Домбровский, юрий осипович

Домбровский, юрий осипович — рувики

Жизнь и карьера

Домбровский был сыном Еврейский адвокат Иосиф Домбровский и русская мать.

Домбровский поссорился с властями еще в 1932 году за участие в деле студенческого самоубийства, описанном в Факультете бесполезных знаний. Он был сослан в Алма-Ата в Казахстан, где он зарекомендовал себя как учитель, и что послужило декорацией для его романа «Хранитель древностей». Эта работа, переведенная на английский Майклом Гленни, дает несколько зловещих намеков на развитие сталинского террора и его влияние в отдаленной Алма-Ате.

Домбровский начал публиковать литературные статьи в «Казахстанской правде» к 1937 году, когда его снова посадили — на этот раз всего на семь месяцев, имея счастье быть задержанным во время частичного перерыва между падением Ежова. и назначение Берии.

Первый роман Домбровского «Державин» был опубликован в 1938 году, а его приняли в Союз советских писателей в 1939 году, когда он был снова арестован.. На этот раз его отправили в пресловутые Колымские лагеря на северо-востоке Сибири, о которых мы кратко, но пугающе рассказываем на «Факультете бесполезных знаний».

Частично парализованный Домбровский был освобожден из лагерей в 1943 году и до 1949 года жил учителем в Алма-Ате. Там он написал «Обезьяна приходит» для своего черепа и «Темная госпожа». В 1949 году он был снова арестован, на этот раз в связи с кампанией против иностранного влияния и космополитизма. На этот раз он получил десять лет с отбыванием наказания в Тайшетском и Осетровском районах Сибири.

. В 1955 году он был освобожден и полностью реабилитирован в следующем году. До своей смерти в 1978 году он жил в Москве с Кларой Фазулаевной (персонаж факультета бесполезных знаний). Ему разрешили писать, его произведения переводили за границу, но ни одно из них не переиздавалось в СССР. Его не пустили за границу, даже в Польшу.

Факультет бесполезных знаний (Харвилл), переведенный Аланом Майерсом, мрачное и пугающее продолжение «Хранителя древностей» писалось одиннадцать лет и было опубликовано в Париже в 1978 году. 39>

Распространено мнение, что публикация оказалась фатальной. КГБ не одобрил работу, и было отмечено, что книга фактически была закончена в 1975 году. Домбровскому поступали многочисленные угрозы по телефону и по почте; его рука была сломана стальной трубой во время нападения на автобус, и в конце концов он был жестоко избит группой неизвестных в холле ресторана гостиницы в Москве. Через два месяца после инцидента, 29 мая 1978 года, он скончался в больнице от сильного внутреннего кровотечения, вызванного варикозным расширением вен пищеварительной системы .

Сообщение о Домбровском написано Автор Арман Малумян, сокамерник ГУЛАГа, может быть найден в книге «Континент 4: Современные русские писатели» (Avon Books, ред. Джордж Бейли), озаглавленной «И даже наши слезы».

Жан- Поль Сартр назвал Юрия Домбровского последним классиком.

После освобождения

Весь 1955 год Домбровский жил и работал в Алма-Ате, сотрудничал в газете «Казахстанская правда» и в журнале «Литературный Казахстан». Потом было получено разрешение на прописку в родном городе Москве. Там он продолжил свою литературную деятельность. Несколько лет он напряженно работал над романом «Хранитель древностей», который был опубликован на страницах журнала «Новый мир» в 1964 г. Это были годы «хрущевской оттепели», поэтому роман необоснованно репрессированного Домбровского и был издан, хотя и в журнальном варианте.

Критика отметила тогда, что главный герой романа — очевидец и участник подлинных страшных событий эпохи, что он удивляет читателя своей образованностью, редкой интеллигентностью и культурой. Но «Хранитель древностей» — это только предыстория, может быть, самой главной книги Домбровского — «Факультет ненужных вещей».

Лирика

Необходимо отметить, что Домбровский является не только писателем, но и поэтом. При жизни его было издано лишь одно его стихотворение. Это опубликованный в 1939 году. Однако автором и других интересных стихотворений является поэт Домбровский Юрий Осипович. Биография его отмечена созданием стихотворения «Утильсырье» в 1959 году. В этом произведении описана встреча Юрия Осиповича с бывшим своим следователем, произошедшая на рынке города Алма-Аты. Она заставляет поэта горько задуматься об отсутствии справедливости в нашем мире, в котором судьбы палачей и их жертв тесно связаны между собой. Лирика Юрия Осиповича, нужно заметить, — это не рифмованная публицистика. Домбровский стремился к поэтическому преображению реальных событий, произошедших в его жизни.

