Вариант 8
«Мертвые души» — это знаменитая поэма, написанная Николаем Гоголем. Это произведение представляет собой увлекательную историю о главном герое, который пытается обмануть помещиков, купивши мертвые души. В поэме изображены различные образы помещиков, которые раскрывают глубину русской души и моральное состояние русского общества.
Помещики, изображенные в поэме «Мертвые души», представляют собой различные типы людей: богатые и бедные, глупые и умные, жадные и щедрые. Гоголь создает реалистические портреты помещиков, описывая их внешность, характер, образ жизни и отношения с окружающими. Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны, что делает их образы более живыми и реалистичными.
Одним из наиболее ярких образов помещиков в поэме является образ Плюшкина. Он изображен как очень жадный и скупой человек, который живет один в своей большой усадьбе и собирает деньги, не тратя их на ничто. Этот образ символизирует жестокость крепостной системы, когда крестьяне вынуждены были работать на богатых помещиков и не имели никаких прав.
Еще одним примером является образ помещика Манилова. Он изображен как слабый и нерешительный человек, который не может принимать самостоятельных решений и всегда идет на поводу у других. Этот образ символизирует недостаток лидерских качеств в русском обществе и подчеркивает его застойность.
Образы помещиков в поэме «Мертвые души» раскрывают различные аспекты русской души и показывают, какими были люди в то время. Гоголь создал яркие и запоминающиеся образы, которые до сих пор вызывают интерес у читателей.
Мне нравится45Не нравится20
Рейтинг сочинений
214
88
59
39
25
21
15
5
2 вариант
Поэма «Мёртвые души» — уникальное произведение Николая Гоголя. В нём автор показал недостатки российского общества. В произведении показана деградация человека, уничтожение его души. Для наглядного примера автор использовал дворянство: помещиков. В произведении каждый представитель этого класса сформировал свой быт, обладает неповторимыми чертами, имеет свою историю. Учитывая внешнее разнообразие, эти представители обладают одной общей чертой: владея душами живых людей, их души являются мертвыми.
Постараемся рассмотреть характер всех помещиков.
Первым делом Чичиков отправляется в поместье Манилова. Про таких людей говорят: «ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса». Все мысли человека занимают мечты о прекрасной жизни и пустые разговоры, которые не приносят пользы. Он не занимается практическими делами, не знает, что происходит у него дома. Этот человек постоянно заискивает перед высокопоставленными чиновниками, поэтому его душа мертва.
Следующим представителем является Настасья Коробочка. Исходя из говорящей фамилии помещицы, стоит отметить основную черту её характера – ограниченность мышления: помещица находится в «коробочке» своего создания. Настасья Филипповна хорошо ведёт своё хозяйство. Она не обладает значительными деньгами, но в любом деле она боится потерять потенциальную выгоду. Смысл жизни у помещицы заключается в накоплении денег, поэтому душа её мертва.
Ярким представителем среди помещиков Чичиков считал Ноздрёва. Он любит шумные компании, пьяные вечеринки, игры в карты, злачные места. Он проиграл своё имение, поэтому живёт в долгах. Постоянные скандалы и ругательства доставляют крепостным серьёзные неприятности. Он любит себя. Главной целью в жизни этого человека – постоянные гулянки, игра в карты и посещение злачных мест. Душа помещика мертва.
От помещика Ноздрёва, Чичиков прибывает к Собакевичу. Чичиков отмечает: «Чёртов кулак». Корыстный и зацикленный на материальных благах человек. Он замечательный хозяин, а его крестьяне проживают в комфортабельных условиях. Однако, душа этого человека тоже мертва. У неё потребности ограничиваются, съеденным количеством пищи.
Плюшкин – последний представитель в списке помещиков, которых посещал Чичиков. Его фамилия обозначает «сплющенность» его души. Плюшкин – скупой человек, он не поддерживает контакты с семьёй, а пытается накопить мусор в своём доме, носит оборванный халат и употребляет сухари. Автор называет такого представителя помещиков «прорехой на человечество».
Рассмотрев разных помещиков, у которых был Чичиков Павел Иванович, делаем вывод о значении поэмы «Мертвые души». Мертвыми душами считаются не физически умершие люди, которых хотел приобрести Чичиков, а помещики, владеющие этими людьми. В произведении отражены «живые» души, которые представлены простыми людьми. Подобными примерами Николай Васильевич Гоголь показал, что не всё потеряно. Ещё есть время для изменений, поэтому он показывает Русь в качестве «необгоняемой тройкой».
9 класс
Вариант 5
«Мертвые души» — произведение, в котором Гоголь тонко и остроумно передает образ помещиков, нередко изображаемых как самодовольные и ленивые люди. В центре сюжета находится герой Чичиков, который, собирая мертвые души, посещает разных помещиков. Но не все они одинаково изображены в поэме.
Один из ярких образов помещиков в «Мертвых душах» — Манилов. Он является характерным представителем российской земской интеллигенции того времени. В поэме описывается, что Манилов «ничего не делал» и жил бездельничая. Такой образ помещика Гоголь использовал для критики той эпохи, когда земство не выполняло свои функции по управлению землей. Помещик Манилов стал символом бездействия и бесполезности земства.
Еще один образ помещика — Плюшкин. Он живет в изоляции от окружающего мира и окружен своими богатствами, но не заботится о своих земляках и крестьянах. Гоголь описывает Плюшкина как «совсем не человека, а такую некую мертвую вещь». Образ Плюшкина служит критикой того, что помещики не воспринимали своих земляков как людей, а только как средство для достижения собственных целей.
В заключение, можно сказать, что образы помещиков в «Мертвых душах» ярко передают ту эпоху, когда помещики жили за счет своих крестьян и не заботились о развитии и благополучии своих земельных владений. Они символизируют нежелание меняться и приспосабливаться к новым реалиям жизни. Кроме того, они являются свидетелями того, как бездействие и равнодушие могут привести к упадку и разрушению целого общества.
Мне нравится51Не нравится30
Господская усадьба
Месторасположение поместья было приукрашено его хозяином и находилось гораздо дальше, чем рассчитывал Чичиков. При описании деревни Манилова автор делает акцент на том, что находится рядом:
- серые и убогие деревянные крестьянские избушки, которых насчитывалось более двухсот штук;
- отсутствие деревьев, кустов и прочей зелени, что делало деревню еще более непривлекательной;
- темный и скучный сосновый лес, проглядывающийся вдалеке.
На подъезде к деревне стоял большой дом из камня, в котором и жил помещик. Окружающие строение клумбы с сиренью и желтой акацией «на английский манер» говорили о том, что хозяева придерживаются модных тенденций того времени. Всю эту картину дополняли ругающиеся и сквернословящие бабы, бродящие в воде и вылавливающие из пруда Манилова раков и рыбу. У крыльца гостя встречал чрезмерно гостеприимный хозяин. Внешность его была слишком слащавой:
- белокурый;
- голубоглазый;
- улыбка заманчива и притягательна.
Вариант 1
В поэме «Мертвые души» образ помещиков является одним из центральных мотивов. Помещики в этом произведении представлены как социальный слой, который совершенно не способен понять истинную сущность Чичикова и его необычный образ жизни. Помещики, в большинстве своем, живут в мире привычек и стереотипов, их мышление заключено в рамки привычной жизни и они не готовы к новым идеям.
В поэме Гоголя мы видим, как помещики сразу же принимают Чичикова и интересуются его жизнью, несмотря на то, что у него нет никакого прошлого и нет официальной работы. Они не задают себе вопроса о том, откуда у него деньги и почему он занимается сомнительными сделками, они лишь рады принять его в своём обществе и обсудить с ним все последние новости.
Одним из ярких примеров образа помещиков в «Мертвых душах» является образ помещика Манилова. Он представляет собой типичного представителя своего класса: ленивого, беспомощного и никчемного. Он не способен самостоятельно управлять своим имением, а когда Чичиков предлагает ему сделку, которая на первый взгляд кажется совершенно бессмысленной, он сразу же соглашается на нее, надеясь получить выгоду. Манилов представляет собой классический пример того, как помещик попросту ждет своей участи и ничего не делает, чтобы изменить свою жизнь.
Другим примером образа помещиков в «Мертвых душах» является образ помещицы Коробочки. Она представляет собой женщину, которая не в состоянии самостоятельно принимать решения и полагается на мнение других. Она не видит в Чичикове ничего плохого и принимает его, как хорошего человека, просто потому что ее друзья и знакомые так считают.
Таким образом, помещики в поэме «Мертвые души» изображаются как несчастные люди, попавшие в тупик своего бытия и неспособные к реформам. Они являются одним из главных символов России того времени, где правила привилегированное дворянство, не желающее менять свой образ жизни
В то же время, через их образ автор показывает, насколько важно менять устаревшие традиции и смотреть в будущее, чтобы не оказаться в руинах
Мне нравится305Не нравится91
Образ помещика Собакевича
Используется говорящая фамилия — действительно, Собакевича можно сравнить с животным, но не с собакой, а с медведем. Описание Гоголем имело сходство с внешностью этого животного. На Собакевиче был фрак “медвежьего цвета”, крестьяне называли хозяина Михайлом Семеновичем. Собакевич был неуклюж и не отличался манерами. В усадьбе помещика тоже все неуклюжее, большое и неповоротливое. Крестьяне крепкие, но глупые и грубые люди. Собакевич не мог отказаться от предложения Чичикова, и без зазрения совести продал души. Для него важны только деньги, и из всей галереи образов помещиков Собакевич является самым “мертвым” из них. Для него все приличные люди — свиньи.
Рис. 4. Помещик Собакевич. Автор П. М. Боклевский
Несколько интересных сочинений
Главным персонажем произведения является юный парень по имени Дориан. Внешне он был схож с ангелом, имел миловидное лицо, он просто прекрасен. У Дорина голубые глаза и бледное лицо.
Картина называется Подмосковная зима. И сразу рождаются вопросы — почему именно Подмосковная? Чем она отличается от Московской или какой-либо другой? Ответы находятся в идее художника
Интерьер гостиной Коробочки просто наполнен стариной, почти все вещи в комнате — старые. На стенах гостиной висят старые обои: «. Чичиков кинул вскользь два взгляда: комната была обвешана старенькими полосатыми обоями. » В гостиной Коробочки также есть картины : «. картины с какими-то птицами. » «. на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче. » Между окнами в комнате висят старинные зеркала: «. между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; За зеркала заложены разные старые мелочи: «. за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок. » На стене висят старинные часы, которые издают пугающие звуки: «. стенные часы с нарисованными цветами на циферблате…» «. странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; За шипеньем тотчас же последовало хрипенье, и, наконец, понатужась всеми силами, они пробили два часа таким звуком, как бы кто колотил палкой по разбитому горшку, после чего маятник пошел опять покойно щелкать направо и налево. » «. Часы опять испустили шипение и пробили десять. » В гостиной Коробочки стоит диван, на котором и ночует Чичиков: «. Вот здесь и расположитесь, батюшка, на этом диване. » Также в комнате стоит стол, который Коробочка накрывает для Чичикова утром: «. В гостиной давно уже было все прибрано, роскошные перины вынесены вон, перед диваном стоял покрытый стол. «
Это описание господского дома Коробочки в цитатах.
Просмотрите сцены: Чичиков в гостинице и встречи его с помещиками, там очень подробно все описано.
Критики считают, что каждый помещик олицетворяет собой какой-либо порок.
Господский дом помещика Собакевича в «Мертвых душах» может многое рассказать о его хозяине. Дом Собакевича является отражением его характера и личности. Помещик Собакевич — хороший хозяин своей усадьбы. Собакевич предпочитает удобство и мало заботится о красоте вещей. Внешний вид и интерьер дома Собакевича подтверждает этот факт.
Господский дом Плюшкина — мрачный, вымерший, дряхлый. Ворота и ограда в усадьбе обветшали и покрылись плесенью
В доме Плюшкина открыты только два окна. Остальные заколочены или закрыты. В дом едва ли попадает дневной свет.
После прочтения поэмы невольно начинаешь обращать внимание на обустройство своего дома, своих друзей, знакомых, ведь внутренний интерьер многое может рассказать о хозяине, его привычках, характере. Самые популярные вопросы о Чичикове
Самые популярные вопросы о Чичикове
Как зовут Чичикова? Чичикова зовут Павел Иванович.
Как зовут кучера Чичикова? Кучера Чичикова зовут Селифан.
Как зовут слугу (лакея) Чичикова? Слугу (лакея) Чичикова зовут Петрушка.
Чем похожи Чичиков и Плюшкин? Чичиков и Плюшкин похожи тем, что они оба — экономные, жадные и подозрительные люди.
Чем Чичиков похож на Собакевича? Чичиков похож на Собакевича тем, что оба эти героя везде ищут свою выгоду, они основательно и серьезно походят к делу.
В какой последовательности Чичиков посещал помещиков? Чичиков посещал помещиков в такой последовательности: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.
Какой чин носил Чичиков? Чичиков носил чин коллежского советника.
Как Чичиков попал к Коробочке? Чичиков попал к Коробочке, потому что сбился с пути и искал ночлега.
Кто отдал Чичикову бесплатно мертвые души? Манилов отдал бесплатно Чичикову мертвые души.
Какого цвета был фрак Чичикова? У Чичикова был фрак «брусничного цвета с искрой».
Кто предложил Чичикову почесать пятки? Коробочка предложила Чичикову почесать пятки на ночь.
-
Выборы это кратко для детей
-
Скарлетт йоханссон биография кратко
-
Археологические памятники бурятии кратко
-
Отличие угрозы от опасности кратко
- В г белинский западник кратко
Дом Манилова
Манилов ещё сохраняет человеческий облик и не одичал, но давно утратил реальную связь с жизнью и её смысл. Он существует в каком-то иллюзорном мире, ему достаточно на обычной беседке сделать надпись «Храм уединённого размышления», чтобы вообразить себя философом. Среди его обитой шёлком мебели стоит много лет два кресла, обтянутые рогожею, а рядом с изящным бронзовым подсвечником соседствует медный засаленный и скособоченный инвалид. В некоторых комнатах вообще нет мебели.
Очевидно, на момент женитьбы была попытка достойно обставить дом, но прошло восемь лет, и что было не сделано, таким и осталось. Кабинет хозяина меньше всего соответствует своему названию. Это какая-то комната для курения, в ней во всех местах хранится табак, а книга заложена на 14 странице второй год.
И дом Манилова, построенный на продуваемом всеми ветрами холме, и его обстановка говорят, что напрасно было бы ожидать от этого героя умных решений в ведении хозяйства. Всё идёт само по себе. Так живёт и помещик, и его крестьяне.
Гостиная Собакевича
- Бюро. Письменный стол с полками и ящиками – украшение гостиной. Форма стола – пузатое на четырех ногах изделие. Ножки были, по мнению Чичикова, пренелепые. Такое описание напоминает о порядке, с которым ведет хозяйство помещик.
- Стол, кресла, стулья – тяжелые и беспокойные. Эпитет, подобранный автором, делает мебель живой. Как стул может быть беспокойным? Наверное, он неправильно стоит, мешает ходьбе, передвижению о гостиной.
В гостиной стоит клетка с дроздом. Птица не была исключением в интерьере комнаты. Она тоже напоминала внешне Собакевича. Темное оперение, белые крапины и постоянное постукивание клювом. Дрозд собирал хлебные зерна на днище деревянного домика. Его стук прерывает молчание, которое воцаряется в доме после плотных приемов пищи. От птицы никто не ждет пения, только тупой монотонный стук.
Вариант 3
В поэме «Мертвые души» образ помещиков играет важную роль
Помещики изображаются как люди, чьи интересы сводятся только к наживе денег и заботе о своем благополучии, не обращая внимание на жизнь своих крестьян и общественное благо
Первый пример, который подтверждает это утверждение, это герой поэмы Плюшкин. Он является образцом жадности и скопидомства, но при этом полностью равнодушен к жизни своих крестьян. Его дом, описанный Гоголем, напоминает склад, полный различных вещей, но совершенно лишенный души. Крестьяне же в его глазах всего лишь «неживые существа», «холопы», «продукты сельского хозяйства». Плюшкин не видит в них людей, а только источники своего дохода.
Второй пример, помещик Манилов. Он является образцом незрелости и беспомощности. Манилов не может принимать самостоятельных решений и полностью зависит от других людей. К тому же он, подобно Плюшкину, совершенно равнодушен к жизни своих крестьян. Когда Чичиков предлагает ему выгодную сделку с мертвыми душами, Манилов соглашается, не задумываясь о том, что произойдет с его крестьянами после продажи их душ.
Таким образом, помещики в поэме «Мертвые души» предстают в крайне негативном свете, как люди, лишенные моральных принципов, неравнодушные к жизни своих крестьян и ориентированные только на свой личный доход.
Мне нравится101Не нравится42
Усадьба и деревня Манилова в «Мертвых душах»: описание поместья, имения |LITERATURUS: Мир русской литературы
Усадьба Манилова. Художник Н. Бажин |
Ниже представлена цитатная характеристика усадьбы (имения, поместья, деревни) Манилова в поэме «Мертвые души».Смотрите:Все материалы о МаниловеВсе материалы по поэме «Мертвые души»
Краткая характеристика усадьба Манилова (имения, поместья, деревни)
Автор ничего не говорит о хозяйственных постройках в имении Манилова (то есть об амбарах, складах и т.д., как у Плюшкина, например).
Описание усадьбы Манилова в цитатах
Усадьба Манилова. Художник А. Лаптев |
Беседка Манилова. Художник Н. Бажин |
Смотрите:Все материалы о МаниловеВсе материалы по поэме «Мертвые души»
Коробочка
Следующим выбран классиком женский характер. Помещица Коробочка. Это дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Помещица имеет имя Настасья Петровна. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Сколько их? Невозможно представить. А вот для чего они, с какой целью идет накопление, для кого? Ответа никто не даст. Накопление с целью накопления. Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми душами (крепостными девками), мертвыми людьми, пенькой или медом. Женщина, которая создана Богом для продолжения рода человеческого, нашла свою цель в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.
Дом Собакевича
Не задаётся им и Собакевич, но зато существует в полной гармонии с вещами, которыми себя окружил. Сам герой похож на медведя, он раздался из-за неумеренности в еде. Такие же греческие полководцы с толстыми ногами и гигантскими усами смотрят с картин в его гостиной. Такого же вида и мебель, прочная и неуклюжая. В углу на нелепых ногах стоит пузатое бюро из ореха, как медведь. Есть что-то от Собакевича-медведя и в столе, и в диване. И каждый стул тоже будто говорит, что и он Собакевич.
Мысли же и рассуждения самого героя связаны только с едой. Его обеденный стол говорит о животном аппетите Собакевича и о том, что он утрачивает человеческий облик, способность рассуждать, сострадать или хотя бы о ком-то сказать доброе слово.
Характеристика помещика Ноздрева
После знакомства с Коробочкой автор предлагает нам взглянуть на активного и веселого Ноздрева. Мы знаем, что ему 35 лет и он потерял жену, но это ему не мешает вести активную жизнь. Он любит гулять, ходить в баню и драться. Ему тяжело заниматься хозяйством, поэтому он и не занимается этим. Все свои деньги Ноздрев спускает на посещение кабаков и балов. Часто остается без денег и нагло просит в долг, считая это нормальным явлением. У помещика есть двое детей, о которых он также не заботится, а вот собак он любит больше всех, и проявляет заботу о них даже больше, чем о детях. Ноздрева мы видим человеком скандальным, который часто привирает для собственной выгоды. Чичикову не удается купить мертвых душ у этого персонажа. Гоголь говорит, о том, что такие Ноздревы часто встречаются на Руси, и еще долго будут жить.
Рис. 3. Помещик Ноздрев. Автор П. М. Боклевский
Сочинение 2
Интерьер как средство психологизма позволяет дать дополнительную характеристику хозяину дома. В поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголь мастерски использует этот приём, оставляя для читателя ключи к пониманию внутреннего мира своих героев.
Первым местом, которое Чичиков посетил в поисках мёртвых душ, становится усадьба Манилова, помещика-мечтателя. В каждой детали обстановки чувствуется претензия на изящество: английские клумбы, прекрасная новая мебель, щегольской подсвечник. Тем не менее эти предметы вынуждены соседствовать с чем-то неуклюжим: медным самоваром, креслами, обтянутыми рогожей. Во всём наблюдается неорганизованность, недоделанность: в некоторых комнатах нет мебели, книга вечно заложена на 14-ой странице, в кабинете рассыпан табак. Хозяйство шло как-то само собой, в то время как Манилов пребывал в сладких грёзах, рисуя в воображении будущие преобразования.
В усадьбе помещицы Коробочки наоборот прослеживается забота о довольстве хозяйства, экономность и практичность его обладательницы. В доме много мешочков и ящичков, куда хозяйка, жалуясь на неурожай и отсутствие средств, потихоньку складывает деньжонки. Везде встречаются мелкие вещицы: колода карта, чулок, письмо. На стенах особенно выделяются картины с птицами. Вся обстановка жилья свидетельствует о страсти Настасьи Петровны к накопительству, бережливости.
Поместье Ноздрёва – это царство хаоса, говорящее о неуёмной энергии своего владельца. Стихийность характера этого человека отразилась в затяжном ремонте дома и благоустройстве прилежащей территории. Демонстрируя хозяйство гостям, Ноздрёв не забывает приврать о количестве лошадей в конюшнях, собак на псарне и рыбы в пруду. В доме валяется табак и хлебные крошки, на стенах висит оружие. Всё подчёркивает любовь Ноздрёва к азартным развлечениям.
Собакевич не отличается особым эстетическим вкусом, но всё в его владениях отличается прочностью и порядком. При этом каждый элемент обстановки не лишён неуклюжести и своим видом напоминает самого хозяина: пузатое ореховое бюро, картины с греческими полководцами, тяжёлые кресла и стулья. Каждый предмет будто говорил: «И я тоже Собакевич!». Крепость и неуклюжесть, свойственные вещам Михаила Семёновича, становятся определяющими чертами его характерами.
Внешнее изобилие последнего помещика Плюшкина при ближайшем рассмотрении оказывается иллюзией. В усадьбе властвует разруха, а сам хозяин в силу жизненных обстоятельств опустился до крайней степени скупости, подбирая каждую соринку и складывая в огромную кучу посередине комнаты. Множество ненужных вещей, в большинстве грязных и старых, говорят о страшной алчности хозяина, ужасающей мелочности и жажде наживы.
Интерьер дома героев произведения помогает дополнить психологический портрет каждого из указанных лиц.
Сочинение 2
К каждому из них заезжал на усадьбу главный герой по фамилии Чичиков, который покупал мертвые души (документы умерших крестьян), чтобы разбогатеть. Да, он занимался незаконной деятельностью. Мошенник.
О характере помещика говорит не только его фамилия, но и усадьба и интерьер в доме, безусловно.
Первым, кто принимал гостя, был Манилов. Его отличительное качество – ненужная и неуместная слащавость, лестность. В доме его все было дорогое: и мебель, и обои, и ковры… Но всему чего-то не хватало. Был в каждом моменте какой-то изъян, портящий абсолютно все положительное впечатление. Например, в гостиной были стулья дорого обшиты, но на два из них этой обшивки не хватило. Это показывает суть хозяина, его пустоту.
У помещицы Коробочки дом заполнен старинными вещами, которые уже вышли из обихода. Это говорит о скупости хозяйки.
Интерьер дома Ноздрева не производит впечатления уютного жилища, зато мелкие вещи показывают всесторонние увлечения его хозяина.
Собакевич был грубым человеком. В его доме было все большое, объемное, толстое, крепкое, как и помещик. Казалось, что тут обитает средний медведь.
Таким образом, можно сказать, что интерьер говорит о человеке очень многое и является отражением его натуры.
Детали — часть сюжета
Давая описание обстановки в дома помещика, автор показывает нищету внутреннего мира Плюшкина. Для него важны только его сокровища, которые трепетно хранятся и группируются по значимости. Например, рюмка, где осталось немного напитка, в котором плавают мухи, или уже использованная зубочистка предназначается для особого случая. Гоголь мастерски описывает обстановку комнат, называя интерьер нелепым и удушающим. Мебель и картины не сочетаются друг с другом. Люстра не только в пыли, но и в паутине. Да и из углов на гостя смотрят пауки.
Этими деталями усиливается негативная характеристика Плюшкина. Гоголь описывает помещика следующими красками:
- Жадный.
- Психологически ущербный.
Дом Коробочки
Дом Коробочки тоже под стать своей хозяйке. В нём растыкана по углам, как по коробочкам, разная бесполезная мелочь. На всём лежит отпечаток скопидомства: на стенах с обветшалыми обоями висят в тёмных рамах зеркала, и за каждым из них или лежат старые карты, или заложено давнишнее письмо, или припрятан чулок.
Все вещи прожили со своей хозяйкой всю её жизнь и состарились. Часы не бью, а «собираются бить», прежде наполнив комнату хрипом, похожим на шипенье змей. Взбитая перина опустилась под Чичиковым до самого пола.
Коробочка по привычке продолжает хлопотать о продаже пеньки, перьев, сала, мёда. Но, если спросить её, что она думает о смысле жизни, ради чего она живёт, героиня, пожалуй, откроет от удивления рот и не поймёт вопроса, который прежде всего и должен интересовать человека.
Столовая дома
Время, которое семья Собакевича проводит за едой, занимает большую часть дня. Поэтому нельзя было не описать столовую. Но здесь автор почему-то выбирает прием контраста. Стол для любителей поесть небольшой по размерам, на нем умещается посуда на четыре персоны. Для чего выбран такой размер мебели? Возможно, чтобы подчеркнуть огромные блюда для трапезы семьи, сменяемые быстро и незаметно. Еда исчезает в животах, а небольшой стол остается прочно стоять в столовой.
Интерьер в данном произведении играет далеко не последнюю роль. Порой кажется, что автор старается отождествить атмосферу жилища с характером ее обладателя.
В данном же моменте отражается фальшь и желание человека казаться не таким, каков он есть на самом деле. А что может быть хуже лицемерия?
Что же касается интерьера Коробочки, он ориентирован на старину, точнее состоит по большей части из нее. Однако и в данном случае хозяйка доходит до фанатизма – многие вещи уже непригодны для использования, но женщина не выбрасывает их. Коробочке свойственна маниакальная бережливость и тяга к вещам, что отражается и на обстановке ее жилища.
Собакевич – «Своего не упустит»
Ещё один персонаж книги — Собакевич. Как и Коробочка, Собакевич предпочитает не грезить, подобно Манилову, и не вести развязный образ жизни, подобно Ноздрёву, а заниматься хозяйством. Узнав его поближе, Чичиков понял, что Собакевич на самом деле является пройдохой и хитрым пронырой, душу которого существующий крепостной режим прочно ожесточил и омертвил.
Собакевич — человек ограниченный, лишённый как амбиций, так и каких-либо духовных побуждений. Все его интересы сводятся к набиванию карманов и обильной еде. Даже сама мебель в доме помещика, как подметил Гоголь, призвана олицетворять своего хозяина — несуразная и чересчур громоздкая, совершенно лишённая эстетизма и красоты.
Собакевич
Помещик – кулак, медведь, камень. Имя помещик не может быть другим – Михайло Семеныч. Все в породе Собакевича крепкие: отец был настоящим богатырем. Он один ходил на медведя. Интересно, что классик дает описание жены – Феодулии Ивановны, но ничего не говорит о детях. Как будто тут не о чем рассуждать. Дети есть, они такие же крепкие, как все в породе помещика. Вероятно, живут самостоятельно где-то отдельно от отца. Становится понятно, что в их имениях все схоже. Еще одна интересная деталь — барин никогда не болел. Собакевич при первом восприятии несколько другой, чем предыдущие персонажи. Но постепенно понимаешь, в нем так же нет души. Она очерствела и умерла. Осталась неуклюжесть и мертвая хватка. Он поднимает на товар цену, даже не задумываясь о сути предмета продажи. Грубый хозяин властвует в поместье. Он ни в ком не видит хорошего, все мошенники и обманщики. Ирония сквозит в словах классика, когда Собакевич находит в городе одного порядочного человека и называет его свиньей. На деле сам Собакевич именно такой, каким представляет людей. Он обретает рысь, когда начинается торговля, и успокаивается, когда товар выгодно продан.