Краткое содержание
Краткое изложение книги «Отцы и дети» даст лучшее понимание смысла повествования.
История, описываемая в книге, начинается весной 1859 года. Место действия – российская глубинка.
В романе Отцы и дети смысл повествования раскрывается постепенно на протяжении 28 глав.
Главы 1-7
Николай Петрович Кирсанов едет встречать возвращающегося с учебы сына Аркадия с приятелем Евгением Базаровым. По дороге Николай Петрович смущенно признается сыну в том, что живет с крестьянкой Фенечкой.
В имении Кирсановых Базарова знакомят с братом хозяина Павлом Петровичем. Аркадий, познакомившись с Феней, узнает о существовании сводного брата.
Утром, пока Базаров осматривает окрестности, Аркадий описывает родным приятеля, рассказывая о его нигилистических взглядах, отрицании любви, религии, искусства.
Во время завтрака между вернувшимся с прогулки Базаровым и Павлом Петровичем вспыхивает спор. Становится заметна неприязнь собеседников друг к другу.
Главы 8-14
Прошло 2 недели. Все это время между Базаровым и Павлом Петровичем не утихают споры о нигилистах, аристократах.
Евгений и Аркадий отправляются в город навестить знакомых помещиков. Молодых людей приглашают на бал к губернатору, где они знакомятся с княгиней Анной Одинцовой. Княгиня приглашает приятелей к себе.
Главы 15-21
Приехав к Одинцовой, друзья знакомятся с сестрой Анны – Екатериной Локтевой. Аркадию нравится Одинцова, но княгиня симпатизирует Базарову, вызывая у Кирсанова ревность.
У Базарова возникают глубокие чувства к Анне. Но, несмотря на то, что Евгений ей не безразличен, Анна отвергает его.
Приятели покидают имение Одинцовой, отправившись к родителям Базарова. Старики безмерно рады любимому сыну. Но Евгений не собирается оставаться надолго, уехав через 3 дня.
Главы 21-28
Вновь поселившись у Кирсановых, Евгений занимается опытами. Аркадий помогает отцу управлять имением.
Аркадий решает навестить Одинцовых. Базаров сближается с Феней, Однажды, оставшись с ней наедине, целует девушку. Это видит Павел Петрович и устраивает дуэль с Евгением. Базаров ранит Павла Петровича в руку, затем уезжает домой, по дороге заехав в Никольское.
Аркадий, находящийся у Одинцовой и влюбившийся в Катю, просит ее руки у Анны Сергеевны. Приехавший Базаров рассказывает о дуэли, упрекая друга в том, что тот не годится для серьезных дел.
Вернувшись к родителям, Базаров вместе с отцом лечит больных. Во время врачебной практики нигилист заражается тифом. Зная, что умрет, Евгений посылает за Одинцовой, желая попрощаться с любимой. Врач, привезенной Анной, бессилен, Базаров умирает.
Эпилог
Через полгода Аркадий женится на Кате, Николай Петрович – на Фене. Павел Петрович покидает Россию, уехав в Германию. Анна Сергеевна выходит замуж. Лишь родители Базарова постоянно навещают могилу сына, молясь и вспоминая о нем.
Тема 121а. Смысл названия и проблематика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
“Нельзя объять необъятное”. Помня этот
афоризм Козьмы Пруткова, приступаем к этой теме,
которая чётко делится на две части. Первая —
смысл названия. Её содержание в той или иной
степени раскрыто в предыдущей теме.
Первая проблема романа заявлена в заглавии. Это
проблема отцов и детей — в возрастном,
социальном и философском аспекте. Думается, что
первое и второе, особенно второе, для
читателя-школьника не очень актуально. А что
актуально? Какая проблематика? Безусловно,
общечеловеческая, потому что она интересна всем
и всегда. Так и сужаем тему, чётко обозначая,
почему (в данной формулировке она необъятна) и
зачем это делаем. Зачем? Тоже понятно. Роман
читается в начале XXI века, и читается не так, как в
XIX и даже XX веках: что-то утратило свою
актуальность, что-то приобрело. Безусловно,
борьба разночинцев с либералами воспринимается
сейчас по-другому, в аспекте проблемы нигилизма.
На ней и остановимся.
Проблема эта возникла в критике, современной
Тургеневу: к ней последовательно обращались
Антонович, Писарев, Страхов. Но вернёмся к тексту
романа. Нигилизм Базарова — это его главный
“грех” в глазах Павла Петровича и… многих
читателей романа. Однако заметим, что
“нигилистом” назвал Базарова Аркадий. Базаров
же ни разу сам себя нигилистом не назвал и ни разу
не объяснил, что это такое. За него это сделали
другие герои, обвинив в… отрицании всего сущего.
Но нигилизм Базарова — вовсе не безверие, не
огульное отрицание всего существующего, как
ошибочно полагает Павел Петрович. Нигилизм
признаёт только то, что приносит конкретную,
ощутимую пользу. Не болтать, а дело делать? Но
оказывается, чтобы делать, надо знать, зачем,
какова цель. А эти слова уже не из базаровского
словаря, это для героя пустые слова. Так
образуется замкнутый круг сомнений и отрицаний:
делать конкретное дело… но во имя чего? И как
соотнести убеждения и реальность?
Любви нет и не может быть! Есть только анатомия.
Но любовь пришла и заставила страдать и
отстаивать свои убеждения. Только уже не перед
отцами — они Базарову не противники, а перед
самим собой, перед жизнью. И уже не Базаров
испытывает убеждения Павла Петровича на
прочность, а сам подвергается испытанию
одиночеством, любовью, смертью… Так исподволь
поднимается автором вопрос о границах нигилизма.
Тургенев признаёт: новое идейное течение
начинается с сомнения, с попытки поставить под
сомнение всё, накопленное опытом отцов,
выстроить жизнь на новых, более разумных и
справедливых началах. Но чтобы выстроить, надо
“место расчистить”. От чего? И… зачем?
Автор назвал своего героя “революционером”.
Действительно, Базаров словно рождён для борьбы.
Вот почему он отрицает и любовь, и искусство, и
природу — всё это силы, примиряющие человека с
окружающим его миром. Базаров жаждет борьбы и
ненавидит примирение, но “как бы то ни было,
Базаров всё-таки побеждён; побеждён не лицами и
случайностями жизни, но самою идеею этой жизни”
(Н.Страхов). Жизнь победила теорию героя, но
Базаров до последнего дыхания “не изменяет себе
ни единым словом, ни единым признаком малодушия”
(Н.Страхов).
Можно вместо темы нигилизма сосредоточиться на
теме любви (см. следующую консультацию).
Анализ дуэли в романе «Отцы и дети»
Давайте сделаем анализ дуэли, «Отцы и дети» содержат эпизод, в котором Базаров со своим другом проезжают через Марьино, Никольское и родительский дом. В эту поездку «новый» Базаров уже отказывается от напряженных идеологических споров с Кирсановым. Только иногда он бросает достаточно плоские остроты, которые уже мало напоминают прежний фейерверк мыслей. Базарову противостоит «холодная вежливость» дяди. Они являются противниками друг для друга, но не признаются в этом даже самим себе. Постепенно враждебность меняется на взаимный интерес. Во время этой поездки Базаров впервые решил полюбопытствовать и узнать, на чем основаны аргументы его противника. Тем не менее, остановка в доме Кирсановых оборачивается для Базарова дуэлью. Поединка потребовал Павел Петрович. Он даже захватил с собой палку для того, чтобы любыми путями сделать дуэль неизбежной. Самим фактом вызова на дуэль Кирсанов отошел от своих аристократических принципов. Ведь настоящему аристократу не следует снисходить до простолюдина. В те времена дуэль считался анахронизмом. Тургенев рисует в романе множество смешных и комичных подробностей. Дуэль начинается с приглашения в секунданты Петра, который перетрусил до полусмерти. Заканчивается дуэль трагикомичной раной «в ляжку» Павла Кирсанова, который будто нарочно надел «белые панталоны». Сила духа присуща обоим героям. Автор отмечал это и ранее. Но именно дуэль помогла преодолеть внутреннюю ограниченность. После дуэли Базаров и Кирсанов словно меняются. Так, Павлу Петровичу становится привлекателен чуждый ранее демократизм.
Вариант 2
Роман «Отцы и дети» — это книга, которую я прочитал в школе. Название этого романа имеет глубокий смысл. Оно говорит о том, что в книге рассматривается отношение между отцами и их детьми. Главный конфликт в романе заключается в различии взглядов и идеалов между поколениями.
В романе есть два главных персонажа — отец и сын. Отец, Николай Кирсанов, представляет старшее поколение, которое выросло во времена крепостного права. Он привык к старым традициям и обычаям, и его взгляды на жизнь отличаются от взглядов его сына, Аркадия. Аркадий, с другой стороны, представляет молодое поколение, которое стремится к переменам и новым идеям.
Основной конфликт между отцом и сыном возникает из-за их различных взглядов на мир. Отец считает, что старые традиции и обычаи должны сохраняться, в то время как сын стремится к новым идеям и хочет изменить старые порядки. Этот конфликт становится основой для развития сюжета романа.
В романе также рассматривается конфликт между разными идеологиями. Аркадий влюбляется в Евгения Базарова, молодого студента-медика, который является нигилистом. Нигилисты отвергают все традиции и обычаи, и считают, что ничего не имеет смысла. Этот конфликт между Аркадием и его отцом, а также между Аркадием и Базаровым, становится основным движущим силой романа.
Смысл названия «Отцы и дети» заключается в том, что роман рассматривает отношения между разными поколениями и их различные взгляды на жизнь. Он показывает, как эти различия могут привести к конфликтам и непониманию. Роман также поднимает важные вопросы о значении традиций и идеалов, и о том, как они влияют на нашу жизнь.
В целом, роман «Отцы и дети» является важным литературным произведением, которое помогает нам лучше понять отношения между поколениями и значимость наших идеалов
Он показывает, что конфликты между отцами и детьми неизбежны, но важно найти компромисс и понять друг друга
Мне нравится3.2 k.Не нравится2.2 k.
О романе
Роман Тургенева «Отцы и дети» появился на свет в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда молодые люди переосмысливали старые ценности и, наконец, когда герою-дворянину на смену приходит герой-мыслитель, герой-разночинец.
В самом романе мы отмечаем два конфликта: внешний и внутренний. Внешний – это конфликт «отцов» и «детей», противостояние разных поколений, а также конфликт между героем-дворянином и разночинцем-демократом. Проявляется он в отношениях Павла Петровича Кирсанова и Базарова, Николая Петровича Кирсанова и Аркадия. Внутренний же конфликт представляет собой противостояние идей, борьбу двух мировоззрений. Два конфликта и определили важнейшие линии романа.
Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров называет себя нигилистом. Суть его теории в отрицании большей части научного и культурного наследия, в утверждении материальных ценностей и «натурфилософского» взгляда на природу. Всё в главном герое провокационно, и при том он имеет явное влияние на окружающих, он прирождённый лидер. Однако на протяжении всего романа Тургенев сталкивает Базарова с трудностями: словесными баталиями между Павлом Петровичем Кирсановым, историей любви Николая Петровича и Фенечки, чувствами Аркадия к Кате, влюбленностью самого Базарова в Анну Одинцову. Благодаря всему этому автор показывает, насколько теории и убеждения Базарова узки и надуманны. Базаров не признавал религию, отрицал старые устои, опирался только на науку, считая необходимым разрушить всё старое, чтобы потом только на «голом фундаменте» стоить что-то новое. Но весь роман, каждая деталь его, каждая сцена убеждают нас в порочности нигилистической теории.
Внутренний конфликт романа построен на противопоставлении Базарова и Николая Петровича. Между ними нет открытых споров, да в открытом споре Николай Петрович никогда и не выиграл бы у Базарова. По замыслу Тургенева, Николай Петрович – носитель высоких нравственных ценностей, тех, которыми жизнь движется: любовь к людям и искусству, восхищение окружающим миром. Именно всё это противостоит нигилизму Базарова. Именно это и побеждает в конце романа.
Чтобы усилить акцент на изначальной ограниченности и противоречивости базаровских идей, Тургенев вводит в роман еще двух персонажей – Ситникова и Кукшину. Только такие пародии на людей взрастают на мёртвой почве нигилизма. Два этих персонажа считают себя последователями идей Базарова, но между ними и Базаровым оказывается мало общего. Взять хотя бы их образы жизни. Если Базаров, следуя своей философии, много учится и работает, то Ситников и Кукшина тратят свою жизнь впустую. И в итоге их интерес к теории Базарова проходит, как проходит любая мода. После кончины Базарова Ситников устраивается в жизни благодаря родственникам, а Кукшина меняет место жительства и свои интересы.
«Прозрение» Базарова начинается с того момента, как он влюбляется в Анну Сергеевну. До того, как познакомиться Одинцовой, Евгений относился к любви скептически, рассматривал её лишь с физиологической точки зрения. Герою нравилась женская красота, но любовь он считал болезнью. Однако встреча с Одинцовой меняет его взгляды на это чувство. Всё в героине влечёт к ней Базарова: её красота, обаяние, ум, умение держать себя с тактом и благородством. Но чувство, которое возникло по отношению к Анне Сергеевне, тяготит и раздражает героя, потому что его нигилистические убеждения вступают в борьбу с его человеческими, естественными чувствами. Базаров любит горячо и страстно, но в то же время сам себя не понимает и даже ненавидит. Примиряется он со своей любовью только перед смертью. В сцене прощания с Одинцовой он показан как настоящий романтик. Слова о догорающей свече, а также просьба позаботиться о родителях после его смерти как нельзя лучше опровергают все бывшие заявления Базарова! Эта сцена показывает, что перед лицом смерти отступает всё наносное, надуманное, а остаётся только главное – любовь к женщине и старикам родителям.
После смерти Базарова люди, окружавшие его, продолжают жить своей обычной, устоявшейся жизнью. Аркадий женится на сестре Одинцовой – Кате Локтевой, Николай Петрович – на Фенечке, у обеих пар рождаются дети; Павел Петрович уезжает за границу, благословив брак брата, а Анна Сергеевна выходит замуж. Все отпустили прошлое и живут настоящим. Родители Базарова скорбят о потере единственного сына и ходят на его могилу, а природа как незыблемый символ красоты и вечного перерождения окружает место последнего пристанища мятежного сердца героя.
Конфликт поколений
Помимо идеологических противопоставлений, в названии романа «Отцы и дети» отражены и взаимоотношения между детьми и отцами. Так выявляется прямое значение название романа.
Проблема преемственности поколений являлась вечной в литературе. В заглавии И. С. Тургеневу удалось заявить о конфликте между поколениями. С такой позиции название «Отцы и дети» рассматривается как всечеловеческий конфликт, отраженный во многих русских и зарубежных произведениях. Но несмотря на общий характер, конфликт поколений И. С. Тургенев показывает на примере нескольких героев. Яркий спор в повествовании наблюдается между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым
Внимание уделяется психологическому портрету каждого представителя противоборствующих поколений, каждого героя
Таким образом, название «Отцы и дети» – олицетворение обобщенного конфликта, который в свою очередь имеет частное рассмотрение.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Смысл названия «Отцов и детей»», рассмотрит двойной замысел И. С. Тургенев, который хотел показать борьбу «старого» и «нового» на примере конфликта Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Отцы и дети»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Отцы и дети»
для самых компанейских —
Главные герои «Отцы и дети»
для самых занятых —
Читательский дневник «Отцы и дети»
для самых любопытных —
Анализ «Отцы и дети» Тургенев
для самых крутых —
Читать «Отцы и дети» полностью
Тест по произведению
-
/15
Вопрос 1 из 15
Самые популярные материалы декабря для 10 класса:
В чем смысл романа «Отцы и дети»
Характеристика крестьян
Краткое содержание «Накануне»
Анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной» Тютчева
Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» Фета
Семья Мармеладовых
Смысл названия «Очарованный странник»
Жанр «Грозы» Островского
Теория Раскольникова и ее крах
Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов» (с цитатами)
Либералы и демократы
И. С. Тургеневу в романе удалось продемонстрировать конфликт демократической интеллигенции и либерального дворянства. Представителем «нового» поколения был Евгений Базаров, приверженцами «старого мира» – братья Кирсановы. Писателю удалось прочувствовать образ Базарова, человека «новой формации», человека не слова, а дела.
Несмотря на то что И. С. Тургенев в письмах отмечал, что его произведение направлено против дворянства, яркой позиции в романе он не выражает. Писатель не находится на стороне героев, он констатирует факт борьбы поколений, не отдавая предпочтения ни силе «отцов», ни силе «детей».
Вариант 7
Название романа Тургенева «Отцы и сыновья» — это умное и эффективное представление содержания романа. Название отражает суть темы романа — противостояния, происходящего между разными поколениями. Основной конфликт происходит между старшими, более традиционными мужчинами и их сыновьями, которые являются более прогрессивными и стремятся к переменам.
В романе уделяется большое внимание проблемам, связанным с переменами в обществе. В центре книги — столкновение Базарова, молодого реформатора, и Павла Петровича, провинциального дворянина, и их совершенно разные мировоззрения
Однако название книги несет в себе более универсальный смысл, напоминая читателям о подобных конфликтах, которые сохраняются во времени и в разных обществах
В центре книги — столкновение Базарова, молодого реформатора, и Павла Петровича, провинциального дворянина, и их совершенно разные мировоззрения. Однако название книги несет в себе более универсальный смысл, напоминая читателям о подобных конфликтах, которые сохраняются во времени и в разных обществах.
Заглавие простое и мощное, что, несомненно, делает его идеально подходящим для такой истории. Роман напоминает читателям, что все мы являемся продуктом нашего окружения, сформированного мыслями и действиями людей, которые пришли до нас. Название романа «Отцы и сыновья» говорит о ключевом и постоянном характере таких конфликтов. Это обязательное чтение для всех, кто заинтересован в изучении сложностей человеческих взаимоотношений.
Мне нравится1.9 k.Не нравится973
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
+1
+1
+1
+1
+1
Сочинение 2
Роман «Отцы и дети» был издан в момент обострения общественной борьбы и Евгений Базаров будучи представителем молодого поколения он стал героем своего времени и примером для подражания. Базаров – материалист, бескомпромиссный нигилист, отрицающий авторитет старшего поколения, и не признающий преклонения перед старыми истинами. Он бунтовал против всего нематериального, воплощая в себе идеалы того времени и был сторонником прогресса и нововведений. Роман вызвал бурю критики, что лишь подтверждало его злободневность.
Он не богат, но трудолюбив и целеустремлен. Зарабатывая себе на образование он стремится помогать людям и освободить общество от всего накопленного аристократией. Смыслом жизни своего поколения он считает разрушение старых устоев и всего, что с этим связано.
Основой сюжета является конфликт между представителями двух разных поколений — Павла Петровича Кирсанова и Евгения Васильевича Базарова. Павел Петрович Кирсанов – военный в отставке, консерватор, уважающий общественные устои, полная противоположность Базарова. Базаров был разночинцем, сыном уездного лекаря. Именно в силу всех этих разногласий отношения у них не сложились начиная с первой встречи. Живя в деревне Кирсанов все же сумел сохранить аристократические манеры.
Не простые взаимоотношения Базарова с родителями стали основой другой сюжетной линии, раскрывающей проблему «отцов и детей». На любовь родителей сын отвечал довольно холодно, ведь в его жизни нет места ни чувствам, ни эмоциям. Любовь, которую он всегда считал не более чем просто физическим влечением стала для него настоящим испытанием. Он отрицал это чувство и презирал тех, кто его испытывал, но лишь до тех пор, пока не влюбился сам. Он всегда был уверен, что способен контролировать себя в любой ситуации и на всё смотреть через призму разума, но знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой стало для него роковым. Сильное и страстное чувство, которое он испытывал к Одинцовой перевернуло его взгляд на мир и самого себя.
Апогеем конфликта Павла Петровича и Базарова становится дуэль, на которой Евгений ранит Кирсанова, а после навсегда уезжает из Марьино.
Пережитые чувства к Одинцовой изменили его отношение к родителям. Будучи болен смертельным заболеванием следуя воле родителей он соглашается на проведение религиозных обрядов. По его просьбе родители приглашают к нему Анну Сергеевну Одинцову, чтобы он мог с ней попрощаться.
Автор не сторонник взглядов своего героя. Для того, чтобы опровергнуть взгляды Базарова, он проводит его через испытания, которые тот не выдерживает. В итоге герой погибает, еще раз подтверждая неправильность своей теории, ведь несмотря на всё то новое, что приносит молодежь, ценности и традиции отцов надо уважать.
2 вариант
Произведение «Отцы и дети» затрагивает жизненные проблемы, которые имеют отношение к каждому поколению. Люди появляются в конкретное время, где есть собственные устои, заповеди и порядки. По прошествии лет все изменяется и появляются новые определения и понятия. Отец и мать, появившиеся в эпоху жестких нравственных взглядов, не способны понять собственных отпрысков. Поскольку детвора выросла в иной период времени, когда начали возникать и расцветать незнакомые для родителей процессы.
Старое поколение не может понять собственных отпрысков, так как они обучены новым порядкам. Новые представления вводят их в ступор. Они даже слышать не желают этого. Для них это невообразимая чушь, как для молодежи прошлые убеждения. Молодому поколению не ясно то, что было прежде. Они полагают, что взгляды старших отжили свое и абсолютно не подходят к нынешней действительности.
Социум отцов и дедов — это старшее поколение, имеющее крепкую основу. Они хорошо представляют, что такое причинно-следственные отношения и делают попытку описать их подросткам. Но в то же время, юные не желают слушать взрослых. Жаждут лишь одного: изучить жизнь индивидуально. Старшее поколение знает, что такое любовные чувства, как можно сделать прочную семью. Они делают попытку донести любую информацию своим детям, но не в состоянии этого сделать. Так как те не могут понять и не хотят это слушать. У подростков существуют собственные мечты и образы, на которые они хотят ровняться.
Социум отпрысков — подростки, юные представители максимализма. Они верят, что родители плоские и бесхитростные. Даже не хотят их слушать, обладают собственной правотой и говорят о ней постоянно. Порицают каждый поступок взрослых, помещая все ошибки взрослых на всеобщее обозрение. Этим сильно нервируют взрослых, которые наученные опытом предостерегают их об риске неправильных поступков.
Евгений Базаров распространитель и родоначальник скептического отношения. Свежее направление мгновенно охватило молодых людей, которые стали энергично внедрять концепции Базарова. Родители хотели заставить образумиться отпрысков, предостерегали, что уничтожение нравственных и культурных традиций приведет к концу. К несчастью, ни одна живая душа не слушала их. На это были лишь обвинения в отсутствии понимания и в неведении как устроена сегодняшняя действительность.
Вопрос произведения — разногласия людей разных возрастов, который также важен и сегодня. Предки и отпрыски часто не в состоянии отыскать компромиссное решение. Все упрямо стоят на собственном мнении. Редко кто думает о том, для кого нужно это мнение. Поскольку оно рушит отношения, из них исчезает ласковость, взаимодоверие и любовные чувства. Вместо этого появляются раздраженность, проблемность и возмущение.
Два враждующих лагеря
На страницах романа идёт ничем не скрываемая вражда между двумя абсолютно противоположными, на первый взгляд, поколениями, почему роман и назван «Отцы и дети». Произведение посвящено поколениям старших и младших и их спору и борьбе за главенствующее место в обществе, во времени и жизни.
Система персонажей романа
С самого начала становится понятно, что персонажи в произведении будут строго разделены между собой своей причастностью к определённому лагерю, к своему поколению. Героев в романе довольно много, однако действительного внимания заслуживают далеко не все.
Старшее поколение в романе представлено множеством персонажей. Описываемые Тургеневым события в основном происходят в консервативной обстановке, поэтому не удивительно, что основная доля героев — это люди ветхого поколения, чьё время уже подходит к концу. Из значимых к их числу можно отнести:
- Павел Петрович Кирсанов. Главный представитель «отцов» в романе, выступает реальным соперником нигилизма и новых людей, в целом. Ведёт борьбу с младшим поколением.
- Николай Петрович Кирсанов. Так же как и брат, относится к старому поколению, однако, в отличие от Павла, не является ярым защитником своего времени и по большей части спокойно относится к тому, что их время подошло к логическому завершению.
- Родители Базарова (Василий Иванович и Арина Власьевна). Показаны на контрасте с их любимым сыном, который придерживается в жизни кардинально противоположных взглядов.
К числу «детей» в принципе можно было бы отнести только самого Базарова, так как, по сути, он здесь словно Чацкий в «Горе от ума» — один против всех. Все остальные в романе являются скорее некими «двойниками» Евгения, однако не упомянуть их всё-таки нельзя:
- Евгений Васильевич Базаров. Непосредственно сам главный герой романа, который отстаивает новые взгляды и новую философию, в первую очередь внутри себя самого, а уже потом делает это «для других». Предан своему делу.
- Аркадий Николаевич Кирсанов. Друг Базарова, который видел в нём своего кумира и какой-то ориентир. Но его воспитание не позволило ему стать таким, как Евгений; хотя Аркадий и вполне себе спокойно живёт в рамках «старого времени», это тот человек, который в будущем способен быть в числе новых людей, и Базаров это видел и прекрасно понимал.
- Кукшина Авдотья Никитишна. «Двойник» Базарова, который видит в нигилизме что-то модное и ничего более. При всём при этом действительно относится к младшему поколению.
- Виктор Ситников. Та же ситуация, что и с Кукшиной: «двойник» Базарова, ничем в целом непримечательный.
Спор Базарова и Павла Кирсанова
Несложно прийти к выводу, что основными представителями своих поколений являются именно Евгений Базаров и Павел Кирсанов. Именно они ведут настоящую борьбу старого и нового в романе. Возможно, именно им посвящен заголовок, ведь, если кратко, то весь конфликт поколений продемонстрирован исключительно во вражде этих двух персонажей — никто другой особенного сражения в романе не ведёт.
В конце концов, конфликт не выигрывает ни одна из представленных сторон, здесь не пахнет даже ничьей. Противостояние заканчивается ничем и, хотя мы и видим нежизнеспособность нигилизма, сторона «отцов» от этого не оказывается на лаврах победителя, а остаётся наравне с «детьми».
Сочинение Смысл заглавия и названия Отцы и дети романа Тургенва
Роман «Отцы и дети» занимает важное место в творчестве Тургенева. Название этого произведения можно истолковать с разных точек зрения
Во-первых, основной конфликт произведения — это столкновение либеральных и демократических взглядов. С первых страниц мы понимаем что «Отцы» Кирсановы и «Дети» (по существу только один Базаров) противопоставлены друг другу. При первой встрече с Николаем Петровичем Кирсановым Базаров не сразу подал ему руку. И герой оказался прав, брат Николая Петровича не подал руку Базарову вообще и даже спрятал её в карман. Так наметился основной конфликт романа. Портрет героев также противопоставляет их: балахон Базарова и опрятный вид Павла Петровича сразу заметны читателю.
В сорах Павла Петровича и Базарова мы узнаём об их взглядах. Евгений заявляет, что он нигилист, а Аркадий поддерживает своего друга. Но позже мы понимаем, что на самом деле взгляды базарова Аркадий не разделяет. Евгений считает природу мастерской, а Кирсанов воспринимает её как что-то большее, чем просто мастерская. Кирсановы любят поэзию, музыку, а Евгений отрицает это.
Кульминацией сюжетной линии с Павлом Петровичем и Бзаровым станет дуэль героев. Кирсанов получит ранение и Евгений навсегда покинет дом в Марьино. Таким, образом братья Кирсановы не могут принять взглядов Базарова. Конфликты и непонимания между поколениями неизбежны, молодые несут новые идеи, а старые убеждены в правоте проверенных временем устоев. Ни аристократ Павел Николаевич, ни простой барин Николай Петрович не принимают демократических взглядов Евгения.
Также название этого романа можно понять и как отношения между отцами и детьми в прямом смысле. Отношения Аркадия и его отца и отношения Базарова с родителями. Николай Петрович старается стать ближе к своему сыну, но в то же время стесняется сказать о его новой жене и ребёнке. Аркадий будучи добрым и чутким сам знакомится с Фенечкой. Герой с радостью помогает своему отцу.
Совсем другие отношения у Евгения с его родителями. В первый приезд он сдерживает свои чувства, его мать боится лишний раз что-то спросить, а отец пытается быть не навязчивым. Во второй приезд всё меняется, Базаров уже пережил любовь к Одинцовой, он начинает пересматривать свои взгляды. К тому же герой смертельно болен. В свои последние дни он ради утешения родителей позволяет выполнить религиозные обряды, что никогда бы не позволил нигилист в начале романа. Базаров просит родителей позвать Одинцову, чтобы последний раз увидеть её.
Таким образом, смысл названия романа заключается в противостоянии двух поколений. Как в одной семье, так и в большем масштабе, как противостояние либералов и демократов. В эпилоге мы видим, что Кирсановы счастливо живут в своём имении, Аркадий женился на Кате, Павел Петрович уехал за границу. Родители Базарова приходят на могилу сына. Почему погиб Базаров? Только смерть могла заставить героя отказаться от нигилистических взглядов. Базаров обречен на гибель потому что стоит лишь в преддверии будущего.
Почему отцы и дети
Позиция автора в романе не указана напрямую. Но ее довольно легко определить, если внимательно всмотреться в композицию произведения, проанализировать язык героев, систему образов, выявить роль отдельных элементов, например пейзажа, в романе. Этим, кстати, очень интересны именно «Отцы и дети». Смысл произведения заложен уже в заглавии, а основной художественный прием противопоставления, или антитезы, прослеживается на протяжении всего романа.
Итак, почему отцы и почему дети? Потому, что семья — это маленький срез со всего общества, и в ней, как в зеркале, отражаются те сложнейшие, подчас драматические коллизии, которые сотрясают и лихорадят К моменту рождения замысла и написания самого романа жизнь, по словам критика Белинского, «разбежалась в глубину и ширину» в огромном множестве ее элементов. Это многообразие форм и позволяют нам увидеть и понять «Отцы и дети». Смысл произведения раскрывается в конфликте между поколениями, во взглядах на политику, религию, науки, искусство, общественное мироустройство и миропорядок. Не менее ярок и классовый конфликт, обострившийся на фоне жесткого противостояния социальных сил и проблем. Внимательный читатель, переходя от главы к главе, все отчетливее понимает метафоричность заглавия «Отцы и дети». Смысл произведения состоит не только в том, чтобы показать преемственность и размежевания поколений (общечеловеческий аспект), но и раскрыть противостояние устоявшихся взглядов и мнений и новых, приходящих на смену старым.