Новейшие сочинения по русской литературе. Все темы 10-11 класс
Актуальность повести М. Булгакова «Собачье сердце»
План
1. Насильственные преобразования в обществе – основа повести «Собачье сердце».
2. Эксперимент Преображенского по созданию «нового человека».
3. Роль Швондера в воспитании Шарикова.
4. Финал эксперимента.
5. «Шариковы» наших дней.
Повесть «Собачье сердце», написанную в 1925 году, М. Булгаков не увидел напечатанной, так как она была изъята у автора вместе в его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска. «Собачье сердце» – последняя сатирическая повесть писателя.
Все, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем Булгаковым как эксперимент. Автор повести скептично относится к попыткам создания нового, совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами и к методам воспитания нового человека. Для него это было вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов». Именно об этом автор своим произведением и предупреждает читателей.
В основе повести лежит рискованный эксперимент. Когда профессор Преображенский в ходе своих научных опытов неожиданно для себя самого получает из собаки человека и затем пытается воспитывать это существо, у него есть основания рассчитывать на успех. Как-никак он крупнейший ученый, человек высокой культуры и высоких нравственных правил. Но он терпит поражение. Почему? Отчасти потому, что в процесс воспитания Шарикова вмешивается сама жизнь. Прежде всего в лице преддомкома Швондера, который норовит немедленно превратить это дитя эксперимента в сознательного строителя социализма. Лозунгами его «напичкивает». Энгельса дает почитать. Это вчерашнему Шарику-то. А наследственность?..
Задатки бездомного, вечно голодного и униженного пса соединились с задатками уголовника и алкоголика. Так и получился Шариков – существо, по природе своей агрессивное, наглое и жестокое. Только одного ему и недоставало: известного революционного лозунга: «Кто был ничем, тот станет всем».
Швондер вооружил Шарикова идейной фразой, то есть, он – его идеолог, его «духовный пастырь». Парадокс же в том, что, помогая утвердиться существу с «собачьим сердцем», он и себе копает яму. Натравливая Шарикова на профессора, Швондер не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Человеку с собачьим сердцем достаточно указать на любого, сказать, что он враг, и Шариков его унизит, уничтожит. Как это напоминает советское время и особенно тридцатые годы… Да и в наши дни такое встречается.
Финал истории с профессорским экспериментом почти идилличен. Преображенский возвращает Шарикова в его исходное состояние, и с тех пор каждый занимается своим делом: профессор – наукой, Шарик – собачьей службой профессору.
Такие люди, как Шариков, гордятся своим низким происхождением, «усредненным» образованием, потому что это отличает их от тех, кто духом и разумом высок, а потому должен, по их разумению, быть втоптан в грязь. Только так над ними возвысится Шариков. Невольно задаешь себе вопрос: сколько их было и сколько их есть среди нас сейчас? Тысячи, десятки, сотни тысяч? Внешне Шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас.
Это, например, народный судья, который, в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений, осуждает невинного. Это может быть врач, который отворачивается от больного, или чиновник, у которого взятки стали уже в порядке вещей. Это известный депутат, который при первой же возможности ухватить лакомый кусок сбрасывает маску, и, показывая свою истинную сущность, готов предать своих избирателей. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в таких людях всегда живет животное.
Шариковы со своей поистине собачьей живучестью не смотрят ни на что, пройдут везде по головам других. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени. Именно поэтому эта повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни и служит предупреждением грядущим поколениям.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление
Влияние на современную литературу
Огромное влияние «Собачье сердце» М. Булгакова оказывает на современную литературу. Роман стал своего рода наставлением для писателей, которые стремятся создать необычные и интересные произведения. В основе искусства Булгакова лежит техника, которую называют «магическим реализмом». Она состоит в смешении реальности и фантастики, что делает произведения автора неповторимыми и уникальными.
Многие современные писатели используют подобную технику в своих произведениях. Создание мира, в котором находятся главные герои, реального, но с элементами фантастики, позволяет дать широкое поле для фантазии и вдохновения. Оливер Зертус, Гарсиа Маркес, Маргарет Этвуд и многие другие авторы, смешивая реальность и фантастику, создают произведения, которые не имеют аналогов.
Также «Собачье сердце» М. Булгакова известно своим юмором и сатирой. В современной литературе эти элементы также играют важную роль. Авторы используют юмор и сатиру для передачи своего мнения, философии и критики социальной и политической действительности. Некоторые известные произведения, которые точно в корне меняют восприятие читателя, также содержат в себе элементы юмора и сатиры. Это подтверждает огромное влияние романа М. Булгакова на современную литературу.
Таким образом, «Собачье сердце» М.Булгакова является примером классики, которая оказывает потрясающее влияние на современную литературу. Техника магического реализма, юмор и сатира стали неотъемлемой частью современной литературы благодаря этому роману, внесшему большой вклад в развитие искусства и литературы в частности.
Разруха на том же месте, где она и была 100 лет назад
Самое известное изречение (цитата) из сочинения М. А. Булгакова: «Разруха не в клозетах, а в головах» остается справедливым и для сегодняшнего дня. Повесть увидела свет в 1925 году, почти 100 лет назад без малого. С тех пор ровным счетом ничего не изменилось. Да, люди стали говорить по мобильным телефонам, сообщение стало быстрее. Мир стал очень маленьким благодаря Интернету, но сам русский человек изменился мало.
Все это и делает актуальность повести «Собачье сердце» несомненной.
Как ни горько это признавать, но и сейчас найдутся люди, которые превращают чужой подъезд (а иногда и свой) в общественный туалет, и объяснить им, что это нехорошо, нет никакой возможности, потому что родители их плохо воспитывали.
Общее падение образования и культуры (причем не только интеллектуальной, но и бытовой) также не добавляет оптимизма. Дети растут иногда без понимания элементарных правил приличия. Но подрастающее поколение в этом виновато не слишком. Родителям некогда прививать им «доброе и светлое», они должны зарабатывать деньги, а главными сегодняшними «няньками» являются ТВ и Интернет. Понятно, что тут нельзя ждать ничего хорошего. Это и порождает «разруху в головах». Еще один печальный ответ на риторический вопрос про актуальность повести «Собачье сердце».
Тема
Писатель поднимает проблему
идеологии и политики большевизма, необразованности тех, кто добрался до власти, невозможности насильного изменения порядка в истории. Результаты революции плачевны, она, как и операция профессора Преображенского, привела к совсем неожиданным последствиям, вскрыла самые страшные болезни общества.
Тема
человеческой природы, натуры, характеров также затронута автором. Он даёт полупрозрачный намёк на то, что человек чувствует себя слишком всесильным, но не в состоянии контролировать плоды своей деятельности.
Кратко о проблематике
произведения: насильственное изменение общественного строя и уклада неминуемо приведёт к плачевным результатам, “эксперимент” будет неудачным.
Идея
повести Булгакова достаточна прозрачна: любое искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику, и другие сферы – не приведёт к позитивным изменениям. Автор придерживается здорового консерватизма.
Основная мысль
повести гласит следующее: необразованному, незрелому “народу” типа “Шариковых” нельзя давать власть, они морально незрелы, такой эксперимент обернётся катастрофой для общества и истории. Слишком узким будет вывод о художественных целях автора с позиции государственного строя и политики 20-30 годов, поэтому обе идеи имеют право на жизнь.
Смысл названия
произведения в том, что не у всех людей, от рождения нормальные, духовно “здоровые” сердца. Есть на земле люди, которые живут жизнью Шарикова, у них собачьи (плохие, злые) сердца от рождения.
Смысл, заложенный автором
По сути, повесть – это попытка автора описать происходящее в обществе метафорично, завуалированно, но таким образом, чтобы человек думающий без труда понял, о чём речь. В произведении резко разделены две сферы: интеллигенция (в лице профессора Преображенского, умного, благородного, справедливого человека) и “низы”, пролетариат (люди, которые неожиданно получили практически неограниченную власть). Последние представители общества в большинстве своём слепо верят в назидание “верхов”, готовы броситься в бой по команде, они не способны принимать решения, брать ответственность. Это слишком незрелые в моральном плане люди, им проще быть орудием в руках всеобъемлющей власти. Гражданская война не сделала общество лучше, скорее наоборот, – люди стали злее, завистливее, ожесточённее.