Ю О Домбровский: Произведения и Смысл стихов

Не случайно Ю О Домбровский в стихотворении «Кампанелла – палачу» отождествляет своего лирического героя с прославленным итальянским философом 17 столетия, испытавшим на себе весь ужас средневековой инквизиции. Двадцатисемилетнее пребывание в тюрьме слилось для него в одну сплошную пытку, включая муку быть посаженным на кол, после которой не многие остаются в живых. Сталинская инквизиция, не уступая средневековой жестокости, превзошла её по масштабам перемалывания человеческих жизней. Это стало возможным прежде всего потому, что люди при тоталитаризме оказались государственной собственностью, были лишены личной свободы, личного суверенитета и какой-либо защиты своих прав. Символом абсолютного всевластия становится у Ю. Домбровского палач, истязающий свою жертву. Его образ воссоздаётся опосредованно – через восприятие несчастного мученика, хорошо знающего, что такое «узлом завязанное тело». И  «хруст взбесившихся костей». Собственно, повествование героя о своих невыносимых страданиях – уже косвенная характеристика того, кто их причиняет

Но автору важно показать, что изуверская, «деятельность» палача – прежде всего результат следования бесчеловечным идеологическим установкам «святостью» цели оправдывающим кроваво-костоломную практику. Пародийно-иронически воспроизводя расхожие ура-социалистические лозунги, Ю

Добровский показывает, что означает их конкретная историческая реализация:

Поэт вскрывает чудовищный цинизм тоталитаристской пропаганды, представляющей последнюю степень глумления над человеком как правое дело, а  исполнителей-палачей – как передовой отряд человечества. Художник показывает их истинное – звериное – нутро и истинную цену «трудового пота».

 Голос лирического героя поэта то сливается с голосом Кампанеллы, то обретает самостоятельное звучание. Тем самым подчёркивается родственность этих человеческих натур, редкая, исключительная сила духа, которой они обладают. Ю. Добровский поэтизирует несломленного человека, не способного смириться с насилием даже перед лицом смерти. Он прекрасен в своём яростном вызове палачам, мужестве нравственного сопротивления и стоицизма. Но как трагична и страшна его судьба!

 Романтический образ, созданный в стихотворении «Кампанелла – палачу», несомненно, включает в себя детали автопортрета, впитывает тюремно-лагерные переживания писателя. Это подтверждают произведения Ю. Домбровского реалистически-конкретного плана, и прежде всего – стихотворение «Утильсырьё». Генотип лирического героя поэта здесь – тот же, при этом он даже назван по фамилии. Вот как описывается его поведение на допросе:

 Ю Домбровский дает не героический, а «прозаический» вариант нравственного противостояния заключённого-писателя своим тюремщикам. Он описывает преимущественно внешнюю сторону пытки бессонницей, голодом, побоями, а не внутренние переживания героя. Возможно, художник хочет подчеркнуть, что измученный до полусмерти человек уже ничего не чувствует, ничего не соображает, лишь механически фиксирует происходящее, почти выпадая из реального мира. Но и в этом состоянии, когда и сознание уже не работает, какая-то идущая из самых глубин естества сила побуждает героя-писателя говорить палачам: «нет». это сила внутреннего сопротивления злу, сила презрения к его слугам. Зло у Ю. Домбровского – «мелкое», заурядное, будничное, не страшное, а мерзкое, гнусное, отвратительное. «Стражи порядка» даны в сниженном, отталкивающем виде. Вместо лиц у них «морды», вместо глаз – «зенки», вместо нормальной человеческой речи – мат, изрыгаемый из «шакальих» ртов. Тупое, грубозвериное в их облике выявляет нравственное уродство опричников нового времени, ту степень нечеловеческого, какая отделяет их от рода людского.

Мучим вопросом поэт, которому тяжело сознавать, что в массе своей фашисты сталинской выучки так и остались безнаказанными, «Нюрнбергский процесс» над ними не состоялся, полного расчёта с прошлым не произошло. Ю. Домбровский не мог с этим примириться. И в своих стихах, и в романе «Факультет ненужных вещей» он выступал как судья государства – ГУЛАГА, опоэтизировал духовно свободную личность, одерживающую нравственную победу над исчадиями преступного режима.

