Самое знаменитое творение
По мнению многих ценителей, самое лучшее творение — «Фламандские пословицы». Эта картина создана в 1559 году, она рассказывает о забавных происшествиях в жизни людей. Марейниссен, знаменитый искусствовед, расшифровал скрытый смысл действия каждого человека на картине. «Фламандские пословицы» рассказывают в аллегорической форме о жизни, характерах, мыслях людей. Например: «Она бы привязала чёрта к подушке» — она не боится ни Бога, ни дьявола: эта мегера способна обуздать самого строптивого молодца; упряма как чёрт. «Грызёт столб» — лицемер, столп церкви, ханжа, святоша. И так абсолютно о каждом герое картины.
Охотники на снегу. 1565 г.
“Охотники на снегу” – один из главных шедевров . Что же в нем такого особенного?
Пространство картины слегка вогнуто внутрь. Как будто нарисовано на внутренней поверхности гигантской чаши. Эффект невероятной, “засасывающей” глубины.
Конечно, Брейгель намеренно искажает перспективу. Иначе бы у него не уместилось все в такое ограниченное пространство.
Как и в “Вавилонской башне”, Брейгель прорабатывает каждую деталь. Увеличьте любой участок картины, и перед вами целое произведение искусства.
Знали ли вы, что на картине “Охотники на снегу” есть сцена пожара и игры в кёрлинг? Все это происходит на дальнем плане.
В этом шедевре уже нет сатиры “Пословиц”, трагедии “Икара” и красивой легенды “Вавилонской башни”. Но есть картина мира, где неплохо сосуществуют человек и природа.
Несмотря на то, что охотники возвращаются со скудной добычей (с одной худосочной лисой), от картины веет тихой радостью. Маленькие заботы и игры людей в сочетании с грандиозными горами и снежными долинами.
Мир нисколько не враждебен к человеку. Наоборот, если уважать его величие и приспосабливаться, он даст тебе все необходимое.
Неожиданная философия для того времени, в котором жил Брейгель. Тогда уже открыли Америку. Люди все больше убеждались в собственном превосходстве. И все меньше думали об единении с природой.
Таков был Брейгель. Он редко думал в унисон со своей эпохой.
Ян Брейгель Старший
Ян Брейгель Старший, Бархатный, (1568-1625) учился в Брюсселе, работал в Неаполе, Риме и Милане, затем в Антверпене, был великолепным живописцем и рисовальщиком. На выставке представлен эффектный, необычайно тонко и тщательно исполненный натюрморт с букетом, составленным из цветов разной формы и окраски, в глиняной вазе.
Ян Брейгель Младший. Букет цветов в вазе
Ян Брейгель Младший
Изображения цветочных букетов в религиозных сценах появились в европейской книжной миниатюре и живописи позднего Средневековья. Они создавали символическую композицию с Мадонной и Младенцем. А также сцены Благовещения, где ирисы и белые лилии иносказательно говорили о непорочности Девы Марии. Современникам художника были хорошо известны слова Эразма Роттердамского о двойном удовольствии, получаемом от изображения яркого цветка. Ведь здесь преклонение перед мудростью Природы соединяется с восхищением мастерством живописца.
Ян Брейгель Младший. Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу
Что было делать в начале жизни Яну Брейгелю Младшему (1601-1678), имея таких гениальных родственников. Он стал учеником известного антверпенского живописца Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), своего отца. А в 1622 году, следуя примеру отца и деда, он направился в Италию, работал в Милане и в Палермо. Там встретился с другом детства Антонисом ван Дейком.
Ян Брейгель Младший. Деревенский пейзаж
Искусство Младшего Брейгеля
В 1625 году художник возвратился в Антверпен в связи со смертью отца и необходимостью возглавить семейную мастерскую. В Вене и Париже Ян Брейгель Младший создавал произведения для венценосных заказчиков, был соавтором работ многих антверпенских мастеров, в том числе Рубенса. У Яна Брейгеля Младшего было одиннадцать детей, и пятеро из них: Ян Петер, Абрахам, Филипс,Фердинанд и Ян Баптист, также были живописцами. Они обязательно принимали участие в деятельности семейной мастерской.
Ян Брейгель Младший (1601–1678). Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры
Ян Брейгель Младший в своих картинах приближается к непревзойденному качеству миниатюрной живописи. В них прослеживается настойчивое стремление увидеть в обыденном пейзажном мотиве нечто исключительное и загадочно-привлекательное. Художник достигает этого изящным рисунком деталей. Уровень живописного мастерства Яна Брейгеля Младшего был очень высоким.
Ян Брейгель Младший. Большой букет (Фрагмент)
Живописное мастерство
Картина «Большой букет из лилий, ирисов,тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» Яна Брейгеля Младшего считается самой большой по размерам работой мастера. Обилие нескольких разновидностей роз, примул, васильков, нарциссов и других белых, красных и синих цветов давало возможность зрителям XVII века искать символику изображений. Цветы намекают на то, что красота материального мира преходяща, а мастерски написанная керамическая ваза — на бренность всего земного. Ваза украшена овальными медальонами с фигурами лежащих Амфитриты и Цереры, языческих богинь Воды и Земли, двух важнейших веществ, необходимых для жизни цветов.
Ян Брейгель Младший. Аллегория вкуса
Картина «Аллегория вкуса» Яна Брейгеля Младшего изобилует множеством аллегорических деталей. За столом, уставленным яствами, сидит женщина с чашей вина, ее угощает рогатый сатир. Рядом стоит большое блюдо с устрицами. Устрицы считались в ту пору деликатесом, как и вино, стимулирующим сексуальную потенцию. Кажется, это мнение бытует и в наше время.
Йос Де Момпер Младший и Ян Брейгель Младший «Деревенский пейзаж с колодцем»
Питер Брейгель Младший
Антонис ван Дейк , «Портрет Питера Брейгеля Младшего» ( начало XVII века). Коллекция Фрика , Нью-Йорк
Питер Брейгель Младший ( 1564/5 — 1637/8) унаследовал дело отца и писал репродукции его самых популярных картин. Например , это более сорока вариаций « Ловушки для птиц». Прожив более 70-ти лет , он создал почти 1000 известных нам произведений. Своё прозвище Адский он получил за ранее увлечение сценами Страшного Суда , пекла и нечисти. Впоследствии художник отошёл от этих сюжетов , но ярлык закрепился за ним на столетия.
По мере развития карьеры Питер Младший начал всё чаще создавать собственные оригинальные композиции , но продолжал придерживаться крестьянских сцен и загородных видов с зашифрованными в них посланиями. Одна из лучших оригинальных композиций Питера Брейгеля Младшего — «Плохой пастух» — представляет собой двойственную интерпретацию знаменитой библейской притчи. Зритель сочувствует неверующему пастырю , который бросил своих овец , хоть и не должен был этого делать.
А вот сравнение произведений двух братьев — Питера Младшего и Яна — показывает , что они часто брали за основу картины отца , сохраняли основную композицию , но добавляли различные фоны.
Огромное наследие Питера Младшего также даёт хорошее представление о работах , которые были написаны или задумывались его родителем , но впоследствии канули в Лету. Однако , поскольку он в основном делал репродукции , то сейчас как мастер ценится ниже своего брата Яна.
Описание и значение известных работ
Падение мятежных ангелов
«Падение мятежных ангелов» — картина, на которой изображены ангелы, в белых одеяниях, падающие на массу из чудовищ. Эти странные деформированные фигуры заполняют нижнюю половину картины и символизируют массу злых существ. Брейгель хотел передать в своей работе мысль о тщетности бытия, что даже всё хорошее ведёт к смерти и всеобщей погибели.
Вавилонская башня
«Вавилонская башня», картина отображает обречённую башню, кажется, что часть её всё ещё строится, другая часть уже построена, а какая-то уже в руинах. Смысл картины, опять же чем-то похож с предыдущей описанной работой. Все труды напрасны, жизнь бессмысленна и тщетны стремления смертных сравниться с Богом. Тему Вавилонской башни, живописец использовал дважды. Существует ещё одна работа «Малая Вавилонская башня», написана немного раньше.
Поклонение волхвов
На первый взгляд «Поклонение волхвов», казалось бы обычная картина, на популярную религиозную тематику, с изображением Девы Марии с младенцем Иисусом на руках, расположенной в центре композиции. Однако, при близком рассмотрении работы, можно заметить, что окружающие не очень рады событию.
Они скорее сосредоточены на рассмотрении дорогих подарков, а не на Мадонне с младенцем. Кто-то с завистью смотрит на чашу с золотом, кто-то с насмешкой или презрением. Очень интересно изучать эмоции на лицах людей, художник передал их невероятно реалистично.
Цель картины — показать, что рождение ребёнка, не вызывает никаких положительных эмоций в мире войны и смерти. Это был действительно смелый шаг, со стороны Брейгеля, изобразить Святое семейство в таком варианте.
Изображение распятия в картине «Путь на Голгофу» представлено с очень необычной точки зрения. Среди кишащей массы фигур, можно увидеть центральный образ Христа. Процессия проходит слева направо к горе-Голгофе, а на переднем плане, зритель может увидеть Иоанна и Марию в трауре. Брейгель представляет событие распятия, незаметным среди течения обычной жизни.
Художник разработал оригинальный стиль в его картинах, который равномерно отображает сюжет, тематику и смысл. Темы работ были весьма разнообразны, от обычных библейских сцен до мифологических образов, например, пейзаж с падением Икара.В работах присутствовали религиозные аллегории в стиле Босха, а также социальные аллегории.
Самое большое вдохновение он получал от написания пейзажей. Его горные ландшафты имеют несколько параллелей в европейском искусстве. Художник был очень известен при жизни и сейчас его работы остаются неизменно популярными.
Живопись
Там же, в мастерской Кока, Питер познакомился с произведениями другого великого художника — . Эти картины (а точнее, эстампы картин, которыми торговал хозяин мастерской) произвели на Брейгеля такое впечатление, что начинающий мастер потратил много времени в попытках воспроизвести творчество «мастера ужаса».
Это не укрылось от взгляда Иеронима Кока, который не замедлил воспользоваться наивностью начинающего художника и попросил Питера нарисовать пару набросков в стиле Босха. Позднее эти работы (в частности, картину «Большие рыбы поедают малых») Кок продаст с поддельной подписью Босха.
Параллельно с живописью Питер Брейгель увлекся и путешествиями. За несколько лет художник объездил всю Европу, побывал в Швейцарии, Италии, Франции и постарался выразить эмоции, подаренные новыми странами, на холсте. Так, например, в Италии родилось одно из первых профессиональных творений мастера — картина «Пейзаж с Христом и апостолами», а швейцарские Альпы «подарили» миру серию дивных пейзажей.
В 1561 году художник оставил мастерскую Иеронима Кока и перебрался в Брюссель. Там заказчиками Питера Брейгеля стали кардинал де Гранвел, а также обеспеченные коллекционеры, в частности купец Николас Йонгелинк.
Наиболее значимой работой в творчестве Брейгеля того времени считают «Триумф смерти» — изображение пустынной земли, устеленной скелетами и умирающими, а также страшными орудиями пыток, которые и сейчас заставляют содрогнуться. А фигура человека, играющего на лютне посреди кошмара, дополнительно подчеркивает ужас происходящего на полотне.
Также знатоки искусства отмечают полотно «Вавилонская башня» и цикл картин, получивший название «Картины месяцев и времен года». Питер Брейгель создал по разной информации от 6 до 12 полотен, отражающих прелесть периодов года, однако сохранились только пять работ, среди которых известны «Охотники на снегу» и «Жатва».
Основное внимание художник уделял простым и понятным образам, раскрывая красоту природы, а также уклад жизни и характеры деревенских жителей и работяг. Картины Питера Брейгеля считают наглядной демонстрацией одежды и домашней обстановки людей того времени
Таковы «Фламандские пословицы», «Крестьянская свадьба».
Период расцвета и перечень известных картин
У каждого творца есть период расцвета, наш голландский художник смог достичь этого с 1564 года.
В это время он создал потрясающую серию работ, среди которых:
- “Вавилонская башня”;
- “Поколение волхвов”;
- “Свадебный танец”;
- “Времена года”;
- “Крестьянская свадьба”;
- “Притча о слепых”;
Одна из последних гениальных работ художника – “Притча о слепых”. На полотне изображены слепцы в количество шести человек ведущие друг друга. Ведущий уже свалился в яму, это впоследствии случится с каждым кто шел за ними. Пожалуй всем понятно, что мораль этой притчи взята из Библии где говорится ” Если слепой ведет себе подобного, то они оба окажутся в яме”.
Брейгель — это художник чьи работы были с философским смыслом. Над его картинами можно стоять часами, не рассматривая их, а читая, ведь каждая деталь несет в себе глубокий смысл всего произведения.
Биография Питера Брейгеля
О детстве великого писателя достоверных сведений не сохранилось. Предположительно, он родился в крестьянской семье. В 1540 году, когда юноше исполнилось 20 лет, он стал обучаться живописи и графике. На тот момент его наставником был художник Кука ван Альста. Впоследствии, когда умер первый учитель, Питер примкнул к гильдии художников города Антверпена. Позже, в 1551 году, Питер Брейгель начал трудиться под началом художника Иеронима Кока, который был для него не просто учителем, но и основным заказчиком.
Творчество Питера Брейгеля
В мастерской своего учителя Брейгель увидел творения другого гениального художника – Иеронима Бохса, картины которого продавал владелец мастерской. На Брейгеля эти работы произвели огромное впечатление, под влиянием которого молодой художник старался повторить шедевры «матера ужаса».
Увлечением Питера Брейгеля была не только живопись, но и путешествия. Он посетил все страны Европы, в том числе Швейцарию, Францию и Италию. Позднее он изложил на холсте свои впечатления, полученные в результате посещения новых стран. К примеру, в Италии была создана одни из профессиональных работ начинающего автора под названием «Пейзаж с Христом и апостолами». Альпы Швейцарии очаровали Питера живописными зимними пейзажами, которые он изобразил на холсте.
В период с 1555 по 1558 художник представил публике свою первую большую работу под названием «падение Икара». На холсте, в правом нижнем углу, изображен молодой Икар, борющийся с морской пучиной. На переднем плане изображен пахарь, средний план принадлежит пастуху со стадом овец, чуть дальше виден корабль на фоне моря и гор. Трактовать сцену можно как предупреждение о том, что люди не должны совершать то, что можно Богу.
В 1561 году Питер Брейгель переехал в Брюссель, где заказчиками его произведений стали кардинал де Гранвел и богатые коллекционеры, среди которых стоит выделить состоятельного купца Николаса Йонгелинка. В этот период им была создана гениальная картина «Безумная Грета». Есть мнение, что эта был один из последних заказав по прежнему месту жительства мастера либо одним из первых в Брюсселе. В сборнике, который был создан еще при жизни художника, есть фраза, которая поясняет сюжет произведения: «Грета может грабить перед стенами ада и уйти невредимой».
Самым выдающимся произведением того периода, созданным Брейгелем, стала картина «Триумф смерти», на которой была изображена пустынная долина, покрытая скелетами и умирающими людьми. Здесь же можно увидеть приспособления для пыток, которые и сейчас приводят в ужас. Страшным акцентом сцены выступает одинокая фигура музыканта, играющего на лютне в центре этого ужаса.
По разным сведениям, Питер Брейгель создал от шести до двенадцати работ на тему сезонов года, но, к сожалению, в настоящее время сохранилось всего пять полотен, среди которых самыми знаменитыми являются «Охотники на снегу» и «Жатва».
Внимание талантливого живописца больше всего занимали простые и обычные образы. Ему нравилось изображать сцены жизни крестьян и рабочего люда, их быт и характеры
Произведения Питера Брейгеля можно воспринимать как наглядное пособие, демонстрирующее окружающую обстановку и одежду представителей того времени. Ярким примером являются такие работы как «Фламандские пословицы» и «Крестьянская свадьба».
О личной жизни Питера Брейгеля
В 1553 году художник женился на девушке по имени Мария. Она была дочерью Кука ван Альста, у которого когда-то Питер брал уроки мастерства. В семье было рождено трое детей.
О жизни дочери художника ничего не известно, но его два сына (Ян Брейгель Старший и Питер Брейгель Младший) стали в последствии известными живописцами.
Питер Брейгель Младший известен под прозвищем «Адский», а Яна Брейгеля Старшего называют «Райский». Прозвище отца – «Мужицкий», таким образом можно исключить путаницу между членами семьи. Внуки художника в будущем тоже занимались живописью и получили признание.
Некоторая странность наследственности состоит в том, что Питер Брейгель не смог передать своим детям свой опыт, так как умер, когда его старшему сыну было не более пяти лет.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Бpaбант) или деревушку Брёгел около этого города.
Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой cмepти своего учителя в 1550 году.
В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.
В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.
В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).
В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.
В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь cмepтных грехов.
В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.
«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.
Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к cмepти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной cмepти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.
Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.
Притча о слепых. 1568 г.
“Притча о слепых” – одна из последних работ Брейгеля. Он умер в 1569 году, прожив около 40 лет (точная дата рождения художника не известна).
Перед нами шестеро слепцов, держащихся друг за друга. Вожак уже свалился в яму, за ним последовал его товарищ. Остальные на подходе. Последние ещё не в курсе, что случилось. Но мы уже знаем, что с ними произойдёт.
Мораль проста. Она встречается ещё в Библии “Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму”.
Вереницу из слепцов мы можем увидеть ещё во “Фламандских пословицах”. Только там вы их еле различите.
Что же заставило Брейгеля посвятить целую картину этому сюжету?
Ответ можно найти в истории Нидерландов.
Это было самым тяжёлым временем в истории страны. Только-только началась революция, целью которой было обретение независимости от Испании.
Но противоречия рвали Нидерланды изнутри. Кто-то был лоялен испанскому королю. Кто-то был за независимость. Один хотел остаться католиком. А его сосед жаждал сделать страну протестантской.
Десятки лидеров тянули за собой последователей. И приводили их к гибели. Жгли на кострах нелояльных королю. Убивали католиков. Казнили протестантов.
Вот об этом “Притча о слепых”. Это предостережение Брейгеля, его завещание будущим поколениям. Нет правых и неправых. Не будьте слепцом, который бездумно следует за смелым и громкоголосым, но по сути таким же слепцом.
Живопись
В мастерской Кока, Питер Брейгель увидел произведения знаменитого художника Иеронима Босха. Они произвели на него такое большое впечатление, что он начал создавать ряд вариаций на эти работы.
После этого, по настоянию Кока Брейгель посетил Францию, Италию и Швейцарию. За время пребывания в этих странах он выполнил цикл рисунков итальянских пейзажей, которые потом использовал для репродукции в гравюре.
Эта поездка вызвала у Питера неописуемый восторг. Молодой художник не переставал восхищаться древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения. Приехав домой он продолжил трудиться в мастерской Иеронима Кока.
Нидерландские пословицы
Здесь, по эскизам Брейгеля были созданы гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осел в школе». Поскольку Кок был алчным человеком, он нередко прибегал к подделкам подписей на произведениях. К примеру, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана им с подписью великого Иеронима Босха.
В 1557 г. Питер Брейгель стал автором серии гравюр, на которых были представлены 7 смертных грехов. После этого он написал «Нидерландские пословицы». На холсте художник изобразил буквальные значения нидерландских пословиц и поговорок.
Спустя 4 года Брейгель оставил мастерскую Иеронима Кока, обосновавшись в Брюсселе. Тут он продолжал плодотворно трудиться и получать заказы от высокопоставленных лиц, включая кардинала де Гранвела и состоятельного коллекционера Николаса Йонгелинка.
Тогда же Брейгель Старший представил одну из самых известных своих картин «Триумф смерти». На холсте была представлена панорама выжженной бесплодной земли, на которой армия скелетов сеяла ужас и смерть, подвергая простых людей различным страданиям.
В 1563 г. Питер создал очередной шедевр – картину «Вавилонская башня», в основе которой была история из ветхозаветной книги Бытие. В последующие годы биографии он напишет еще немало полотен на библейские сюжеты: «Поклонение волхвов», «Путь на Голгофу», «Самоубийство Саула», «Перепись в Вифлееме» и др.
Через пару лет свет видел цикл из 6 картин Брейгеля – «Времена года». На своих холстах живописец часто изображал природу, деревни и простых людей – данной тематике посвящены 2 трети всех его полотен. Незадолго до своей кончины он написал ряд популярных картин.
В 1568 г. Питер Брейгель представил «Мизантропа». На холсте были показаны размышления автора о человеческих пороках и бренности жизни – юный злобный карлик крал кошелек у старика в черном балахоне. Затем художник написал картинку «Притча о слепых».
Вавилонская башня
Интересен факт, что все герои на этой работе были поражены разными болезнями глаз – от лейкомы и атрофии глазного яблока до энуклеации. Одной из последних картин Брейгеля стали «Калеки», которые сегодня хранятся в Лувре.
Дело в том, что Брейгель Старший проявлял живой интерес к тератологии – науке, изучающей врожденные пороки развития. В результате, на холсте он изобразил 5 нищих с костылями и с деформированными лицами, собравшихся во дворе больницы. На своих работах он часто стремился донести до наблюдателя определенную мысль, «зашифрованную» в его персонажах и окружающей их обстановке.
Питер Брейгель Старший — Искусство
Д О К Л
А Д
ПО ИСТОРИИ
на тему:
Ученика 7 «Г» класса
средней школы N 8
Снытко
Николая
2007
Питер Брейгель Старший
(между 1525 и 1530- 1569)
Последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах.
Питер Брейгель Старший,
которого коллекционеры именуют Мужицким Брейгелем, один из самых интересных и
необычных нидерландских художников XVI столетия. Он родился в крестьянской
семье в Антверпене. Как и большинство нидерландцев, он получил прозвище от
названия деревни, откуда он родом, но своим детям мастер передал это прозвище
уже как фамилию.
О годах учения будущего
художника сохранились весьма скупые сведения: семейное предание гласит, что он
начинал как подмастерье у прославленного в те годы антверпенского живописца; в
1551 был принят в члены Антверпенской гильдии св. Луки, где получил звание
мастера (в это время ему было около 20 лет). 1552 году молодой живописец
отправился в Италию, посещение которой считалось непременным условием
достижения художественного совершенства. В Италии Брейгель прожил около года,
но остался равнодушным к изучению древних памятников и почти не водил
знакомства с итальянскими художниками. После путешествия в Италию работал в
Антверпене, затем в Брюсселе. В Брюсселе он женился и достиг процветания,
пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество
заказов от влиятельных покровителей.
Мало
найдется в истории искусства личностей столь загадочных и неоднозначных. В
течение всей своей жизни Брейгель оставался «немым». Он не писал
статей и трактатов, не оставил переписки. Брейгель не оставил портретов ни
своей жены, ни детей, ни друзей. Полагают, что он иногда изображал самого себя
среди собственных персонажей — однако никаких подтверждений тому нет. Его
портреты, выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой.
Брейгель
был разносторонне просвещенным человеком, дружеские узы связывали его с
нидерландскими учеными-гуманистами. Высокая образованность мастера сочеталась с
независимостью ума, щедрым юмором, прекрасным знанием людей и жизненных
обстоятельств — чему служат живым свидетельством его картины.
Брейгель
с помощью живописи, наполненной глубоким философским смыслом, пропагандировал
идеалы добра и справедливости. Его картины полны раздумий о судьбах родины и
народа, страдавшего под гнетом испанской монархии.
Шестнадцатый
век принес с собой новое отношение к миру. Под воздействием естественнонаучных
теорий Коперника и великих географических открытий впервые возникло
представление о необъятности вселенной; вместе с тем родилось сознание
ничтожества человека на фоне этих грандиозных пространств. История человечества
— только часть истории Вселенной; в пейзажах Брейгеля эта идея обретает форму и
образ. На дальних планах его картин встают величественные и призрачные горы
головокружительной высоты, открываются панорамы широких равнин с морскими
берегами, его эпически-грандиозные ландшафты — воплощение вечных космических
законов.
Падение Икара
В бесконечном,
всеобъемлющем мире теряется, поглощается человек «Сеятель» (1557), «Падение
Икара» (между 1555 и 1558 гг.)
Вавилонская башня
1563 г
По темпу роста Антверпену
не было равных в Европе, он стал новым финансовым и экономическим центром
западного мира. В этом городе-«базаре» с крупнейшим морским портом
жило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением. Людей не объединяла
ни вера, ни единая церковь. Католики,
протестанты, лютеране и анабаптисты жили по соседству. Так образовалось
«поликультурное общество», где особенно остро возникали проблемы
общения, прежде всего на религиозной почве.
Современники находили
параллели этой непривычной ситуации в библейском сказании о Вавилонской башне.
Охотники на снегу
В 1565 году художник выполнил цикл пейзажей, состоящий из
четырех картин (впрочем, распространено другое мнение, – что их было шесть или
двенадцать), посвященных временам года.
Л.Д. Любимов пишет об этом цикле:
«Смысл человеческого
существования – в слиянии с природой, в труде, благодаря которому человек уже
не просто затерян в мироздании, а занимает в нем главное, подобающее ему место.
«Хмурый день» (весна), «Жатва» (лето),
«Возвращение стад» (осень), «Охотники на снегу» (зима) –
это поистине величественная панорама
природы, как бы апофеоз пейзажной живописи.
Умер Брейгель в сентябре
1569 года в Брюсселе. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян
Брейгель (1568–1625), также стали известными художниками.
«Триумф смерти» (около 1562)
На дальнем плане — выжженная земля, полыхают огни пожаров. Все застилает едкий дым. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. Кажется, что Апокалипсис уже наступил. В самом отдалении человека приготовили к колесованию. Поодаль стоят виселицы с повешенными. Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду. Многим отрубают головы. Смерть с косой уничтожает все на своем пути. Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец. В нижнем правом углы картины кавалер играет даме на лютне, предпочитая не замечать стоящую рядом смерть, забирающую их соседку по пиршественному столу. Напротив них, в левом углу, приходит конец королю с короной, в доспехах, в алом плаще, подбитом горностаем. Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. Простой народ и аристократы — все равны перед смертью.
Падение Икара. 1558 г.
Королевский музей
Картина называется “Падение Икара”. Но где собственно Икар?
На первом плане – пахарь. На среднем – пастух с овцами. Корабль. На дальнем – море и горы.
Ах да, в правом нижнем углу между рыбаком и кораблём – упавший в море Икар. Он уже почти погрузился в воду. Лишь его ноги ещё видны. А вокруг кружится несколько перьев.
Почему же такое пренебрежение главным героем?
Считается, что так Брейгель проиллюстрировал народную мудрость “Ни один плуг не остановится, пока кто-то умирает”.
Брейгель изобразил, что гибель юноши никто не заметил. Ни рыбак, ни пахарь, ни пастух. Никто из них не бросил своего занятия. Корабль тоже проплыл мимо. Такое безразличие мира к трагедии одного человека обескураживает.
Таков был мир Брейгеля. Изменился ли он с тех пор?
Слайд 7Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего
позднее окрестили Брейгелем Мужицким.Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся Падение слепых, Птицелов и разоритель гнёзд, Калеки и Мизантроп.
Путешествие и переезд
В 1550 году умер учитель Брейгеля, после чего, немного поработав в гравюрной мастерской, он решился на грандиозное путешествие по Европе. Брейгель объехал Францию, Швейцарию и Италию, осматривая древнеримские памятники и средиземноморские гавани.
После продолжительного путешествия Брейгель женился на дочери своего учителя и вместе с ней уехал в Брюссель, где и прошла наиболее продуктивная часть его жизни. В Брюсселе Брейгель пишет «Путь на Голгофу», «Падение мятежных ангелов», «Избиение младенцев» и ряд других известных картин.
Исследователи творчества Брейгеля отмечают, что тот никогда не брался за заказные портреты и никогда не изображал обнаженных людей. Единственный портрет, который, вероятнее всего, выполнил Брейгель, — это изображение бедной крестьянки с грубыми чертами лица.