Софокл

«любимец богов»: общая характеристика. борис александрович гиленсон.история античной литературы. книга 1. древняя греция. история древней евразии

«Антигона»: содержание, образы, композиция

Произведение Софокла «Антигона» не входило в состав трилогии, представляя собой оконченную трагедию. В «Антигоне» трагик ставит превыше всего божественные законы, показывается противоречие между действиями человека и волей богов.

Драма названа так по имени главного героя. Полиник, сын царя Эдипа и брат Антигоны, предал Фивы и погиб в битве со своим родным братом Этеоклом. Царь Креонт запретил провести похороны, оставив тело на растерзание птицам и собакам. Но Антигона выполнила обряд, за что Креонт решил замуровать ее в пещере, но девушка окончила жизнь самоубийством. Антигона выполнила священный закон, не покорилась царю, последовала своему долгу. После ее жених, сын Креонта, пронзил себя кинжалом, а в отчаянии от гибели сына и жена царя лишила себя жизни. Видя все эти несчастья, Креонт признал свою ничтожность перед богами.

Героиня Софокла — решительная и смелая девушка, которая сознательно принимает смерть за право похоронить брата по установленному обряду. Она чтит древние законы и не сомневается в правильности своего решения. Характер Антигоны обнаруживается еще до начала основного действия — в диалоге с Исменой.

Креонт (как суровый и непреклонный правитель) ставит свою волю превыше всего. Он оправдывает действия интересами государства, готов принимать жестокие законы, а любое сопротивление рассматривает как измену

В композиционном отношении очень важной частью трагедии является допрос Антигоны Креонтом. Каждая реплика девушки усиливает раздражительность Креонта и напряженность действия

Кульминация — монолог Антигоны перед казнью. Усиливает драматизм сравнение девушки с уделом Ниобы, дочери Тантала, которая была обращена в утес. Катастрофа приближается. В гибели жены и сына, последовавшей за самоубийством Антигоны, Креонт винит самого себя. В полном отчаянии он восклицает: «Я — ничто!».

Трагедия «Антигона» Софокла, краткое содержание которой приведено выше, вскрывает один из глубочайших конфликтов современного автору общества — конфликт между законами родовыми и государственными. Религия, уходившая корнями в седую старину, предписывала чтить кровные узы и выполнять все обряды в отношении близких родственников, но всякий гражданин полиса должен был исполнять и законы государственные, которые нередко противоречили традиционным нормам.

Признание и первые успехи на сцене

Софокл был одним из самых известных древнегреческих драматургов. Его талант был признан и сразу же принес ему первые успехи на сцене.

С начала своей карьеры, Софокл выделялся оригинальностью и глубиной своих пьес, привлекая внимание публики. Его работы часто затрагивали сложные философские вопросы и конфликты между героями

В своих пьесах Софокл обращался к богам, судьбе и морали, заставляя зрителей задуматься над глубинными вопросами существования.

С первой его постановкой, «Трилогия о Тебеиде», Софокл сразу же завоевал сердца публики и получил широкое признание. Его пьесы часто становились главными событиями театрального сезона, и его имя стало символом качественного и глубокого театрального искусства.

Идейная основа произведений

В противоречиях между старым и новым укладом жизни Софокл чувствует обреченность. Разрушение старых устоев афинской демократии заставляет его искать защиту в религии. Софокл (хоть и признает свободу человека от воли богов) считал, что человеческие возможности ограничены, над каждым стоит сила, которая обрекает на ту или иную судьбу. Это прослеживается в произведениях Софокла «Эдип-царь», «Антигона».

Трагик считал, что человек не может знать, что ему готовит каждый следующий день, а воля богов проявляется в постоянной изменчивости человеческой жизни. Софокл не признавал власти денег, которые разлагают основу греческого полиса и хотел укрепить демократические основы государства, протестуя против расслоения граждан по достатку и имуществу.

«Царь Эдип» Софокла: анализ трагедии

Рассматриваемая далее трагедия ставит вопрос воли богов и свободной воли человека. Софокл истолковывает миф об Эдипе, принадлежащий к Фиванскому циклу, как гимн человеческому разуму. Автор показывает необычайную силу характера и стремление строить жизнь по собственному усмотрению.