Анализ творчества Бродского

Просмотров: 11

Примечания[править | править код]

  1. Валерий Андреев. . avtor24.ru. Дата обращения: 2 ноября 2023.
  2. . Readly. Дата обращения: 2 ноября 2023.
  3. . Cultin.RU. Дата обращения: 2 ноября 2023.
  4. . azbyka.ru. Дата обращения: 2 ноября 2023.
  5. Ермолин Е. А. Последние классики. — М.: Время, 2016. — С. 22.
  6. . Дата обращения: 26 сентября 2007.
  7. . Дата обращения: 20 октября 2013.
  8. . Дата обращения: 20 октября 2013.
  9. . Дата обращения: 23 ноября 2017.
  10. . Дата обращения: 24 сентября 2018.
  11. Б. К. . ТумБалалайка (1999). Дата обращения: 8 февраля 2011.
  12. Ефимова Е. С. «Девичество» сестёр Демидовых и Юрий Домбровский // Фольклор, постфольклор, быт, литература: Сборник статей к 60-летию Александра Фёдоровича Белоусова. — СПб.: СПбГУКИ, 2006. — С. 159—160.
  13. Дуардович И. «Он Ленина на *** послал!» // Дилетант. — 2020. — № 056. — С. 52-55.
  14. Игорь Дуардович Допрос о стихах // Дилетант, 2022, № 80. — с. 50-53
  15. Хлебников О. . Новая газета (22 мая 2008). Дата обращения: 4 сентября 2016.
  16. . Дата обращения: 10 марта 2021.
  17. . po.m-necropol.ru. Дата обращения: 16 января 2023.
  18. ↑ geni.com/people/Наталья-Аванесова/6000000060761221950 Наталья Иосифовна Аванесова (Домбровская) // geni.com
  19. . Дата обращения: 26 июня 2022.
  20. . Дата обращения: 26 июня 2022.
  21. . Дата обращения: 26 июня 2022.

Родители

Родился Юрий Осипович 12.05.1909 года в Москве. Он вырос в хорошей интеллигентной семье. Его отец был еврей, исповедовал иудаизм, работал присяжным поверенным. Мать — русская лютеранка, ученый-биолог, изучавшая анатомию и цитологию растений, получившая степень кандидата биологических наук и должность доцента Московской сельскохозяйственной академии. У отца, кстати, была интересная родословная: его дед — купец первой гильдии, владел золотыми приисками и несколькими заводами в Забайкалье и Сибири. Рано вдовевшая мать будущего писателя через пять лет вторично вышла замуж.

Книги

  • Домбровский Ю. О. Державин: биографический роман. — Алма-Ата: КИХЛ, 1939. — 262 с.: ил. — (в сокращении).
  • Домбровский Ю. О. Обезьяна приходит за своим черепом: роман. — М.

    Домбровский Ю. О. Обезьяна приходит за своим черепом. — М.: Советский писатель, 1959. — 416 с. — 30 000 экз. (в пер.)

    : Советский писатель, 1959.

  • Домбровский Ю. О. Хранитель древностей: роман // «Новый мир»: журнал. — 1964; отд. изд. — 1966; полное издание — P.

    Домбровский Ю. О. Хранитель древностей. — М.: Советская Россия, 1966. — 256 с. — 100 000 экз. (в пер.)

    , 1978.

  • Домбровский Ю. О. Смуглая леди: Три новеллы о Шекспире. — М.

    Домбровский Ю. О. Смуглая леди: Три новеллы о Шекспире. — М.: Советский писатель, 1969. — 184 с. — 30 000 экз. — (в твёрдом переплёте, суперобложка).

    : Советский писатель, 1969. — (в твёрдом переплёте, суперобложка).

  • Домбровский Ю. О. Факел. Рассказы. — Алма-Ата: Жазушы, 1974. — 112 с. — 12 000 экз.
  • Домбровский Ю. О. Факультет ненужных вещей: роман. — P.: ИМКА-Пресс, 1978; в СССР — в журнале «Новый мир» в 1988 г.; отдельное издание — М.—Алма-Ата—Хабаровск, 1989—1990.

    • Домбровский Ю. О. Факультет ненужных вещей. — М.: Художественная литература, 1989. — 512 с. — 500 000 экз. — ISBN 5-280-00907-5. (обл.)
    • (в пер.)
    • Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. — Алма-Ата: Жазушы, 1990. — 640 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-605-00820-X. (в пер.)
    • Домбровский Ю. О. Факультет ненужных вещей. — Хабаровск: Книжное издательство, 1990. — 528 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-7663-1067-7. (в пер.)
  • Домбровский Ю. О. Рождение мыши: роман в повестях и рассказах. — первое отдельное издание — М.

    Домбровский Ю. О. Рождение мыши: роман в повестях и рассказах / Предисловие Дмитрия Быкова. — М.: ПРОЗАиК, 2010. — 512 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-91631-096-2.

    : ПРОЗАиК, 2010.

Из книг, вышедших после смерти[править | править код]

  • Домбровский Ю. Собрание сочинений: в 6 т. — М.: Терра, 1992—1993. — 25 000 экз.
  • Домбровский Ю. О. Меня убить хотели эти суки / Вступительная статья и составление К. Ф. Турумовой (Домбровской). — М.: Московское историко-литературное общество «Возвращение», 1997. — 200 с. — 7000 экз. — ISBN 5-7157-0061-2. (в пер.)
  • Iurii Dombrovskii: Freedom Under Totalitarianism (2000) Responsibility: Peter Doyle (ISBN 9789057026249), Series Title: Routledge Harwood Studies in Russian and European Literature (Volume 4).
  • Домбровский Ю. О. Избранное: в 2 т. — Екатеринбург, 2000. — 15 000 экз.
  • Домбровский Ю. О. Гонцы / Составитель К. Ф. Турумова-Домбровская; Ред. Э. Мороз. — М.: МИК, 2005. — 312,  с. — 3000 экз. — ISBN 5-87902-077-0. (в пер.)
  • Домбровский Ю. О. Избранное: в 2 т. — М.: Книжный клуб 36.6, 2009. — Т. 1 — 624 с.; Т. 2 — 800 с. — 5000 экз.
  • Домбровский Ю. О. Стихи. Графика / Худож. Б. П. Свешников. — М.: МАКС Пресс, 2017. — Тираж 300 экз.
  • Домбровский Ю. О. Державин, или Крушение империи: роман / Предисл. Д. Л. Быкова, послесл. В. Н. Кузнецова. — Оренбург: Оренбургское книжное издательство имени Г. П. Донковцева, 2018. — 288 с.: ил. — 1500 экз.
  • Домбровский Ю. О. Поэт и муза / Предисл. К. Ф. Турумовой-Домбровской; биография А. В. Морозова. — Оренбург: Оренбургское книжное издательство имени Г. П. Донковцева, 2019. — 80 с.: ил. — 1000 экз.

Семья

Мать — Лидия Алексеевна Крайнева (в первом замужестве Домбровская, во втором — Слудская, 1883[неавторитетный источник?]—17 ноября 1961), доцент кафедры ботаники Тимирязевской академии, второй муж профессор Николай Фёдорович Слудский.

Отец — Иосиф Витальевич Домбровский (1873[неавторитетный источник?]—17 марта 1920), московский адвокат, эсер, председатель облкооперации в Самаре, умер от рака горла.

Сестра — Наталья-Евдокия Иосифовна в замужестве Аванесова (24 июля 1918—1941[неавторитетный источник?]), пропала без вести на Колыме, её дети Далила и Алеко Аванесовы, усыновлены бабушкой Л. А. Слудской.

Первая жена — Галина Николаевна Жиляева-Шуева, 31 декабря 1936 года арестован её отец Николай Демьянович Жиляев-Шуев (1884—?) и 27 октября 1937 — мать Ольга Иосифовна (1887—?).

Сын — Виталий Юрьевич Домбровский (род. 14 апреля 1937).

Вторая жена — Клара Файзулаевна Турумова-Домбровская, филолог (1939—2022)

Дядя — присяжный поверенный Борис Гдальевич (Витальевич) Домбровский (1883, Иркутск — 1931, Париж), издатель журнала «Мир и творчество».

Тётя — зубной врач Динора Гдальевна Домбровская (1885, Томск — 1960, Ленинград).

Кошка не выдала

С
Юрием Домбровским мы познакомились в писательском Доме творчества в Голицыно в апреле 1977-го года.

Как-то я зашёл к нему в гости, а жил он в одной из комнат одноэтажного коттеджа. И была у него кошка, а животных в сём заведении держать не полагалось. И вдруг Домбровский увидел, как к коттеджу приближается директор писательского Дома. Делать нечего, надо прятать кошку. Он взял её, положил на диван и, прибавив, что, дескать, веди себя смирно, смотри, не выдавай меня, накрыл подушкой. Зашёл директор, поинтересовался, как работается писателю, всё ли в порядке. Одним словом, вполне будничный разговор, который продолжался минут пятнадцать-двадцать.

Директор попрощался, Домбровский подошёл к дивану, поднял подушку и выпустил кошку из «плена». Кошка за всё время разговора не подала ни звука, не пошевелилась, а лежать под темной тяжестью подушки, думаю, ей было не очень-то сладко, но она Домбровского не выдала.

Однако кто-то из постояльцев всё-таки настучал, что у Домбровского живет кошка, и её пришлось увезти. Все-таки люди — не животные, они — человеки разумные и ничто человеческое им не чуждо.

Впоследствии, уже после смерти Домбровского, директор писательского Дома сказал мне, что он знал о кошке, но делал вид, что ничего не ведает. И вообще очень тепло отозвался о Юрии Осиповиче — об этом удивительном и добрейшем человеке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: