Анализ рассказа «антоновские яблоки» (и. бунин)

Анализ произведения антоновские яблоки бунина

Содержание рассказа

В «Антоновских яблоках» показываются разрозненные сцены жизни дворянского сословия. Эти картины были взяты из воспоминаний лирического героя. Самое первое, что пришло на ум лирическому герою — образ наступающей осени. Вокруг все золотое, крестьяне собирают яблоки. Сбором урожая активно руководят владельцы земли. Они проживали в небольшом шалашике в собственном саду. Там они устроили целое хозяйство. В праздничные дни возле шалаша проводили ярмарку. Крестьяне — от мала до велика — любят своих хозяев, им нравится жить с ними. Это идеальная живописная картина сопровождается также пейзажной зарисовкой. В самом конце данного воспоминания лирический герой говорит, что жить, в общем-то, отлично. 

Лирический герой утопает в воспоминаниях о собственной деревне под названием Выселки. Урожай в этом году в родовом поместье собирают все, потому что его очень много. Все довольны таким положением дел — все богаты, сыты и здоровы. В какой-то момент герой уносится в размышления о том, что желал бы стать простым мужиком. Он не видел вообще трудностей в жизни крестьян. Он видел, как крепки, здоровы, натуральны, близки к природе крестьяне. Но от его взгляда скрылось отсутствие денег, рабский труд, отсутствие личной свободы, постоянные оскорбления от хозяев. 

Мысль лирического героя течет по направлению от быта крестьян к быту дворян, но прошлых лет, когда еще было крепостное право. Он думает о том, как хорошо жилось, когда барин был главным. В пример он приводит поместье Анны Герасимовны. Он считает, что в нем виднелось богатство, жесткость и услужливость крепостных. Весь дом Анны Герасимовны словно остался в прошлом. 

Особое внимание уделяется охоте, как самому важному досугу представителей дворянского сословия. Брат жены, Арсений Семенович, организовывал большие охоты, которые могли длиться несколько суток. В его доме было всегда много людей, алкоголя, собак, все дымили

Лирический герой с блаженством вспоминает о тех днях. Ему даже снились охота и праздник, который по этому случаю устраивал Арсений Семенович. Если же с утра не смог проснуться на охоту — она начиналась обычно до рассвета — все равно можно было занять себя чтением, просмотром семейных портретов, а также журналов. Они, кстати, вызывали у героя невероятную тоску. 

В его доме было всегда много людей, алкоголя, собак, все дымили. Лирический герой с блаженством вспоминает о тех днях. Ему даже снились охота и праздник, который по этому случаю устраивал Арсений Семенович. Если же с утра не смог проснуться на охоту — она начиналась обычно до рассвета — все равно можно было занять себя чтением, просмотром семейных портретов, а также журналов. Они, кстати, вызывали у героя невероятную тоску. 

Но все поменялось — сейчас был стал нищенским, не таким интересным и пышным, как раньше. Однако и в том, что осталось, есть свой шарм. И в нем есть воспоминания о дворянском прошлом. Получается, что даже во время больших изменений в мире помещики постоянно вспоминали о прошлом, таком легком и беззаботном.  

В этом произведении поднимается одна из важных проблем того времени — разорение дворянских гнезд, разрушение прошлых устоев. Бунин вместе с лирическим героем проходит историю изменения быта дворян от идеализированной картины в стиле романтизма до упаднической сцены в конце. Писатель будто пытается понять, в чем же причины уничтожения старой жизни, что будет дальше. 

2 вариант

Ностальгический рассказ Бунина описывает быт русской деревни глазами помещика. В определенной степени именно усадьбы, подобные таким, которые описываются в рассказе и являлись своеобразными хранителями традиций русской культуры. Именно в усадьбе формировался уклад существования, если угодно усадьба была «системообразующим предприятием» только для русской культуры.

Поэтому так тоскует автор, тоскует он не по запаху антоновских яблок, но по тому спектру ощущений, которые с ними связан, по тому укладу, который был характерен для былых времен. Рассказчик не ищет счастья, но покоя и воли, он трезво оценивает смену времен и эпох, хладнокровно воспринимает перемены, но ничего не приукрашает. В более новые времена он отмечает как измельчали помещики, как канули в Лету времена, когда он мог много дней охотится, оставаться в доме у нового знакомого и часами просиживать в уютной библиотеке.

Этого более не существует, флер былого времени испарился как былые времена, осталось только ностальгия, однако, герой носит в себе ту самую культуру и ощущение времени. Когда-то и его не будет и исчезнет этот образ, как исчез прежний мир. Весь рассказ пронизан таким ощущением эфемерности и призрачности существования.

Более того автор даже исподволь задается вопросом о том чем вообще является подлинное существование: грезами, переживаниям или воспоминаниями. Литературный прием, который он использует, в дальнейшем с удовольствием подхватят и другие творцы, а основной мотив был опробован писателями-современниками Бунина.

Тут трудно не вспомнить В поисках утраченного времени Пруста, который является фактически ровесником Антоновских яблок (рассказ написан в 1900, а Пруст начал идею романа в 1896, а опубликовал в 1909), где основа сюжет практически идентична.

Герой кушает печенье и погружается в грезы и воспоминания. Герой Бунина тоже вспоминает на основе ощущения вкуса и запаха утраченные времена.

Возможно для того времени в целом была характерна какая-то атмосфера ностальгии, ощущение зыбкости всего мира и понимание не только тотальной смены эпох, но и его полной иллюзорности.

Антоновские яблоки как лирическая новелла

Лирические произведения отличаются от эпических тем, что в первом автор обращает внимание читателя на чувства и эмоции, которыми пропитано произведение, а во втором – на сюжет и фабулу. Действительно, «Антоновские яблоки» Бунина бессобытийны: автор не ставит своей задачей рассказать, что случилось жизни главных и второстепенных персонажей

Вместо этого он описывает природу с таким восхищением и красочной точностью, что чуткий и внимательный читатель сам начинает и чувствовать запах антоновских яблок, и слышать скрежет повозки, и видеть прекрасные осенние пейзажи перед собой

Действительно, «Антоновские яблоки» Бунина бессобытийны: автор не ставит своей задачей рассказать, что случилось жизни главных и второстепенных персонажей. Вместо этого он описывает природу с таким восхищением и красочной точностью, что чуткий и внимательный читатель сам начинает и чувствовать запах антоновских яблок, и слышать скрежет повозки, и видеть прекрасные осенние пейзажи перед собой.

История создани

Мысль о написании рассказа «Антоновские яблоки», скорее всего появилась у писателя, когда он был в гостях у своего брата Евгения. В письме, которое он писал своей не официальной жене, он рассказывал, что рано утром выходя на крыльцо, он чувствовал запах антоновских яблок, и в тот же миг заскучал по «крепостному времени». Стремление к написанию про помещичью прошлую жизнь о которой он писал в письме осуществилась спустя девять лет.

Произведение было изданы первый раз в журнале «Жизнь», но Бунин не останавливался над добавлением чего-то нового в текст на протяжении двадцати лет. И уже готовый текст попал в сборник «Перевал», но писатель все равно убрал из произведения пару первых абзацев. Огромные перемены были внесены автором, и в те варианты, которые были изданы уже в полном собрании сочинений Бунина.

Жанр: рассказ

Сочинение Антоновские яблоки Бунина рассуждение по рассказу

В произведении Бунина повествуется о человеке, который чувствуя запах яблок, вспоминает о своём родном селе. В его родных Выселках люди жили богато и ни на что не жаловались, ведь всего было в достатке. Вообще жителя этой деревни можно было приравнять к среднему помещику. Там жила его бабушка, женщина, чей дом славился своей соломенной крышей, хорошим яблочным садом, и липовым цветом в доме. Там же жил его шурин охотник, любящий охотиться в компании и отдыхать в своём охотничьем домике.

Всё это он вспоминает при встрече с рабочим, везущим в телеге яблоки, позже он договаривается со сторожем сада с яблоками, дабы ему можно было там прогуляться.  Гуляя там он и вспоминает своё село, вернее то каким оно было раньше.

Спустя время село начало беднеть, бабушка главного героя умерла, охотник застрелился. Село начало приходить в упадок, вследствие чего начали появляться мелкие помещики, однако он не был расстроен этим фактом, напротив, он был в какой — то степени даже рад новым лицам. С соседями всегда было о чём поговорить, можно было попить чая на веранде, обсуждая свежие сплетни и так далее.

Основная мысль произведения, это суждение о том, что всё что ни делается, делается к лучшему. Прибытие мелких помещиков является свежим глотком воздуха для деревни, а её упадок хорошей мотивацией для её развития. Смерть близких людей главного героя произведения является ничем иным как отпущением старого, и встреча нового. Если бы они не умерли до приезда помещиков, то, возможно, могли начаться конфликты на территориальной почве.

Произведением автор учит нас постоянному позитивному настрою, что, несомненно, является редкостью в повествовательных литературных работах. Оно заставляет нас идти навстречу новому с улыбкой на лице, как бы говоря нам, что всё плохое, это просто замаскированное хорошее, старайтесь видеть в плохом только хорошее. Именно эту мысль, по моему мнению, пытается привить нам автор через своё произведение под названием “Антоновские яблоки”

Тема

  • Главная тема «Антоновских яблок» Бунина – дворянство и его быт. Сразу видно, что автор гордится собственным сословием, поэтому ставит его очень высоко. Деревенские помещики воспеваются писателем еще и из-за их связи с крестьянами, чистыми, высоконравственными, морально здоровыми. В сельских заботах нет места хандре, тоске и вредным привычкам. Именно в этих отдаленных поместьях живы дух романтизма, нравственные ценности и понятия чести.
  • Большое место занимает тема природы. Картины родного края написаны свежо, чисто, с уважением. Сразу видна любовь автора ко всем этим полям, садам, дорогам, усадьбам. В них, по мнению Бунина, и заключается подлинная, настоящая Россия. Природа, окружающая лирического героя, поистине лечит душу, гонит разрушающие мысли.

Тема произведения

Для лучшего понимания смысла произведения стоит определить круг важных проблем, которые поднимает рассказ. На первом плане, конечно же, осень. Тематика осенней природы, красота родного края в эту пору находится в доминанте. Бунин не случайно выбирает для времени действия именно осень. Подумайте о том, что осень в сознании русского человека — пора увядания и изменения. Можно сказать, что в рассказе это символ уходящей эпохи. 

Еще одной темой, которую поднимает писатель в рассказе, является тема быта помещиков. Особая роль для образов как крестьян, так и помещиков, отведена антоновским яблокам. Они появляются в рассказе как символ детства, прошлого, тоски по ушедшему. В этом смысле символом является и название произведения. 

Важная характерная черта рассказа — особая лиричность происходящего. В тексте очень много художественного, поэтического, воспевается красота родной земли. Форма повествования в рассказе — первое лицо единственное число. При помощи подобной формы возможно создать эффект подглядывания за происходящим. Читатель будто становится сам действующим лицом произведения, максимально приближается к лирическому герою. 

Какие образы появляются в главах

С самого начала дается описание наступающей осени. Этот образ создается при помощи пейзажных зарисовок. В описании природе появляется большое количество атрибутов народной жизни. Это позволяет создать атмосферу деревни. 

Первый яркий образ произведения — антоновские яблоки. Они присутствуют здесь как урожай, который собирают крепостные в садах своих хозяев. Фокус внимания постепенно уходит в сторону изложения быта мещан. Он рассказывает о том, как им удалось построить хозяйственную жизнь за такой короткий срок, как они устраивали ярмарки рядом. Так в рассказе появляются живописные образы крестьянства. 

Произведение продолжается пейзажной зарисовкой, а также атрибутами крестьянской жизни. Здесь Бунин описывает стариков, которые жили в деревне долго. По его мнению, сейчас это невозможно. Так он обозначает проблему того, что его поколение намного хилее, чем их. Тут же дается описание быта богатых крестьян. У лирического героя такая жизнь вызывает восторг. Он говорит, что хочет сам жить как крестьянин.  

Позже появляется образ тети, которая когда-то жила в этих краях. Лирический герой с восторгом вспоминает о времени, которое провел он у тетки. Он вспоминает, что дом помещицы был окружен со всех сторон яблоневым садом

Бунин дал точное описание интерьера дома тети, акцентируя внимание на запахах. 

Примечание 5

Предпоследняя часть открывается сценами охоты. Писатель дает понять, что охота особенно важна была для всех помещиков. Это символ всей системы. В деталях в рассказе даны все приготовления к охоте, непосредственно само жестокое развлечение помещиков и описано время после нее, когда все курили, смеялись и выпивали. Действующим лицом этой части является Арсений Семенович, шурин лирического героя. 

В самом конце произведения читателя ошарашивают информацией о том, что все знакомые лирического героя умерли. Все, кто окружал его в деревне. А вместе с ними ушла и эпоха помещиков. Лирическому герою остались только тоска по прошлому. 

Поднятие проблем

Анализ произведения позволяет сделать вывод о том, что этот рассказ ведет к высоким нравственным размышлениям, помогает читателю отречься от всего непотребного, позволяет очистить душу.

Проблема не только в сожалении о юных годах. Глубоко развита и тематика природы. Писатель ее не только любил, но отлично знал и понимал. Даже обычный запах яблок помог ему написать гениальный рассказ.

Бунин поднимал следующие проблематики:

  1. Основная проблематика произведения в основном сосредоточена на теме упадка дворянства, утраты помещиками авторитета. Как считал писатель, помещичий строй являлся поэтичным и прекрасным, в жизни в деревне нет места для жесткости, пошлости и скуки, хозяева и крепостные великолепно ладили между собой и по отдельности просто не могут существовать. Отчетливо видна позиция автора, поскольку именно в то время эти прекрасные поместья процветали.
  2. Также немаловажна другая проблема, которую поднимает Бунин — память человека. В переломное время, когда было создано произведение, хотелось тепла и спокойствия. Именно это люди могут найти в детских воспоминаниях.

https://youtube.com/watch?v=n_cgmNj2vAk

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Написано оно в форме воспоминаний лирического героя. Главную роль в рассказе играют не события, а внесюжетные элементы – пейзажи, портреты, интерьеры, философские раздумья. Они тесно переплетаются, взаимодополняются. Главным инструментом для их создания являются художественные средства, среди которых есть как авторские, так и фольклорные.

Выделить элементы сюжета – экспозицию, завязку, развитие событий и развязку – трудно, так как они размываются указанными внесюжетными составляющими.

Формально текст делится на четыре части, каждая из которых посвящена тем или иным воспоминаниям рассказчика. Все части связаны главной темой и образом рассказчика.

История создания «Антоновских яблок»

Иван Алексеевич Бунин задумал написать это произведение ещё в начале девяностых годов XIX века. Тогда он гостил в имении своего родственника. Однажды вышел на крыльцо и почувствовал удивительный, неповторимый запах яблок. Вместе с тем он испытал ностальгию по крепостным временам.

При анализе «Антоновских яблок» следует сказать, что в этом произведении автор воспел старый помещичий быт. Основная тема рассказа — лирические воспоминания о дворянской культуре. Ностальгией по прошлому пронизаны многие произведения Бунина, в том числе и «Антоновские яблоки».

Анализ творчества писателя предполагает изложение основных фактов из его биографии. Как известно, Бунин покинул Россию. Но произошло это спустя много лет после публикации рассказа. Однако уже в начале столетия Россия была не той, что изображена в произведении «Антоновские яблоки». Герои Бунина —
это образы из прошлой, более счастливой жизни.

История создания и прототипы героев

Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» не стал произведением, созданным на одном дыхании. Его «рождению» предшествовал долгий путь.

В одном из своих писем В.В. Пащенко, датированным 14 августа 1891 года, Бунин описывает свое впечатление от осенних дней, проведенных в имении брата Евгения Алексеевича. Из письма мы узнаем о том, что Бунин всегда трепетно относился к осени – это была его любимая пора года. В гостях у брата он не только насладился прелестными осенними картинами, но и усилил их ароматом антоновских яблок. Спустя девять лет эти воспоминания стали ключевыми при создании рассказа.

Буниным не было обнародован прототип главного героя, но такая личность была обнаружена исследователями. Вера Николаевна Муромцева, жена И. Бунина, после смерти своего мужа в своей работе, посвященной жизни и творчеству Бунина, указала, что прототипом героя стал А.И. Пушешников – родственник Бунина.

Особенности сюжета

Необычность рассказа Бунина в первую очередь заключается в том, что в «Антоновских яблоках» отсутствует как таковой традиционный сюжет. По своей сути рассказ содержит в себе фрагментарное изображение воспоминаний лирического героя.

Все эти моменты объединены личностью главного героя и общим эмоциональным настроем. В рассказе полностью отсутствует сюжетная динамика. Фабула произведения состоит в накоплении различных воспоминаний, ключевым элементом к появлению которых и их функционированию стал запах антоновских яблок, который меняется так же, как и события в жизни героя.

Символично у Бунина, лето ассоциируется с расцветом помещичества – именно в это время запах яблок особенно значимый и сильный. Однако постепенно золото осени меняется серыми на серые и неприглядные цвета – таким образом достигается гармоничность и цикличность природы.

Во второй части мы узнаем об осенней поре. Состоятельные старухи и старики пекутся о саване и могильном камне. Здесь лирический герой переносится в воспоминаниях в усадьбу к Анне Герасимовне – своей тетке. В этой части усиливается образ антоновских яблок, которые для героя становятся ключевым моментов осени.

В третьей части читатель видит иную осень – холодную и сырую. Герой переносится в усадьбу Арсения Семеновича и предается воспоминанием об охоте и былом задоре.

Заключительная, четвертая часть повествует о осенней хандре и унынии – в это время уже не пахнут антоновские яблоки. Герой огорчен упадком и отсутствием помещичества.

Роман был поделен на четыре части неслучайно – с их помощью автор изображает жизненный цикл и наступление зрелости взамен юности.

Тема и идея произведения

Несмотря на отсутствие традиционного сюжета, в рассказе традиционно выделяются тема и идея.
Тема «Антоновских яблок» заключается в сожалении героя в связи с запустением помещиков и их усадеб. Ностальгия по прекрасному времени переполняет главного героя.

Сопутствующим элементом является тема гармоничности и возвышенности природы.

Иван Бунин отмечает, что все в этом мире приходящее и уходящее. Очень часто все жизненные образы и символы меняются со временем. И это не удивительно, ведь жизнь человека также очень переменчива – меняются не только события, но и восприятие тех или иных элементов в жизни героя.

Смысл

Ностальгия – вот главное чувство, которое охватывает и автора, и многих читателей того времени после прочтения «Антоновских яблок». Бунин – настоящий художник слова, поэтому его деревенская жизнь – идиллическая картина. Автор старательно обошел все острые углы, в его рассказе жизнь прекрасна и лишена проблем, социальных противоречий, которые в реальности накопились к началу ХХ века и неизбежно вели Россию к переменам.

Смысл этого рассказа Бунина – создать живописное полотно, погрузиться в ушедший, но манящий мир безмятежности и благоденствия. Для многих людей отход от действительности стал выходом, однако недолгим. Тем не менее, «Антоновские яблоки» — образцовое произведение в художественном плане, а у Бунина можно поучиться красоте его слога и образности.

Любовь к родине

Одной из главных тем, которые поднимаются в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки», является тема любви к родине. Эти чувства автор выражает особенным образом. Для него они проявляются, прежде всего, в привязанности к русскому быту (как дворянскому, так и крестьянскому), а также в восхищении красотами дорого сердцу края.

Главный герой произведения с любовью описывает наступление осени в родных Выселках. Ее приход в деревню всегда сопровождался сочным запахом спелых антоновских яблок. Больше всего этот запах чувствовался у летнего шалаша, в котором жили два брата-мещанина.

Герой подробно рассказывает об убранстве их жилища: «В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший самовар, в уголке — посуда». Он часто любил бывать летом в этом доме и по-прежнему приходит сюда в сентябре, чтобы поговорить с хозяевами, полюбоваться звездным небом и выстрелить в ночной тишине из ружья, слушая, как по всему поселку раздается гулкое эхо.

Восторг у рассказчика вызывает и быт простых русских мужиков, он даже немного завидует им. Герой-дворянин и сам хотел бы целый день косить, молотить, а потом отдыхать прямо на гумне. Нравятся ему и русские праздники. В такие дни жители деревни отправляются на ярмарку или в гости к своим родственникам, чтобы отобедать у них бараниной с медом и брагой.

Особенно дороги главному рассказчику русские старопомещичьи усадьбы, в которых до сих пор ощущается дух крепостничества, в хорошем смысле этого слова. Ему нравятся эти крепкие и приземистые постройки, запущенный сад, окружающий дом тетки Анны Герасимовны, темные уютные комнаты этого жилища все с тем же неизменным запахом антоновки.

Всей душой герой тяготеет к русской охоте. Прежде, во времена его детства, это занятие было единственным, что «поддерживало угасающий дух помещиков». Охотиться было принято в начале октября, когда отшумел сезон дождей и, вновь, установилась ясная, теперь уже по-настоящему прохладная погода.

С каким восторгом вспоминает рассказчик о том, как он вместе с друзьями своего красавца-шурина Арсения Семеновича отправлялся в такие дни загонять зверя. Как было приятно с компанией бравых охотников прокатиться по осеннему лесу под лай собак и шум выстрелов, а затем уже поздно вечером прийти в дом совершенно незнакомого холостяка-помещика, чтобы поужинать и заночевать у него.

Именно такой видит, помнит и любит герой свою родину, и сердце его не может желать ничего иного. Вот только эти времена давно уже прошли. Многие знакомые рассказчика умерли, их дворянские гнезда разорились, а некогда богатые Выселки обнищали, и теперь в деревне наступило «царство мелкопоместных».

Герою грустно оттого, что невозможно вернуть светлые дни его юности, но он настолько сильно любит родной край, что и в новой «нищенской мелкопоместной жизни» находит свои прелести. Это все та же охота, но уже в одиночестве, простые песни деревенских жителей, работающих в поле или на кухне в хозяйском доме, приятный шум идущей полным ходом молотьбы и широкие бескрайние поля, которые вот-вот уже засыплет первым снегом. Одного только не хватает рассказчику — это запаха антоновских яблок, который теперь уже почти исчез из усадеб.

«Антоновские яблоки» И. Бунина — панорамное изображение жизни помещиков, в котором нашлось место и для рассказа о крестьянском быте. Особенность произведения — насыщенные пейзажные зарисовки, от которых веет неповторимыми осенними запахами. Это яркий образец поэтической прозы в русской литературе

Рассказ есть в программе ЕГЭ, поэтому важно запомнить основные сведения о нем. Изучают «Антоновские яблоки в 11 классе

Предлагаем качественный анализ произведения И. Бунина.

О чем произведение?

«Антоновские яблоки» представляют собой чередование картин дворянского быта, объединенных воспоминаниями лирического героя. Сначала ему вспоминается ранняя осень, золотой сад, сбор яблок. Всем этим управляют хозяева, которые жили в шалаше в саду, по праздникам устраивая там целую ярмарку. Сад наполнен разными лицами крестьян, которые поражают довольством: мужчины, женщины, дети – все они в самых хороших отношениях друг с другом и с помещиками. Идиллическую картину дополняют картины природы, в конце эпизода главный герой восклицает: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

Урожайный год в родовой деревни главного героя Выселки радует глаз: всюду довольство, радость, богатство, простое счастье мужиков. Рассказчик и сам хотел бы быть мужиком, не видя в этой доле никаких проблем, а только здоровье, естественность и близость к природе, а вовсе не бедность, малоземелье и унижение. От крестьянского он переходит к дворянскому быту прежних времен: крепостного права и сразу после, когда помещики еще играли главную роль. Примером служит усадьба тетки Анны Герасимовны, где чувствовались и достаток, и строгость, и крепостная покорность слуг. Обстановка дома также будто застыла в прошлом, даже разговоры только о былом, но в этом тоже есть своя поэзия.

Об охоте, одном из главных дворянских развлечений, говорится особо. Арсений Семенович, шурин главного героя, устраивал масштабные охоты, иногда и по несколько дней. Весь дом был наполнен людьми, водкой, папиросным дымом, собаками. Примечательны разговоры и воспоминания об этом. Рассказчик видел эти забавы даже во сне, погружаясь в дрему на мягких перинах в какой-нибудь угловой комнате под образами. Но и проспать охоту приятно, ведь в старом поместье кругом книги, портреты, журналы, при виде которых охватывает «сладкая и странная тоска».

Но жизнь изменилась, стала «нищенской», «мелкопоместной». Но и в ней есть остатки былого величия¸ поэтические отголоски бывшего дворянского счастья. Итак, на пороге века перемен у помещиков остались лишь одни воспоминания о беззаботных днях.

Иван Бунин

Анализ «Антоновских яблок», как и любое подобное задание, следует начинать с краткой информации об авторе. В литературу Иван Бунин вошел
не как прозаик, а как поэт. Однако дебютный сборник стихов, который был опубликован в Орле, не вызвал особой реакции критиков. Признание Бунин получил после издания книги «Листопад», в которую тоже вошли исключительно стихотворения.

Иван Бунин оставил глубокий и яркий след в русской литературе. В своих лирических произведениях продолжил классические традиции
А. Фета, Я. Полонского, А. Толстого. В рассказах и повестях показал, нередко с ностальгическим настроением, и оскудение дворянских усадеб, и жестокий лик деревни, и гибельное забвение нравственных основ жизни. Классиком русской литературы Бунин стал, благодаря таким прозаическим произведениям, как «Жизнь Арсеньева», «Лёгкое дыхание», «Окаянные дни», «Антоновские яблоки».

Анализ художественного произведения не может обойтись и без краткой истории создания произведения. Как возник замысел рассказа?

Композиция

Основная форма повествования — воспоминания от первого лица. Интересно, что в рассказе важную роль играют внесюжетные части вроде пейзажных, портретных, интерьерных зарисовок, философских дум. Все они находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, переплетаются. Инструмент создания этих частей текста — средства художественной выразительности. Причем, они бывают и фольклорными, и авторскими. 

В произведении достаточно сложно четко обрисовать части сюжета. Нельзя понять, где дана экспозиция, где завязка, а где развязка. Они размыты при помощи вставных элементов. 

Условно можно разделить повествование на четыре фрагмента. Каждая часть соотносится с воспоминаниями лирического героя. Связь фрагментов осуществляется при помощи темы и образов. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: