Сочинение по картине юрия ракши «проводы ополчения» — история создания и описание

Сочинение-описание по картине юрия ракши «проводы ополчения»

Действующие лица

На холсте Юрий Ракша изобразил много персонажей. Каждый из них выражает эмоции, которые передаёт художник. Среди основных персонажей картины можно выделить:

  • ополчение;
  • группу провожающих.

Ополчение, изгибаясь рекой, уходит вдаль. В строю идут лишь сильные мужчины. Все они одинаково одеты, у всех небольшие бороды. Лица их суровы. Справа от ополчения художник изобразил группу провожающих, в центре которой находится печальная молодая княгиня. Возле неё сын, который стоит прямо и переживает, но, зажав запястье, старается вести себя по-взрослому и не плакать. Здесь же изображены и другие женщины с детьми.

Эмоциональное восприятие

От холста живописца Юрия Ракши веет тревогой, ведь никто из героев картины не знает, что его ждёт. Но воины полны решительности стоять до последнего и дать отпор врагу. Главное, что у них есть, — верные жёны, которые всегда их будут ждать. Живописец специально использует светлые оттенки, чтобы изобразить природу и город. Он желает показать, что воины должны вернуться с победой. Благодаря этому холст воодушевляет и даёт надежду.

Но полотно наполнено и такими чувствами, как тревога и отчаяние, потому что не все воины вернутся домой. Многие женщины, изображённые на холсте, вскоре станут вдовами, а дети осиротеют. К сожалению, война не бывает без потерь, поэтому победа обычно даётся высокой ценой. Но сила духа и общие силы всегда побеждают, а вера в то, что дома ждут любимые люди, помогает воинам выжить в самом тяжёлом бою.

Сочинение по картине

Юрий Ракша — гениальный живописец, который изображал не только историю Руси, но и писал пейзажи и портреты. Его самыми известными работами считаются следующие полотна:

  1. «Воскресение».
  2. «Тыл».
  3. «Подснежники».
  4. «Земляничная поляна».
  5. «Писатель Василий Шукшин».

Занимался Юрий Михайлович также оформлением кинокартин и созданием иллюстраций для книг. В 1980 году он написал картину «Проводы ополчения», где прекрасно соединил городской пейзаж и портрет. Этот холст является правой частью триптиха «Поле Куликово».

На полотне Ракша показал прощание русских женщин с мужьями-воинами, уходящими на Куликовскую битву. На переднем плане картины художник изобразил жителей города. Они разного сословия, но уход мужчин на войну их объединил. Среди провожающих в основном дети и женщины. Все герои полотна переживают о том, вернутся ли их мужчины домой.

Женщины по-разному показывают свои эмоции. Кто-то рыдает, кто-то молится за сохранение мужчин, а беременная княгиня, стоя рядом с десятилетним сыном, старается сдержаться и смотрит вдаль печальным взглядом.

Центральная фигура холста — княгиня, муж которой, скорее всего, возглавляет уходящее войско. На ней желто-голубое платье из парчи. Внешне она прекрасна. Правую руку женщина бережно положила на живот, охраняя неродившегося малыша, который, может быть, никогда не увидит своего отца. У неё русые волосы, которые она заплела в косу. На голове прекрасный обруч, украшенный драгоценными камнями.

Левой рукой княгиня обнимает сына. Мальчик русоволосый. Он опустил голову, так как сильно расстроен из-за расставания с отцом. Недалеко от него присела прямо на землю девочка чуть постарше. Она не только смотрит вслед уходящему отцу, но и собирает цветы. Может быть, она хотела этот полевой букет подарить отцу, но не успела его отдать.

За девочкой художник изобразил её рыдающую мать. В бессилии женщина опустилась на землю и схватилась за голову. Её тёмные волосы распущены. По одежде видно, что она небогата. Женщина одета в светлую кофточку и тёмно-красный сарафан. За спиной рыдающей матери стоит старуха в тёмном одеянии. На её лице печаль. Она проводила своих сыновей и теперь не знает, как ей дальше жить.

Рядом с пожилой женщиной художник изобразил девушку в золотистом платке из атласа. Она склонила голову и усердно молится. Позади неё стоит седовласый старец с посохом. Он поднял глаза к небу с мольбой о защите воинов. Справа от старика находится молодая женщина, крепко прижимающая белокурого сына. Все люди стоят на возвышенности, чтобы было видно дорогу, по которой на войну уходят их родные мужчины. Общее горе объединило людей на картине.

На заднем плане изображены каменные стены Кремля. Из ворот выдвигается многочисленная рать, которая отправляется защищать родную землю от врага. В ополчении идут не только знатные люди, но и бедные. Одни из них передвигаются пешком, другие выезжают на лошадях. У всех в руках копья и щиты, которые их объединяют.

Идут смелые воины вдоль реки, а на другом её берегу изображены прекрасные жёлтые поля и чарующий зелёный лес. По голубому небу плывут чудесные облака. Контраст воинов с мирными просторами ещё сильнее подчёркивает горе людей, стоящих на возвышенности. В образе женщин, провожающих своих мужчин на смертный бой, художник показал Святую Русь, которая скорбит по каждому воину.

Картина Юрия Ракши вызывает у зрителей патриотические чувства, учит любить Родину и гордиться ею. Автор полотна призывает уважать защитников родной земли и всегда помнить историю своей страны.

https://youtube.com/watch?v=mMVaUjjn4r0

Краткая биография Юрия Ракши

Юрий Мефодиевич Ракша родился в 1937 году у простых уфимских рабочих. После раскулачивания семья перебралась в Башкирскую АССР, где и жила до 1950 года.

Отец художника в 1939 году был призван, и до окончания Второй мировой находился на фронте, поэтому мальчик всё детство провёл без него. Помимо учёбы в школе, он с 10 лет занимался в художественном кружке, а летом подрабатывал пастухом, помогая семье в трудное время.

В 1950 году семья во главе с вернувшимся с войны отцом переехала на Украину, после — обратно в Уфу. После 8-го класса Юрий уехал на учёбу в Москву. Там он окончил художественный факультет ВГИКа и школу при институте имени Сурикова.

Цветовая палитра

Примечателен выбор цветов на картине. Несмотря на общее грустное настроение, полотно достаточно яркое, особенно выделяется золотой наряд Евдокии. В тёмное облачены остальные женщины в группе провожающих, да и сами солдаты словно проходят в подобии тени.

Если приглядеться к оттенкам, господствующим в изображении, можно заметить, что художник использовал много красного: картина как будто пропитана им, словно в каждую использованную краску Ракша добавлял красноты. Все тени на полотне — красноватые, одежды женщин — тёмно-бордовые, даже на белых стенах города можно заметить розовые оттенки. Красный — цвет крови, цвет тревоги, цвет любви патриота к Родине, провожающих — к своим родным, что уходят на поле боя.

Символика в картине «Проводы ополчения»

Описание картины стоит начать со стоящей в центре композиции Евдокия, ведь недаром она изображена самой яркой фигурой. Она, несмотря на явную скорбь на бледном лице, является элементом, символизирующим прямо противоположное войне понятие — жизнь, надежду на светлое будущее родины. На это указывают и её дети, в том числе и нерожденный ребёнок. Она мать, та, кто рождает на свет новых людей. Она золотой свет жизни.

Остальные женщины символизируют глубокую скорбь. Одна из них сидит на земле, схватившись рукой за голову, её лицо словно мертво. Возможно, она провожает на войну своего единственного сына или любимого мужа — последнее, что у неё осталось. Одна девушка крестится и кланяется проходящим воинам. Сразу заметно, что все женщины из разных сословий: старуха в тёмной рясе — крестьянка, девушка в богатом головном уборе — из купечества, а Евдокия — из высшего сословия. Таким образом, художник показал, как общее горе сближает всех людей, от мала до велика, и богатых, и бедных.

Колонна воинов, кроме того, что словно прикрыта тенью, изображена как бы несколько размытой. Это говорит о том, что все воины равны перед лицом смерти. Она не избирательна, её ледяное дыхание может коснуться каждого.

Эта «размытость» словно стирает границы между солдатами, уравнивает их, и вместе с тем — объединяет в массу, которая способна противостоять опасности.

Над людьми и городом раскинулось безмятежно-голубое небо, а за ними — зелёные поля. Это символ мирной жизни, которую оставляют воины ради защиты родины. Немногие из них вернутся сюда, под небесную синь, на зелёные луга, в родной город. Они знают это, но идут навстречу гибели.

Юрий Ракша смог создать невероятно правдивое, точное, атмосферное полотно. Оно словно говорит: Родина — вот что ценно, вот ради чего стоит бороться и отдавать жизни. Сочинение на тему «Проводы ополчения» в 8 классе — крайне интересная и захватывающая тема, над которой стоит порассуждать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: