Искусство Василия Кандинского
- Подробности
- Опубликовано 15.12.2021 17:27
- Просмотров: 159
16 декабря – 155 лет со дня рождения Василия Кандинского (1866 — 1944) — художника, теоретика искусства, основоположника абстракционизма, человека, перевернувшего привычные представления о живописи, вписавшего свое имя в мировую историю искусства.
Кандинский Василий родился 16 декабря 1866 года в Москве в семье купца. Вместе с семьей он в 1871 году переехал в Одессу, где начал посещать классическую гимназию и заниматься с учителем по рисованию, которого приглашали на дом. В 1885 году Василий поступает в Московский университет на факультет юрисдикции и, успешно закончив его, начинает писать диссертацию, но так ее и не заканчивает. Кандинский решает оставить науку ради живописи. В 1896 году он уехал в Мюнхен, чтобы посещать художественную школу А. Ашбе. Здесь он научился строить композиции и работать с формами, линией. Художник слушал курсы анатомии, и каждый день рисовал натурные этюды. Переход к использованию основных изобразительных элементов ознаменовал начало драматического периода в творчестве Кандинского и стал предвестником появления абстрактного искусства.
Он задумал новый стиль, известный в настоящее время как лирическая абстракция. Художник через рисование и черчение имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1911 году Кандинский написал книгу «О духовном в искусстве», которая перевернула устоявшиеся представления об искусстве и стала первым теоретическим справочником абстракционизма. Василий Кандинский размышлял о музыке, пытаясь передать ее абстрактные черты в других видах искусства. В 1911 году в Мюнхене сформировалась группа художников-единомышленников во главе с Кандинским. Они назвались «Синий всадник» — «Der Blaue Reiter». Среди участников оказались такие известные немецкие экспрессионисты, как Август Маке и Франц Марк. Группа опубликовала альманах с собственными взглядами на современное искусство и провела две выставки, после чего распалась в начале Первой мировой войны в 1914 году. В 1915 году художник возвратился в Москву, где после Октябрьской революции занимался преподавательской и музейной деятельностью, организовал в Петрограде Музей живописной культуры в 1919 году и возглавил в 1919-1921 годах Всероссийскую закупочную комиссию. В 1921 году его делегировали в Германию в качестве представителя Академии художественных наук, чтобы установить постоянные связи между лицами и учреждениями художественного значения. Спустя год Василия пригласили в высшую школу художественного строительства и конструирования в Германии. Это сделало его имя известным на весь мир, — художника назвали теоретиком абстрактного искусства. В 1926 году была издана его книга «Точка и линия на плоскости». В 1933 году Кандинский переехал во Францию, где прожил 11 лет и создал 250 гуашей и акварелей, 144 картины. Умер великий художник 13 декабря 1944 года, оставив грандиозное художественное наследие и совершив неоценимый вклад в историю абстракционизма. Василий был первым европейским художником, создавшим полностью абстрактные работы. Однако абстракция Кандинского не переводилась в произвольные образы. Поскольку музыкальные композиторы вдохновляют визуальные и эмоциональные реакции, используя исключительно звук, Кандинский хотел создать полный сенсорный опыт, используя визуальное. Он хотел вызвать эмоции, звук и ощущения у зрителя через чистые цвета и формы. Его интерес к музыке привёл к тому, что он рассматривал картины как композиции, со звуком, проникнутым на холсты.
«Живопись есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души… Живопись — это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о ее хлебе насущном».
В. Кандинский. «О духовном в искусстве»
Известные произведения Василия Васильевича Кандинского
Картина «Импровизация 21А» написана русским художником в 1911 году, находится в Государственной галерее Ленбаххауз, в Мюнхене. Картина была написана в период утверждения Кандинского — абстракциониста. По сути это реакция художника на окружающий его мир, основанная на впечатлениях и интуиции.
С первого взгляда, кажется, что картина абсолютно отвлечена от реальных предметов, но если всмотреться, начинают вырисовываться изображения. Например, в центре видна гора. Яркие цветовые пятна очерчиваются чёрным контуром – характерная черта живописи Кандинского во всём последующем творчестве. Ещё одно конкретное изображение – стилизованная фигура человека в неестественном расположении.
