Борисов-мусатов виктор: биография художника, основные сведения, картины

Страсть к созерцанию и рисованию

Болезнь, которая с годами усугублялась, наложила отпечаток на характер Виктора: он рос мечтателем и мыслителем. Примечательно, что в нём не было ни капли злости на мир и людей за то, что он не такой, как все. Любил уединяться в живописных уголках на берегу Волги и любоваться великолепными видами. В 6 лет начал рисовать, в 14 – поступил в реальное училище. С математикой и прочими точными науками не ладил, но рисованием занимался с удовольствием. Самозабвенно изучал доступные материалы о жизни и творчестве именитых живописцев, подолгу вглядывался в их картины из собраний саратовских музеев

Учителя Василий Коновалов и Фёдор Васильев обращали внимание на явное дарование своего подопечного и советовали ему учиться рисованию всерьёз

Картины-элегии мастера символизма В.Э. Борисова-Мусатова

Виктор Эльпидифорович Мусатов появился на свет в Саратове в 1870 году. Мальчик унаследовал от отца редкое отчество (происходит от названия военных кораблей), а позже взял двойную фамилию Борисов-Мусатов. Возникла она из-за того, что Виктор обожал своего незаурядного дедушку Бориса и захотел подчеркнуть это в своей фамилии. Родители Виктора были из числа бывших крепостных.

У Виктора Эльпидифоровича была довольно трудная жизнь, которая рано оборвалась. Еще в детстве он получил серьезную травму позвоночника, из-за чего всю жизнь страдал от болей в спине и не в каждом климате мог проживать (по этой причине покинул Академию художеств Санкт-Петербурга). Перенесенные операции и ухудшение состояния здоровья привели к тому, что в 1905 году, прожив всего 35 лет, художник скончался.

ТВОРЧЕСТВО

Художник вступил на творческий путь накануне нового столетия. Он болезненно переживал равнодушие буржуазного общества к духовным идеалам, которыми жил. Веря в преобразующую роль искусства, художник обретал силы и смысл творчества в романтической жажде утвердить светлый мир красоты и поэзии в противовес прозе и сухому рационализму.

Он стремится в живописи передать безмолвное, но внятное собеседование человеческих душ, как бы прислушивающихся к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.

Разумеется, эмоционально-лирическую стихию невозможно воплотить прямолинейно, протокольным воспроизведением натуры, определенностью бытового сюжета. Мироощущение и особый строй образов раскрываются в жанровых, колористических и композиционных поисках, в обращении к языку иносказаний.

Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Задача штудирования обнаженной натуры, изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности, используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. В застывшей в неудобной позе детской фигурке видится не напряженность натурщика, а самозабвенная поглощенность игрой. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа.

Полотно «Гармония» (1900) было важной вехой в формировании художественной системы мастера. Он пытался в нем передать согласно звучащую красоту искусства, человеческого творчества и красоту природы в самом сюжете (дамы в парке слушают кавалера, декламирующего стихи)

Созданная в 1902 году картина «Водоем» знаменует вступление Борисова-Мусатова в пору зрелости и расцвета. Этим же годом датирован «Портрет дамы», в котором убедительно передана индивидуальность модели и вместе с тем в кем ощутим проникновенный лиризм.

Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». В этюде переданы очаровательная непосредственность, застенчивая милая неуклюжесть, даже некоторая простоватость юной девушки. Перенесенное в картину, то же лицо преображается отсветом душевного движения, та же фигура приобретает благородное изящество. Красивая, легкая гамма этюда, строящаяся на сочетании зеленого с розово-сиреневым и золотисто-желтым, в картине становится строже, архитектоничнее, но и сложнее, обогащаясь фактурной аранжировкой.

Важную страницу творческой биографии художника занимает работа над эскизами неосуществленных панно на тему «Времена года», предназначавшихся для украшения интерьера частного дома. Как и другие листы цикла, «Летняя мелодия» свидетельствует о мастерстве акварелиста, о его большом декоративном даре, музыкальном чувстве ритма.

«Венки васильков» — последний замысел художника. Его помешала осуществить преждевременная смерть. Над эскизами к этой картине художник работал летом 1905 года в Тарусе. Венки и гирлянды, по-видимому, были для него эмблемой печали, утраты. Но образ произведений Борисова-Мусатова всегда многозначен. Звучная цветовая гамма — яркая синева цветов, ослепительная белизна облака — знаменуют преодоление скорби, растворение ее в восторге перед вечной красотой природы.

Фотография в творчестве художника

Фотография заинтересовала Виктора в его парижский период. Она давала моментальную фиксацию творческой идеи во всех подробностях, фотоэтюд, используя который художник затем создавал живописные и графические работы. Так были написаны «Автопортрет с сестрой» (1898), «Спящая девушка» (1901), «На балконе» (1899). Купив камеру «Кодак», Виктор терпеливо осваивал фотодело. Моделями становились близкие художника, который позже превратил фотоэтюды в самостоятельный вид творчества, стал фотографировать не только для получения «пособия» в работе. Камера художника и около 70 пластинок дошли до наших дней и хранятся в саратовском доме-музее Борисова-Мусатова.

Учёба в столицах

В 1890 году Виктор едет в Москву и поступает в училище живописи. Проучившись около года, продолжает обучение в Санкт-Петербурге – столичная Академия художеств привлекает более престижным образованием. Но под влиянием капризов прибалтийской погоды с каждым годом ухудшается здоровье, и без того очень слабое. Через два года климат северной столицы вынуждает Виктора возвратиться в Москву и продолжить образование в классе Василия Поленова. Последний период обучения здесь – с 1893 по 1895 год. Затем три зимних сезона Виктор учится в Париже в частной художественной студии. Репутация «Ателье Фернана Кормона» была безупречной. Имена выпускников делают честь студии: , Луи Анкетен, Н.К. Рерих, В.И. Альбицкий и другие известные «кормоновцы», как они именовались в художественной среде. На лето Виктор всегда возвращался в Саратов.

Биография Виктора Борисова-Мусатова

Виктор Борисов-Мусатов — уроженец Поволжья. Он появился на свет 2 апреля 1870 г. в саратовском семействе мещан, родители в недавнем прошлом были крепостными. Будучи совсем маленьким, мальчик повредил при падении спину, отчего у него со временем вырос горб. Несмотря на это, ребенок рос добрым, общительным, одновременно любил помечтать в одиночестве. Важную роль в воспитании будущего живописца сыграл дедушка Борис, его имя стало в дальнейшем основой двойной звучной фамилии.

Виктор Борисов-Мусатов создал ряд работ, посвященных жизни русских дворян XVIII столетия. Вдохновение он черпал, посещая в 1901-1902 гг. саратовские имения: Зубриловку, Слепцовку, Введенское. На произведениях живописца появлялись старинные усадьбы и парки как ностальгия по эпохе, которая на глазах автора растворялась в прошлом.

В 1903 г. Виктор Эльпидифорович обосновался в Подольске. Здесь он продолжал творить, однако работы живописца на родине не пользовались популярностью, их мало выставляли. А вот в Европе его оценили, мастер даже был избран членом Национального общества изящных искусств Франции.

Из-за полученной в детстве травмы художник не отличался крепким здоровьем. Он скончался в молодом возрасте 26 октября 1905 г. и свой вечный приют обрел в Тарусе, где жил последние месяцы.

Продажа картин Борисова-Мусатова

Выясним также, где и как продать картину Борисова-Мусатова. Это можно сделать на специальных аукционах, с помощью выставок и им подобных мероприятий, а также в специализированных магазинах. Но мы предлагаем вам более простой способ, при котором картину не нужно заранее никуда вести и где-то хранить. Если вас устроят наши условия продажи, мы опубликуем материалы о картине на своем сайте антикварной живописи.

В истории искусства жизнь художественных образов не замыкается датой земного ухода их создателя. Для творческой судьбы одного из ведущих мастеров русского модерна Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870-1905) 2020 год имеет особое, символическое значение. Открывая и замыкая жизненный путь художника знаковыми датами — 150-летием со дня рождения и 115-летием со дня смерти, — 2020-й побуждает не только еще раз вспомнить и уточнить документальные аспекты биографии мастера, но и на новом уровне проанализировать особенности проявления поэтических принципов его творческого мышления. Иконографический строй произведений Борисова-Мусатова, индивидуальные качества пластического языка характеризуют образный мир русского мастера как полноценный художественный универсум, в соответствии с законами символизма обладающий собственными временными и пространственными характеристиками.

В.Э. БОРИСОВ-МУСАТОВ. Изумрудное ожерелье. 1903–1904 Холст, темпера, масло. 125 × 214,3 ГТГ

В.Э. БОРИСОВ-МУСАТОВ. Портрет (Дама в голубом). 1902 Бумага типа торшон, акварель, пастель. 81 × 61 ГТГ

В.Э. БОРИСОВ-МУСАТОВ. Гармония. 1900 Холст, темпера, масло. 162 × 90,5 ГТГ

В.Э. БОРИСОВ-МУСАТОВ. Реквием. 1905 Бумага, наклеенная на картон, акварель, черный карандаш, тушь, перо. 52,7 × 76,1 ГТГ

В.Э. БОРИСОВ-МУСАТОВ. Осень (Осенняя песнь). 1905 Бумага, пастель. 46 × 63,5 ГТГ

В.Э. БОРИСОВ-МУСАТОВ. Изумрудное ожерелье. 1903–1904 Холст, темпера, масло. 125 × 214,3 ГТГ. Фрагмент

В.Э. БОРИСОВ-МУСАТОВ. Автопортрет с сестрой. 1898 Холст, темпера, масло. 143 × 177 ГРМ, Санкт-Петербург

Роль и значение для русской живописи

После краткого увлечения импрессионизмом В. Э. Борисов-Мусатов выработал собственную манеру живописи. В её основу легла утончённая приглушенность колорита, сочетание индивидуального взгляда на живопись на пленэре с общей декоративностью.

Вершиной его стремления было создать на холсте иной, прекрасный и романтический мир, где человек ощущает полную гармонию с природой. Мир русской дворянской усадьбы, очаровательные тающие женские образы из прошлого предстают на его картинах в мягких тонах.

Художественное наследие В.Э. Борисова-Мусатова оказало заметное влияние на группу художников «Голубая роза». Под сильным впечатлением от его работ находились Н. Гончарова и М. Ларионов. Не избежало его воздействия и творчество мастера абстракционизма В. Кандинского.

Занимающиеся исследованием творчества Виктора Эльпидифоровича искусствоведы назовут его первым художником «волжской школы» живописи. В числе его последователей М. Матюшин, К. Петрова-Водкин, П. Уткин.

В 2000 году в Саратове открылся музей В.Э. Борисова-Мусатова. В его залах и фондах хранятся не только созданные художником произведения искусства, но и связанные с его жизнью документы, фотографии и мемориальные вещи. Самые известные шедевры демонстрируются в экспозиции Русского музея и Третьяковской галереи.

Биография Астафьева

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Он рос в семье Петра Павловича и его супруги Лидии Ильиничны.

Кроме Виктора в семье Астафьевых родилось еще 2 девочки, которые скончались в раннем детстве.

Детство и юность

В конце 20-х Петра Астафьева арестовали за «вредительство». В связи с этим Лидия Ильинична регулярно ездила к супругу на свидания в тюрьму. В ходе очередной такой поездки с ней случилось несчастье.

Лодка, в которой находилась мать Астафьева, перевернулась, и женщина оказалась в воде. Ее длинная коса зацепилась за деревянную конструкцию, используемую для сплава леса, вследствие чего Лидия Ильинична утонула.

После этого Виктор Астафьев жил с бабушкой, которая заботилась о нем и дала внуку достойное воспитание. Позже прозаик издаст автобиографическое произведение «Последний поклон», в котором опишет свои детские воспоминания.

Когда Астафьев-старший вышел на свободу, он повторно женился и забрал Виктора к себе. Через какое-то время у них родился сын Николай.

Семья Астафьевых была достаточно зажиточной, поэтому, когда к власти пришли большевики, они их раскулачили и выслали в Игарку (Красноярский край).

В новом городе Астафьевы начали жить за счет рыбацкого промысла. Однако вскоре отец будущего писателя серьезно заболел и был госпитализирован.

Именно тогда в жизни Виктора начались по-настоящему серьезные проблемы: мачеха отказалась кормить пасынка, в результате чего он был предоставлен самому себе

Этот период жизни оказался одним из самых тяжелых в биографии Астафьева. Мальчик беспризорничал и жил в заброшенных домах. При этом он продолжал ходить в школу.

Однажды во время учебы он совершил серьезный проступок, за который был отправлен в детдом.

Тем не менее, именно в школе Виктор подружился с учителем Игнатием Рождественским, который заметил в своем ученике литературный дар. Именно благодаря ему Астафьев начал писать первые произведения и даже печататься в школьном журнале.

Окончив школу фабрично-заводского обучения, юноша устроился работать сцепщиком и составителем поездов.

В 1942 г. Виктор Астафьев добровольцем отправился на фронт. Во время войны он был связистом, артиллерийским разведчиком и водителем.

Он показал себя храбрым солдатом, за что получил несколько наград, в числе которых был орден «Красной Звезды» и медаль «За отвагу». Участвуя в сражениях, писатель получал неоднократные ранения, а в конце войны был тяжело контужен.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович // Большая советская энциклопедия:
  2. «Матвеева приводило в ярость определение Мусатова как певца „уходящих усадеб“ (Врангель) или „зыбкого мира старых теней“ (Эфрос)… Это не аллегорические обитательницы „дворянских гнёзд“, воплощающие „тоску по прошлому“. Скорее это мусатовская „Прекрасная дама“, …она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта… „Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики“, — тонко подметил Андрей Белый» — Александр Матвеев. Альбом. — М.: Советский художник. 1979
  3. ↑ Энциклопедия русской живописи / О.Ю. Николаева. — «ОЛМА Медиа Групп», 2010. — С. 52. — 496 с. — ISBN 978-5-373-02769-4.
  4. Савельева Е.К. «Дабы возвысить образовательное дело юношества…» // Волга: Литературно-художественный и общественно-политический журнал. Саратов, 1998. № 2/3. С. 149–155
  5. . Дата обращения: 5 марта 2015.
  6. . Дата обращения: 23 июля 2008.
  7.  (англ.). radmuseumart.ru. Дата обращения: 15 июля 2017.

Первый успех

Первая законченная картина живописца написана в «допарижский» период.  «Майские цветы» были представлены на XVII Московской ученической выставке в 1894 году и сразу куплены. Это была большая удача и, как показала дальнейшая жизнь, исключение из грустного правила – художник всегда испытывал трудности с продажей своих картин. Полученные средства позволили Борисову-Мусатову совершить поездку на Кавказ и в Крым, где он увлёкся натурными этюдами.

Среди ранних работ художника есть картины, которые полюбились зрителю особой чистотой и выделились как основные, составили славу художника. Наиболее значимая из них работа, может, самая важная в творчестве Борисова-Мусатова – это «Мальчик с собакой» (1895).

Последнее пристанище

Сквозь осенние туманы до Борисова-Мусатова всё же доходили вести о смятении в стране и забастовках, что его одновременно и пугало, и смутно обнадёживало. И он, выдумщик, фантазировал, как изменится жизнь, как он поедет в Москву имперскую, а окажется в Москве республиканской. Но ему не суждено было увидеть воплощений в жизнь самых смелых фантазий, которые разыграются в России в ближайшие годы.

Таруса стала последним пристанищем художника, он умер 8 ноября 1905 года после жестокой простуды. Похоронен на старом кладбище у Оки, высокий берег которой с тех пор зовётся Мусатовским косогором. Спустя некоторое время друг художника скульптор Александр Матвеев установил трогательный и удивительно созвучный с творчеством и образом Борисова-Мусатова, художника необыкновенно тонкого и чуткого, надгробный памятник, который так и зовут: «Уснувший мальчик».

Василий Перов – художник – глас народа

Камиль Писсарро – художник земли

Рафаэли Санти, художник – симфония

Слайд 10В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой.

Елена Владимировна стала для Мусатова не просто женой, она стала

его другом, соратником, музой. Мы  можем увидеть её на многих работах художника. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.  В этом же году художник  с семьей покидает Саратов и перебирается в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника — символиста в живописи. Многие молодые художники, такие как П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. В начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков.

Стилистика и темы

Как художник Борисов-Мусатов складывался, впитывая поленовскую стилистику и почерк французских импрессионистов. Двойное влияние особенно хорошо прослеживается в ранних работах. Тогда живописец полюбил «нежные, тающие краски». Позже его предпочтения будут на стороне русского символизма, что и понятно – в те годы он овладеет умами всей творческой интеллигенции. «Мои мечты создают целые симфонии», – говорил художник. Как всякий символист он бредил лазурью чистого неба, цветом просветлённости и святой правды, искал её свет в мрачной обыденности. И нашёл.

Для раннего творчества художника характерны пейзажи, но к середине 1890-х он вводит в них человеческие фигуры. Борисов-Мусатов, картины которого с самых первых работ цепляют особой нежностью, с годами всё больше интересовался тихой атмосферой приходящих в запустение дворянских усадеб. Забытые парки поместий, одичалые пруды, заросшие дорожки и юные женственные создания в старинных платьях – словно явления уходящей эпохи, последние её отголоски – станут любимой темой живописца.

Три важные картины

Однако шедевром современники признали другую картину Борисова-Мусатова -«Водоем». Она была написана им в 1902 году также в Зубриловке. Изображенные на полотне дамы есть сестра художника, Елена, и его невеста Елена Александрова.

У водоема. 1902

Результат 1903 года — картины «Прогулка при закате» и «Призраки». Настроение их можно охарактеризовать как ностальгия по минувшему.

Призраки. 1903

1904 год — «Изумрудное ожерелье». На фоне яркой растительности — дамы в нарядах прошедшей эпохи. Сейчас можно уверенно сказать, что три картины Борисова -Мусатова — «Гобелен», «Водоем» и «Изумрудное ожерелье» — обозначили курс развития русского символизма в живописи.

Творчество мастера

Увлекшись импрессионизмом еще в раннем творческом периоде, Борисов-Мусатов продолжал свои поиски, так как в импрессионистском подходе ему не хватало одухотворенности и поэтичности. Духовную составляющую он нашел в русском символизме, который в те годы охватил не только художников, но философов и писателей. Для кого-то символизм приобрел религиозно-мистический смысл, для кого-то свелся к духовным поискам. Борисов-Мусатов относился ко второй категории представителей искусства.

В ранних работах художник по большей части работал над пейзажными этюдами, но уже в середине 1890-х годов его все более вдохновляла тема изображения человека на фоне природы. При этом в первых произведениях человек словно бы растворялся на фоне природы, а в более зрелом творчество мастер подчинял пейзаж настроению и переживаниям персонажа.

Создав собственный живописный стиль для пейзажей, который можно охарактеризовать как сочетание импрессионистского пленэризма и декоративизма, художник сумел с его помощью донести до зрителя свою мечту о гармоничном сосуществовании человека и природы. Декоративизм проявлялся в том, что художник полностью перерабатывал впечатление от увиденного на пленэре в нечто декоративное, что выражало определенную символику духовного мира. Его картины были столь красивы и мелодичны, так очаровывали зрителя, что их часто называли элегиями.

Основным мотивом художника стали старинные усадьбы и прогуливающиеся возле них девушки. Именно эта тема помогала ему выразить свою мечту о гармоничном мире, наполненном высокой поэзией.

Физически изображению усадеб из прошлого способствовало посещение ветшающей усадьбы в Зубриловке, а также других имений. Психологически художник снова и снова возвращался к этой теме, пытаясь уйти от хаоса настоящего. Смена столетий ознаменовалась для него переходом в жестокий железный век с бесконечным стремлением общества к наживе, пошлостью быта, скукой и однообразием. В этом смысле картины о прекрасных дамах в старинных платьях и интерьерах стали для Борисова-Мусатова возможностью хотя бы мысленно находиться в мире прекрасного.

Краткая биография (подробно)

Освободившись, отец писателя женился повторно и новым составом семьи Астафьевы переехали на Крайний Север в Игарку. Здесь будущий писатель вместе с отцом занимался промысловой рыбалкой. Но вскоре Петр Астафьев серьезно заболел и угодил в больницу, а Виктора мачеха выгнала на улицу. Он долго скитался и жил в заброшенных помещениях, пока, наконец, не попал в детский дом. В 1942 году он ушел на фронт, а через год – в армию. За отвагу Виктора не раз награждали орденами.

После демобилизации, Астафьев уехал на Урал. В 1945 году женился на Марии Корякиной. С 1951 года он устроился на работу в редакцию газеты «Чусовский рабочий». Там появилось его первое произведение «Гражданский человек». Попутно он писал различные статьи и рецензии. Основной темой творчества писателя была военная и деревенская проза. Одно из первых произведений было написано еще в школе в качестве сочинения. Затем он превратил его в рассказ «Васюткино озеро». Астафьев часто публиковался в журнале «Смена».

В 1953 году вышла в свет первая книга писателя «До будущей весны». С 1958 года Астафьев числился в Союзе писателей СССР. С 1959 года он учился в Москве, затем переехал в Пермь, а после в Вологду. С 1980 года обосновался в Красноярске. Около двух лет числился народным депутатом СССР. В. П. Астафьев умер осенью 2001 года и был похоронен в родном селе.

Вариант 2

Виктор Петрович Астафьев – советский писатель, прозаик и эссеист. Родился 1 мая 1924 года недалеко от Красноярска, в селе Овсянка. Родители Астафьева была раскулачены, а отец, Петр Астафьев, вскоре попал в тюрьму. Мать, Лидия Ильинична, утонула в очередной переправе на пути к мужу. В результате мальчика воспитали бабушка с дедушкой по материнской линии. О детских годах он вспоминал с теплотой и позже рассказал о них в своей автобиографии «Последний поклон».

Когда отец Виктора вышел на свободу, то женился повторно и уже с двумя сыновьями решил поехать на заработки в сторону севера. Заключив договор с рыбзаводом в Игарке, Петр Астафьев взял с собой на работу и сына. Однако вскоре отец заболел и попал в больницу. Виктор оказался выброшенным на улицу мачехой и вынужден был выживать. Несколько месяцев он прожил в заброшенном здании, а затем его определили в детский дом. В возрасте 18 лет он поступил добровольцем в армию и проходил военную подготовку в Новосибирске. В конце войны получил тяжелое ранение, после чего был переведен в Западную Украину.

Творчество Астафьева было связано в основном с военной и деревенской прозой. К первым произведениям писателя относится и его школьное сочинение, позже переделанное в рассказ «Васюткино озеро»

Вскоре в журнале «Смена» стали появляться его первые работы, привлекшие внимание критиков. Среди них повести «Стародуб» и «Перевал»

Повествование Астафьева велось с точки зрения просто рабочего или солдата. Он также написал немало рассказов для детей. Его книги были переведены на многие языки, так как передавали самобытность русской деревни и военного дела.

Одной из наиболее знаменитых работ Астафьева был рассказ «Гражданский человек», опубликованный в 1951 году. Через короткий перерыв вышла в свет и другая значимая книга «До будущей весны». В 1958 году Астафьева приняли в Союз писателей. Неоднократно меняя города, в 1980 году он вернулся в родной Красноярск, где и скончался 29 ноября 2001 года.

Биография подробнее

Виктор Астафьев – величайший писатель советского периода, чьи произведения были признаны классикой того времени.

Виктор Петрович Астафьев появился на свет 1 мая 1924 года в маленьком селении Овсянка, где и прошло всё его детство. Мальчик очень рано лишился матери, а его отец отбывал наказание в колонии за порчу чужого имущества. Виктор остался на попечении у бабушки с дедушкой, подаривших будущему поэту тепло, заботу и ласку. После освобождения отца, женившегося на другой женщине, Астафьева забрали у опекунов обратно в семью. Там он обзавёлся новыми братьями.

После раскулачивания парень был выброшен на улицу, его отец подхватил очень сильное заболевание, а новая мачеха категорически отказывалась ухаживать за неродным ребёнком. В итоге, великому писателю вскоре пришлось унизительно попрошайничать. Его жизнь изменилась после встречи с учителем Игнатом Рождественским. Последний подметил литературные способности Виктора и предложил написать собственный рассказ. Первое крупномасштабное произведение Астафьева “Жив” получило высокие оценки критиков и читателей. Оно продавалось сотнями экземпляров. Образование юноша получил в фабрично-заводской школе. По её окончании он пошёл работать на железную дорогу по специальности сцепщика.

Наступает Великая Отечественная война, оказавшая огромное влияние на жизнь Астафьева. В 1942 году он по собственному желанию отправился на фронт. Участвовал во многих операциях и сражениях, освобождал Польшу. За всю войну он был несколько раз контужен. За боевые заслуги его наградили множеством медалей и орденов. После демобилизации Виктору пришлось зарабатывать деньги на мелких подработках. Но несмотря на сумасшедший график работы и её сложность, он продолжал заниматься литературной деятельностью.

Его писательская активность приходится на начало 50-ых годов прошлого столетия. Став членом литературного кружка, прозаик написал такие произведения, как “Гражданский человек” и “Сибиряк”. За профессионализм его приглашают на постоянную работу в газету “Чусовской рабочий”, где он проработал до 1958 года, пока не переезжает в столицу с целью получения высшего образования. За тот период писатель создал более 30 рассказов и несколько сотен маленьких очерков. К моменту окончания учёбы в университете Астафьев официально состоял в Союзе писателей Советского Союза. Особую известность в эпоху Оттепели ему принесли такие повести, как “Стародуб”, “Перевал” и “Звездопад”.

Последующие 18 лет его произведения печатаются во многих газетах и журналах. Сам писатель периодически переезжает из одного города в другой. Лишь в 1980 году он окончательно оседает в Красноярске, где написал свою наилучшую книгу “Царь-рыба”. После развала СССР его творчество освежается по причине ослабления цензуры. До 2001 года он продолжает трудиться над своими рассказами, получив Государственную премию РФ. Но здоровье драматурга уже давно подкосилось. Остаток своей жизни он провёл в больнице, где и скончался 29 ноября 2001 года.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Виктор
Борисов-МусатовPrezentacii.com

апреля 1870 года в Саратове, в семье Эльпидифора Борисовича и

Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожником. Незаурядной личностью был  дедушка будущего художника, Борис Александрович Мусатов. Впоследствии  художник присоединит его фамилию к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов. Родители безумно любили своего сына. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия.

Слайд 3. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. В

результате травмы у него стал  расти горб. Но несчастье  не

отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии.  Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием.

Слайд 4В шесть лет он начал рисовать. В одиннадцать стал учеником 

второго класса Саратовского реального училища  и  художественных классов при саратовском

Радищевском музее. Мальчику нравилось учиться, особенно любил  черчение и рисование.  В училище у него появилось огромное количество друзей.

Слайд 5С четырнадцати  лет Виктор занимается  только живописью.  Обучать рисунку и

живописи мальчика взялся преподаватель училища, Василий Васильевич Коновалов. Он же

всячески старался расширить кругозор своего ученика. Несмотря на слабое здоровье и на постоянные боли в спине, Виктор решает  связать свою жизнь с живописью. Одна из первых картин, написанная им в те годы и сохранившаяся до наших дней, «Окно» находится в Государственной Третьяковской Галерее.

окно

Слайд 6В шестнадцать лет он  бросает реальное училище и уезжает в

Москву поступать в школу живописи и ваяния и в петербургскую

Академию художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков. Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влияет на его здоровье. Художник вынужден оставить Петербург. В Москве Виктор посещает кружок, где он встретил свою будущую жену художницу  Елену Владимировну Александрову.

Слайд 7Эта поездка оказала на него огромное влияние. Он  занимался в

мастерской у прекрасного педагога  Ф. Кормона,  внимательно приглядываясь к тому,

что происходило во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов.

После окончания школы  Борисов-Мусатов жаждет  продолжить свое художественное образование. Осенью 1895 года он отправляется в Париж. Борисов-Мусатов живет в Париже до 1898 года.

в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как

напоминание о  прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно, и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту.

Слайд 9Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху:

картины «Осенний мотив» (1899),  «Гармония» (1899-1900) выглядели как пышные изображения

костюмированных сцен. Но вскоре он создал несколько произведений, которые принесли ему известность. Главными героями  этих картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы. Самые общие приметы старины нужны были художнику для того, чтобы передать свое элегическое чувство, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом.

Слайд 10В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой.

Елена Владимировна стала для Мусатова не просто женой, она стала

его другом, соратником, музой. Мы  можем увидеть её на многих работах художника. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.  В этом же году художник  с семьей покидает Саратов и перебирается в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника — символиста в живописи. Многие молодые художники, такие как П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. В начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков.

Слайд 11Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на

даче Цветаевых. Как и всегда, он много и плодотворно работает.

Но внезапно 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ему было 35 лет. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях

Слайд 12Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в том самом месте, которое

памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: