Художник Маковский: биография и творчество
Маковский вырос в семье, где все увлекались искусством. Оба его брата и сестра также посвятили себя живописи. Под руководством отца пятнадцатилетний Владимир для вступительных экзаменов в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1861 году написал портрет мальчика, торгующего квасом. Картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» (1869) принесла художнику большой успех.
Правдиво и любовно изображает Маковский крестьянских детей с их непосредственностью, близостью к природе. Это — одна из любимых тем художника. Перед картинами Маковского невольно вспоминаются некрасовские стихи о крестьянских детях и тургеневские рассказы.
В картине «Ночное» (1879) несколько ребятишек, затаив дыхание и не сводя глаз, слушают босоногого мальчишку, который что-то увлеченно рассказывает — наверное, какую-нибудь страшную историю про чертей и ведьм.
С большой симпатией изображает художник детей в картинах «Игра в бабки» (1870), «От дождя» (1887), «Девочка с гусями» (1889).
Картины Маковского — это история русского общества. В них художник нередко поднимался до глубокого социального обобщения.
Имя художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского в истории русской живописи стоит рядом с именами таких мастеров, как П. А. Федотов, В. Г. Перов, И. Е. Репин.
По материалам старого советского журнала…
Маковский Владимир Егорович
Маковский Владимир Егорович Родился: 14 (26) января 1846 года.
Умер: 21 февраля 1920 года.
Биография
Владимир Егорович Маковский (26 января (7 февраля) 1846, Москва — 21 февраля 1920, Петроград) — русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873), действительный член Петербургской Академии Художеств (1893). Брат К. Е. Маковского.
Владимир Маковский родился в семье видного деятеля искусств Е. И. Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать Владимира — Любовь Корнилиевна (урождённая Моленгауэр). Брат художника Маковского Константина Егоровича.
Квартира Маковских находилась на набережной Москва-реки с видом на Кремль. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Они стали известными художниками, а Мария — певицей. От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В. А. Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).
С 1861 по 1866 Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С. К. Зарянко и Е. С. Сорокина. Училище Владимир закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».
В 1869 за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию». С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике («Крестьянские мальчики», «Пастушки», «Ночное», «Возвращение с ночного»). Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П. М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.
В 1873 за картину «Любители соловьев» Маковский был произведён Академией художеств в академики
Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание. Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».
В это же время он написал 21 жанровую картину для альбома «Эпизоды Севастопольской жизни 1854—1855 годов».
В 1872 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках, а с 1874 года его избрали членом правления.
С 1882 по 1894 Маковский преподавал в МУЖВЗ. В это время он писал иконы для церкви и часовни в Борках. В 1892 году ему было присвоено звание профессора. Вплоть до 1894 года он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа-Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов.
С 1894 по 1918 Маковский преподавал в Петербургской Академии художеств, куда он был приглашен на должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище. В 1895 он был назначен ректором Академии. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов, В.А. Кузнецов. С 1905 года действительный статский советник.
Умер Владимир Егорович Маковский 21 февраля 1920 года. Похоронен в Петрограде на Смоленском православном кладбище.
Биография Владимира Маковского
Владимир Маковский родился в семье видного деятеля искусств Е. И. Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать Владимира — Любовь Корнилиевна (урождённая Моленгауэр). Брат художника Маковского Константина Егоровича.
С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Они стали известными художниками, а Мария — певицей. От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать.
Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В. А. Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).
С 1861 по 1866 Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С. К. Зарянко и Е. С. Сорокина.
Училище Владимир закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».
Творчество Маковского
Маковский был мастером жанровой живописи, его картины принадлежат к числу наиболее типичных образцов искусства «передвижников».
1873 за картину «Любители соловьев» Маковский был произведён Академией художеств в академики
Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание
Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».
Лучшие свои вещи Маковский написал в 1880–1890-х г.г.: «Крах банка», (1881), «Свидание», (1883); «На бульваре», (1886–1887), «Объяснение» (1889–1891); все эти картины находятся в Третьяковской галерее.
Некоторые картины Маковского были запрещены царской цензурой, например, «Ходынка» (1896–1901), находится в Петербурге.
Маковский также успешно работал как портретист, иллюстратор и педагог: с 1882 г. он преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в Академии художеств.
Третья любовь. Последние годы жизни
На выставке в Париже в 1889 году любитель женщин и покоритель их сердец познакомился с Марией Матавтиной, которая была моложе Юлии на 10 лет. Завязались отношения, через некоторое время Мария родила Константину сына, причём назвала его в честь обожаемого мужчины Костей. Наверное, это впечатлило художника, и он ничего не стал скрывать от жены, та подала на развод. Пока длился изматывающий для художника бракоразводный процесс (в моральном и материальном плане), у Марии родилось ещё двое детей, а после оформления официального брака с Маковским, в 1900 году, четвёртый ребёнок. Счастливый ли был этот союз художника? По воспоминаниям Сергея, его сына от Юлии, Маковский, тогда уже пожилой и не совсем здоровый, был не удовлетворён жизнью с третьей женой, не доволен её отношением и воспитанием детей. Но возможно Сергей так говорил, потому что, по собственному признанию, не простил отца за то, что он покинул семью. По другим источникам, в распаде второго брака виновата сама Юлия, излишне меркантильная и капризная, из-за чего Маковскому и не хотелось возвращаться домой из Парижа… Как бы там ни было, с Марией художник узаконил всех детей – эту семью он также обожал, много писал. Чудесные картины – очевидное доказательство его любви. Счастье, длившееся 17 лет, оборвалось в 1915 году в трагическом дорожном происшествии: извозчик коляски, в которой сидел Маковский, не удержал лошадь, испугавшуюся звона трамвая, тогда ещё редкого на улицах. Пожилого художника выбросило из перевернувшейся коляски. Травмы оказались не совместимы с жизнью.
Личная жизнь. Первый брак
Константин Маковский был мужчиной горячим, женщин он любил. Женился трижды. Первый раз в 27 лет. Его женой стала театральная актриса Елена Буркова. Слаженный союз с ней напоминал Константину семью, в которой он вырос сам. Объединённые взаимной любовью и общими интересами, молодые часто собирали дома известных представителей богемы, особенно сблизились с композиторами из «Могучей кучки». Елена была чуткой, понимающей женщиной, как данность приняла ситуацию, что в семье Маковских живёт внебрачная дочь мужа – Татинька. Надо отдать должное Константину Егоровичу, он никогда не отказывался от своих детей, поддерживал, позже, в 1877 году узаконил своё отцовство и в отношении этой девочки. Родившийся у Елены в 1871 году сын умер в младенчестве, спустя пару лет от туберкулёза скончалась супруга.
Смерть и наследие
В начале 1930 года поэт много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а премьера пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. А 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился.
В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, площади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.
Если вам нужна биография по датам – посмотрите
хронологическая таблица Маяковского
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
- Самой большой любовью в жизни поэта и его музой была Лиля Юрьевна Брик. С ней и ее мужем, Осипом, Маяковский дружил, а затем переехал жить в их квартиру. У Лили и Владимира начался бурный роман, и ее муж фактически уступил ее другу.
- Маяковский пользовался популярностью у женщин. Однако поэт официально не зарегистрировал ни одни свои отношения. Известно, что, кроме дочери Патриции, у Маяковского есть еще и сын от связи с художницей Лилей Лавинской – Глеб-Никита, советский скульптор.
- После смерти отца от заражения крови (он укололся, сшивая бумаги), Маяковского всю жизнь преследовала фобия умереть от инфекции.
- Придуманная Маяковским и ставшая его визитной карточкой стихотворная «лесенка» вызывала негодование среди его коллег. Ведь редакции платили в то время не за количество символов в произведении, а за количество строк.
- После чтения Маяковским в Большом театре поэмы о Ленине зал аплодировал 20 минут, на этой постановке присутствовал Сталин.
- Маяковский стоял у истоков советской рекламы, за рекламную деятельность поэт подвергался критике со стороны некоторых современников.
Все интересные факты из жизни Маяковского
-
/11
Вопрос 1 из 11
Галерея
-
«Крах банка», 1880
-
«Цыганское гадание», 1912
-
«Крестьянка с детьми», 1883
-
этюд к картине «9 января 1905 года на Васильевском острове», 1905-1907
-
этюд картины «9 января 1905 года на Васильевском острове»
-
«Ночлежники», 1889
-
«Семья художника», 1893; Национальный музей искусств Азербайджана
Список работ
- «Собиратель картин и рисунков», 1869, ГТГ ()
- «Игра в бабки», 1870, ГТГ
- «Приемная доктора» 1870, ГТГ
- «Придворные певчие» 1870, ГТГ
- «Любители соловьев» 1873, ГТГ
- «Ожидание», 1875, ГТГ
- «Друзья-приятели», 1878, ЧОКГ
- «Осуждённый», 1879, ГРМ
- «Благотворительница», 1878
- «Толкучий рынок в Москве», 1879
- «У мирового», 1880
- «В четыре руки», 1880
- «Казначейство в день выдачи пенсии»
- «Крах банка», 1881
- «Оправданная», 1882
- «Моление о Чаше» ЦАК МПДА
- Портрет И. М. Прянишникова, 1883, ГТГ
- «Свидание», 1883, ГТГ
- «На бульваре», 1886—87, ГТГ
- Портрет И. Е. Цветкова, 1890, ГТГ
- Портрет И. Е. Сорокина, 1891, ГТГ
- Портрет Д. А. Ровинского, 1894, ГТГ
- «Семейное дело», 1884
- «Материалист и идеалист», 1900
- «Освящение публичного дома», 1900
- «Пастушки», 1903
- «9 января 1905 года на Васильевском острове», 1905
- «Проводы новобранца», 1912, ГМИИ им. А. С. Пушкина, отдел личных коллекций
- «Девочка-сиротка», 1913; холст, масло
- «В сельской школе», 1883
Галерея
Список работ:
- «Игра в бабки», 1870, ГТГ,
- «Приемная доктора» 1870, ГТГ,
- «Придворные певчие» 1870, ГТГ,
- «Любители соловьев» 1873, ГТГ
- «Ожидание», 1875, ГТГ;
- «Осуждённый», 1879, ГРМ
- «Благотворительница» (1878),
- «Толкучий рынок в Москве» (1879),
- «У мирового» (1880),
- «В четыре руки» (1880),
- «Казначейство в день выдачи пенсии»,
- «Крах банка» (1881),
- «Оправданная» (1882),
- «Моление о Чаше» ЦАК МПДА,
- Портрет И. М. Прянишникова, 1883, ГТГ
- «Свидание» (1883),
- «На бульваре», 1886—87, ГТГ
- Портрет И. Е. Цветкова, 1890, ГТГ
- Портрет И. Е. Сорокина, 1891, ГТГ
- Портрет Д. А. Ровинского, 1894, ГТГ
- «Семейное дело» (1884),
- «Материалист и идеалист» (1900)
- «9 января 1905 года на Васильевском острове» (1905)
- «Проводы новобранца», 1912, ГМИИ им. А. С. Пушкина, отдел личных коллекций
- «Девочка-сиротка». 1913. Холст. Масло
Общие черты картин Константина Маковского
Творчество Маковского можно разделить на несколько периодов, ведь его живописная манера была разносторонней. До 1883 года художник писал картины на социальные темы. Материалы он собирал не только в Петербурге и Москве, но и в Тамбовской, Саратовской и Тверской губерниях. В этих местах он жил подолгу.
Константин Егорович вместе с другими художниками писал картины на темы, требующие глубокого социального осмысления. Объединённые общей идеей, в 1870 году они создали Товарищество передвижных художественных выставок.
В 1873 году по причине болезни жены семья вынуждена была переехать в Египет, где Маковский написал несколько работ «Дервиши в Каире», «Перенесение священного ковра из Мекки в Каир» и другие.
Позже он создаст немало замечательных портретов. Женщины-меценатки, благотворительницы, предпринимательницы, несмотря на торжественную нарядность и величавость, полны нежности, мягкости и сдержанного достоинства. Особое место занимают портреты императора Александра II и других сановных особ. В каждом из них за внешним антуражем просматриваются личные качества. Немало работ посвятил Маковский семье.
В 1890-х годах художника заинтересовала историческая живопись. Он создал ряд многофигурных композиций: «Минин на площади Нижнего Новгорода», «Поцелуйный обряд» и др.
Журнал «Нива» писал в 1911 году:
Под влиянием модного на рубеже XIX – XX веков модерна Маковский увлёкся романтизмом и написал «Демон и Тамара», «Русалки». В последние годы жизни вновь стал проявлять интерес к русским корням.
Возможно, он создал бы ещё немало выдающихся произведений, если бы не погиб в результате несчастного случая в 1915 году.
Биография Маяковского таблица. Хронологическая таблица Маяковского. Этапы жизни и творчества
Жизнь этого поэта продлилась неполные 37 лет, но вместила очень многое. Он был одним из лидеров авангардного искусства, при этом официально объявлен верным сторонником генеральной линии партии, стойким бойцом идеологического фронта. Его поэзия – гениальное сочетание поиска новой формы и вечных ценностей в содержании, мощного голоса трибуна и тонких лирических нюансов.
1893-1906. Детство
Родился 7 июля 1893 года в семье Владимира Константиновича Маяковского, руководившего канцелярией лесничества в маленьком грузинском селе Багдади близ Кутаиси, и Александры Алексеевны Павленко, родом с Кубани. Дед отца был казацким есаулом, получившим дворянство.
Хронологическая таблица Маяковского содержит много свидетельств о ранних способностях будущего поэта: самостоятельно выучился читать, проявляет большой интерес и склонности к литературе и рисованию, запоминает много стихов, свободно говорит на грузинском языке.
1902 – поступает в старший подготовительный класс Кутаисской гимназии, показывая хорошую подготовку особенно в русском языке и рисовании.
1905 – активно интересуется революционными событиями, участвуя в сходках и манифестациях. Теряет интерес к учёбе.
19 февраля 1906 года внезапно скончался от заражения крови В.К. Маяковский.
1906-1910. В Москве
Хронологическая таблица Маяковского раннего московского периода — учёба в гимназии, увлечение марксизмом, вступление в РСДРП (б), арест:
1906, август– семья Маяковских приезжает в Москву, где учится старшая сестра Владимира – Людмила.
1906, сентябрь -начинает учиться в Пятой классической гимназии. Учится неровно, знакомится со студентами-участниками революционного движения. Увлекается чтением философских книг, изучает марксизм.
1908 – вступает в Российскую социал-демократическую партию большевиков, получает партийную кличку «товарищ Константин», бросает учебу в гимназии. Подозревается в распространении прокламаций и подвергается первому аресту. Выпущен за недостатком улик.
1909 – Желая продолжить образование, поступает в Строгановское училище, но в июле был вновь арестован по подозрению в организации побега политзаключенных. В Бутырской тюрьме много читает беллетристику, в том числе поэтов-символистов. Пробует писать сам.
1910 — Семья добивается освобождения Владимира как несовершеннолетнего. Занимается живописью готовясь к поступлению в Училище живописи, ваяния и зодчества.
1911-1914. Маяковский-футурист
Хронологическая таблица Маяковского периода начала творческой деятельности — знакомство с Д. Бурлюком, первые выступления и публикации, участие в движении футуристов:
1911, сентябрь – Поступает в МУЖВИЗ. Знакомится с художником и поэтом Давидом Бурлюком и другими футуристами.
1912 – знакомит Бурлюка со своими стихами, тот оценивает их очень высоко. Выступает с первым публичным чтением своих стихов в футуристическом кафе «Бродячая собака».
1912, декабрь – публикует стихотворения в альманахе «Пощечина общественному вкусу».
1913, март – выходит альманах «Требник троих» со стихами и рисунками Маяковского.
1913, май – выходит литографское издание сборника «Я»
1913, декабрь – участвует в коллективных выступлениях футуристов, состоялось первое представление трагедии «Владимир Маяковский» в Петербурге.
1914, январь-март – участвует в выступлениях футуристов по всей стране –от Казани до Тифлиса. Исключается из училища, одна из причин — принадлежность к футуризму.
1914, ноябрь – после начала войны получает отказ в получении свидетельства о благонадежности, нужном для вступления добровольцем в действующую армию.
1915-1919. Маяковский и революция
Хронологическая таблица Маяковского предреволюционного и послеоктябрьского времени — знакомство с Горьким, с Бриками, призыв на военную службу, участие в революционных событиях, «Окна РОСТА»:
1915, февраль – знакомство с А.М. Горьким.
1915, июль – Знакомство с Лилией Юрьевной Брик и её мужем.
1915, сентябрь – призыв на воинскую службу. Благодаря хлопотам Горького определен в запасную роту Военно-автомобильной роты в Петрограде чертежником — служба занимает лишь часть дня.
1916 – в течение года выходят поэмы «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», множество стихов.
1917, весна – активно участвует в событиях Февральской революции: выступает на митингах, пишет воззвания, избирается в Союз деятелей искусств Петрограда.
1917, осень – после Октябрьской революции выступает за сотрудничество деятелей искусств с Советской властью.
1918, весна – пишет киносценарии, снимается в кино.
1918, ноябрь – премьера пьесы «Мистерия-буфф».
1919, октябрь– начало работы в Москве над «окнами «РОСТА» — до февраля 1922 года создано 400 плакатов и 600 текстов.
Библиография
- Друженкова Г. А. Владимир Маковский / Художник-оформитель А. Ф. Серебряков. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. — 136 с. — 42 000 экз. (обл., суперобл.)
- Журавлёва Е. В. Владимир Маковский. — М.: Искусство, 1971. — 160 с. — 25 000 экз. (в пер., суперобл.)
- Азаркович В., Гусарова А., Плотникова Евг. ГТГ: Рисунок. Акварель. М., 1966.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: peoples.ru,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Проголосуйте page
Собственный выбор
Маковский стремится к другому признанию – в светских кругах и за щедрое вознаграждение. Он всё чаще получает заказы от аристократов и знаменитостей на портреты, начинает выставлять свои произведения отдельно от собратьев по кисти. А побывав за границей в середине 1870-х, окончательно сформировал для себя направление работы, которое удовлетворяло бы его по всем параметрам: живопись, известность и деньги. Работу свою он оценивал очень высоко. Примером может послужить курьёзный случай с заказом московского предпринимателя Пороховщикова полотна «Славянские композиторы». Маковский запросил 25 тысяч рублей, а Репин в итоге исполнил за полторы тысячи. Даже Павел Третьяков редко покупал картины Маковского. Да, великолепные, но слишком дорогие, считал он.
Биография
Владимир Маковский родился в семье видного деятеля искусств Е. И. Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать Владимира — Любовь Корнилиевна (урождённая Моленгауэр).
Квартира Маковских находилась на набережной Москва-реки с видом на Кремль. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Они стали известными художниками, а Мария — певицей От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В. А. Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).
С 1861 по 1866 Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С. К. Зарянко, Е. С. Сорокина и самого В. А. Тропинина. Училище Владимир закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».
В 1869 за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию». С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике («Крестьянские мальчики», «Пастушки», «Ночное», «Возвращение с ночного»). Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П. М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.
В 1873 за картину «Любители соловьев» Маковский был произведён Академией художеств в академики
Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание. Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще»
В это же время он написал 21 жанровую картину для альбома «Эпизоды Севастопольской жизни 1854—1855 годов».
В 1872 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках, а с 1874 года его избрали членом правления.
С 1882 по 1894 Маковский преподавал в МУЖВЗ. В 1892 году ему присвоили звание профессора. Вплоть до 1894 года он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов.
С 1894 по 1918 Маковский преподавал в петербургской Академии художеств, куда его пригласили на должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище. В 1895 он был назначен ректором Академии. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов.
Умер Владимир Маковский 21 февраля 1920 и был похоронен в Петрограде на Смоленском кладбище.
Выводы
После революции 1917 года творчество Константина Маковского было почти забыто в России. Имя живописца отнесли к салонным буржуазным художникам. Советские искусствоведы не ценили работ – большинство полотен были изъяты из крупных музеев.
Сегодня работы Маковского находятся в крупнейших музеях России: Третьяковской галерее, Русском музее, в региональных живописных хранилищах Омска, Серпухова, Ульяновска, Петрозаводска, Нижнего Новгорода, а также в Тбилиси, Минске, Вашингтоне. Значительная часть полотен мастера рассредоточена по частным коллекциям.
К счастью, в конце ХХ века интерес к произведениям мастера возродился, и сегодня происходит осмысление творческого наследия талантливого художника на новом историческом этапе.