Произведение Софокла «Царь Эдип» рассказывает историю жизни Эдипа, сына фиванского царя Лая, которому была предсказана смерть от руки собственного ребенка. Когда родился Эдип, отец приказал проколоть ему ноги и бросить на горе, но раб, которому поручили убить наследника, спас ребенка. Эдипа (его имя с древнегреческого значит «с опухшими ногами») воспитал коринфский царь Полиб.

Во взрослом возрасте Эдип узнает от оракула, что ему суждено убить собственного отца и жениться на матери. Царевич желает избежать такой судьбы и уходит из Коринфа, считая Полиба и его жену своими настоящими родителями. По дороге в Фивы он убивает безымянного старика, оказавшегося Лаем. Пророчество начало исполняться.

По прибытии в Фивы Эдипу удалось отгадать загадку Сфинкса и спасти город, за что он был избран царем и женился на вдове Лая Иокасте, то есть собственной матери. В течение долгих лет Эдип правил в Фивах и пользовался заслуженной любовью своего народа.

Когда в стране случился страшный мор, оракул объявил причину всех несчастий. В городе есть убийца, которого нужно изгнать. Эдип стремится найти преступника, не предполагая, что это он сам. Когда царю становится известна истина, он лишает себя зрения, считая, что это достаточная кара за совершенное преступление.

Центральное действующее лицо — царь Эдип, в котором народ видит мудрого и справедливого правителя. Он в ответе за судьбу людей, готов сделать все, чтобы только мор прекратился, спас город от Сфинкса. Жрец называет Эдипа «лучшим из мужей». Но есть у Эдипа и слабые стороны. Только он начал подозревать, что жрец покрывает убийцу, как подумал, что тот сам участвовал в преступлении. Гнев быстро охватывает Эдипа и в разговоре с Креонтом. Царь, подозревая интриги, бросает оскорбления. Эта же черта — несдержанность характера — и стала причиной убийства старика Лая по дороге в Фивы.

Не только Эдип в произведении Софокла стремится избежать предначертанной судьбы. Иокаста, мать Эдипа, греховна с точки зрения морали, так как позволяет отдать на смерть младенца. С религиозной точки зрения — это пренебрежение изречениями оракула. Позже она говорит взрослому Эдипу, что не верит в предсказания. За свою вину Иокаста расплачивается смертью.

Креонт в «Антигоне» и «Царе Эдипе» наделен разными чертами. В трагедии Софокла «Эдип-царь» он совершенно не стремился к власти, выше всего ценит честь и дружбу, обещает покровительство дочерям фиванского царя.

Экранизации произведений, театральные постановки

Царь Эдип (Oedipus Rex; Италия, 1909), реж. Д. Ди ЛигороЦарь Эдип (Oedipus Rex; Великобритания, 1911), реж. Т. ФренкелАнтигона (Antigone; Швеция, 1960), реж. Х. ДалинАнтигона (Antigoni; Antigone; Греция, 1966), реж. Д. Кацуридес, Г. ДзавелласЦарь Эдип (Edipo re; Италия, 1967), реж. П. Паоло ПазолиниЦарь Эдип (Oedipus the King; Великобритания, 1967), реж. Ф. СэвиллАнтигона (Antigone; США, 1974), реж. Д. ФридманАнтигона (Antigone; Франция, 1974), реж. С. ЛоренциАнтигона (Antigone; Великобритания, 1984), реж. Д. ТейлорЦарь Эдип (Oedipus the King; Великобритания, 1984), реж. Д. ТейлорЭдип в Колоне (Oedipus at Colonus; Великобритания, 1984), реж. Д. ТейлорАнтигона (Antigone; Германия — Франция, 1992), реж. Д. Юйе, Ж.-М. ШтраубЦарь Эдип (Oedipus Rex; Япония, 1992), реж. Д. ТейморЦарь Эдип (Edipo alcalde; Oedipus Mayor; Колумбия – Испания – Мексика, 1996), реж. Х.Али Триана

др.-греч. Σοφοκλῆς

знаменитый афинский драматург, трагик

497/6 — 406 до н. э.

Развитие драматургии

Однако Софокл пошел еще дальше. В действие пьесы он ввел участие третьего актера и тем самым сделал возможным более живое действие на сцене, более богатый сюжет и более разнообразие характеров героев.

Иллюстрация к трагедии «Антигона»

Софокл был первым драматургом, который отказался от собственного исполнения ролей, несмотря на то, что он сам был мастер плясать и петь. С того времени произошло разделение профессий актера и режиссера. Хору была отведена более спокойная роль, вне самого действия, и драматизм отныне выступал многозначительно вперед, являясь главной основой трагедии. Сам Эсхил осознал прогресс, внесенный в драматургию Софоклом. Он не только усвоил внешние улучшения трагедии, но и сам поднялся, побуждаемый своим молодым соперником, до более зрелой обработки драмы.

Рисунок на вазе. Иллюстрация трагедии Софокла

Софокл, как и Эсхил, не чуждался общественной жизни. Однако он в первую очередь оставался поэтом. Его современник Ион (отец исторической биографии) описал Софокла, когда он его встретил на Хиосе, где Софокл исполнял роль афинского стратега, как человека относящегося с большим юмором к своим обязанностям.

Упоминание трагиков в комедии Аристофана «Лягушки»

При характеристике древнегреческих авторов нельзя не упомянуть еще одного выдающего автора, но в области комедии (трагики — это Эсхил, Еврипид, Софокл). Аристофан прославил трех сочинителей в своей комедии «Лягушки». Эсхил (если говорить о времени Аристофана) умер достаточно давно, а Софокл и Еврипид скончались практически одновременно, спустя половину века после Эсхила. Сразу же пошли споры о том, кто из троих все же был лучше. В ответ на это Аристофан поставил комедию «Лягушки».

Произведение названо именно так, потому как хор представлен лягушками, обитающими в реке Ахероне (через нее Харон перевозит мертвецов в царство Аида). Покровителем театра в Афинах являлся Дионис. Именно он и озаботился судьбой театра, задумал спуститься в загробный мир и вывести обратно Еврипида, чтобы тот продолжал ставить трагедии.

По ходу действия оказывается, что в загробном мире тоже есть соревнования поэтов. Свои стихи читают Эсхил и Еврипид. В итоге Дионис решает вернуть к жизни Эсхила. Заканчивается комедия партией хора, в которой прославляется Эсхил и Афины.

Биография Софокла (кратко)

В трагедиях Софокла главным является не внешний ход событий, а внутренние терзания героев. Общий смысл сюжета Софокл обычно объясняет сразу. Внешняя развязка фабулы у него почти всегда легко предугадывается. Запутанных осложнений и неожиданностей Софокл тщательно избегает. Его основная черта – склонность изображать людей, со всеми присущими им слабостями, колебаниями, ошибками, порой и преступлениями. Персонажи Софокла – не общие отвлечённые воплощения тех или иных пороков, добродетелей или идей. Каждый из них обладает яркой индивидуальностью. Софокл почти лишает легендарных героев их мифической сверхчеловечности. Как Сократ свел философию с неба на землю, так афинские трагики (даже раньше Сократа) низвели полубогов с их пьедесталов, а богов устранили от непосредственного вмешательства в людские судьбы, оставив за ними лишь роль верховных нравственных арбитров.

Катастрофы, постигающие героев Софокла, подготовлены свойствами их характеров и обстоятельствами, но они всегда являются расплатой за вину самого героя, как в «Аяксе», или его предков, как в «Царе Эдипе» и «Антигоне». Эдип должен нести кару за вину своего преступного отца, но сам он не заслуживает тяжкой доли. Преступления совершены им в неведении – и Эдип получает от богов полное прощение и даже славу праведника. Семейные злодеяния обрекают на злую судьбу и дочь Эдипа, Антигону. Но она тоже исполнена чистых побуждений и, подвергшись казни, оставляет по себе благоговейную память. Софокл в глубоко человеческом смысле трактует древние легенды народной фантазии. Но при всём этом его характеры не теряют своей идеальности и не понижаются, как у Еврипида, до уровня обыденной жизни.

По Софоклу, человек подвластен судьбе, которая часто подвергает его тяжким испытаниям и страданиям. Но боги милосердны к тем, кто даже в невзгодах не покидает личного достоинства, не перестаёт держаться высоких моральных идеалов. Софокл склонен придавать личной человеческой воле большую свободу, нежели Эсхил. Неспособная изменить внешние обстоятельства, эта воля определяет меру стойкости, проявляемой человеком в бедствиях, его способность преодолевать низменные порывы. Она не зависит от богов – те лишь дают моральную оценку выбора, сделанного человеком, и в соответствии с этим определяют кары и награды.

Мраморный рельеф, предположительно изображающий Софокла

Согласно со склонностью афинян к диалектике трагедии Софокла развиваются в словесном состязании двух оппонентов. Оно помогает зрителю лучше осознать их правоту или неправоту. Но, в отличие от Еврипида , у Софокла словесные дискуссии не являются центром драм. Сцены, исполненные глубокого пафоса и в то же время лишённые еврипидовской напыщенности и риторики, есть во всех дошедших до нас трагедиях Софокла. Это – великолепные плачи Деяниры, Антигоны, Аякса перед смертью, Филоктета, Эдипа (понявшего, что он и есть тот нечестивец, который накликал на Фивы гнев богов).

Соединением в главных действующих лицах высокого героизма и глубокого страдания от бедствий, порождённых непоправимым роком, Софокл достигает высочайшего эффекта. Герои Софокла переживают тяжелые душевные муки, однако положительные персонажи даже в них сохраняют полное сознание своей правоты.

Софокл в одном ряду с Эсхилом и Еврипидом

И Эсхил, и Софокл, и Еврипид — величайшие греческие авторы трагедий, значительность творческого наследия которых признавали еще их современники. Между этими авторами, принадлежавшими к разным поколениям, обнаруживается значительная разница в области драматической поэзии. Эсхил проникнут заветами старины во всех отношениях: религиозном, моральном и политическом, его персонажи часто даны схематично, а герои Софокла — уже не боги, а обычные личности, но отличающиеся проработанными характерами. Еврипид жил уже в эпоху нового философского движения, начал пользоваться сценой для пропаганды определенных идей. Эсхил и Софокл значительно отличаются в этом плане. Действующие лица Еврипида — совершенно обычные люди со всеми слабостями. В произведениях он поднимает трудные вопросы религии, политики или морали, но окончательного ответа никогда нет.

Подробнее

Софокл (ок.496 до н.э.–406 до н.э.) является одним из известнейших древнегреческих авторов трагедий, имеющим местом своего рождения афинский пригород Колон, славящийся расположенными в нем святыми алтарями, возведенными в честь древнегреческих богов Афины, Прометея, Посейдона.

Появление на свет будущего мастера происходит в состоятельном семействе, где Софокл получает отличное образование, характеризуясь как разносторонняя личность, увлекающаяся музыкальным искусством, а также демонстрирующим хорошие атлетические результаты. Исследователи отмечают веселый, общительный нрав Софокла, а в близкие его друзья относят известного историка Геродота.

В юношеские годы Софокл отличается необычайной красотой, по причине которой становится во главе хора молодых людей, исполняющего божественные гимны в честь победы, одержанной при Саламинском сражении, произошедшем в 480 г. до н.э.

Творческая биография Софокла начинается с литературных поэтических конкурсов, где он одерживает оглушительную победу над выдающимся Эсхилом. Настигший Софокла успех остается до конца его дней, в виде неоднократно одержанных побед (золотых и серебряных медалей) в состязаниях драматургов, ни разу не получив бронзовую награду.

Литературное наследие Софокла состоит в нескольких сотнях произведений, основной частью, которых являются трагедии, поставленные на подмостках афинского театра.

Помимо литературной деятельности, Софокл является активным участником общественной жизни Афинского государства, в разное время занимая определенные государственные должности, среди которых — стратег, руководивший карательной экспедицией в период Самосской войны 440 г. до н.э, а также пробул (советник), решавший судьбу афинского мегаполиса во время проведенной неудачно высадки на Сицилию в 413 до н.э.

В числе дошедших до современников и сохранившихся в полном объеме произведений Софокла числятся семь сочинений, в том числе «Царь Эдип», «Электра», «Антигона». В своих произведениях автор вводит нововведения в традиционный постановочный процесс трагедий, увеличив актеров до количества трех человек и сопровождающего хора — до пятнадцати, а также усовершенствовав бутафорские элементы театрализованных представлений в виде декораций и масок.

Основной отличительной особенностью трагедий Софокла является рассмотрение не внешнего событийного хода, в внутренних терзаний и переживаний персонажей произведений.

Уход из жизни Софокла происходит в весьма почтенном возрасте, а после его смерти трагик становится обожествленным афинскими жителями, которые в честь любимого автора устанавливают место для ежегодных жертвоприношений в Афинах.  

Наследником мастера становится его сын по имени Иофон, также впоследствии занимающийся созданием трагедий.

Биография Софокла описана неизвестным автором, повествующим об античной эпохе, а в архивах Лаврентианской библиотеки, находящейся во Флоренции, хранится список с перечнем всех произведений Софокла.

Аякс.

Действие трагедии начинается с того момента, как обойденный наградой Аякс (предназначенные храбрейшему герою доспехи погибшего Ахилла присудили Одиссею) решился покончить с обоими царями-Атридами и Одиссеем, однако в безумии, насланном богиней Афиной, он истребил захваченный у троянцев скот. В прологе Афина демонстрирует безумие Аякса его врагу, Одиссею. Одиссей сожалеет об Аяксе, но богиня не знает сострадания. В следующей сцене к Аяксу возвращается разум и с помощью пленной наложницы Текмессы герою становится известно содеянное им. Осознав истину, Аякс решает покончить с собой, несмотря на трогательные уговоры Текмессы. Следует знаменитая сцена, в которой Аякс представлен размышляющим о задуманном сам с собой, его речь полна двусмысленностей, и в конце ее хор, поверив, будто Аякс отказался от идеи самоубийства, поет радостную песнь. Однако в следующей же сцене (не имеющей параллелей в аттической трагедии) Аякс закалывается на глазах у зрителей. Его брат Тевкр является слишком поздно для того, чтобы спасти жизнь Аякса, однако ему удается отстоять тело покойного у Атридов, желавших оставить своего врага без погребения. Две сцены яростного спора заводят противников в тупик, но с появлением Одиссея ситуация разрешается: ему удается убедить Агамемнона, чтобы тот разрешил почетное погребение.

Изменения в постановке действия

Сообразно успехам, какими трагедия была обязана Софоклу, им сделаны нововведения в сценической постановке пьес. Так, он увеличил число актёров до трёх, а число хоревтов с 12 до 15, сократив в то же время хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, вообще бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, хотя не известно в точности, в чём эта перемена состояла. Наконец, он же ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии. Сохраняя за представлением характер чествования божества, священнослужения, каким была трагедия первоначально, по самому происхождению своему из культа Диониса, Софокл очеловечил его гораздо больше, нежели Эсхил

Очеловечение легендарного и мифического мира богов и героев последовало неизбежно, как только поэт сосредоточил своё внимание на более глубоком анализе душевных состояний героев, которые были известны публике до сих пор лишь по внешним превратностям их земной жизни. Изобразить душевный мир полубогов возможно было не иначе, как чертами простых смертных. Начало такому обращению с легендарным материалом положено было отцом трагедии, Эсхилом: достаточно напомнить созданные им образы Прометея или Ореста; Софокл пошёл дальше по следам предшественника

Начало такому обращению с легендарным материалом положено было отцом трагедии, Эсхилом: достаточно напомнить созданные им образы Прометея или Ореста; Софокл пошёл дальше по следам предшественника.

Творчество Софокла

В юности драматург управлял плясками в честь победы в битве при Саламине. Двенадцать лет спустя он выступал уже как самостоятельный поэт вмести с Эсхилом, чье искусство и вдохновило его заняться поэзией.

Битва при Саламине

Творчество Софокла не шло вразрез с направлением творчества его предшественника. Однако, при этом Он был вполне самостоятельным последователем Эсхила (своего великого учителя) и сильно отличался от него по своему складу дарования. Софокл был мягче, проще, спокойнее, и совершенно не расположен к пышности. Он умерил, поэтому, тон драматургии, который был введен Эсхилом, и старался намного человечнее изображать характеры в своих пьесах, так что они казались намного ближе и понятнее зрителям.

Электра — героиня трагедии

Софокл понял, что невозможно постоянно проводить перед толпой старые сказания в их прежнем виде, так как интерес к ним мог вскоре иссякнуть у зрителя. Поэтому предстояло вдохнуть больше жизни в развитие отдельных характеров героев и тем самым живее заставить зрителя участвовать в процессе. После того как уже Эсхил стал отходить от жесткого следования мифологическим сюжетам, связь с мифологией была если не окончательно упразднена Софоклом, то существенно ослаблена в угоду большей художественности произведений.

Иллюстрация из произведения Софокла «Эдип»

Этим путем была приобретена еще большая свобода для поэта, мотивы каждой пьесы ставали еще более интересными для ее зрителя, и общая поэтическая картина могла богаче развиваться в деталях вследствие введения второстепенных лиц.

Упоминание трагиков в комедии Аристофана «Лягушки»

При характеристике древнегреческих авторов нельзя не упомянуть еще одного выдающего автора, но в области комедии (трагики — это Эсхил, Еврипид, Софокл). Аристофан прославил трех сочинителей в своей комедии «Лягушки». Эсхил (если говорить о времени Аристофана) умер достаточно давно, а Софокл и Еврипид скончались практически одновременно, спустя половину века после Эсхила. Сразу же пошли споры о том, кто из троих все же был лучше. В ответ на это Аристофан поставил комедию «Лягушки».

Произведение названо именно так, потому как хор представлен лягушками, обитающими в реке Ахероне (через нее Харон перевозит мертвецов в царство Аида). Покровителем театра в Афинах являлся Дионис. Именно он и озаботился судьбой театра, задумал спуститься в загробный мир и вывести обратно Еврипида, чтобы тот продолжал ставить трагедии.

По ходу действия оказывается, что в загробном мире тоже есть соревнования поэтов. Свои стихи читают Эсхил и Еврипид. В итоге Дионис решает вернуть к жизни Эсхила. Заканчивается комедия партией хора, в которой прославляется Эсхил и Афины.

Софокл: жизнь и творчество великого древнегреческого драматурга

Софокл начал свою театральную карьеру в возрасте 28 лет и быстро завоевал популярность и уважение. Он написал свыше 120 пьес, из которых до наших дней дошли только семь. Своими произведениями Софокл обогатил древнегреческую трагедию новыми художественными приемами и философской глубиной.

Жизнь Софокла была отмечена как успехами, так и тяжелыми испытаниями. Несмотря на свою известность и признание, Софокл испытал многочисленные неприятности, в том числе ошибки и обвинения со стороны своих современников. Он также сражался в войнах и принимал участие в политической жизни Афин.

Трагедии Софокла, такие как «Антигона», «Электра» и «Циклоп», захватывали зрителей своими глубокими душевными переживаниями и сложностью моральных проблем. Использование хоров и диалогов позволяло Софоклу передать сложность человеческого существования и поставить вопросы о смысле жизни и человеческой судьбе.

Софокл умер в возрасте около 90 лет. Его карьера и влияние на древнегреческую культуру оказали значительное воздействие на развитие греческой и европейской театральной традиции.

Новшества Софокла в древнегреческом театре

Софокл, являясь продолжателем Эсхила, вносит в театральное представление несколько новшеств. Несколько отступив от принципа трилогии, автор начал писать отдельные драмы, каждая из которых представляла собой законченное целое. Эти части не имели между собой связи, но на сцене по-прежнему ставились по три трагедии и сатировская драма.

Трагик расширил количество актеров до трех человек, что позволило сделать диалог более живым и глубже раскрыть действующих персонажей. Хор уже перестал играть ту роль, которая ему отводилась у Эсхила. Но очевидно, что Софокл им умело пользовался. Партии хора вторили действию, усиливали все ощущения зрителей, что позволяло достичь того очищающего действия (катарсис), о котором говорил Аристотель.

Влияние Софокла на мировую драматургию и культуру

Софокл, один из самых известных древнегреческих драматургов, оказал огромное влияние на мировую драматургию и культуру в целом. Его трагедии стали вехой в развитии жанра и вдохновили многих писателей и театральных деятелей на протяжении веков.

Софокл считается создателем третьего актора на сцене, что стало революцией в драматургии. Ранее на сцене существовали только хор и два актера, а добавление третьего актера позволило богато развивать сюжет и характеры персонажей. Этот прием был широко использован в последующих пьесах и оказал огромное влияние на драматургию всех времен.

Софокл разработал множество тем и мотивов, которые оказались актуальными и интересными и в наше время. Это вопросы морали, справедливости, свободы воли, смысла жизни. Главный герой его пьес обычно оказывается перед сложным выбором, сталкивается с трагическими ситуациями, что позволяет задуматься о глубоких вопросах существования и нравственности.

Влияние Софокла на мировую драматургию проявляется не только в появлении новых трех актеров на сцене, но и в развитии трагедии как жанра. Его пьесы характеризуются насыщенными эмоциями, мощным словесным поэтическим стилем и глубоким философским содержанием. Самые известные произведения Софокла – «Антигона», «Царь Эдип», «Электра» – стали эталонами трагической литературы и оказали значительное влияние на развитие драматургии в разных странах и веках.

Софокл не только сделал значительный вклад в драматургию, но и оказал огромное влияние на культуру в целом. Его произведения стали классикой мировой литературы и до сих пор изучаются в школах, университетах и театральных кружках. Тексты Софокла до сих пор актуальны и вдохновляют современных писателей и режиссеров на создание новых интерпретаций его трагедий.

«Аякс», «Трахинянки», «Электра»

Тема трагедии Софокла «Аякс» — присуждение доспехов Ахилла не Аяксу, а Одиссею. На Аякса наслала припадок безумия Афина и тот перерезал стадо скота. Аякс думал, что это ахейское войско, во главе которого стоит Одиссей. Когда главный герой пришел в себя, то, опасаясь насмешек, покончил жизнь самоубийством. Так, все действие построено на конфликте между могуществом бога и зависимостью от божественной воли отдельного человека.

В произведении «Трахинянки» жена Геракла становится преступницей по незнанию. Она пропитывает плащ мужа кровью убитого им кентавра, желая вернуть любовь. Но дар кентавра оказывается смертоносным. Геракл умирает в муках, а его жена совершает самоубийство. Женщина изображается кроткой, верной и любящей, прощающей слабости супруга. Чувство ответственности за преступление, которое она совершила по неведению, заставляет ее наказать себя таким жестоким образом.

Темой трагедий Еврипида и Софокла «Электра» послужил одноименный миф о дочери Агамемнона и Клитемнестры. Электра — страстная натура, у Софокла этот образ отличается психологической глубиной. Девушка вместе с братом убивает мать, выполняя священную волю бога Аполлона, покровителя отцовского права. Идея трагедии заключается в наказании преступления и защите религии Аполлона. Это подтверждается не только финалом, но и многими партиями хора.

Жизнь

Мраморный рельеф поэта, возможно, Софокла

Софокл, сын Софилла, был богатым членом сельской деме (небольшой общины) Гиппея Колона в Аттике , которая должна была стать декорацией для одной из его пьес; и он, вероятно, родился там, за несколько лет до Марафонской битвы в 490 г. до н.э.: точный год неясен, но наиболее вероятен 497/6. Он родился в богатой семье (его отец был производителем доспехов) и был высокообразованным. Его первый художественный триумф пришелся на 468 г. до н.э., когда он занял первый приз в Дионисии , победив действующего мастера афинской драмы Эсхила . По словам Плутарха , победа пришла при необычных обстоятельствах: вместо того, чтобы следовать обычному обычаю выбирать судей по жребию, архонт попросил Кимона и других присутствующих стратегов определить победителя состязания. Плутарх далее утверждает, что после этой потери Эсхил вскоре уехал на Сицилию. Хотя Плутарх говорит, что это была первая постановка Софокла, сейчас считается, что его первая постановка была, вероятно, в 470 году до нашей эры. Триптолем, вероятно, был одной из пьес, представленных Софоклом на этом фестивале.

В 480 г. до н. Э. Софокл был избран возглавить пеан (хоровое песнопение богу) в честь победы Греции над персами в битве при Саламине . В начале своей карьеры политик Кимон мог быть одним из его покровителей; но, если бы он был, не было недоброжелательности несет Перикла , Кимона «s соперника, когда Кимон был подвергнут остракизму в 461 г. до н. В 443/2 году Софокл служил одним из Hellenotamiai , или казначеев Афины, помогая управлять финансами города во время политического господства Перикла. В 441 г. до н.э., согласно Vita Sophoclis , он был избран одним из десяти генералов, должностных лиц в Афинах, как младший коллега Перикла; и он участвовал в афинской кампании против Самоса . Предполагалось, что он был избран на эту должность в результате постановки « Антигоны» , но это «невероятно маловероятно».

В 420 г. до н.э. он был избран, чтобы получить изображение Асклепия в своем собственном доме, когда культ был введен в Афинах, и ему не хватало надлежащего места (τέμενος). За это афиняне дали ему посмертный эпитет Дексион (приемник). Но «в этой истории есть некоторые сомнения». Он также был избран в 411 г. до н.э. одним из уполномоченных ( пробулоев ), который отреагировал на катастрофическое разрушение афинского экспедиционного корпуса на Сицилии во время Пелопоннесской войны .

Софокл умер в возрасте девяноста или девяноста одного года зимой 406/5 г. до н.э., увидев за свою жизнь как греческий триумф в Персидских войнах , так и кровопролитие Пелопоннесской войны. Как и в случае со многими известными людьми классической античности, его смерть вдохновила на создание ряда апокрифических историй. Самым известным является предположение, что он умер от напряжения, пытаясь процитировать длинное предложение своей Антигоны, не останавливаясь, чтобы перевести дух. Другой отчет предполагает, что он подавился, поедая виноград на фестивале Anthesteria в Афинах. Третий считает, что он умер от счастья, одержав свою последнюю победу в Городе Дионисии. Несколькими месяцами позже комический поэт в пьесе «Музы» написал хвалебную речь: «Блажен Софокл, который прожил долгую жизнь, был счастливым и талантливым человеком, автором многих хороших трагедий. его жизнь хорошо, без каких-либо несчастий «. По некоторым данным, однако, его собственные сыновья пытались объявить его недееспособным ближе к концу его жизни; и что он опроверг их обвинение в суде, прочитав из своего нового Эдипа в Колоне . Один из его сыновей, Иофонт , и внук по имени Софокл также стали драматургами.

Сексуальность

Древний источник, работа Афинея « Софисты за обедом» , содержит ссылки на сексуальность Софокла. В этой работе персонаж по имени Миртил утверждает, что Софокл «неравнодушен к мальчикам, точно так же, как Еврипид был неравнодушен к женщинам» («φιλομεῖραξ δὲ ἦν ὁ Σοφοκλῆς, ὡς ὡςριπίδης φιλογύνης»); и рассказывает анекдот, приписываемый Иону Хиосскому , о Софокле, флиртующем с прислужником на симпозиуме :

Он также говорит, что Иероним Родосский в своих Исторических записках утверждает, что Софокл однажды вывел мальчика за городские стены для секса; и что мальчик схватил плащ Софокла (χλανίς, khlanis ), оставив свою мантию размером с ребенка («παιδικὸν ἱμάτιον ») для Софокла. Более того, когда Еврипид услышал об этом (это много обсуждалось), он высмеял пренебрежительное обращение, заявив, что сам занимался сексом с мальчиком, «но не дал ему ничего, кроме его обычного гонорара» («ἀλλὰ μηδὲν προσθεῖναι» ), или, «но ничего не было снято» («ἀλλὰ μηδὲν προεθῆναι»). В ответ Софокл написал такую ​​элегию:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: