Герои пьесы «На дне»: таблица
герой | как оказался на «дне» | характеристика героя | мечты |
Бубнов |
Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером. |
Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств. |
Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя. |
Настя |
Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно. |
Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами. |
Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией. |
Барон |
Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство. |
Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым. |
Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком. |
Алешка |
Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность. |
Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он «хороший» и «веселый». |
Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о «теплом ветерке» и «вечном солнце». |
Васька Пепел |
Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме. |
Слабохарактерный, влюбленный человек. |
Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь. |
Актер |
Опустился на дно из-за пьянства. |
Цитирует часто литературные произведения. |
Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки. |
Лука | Это загадочный странник. О нем известно не много. | Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их. | Мечтает помочь всем нуждающимся. |
Сатин | Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму. | Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение. | Мечтает донести до людей свою философию. |
Дальнейшая судьба героев
Судьбы герое пьесы «На дне» ярко показывают, что в условиях общественного строя, базирующегося на эксплуатации одних людей другими членами социума, для людей, оказавшихся на «дне» не может быть надежды на нормальную и счастливую жизнь.
Хозяин приюта – Костылев, трагически погибает в драке, которая возникла между ним и Пеплом. Этот факт несказанно радует его жену – Василису, которая все- таки смогла добиться своей цели стать вдовой.
Василий делает предложение Наталье — уехать в Сибирь, где они смогут начать новую жизнь. Узнав об этом, Василиса запирает сестру в доме, при этом еще и жестоко издевается. В порыве злости она обливает девушку кипятком. Наталью чудом удается спасти. Но после убийства Костылева, она думает, что это не несчастный случай – а заговор против нее Василисы и Пепла. Сделав такой вывод, Наталья бросает Василия.
Еще один персонаж произведения – Клещ, смиряется со своей судьбой и начинает распивать спиртное с Сатиным. В заключительном акте становится известна судьба Квашни и Медведева. Женщина принимает его ухаживание. Они начинают жить вместе, а уличная торговка даже предпринимает попытки ограничить мужчину в употреблении алкоголя.
Актера ждала печальная участь. Он так и не смог смириться со своим положением. Единственным выходом, который он нашел, чтобы выбраться из плачевного положения, стало самоубийство.
Грустный финал ждал и больную Анну. Перед смертью девушку утешает только один обитатель ночлежки – Лука. Он пытается убедить ее, что на том свете, она наконец-то найдет покой. Вскоре женщина умирает. Грузчик Татарин ломает руку, тем самым лишая себя заработка. И только Настя, благодаря своей наивности, все еще продолжает верить, что в будущем она все-таки встретит своего «принца».
Судьба Ларры
Ларра возомнил о себе, что он гораздо лучше остальных людей. Но на самом деле он таковым не являлся. Люди увидели это. Ларра решил, что для счастливой жизни ему не нужны люди и решил жить один. Но его одиночество оказалось далеким от свободы. При желании покончить с такой судьбой он пришел к людям чтобы получить смерть от их рук. Но они не стали убивать его. Тогда он попытался сделать это сам. Но сын орла не смог лишиться жизни. Возможно, именно этим он отличался о других людей. Сколько бы добра он мог сделать, не имея гордыни? Но вместо этого теперь он скитается одиноко по свету, мучаясь в своем одиночестве.
Кто есть кто
Произнося фразу «каждый сам себе судьба», старуха Изергиль в подтверждение рассказала легенды о Данко и Ларре: молодых, смелых и красивых людях, которые совершенно по-разному смогли использовать данные им возможности.
Ларрой был выбран эгоизм в ущерб людям своего племени:
- он считает, что жить нужно лишь для собственного удовольствия;
- он способен убить человека;
- Ларре кажется, что ни один человек не достоин его уважения.
Поэтому герой был наказан: будучи и до преступления нелюдимым и одиноким, он стал презираем людьми своего племени. Несмотря на его фантастическое происхождение — от земной женщины и орла — ему не нашлось места в обществе.
Совсем иной подход обнаруживает Данко, который смог осветить своим пламенеющим сердцем дорогу. Пусть даже его соплеменники вначале не заметили подвига, он смог:
- спасти людей из своего племени;
- стать героем.
К сожалению, часто бывает так, что уникальные человеческие качества становятся заметными для окружающих лишь на расстоянии, после кончины.
Сущность личности
Тема гордой и мечущейся личности не нова для литературы: героя, который противопоставлял себя обществу, можно видеть и у Байрона, и у Пушкина, и в большинстве произведений, относящихся к романтической эпохе. К таковым относится и Ларра — судья, который вправе решать, кому жить, а кому умереть от его рук, отличающийся гипертрофированной гордыней (притом только из-за своего происхождения).
Ларрой было осознано право пренебрегать окружающими, им была избрана абсолютная свобода от обязательств. Изергиль не могла сказать о нём иначе, кроме как о хищном, сильном и жестоком человеке. Каждый день его жизни приносил унижения соплеменникам, которые прекрасно осознавали, что он ничем от них не отличается, кроме превратно понятой исключительности. Ему некуда было деть свою силу, и в итоге он прожил жизнь бесцельно, хотя мог бы сделать при своих возможностях очень многое. И теперь он скитается тенью, не найдя приюта.
Данко, напротив, сделал всё для освобождения людей, для их будущего, он рисковал жизнью и не мог представить, что те, кто ему доверился, по его вине погибнут. Несмотря на молодость, он уже понимает, что такое ответственность за чужие судьбы. Данко красив не только внешне — он прекрасен духовно, и этим автор противопоставляет его убогому в своей однобокости Ларре. По мнению рассказчицы, каждым мыслящим человеком должен быть задан вопрос, что он может сделать для людей.
2 вариант
Пьеса Максима Горького «На дне» имеет мощное философское обоснование. Одной из главных тем пьесы является тема смысла жизни, которая раскрывается на основе темы отношения человека к судьбе и правде трех героев: Бубнова, Луки и Сатина.
Бубнов верит, что все в мире предопределено. Человек, по его мнению, ничего не решает. Он не верит в человека и его силы. Он не считает, что жизнь человека зависит от него. Она зависит от обстоятельств, не зависящих от него. Бубнов эгоистичен. Он не способен думать о ком-то кроме себя. Когда Анна, пожилая женщина, умирала и просила его не шуметь, Бубнов резко огрызнулся ей в ответ. Для него смысла жизни нет абсолютно. Он не верит в то, что жизнь человека может принести какую-либо пользу обществу, окружающим, стране, в которой он живет.
Лука — полная противоположность Бубнова. Жизненная философия Лики основана на вере в безграничные возможности человека и его силы. Это добрый человек с положительным настроем на жизнь. Он всем находит добрые слова. Он пытается скрасить словом жизнь каждого. Например, рассказывает Актеру о месте, где можно излечить алкоголизм, а Настенька поддерживает в любовных чувствах. Для него смысл жизни состоит в том, чтобы помогать людям и давать им надежды даже тогда, когда нет возможности для их осуществления.
Сатин не одобряет мнения Луки. Он считает, что давать человеку иллюзию нельзя. Нужно быть правдивым и честным, поэтому, по его мнению, смысл жизни состоит в правде. Сатин от двух остальных героев отличается умом и мудростью. У него нет такого сильного позитивного задора, как у Луки, но нет и такого равнодушия, как у Бубнова.
Но какое же толкование смысла жизни вернее? Автор дает рассудить это читателю. Бесспорно, автор не симпатизирует Бубнову, жестокому, равнодушному, лишенному доброты, сострадания, милосердия человеку. Возможно, образ Луки несколько гипербозилирован. Люди излишне мягкие, нежные и добрые не могут приспособиться к жизни в таком жестоком и злом мире. Однако, его позитив и стремление помочь окружающем явно нравится Максиму Горькому
Это важно — помогать друг другу, поднимать настроение, а также давать надежду. Сатин имеет очень приземленную позицию, которая также может быть несколько жестокой в зависимости от обстоятельств
Бесспорно, нельзя отрицать, что правда — важная основа жизни, без которой невозможен истинный смысл жизни.
Смысл жизни в пьесе «На дне» раскрывается на примерах трех героев.
Кузнец своего счастья
Жизнь самой старухи Изергиль вполне соответствует её девизу, что каждый является кузнецом своей судьбы. Нельзя сказать, что на момент рассказа она является счастливой, но она прожила жизнь так, как хотела. Её бесконечные воспоминания о многочисленных возлюбленных вначале обескураживают, но женщина честна перед слушателем, а прежнее поведение было её личным выбором.
Сама старуха Изергиль вела весьма авантюрный образ жизни, сбежав из дома и меняя до пожилого возраста (по прежним меркам) кавалеров как перчатки — конечно, про неё никак нельзя сказать, что это был подвиг. Но бунтаркой, безусловно, она была. И это её роднит с героями легенд: и с Ларрой, и с Данко. Только, конечно, она никого не убивала ради достижения своих целей — но и полезного для человечества, вероятно, сделала немного.
Она могла бы поставить себя посередине между этими героями, потому что смелости ей было не занимать. Ей хватало храбрости и безрассудства для реализации всех своих авантюрных планов, поэтому про неё, безусловно, тоже можно сказать, что она стала «сама себе судьбой».
Автор говорит устами своей героини, что не нужно бояться ставить перед собой цели и направлять все силы на их достижение. Время и люди рассудят, насколько эти стремления хороши, но, главное — не отступать. Е
Андрей Клещ
Андрей вместе с женой Анной уже давно живёт в ночлежке. Ему 40 лет, а раньше он работал слесарем. Его супруга больна чахоткой, но Клещ не делает ей никаких поблажек. Он обращается с ней грубо, хотя она терпит побои и ругательства с его стороны в течение всего их брака. Сама женщина называет мужа причиной своей болезни.
Мнение обитателей об этом человеке отрицательное, так как его черты характера не вызывают расположения:
- злость;
- гордость;
- вспыльчивость.
Клещ пытался выбраться из нищеты, но у него ничего не получалось. В конце произведения его супруга умерла от чахотки. Ему пришлось продать свои инструменты, чтобы оплатить ее похороны.
Что погубило жизни этих людей?
Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел — представитель «воровской династии». Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну «казенную палату», в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении — это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.
Судьба Ларры
Ларра возомнил о себе, что он гораздо лучше остальных людей. Но на самом деле он таковым не являлся. Люди увидели это. Ларра решил, что для счастливой жизни ему не нужны люди и решил жить один. Но его одиночество оказалось далеким от свободы. При желании покончить с такой судьбой он пришел к людям чтобы получить смерть от их рук. Но они не стали убивать его. Тогда он попытался сделать это сам. Но сын орла не смог лишиться жизни. Возможно, именно этим он отличался о других людей. Сколько бы добра он мог сделать, не имея гордыни? Но вместо этого теперь он скитается одиноко по свету, мучаясь в своем одиночестве.
Роль Луки в произведении
Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг «еще немножко… пожить». Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот «сказки говорит» приятно, ведь так мало на свете хорошего.
Анализ произведения
Драму Горький задумал в 1900 году. Желание попробовать свои силы в драматургии появилось у писателя под влиянием пьес А. П. Чехова. Горький работал над драмой с конца 1901 года по начало 1902-го. Устами действующих лиц пьесы Горький затрагивал важные вопросы, выражал свой взгляд на жизнь. События в ночлежке происходят на фоне экономического кризиса конца 19 века, отразившегося на судьбах людей, поэтому драма приобретает социальное звучание. Литературное направление пьесы «На дне» — критический реализм.
Основная идея пьесы
Человек может оказаться на дне жизни по личной вине или по объективным причинам. Ему можно помочь подняться, если только он сам этого захочет настолько сильно, что не позволит себе быть слабым, то есть быть рабом своих грешков и страстишек.
Всегда кто-то даст правильный совет, но последовать ему обычно что-то мешает. В сущности, Лука сделал правильный ход в попытке помочь Актёру, даже если лечебницы на самом деле не было. Он сказал ему, что перед лечением надо потерпеть, т. е. не пить какое-то время. Актёр начал, но по слабости сорвался.
Пеплу тоже следовало, по совету Луки, не медля сбежать с Наташей. Поверь они в своё спасение — непременно бы получилось.
Проблематика
Основные проблемы:
- Утешительная ложь и горькая правда. Утешения Луки считаются ложными. Его называют мякишем для беззубых. Для сильного человека иллюзии не нужны. Здесь Горький излагает свою точку зрения. Что он называет ложью? А что — правдой? Под ложью Сатин подразумевает христианство, которое, по его мнению, нужно рабам для утешения и хозяевам для прикрытия. Обманывал ли Лука Анну, когда обещал ей облегчение после смерти? Сатин, а значит и Горький, называет человека правдой и ставит его выше всего. Верно ли это? Для христианина безусловная правда — Христос, а не падший и погрязший в страстях человек.
- Проблема выбора. Каждый герой верит, что способен изменить свою жизнь к лучшему. Советы Луки для них как подсказки свыше. Но никто не делает решительного шага. Актёр покончил с собой, потому что это проще и легче, чем держать себя в руках и долго лечиться. Настя мечтает о любви, ненавидит Барона, но никуда от него не уходит. Пеплу опротивела воровская жизнь, но он продолжает красть и сбывать краденое Костылеву.
- Люди везде люди. И на самом дне жизни они любят, страдают, рассуждают на темы высокие, мыслят глубоко. Социальное дно было, есть и будет, оказаться там может любой человек.
Композиция
Композиция пьесы — линейная, так как события развиваются в хронологическом порядке. Завязка: появление Луки среди обитателей ночлежки в первом акте. Развитие событий занимают второй и третий акты. На четвёртый акт приходится кульминация и развязка. Кульминация — монолог о правде и лжи. Развязка — самоубийство Актёра как знак безнадёжности для обитателей ночлежки, которые не просто не могут, но и не имеют желания выбраться со дна.
Жанр
Жанр произведения: социально-философская драма.
Действие в пьесе статично, всё происходит в ночлежке от первого до последнего акта. Сюжет развивается за счёт конфликта противоположных точек зрения, пьеса наполнены философскими размышлениями и спорами.
Характеристика Бубнова
Бубнов — один из жителей ночлежки, это мужчина 45 лет. В прошлом он был мастер по изготовлению меховых и кожаных изделий, имел свое предприятие. У него была жена, которая изменила ему с его подмастерьем. За это Бубнов разозлился на неё, стал избивать и даже намеревался убить. Но в конце он просто бросил своё дело и остался в нищете.
Теперь Бубнов изготавливает картузы и шапки. Но ему не хватает денег, чтобы заплатить за ночлежку. Хозяйка не прогоняет его, так как она не проявляет жестокости. Но сам себя этот мужчина считает ленивым человеком и пьяницей. А также он говорит, что не умеет врать. Другие обитатели ночлежки уважают его только в пьяном виде. Они утверждают, что только так он напоминает человека.
Торговка Квашня
Квашня — это ещё одна обитательница ночлежки. Сорокалетняя женщина торгует на базаре пельменями. Восемь лет она прожила вместе с мужем, который постоянно её избивал. Но она не жаловалась, только обрадовалась его смерти. Сейчас за ней ухаживает полицейский Медведев, просит её обвенчаться с ним. Но женщина ему отказывает, так как боится потерять свою свободу.
Эта женщина мечтала, что новый муж станет хорошим помощником и верным другом. Но она ошиблась, хотя развиваться Медведеву не давал её характер. Квашня было с ним слишком строга и била его на глазах у других мужчин. Полицейскому стало стыдно за свою семейную жизнь, и он запил.
Судьба Сатина
У каждого из героев пьесы «На дне» путь на дно был своим. Сатин — один из центральных персонажей произведения. Этого мужчину звали Константин, ему было около сорока лет. Он карточный шулер, бездомный пьяница, мошенник. Все выигранные деньги он пропивает, хотя на самом деле это образованный и начитанный человек.
Другие считают его приятной и рассудительной личностью. Хотя он довольно скрытен, не любит о себе много рассказывать. Он всю жизнь оставался честным, каков был и сейчас. Сатин презирает ложь, а себя считает уже мертвым. Но сам жить честно не собирается. Ему противна мысль об обычной работе, ему нравится быть шарлатаном и пропивать все свои деньги.
Сатин думает, что человек должен работать только себе в удовольствие. В противном случае любой труд превращается в рабство.
Вариант 4
Я считаю, что высказывание «горького каждый сам себе судьба» имеет право на существование. В жизни бывают ситуации, когда мы сами создаем себе проблемы. Например, если я не делаю уроки, то потом получаю плохие оценки. Это значит, что я сам виноват в своей неудаче. Также можно привести пример, когда человек не следит за своим здоровьем, не занимается спортом и питается неправильно. В результате возникают различные проблемы со здоровьем, и это тоже является виной самого человека.
Однако, иногда бывает так, что люди попадают в трудные ситуации, которые они не могли предвидеть или избежать. Например, стихийные бедствия, болезни или негативные последствия, вызванные действиями других людей. В таких случаях не всегда можно сказать, что каждый сам себе судьба.
В целом, я считаю, что главное — это быть ответственным за свои действия и свою жизнь. Мы должны стараться делать правильные выборы, заботиться о своем будущем и не забывать о своих близких. Но, конечно, жизнь полна разных ситуаций, и не всегда мы можем контролировать все происходящее вокруг нас
Поэтому важно уметь принимать и адаптироваться к изменениям, несмотря на все трудности
Мне нравится3.4 k.Не нравится2.1 k.
Сочинение Смысл жизни в пьесе На дне
Пьеса Максима Горького «На дне» является произведением о жизни людей на самом низу общественной лестницы, которые борются за выживание в экстремальных условиях. Один из главных смыслов этой пьесы заключается в том, что жизнь на дне – это не только физический уровень проживания, но и состояние души.
Герои пьесы На дне сталкиваются со многими трудностями, такими как алкоголизм, безработица, наркомания, сексуальные извращения и многое другое. Все они находятся в поиске своего места в жизни, пытаясь найти смысл своей существования. Однако, независимо от того, какие пути они выбирают, все они оказываются запутанными в круговых размышлениях и борются за смысл своей жизни.
Смысл жизни на дне можно найти в том, что каждый человек должен находить в себе силы, чтобы бороться с жизненными трудностями, не сдаваться и продолжать двигаться вперед
Даже если жизнь кажется безысходной, важно продолжать искать свой путь и не утрачивать веру в будущее. И только тогда можно найти смысл своей жизни, даже на дне
Сочинение Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького «Старуха Изергиль» )
«Каждый сам себе судьба» (gо рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). …Дьяволу служить или пророку, Каждый выбирает для себя. Ю. Левитанский. Что такое судьба? Ожегов трактует значение этого слова как «стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека». Но так ли это? Я уверена, что каждый человек — «сам себе судьба». Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» — подтверждение тому. Два героя. Две различные жизни. Одна отдана служению людям, другая прошла бесследно, как тень. Данко и Ларра. Вечные антагонисты. Но если вдуматься, то можно найти и общие звенья, ведь каждому из них от рождения дано многое: они смелы, красивы, умны, сильны. «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы». Ларра – «юноша, красивый и сильный». Казалось бы, и жизнь их должна сложиться одинаково. Но в том то и дело, что свою судьбу люди творят в зависимости от того, какой смысл они вкладывают в понятие «счастье». И хотя композиционно главы расположены в иной последовательности, мне в первую очередь хотелось бы сказать о Данко. Вся его жизнь – пример бескорыстного служения тем, кто живет рядом. Его альтруизм — это не самопожертвование, а внутренняя потребность. « — Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце…» Он не ждет ни от кого благодарности, счастлив тем, что может быть полезен людям. И хотя те, ради кого он отдал жизнь, « полные надежд, не заметили смерти его», герой в последнюю свою минуту кинул «радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо». Это смех счастливого, довольного своей судьбой человека. После его гибели мир стал добрее, а «голубые искры степи, что являются перед грозой», напомнят людям о горящем любовью сердце Данко, и захочется им стать лучше. Но не всегда в небе мы видим манящие звезды. Бывает, что по небу «медленно и скучно» ползут тучи. В такие минуты вспоминается превращенная в ничто жизнь другого героя – Ларры. Сын обыкновенной женщины и орла, он поверил в собственную избранность
Для него не существует авторитетов, важно только собственное «я». Разговаривая с теми, кто старше его, кто заслужил уважение, «он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их – он не хочет делать этого»
От эгоизма до преступления один шаг. К этой мысли приводит нас Горький. Идя по пути собственных желаний, Ларра убивает женщину, не принявшую его. А объяснение поступку он дает самое циничное: «Я убил ее потому, мне кажется, — что меня оттолкнула она. . . А мне было нужно ее». Простая истина, что «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», ему чужда. Он не понимает, что для тех, кто хочет сохранить себя целым, остается только одно – одиночество. Может ли одинокий человек ощутить себя счастливым ? Нет! И Ларра наказан. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» Два героя. Две различные жизни. Одна израсходована на то, чтобы отдавать, другая – чтобы брать. Какая из судеб лучше? Каждый выбирает по себе. Выбираю тоже, как умею. Ни к кому претензий не имею: Каждый выбирает по себе.
—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Проблемы Наташи
У хозяйки ночлежки, Василисы Карповны, есть 20-летняя сестра Наташа. Все считают ее славной девушкой, так как она строгая и надежная. Она старается помочь каждому обитателю ночлежки, хотя ее собственная сестра и Костылев относятся к ней плохо. Бедная девушка терпит постоянные издевательства и побои. Хозяева обители обращаются с ней, как с прислугой: заставляют убирать, готовить еду, ходить на базар. Наташе некуда идти, поэтому она терпит все их выходки.
Девушка мечтала о том, что за ней приедет кто-то особенный и сможет изменить её жизнь. Но она сама понимает, что эта выдумка вряд ли когда-либо обернется реальностью. За ней ухаживает Васька Пепел и предлагает ей уехать вместе с ним в Сибирь. Он не понимает, почему Наташа отказывается выходить за него замуж. Девушка же просто не любит вора и прямо говорит ему об этом. Хотя по совету старого Луки она все же согласилась стать его женой.
Только в конце пьесы происходит драка, во время которой Васька убивает Костылева. Пепел попадает в тюрьму и выставляет своей сообщницей Василису. А Наташа думает, что они до сих пор остались любовниками и действительно сговорились убить хозяина ночлежки. В гневе она прокляла и Ваську, и свою сестру. После трагедии девушка просто пропадает без вести.
Пьяница актер
Какой бы плохой ни была судьба героев на дне, среди них были и те, жизнь которых очень отличалась. К таким можно отнести и актера — 40-летнего мужчину. Раньше он играл в спектаклях в разных театрах. Но он начал пить, из-за чего у него ухудшилась память. Даже любимое стихотворение он не может вспомнить наизусть. Пьянство не позволило актёру продолжить работу в театрах, поэтому сейчас он оказался в ночлежке.
Этот человек сам признаёт, что алкоголь погубил его жизнь. Он уже задолжал крупную сумму Костылеву за проживание в обители, но выплачивать ее не собирается. Актер считает, что успеху способствует только талант. А образование особой роли не играет. Но каждый человек должен верить в себя и свои силы, только так он сможет чего-то достигнуть.
Актёра нельзя назвать безжалостным человеком. Он обладает большим и добрым сердцем. В пьесе этот мужчина помог больной Анне выйти из комнаты, когда ей было душно. А также он с удовольствием общается с Лукой, который рассказывает ему о городе, где можно бесплатно вылечиться от алкоголизма.
Чем утешают себя герои?
Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут воспоминаниями о прошлом. Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя. При этом характеристика героев пьесы «На дне» дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о хлебе насущном, поскольку они живут впроголодь. Авторская характеристика героев пьесы «На дне» говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое. Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.
За исключением Бубнова, все герои произведения «ночлежный» образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со «дна» вынесет на поверхность. Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой -слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. «Вот, погоди… умрет жена…» -говорит он. Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей. Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое загробной жизни, в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его — уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.
Чем утешают себя герои?
Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя. При этом характеристика героев пьесы «На дне» дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о поскольку они живут впроголодь. Авторская характеристика героев пьесы «На дне» говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое. Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.
За исключением Бубнова, все герои произведения «ночлежный» образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со «дна» вынесет на поверхность. Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой -слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. «Вот, погоди… умрет жена…» -говорит он. Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей. Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его — уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.
Описание Луки
Лука — это ещё один ночлежник. Он оказался в обители не случайно, ведь каждый персонаж тянулся к нему, так как старик умел утешать и проявлял понимание. Он всегда путешествует с палкой в руках, котелком и чайником. В ночлежку его привела Наташа, многим он напомнил отцов и дедушек.
Этот человек отличался незаурядными чертами характера:
- проницательностью;
- добротой;
- жалостливостью;
- любопытством.
Скорее всего, Лука был беглым каторжником из Сибири, бывшим преступником. Нищая жизнь на дне была ему привычной, но для каждого он находил ласковое слово. Он не говорил окружающим жестокую правду, вместо этого пытался их утешить и подарить надежду на лучшее будущее. Старик пытался заставить других обитателей ночлежки избавиться от всех пороков.
Проблемы
Нравственные проблемы, затронутые Горьким в произведении, были актуальными в начале ХХ века, и при этом не перестают быть злободневными и сто лет спустя.
- Наиболее острой проблемой в произведении является перманентное состояние конфликта, в котором пребывают обитатели ночлежки. При этом они конфликтуют не только друг с другом, но и с самой жизнью. Между ними царит чувство непонимания и даже вражда, а вечные склоки, споры и перепалки не дают им успокоиться и попытаться прийти к спокойному сосуществованию под одной крышей. Ведь не секрет, что только благодаря взаимным компромиссам можно облегчить совместную жизнь: наладить общий быт, улучшить отношения, сделать жизнь более комфортной и приятной. Героев объединяет общая проблема, но они не способны решить ее совместными усилиями. Напротив – они делают все возможное, чтобы еще больше усугубить ее. Неадекватное восприятие жизни ведет к конфликту, которое неизменно приводит к разрушению как отдельно взятой личности, так и социума в целом. Обиженные на жизнь, герои выбирают путь бездействия, и просто плывут по течению, не делая попыток для создания иного будущего.
- «Истина или сострадание?» — другая, не менее важная проблема, затронутая в пьесе. Автор предлагает читателям выбор – посочувствовать горькой судьбе главных героев или же открыть им глаза на реалии жизни. В пьесе достаточно много персонажей, вызывающих неподдельную жалость. Кто-то страдает от психологического и физического насилия, кто-то умирает в тяжких муках, кто-то оказывается в плену страшных пороков. Казалось бы, жалость – это единственная реакция, которую вызывают эти люди. Но так ли на самом деле? Писатель предлагает каждому ответить на этот непростой вопрос. Отношение же самого Максима Горького выражается в монологе Сатина, в котором он очень четко указывает, на чьей он стороне.
- Одной из важных проблем в произведении является тема гуманизма, вернее, его полного отсутствия. Герои проявляют абсолютное равнодушие по отношению друг к другу. Особенно остро это проявляется в эпизоде с умирающей в муках Анной. Никто не обращает внимания на несчастную женщину, не пытается облегчить ее последние часы жизни. Та же история повторяется и с Наташей, вынужденной терпеть унижения и побои от старшей сестры. Создается впечатление, что люди, оказавшись на дне, настолько духовно зачерствели, что уже не способны проявлять нормальные человеческие чувства – теперь, словно в волчьей стае, каждый за себя! Такую жестокость по отношению к себе и близким можно объяснить скотским образом жизни, которую вынуждены вести герои. Бесконечные пьянки, драки и склоки усиливают разочарование в жизни. Утратив смысл существования, люди морально разлагаются, утрачивают свой человеческий облик.
- Проблема безнравственности является вполне закономерной на фоне образа жизни, который ведут главные герои пьесы. Мошеннические картежные игры, продажа собственного тела, воровство, алкоголизм – все это является следствием нищеты и безысходности. Такое поведение является абсолютно типичным для всех тех, кто оказался на дне социума.