Татьяна ниловна яблонская: биография и картины художницы

Яблонская, татьяна ниловна — энциклопедия руниверсалис

«Утро»: невероятная история картины, известной всем советским школьникам

Эту картину многие из нас знают и помнят с детства. Солнечное утро. Девочка-подросток только проснулась и делает зарядку. В открытые окна врывается шум улицы и свежий ветерок. Ощущение молодости, счастья, свободы…

Картина Татьяны Яблонской «Утро» написана в 1954 году, и ее нередко считают аллегорией первых дней хрущевской «оттепели». Был ли у художницы такой замысел, мы не знаем. Мы хотим рассказать о связанной с этой картиной историю, по которой впору снимать кино.

Татьяна Яблонская с дочерью Леной

Яблонская изобразила на картине свою старшую дочь Лену в возрасте 13 лет. Действие происходит в полученной семьёй художницы квартире в центре Киева, которая находилась в доме по улице Красноармейская, 46, где она жила в 1949–1955 гг.   Вскоре картина стала известной, без преувеличения, каждому советскому школьнику: она была напечатана в учебнике «Родная речь»,  и дети писали по ней сочинения. А еще репродукция «Утра» была напечатана в «Огоньке». По всей стране люди вырезали светлую, радостную картинку из журнала и вешали на стену.

Такая репродукция висела и дома у одного мальчика из Казахстана, Арсена Бейсембинова — подросток буквально влюбился в девочку. Закончив школу, Арсен уехал в Москву и поступил в Строгановское училище. Там завязался роман с однокурсницей. Арсен уговорил девушку поехать летом к нему, в Алма-Ату. Здесь однокурсница увидела на стене маленькую репродукцию и призналась: это она. Да, Лена, девочка с картины, тоже поступила в Строгановское; она не хотела учиться в родном Киеве, чтобы не подозревали в блате. И Арсен женился на девочке с картины, в которую был влюблен с детства.

Елена переехала к мужу в Алма-Ату, стала Бейсембиновой. Она работала мультипликатором, иллюстрировала книги, делала гобелены, там живет до сих пор. У них родился сын Зангар, который тоже стал художником, есть внуки и правнуки.

Елена Бейсембинова

Немного информации о героине поста — Елене Бейсембиновой:

Елена Сергеевна Бейсембинова (по мужу) родилась 24 июля 1941 года в Саратове, во время эвакуации, в семье художников. Мать – Яблонская Татьяна Ниловна, отец – Отрощенко Сергей Борисович.

 Вот ещё один портрет Лены, написанный Т. Яблонской —

«Дома за книгой» . 1954 г.

Елена Сергеевна Отрощенко закончила художественную школу им. Шевченко, затем Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) , где училась на на факультете декоративного оформления тканей. Вышла замуж за Арсена Сарсеновича Бейсембинова (художник-мультипликатор) . Их сын Зангар пошел по родительским стопам. Живет и работает Елена Сергеевна в городе Алматы .

Свой творческий путь начинала как художник декоративно-прикладного искусства и мультипликационного кино. К 1970-х гг. приобретает известность как автор книжных иллюстраций, станковых карандашных рисунков и серий литографий. С 1985 года на выставках появились первые живописные полотна, закрепившие начало новой фазы творчества. С детства Елена любит природу. Ее дом и ее творчество, вся ее жизнь наполнена любимыми животными, комнатными цветами, коллекциями бабочек. Ее творчество – радость общения с живым, радостным прекрасным миром природы.

Несколько работ Елены Бейсембиновой:

«Коллекция» 1985г.

«Цветы на белом» 1988г.

«Полки с веерами и белая кукла» 2002 год

«Золотые яблоки» 2006

«В саду с флоксами» 2003

«Весеннее дыхание» 2008

Сеть…

Самые известные работы и их описание

Татьяна Николаевна Яблонская, российский художник и график, создала множество ярких и запоминающихся работ в своей жизни. Некоторые из ее наиболее известных произведений включают:

1. «Девочка с персиками» – эта картина представляет собой портрет юной девочки, держащей в руках два спелых персика. В работе использованы яркие и сочные цвета, придающие образу особую жизненность.

2. «Зимний пейзаж» – эта картина показывает заснеженный пейзаж среди зимнего леса. Яркое солнце, отражающееся на снегу, создает ощущение тепла и комфорта.

3. «Цветочный сад» – на этой картине автор изобразила обилие цветов и растений воображаемого сада. Яркость и насыщенность цветов создают ощущение радости и жизнерадостности.

4. «Золушка» – это интерпретация известной сказки о Золушке. Картина показывает прекрасную принцессу, окруженную волшебной атмосферой и облаком золотой пыли.

5. «Морской пейзаж» – на этой картине художник изобразила морской пейзаж с волнами и небом. Яркое синее небо и голубые воды вкупе с детально проработанными волнами создают ощущение простора и свободы.

Эти работы Т.Н. Яблонской приобрели широкую известность и оказали влияние на множество художников и зрителей. Их яркость и красота делают их неповторимыми и привлекательными для любителей искусства.

Детство и юность

Художница Татьяна Яблонская пришла в человеческий мир в Смоленске. Ее мать, Вера Георгиевна, обучала школяров языкам. Отец, Нил Александрович, был преподавателем словесности и литературы, графиком и известным художником. Он воспринял революцию как несущую освобождение, но террор гражданской войны трансформировал его мнение.

Как потомок шляхтичей, он боялся репрессий. Несколько раз родители переезжали, пытаясь уехать подальше от мест, где их хорошо знали, с целью эмигрировать, но безуспешно. Южное направление было выбрано и из-за болезни детей, которые переболели пневмонией и тяжело восстанавливались. В итоге семья осела в Луганске.

У четы Яблонских, кроме Татьяны, родились Елена, тоже ставшая художницей, и Дмитрий, будущий архитектор. Дети получили хорошее домашнее образование, а также и воспитание: играли в игры, развивающие зрительную память, составляли орнаменты из растений, делали иллюстрации прочитанных книг, по воскресеньям посещали музеи или отправлялись на экскурсии по окрестностям дома. В школьной тетрадке велся семейный «журнал», который каждый «автор» заполнял иллюстрациями, буквицами, рассказами, баснями и другими элементами литературного и художественного творчества.

Татьяна Яблонская в молодости

Биография[править | править код]

В 1928 году семья Яблонской переехала в Одессу, в 1930 — в Каменец-Подольский, где она окончила семилетку, затем в 1934 — в Луганск.

В 1933 году поступила в Киевский художественный техникум. В 1935 году, после закрытия техникума, стала студенткой живописного факультета Киевского художественного института (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры), где проучилась до 1941 года. Окончила институт по специальности «художник-живописец» (мастерская Фёдора Кричевского).

На протяжении всей своей творческой жизни участвовала в многочисленных всеукраинских, всесоюзных и международных выставках, среди которых самыми значительными были:

  • 1956 — XXVIII Международная художественная выставка в Венеции (биеннале)
  • 1958 — Всемирная выставка в Брюсселе.

Начиная со студенческих лет, имела более чем 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, Киеве, других городах. Картина «Перед стартом» (1947) не была удостоена Сталинской премии из-за объявленной тогда борьбы с формализмом.

Слава и официальное признание не сказались на творческой натуре художницы. Многочисленные государственные награды, депутатство в Верховной Совете Украинской ССР, участие в руководящих органах творческих союзов Украины и СССР не смогли затмить самого большого счастья — творчества. Более того, у художницы хватало смелости идти вопреки линии партии, когда она чувствовала свою правоту — в 1968 году на съезде художников Украины она выступила с резкой критикой «опеки» искусства со стороны партийных органов. После съезда её картину «Жизнь продолжается» сняли с выставки «за идеологически неправильный подход», а сама художница имела жёсткий разговор с тогдашним секретарем ЦК КП Украины по пропаганде Андреем Скабой. После откровенных угроз её сняли со всех должностей. Спустя несколько месяцев самого А. Скабу сняли с должности «за разрыв с творческой интеллигенцией», а её восстановили в прежнем статусе.

Практически весь тираж её альбома в народном стиле со стихами Ивана Драча был уничтожен «за национализм».

С 1947 по 1973 года преподавала в Киевском государственном художественном институте, её учениками является множество известных художников Украины. Профессор (1967).

С 1944 года — член Союза художников Украинской ССР. С 1975 года — действительный член АХ СССР. С 1997 года — действительный член АХ Украины.

Депутат Верховного Совета Украинской ССР (1951—1959).

После инсульта, случившегося в 1999 году, была прикована к инвалидному креслу.

Похоронена на Байковом кладбище.

Семьяправить | править код

  • Отец — Нил Александрович Яблонский (1888—1944), художник, график, преподаватель словесности.
  • Сестра — Елена Ниловна Яблонская (1918—2009), художница.
  • Брат — Дмитрий Нилович Яблонский (1921—2001), советский и украинский архитектор, доктор архитектуры (1974), профессор (1978). Заслуженный архитектор Украины (1999).
  • Первый муж — Сергей Борисович Отрощенко (1910—1988), живописец, монументалист, театральный художник.
    • Дочь — Елена Сергеевна Бейсембинова (Отрощенко) (изображённая на картине «Утро»), художница.
    • Дочь — Ольга Сергеевна Отрощенко, художница.
  • Второй муж — Армен Аршакович Атаян (1922—2021), армянский и украинский художник, живописец
    • Дочь — Гаянэ Арменовна Атаян

      Внучка — Ирина Атаян, художница.

      (р. 1959), украинская художница

Скрытый смысл

Большинство школьников при написании сочинения составляют план по картине Яблонской «Утро». Обычно в него входит описание полотна, детали и собственное видение смысла, который хотела передать художница. Обычный холст превратился в произведение искусства, его своеобразие поражает поклонников живописи и сегодня.

Красивый пейзаж на полотне отсутствует. В этом также есть скрытый смысл, как считают некоторые критики. Картина стала первой работой Яблонской после смерти Сталина и наступления «хрущевской оттепели»

Заграничные специалисты утверждали, что на простом холсте увидели весь народ, осознающий важность эпохи, в которую он живет. Оттепель стала сложным периодом для многих.. Через несколько лет после смерти вождя люди стали осознавать, насколько давил на них старый режим, как приятно вновь вернуться к свету

Балконная дверь как бы открывает народу путь к просветлению, лучшей жизни, переменам. Некоторые их опасаются, но большинство считает необходимыми. Простота интерьера — символ жизни рабочего класса в период правления Сталина, а поза девочки — знак скорых перемен к лучшему и стремление людей к этим событиям.

Через несколько лет после смерти вождя люди стали осознавать, насколько давил на них старый режим, как приятно вновь вернуться к свету. Балконная дверь как бы открывает народу путь к просветлению, лучшей жизни, переменам. Некоторые их опасаются, но большинство считает необходимыми. Простота интерьера — символ жизни рабочего класса в период правления Сталина, а поза девочки — знак скорых перемен к лучшему и стремление людей к этим событиям.

Последние годы

В 1989 году у него случился сердечный приступ. Художник, ограниченный в движениях, находил удовлетворение в малом — он ждал, когда солнце сядет вечером, «чтобы успеть наполнить холст золотом вечера».

В 1999 году Яблонская перенесла инсульт. Настойчивость и оптимизм побудили художника найти выход: правая рука отказалась, а значит, нужно научиться владеть левой. Так он провел последние шесть лет — в инвалидном кресле и со щеткой в ​​левой руке. Мудрая и упорная женщина умела находить очарование в обыденном: пейзаж за окном, движущийся букет в стакане, хаотично стоящие чашки после завтрака.

Она была влюблена в жизнь, поэтому иначе не могла. Хныкать, сдаваться — это было не для нее. Несмотря на то, что он находился в физически тяжелом положении, он наполнил свою жизнь полной жизнью. Она рисовала, читала, думала, вдохновлялась и радовалась жизни. До последнего дня. Татьяна Ниловна умерла 17 июня 2005 года.

Звания и награды[править | править код]

  • Герой Украины (2001) — за самоотверженное служение Украине на ниве изобразительного искусства, выдающиеся творческие достижения и заслуги
  • Народный художник Украинской ССР (1960)
  • Народный художник СССР (1982)
  • Сталинская премия второй степени (1949) — за картину «Хлеб» (1949)
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за картину «Весна» (1951)
  • Государственная премия СССР (1979) — за картину «Лён» (1977)
  • Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко (1998) — за работы последних лет
  • Орден Трудового Красного Знамени (1951)
  • Орден Дружбы Народов (1977)
  • Почётный знак отличия Президента Украины (1994)
  • Орден «За заслуги» II степени (1997)
  • Медаль «В память 1500-летия Киева» (1982)
  • Бронзовая медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958) — за картину «Хлеб» (1949)
  • Серебряная медаль АХ СССР (1974) — за картину «Вечер. Старая Флоренция»
  • Почётный гражданин Киева (2001)
  • Золотая медаль АХ СССР (1987) — за серию портретов
  • Золотая медаль Академии художеств Украины (2004) — за значительные творческие достижения

Вариант 1

Я смотрю на картину Т.Н. Яблонской «Утро». На полотне изображена юная девушка, которая находится в своей комнате ранним солнечным утром. Помещение залито теплым летним светом восходящего солнца. Лучи падают на пол, затрагивают край стола освещают саму девочку.

На переднем плане картины нарисован круглый стол с приготовленным завтраком. Видимо это родители (или бабушка) поставили кувшин со свежим молочком, хлеб и масло.

В центре стоит сама девочка, которая делает зарядку перед тем, как отправиться в школу. То, что сейчас учебный период заметно из-за школьной формы и пионерского галстука, висящих на стуле рядом с дверным проемом на балкон.

За девочкой слева изображена незаправленная кровать. А на заднем плане мы видим стену, украшенную декоративной расписной тарелкой и вьющимися растениями. Также мы видим раскрытую балконную дверь и часть окна.

Картина очень радостная и светлая. Она вызывает самые приятные чувства. Кажется, что весь день у девочки будет хорошим.

Мне нравится8.9 k.Не нравится3.8 k.

Мнение критиков

После появления картины Татьяны Ниловны в галереях и на выставках тема ее стала активно обсуждаться среди критиков

Некоторые высказывались кратко, не давая оценки творчеству художницы, другие пытались анализировать каждый мазок, обращая внимание на скрытый смысл сюжета. Мнения разделились:

  1. В 1964 году вышла книга И. Г. Абельдяевой. В ней автор указывает, что картина вызывает только положительные эмоции, заряжает энергией и обеспечивает бодрость каждому, кто на нее посмотрит в утренние часы. Однако в книге говорится не только об общих впечатлениях. Абельдяева пишет, что в девочке видит детскую непосредственность и простоту, наивность и доброту. Помимо этого, женщина уловила отношение автора картины к написанному. Она утверждает, что при длительном рассмотрении можно почувствовать доброту художницы, ее собственное восприятие внешнего мира, душевность и человечность.
  2. В 1968 году выходит книга, посвященная творчеству Яблонской. Авторам картина «Утро» понравилась, они оценили игру оттенков, вертикальные линии, который будто бы повторяют движения самой девочки. Сама картина вызывает чувство покоя, гармонии с собой и внутренним миром.
  3. Некоторые зарубежные критики считали девочку на картине символом всех молодых профессиональных спортсменов.

О’Махоуни был одним из специалистов, которые высказывали мнение о картине, он говорил, что сюжет олицетворяет переход от старого политического строя к новому, происходящий в ранний период оттепели. Многие критики и художники согласились с мужчиной, считая мысль единственно верной.

Картина «Утро» — одна из наиболее популярных работ Татьяны Яблонской. Художница прожила 88 лет, но так и не смогла снова передать на холст свое настроение, переживания, планы и надежды. Глядя на картину, каждый может ощутить тепло, исходящее от полотна.

https://youtube.com/watch?v=42XS3Acl81Q

Несколько интересных сочинений

Огромное значение в произведении писатель выделяет образу помещиков и дворянин. Манилов – человек знатный. Сначала вроде думаешь, что он милый и хороший человек, затем

Образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова

Впервые об Алене Дмитриевне мы узнаем из рассказа опричника Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Царь, заметив унылого любимца, стал допытываться, отчего он кручинится.

Анализ рассказа Солженицына Один день Ивана Денисовича

Солженицын написал огромное количество разных произведений. И одно из них написано про сталинские репрессии и называется оно «Один день Ивана Денисовича». Кроме этого из этого рассказа можно понять о том

Дорогая мама, сегодня твой день. Твой праздник и я с удовольствием, от всей души поздравляю тебя с ним. Быть мамой – тяжелый труд, но слышать слово мама — гордость

Сочинение по картине Левитана Озеро. Русь сочинение

В картине Исаака Левитана «Озеро. Русь» заложен образ родного края. По мнению автора полотна, именно так, несмотря на время года, должна выглядеть наша великая страна – торжественно, ярко

«Хлеб — всему голова», — гласит русская пословица. Трудно представить себе стол русского человека без хлеба, его одного бывает достаточно, чтобы наесться. За хлеб боролись и умирали, хлеб снился голодным в блокадные годы во сне, ради него они готовы были пожертвовать любой имеющейся ценностью. Чтобы испечь булку хлеба, нужен слаженный труд далеко не одного человека: один сеет, другой ухаживает, третий собирает, четвертый мелет, пятый печет хлеб. Хлеб хранит тепло людских рук. Считается, если к будущему хлебу относятся как к живому, с любовью и уважением, то и получится он вкусным и долго не зачерствеет.

Всю важность такого отношения к хлебу смогла показать в своей послевоенной картине «Хлеб» русская художница Татьяна Ниловна Яблонская. На картине изображено лето 1949 года. Не так давно отгремела страшная война, но на картине нет ни капли горести или сожаления

Мы видим радостные, полные энтузиазма лица простых людей, рабочих колхоза. Пейзажа в картине почти не видно, он показан как темные мазки леса на заднем плане. Главное в картине эмоции людей. Это колхозники во время страды. Тяжелая пора настала для них: целый день они проводят в полях на жарком солнце. Но все веселы и готовы идти дальше

Не так давно отгремела страшная война, но на картине нет ни капли горести или сожаления. Мы видим радостные, полные энтузиазма лица простых людей, рабочих колхоза. Пейзажа в картине почти не видно, он показан как темные мазки леса на заднем плане. Главное в картине эмоции людей. Это колхозники во время страды. Тяжелая пора настала для них: целый день они проводят в полях на жарком солнце. Но все веселы и готовы идти дальше

На картине изображено лето 1949 года. Не так давно отгремела страшная война, но на картине нет ни капли горести или сожаления. Мы видим радостные, полные энтузиазма лица простых людей, рабочих колхоза. Пейзажа в картине почти не видно, он показан как темные мазки леса на заднем плане. Главное в картине эмоции людей. Это колхозники во время страды. Тяжелая пора настала для них: целый день они проводят в полях на жарком солнце. Но все веселы и готовы идти дальше.

Это становится понятно по лицам двух колхозниц, изображенных на первом плане. Они собирают зерна в мешки. Одна из женщин одета в зеленую юбку, рубаху в горошек и светлый платок. Она завязывает уже полный мешок, весело улыбаясь. Вторая стоит и закатывает рукава белоснежной рубашки, чтобы те не мешали работать. Она широко улыбается. Обе женщины рады, что урожай удался и их колхоз, да и вся страна не будет голодать, как это могло быть в военные годы.

За женщинами мы видим много других колхозников, мужчин и женщин. Все они занятый работой. Кто-то также наполняет мешки, кто-то грузит их на машины. Все работают слажено

Изобразив всего лишь один момент рабочего послевоенного лета, Татьяна Яблонская стремилась показать, как важно уметь радоваться жизни, уметь идти вперед к своим мечтам, как важна помощь в этом деле друг другу. Если люди имеют одно общее стремление, у них все обязательно сбудется. Как сбылась мечта этих колхозников — страна была восстановлена, людям больше не пришлось голодать и мечтать о хлебе лишь в мучительных снах

Как сбылась мечта этих колхозников — страна была восстановлена, людям больше не пришлось голодать и мечтать о хлебе лишь в мучительных снах.

Годы творческого расцвета

После освобождения Киева Яблонская сразу вернулась в украинскую столицу. В 1944 году была принята в Союз художников Украины.

Преподаватель

В родном художественном институте почти тридцать лет Яблонская отдала обучению молодых талантов. В 1967 году получила звание профессора. Ученики любили своего наставника. Занимались не только в стенах института – дискуссии часто плавно перетекали в дом Яблонской, где за чаепитием было легче раскрыться и высказаться. Здесь, в неформальной обстановке, художница была с учениками почти подругой, весёлой и непосредственной. Студентам-будущим художникам было удивительно, что в её мастерской порядок. К гармонии она стремилась всегда: в семье и на работе, в дружбе и на холстах.

Живопись

Строгость в Яблонской была ещё та – прежде всего, к собственной живописи. Задумав картину, она делала эскизы сотнями. Найдя нужную композицию и работая уже на холсте, могла проткнуть его, если что-то пошло не так. Случалось, сжигала свои работы. Приступая к картине, нуждалась в тишине и покое, концентрировалась на замысле – суета и телефонные разговоры были неприемлемы.

Конъюнктурщицей не была никогда. Её картины в стиле соцреализма написаны не по заданию. Они рождены собственными чувствами художницы, её впечатлениями, идущими «от сердца». Это советская живопись с душой, добрая и искренняя.

Прославившие автора картины Татьяны Яблонской – полотна, ставшие талисманами целой эпохи, живописными свидетельствами событий из жизни советских людей. Простые сюжеты и живое исполнение делали работы человечными и понятными. Власть, в целом, относилась с одобрением – звание народного художника, три Государственных премии.

Выставки, в том числе за границей

Участвуя в выставках ещё студенткой, успешно экспонировала свои работы всю жизнь. Её персональные выставки привлекали толпы зрителей в Киеве и Москве, Будапеште и Лондоне. Участвовала в международных мероприятиях, самыми крупными из которых стали выставки в Венеции (1956) и Брюсселе (1958). Была в Испании, откуда приехала в безумном восторге, трижды в Италии, стране искусства, которую просто обожала. За границу выезжала не только как художник и автор выдающихся работ, но и как депутат Верховного Совета Украинской ССР.

Не всё гладко

Лишь иногда случались казусы. Так, принятая сначала картина «Перед стартом» (1947) с чьей-то подачи стала вдруг неугодной. Какие-то ценители искусства увидели в ней «тлетворное влияние импрессионизма», велели снять с выставки. Это сегодня она гордость Национального художественного музея Украины, а тогда, снятая с подрамника, картина долгое время валялась в подвале.

От глубоких и разрушительных переживаний художницу спасало собственное жизнелюбие – совершенно счастливый характер, направленный на поиск радости во всём, отметающий всякие отрицательные эмоции. К тому же главным ориентиром в искусстве для Татьяны Ниловны всегда была собственная оценка.

Если художница была убеждена в правоте, ничто не могло её сломить. Не боялась она и высказываться в соответствии со своими убеждениями. Так, спокойно отказала соответствующим органам в сотрудничестве, когда училась в институте

Много позже, в 1968 году, на съезде художников Украины раскритиковала излишнее внимание партийных органов к искусству. Последовали неприятности, снятие с должностей. Через несколько месяцев кто-то заступился, и Татьяну Ниловну восстановили в статусе

Через несколько месяцев кто-то заступился, и Татьяну Ниловну восстановили в статусе.

Несколько штрихов к портрету

Вторым мужем художницы стал тоже её коллега, Армен Атаян. В 1959 году у Татьяны Яблонской родилась третья дочь, Гаянэ. Художественная среда, в которой росли дети, не оставила им выбора – все три дочери продолжили династию.

Кроме живописи у Татьяны Ниловны было множество талантов и увлечений: она хорошо водила машину (в семье были жигули, на которых художница ездила на этюды), отлично плавала (обожала бороться с течением), ходила на лыжах. Любила помогать людям. Педагогический талант отразился на собственных дочерях: Яблонская не ходила на родительские собрания, приучая детей быть ответственными.

Краткая биография

  1. 24 февраля 1917 г. – Родилась в Смоленске.
  2. 1934 – После окончания школы приехала в Киев, где поступила в художественный техникум.
  3. 1936 – Техникум ликвидировали, поэтому перешла учиться в художественный институт, в котором ждал первый успех (лучшая на курсе студенческая работа, изображающая обнаженную натурщицу) и встреча с будущим мужем. Домашних уроков оказалось вполне достаточно для поступления. Как студент театралки учится вживаться в предстоящую роль, так и Татьяна постигала умение отражать на холсте и бумаге окружающую среду со всеми деталями и оттенками цвета, а также передавать настроение.
  4. 1940 – Студенческие работы талантливой студентки отправлены на Всесоюзную выставку.
  5. 1941 – Оказавшись под Саратовом из-за эвакуации, занималась сельскохозяйственными работами наравне с местными жителями. В редкие минуты отдыха по просьбе окружающих ее женщин рисовала для поминок портреты их родственников, погибших на войне.
  6. 1944 – Вернулась в Киев, где появилась огромная картина «Хлеб», отразившая радость колхозников после неурожайных лет. Ее размножили миллионными тиражами открыток и плакатов, а автора приняли в Союз художников и преподавателем художественного института.
  7. 1949 – Отметили за 1-й шедевр «Хлеб» Сталинской премией. Воодушевленная наградой, художница в том же году представила на суд публики работу «Перед стартом», но критика была такой разгромной, что надолго отшибло желание заниматься живописью.
  8. 1951 – За картину «Весна» получила 2-ю Сталинскую премию.
  9. 1956 – Написала «Утро». Позировала старшая дочь, которую зрители видят в центре композиции разминающейся перед открытым балконом. Аккуратно сложенная на стуле форма, приготовленный матерью завтрак, ворвавшиеся в комнату лучи солнца. По этой картине школьники учились составлять рассказы и писать сочинения, ее вырезали из журнала «Огонек» и помещали на стены или наклеивали в альбомы. Она несла тепло, радость и светлую энергию нарождающегося дня. Простой сюжет взбадривания после сна неожиданно был воспринят как символ оттепели после сталинской эпохи ужаса и тотального страха, символ перехода к прекрасной, долгой и гармоничной жизни. Но сама Яблонская впоследствии считала «Утро» неудачным по живописному исполнению.
  10. 1958 – Участвовала во Всемирной выставке в Брюсселе.
  11. 1960 – Присудили звание Народного художника Украины.
  12. 1968 – Резко критиковала на съезде художников Украины «опеку» искусства партийными органами. За «неправильную идеологию сняли с выставки» произведение «Жизнь продолжается», а Яблонскую лишили всех должностей. Через несколько месяцев А.Д. Скабу, инициатора наказаний, самого сняли с должности секретаря ЦК по пропаганде.
  13. Конец 1960-х – Уничтожен тираж проиллюстрированной художницей книги Ивана Драча из-за обвинения в украинском национализме, что подвигло независимую и скептично относящуюся к официальной критике Яблонскую сменить вид живописи.
  14. 1970-е – Появились камерные импрессионистского стиля пейзажи и этюды, выполненные пастелью.
  15. 1982 – Присудили звание Народного художника СССР.
  16. 1987 – За серию портретов удостоена Золотой медали Академии художеств Советского Союза.
  17. 1997 – Наградили орденом «За заслуги».
  18. 1999 – Организованы выставки графики и темперных работ. Поразил инсульт, приковавший художницу к инвалидному креслу. После этого живописные работы из-за физической слабости создавались уже не маслом, а пастелью.
  19. 2001 – Присудили звание Героя Украины за выдающиеся достижения и заслуги в живописи. Силы угасали, писать приходилось левой рукой, но картины наполнены радостью, которую художнице удавалось извлекать из, казалось бы, совсем обыденных мелочей.
  20. 2004 – Украинская Академия художеств наградила Золотой медалью.
  21. Июнь 2005 – Последний рисунок пастелью – «Колокольчики».
  22. 17 июня 2005 – Умерла в возрасте 88 лет.

Татьяна Яблонская в годы творчества

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: