Виды росписи и их особенности
Подсчитать все виды росписи едва ли возможно: они зарождались в разных частях страны, а их особенности зависели от конкретного региона. Многие виды схожи между собой в цветовой гамме, однако есть различия и в технике, и в самих узорах.
Гжель
Гжель появилась в XIV веке в одноимённой деревне недалеко от Москвы. В Гжели добывали глину, из которой со временем начали делать посуду и игрушки.
Цветовая гамма гжели — синие и белые тона. Такая гамма появилась под влиянием популярности голландских изразцов и китайского фарфора. Гжель существенно выделяется среди других видов росписи: она сдержанная, но при этом эффектная.
Фото: elen_studio / Shutterstock
Китайская росписьФото: Cleveland Museum of Art
Гжель — одноцветная, это гигантский шаг к минимализму. Когда-то она была разноцветной, но такой её уже никто не помнит.
Алёна Лебедева, дизайнер
Хохломская роспись
Название также возникло благодаря локации: во второй половине XVII века мастера на левом берегу Волги стали расписывать деревянную мебель и посуду золотистыми, зелёными и красными цветами. Потом предметы быта везли для продажи в село Хохлома Нижегородской губернии, благодаря которому яркий орнамент и стали так называть.
На изделиях с хохломской росписью фон глубокого тёмного цвета, на нём изображена листва деревьев и ягодные грозди.
Фото: Sergio Photone / Shutterstock
Фото: karovka / Shutterstock
Жостовская роспись
Жостовская роспись появилась в первой четверти XIX века в деревне Жостово. В тот период некоторые мастера начали наносить на металлические лакированные изделия изображения пёстрых цветочных букетов.
Традиционным вариантом считается чёрный поднос с яркими бутонами. Иногда в качестве базового цвета выбирают красный.
Изображение: Плищенко Маргарита / «Жостово»
Фото: KVN1777 / Shutterstock
Северная чернь
Одним из самых сложных видов росписи считается великоустюгское чернение по серебру, которое кратко называют северной чернью. Такой промысел возник в XVII веке — плотный и богатый узор стал украшать даже самые мелкие предметы и изделия: от табакерок до флаконов. В этой росписи почти нет сюжетов, а рисунок — непрерывный и словно бесконечный.
Фото: пресс-служба «Северная чернь»
Фото: пресс-служба «Северная чернь»
Северная чернь — очень мрачная и тёмная. Раньше чёрного цвета не боялись. Такой тёмный фон был основой многих промыслов, как в Палехе, Холуе или Хохломе. Да и при всей весёлости цветов чёрное хорошо уравновешивает пестроту.
Алёна Лебедева, дизайнер
Городецкая роспись
Возникшая в середине XIX века в Нижегородской губернии городецкая роспись поражает не только яркими орнаментами, но и тем, как мастерам удавалось изображать на прялках или мебели целые сюжеты. Как правило, это были праздники, прогулки или свидания влюблённых.
Изображение: shakko / Wikimedia Commons
Любимым мотивом городецких мастеров, как и у коллег, считались цветы. Оттенки выбирали яркие и насыщенные: красный, винный, синий и горчичный.
Фото: Максим Шанин / Wikimedia Commons
Цвета гжельской росписи
Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения.
Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.
Основные цвета
Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.
Техника выполнения
Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.
Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.
Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.
Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.
История промысла
Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.
Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.
С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье.
Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.
Роспись в современном дизайне
В моде
В XXI веке традиционная роспись возрождается. Сфера, которая активнее всех переняла традиции, — мода. Несмотря на то что в последнее время и модные дома, и массмаркет стремятся к минимализму, воспевая монохромные образы без излишеств, порой они всё же отдают предпочтение броским орнаментам.
В 2013 году итальянский модный дом Valentino представил осенне-зимнюю коллекцию, некоторые предметы одежды которой были украшены гжелью — сине-белым орнаментом. Это были строгие платья с белыми воротниками, кейпы и вечерние наряды. Традиционные узоры можно также найти в коллекциях бренда Nina Donis и модельера Ульяны Сергеенко.
Фото: Venturelli / WireImage / Getty Images
Больше всего узоров, орнаментов и цветов в одежде можно заметить у итальянцев. При всей простоте кроя и лаконичности форм обычное платье-футляр или классический пиджак будут либо ярких цветов, либо в вышитых или напечатанных узорах. Одежда-праздник.
Алёна Лебедева, дизайнер
Маленькие бренды тоже делают одежду с узорами. Например, бренд «Ирина Вартанян» воспевает культуру северных регионов страны. Дизайнеры изображают коней и жар-птиц на базовых худи, толстовках, лонгсливах, футболках и жилетах, а также украшают изделия цветочными и геометрическими орнаментами.
Фото: «Бренд одежды „Ирина Вартанян“» / «»
Гжель, хохлома и другие виды росписи послужили вдохновением и для творческой студии Gruppa и проекта Front. Дизайнеры немного переработали традиционные орнаменты и трансформировали их под современность. Изображения на изделиях коллекции — более графичные, чем привычные узоры, не такие витиеватые и как будто нанесены крупными мазками.
Изображение: Front / Gruppa
Изображение: Front / Gruppa
В интерьере и на посуде
Роспись постепенно применяют и в дизайне интерьеров — в сфере, где долгое время господствовал почти стерильный минимализм. Только орнаменты делают более спокойными и немного меняют. Среди видов росписи наиболее популярны гжель и хохлома. Интерьеры в светло-голубых тонах при удачной концепции смотрятся свежо, с хохломскими узорами — уютно и камерно.
Изображение: «Беломорские узоры» / Lys de Russie
Изображение: Nikita Ponomarev / Behance
Те, кто пока не готов расписывать стены дома яркими витиеватыми орнаментами, могут купить мебель с узорами или более мелкие предметы интерьера. Гжель, например, иногда наносят на мебель для ванной комнаты — шкафчики или рамы зеркал.
Изображение: Русский кружевной дом Ирины Шаиновой
Изображение: Русский кружевной дом Ирины Шаиновой
Дизайнеры не могли обойти стороной и посуду. Ещё в 2017 году магазин Half & Half выпустил серию тарелок «Гжель» от графического дизайнера Анны Кулачёк. Изделия создали вручную, орнамент на них не такой активный, как традиционный. Однако он по-прежнему напоминает вековой сине-белый узор.
Изображение: Half & Half
Изображение: «Супрематика»
В айдентике
Элементы русской росписи разных видов используют в айдентике разных брендов. Недавно дизайнер взяла гжель за основу для логотипа одноимённой кофейни, которую мечтает открыть. В проекте удалось совместить приятный узор, цветовую гамму и облик кофейных зёрен.
Изображение: indgila
Изображение: Оксана Тимофеева / Behance
В логотипе чемпионата мира по футболу 2018 года, который проходил в России, дизайнеры тоже завуалированно показали традиционную роспись.
Изображение: FIFA
Ручной труд и человеческий ресурс — самое дорогое и ценное, что сейчас есть. Мы на пути к автоматизации и экономии в производстве. Уникальность стилей древнейших промыслов сложилась из-за изолированности их друг от друга географически, разности сырья, преемственности. Глобализация всё приводит к одному знаменателю
Важно сохранить традиции, которые остались в разных местах, в красную книгу уникальной красоты
Алёна Лебедева, дизайнер
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!