Картина «В сером» выполнена в 1919 году, находится в Национальном музее современного искусства, в Центре им. Ж. Помпиду, в Париже. Её можно причислить к картинам «русского периода» (1915-21). Эта картина ознаменовала завершение периода изучения взаимодействия форм Кандинским. Художник замыслил «композицию», состоящею из изображений – гор, фигур людей, лодок. По завершению работы картина превратилась в абстракцию с более мягким колоритом по сравнению с предыдущими работами.
В картине строгие геометрические фигуры заменяются биоморфными формами, характерно для живописи художника в парижские годы. Колорит звучит в приглушённых серых, коричневых и голубых тенях. Композиция сменяется хаосом.
Картина «Вибрация» выполнена в 1925 году, находится в Галерее Тейт, в Лондоне. На картине изображены геометрические фигуры, о которых художник пишет в «Точке и линии».
Контакт между острым треугольником и кругом производит не меньшей эффект, чем палец Бога протянутый Адаму на картине Микеланджело.
В. Кандинский
Самый яркий предмет – шахматная доска. Сложная структура достигнута единством формы и цвета. Сама картина выполнена в приглушённых тонах. Напряжение передается путём сопоставления форм и цвета. Доминируют круги, как неисчерпаемые скрытые возможности (Кандинский).
Картина «Вверх» написана в 1929 году, из собрания Пегги Гуггенхейм, в Венеции. В «Баухаузовский» период художник в основном писал картины, состоящие из геометрических фигур. «Вверх» — это изображение человека, сложившееся из геометрических фигур. Здесь видно влияние живописи Пауля Клее. Прослеживается теория «Точки и линии на плоскости». Когда Кандинский изображал фон, он стремился вырваться из тесных рамок, в которые сам загнал себя в «Баухаузе». Что удалось ему позднее в Париже.
Личная жизнь
В личной жизни Василия Кандинского было три женщины.
Анна Филипповна Чемякина приходилась артисту двоюродной сестрой и была на 6 лет старше. Брак состоялся в 1892 году, и скорее из-за одиночества, чем из-за любви.
Василий Кандинский и Габриэль Мюнтер
В 1902 году Кандинский познакомился с немецкой художницей Габриэле Мюнтер. Через год пара обручилась, хотя Чемякин развелся только в 1911 году.
Юный Мюнтер, который был на 11 лет младше, хотел стать женой Василия Васильевича. И артист затягивал этот момент, часто путешествуя без попутчика. Весной 1916 года он уехал в Москву, пообещав подготовить документы на свадьбу. И свое обещание сдержал: зимой 1917 года женился. Правда, не о Мюнтере, а о Нине Николаевне Андреевской, с которой он познакомился по телефону в 1916 году.
Василий Кандинский с женой Ниной Андреевской
Тогда Нине было 17, а Кандинскому почти 50, и на совместных фото они больше походили на дочь с отцом. Но их любовь казалась чистой и искренней.
В конце 1917 года у них родился сын Всеволод, которого ласково звали Лодя. Менее чем через три года мальчик умер. С тех пор тема детей стала табу в семье Кандинских.
Алексис Поляков (1942)
Сын французского художника русского происхождения Сергея (Сержа) Полякова (1900-1969) с детства начал проявлять интерес и способности к изобразительному искусству. Он начал лепить в раннем детстве в мастерских скульпторов Якобсена и Гилиоли, друзей своего отца. В 9 лет выиграл в детском конкурсе велосипед, слепив из пластилина площадь Согласия. Алексис также учиться живописи в мастерской своего отца в 1958 году. Когда Алексис начал проявлять интерес к кинематографу, отец купил ему кинокамеру. С тех пор Алексис с ней не расставался. Он снимал на пленку все подряд: предметы, природу, ежедневную жизнь, окружение отца. А друзья у его отца Сержа Полякова были видные: Василий Кандинский, Соня и Робер Делоне, Отто Фрейндлих. Также Алексис еще подростком создал несколько экспериментальных фильмов из своих анимационных фигурок.
В профессиональное кино пришел в 1964 году после встречи с продюсером Жоржем де Борегардом, который пригласил его работать стажером на съемках фильмов Клода Берри, Бертрана Тавернье и Роберта Хоссейна. С 1968 года работал как продюсер и режиссер. В 1995 году Алексис Поляков вернулся к живописи по просьбе своей дочери, которая планировала первую выставку в своей галерее.
Алексис Поляков
Последние годы Кандинского в Париже
Из-за враждебной атмосферы в Германии Кандинский и его жена решают жить в Париже, Франция.
Там художник встречает великих имен в современном искусстве, таких как Миро, Леже, Мондриан, Ханс Арп и Соня Делоне, также участвующих в группе Abstraction-Creation в Лондоне и Нью-Йорке.
В Германии его искусство продолжают преследовать, и его работы конфискованы нацистским правительством.
Василий продолжил продюсировать и провел шесть индивидуальных выставок. Последним важнейшим его полотном было « Взаимное согласие» , созданное в 1942 году.
Художник скончался 13 декабря 1944 года в возрасте 78 лет от инсульта. Спустя годы его жена организовывает выставку с более чем 2 тысячами неопубликованных работ мужа.
Абстракция Кандинского
Василий вдохновлен изобилием цветов, предложенных фовизмом, и начинает рассматривать образное изображение в перспективе.
Его спутница, Габриэле Мюнтер, была художницей-экспрессионистом и познакомила его с техникой росписи по стеклу, а также внесла свой вклад в важные размышления об искусстве.
Примерно в 1910–1911 годах художник написал свои первые картины под названием « Импровизации». Именно в этот период художник узнал о музыке Арнольда Шёнберга, что повлияло на него, чтобы изучить эффекты музыки в сочетании с живописью.
Кандинский объединяется с другими художниками в 1911 году и вместе они образуют экспрессионистскую группу Der Blaue Reiter (Синий рыцарь).
Кроме него участниками были Алексей фон Явленски, Франц Марк, Август Макке, Пауль Клее и Марианна фон Веревкин.
В 1912 году он опубликовал книгу о теории цвета и ее психологическом влиянии, озаглавленную «Делай духовное на арте», труд, оказавший влияние на художественный мир.
Кандинский был любителем метафизических теорий и использовал взаимодействие между музыкой и изобразительным искусством как творческий инструмент. Можно сказать, что он был мистиком, который верил в трансформацию через новаторское искусство, несущее «внутренние» ценности.
О творческом процессе он однажды сказал:
В 1914 году из-за напряженной политической ситуации, предшествовавшей Первой войне (1914-1918), Кандинский и Габриэле переехали в Швейцарию. Вскоре после этого пара рассталась.
Именно в то время, когда он был женат на Габриэле, художник совершил творческий скачок в своем творчестве и зарекомендовал себя как художник-авангардист.
С этого момента Кандинский поселился в Москве и пережил творческий кризис. В 1916 году он познакомился с Ниной фон Андреевской и в следующем году женился в возрасте 51 года, а младшей — 23 года.
В связи с падением царского правительства и учреждением Советов , или рабочих советов, которые имели место в России в 1917 году, наступил большой художественный подъем. Искусство в то время получило известность, а художники получили свободу творчества. В том же году у художника родился единственный сын Всеволод.
В 1918 году Кандинский начал преподавать в Государственных художественных лабораториях. С тех пор он стал участвовать в государственной политике страны и помог создать несколько музеев в России в период с 1919 по 1921 год.
Впоследствии, в 1922 году, работы художника выставляются на 1-й выставке советского искусства в Берлине.
Хронология жизни
Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Его папа был успешным торговцем родом из Сибири. Мама – прибалтийская немка. Это была воспитанная и культурная женщина. Она научила сына высоким манерам. Из-за этого Кандинский картины писал только в классическом костюме.
Прадед Василия нападал на караваны, которые проходили на Шелковом пути, пока его за это не отправили в ссылку. В заключении он начал торговать и благодаря этому стал успешным купцом. Остроумие и интеллект у Кандинских в крови.
Родители в пять лет отдали его в художественную школу. В семь Кандинского взяли в гимназию. Когда он ее окончил, родители настояли на том, чтобы он стал юристом. Кандинский согласился с их решением.
С 1885 по 1893 Василий Кандинский учился в Москве на юриста. Университет он закончил с идеальным аттестатом. Василия сразу назначили доцентом и он начал преподавать.
С 1893 по 1895 работал ученым. Он начинал понимать, что не хочет заниматься наукой.
В 1895 в Москву приехали европейские импрессионисты. Они организовали выставку и показывали на ней свои картины. Кандинский решил на нее сходить, и это решение изменило его жизнь. На выставке он увидел «Стог сена» француза . Живопись на ней перевернула сознание Кандинского. Под картиной не было подписи, и он даже залез в журнал, чтобы узнать имя автора. «Стог сена» разделила жизнь ученого на до и после: он решил стать художником.
Неизвестно, какая точно картина вдохновила Кандинского. Искусствоведы предполагают два варианта: «Стог сена на закате возле Живерни» или «Стог сена под солнцем». Так же есть версия, что его вдохновила опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин».
Когда он приехал домой, сразу начал учиться рисовать. В 1895 Василий еще занимался ученой деятельностью, но вскоре окончательно бросил это. Позже он признался, что никогда не любил и не верил в нее. И упомянул, что не может постоянно работать при полной концентрации.
В 1896 году он закончил карьеру ученого. После этого Кандинский переехал в Мюнхен. Там он поступил в школу художника Антона Ажбе. Это была очень престижная школа. Вместе с Кандинским учились знаменитые русские импрессионисты и натуралисты. Например, Алексей Явленский или Мстислав Добужинский. Он без проблем окончил школу, но решил еще больше учиться.
За знаниями он пошел к Францу фон Штуку. Он был известным и высококлассным живописцем. Тогда он работал в академии живописи. Франц оценил талант Василия, но посчитал, что тот использует слишком яркие цвета. Обучение в академии дало результат, и Кандинский решил организовать творческий союз.
С 1911 по 1914 художник сотрудничал с . Они экспериментировали и пытались понять, как геометрия влияет на восприятие картины человеком.
В 1914 вернулся в родной город, чтоб избежать войны. В Москве он семь лет работал с государством, чтобы продвинуть абстракционизм в российские массы.
В 1922 Вальтер Гропиус пригласил Кандинского преподавать живопись в Баухаус. Название Баухаус расшифровывается, как Высшая школа строительства и художественного конструирования. Сам Вальтер был основателем этой школы.
С 1922 по 1932 ездил в США с лекциями по абстракционизму и преподавал.
В 1932 году Гитлер выгнал Кандинского из Германии. Он выгонял всех абстракционистов из страны потому, что не признавал это направление живописи.
В 1933 году Василий уехал жить во Францию. Прожил он там 11 лет. Все это время он творил и учил молодых художников.
Василий Васильевич умер в 1944 году.
Кандинскому мешали творить, гнали из страны; его искусство не понимали и не принимали, но он все равно продолжал настаивать на своем. Он был упорным, сильным и талантливым человеком.
Карьера
В 1889 году он отправился в Вологодскую губернию для изучения их традиционного уголовного права и религии. Его опыт в Вологде и изучение народного творчества вдохновили его на многие его прежние работы. В 1892 году он перешел на Московский юридический факультет. Однако так продолжалось недолго: два события навсегда изменили ход его жизни — просмотр выставки французских импрессионистов в Москве и прослушивание «Лоэнгрина» Вагнера в Большом театре.
В 1896 году он отказался от права и отправился в Мюнхен, чтобы сделать карьеру в искусстве. Он поступил в Мюнхенскую академию художеств. Однако многое из того, что он узнал, было самоуправлением. В начале 19 века он проявил себя как теоретик и художник. Хотя его ранние работы были основаны на традиционных темах и формах искусства, большая часть его более поздних работ изображала тесную взаимосвязь между музыкой и цветом.
В отличие от других художников той эпохи, его использование цвета на холсте было совершенно другим. Его палитра цветов использовалась для выражения эмоций, а не просто для описания природы или предмета.
С 1906 по 1908 год он путешествовал по Европе, занимаясь картинами и посещая различные выставки. Именно в это время он выпустил свою знаменитую работу «Синяя гора», в которой через цвета явно описывался живописный вид на природу. Его ранние картины не изображали присутствия какой-либо человеческой фигуры. Большинство из них были красочными изображениями живописных видов, за исключением «Воскресенье (Древняя Русь)», где красочно изображены крестьяне и дворяне. В 1909 году он основал Мюнхенскую ассоциацию новых художников и стал ее президентом. Однако его радикальные мысли не соответствовали другим традиционным артистам и привели к роспуску группы в 1911 году. Распад Мюнхенской ассоциации новых художников привел к формированию новой группы, Blue Rider, на этот раз с артистами-единомышленниками. Группа провела две выставки и даже выпустила годовой календарь. Однако с началом Первой мировой войны он вернулся в Россию.
Тем временем он выпустил трактат «О духовном в искусстве» в календаре Blue Rider Calendar, в котором он продвигал абстрактное искусство и автономное использование цветов, а не их использование для визуального описания объектов и других форм. По возвращении в Россию он был поглощен культурной политикой России и сотрудничал с художественным образованием и реформированием музеев с 1918 по 1921 год. Меньше балуя холстом, он посвящал большую часть своего времени передаче художественных знаний с помощью программы, основанной на анализе формы и цвета, основав в Москве Институт художественной культуры. Однако незадолго до этого его радикальные идеи и экспрессионистский взгляд на искусство были отвергнуты радикальными членами Института как слишком самобытные и условные.
В 1921 году архитектор Вальтер Гропиус, основатель Веймарского Баухауса, пригласил его посетить Германию, что он и сделал. В следующем году он проводил уроки рисования как для начинающих, так и для опытных профессионалов, обучая их своей теории цвета с новыми элементами психологии формы. В 1926 году он опубликовал свою вторую теоретическую книгу «Точка и линия на плоскости», в которой подробно описал его развитие изучения форм. В работе сделан упор на геометрические формы, такие как треугольник, круг, полукруг, прямая линия, кривые и плоскости.
В последующие годы его работы претерпели еще одну серию изменений, поскольку он продолжал экспериментировать с цветом. В произведениях этой эпохи подчеркнуты отдельные геометрические элементы, проложившие путь к холодным краскам.
«Композиция VIII», выпущенная в 1923 году, — одно из самых выдающихся произведений веймарского периода. Два года спустя он выпустил еще одно значимое произведение «Жёлтое-красное-синее», в котором описал этап «холодного романтизма».
Он уехал в Берлин в 1932 году после нацистской клеветнической кампании. Он оставался там до июля 1933 года, после чего переехал в Париж. В Париже он жил в маленькой квартире, создавая свои работы в гостиной-студии. В большинстве его работ этого времени использовались оригинальные цветовые композиции, иногда смешивая песок с краской, чтобы придать деревенскую зернистую текстуру.
Между 1936 и 1939 годами он написал две последние крупные композиции — «Композиция IX» и «Композиция X». В то время как у первого создается впечатление эмбриона в утробе матери с очень мощными и контрастными диагоналями, во втором используются небольшие цветные квадраты и цветные полосы.
В июле 1937 года он вместе с другими художниками участвовал в «Выставке дегенеративного искусства» в Мюнхене. Хотя выставку посетили многие, 57 его работ были конфискованы нацистами.
Библиография
Василий Кандинский. О духовном в искусстве, 1910.
В. В. Кандинский (текст художника), М., 1918;
Über das Geistige in der Kunst, Münch., 1912 (на русском языке частично, в кн .: Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 г. — январь 1912 г., т. 1, P., 1914, с. 47-76);
Punkt und Linie zu Fläche. Beitrag zur Analyze der malerischen Elemente, Münch., 1926. Немецкая Елена Козина)
Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2-х томах / Под ред. Уч. И сост. Б. Автономова, Д.В. Сарабьянов, В.С. Турчин (2001 г., тираж 1300 экз., Доп. Тираж 1000 экз.)
Райнхардт Л.…
Василий Кандинский. О духовном в искусстве, 1910.
В. В. Кандинский (текст художника), М., 1918;
Über das Geistige in der Kunst, Münch., 1912 (на русском языке частично, в кн .: Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 г. — январь 1912 г., т. 1, P., 1914, с. 47-76);
Punkt und Linie zu Fläche. Beitrag zur Analyze der malerischen Elemente, Münch., 1926. Немецкая Елена Козина)
Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2-х томах / Под ред. Уч. И сост. Б. Автономова, Д.В. Сарабьянов, В.С. Турчин (2001 г., тираж 1300 экз., Доп. Тираж 1000 экз.)
Рейнхардт Л. Абстракционизм, в кн .: Модернизм. Анализ и критика основных направлений, М., 1969, с. 101-11.
Громанн В. Василий Кандинский. Жизнь и работа, Нью-Йорк, 1958 год.
Бедеккер. Германия. Verlag Karl Baedeker. 2002. — ISBN 3-8297-1004-6
Шульц, Пол Отто. Остбауэрн. Кёльн: DuMont, 1998 — ISBN 3-7701-4159-8
Азизян И.А. Москва В.В.Кандинский // Архитектура в истории русской культуры. Проблема 2: Капитал. М .: СССР, 1998. — ISBN 5-88417-145-9 С. 66-71.
Азизян И.А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма ХХ века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-1920 годов. Взаимодействие искусств. — М., 1998.
Раппапорт А. Кандинского в Лондоне // Россика. — 2002. — Выпуск 7/8: Цветные откровения: Дионисий и Кандинский. Или: Кандинский в Лондоне // Ditto.
Валерий Турчи. Кандинский в России. М .: Художник и книга, 2005. — 448с. — ISBN 5-9900349-1-1
Азизян И.А. Теоретическое наследие В.В. Кандинского в художественном сознании ХХ века // Вопросы теории архитектуры: архитектурно-теоретическое мышление нового и новейшего времени / Сборник научных трудов, под ред. И.А.Азизян. — М .: КомКнига, 2006. С. 189-249.
Кожев, конкретная (объективная) картина А. Кандинского (1936) // «Атеизм» и другие произведения. — М .: Праксис, 2007. — С. 258-294.
Художественные метаморфозы (1896-1911)
Время, проведенное Кандинским в художественной школе, было усилено тем фактом, что он был старше и более оседлым, чем другие ученики. Он быстро начал проявлять себя как теоретик искусства, так и художник. К сожалению, сохранилось очень мало его работ того периода. Гораздо больше его работ осталось от начала двадцатого века, в том числе много картин с пейзажами и городами, с широкими палитрами цветов, но узнаваемыми формами.
По большей части в картинах Кандинского не выделялись человеческие фигуры. Исключением является Воскресенье, Старая Русь (1904), где Кандинский воссоздал очень красочный (и, без сомнения, фантастический) вид крестьян и дворян перед стенами города. Верховая езда пара (1907) изображает человека верхом на лошади, с нежностью и заботой держащего женщину, проезжающую мимо русского города со светящимися стенами через реку. Изображение лошади приглушено, в то время как листья на деревьях, в городе и отражения в реке блестят пятнами цвета и яркости. Работа показывает влияние пуантилизма, стиля живописи, в котором неосновные цвета генерируются путем визуального смешения точек основных цветов, расположенных очень близко друг к другу. Он объединяет задний, средний и передний планы в люминесцентную поверхность.
Фовизм также очевиден в этих ранних работах. Фовизм — это недолговечная и свободная группа художников раннего модерна, чьи работы подчеркивали живописные качества и использование глубокого цвета над репрезентативными ценностями, сохраненными импрессионизмом. Фовисты упростили линии, сделали предмет на картине легко читаемым, преувеличили перспективу и использовали яркие, но произвольные цвета. Они также подчеркнули свежесть и непосредственность послевкусия.
Возможно, самой важной из картин Кандинского десятилетия 1900-х годов было Синий всадник (1903), на котором изображена небольшая фигура в плаще на мчащейся лошади, мчащейся по каменистому лугу. Плащ всадника среднего синего цвета
Отбрасываемая тень — более темно-синего цвета. На переднем плане более аморфные синие тени, предположительно двойники падающих деревьев на заднем плане. Синий всадник на картине выделяется, но четко не определен, а лошадь имеет неестественную походку (что, должно быть, знал Кандинский). Некоторые считают, что всадник держит вторую фигуру, возможно, ребенка, хотя с такой же легкостью это может быть еще одна тень от одинокого всадника. Этот тип преднамеренного разъединения, позволяющий зрителям участвовать в создании произведения искусства, в последующие годы стал все более осознанной техникой художника, достигнув высшей точки в его великих «абстрактных экспрессионистских» работах 1911-1914 годов. В Синий всадник Кандинский показал всадника как серию цветов. Синий всадник не является исключительным по сравнению с работами других современных художников, но он действительно предвещает направление, в котором Кандинский пойдет всего несколько лет спустя.
В период с 1904 по 1906 год Кандинский провел много времени, путешествуя по Европе со своей любовницей Габриэль Мюнтер по выставкам. Они поселились в Париже в 1906 году. В следующем году, чувствуя себя все более отчужденным от Габриэле и испытывая сильное разочарование по поводу своей работы, он поселился один в небольшом баварском городке Мурнау-ам-Штаффельзее.
В центре его живописи, когда он был в Баварии, были пейзажи. Голубая гора, (1908 — 1909), написанные в это время, показали его стремление к чистой абстракции. Гора синего цвета обрамлена двумя широкими деревьями, желтым и красным. Внизу проходит процессия с тремя всадниками и еще несколькими крестьянами. Лица, одежда и седла всадников одного цвета, и ни они, ни идущие фигуры не отображают никаких реальных деталей. Широкое использование цвета в Голубая гора, иллюстрируют движение Кандинского к искусству, в котором цвет представлен независимо от формы.
Снова переехав в 1908 году, на этот раз в Мюнхен с Мюнтером, Кандинский начал период интенсивного творчества. Он овладел техникой баварской крестьянской живописи на стекле, писал стихи и пьесы. Это было также, когда он подружился и сблизился с художником Полем Клее и композитором Арнольдом Шенбергом. Кандинский помог основать и основать Ассоциацию новых художников Мюнхена (Neue Künstlervereinigung München), став ее президентом в 1909 году. Группа не смогла интегрировать более радикальный подход таких, как Кандинский, с более традиционными идеями искусства, и она распалась в конце 1911 года. .
Кандинский решает стать художником
Профессиональная жизнь Василия стабилизировалась. Он работал в университете и работал в издательстве художественным руководителем.
До 1896 года в Москве открылась важная выставка импрессионистической живописи. На этой выставке Кандинский соприкоснулся с работами Моне (1840-1926) и был действительно впечатлен, в основном серией, в которой были представлены стога сена.
Когда ему было 30 лет, Василий принял решение, которое навсегда изменило его жизнь. Он отклоняет предложение о работе профессором Дерптского университета и решает бросить свою карьеру в области юриспруденции, чтобы посвятить себя искусству.
Затем он переезжает в Германию и занимается в студии Антона Азбе. Таким образом, он очарован живописью пейзажей на открытом воздухе, в то время как ему не нравится практика рисования живой модели.
Кандинский сближается с другими художниками и начинает свои эксперименты в живописи, злоупотребляя формами и цветами. В 1901 году он помог основать ассоциацию художников Die Phalanx ( Фаланга ), которая поставила под сомнение традиционное искусство и предложила новые способы творчества.
В 1904 году Кандинский познакомился с Габриэле Мюнтер, которая стала его второй женой.
Как Кандинский записал себя в историю живописи
Кандинский сделал невероятное открытие. При этом он не просто начал создавать абстрактные картины. Он обосновал свою позицию в знаменитом трактате «О духовном в искусстве».
В нем он и пояснил, что живопись ничем не хуже музыки. А значит, вполне может обходиться без образов и лишь с помощью «нот», то есть формы и цвета, создавать у слушателя зрителя ощущение гармонии.
Кстати, именно по этому признаку Вы можете отличить хорошую абстрактную работу от плохой. Талантливая работа вызовет у Вас ощущение гармонии. Вы почувствуете некий баланс в работе.
Так же, как и в музыке. Если звуки подобраны кое-как, получится какофония. Если же звуки соединены между собой с целью создания гармоничной мелодии, Вы сразу это почувствуете, даже не имея музыкального образования.
Попробуйте сами. Вот в этой работе есть гармония?
Пауль Клее. Статично-динамичная градация, 1923 г. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Abstractcritical.com
Ещё какая! Мы чувствуем ритм: от темного к светлому, от периферии к центру. Пауль Клее тоже любил сравнивать свои работы с музыкой. Конечно, под влиянием Кандинского. Мы словно видим последовательность звуков: то низких, то высоких в зависимости от насыщенности цвета.
А вот в этой работе есть гармония?
Ближе к какофонии, согласитесь. Это всего лишь рисунок ребёнка.
Нельзя сказать, что он напрочь лишён внутренней гармонии. Но с таким же успехом дитя может нажимать на клавиши пианино. Может, даже что-то и выйдет, отдаленно напоминающее «Жили у бабуси два веселых гуся». Но до «Лунной сонаты» Бетховена ему будет явно далеко.
Вот такое сравнение с музыкой Кандинский продолжил использовать и в названиях картин. Так появились его композиции и импровизации.
Сначала лирические, где цвет преобладает над формой. Возникает ощущение плавной мелодии.
Василий Кандинский. Композиция VI. 1913 г. Эрмитаж
Потом и такие, которые больше похожи на марши. Формы стали чётче, острее. И главное — подчинили себе цвет. Что ж, художник экспериментировал. Не одной же лирикой обходиться!
Василий Кандинский. Композиция 8. 1923 г. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.