Соотношение языка с обществом и мышлением

Соотношение языка с обществом и мышлением | linguistics wiki | fandom

Проблема соотношения языка и культуры[]

Проблема соотношения языка, культуры и лингвистики стоит в центре внимания многих наук, в том числе и этнолингвистики.

Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа

Сущность гипотезы лингвистической относительности заключается в том, что структура языка определяет структуру мышления. То, как человек познает действительность, определяется языком, на котором мыслит человек. Язык оказывает влияние на мировоззрение, культуру людей.

Концепция Ф. Бока

В рамках данной концепции проводятся аналогии между структурой языка и структурой общества. Считается, что языковые формы (синтаксические и морфологические структуры) составляют подкласс более общей культуры — категории культурных форм.

Под культурной формой понимается набор взаимосвязанных и частично произвольных ожиданий, верований, соглашений, разделяемых представителями социальной группы. Этот набор воздействует на поведение некоторых представителей данной группы.

Концепция Вержбицкой

Её концепция представляется сугубо лингвистической. Считается, что язык — лучшее доказательство реальности культуры, при этом культура понимается как передаваемая система установок и представлений.

Основные моменты

  • каждое языковое сообщество располагает общими значениями слов. С помощью общих значений возможна коммуникация. Общие значения слов — основа культуры. Значения могут меняться с течением времени или от одного диалекта к другому, но это происходит не внезапно, а постепенно. Однако ключевые слова (особенно важные и характерные для данной культуры слова, н-р душа, судьба) либо не меняются вовсе, либо меняются очень медленно.
  • чтобы понимать культуру, отличную от родной, нужно понимать смысл слов, моделирующих чужую культуру, т.е. ключевых слов.
  • каждый язык представляет собой уникальную семантическую систему и отражает уникальную культуру. Одно и то же слово на разных языках ощущается по разному.
  • жизнь общества и лексика языка, на котором оно говорит, тесно связаны. Это относится и к внешней, и к внутренней стороне языка.

Концепция Э. Холла

Э. Холл поддерживает мысль о том, что культура познаваема через язык народа. Однако языку не отводится такая же роль, что и в других концепциях.

Парадокс культуры заключается в том, что язык культуры — это то, что используется для описания самой культуры, но он плохо для этого подходит. Язык слишком инертен и ограничен и является продуктом собственной эволюции. Он не является системой для передачи мысли непосредственно в голову другого человека.

Холл делит культуру на:

  • открытую (поверхностную) — манеры общения, поведения; все, что можно наблюдать и учесть
  • глубинную — сткрыта от глаз; чтобы ее понять, в нее нужно вжиться.

Русский язык и культура речи

Урок 10.3. Язык и общество

Как писал В.Гумбольдт, «язык есть обязательная предпосылка мышления и
условиях полной изоляции человека. Но обычно язык развивается только в обществе,
и человек понимает себя только тогда, когда на опыте убедится, что его слова
понятны также и другим людям» (Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.:
1984. С.77). «Речевая деятельность даже в самых своих простейших проявлениях
есть соединение индивидуальных восприятий с общей природой человека», — писал
основоположник языкознания (там же).

Язык и
общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так
и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга
взаимное.

  • Отметим основные направления влияния общества на язык:
    • связь происхождения языка с возникновением человеческого общества;
    • социальная обусловленность развития языка;
    • социальное расслоение языка;
    • социальные компоненты в структуре языковых единиц;
    • сознательное воздействие общества на язык и его функционирование.

Происхождение языка было вызвано общественной потребностью. Средство общения,
а именно таким средством является язык, не могло возникнуть вне общения, вне
общественных отношений. Главное в процессе происхождения языка — становление
членораздельной речи, разграничение звуков и закрепление за ними четких
смыслов.

Социальную обусловленность развития
языка не следует понимать как прямое отражение в языке всех общественных событий
или как наличие социальных причин у каждого факта изменения языка. Социальные
факторы воздействуют на язык не прямолинейно: они могут ускорять или замедлять
темп языковой эволюции, способствовать перестройке отдельных участков языковой
системы.

Ярким примером влияния общества на
язык является социальное расслоение языка. Правда, в социальной дифференциации
языка получает отражение не только и не столько современная структура общества,
сколько предшествующие его состояния (поскольку темп развития языка отстаёт от
темпов развития общества).

  • В социальной структуре современного русского национального языка
    выделяются:
    • литературный язык;
    • территориальные диалекты;
    • городское просторечие;
    • профессиональные и социально-групповые жаргоны.

Социальные компоненты в структуре языковых единиц существуют потому, что язык
служит средством описания и самого общества. Так, слова, обозначающие
общественные явления, тем самым содержат в себе социальный
компонент.

Помимо не зависящего от воли
отдельных людей влияния общества на язык возможно и сознательное,
целенаправленное воздействие государства (и общества в целом) на развитие и
функционирование языка — языковая политика. К ней относится создание лингвистами
нормативных словарей и справочников, пропаганда языковых знаний и культуры речи
в средствах массовой информации.

Влияние языка
на общество изучалось значительно меньше. Сам факт такого влияния нередко
вызывал сомнения. Трудно, однако, представить, что основное средство мышления,
оформления и распространения информации в обществе является неким незаметным
инструментом, никак не влияющим на общественную
жизнь.

Более того, результаты политологических
и социологических исследований заставляют задуматься над тем, как формируется
отношение различных общественных групп к тем или иным событиям. Анализ
показывает, что это отношение во многом зависит от уровня понимания социальными
группами функционирующих в обществе актуальных словесных знаков. Многие
общественные проблемы решались бы эффективнее при наличии в обществе большего
взаимопонимания. Это взаимопонимание не появится в результате благих пожеланий и
призывов к общественному согласию, оно может появиться при сближении языкового
опыта и совершенствовании языковой способности членов различных общественных
групп.

Язык играет очень существенную роль в
общественной жизни, является основой взаимопонимания, социального мира и
развития. Он обладает организующей функцией по отношению к обществу.

Язык и общество[]

Язык всегда является достоянием коллектива. Без него невозможна совместная организация трудовой деятельности, функционирование социальных институтов, развитие культуры.

В большинстве случаев, коллектив людей, говорящих на одном языке, является одним этносом. Некоторые этнические языки служат средством межэтнического общения (например, русский, английский, арабский, суахили и т.д.). Иногда в силу исторических причин в одном этническом коллективе используется несколько языков, причем сферы их употребления разграничиваются. В особых условиях возникают языки, которые ни для кого не являются родными и служат исключительно для межэтнического общения (пиджины).

Однако язык этнической общности, как правило, не является абсолютно единым, в нем выделяются диалекты, профессиональные разновидности языка и т.д., что соответствует социальной и географической стратификации общества. Над разновидностями языка стоит литературный язык — вариант общенародного языка, понимаемый как образцовый.

Язык и мышление[]

Язык, будучи орудием закрепления, передачи и хранения информации, тесно связан с мышлением. Вместе с тем, язык и мышление не составляют тождества: они разные, хотя и взаимосвязанные, понятия.

Также, как и общение, мышление может быть вербальным и невербальным. Например, решение творческих задач технического характера не протекает в формах внутренней (а уж тем более внешней) речи, и является невербальным.

Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениях, умозаключениях. Оно протекает в формах, установившихся в языке, т.е. осуществляется в процессах внутренней или (при размышлении вслух) внешней речи. Но понятийное мышление может также опираться и на вторичные, искуственные языки, например, «язык» математики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: