Мечта и реальность
Жизнедеятельность главного героя «Господин из Сан-Франциско» — яркий пример, когда мечты сталкиваются с суровой реальностью и не исполняются. В центре внимания человек, который всю жизнь трудится для своего блага и жизни семьи. Наконец выбирается семьей отдохнуть. Он хочет совершить большое, длительное путешествие в лайнере. Мечтает плыть в первом классе. Взяв жену, дочь, главный герой отправляется в отпуск, о котором он всегда мечтал. Он садится на теплоход, едет в путешествие и умирает на первой остановке. Мужчина погибает от остановки сердца. Из-за чрезмерного труда, нервного перенапряжения здоровье человека ухудшилось, сердце не выдержало. В результате, он не успел насладиться жизнью и вечно откладывал то, что ему хотелось. Не сумел рассчитать время, силы. Его труд оказался напрасным.
Сюжет
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» повествует о путешествии богатого человека из Америки на корабле в Италию, на остров Капри. Господин хочет потратить свои несметные богатства на развлечения и приобретение различных благ земного мира. Корабль «Атлантида» — это роскошный лайнер, в красивых залах которого устраиваются балы. Приехав на Капри, господин из Сан-Франциско предаётся аристократическому отдыху. Однако внезапно он умирает в том отеле, в котором остановился. После этого он, до этого бывший дорогим гостем, становится здесь никому не нужен: так, хозяин отеля намеревается вынести его тело из помещения, и даже родственники не знают, что делать с умершим. В конце концов было решено закрыть его в гробу и отправить назад в Америку. Домой господин из Сан-Франциско, теперь уже мёртвый, плывёт на том же корабле, однако уже в тёмном трюме под палубой, позабытый всеми, даже лучшими друзьями и родственниками. А наверху, в зале, по-прежнему проходит роскошный бал.
Символы
Произведение изобилует символами, подтверждающими мысли Бунина. Первый из них – пароход «Атлантида», на котором царит бесконечный праздник роскошной жизни, но за бортом шторм, буря, даже сам корабль дрожит. Так в начале ХХ века бурлило все общество, переживая социальный кризис, лишь ко всему равнодушные буржуа продолжали пир во время чумы.
Остров Капри символизирует настоящую красоту (поэтому теплыми красками овеяно описание его природы и жителей): «радостная, прекрасная, солнечная» страна, наполненная «сказочной синевой», величественные горы, прелесть которых невозможно передать человеческим языком. Существование же нашей американской семьи и подобных им людей – жалкая пародия на жизнь.
Смысл жизни
Главный герой является безымянным лицом. Человек живет по ложным ценностям. Смысл его существования состоит в зарабатывании денег и развлечении. Ему чужды судьбы и проблемы окружающих. Он не общается с родными, первый отпуск с семьей за всю его жизнь происходит в преклонном возрасте. Человек нашел время отдохнуть с семьей, когда силы его уже покидают. Господин умирает вначале круиза, не ощутив радость от путешествие.
Счастье, которое он не узнал, неразрывно связано со смыслом существования. Он отложил на глубокую старость семейные ценности с самообразованием, путешествием и рядом других прекрасных, вдохновляющих вещей. Человек растерял все время на заработок материальных ценностей. Главный герой не смог ничего достичь в жизни, сделать что-то полезное для общества, потому что думал только о деньгах. Он сумел себе скопить внушительный банковский счет.
Господин из Сан-Франциско не смог получить общественного уважения, любви, семьи, верности, потому его тело перевозили в ящике из под газировки, пока верхняя палуба веселилась и беззаботно проводила время так же, как он при жизни. Пытаясь заработать деньги, мужчина не выходил за условно установленные им рамки, не хотел быть полезным обществу. Заработок заботил его больше людей. Можно утверждать, что персонаж умер дважды: вначале его настигла моральная, нравственная смерть, а затем и физическая. Эгоизм, зацикливание на одном деле, оказавшемся, в конце концов, бесполезным, привел к одному итогу — бессмысленной жизни и смерти.
Главный герой не сумел реализовать своих планов, побыть с родными, самореализоваться в обществе, подчеркнуть свою значимость. Продумывая аргументы для сочинения «Господин из Сан-Франциско», надо отметить, что автор усилил бессмысленность жизни главного героя, обезличив его. Он подчеркнул, что в лице «господина» оказалось целое судно. Бунин назвал корабль «Атлантида» неслучайно. Люди, находившиеся рядом с ним, такие же прожигатели жизни. Они жадные, беспринципные и эгоистичные. В конечном счете, подобно известной цивилизации, они также исчезнут бесследно.
Жанр
«Господин из Сан – Франциско» кратко можно охарактеризовать как жанр рассказ
а, но этот рассказ наполнен глубоким философским содержанием, и отличается от остальных бунинских произведений. Обычно, у Бунина рассказы содержат описание природы и природных явлений, поражающих своей живостью и реалистичностью.
В этом же произведении есть главный герой, вокруг которого и завязан конфликт этого рассказа. Его содержание заставляет задуматься о проблемах общества, о его деградации, превратившемся в бездуховное меркантильное существо, поклоняющихся лишь одному идолу – деньгам, и отрекшимся от всего духовного.
Весь рассказ подчинен философскому направлению
, и в сюжетном плане
– это поучительная притча, дающая урок читателю. Несправедливость классового общества, где низшая часть населения прозябает в нищете, а сливки высшего общества бессмысленно прожигают жизнь, все это, в конце концов, ведет к единому финалу, а перед лицом смерти равны все, и бедные, и богатые, от нее нельзя откупиться никакими деньгами.
Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» по праву считается одним из самых выдающихся произведений в его творчестве.
Проблематика
Рассказ Бунина — это некая притча, в которой автор предаётся размышлениям о сути человеческого существования. Жизнь человека конечна, коротка и тленна, и она становится бессмысленной и отвратительной, если в ней отсутствуют какие-то высшие устремления. Богатство и власть, которыми обладает главный герой, не спасают его от смерти. После смерти оказывается, что он, в общем-то, никому не был нужен в этом мире: для одних (родственников) он был обузой, для других (таких, как владелец гостиницы) — всего лишь источником наживы. Для тела господина даже не нашлось настоящего гроба: вместо него его положили в ящик из-под содовой, из которого вынули перегородки.
Смысл рассказа перекликается с евангельской притчей о безрассудном хозяине, который приобрёл большие богатства, а душу свою потерял. Картины того, что окружает господина из Сан-Франциско при жизни, призваны продемонстрировать, насколько порочна, грешна и бессмысленна жизнь городского человека, по мнению Бунина. Описание жизни своего героя Бунин производит отстранённо, холодно, господин представлен в сугубо негативном свете. Даже имя господина остаётся неизвестным: Бунин подчёркивает, что ни в одном из городов, где гостил герой, его имя не запомнили.
Резко противопоставляется этому описание природы острова Капри и быта простых, небогатых людей — местных жителей: они обрисованы живыми красками, полными символов, сравнений, ярких эпитетов; видно, что этот мир близок самому писателю. Впрочем, весь человеческий мир, окружающий господина из Сан-Франциско, тоже оценивается автором негативно, что выражается в описании и корабля, и мест, в которых останавливался герой. Это вечный праздник жизни, в котором вообще не предусмотрено место для смерти. Поэтому от обнаруженного мёртвого тела хозяин гостиницы спешит избавиться, ради чего даже резко меняет свой тон от угодливого на резкий. То же самое делают и владельцы «Атлантиды», запрятавшие ящик с телом героя подальше от глаз людских.
В этом мире столько всего, что от этого изобилия становится тошно. Богатые люди, пассажиры «Атлантиды», предстают существами не только праздными, но и абсолютно беспомощными, как дети: их кормят, развлекают и всячески о них заботятся, а они наивно верят, что такое подобострастное отношение к ним совершенно искренне. Но автор как бы намекает, что неким «родоначальником» — точнее, заказчиком — этого мира является сам господин из Сан-Франциско.
Место, из которого он прибыл, почти напрямую именуется царством мёртвых: в финале сообщается, что господин возвращался «домой, в могилу». Судьба его мёртвого тела перед окончательной отправкой на родину напоминает посмертные мытарства грешной души. А сама «Атлантида» становится мифологической моделью мира, состоящего из трёх ярусов: на верхнем восседает капитан — божество этого мира, «языческий идол»; на среднем ярусе находится «мир земной», а на нижнем кипят котлы и гудят другие адские машины. И на этом же ярусе покоится гроб с телом господина из Сан-Франциско.
Cookie файлы бывают различных типов:
Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.
Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.
Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.
Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.
Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.
Тема исчезновения и смерти в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» посвящен описанию жизни и смерти человека, обладающего властью и богатством, но, по воле автора, не обладающего даже именем. Ведь имя содержит некое определение духовной сущности, зародыш судьбы.
Бунин отказывает своему герою в этом не только потому, что он типичен и похож на других богатых стариков, приезжающих из Америки в Европу, чтобы напоследок насладиться жизнью. Писатель подчеркивает, что существование этого человека начисто лишено духовного начала, стремления к доброму, светлому и высокому.
Первая половина рассказа посвящена путешествию на корабле «Атлантида», где герой наслаждается всеми благами цивилизации. Бунин с откровенной иронией описывает его «главные» события — завтраки, обеды и многочисленные переодевания к ним.
Совет
Все, что происходит вокруг, на первый взгляд не касается главного героя: рев океана, вой сирены, пылающие топки где-то внизу.
Он уверенно берет от жизни все, что только можно взять за деньги, забывая о собственном возрасте. При этом посторонним он напоминает механическую куклу на шарнирах, которая поглощает вино и яства, но уже давно не помнит о простых человеческих радостях и горестях. Герой рассказа растратил молодость и силы, наживая деньги, и не заметил, как бездарно прошла жизнь.
Он стар, но мысли о скорой кончине не посещают его. Во всяком случае Бунин описывает своего героя как человека, не верящего в предзнаменования. То, что человек из последнего его сна оказался похожим на владельца каприйской гостиницы, скорее позабавило господина из Сан-Франциско, чем показалось неким предупреждением.
Призрачность богатства и могущества обнаруживается перед лицом смерти, которая наступила внезапно, не дав ему ни секунды для осознания собственного ухода. В отличие от Л. Н. Толстого (рассказ «Смерть Ивана Ильича»), Бунина волнует не духовный, а космический смысл смерти.
В его представлении жизнь и смерть равноправны. При этом жизнь описывается с помощью чувственных подробностей, каждая из которых полновесна и важна для постижения красоты бытия.
А смерть служит переходом к иному бытию, к посмертному сиянию души.
Но была ли у господина из Сан-Франциско душа? Бунин описывает его смерть и посмертные мытарства телесной оболочки подчеркнуто грубо, натуралистически, нигде не упоминая ни о каких душевных страданиях.
Преодолеть смерть способна только духовная личность.
Но герой рассказа не был такой личностью, поэтому его смерть изображается только как гибель тела: «Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха — и дико захрипел… голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом — и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то». Признаки утраченной при жизни души появляются уже после смерти, как слабый намек: «И медленно, медленно на глазах у всех потекла бледность по лицу умершего, и черты его стали утончаться, светлеть…» Смерть стерла с лица героя прижизненную маску и на миг приоткрыла его истинный облик — тот, каким он мог бы быть, если бы прожил жизнь по-другому. Таким образом, жизнь героя была состоянием его духовной смерти, и только физическая смерть несет в себе возможность пробуждения утраченной души.
Обратите внимание
Описание умершего приобретает символический характер: «Мертвый остался в темноте, синие звезды глядели на него с неба, сверчок с грустной беззаботностью запел на стене…» Образ «огней небес» является символом души и поисков духа, утраченного при жизни господином из Сан-Франциско. Вторая часть рассказа — это путешествие тела, бренных останков героя: «Тело же мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света.
Испытав много унижений, много человеческого невнимания, с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой, оно снова попало наконец на тот же знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет».
Получается, что героем рассказа оказывается сначала живое тело, лишенное духовной жизни, а затем просто мертвое тело. Нет тайны смерти, тайны перехода к иной форме существования. Есть только преобразование износившейся оболочки.
Часть этой оболочки — деньги, сила, почет — оказалась просто фикцией, до которой живым уже не было дела.
Только капитан знает, что находится в тяжелом ящике на самом дне трюма, но его заботит лишь сохранность тайны. Бунин не показывает, как переживают кончину героя его жена и дочь.
Но остальной мир равнодушен к этому событию: то, что ушло вместе с ним, не делало жизнь других ярче, светлее и радостнее.
Поэтому у Бунина смерть героя — это предостережение всем, живущим только для собственной славы и богатства, всем, не помнящим о своей душе.
Композиция
Повествование рассказа делится на две части
: как господин плывет на корабле к побережью Италии, и путешествие этого же господина обратно, на том же корабле, только уже в гробу.
В первой части герой пользуется всеми возможными благами, что можно купить за деньги, у него все самое лучшее: и номер в отеле, и изысканные блюда, и все прочие прелести жизни. Денег у господина столько, что он задумал путешествие на два года, вместе со своей семьей, женой и дочкой, которые тоже ни в чем себе не отказывают.
Но после кульминационного момента, когда героя настигает внезапная смерть, все резко меняется. Хозяин отеля даже не разрешает положить труп господина в его номере, выделив для этой цели самый дешевый и незаметный. Даже нет приличного гроба, в который можно положить господина, и его кладут в обычный ящик, являющийся тарой для каких-то продуктов. На корабле, где господин блаженствовал на палубе среди высшего общества, место ему находится лишь в темном трюме.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Господин из Сан-Франциско.
Год написания – 1915 г.
История создания описана в дневнике писателя
В витрине московского магазина Бунин случайно обратил внимание на обложку книги Томаса Манна «Смерть в Венеции», это послужило толчком для написания рассказа
Тема – Главная тема произведения – это жизнь и смерть, богатство и нищета, власть и ничтожность, то есть противоположности, окружающие человека повсюду, Всё это отражает философию самого автора.
Композиция – Завязка рассказа начинается с путешествия господина, кульминационным моментом является его неожиданная смерть, и в развязке истории автор размышляет о будущем человечества.
Жанр – Рассказ, переходящий в содержательную притчу.
Истинные и мнимые ценности
В Бунинском повествовании идет рассуждение об устремлении людей, к чему приводят ложные ценности жизни. Центральный персонаж является безымянным господином. Он в течении жизни долго, тяжело зарабатывает, ничем не интересуется, никуда не выбирается, не общается с семьей и ничего полезного для общества не делает.
Господин зарабатывает деньги, его не интересуют проблемы и заботы других людей. Под старость персонаж решает вывезти свою семью в тур на лайнере и хорошо отдохнуть. Заказал билеты в первый класс и устремился к жизни, о которой всегда мечтал, но не знал. Он запланировал отправиться в европейскую, индийскую и другую культуру. Из-за накопленного богатства человек думает, что он может все в жизни получить и купить. Однако предметы роскоши не могли растопить его сердце и душу. Подлинные эмоции ему чужды.
В течение многих лет живет муж с женой без чувств. Подобной политики придерживается и дочь героя. Она выбирает мужа умом, не сердцем. Сев на лайнер, герой понимает, что поездка не удалась. Он винит дождь, месяц путешествия, ссору с супругой. Завершение умозаключения – гибель центрального героя. Для итогового сочинения по «Господину из Сан-Франциско» – это аргумент. Именно тогда автор подчеркивает, что в ходе жизнедеятельности человек следовал мнимым ценностям. Его тело отправляется в город в ящике, рядом с хламом. Семье нет дела до него. Из этого следует вывод — истинная ценность заключается в саморазвитии, душевности.
Аргументы к другим произведениям:
Композиция
Повествование рассказа по смыслу делится на две части: путешествие господина на корабле к побережью Италии и возвращение его на том же корабле, только уже в гробу.
В первой части герой пользуется всеми возможными благами, что можно купить за деньги. У него есть всё самое лучшее: и номер в отеле, и изысканные блюда, и комфортный отдых на палубе. Денег у господина столько, что их хватит на двухгодичное путешествие вместе с семьёй, женой и дочкой, которые тоже ни в чём себе не отказывают.
Но после кульминационного момента, когда героя настигает внезапная смерть, отношение к нему резко меняется. Хозяин отеля даже не разрешает положить труп господина в его номере, выделив для этой цели самый дешёвый и незаметный. Не оказалось и приличного гроба, в который можно положить господина, и его кладут в ящик – тару из-под содовой воды. На корабле, где господин сначала блаженствовал на палубе среди высшего общества, место ему находится лишь в тёмном трюме.
Истинные и мнимые ценности в изображении (Бунин И. А.)
Иван Алексеевич Бунин, русский писатель начала двадцатого века, в своем творчестве размышлял над проблемой истинных и мнимых ценностей, волновавшей человечество на протяжении многих веков. Писатель, несомненно, задумывался о смысле жизни, об общечеловеческих ценностях, о том, что делает человека действительно счастливым. По мнению автора, истинные ценности есть ценности вечные: доброта и человечность, красота, мудрость и истина, любовь к людям и природе. Бунин в своих произведениях описывает общество, современное ему, эпоху, в которой существует.
Литератор с горечью наблюдает, как «непоколебимые», истинные ценности уступают ничтожным, ложным, сиюминутным. Человечество так или иначе близится к ценностному кризису, который способен уничтожить цивилизацию в дальнейшем, но не в физическом плане, а в духовном, заставив людей забыть, в каких ценностях заключены простые истины жизни, что испокон века остается настоящим, неподдельным.
Так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин открыто и жестко высмеивает мнимые ценности, демонстрируя читателю жизнь «поддельную», «искусственную», заключенную в условные рамки и подчиненную фальшивым принципам
За свою долгую жизнь главный герой рассказа так и не смог отличить действительно важное, истинное от кажущегося, формального, не обрел основы в жизни. В мире господина правят деньги, холодный расчет, прагматизм
Стоит заметить, что господин из Сан-Франциско не наделен даже именем. С одной стороны, Бунин обобщает образ героя, говоря о ценностном кризисе не одного человека, а цивилизации в целом; с другой – у героя нет личности, как нет имени: сердце господина пусто, в его мире нет места подлинным эмоциям.
Таковы и многие другие пассажиры теплохода «Атлантида»: люди, чьи действия доведены до автоматизма, чей распорядок не меняется день ото дня: они словно машины, работающие по заданной схеме; танцующая пара актеров, демонстрирующая фальшивую любовь, наигранную страсть. Бунин с помощью образов, символики демонстрирует неотвратимость гибели царства похоти и лжи. Так, название парохода лишний раз напоминает читателю о безнадежности жизни, основой которой становятся мнимые ценности: жажда наживы, пошлые удовольствия, фальшивые идеалы.
Но есть в рассказе и герои, что противопоставляются господину, его семье, пассажирам «Атлантиды». Кармелла и Джузеппе, Луиджи и Лоренцо – у них уже есть имена – люди искренние, открытые.
Им, не ослепленным богатством и комфортом, доступны истинные ценности: красота, любовь, человечность. Так, Кармелла и Джузеппе великолепно танцуют тарантеллу, а Луиджи хлестко передразнивает английскую речь господина из Сан-Франциско. Эти герои – воплощение идеала писателя: чистые, живые, настоящие.
Еще одним произведением Бунина, где раскрыта тема истинных и ложных ценностей, можно назвать рассказ «Антоновские яблоки». Воспоминания героя есть воплощение ценностей истинных: радость, беззаботность бытия, легкое, просторное небо, укатанные дороги и ясные дали. Здесь каждая мелочь наделена собственной поэзией и красотой, даже телеграфные столбы «как серебряные струны» и «на них сидят кобчики, – совсем черные значки на нотной бумаге»
И, конечно, дорогое сердцу героя, самое важное для него воспоминание – запах антоновских яблок. Мир чувственный, осязаемый соткан из светлых воспоминаний, из прошлого, о котором герой вспоминает с радостью, нежностью и грустью
Но ложным ценностям совсем скоро сужено заменить ценности подлинные, вечные. Рушится «старая», «помещичья» Россия под натиском «новой жизни», жестокой реальности. Теперь природа лишена очарования, а земля становится предметом купли-продажи. Уходит в прошлое простая и беззаботная жизнь, наполненная «истинным», «настоящим», уступая место прагматизму и расчетливости. Читатель видит, как вместе с разрушением прежнего уклада жизни наступает и кризис ценностный. «Непоколебимые» истины сменяются ложью и притворством, доброту и человечность заменяют меркантильность и корысть, жажда наживы.
Таким образом, Иван Алексеевич Бунин побуждает читателя задуматься о ценностях фальшивых и подлинных, о смысле жизни и идеалах, о неумолимости быстротекущего времени. Сам же писатель видит смысл жизни не в корысти, жажде денег, наживе и физическом комфорте – ценностях мнимых, а в красоте природы, любви, житейской мудрости, доброте и человечности – ценностях истинных и вечных, которые делают человека счастливым и являются «движущей силой» человечества, тем, что не дает ему кануть в Лету.
Жанр
«Господин из Сан-Франциско» относится к жанру рассказаа, но он наполнен глубоким философским содержанием и отличается от остальных бунинских произведений. Рассказы Бунина обычно содержат описание природы и жизненных проявлений, поражающих своей реалистичностью.
В этом же произведении есть главный герой, вокруг которого и завязан конфликт. Его содержание заставляет задуматься о проблемах общества, о его деградации: превратившись в меркантильное, порочное, пустое и лицемерное, оно поклоняется лишь одному идолу – деньгам, и отрекается от всего духовного.
Рассказ подчинён философскому направлению и в сюжетном плане это поучительная притча, дающая урок читателю. Здесь показана несправедливость классового общества, где низшая часть населения прозябает в нищете, а высшая – бессмысленно прожигает жизнь. Но все идут к единому финалу, а перед лицом смерти равны и бедные, и богатые, от неё нельзя откупиться никакими деньгами.
Реалистический рассказ Бунина осложнён важными символами, которые отражают время его написания и дополняют его объёмными, многозначными образами. Круизный лайнер с говорящим названием “Атлантида”, на котором пересекает океан герой рассказа, есть символ современной цивилизации, бессмысленного и внутренне подорванного существования. Его устройство, разделение на “чистых” аристократов вверху и “нечистых” рабочих внизу, управляющих кораблём в “исполинской топке”, отражает устройство общества, несущегося по волнам жизни, в холоде и тьме. Именно поэтому из мистического мрака за кораблём наблюдает сам дьявол.
Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» по праву считается одним из самых выдающихся произведений в его творчестве.
Отношения человека с окружающими
Создавая свое произведение, Бунин лишает повествование понятие добра. Жестокость и ряд других негативных чувств по отношению к людям прослеживается во всем повествовании. Главный герой занимался заработком, ему было все равно, чем занимаются посторонние люди, какие проблемы и заботы у его семьи. Господин равнодушно относится к детям, не воспитывает их и не проявляет участие в их жизни. Это проявляется позднее, когда человек отправляется семьей отдохнуть. В путешествии каждый член семьи занимается своими делами. Они не разговаривают, поскольку у них нет ничего общего.
Еще одно проявление негативного отношения человека с окружающими — жестокость к нищим. Роскошь становится данностью, душа черствеет, человек пресыщается окружающей обстановкой и не ощущает счастья. Жестокость господина играет с ним злую шутку. В момент его смерти к телу покойника не проявляют уважения. Тело помещают в трюм в ящик из под газировку. В этом время наверху все веселятся и пляшут.