1847 г. Предоставленные в ней аргументы доказывали поглощение света межзвездным пространством и возрастание плотности звезд при приближении к центральной части Млечного Пути. Разработанная сотрудниками Пулковской обсерватории, возглавляемой Струве, система астрономических постоянных была общепринятой на протяжении 50 лет. Немалым является вклад этого выдающегося ученого и в геодезию: за период 1822 — 1827 гг. он руководил измерением русско-скандинавской дуги меридиана, составлявшей рекордную по тем временам длину — более 25°.
Струве проявил себя не только как талантливый ученый, но и как прекрасный организатор и замечательный педагог. Он занимался оснащением Пулковской обсерватории наиболее современным оборудованием, руководил разработкой высокоточных способов вычисления координат звезд. Благодаря основанной им школе астрометрии Пулковская обсерватория заняла одну из лидирующих позиций в мире. Струве занимался многочисленными видами научной деятельности: укомплектовывал библиотеку научными трудами и книгами, в том числе древними и редко встречаемыми, составил каталог библиотеки, участвовал и руководил научными экспедициями, входил в Русское географическое общество, активно участвуя в его мероприятиях, выступал на проводимых Академией наук заседаниях, читал лекции, преподавал и руководил учебным процессом в обсерватории офицеров флота, состава Генерального штаба и гидрографов, работающих в Морском министерстве.
Струве дважды создавал семью, у него родилось 18 детей. Потомки ученого стали известными учеными, продолжая трудиться на ниве своего отца. Его сын, Отто Васильевич, в 1862 г стал директором Пулковской обсерватории, известными астрономами стали и внуки Василия Яковлевича Герман и Людвиг. Правнук Струве Отто также является известным астрофизиком прошлого столетия.
Принявший российское подданство в 1842 г. В. Я. Струве был награжден множеством отечественных и зарубежных орденов, премий, считался почетным членом большого количества университетов, научных обществ и академий во всем мире. Умер ученый 11 ноября 1864 г.
Примечания[править | править код]
- Селезнев Ф. А. Либералы и социалисты — предшественники кадетской партии // Вопросы истории. — 2006. — № 9. — С. 25.
- Алексеева И. В. «Миссия Мильнера» // Вопросы истории. — 1989. — № 10. — С. 145.
- Давидсон А. Б. Февраль 1917 года. Политическая жизнь Петрограда глазами союзников // Новая и новейшая история. — 2007. — № 1. — С. 193.
- Шелохаев В. В. Ариадна Владимировна Тыркова // Вопросы истории. — 1999. — № 11—12. — С. 69.
- Цит. по: Туманова А. С. Первая русская революция и провозглашение свободы союзов и собраний // Отечественная история. — 2005. — № 5. — С. 36.
- Цит. по: Кантор В. Петр Столыпин в контексте русской культуры // Вопросы литературы. — 2013. — № 3. — С. 21.
- Цит. по: Губогло М. Н. В лабиринтах этнической мобилизации // Отечественная история. — 2000. — № 3. — С. 112.
- Цит. по: Поршнева О. С. «Настроение 1914 года» в России как феномен истории и историографии // Российская история. — 2010. — № 2. — С. 188.
- Цит. по: Сагинадзе Э. Смерть графа Сергея Юльевича Витте: отклики и суждения в российской прессе // Российская история. — 2013. — № 4. — С. 92, 93.
- Цит. по: Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения: // Отечественная история. — 2001. — № 3. — С. 115.
- Цит. по: Домнин И. В. Русское военное зарубежье: дела, люди и мысли (20 — 30-е годы) // Вопросы истории. — 1995. — № 7. — С. 110.
- Цит. по: Урилов И. Х. Судьбы российской социал-демократии // Вопросы истории. — 2006. — № 3. — С. 129.
- Платонов О. А. Криминальная история масонства 1731‒2004 гг. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2005. — С. 458. ISBN 5-699-09130-0
- ↑ Фомин С. Как они Его жгли: // Исторический музей «Наша Эпоха»
- Фомин С. Диагноз профессора Краинского // Русский Вестник. — 4 декабря 2003.
- Цит. по: Урилов И. Х. Из истории раскола РСДРП // Отечественная история. — 2003. — № 4. — С. 21.
- Глава XV // Деникин А. И. Очерки русской смуты. — Т. V. Вооруженные силы Юга России. — Берлин: Медный всадник, 1926.
- Френкель З. Г. Записки о жизненном пути: // Вопросы истории. — 2006. — № 11. — С. 76.
- Раскол — актеры и съемочная группа // КиноПоиск
- Малченко О. А. Возвращение в историю. «…Всегда любезный, всегда молчаливый товарищ» // Вопросы истории. — 2000. — № 10. — С. 42.
- Омельченко Н. А. «Веховская» традиция в духовной жизни русской эмиграции // Вопросы истории. — 1995. — № 1. — С. 46.
Личность Струве[править | править код]
Струве был масоном.
Вспоминая о своём ещё доэмигрантском (в России) знакомстве с епископом Андреем (Ухтомским), В. В. Шульгин писал:
Историк С. В. Фомин отмечает по этому поводу:
В 1934 году в одной из эмигрантских аудиторий вышеупомянутый Шульгин читал лекцию, в которой он рассказывал о своей роли в Февральской революции. Во время последовавшей вслед за лекцией дискуссии присутствовавший на ней Струве заявил, что у него по существу есть лишь один повод для критики императора Николая II, а именно, что тот был слишком мягок с революционерами, которых ему следовало бы «безжалостно уничтожать». Шульгин с улыбкой спросил, не считает ли Струве, что и его, Струве, тоже следовало бы уничтожить. «Да! — воскликнул Струве и, встав со своего места, зашагал по зале, тряся седой бородой. — Да, и меня первого! Именно так! Как только какой-нибудь революционер поднимал голову свою — бац! — прикладом по черепу». Он так разволновался, что председательствующий, опасаясь за его здоровье, закрыл дискуссию.
СТРУВЕ Петр Бернгардович
(26 янв. 1870 – 26 февр. 1944) – рус. экономист, философ, публицист и обществ.-политич. деятель. Окончил юридич. фак-т Петерб. ун-та. Один из гл. представителей т.н. легального марксизма. Автор Манифеста I съезда РСДРП, один из переводчиков 1-го т. «Капитала» Маркса. С нач. 1900-х гг. отходит от марксизма. В 1901 эмигрировал в Германию, где издавал еженедельник «Освобождение» кадетского направления. В 1905 вернулся в Россию, развернул политич. и публицистич. деятельность; стал одним из лидеров кадетской партии. В 1907 С. был избран членом 2-й Гос. думы и стал редактором-издателем журн. «Рус. мысль». В 1917 был избран в АН, получил степень доктора Кембриджского ун-та. После победы Окт.революции С. активно боролся против Сов. власти на юге России. После краха белогвардейского движения эмигрировал за границу; в дальнейшем сблизился с монархистами. Умер в Париже.
До 1902 филос. позиция С. определялась им самим как «критический позитивизм». Плеханов критиковал C. в области философии за неокантианские тенденции и подмену диалектики эволюционизмом. После 1902 намечается переход С. к религ. мировоззрению: путь к экономич. и социальному перерождению России С. видит в воспитании христ. уважения к достоинству личности и отказе от революц. насилия. Идея науч. этики, по С., несостоятельна, поскольку основана на смешении сущего и должного: как будто «то, что есть, может обосновать то, что должно быть!» («Проблемы идеализма». Сб. ст., М., 1902, с. 79). В общефилос. плане С. развивает идею индетерминизма: «…Если в опыте или науке нам открывается причинность как закон бытия, то самое бытие, как таковое, остается непознанным… Эта непознанность бытия как раз и означает невозможность отрицать беспричинное бытие…» (там же). Причину своего прежнего увлечения марксизмом С. видит в отсутствии «принципиальной философской ясности», выразившейся в допущении подчинения «долженствования бытию» (см. тамже, с. 85). В сб. «Вехи» (М., 1909) С. выступил со статьей «Интеллигенция и революция», в к-рой противопоставлял идее революц. переустройства общества концепцию политич. «воспитания и самовоспитания» (см. «Вехи», с. 170) и борьбы человека «…внутри себя во имя творческих задач…» (там же, с. 172).
Взгляды С. подвергались резкой критике В. И. Ленина, оценивавшего их как «…отражение марксизма в буржуазной литературе» (Соч., т. 13, с. 95). «Струвизм есть не только русское, а …международное стремление теоретиков буржуазии… взять из марксизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии, вплоть до борьбы за реформы, вплоть до классовой борьбы (без диктатуры пролетариата), вплоть до «общего» признания «социалистических идеалов» и смены капитализма «новым строем», и отбросить «только» живую душу марксизма, «только» его революционность» (там же, т. 21, с. 197–98).
Соч.: Критич. заметки к вопросу об экономич. развитии России, вып. 1, СПБ, 1894; К. Маркс, в кн.: Энциклопедии, словарь Брокгауз – Эфрон, т. 18 (а) , СПБ, 1896; Ф. Лассаль, там же, т. 17 (кн. 33), СПБ, 1896; Очерки из истории обществ. идей и отношений в Германии в 19 в., «Новое слово», 1897, кн. 7–8; Еще о свободе и необходимости, там же; Предисловие, в кн.: Бердяев Н., Субъективизм и индивидуализм в обществ. философии, СПБ, 1901; На разные темы. (1893–1901). Сб. ст., СПБ, 1902; Марксовская теория соц. развития, К., 1905; Размышления о рус. революции, С., 1921; Статьи о Л. Толстом, С., 1921; Пророк рус. духовного возрождения, «Русская мысль», 1921, 10–12.
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 240–41); Плеханов Г. В., Избр. философ. произв., т. 2, М., 1956, с. 385, 395, 400; т. 3, М., 1957, с. 192, 363, 437; Месяцев П., Рус. экономисты за границей, «ПЗМ», 1923, № 11–12; История философии, т. 4, М., 1959; т. 5, М., 1961 (см. имен. указат.); Чагин Б. Α., Из истории борьбы В. И. Ленина за развитие марксистской философии, М., 1960; Frank S. L., Биография П. Б. Струве, Нью-Йорк, 1956.
Д. Ляликов.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Библиография
В 2004 года в издательстве «Русский путь» вышла книга «Дневник политика (1925—1935)», которая представляет собой отклики П. Б. Струве на все сколько-нибудь значимые события российской, международной экономической, политической и культурной жизни 1920—1930-х годов.
Список произведений
- Die Marxsche Theorie der sozialen Entwicklund. Ein kritischer Versuch. // «Arhiv fur Sozialt Gesetzgebund und Statistik», 1899.
- Марксова теория социального развития. Критический опыт. / Перевод А. В. Чусовой под редакцией Н. С. Плотникова. // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2000 год. — М.: ОГИ, 2000.
- Betrachtungen über die russische Revolution. In: Melnik, J. (1906): Russen über Russland. Frankfurt a. M., Rütten & Loening, S. 1-16.
- Отрывки о государстве // Русская Мысль. 1908. № 5.
- Избранные сочинения. — М.: РОССПЭН, 1999. — ISBN 5-86004-145-4.
Примечания
- Пайпс Р. Струве. Биография. — Т. 2. — М.: Московская школа политических исследований, 2001. — С. 560.
- .
- . Дата обращения: 11 ноября 2012.
- Список присяжных поверенных при Санкт-Петербургской судебной палате и их помощников к 15.11.1898 г. СПб., 1898, с.131.
- Пайпс Р. Струве. Биография. — Т. 1. — М.: Московская школа политических исследований, 2001. — С. 363.
- .
- Пайпс Р. Струве. Биография. — Т. 2. — С.284, 285, 623.
- Тункина И. В. М. И. Ростовцев и Российская Академия наук // Скифский роман. М.: РОССПЭН. 1997. С.110
- . Дата обращения: 9 апреля 2016.
- . Дата обращения: 11 апреля 2021.
- .
- Пайпс Р. Струве. Биография. — Т. 2. — С. 425.
- . Дата обращения: 23 октября 2015.
- Тюремная одиссея Василия Шульгина: Материалы следственного дела и дела заключённого / Сост., вступ. ст. Макаров В. Г., Репников А. В., Христофоров В. С.; комм. Макаров В. Г., Репников, А. В. — М.: Русский путь, 2010. — 480 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-85887-359-4.
- Тыркова-Вильямс А. В. На путях к свободе. — М.: Московская школа политических исследований, 2007.
Краткая биография
струве национальный россия политика
«Академик, который всегда учится», — так говорили современники о выдающемся русском мыслителе и политическом деятеле Петре Бернгардовиче Струве (1870-1944). Струве действительно много учился. В молодости он прошел через школу марксизма: был и среди первых переводчиков «Капитала» К.Маркса, и автором первой программы российской социал-демократии — Манифеста Iсъезда РСДРП. Однако с революционным движением вскоре расстался: «подпольный марксизм», ведущий, по его словам, к ограниченности и догматизму, Струве не устраивал. Что в конечном счете и привело Петра Бернгардовича в партию конституционных демократов: он был избран депутатом Госдумы, сотрудничал с П.А.Столыпиным, занимался ответственной государственной работой в начале Первой мировой войны.
А наряду с этим — многогранное научное творчество: политэкономия, история, философия, социология, с 1897 по 1933 годы он редактировал более десятка изданий, среди которых — такие авторитетные журналы как «Русская мысль», «Русская свобода», эмигрантская газета «Возрождение». В идейном же отношении, по верному определению Р.Пайпса (посвятившего Струве объемное исследование), Петр Бернгардович эволюционировал от «либералов слева» до «либералов справа». Заглянув в смутную бездну 1905 года, он твердо встает на позиции государственничества и обращается к общественности с призывом «исправить грех революционности», «зажечь и организовать угасающий в народе патриотизм». И сам неотступно следует этому воззванию.
Из двух русских революций 1917 года — года, когда он был избран академиком, — Струве принял только первую. Вторая сделала его изгнанником. После нескольких лет в «белом стане» философ оказался за рубежом, где продолжал активно заниматься наукой и политической работой. В оккупированном нацистами Белграде Петр Бернгардович был арестован, но в конце концов смог перебраться к сыновьям в Париж, где и провел последние годы жизни.
На отпевании Петра Струве в Александро-Невском соборе, близкий друг покойного, философ, протоиерей Сергий Булгаков сказал: «Твой жизненный путь, от начала до конца, явился рядом жертв во имя родины. И родина наша не забудет твое имя, когда придет время считать и вспоминать верных сынов своих»… Сегодня, публикуя выдержки из работы П.Б.Струве «Великая Россия», мы еще раз убеждаемся, что творческое наследие выдающегося русского мыслителя никогда не теряло своей актуальности.
Краткая биография Петра Струве
Пётр Бернгардович Струве – русский политический деятель конца XIX-начала XX века, выдающийся экономист, философ, публицист, академик РАН, внук известного астронома В. Я. Струве. А также, он являлся теоретиком «легального марксизма», лидером российского либерализма, членом партии кадетов и руководителем журнала «Русская мысль». Пётр Струве написал немало работ по социально-экономической истории России и о проблемах российской интеллигенции. Он родился 7 февраля 1870 года в городе Пермь в семье пермского губернатора. Политические взгляды Петра сложились в раннем возрасте. С 1882 года жил в Петербурге и посещал гимназию.
В 1889 году поступил на юридический факультет Петербургского университета и вскоре основал там марксистский кружок. С 1892 года посещал лекции социолога Л. Гумпловича в австрийском университете и решил стать экономистом. Вскоре Пётр стал заниматься публицистикой и написал немало статей против народников, за что в 1894 году был арестован. В 1896 году он выступил на социалистическом конгрессе в Лондоне. А в 1898 году написал «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии». Был редактором первых марксистских журналов «Начало» и «Новое слово». В 1903 году стал одним из лидеров «Союза освобождения». К 1907 году Струве окончательно переходит от марксизма к либерализму. В этот же период он стал статским советником и депутатом II Государственной думы от Петербурга. В 1917 году Струве был назначен директором Экономического департамента МИД, а в мае – академиком РАН. Однако в 1928 году он большевиками исключен из Академии Наук.
К Октябрьской революции политик относился отрицательно и был на стороне «Белого» движения. В результате событий, происходящих в стране, в 1920 году Струве эмигрирует. За границей он преподает в университетах Праги и Белграда, возобновляет журналистскую работу и начинает выпускать журналы «Русская мысль» и «Возрождение». В это же время он пишет немало очерков о России, о выдающихся писателях – Пушкине, Толстом и Достоевском. Свои взгляды об экономическом развитии России излагает в ряде работ. В 1941 году Струве был арестован немецкими оккупантами как «друг Ленина», но после трехмесячного задержания освобожден. В 1942 году он с супругой выехал в Париж, где и умер зимой 1944 года. Струве похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
см. также:Все краткие биографии известных и знаменитых людей
Цитаты[править | править код]
- «За лето я постарел, но мне всего 14 лет, зелёная молодость — отрочество. Несмотря на это, я имею сложившиеся политические убеждения, я последователь Аксакова, Юрия Самарина и всей блестящей фаланги славянофилов. Я — национал-либерал, либерал почвы и либерал земли. Лозунг мой — самодержавие. Когда погибнет на Руси самодержавие, погибнет Русь. Но у меня есть ещё лозунг: долой бюрократию и да здравствует народное представительство с правом совещания (право решения принадлежит самодержцу). К несчастью, надеждам на такую народную политику не суждено осуществиться, потому что на Руси царит теперь гр. Толстой, тупой консерватор и насильник» (запись в дневнике от 30—31 августа 1884 года)
- «При первом же знакомстве со мною Ленин дал мне понять, что два заявления, сделанные в моей книге, кладут барьер между нами первое — я „не заражён ортодоксией“, то есть не всё принимаю в учении Маркса и второе — мой афоризм: „признаем нашу некультурность и пойдём на выучку к капитализму“»
- «Мы видели в нём человека далеко не обычного ранга, „премьера“ в среде, в которой он вращался, фигуру сильную, выкованную из железа, властную, фанатически убеждённую, умеющую за собой вести и заставлять других ей подчиняться»
- «В безрелигиозном отщепенстве от государства русской интеллигенции — ключ к пониманию пережитой и переживаемой нами революции» (?)
- «Юридически, или в праве, русская конституция, несомненно, существует, потому что она вписана в манифест 17 октября и в Основные законы. Но, с другой стороны, в правосознании фактически властвующих, правящих сил в России конституции ещё не существует… Таков сложный рисунок нашей политической действительности: конституция существует в праве (законе) и отсутствует в правосознании правящих»
- «Аграрная политика Столыпина кажется консервативной, но в существе своём она есть попытка перестроить Россию в самых её глубинах»
- «Национальное сознание обязано оценивать и судить вещи и факты прошлого, сопоставлять их с настоящим и творчески освещать ими будущее. В этом главное признание национального сознания и всех его деятелей»
- «Мы ощутили себя в войне нацией и государством, русскими и Россией» (ноябрь )
- «Личность Витте… не стояла на уровне его исключительной государственной одарённости … он был по своей натуре беспринципен и безыдеен» ()
- «Мы потерпели крушение государства от недостатка национального сознания в интеллигенции и в народе. Мы жили так долго под щитом крепчайшей государственности, что мы перестали чувствовать и эту государственность, и нашу ответственность за неё. Мы потеряли чувство государственности и не нажили себе национального чувства… Россию погубила безнациональность интеллигенции, единственный в мировой истории случай забвения национальной идеи мозгом нации» ()
- «Полное удушение как экономической свободы, так и личной и имущественной безопасности городского населения есть одно из основных условий экономического упадка и регресса советской России. Но в то же время именно это удушение есть безусловно необходимое условие политического господства коммунистической партии» (1921)
- «Галлиполийское сидение — один из славнейших эпизодов во всей русской истории. Он должен быть глубоко „впечатлён“, как любили говорить наши отцы, в души всех русских патриотов»
- «Жалею, что не разбит параличом, не сошёл с ума, — может быть, тогда русская эмиграция вспомнила бы обо мне» ()
- «Про своё поколение я смело могу сказать, что экономическому объяснению истории оно училось не только из „Капитала“ Маркса, но и из „Боярской думы“ Ключевского, где влияние хозяйственных сил на социальную эволюцию русского допетровского общества было изображено с такой классической пластичностью, которою никогда не располагал Маркс»
Перлыправить | править код
«Мы знаем и чувствуем, что чашку исторических весов, на которую легли национальные деяния Дмитрия Донского и Св. Сергия, Ивана III, Минина и Пожарского, Петра Великого и Екатерины II, Миниха, Румянцева, Суворова, Кутузова, Барклая, Скобелева, Сперанского и Мордвинова, Александра II со всеми его сподвижниками, Ломоносова, Пушкина (величайший русский идейный консерватор!), Менделеева (тоже великий русский консерватор!), не может перевесить чашка весов с деяниями Малюты Скуратова, Шешковского, Аракчеева, Магницкого, Бенкендорфа и Распутина»
Семья
Был женат на Нине Александровне, урождённой Герд (1867—1943), дочери А. Я. Герда.
Дети:
- Глеб (1898—1985) — русский поэт, литературный критик и литературовед, переводчик;
- Алексей (1899—1976), библиограф, библиофил, антиквар;
- Константин (архимандрит Савва) (1900—1948), основал Сергиевское братство в Париже, издавал «Сергиевские листки»;
- Лев (1902—1929);
- Аркадий (1905—1951).
Внуки:
- Струве, Никита Алексеевич (1931—2016);
- Струве, Пётр Алексеевич (1925—1968), протоиерей, врач; вместе с женой Татьяной Борисовной Струве (в девичестве Лебедевой, 1922—2005), племянницей художника П. Я. Зальцмана, участвовал в движении Сопротивления во Франции.