Композиция
Повесть имеет кольцевую композицию, что можно проследить, следуя за содержанием произведения.
Повесть начинается с описания собаки, которая вскоре становится человеком; заканчивается тем, с чего началось: Шариков прооперирован и снова обретает облик довольного животного.
Особенностью композиции являются дневниковые записи Борменталя о результатах эксперимента, о перерождении пациента, о его достижениях и деградации. Таким образом, история “жизни” Шарикова документально зафиксирована помощником профессора. Ярким ключевым моментом композиции является знакомство Шарикова со Швондером, который оказывает решающее влияние на формирование личности новоиспечённого гражданина.
В центре рассказа два главных героя: профессор Преображенский и Полиграф Шариков, именно они имеют сюжетообразующую роль. В завязке произведения интересен приём автора, когда жизнь показывается глазами пса Шарика, его “собачьи” размышления о погоде, о людях и собственной жизни – отражение того немногого, что нужно для спокойного существования. Кульминацией повествования является перерождение Полиграфа, его моральное и духовное разложение, наивысшим проявлением которого стал замысел убийства профессора. В развязке – Борметаль и Филипп Филиппович возвращают подопытного в его первоначальный вид, чем исправляют свою ошибку. Этот момент очень символичен, так как определяет то, чему учит повесть: некоторые вещи можно исправить, если признать свою ошибку.
Популярные сочинения
- Сочинение Лес моего детства 8 класс
У каждого представляется своя картинка, когда думаешь о лесе, каким он был, когда ты был маленьким. С чем это связано? Наверное, с самыми счастливыми моментами, когда совпало всё – ароматы леса, виды и эмоции
- Чацкий — победитель или побежденный? — сочинение-рассуждение (9 класс)
Комедия под названием «Горе от ума» описывает достаточно сложный и проблематичный период, который пришлось пережить Руси в тот момент. Тогда старые дворянские идеалы меняются на новые и прогрессивные идеи человечества.
- Примеры преданности из литературы
Преданность — это наличие силы духа в человеке, верность своим принципам и убеждениям. Это качество всегда очень ценилось в человеке. Самый лучший друг, жена, собака должны быть преданными
Сочинение 2
В произведении Булгакова «Собачье сердце» два главных героя: профессор Преображенский и Шариков – искусственный человек, созданный профессором и его помощником доктором Борменталем из уличной собаки Шарика
Сама задумка профессора была гениальна: очеловечить собаку путем пересадки ей важной железы внутренней секреции – гипофиза. Ожидания от операции были огромны: новый человек должен был быть гораздо лучше и развитее, чем все остальные
Но что-то пошло не так: хотя сердце у Шарикова осталось собачьим, мозги явно работали по-пролетарски. Видимо, сказывалось влияние пересаженного гипофиза, взятого у пьяницы Клима Чугункина.
Шариков превращался в человека очень быстро: быстро вылезла лишняя шерсть, отпал хвост, появились зачатки осмысленной речи. И поначалу ученых все радовало: стал курить и есть селедку, как человек. Разрешил надеть на себя брюки. Но положительные эмоции на этом и закончились. Очеловечившись, Шариков стал вести себя нагло и бесцеремонно, считая, что вокруг ему все должны: должны кормить, так как он где-то должен столоваться, должны прописать, так как у него самого нет жилья. Нищий Клим Чугункин ничего не нажил за свою недолгую жизнь и ничему не научился. Единственное, что он мог, это – играть на балалайке по трактирам. Но ему ничего больше и не было нужно! Зачем напрягаться, если можно отнять у богатых все и поделить между такими же бедными. Вот это будет справедливо! Все мастерство нетрезвого пролетария и его мировоззрение передается Шарикову. И он пытается «все поделить», тем более, что у него куча единомышленников – Швондер и его компания.
Действие происходит после революции в двадцатые годы прошлого века. Начинается «уплотнение» богатых и дележ их имущества: для начала в квартиры подселяют бездомных, которые начинают топить паркетом печки и гадить в туалетах. Это, к сожалению, долгое время считалось нормой и признавалось большинством. Ведь сколько храмов были просто загажены и разрушены. «Мир – хижинам, война – дворцам». Вот лозунг того времени. А почему все должны разрушить дворцы и жить в хижинах, сказать трудно.
Шариков со своим мировоззрением неожиданно для профессора и Борменталя «идет в гору»: он даже находит работу «по специальности» — очищает город от бродячих животных, ненавистных ему котов. За ним начинают присылать машину, он начинает носить «кожанку», так модную тогда среди руководящих работников. Но это еще полбеды: он пишет на профессора и доктора Борменталя кляузу. И их спокойный мир рушится: мало того, что нарушено спокойствие, возникает еще и куча физических неудобств, доставляемых Шариковым. Но Шариков нагло объясняет все происходящее: да, затопил ванную, так ведь хотел проучить кота! И проучил, несмотря ни на что. Все можно, все дозволено. И ничего за это не будет.
Пословица гласит: бойся гнева терпеливого человека. И терпеливый профессор Преображенский и не менее терпеливый Борменталь прогневались со всеми вытекающими отсюда последствиями: они превратили вредного Шарикова обратно в собаку. Причем, пес был добрый и ласковый, по словам профессора. Значит, всему виной не собачье сердце, а гены Клима Чугункина, как сейчас принято говорить.
Это сказка, а сказки всегда кончаются хорошо. Все получили по заслугам. И карета превратилась обратно в тыкву, а наглый Шариков – в доброго пса, благодарного, в отличие от Шарикова, за все сделанное ему профессором.
В СССР это произведение Булгакова длительно замалчивалось, потому что симпатию вызывал не пролетарий Шариков, как этого бы хотелось, а буржуазный Филипп Филиппович – умный, интеллигентный и образованный. Да и революционные деятели не вызывали доверия. А это в корне противоречило учению марксизма-ленинизма и верному курсу партии, которым наша страна шла долгие годы. С момента написания «Собачьего сердца» прошло почти сто лет, но этот шедевр Булгакова стал не менее, а более актуальным и востребованным: сюжет с налетом фантастики, чудесный язык и торжество справедливости делают это произведение одним из лучших произведений мировой классики. Как, впрочем, и все остальные произведения Булгакова.
Сочинение Алеко в произведении Цыганы (образ и характеристика)
Алеко — главное действующее лицо поэмы Александра Пушкина «Цыганы». Он является образом цивилизованного человека. Юноша постоянно критикует жизнь в городе.
Вопрос заглавия статьи во многом риторический. Булгаков писал о вечных проблемах земли русской, да и не только русской. Но мы постараемся разобраться конкретно в теме, определяющей актуальность повести «Собачье сердце», и объяснить, почему не только вечно, но и злободневно.
Актуальность повести
Повесть «Собачье сердце» была написана в 1925 году и являлась последней сатирической повестью писателю. В этот период как раз зарождался социализм и М. А. Булгаков в своей повести затронул возникшие в обществе проблемы. Этот период он видел как эксперимент, во время которого разрушались старые идеалы, на которых издавна держалась царская Россия, и создавалось новое революционно настроенное общество с такими элементами как Шариков , Швондер . Они не любили интеллигенцию и пытались всяческие с ними бороться путем науськивания, доносов и даже насилия. Они проявляли неуважение к любым материальным и духовным ценностям в своем стремлении построить справедливое, коммунистическое общество.
В основе повести «Собачье сердце» также лежит эксперимент, в ходе которого профессор Преображенский , выдающийся хирург и светило медицины, превращает собаку в человека. Несмотря на то, что в прошлом бездомный пес Шарик внешне начинает походить на человека, ведет он себя как существо с задатками вечно голодного, униженного пса и алкоголика, уголовника Клима Чугункина, чьи органы ему были пересажены. Как только профессор не старался перевоспитать нового гражданина, ничего не выходило. Тогда на него успевает повлиять новый председатель домкома – товарищ Швондер. Он дает Шарику, теперь уже Полиграфу Полиграфовичу Шарикову, почитать Энгельса, «напичкивает» идеями о строительстве социализма, а также настаивает, чтобы профессор прописал нового жильца.
Швондер выступает этаким идеологом и духовным наставником наглого Шарикова. Такие, как они не стыдятся своего низкого происхождения и недостатка образования, а наоборот считают, что господа с высоким разумом и духом должны быть унижены и втоптаны в грязь. Только так Шариков и Швондер могли бы возвыситься, что и в наши дни нередко встречается. Однако в финале повести профессор проводит еще одну операцию на возвращение Шарику его собачьего естества. Эксперимент прошел удачно. Общество избавилось от назойливого Шарикова, а в квартире Преображенского вновь появился добросердечный пес.
В своей повести М. А
Булгаков акцентировал внимание на том, что Шариковых в обществе может быть сколько угодно. Внешне они ничем не отличаются от остальных, но внутри имеют «собачье» сердце
Они, не задумываясь, пройдут по головам других ради своих целей, предадут близких, напишут донос, подставят и т. д. Таких людей всегда предостаточно. Повесть была, есть и будет актуальной, потому что главная угроза общества в любую эпоху – это собачье сердце в союзе с человеческим разумом.
Легендарное произведение Булгакова “Собачье сердце” изучается на уроках литературы в 9 классе. Его фантастическое содержание отражает вполне реальные исторические события. В “Собачье сердце” анализ по плану предполагает подробный разбор всех художественных аспектов произведения. Именно эта информация представлена в нашей статье, включая анализ произведения, критику, проблематику, композиционную структуру и историю создания.
Характеры персонажей в повести «Собачье сердце» М. Булгакова
Профессор Филипп Филиппович Преображенский
Один из главных героев повести – бекетовщик, занимающийся пересаживанием человеческих органов в тела животных. Эгоистичен, увлекается наукой и не остановится ни перед чем, чтобы достичь своих целей. Но, несмотря на это, неподдельно любит своего питомца Шарика и пытается защитить его от окружающих неприятностей.
Шарик
Вначале повести – безымянный бездомный пес, ставший экспериментом Преображенского. Подвергнут операции, Шарик превращается в человеческого субъекта. Однако быстро понимает, что не может жить в двух мирах одновременно и совершает возвращение в собачью жизнь. В этом периоде он проявляет смелость и воля, а после возвращения к человеку – оказывается полностью зависим от общественного мнения, слаб и неуверен в себе.
Берлиоз
Редактор литературного журнала, пытающийся наладить контакт с людьми высшей эшелонной общества Москвы. Горделив, властен и убежден, что знает лучше всех, что хорошо и актуально в литературе. Березовский также обладает отвратительным характером: он попирает других, опускает своих подчиненных и интеллигентов, а также очень не любит собак.
Крысобака Шариков
Личность, возникшая в Шарике после того, как он вернулся к нормальной собачьей жизни. На первый взгляд, Крысобака кажется экстравагантной и угрожающей личностью, ногда она означает нечто совершенно иное. Она делает вид, что владеет независимостью, но на самом деле представляет собой подчиненное и легкомысленное зверушку, желающую у богатых броситься в глаза.
Религиозные мотивы в «Собачьем сердце» М.Булгакова
Одним из главных мотивов в романе М.Булгакова «Собачье сердце» являются религиозные темы. Автор, будучи теологом по образованию, обращается к многим аспектам религиозности и религиозной практики.
- Дилемма между жизнью и смертью представлена в романе через судьбу персонажа Беляева. Он становится объектом экспериментов и теряет свою индивидуальность, тем самым приближаясь к смерти. Однако он все же продолжает жить благодаря пересадке собачьего сердца. Эта тема связана с вопросами жизни и смерти, морали и этики, а также религиозных убеждений.
- Стремление к идеалу является еще одним религиозным мотивом. Герой романа, профессор Преображенский, стремится к совершенствованию человеческого тела и развитию человеческой природы, что может быть интерпретировано как стремление к идеалу Божественной природы. Отдельные персонажи подвергаются его экспериментам в надежде достичь нового уровня осознания своей природы.
- Религиозная символика играет важную роль в романе. Профессор Преображенский и его ассистент доктор Борменталь обращаются к религиозным символам для описания своих экспериментальных поиск, выражения своих мыслей и убеждений. Сама идея возможности пересадки собачьего сердца основана на религиозном представлении о душе и ее продолжении после смерти.
Заключительно можно отметить, что религиозные мотивы являются одними из важнейших тем, затрагиваемых Булгаковым в романе «Собачье сердце». Он объединяет их вместе с философскими и этическими вопросами, раскрывая сложность человеческой природы и ее взаимодействия с миром.
Вариант 1
Повесть «Собачье сердце» А.М. Булгакова была опубликована почти сто лет назад, но благодаря поднимаемым вопросам, до сих пор она не потеряла своей актуальности. На ее страницах с легкостью уживаются проблемы человеческой нравственности, социализма, научной ответственности и социума. Приятно удивляет, то, что автор нашел возможность смешения жанров и добавил немного научной фантастики, что так же определило успех книги.
Произведение является не только литературным шедевром, но и своеобразной остроумной сатирой на советское общество, что делает его острее для восприятия. Вся эта смесь с политической подоплекой особенно важна для изучения. Она дает возможность проверить проницательность и понимание важных социальных проблем.
В повести рассказывается о собаке Шарике, которая была превращена в человека с помощью научного эксперимента профессора Преображенского. То, что получилось в результате опыта нам известно. Таким образом, автор показывает, что ответственность за научные открытия необходимо контролировать.
В нашем времени, когда люди все еще сталкиваются с расизмом, сексизмом и другими формами дискриминации, повесть «Собачье сердце» говорит о том, что никакие технологии не смогут изменить человеческую натуру, если не измениться сама человеческая сущность. Произведение показывает, что только образование и глубокое понимание морали могут изменить человека к лучшему.
Кроме того, повесть является острым сатирическим шедевром, который издевается над бюрократической системой Советского Союза. Булгаков подчеркивает, что решения, принимаемые чиновниками, могут быть глупыми и бессмысленными, и что такое государство не может привести к счастью людей.
Таким образом, можно сказать, что повесть «Собачье сердце» А.М. Булгакова до сих пор остается актуальной в нашем времени. Ее образы и сюжет описывают современное общество и нашу натуру, и показывают, что умножение знаний не обязательно приводит к улучшению жизни, если не будем стремиться к лучшему сами.
Сочинение 2
В произведении Булгакова «Собачье сердце» два главных героя: профессор Преображенский и Шариков – искусственный человек, созданный профессором и его помощником доктором Борменталем из уличной собаки Шарика
Сама задумка профессора была гениальна: очеловечить собаку путем пересадки ей важной железы внутренней секреции – гипофиза. Ожидания от операции были огромны: новый человек должен был быть гораздо лучше и развитее, чем все остальные
Но что-то пошло не так: хотя сердце у Шарикова осталось собачьим, мозги явно работали по-пролетарски. Видимо, сказывалось влияние пересаженного гипофиза, взятого у пьяницы Клима Чугункина.
Шариков превращался в человека очень быстро: быстро вылезла лишняя шерсть, отпал хвост, появились зачатки осмысленной речи. И поначалу ученых все радовало: стал курить и есть селедку, как человек. Разрешил надеть на себя брюки. Но положительные эмоции на этом и закончились. Очеловечившись, Шариков стал вести себя нагло и бесцеремонно, считая, что вокруг ему все должны: должны кормить, так как он где-то должен столоваться, должны прописать, так как у него самого нет жилья. Нищий Клим Чугункин ничего не нажил за свою недолгую жизнь и ничему не научился. Единственное, что он мог, это – играть на балалайке по трактирам. Но ему ничего больше и не было нужно! Зачем напрягаться, если можно отнять у богатых все и поделить между такими же бедными. Вот это будет справедливо! Все мастерство нетрезвого пролетария и его мировоззрение передается Шарикову. И он пытается «все поделить», тем более, что у него куча единомышленников – Швондер и его компания.
Действие происходит после революции в двадцатые годы прошлого века. Начинается «уплотнение» богатых и дележ их имущества: для начала в квартиры подселяют бездомных, которые начинают топить паркетом печки и гадить в туалетах. Это, к сожалению, долгое время считалось нормой и признавалось большинством. Ведь сколько храмов были просто загажены и разрушены. «Мир – хижинам, война – дворцам». Вот лозунг того времени. А почему все должны разрушить дворцы и жить в хижинах, сказать трудно.
Шариков со своим мировоззрением неожиданно для профессора и Борменталя «идет в гору»: он даже находит работу «по специальности» — очищает город от бродячих животных, ненавистных ему котов. За ним начинают присылать машину, он начинает носить «кожанку», так модную тогда среди руководящих работников. Но это еще полбеды: он пишет на профессора и доктора Борменталя кляузу. И их спокойный мир рушится: мало того, что нарушено спокойствие, возникает еще и куча физических неудобств, доставляемых Шариковым. Но Шариков нагло объясняет все происходящее: да, затопил ванную, так ведь хотел проучить кота! И проучил, несмотря ни на что. Все можно, все дозволено. И ничего за это не будет.
Пословица гласит: бойся гнева терпеливого человека. И терпеливый профессор Преображенский и не менее терпеливый Борменталь прогневались со всеми вытекающими отсюда последствиями: они превратили вредного Шарикова обратно в собаку. Причем, пес был добрый и ласковый, по словам профессора. Значит, всему виной не собачье сердце, а гены Клима Чугункина, как сейчас принято говорить.
Это сказка, а сказки всегда кончаются хорошо. Все получили по заслугам. И карета превратилась обратно в тыкву, а наглый Шариков – в доброго пса, благодарного, в отличие от Шарикова, за все сделанное ему профессором.
В СССР это произведение Булгакова длительно замалчивалось, потому что симпатию вызывал не пролетарий Шариков, как этого бы хотелось, а буржуазный Филипп Филиппович – умный, интеллигентный и образованный. Да и революционные деятели не вызывали доверия. А это в корне противоречило учению марксизма-ленинизма и верному курсу партии, которым наша страна шла долгие годы. С момента написания «Собачьего сердца» прошло почти сто лет, но этот шедевр Булгакова стал не менее, а более актуальным и востребованным: сюжет с налетом фантастики, чудесный язык и торжество справедливости делают это произведение одним из лучших произведений мировой классики. Как, впрочем, и все остальные произведения Булгакова.
Этого произведения очень глубокий смысл. Его можно найти внимательно прочитав.
9 класс
`
История создания
Произведение Булгакова было написано в 1925 году. Всего за три месяца на свет родилось гениальное произведение, которое обрело впоследствии легендарное будущее и всенародную славу.
Оно готовилось к изданию в журнале “Недра”. Прочитав текст, главный редактор, естественно, отказался печатать такую, откровенно враждебную к существующему политическому строю, книгу. В 1926 году на квартире у автора был совершён обыск и рукопись “Собачьего сердца” была изъята. В первоначальном варианте книга называлась “Собачье счастье. Чудовищная история”, позже она получила современное название, которое связывают со строками из книги А. В. Лайферта.
Сама идея фабулы, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, заимствована автором у писателя-фантаста Г. Уэлсса. Булгаковский сюжет становится едва ли не прикрытой пародией на правительственные круги и их политику. Писатель дважды выступал с чтением своей повести, впервые – на литературном собрании “Никитинские субботники”.
После очередного выступления зал был в восторге, за исключением нескольких писателей-коммунистов. При жизни автора его произведение не публиковалось, во многом из-за опального содержания, но была и другая причина. “Собачье сердце” впервые было опубликовано за рубежом, это автоматически “приговаривало” текст к гонениям на родине. Поэтому только в 1986 году, спустя 60 лет, оно появилось на страницах журнала “Звезда”. Несмотря на немилость, Булгаков надеялся опубликовать текст при жизни, его переписывали, копировали, передавали друзья и знакомые писателя, восхищаясь смелостью и оригинальностью образов.