Главные герои и их характеристика
Первым в этом рассказе перед нами предстаёт образ Макара Чудры. Чувствуется авторское восхищение этим мужчиной: писатель неоднократно апеллирует к тому, что герою уже 58 лет, но он по-прежнему сохраняет своё могучее телосложение. Его беседа с молодым человеком напоминает философский диалог самодовольного мудреца с учеником. Главный тезис Макара Чудры – ты сам себе жизнь. Лучше быть свободным от предубеждений, а не прислушиваться к мнимым наставлениям. Эталоном такой вольной и независимой личности для него является Лойко Зобар.
Этот молодой цыган был невероятно добрым и талантливым, его гордость не перерастала в гордыню: это была искренняя радость свободе, возможности наслаждаться просторами этого мира. Его преступление не было вызвано опасением, что скажут другие цыгане. Нет, это не такой персонаж. Любовь вытеснила страсть к воле, но Радда не испытывала того же чувства к Лойке, чтобы заполнить собою место былой жизни в его сердце. Молодой человек не смог пережить это горе, другого исхода быть не могло: путь унижений – не для гордого цыгана, тоска по возлюбленной – не для горячего сердца.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в рассказе «Макар Чудра» Многомудрый Литрекон описал в формате таблицы:
герои рассказа «макар чудра» | характеристика |
макар чудра |
старый цыган, перешагнувший уже за пятый десяток. меланхоличен и равнодушен к окружающему миру. презрительно относится к работе и религии, считая, что каждый человек должен жить только ради собственного счастья. |
лойко зобар |
молодой, красивый и удалой цыган. эгоистичный человек и ловкий вор. заработал себе великое множество врагов от венгрии до румынии. гордец, ставящий свои желания превыше всего. он прекрасно играл на гитаре и покорял женские сердца. он не хотел компромиссов и всегда брал от жизни все, чего хотел. |
радда |
красивая молодая цыганка. разбила сердца многим мужчинам. превыше всего ценит свою независимость, равнодушна к материальным благам и деньгам. она жестока и эгоистична, сильна духом и имеет страстный темперамент. неудержимая жажда свободы и власти над мужчиной приводит ее к смерти от руки любимого. |
рассказчик |
молодой путешественник, хороший слушатель и человек, обладающий живым воображением и чутким сердцем. он проникается услышанной историей и не судит чужой народ. он хочет понять их, а не осудить. |
Кто есть кто
Произнося фразу «каждый сам себе судьба», старуха Изергиль в подтверждение рассказала легенды о Данко и Ларре: молодых, смелых и красивых людях, которые совершенно по-разному смогли использовать данные им возможности.
Ларрой был выбран эгоизм в ущерб людям своего племени:
- он считает, что жить нужно лишь для собственного удовольствия;
- он способен убить человека;
- Ларре кажется, что ни один человек не достоин его уважения.
Поэтому герой был наказан: будучи и до преступления нелюдимым и одиноким, он стал презираем людьми своего племени. Несмотря на его фантастическое происхождение — от земной женщины и орла — ему не нашлось места в обществе.
Совсем иной подход обнаруживает Данко, который смог осветить своим пламенеющим сердцем дорогу. Пусть даже его соплеменники вначале не заметили подвига, он смог:
- спасти людей из своего племени;
- стать героем.
К сожалению, часто бывает так, что уникальные человеческие качества становятся заметными для окружающих лишь на расстоянии, после кончины.
Проблематика
-
Свобода и рабство.
Такая антитеза касается абсолютно всех тем: от любви до образа существования. На что действительно стоит потратить свою жизнь: «ходи и смотри» или останься и обустраивайся? Возможно, мировоззрение кочевника и крестьянина чужды друг другу, но всё же каждому есть, что перенять для себя. -
Невозможность любви.
Своенравная красавица не отвечает тем же чувством Лойке, но предлагает покориться. В глубине души чаровница знает, как поступит этот цыган. Можно ли говорить, что она сознательно обрекла себя на гибель, что желала умереть ради его страстной любви? Вероятно, да, ведь внутри Радды боролись две любви: к молодому человеку и к свободе, и эту битву она проиграла в пользу воли. Но была ли девушка рада такому исходу внутреннего конфликта? Едва ли. Потому она и сделала такое предложение. Лойко же не мог примириться с таким решением Радды, что подвигло его поступить именно так. Эти герои стоили друг друга: молодой цыган тоже понимал, что отец отомстит за неё – только смерть соединит горделивые сердца.
Тема: Любовь и свобода в рассказе Максима Горького «Макар Чудра»
Слайд 1. Представителей какой национальности Вы видите на иллюстрациях? Что Вы знаете о их нравах, образе жизни.
10 стр., 4815 слов
Традиции русской литературы в творчестве раннего Максима Горького
… Его самобытный талант поэтически трансформировал художественные достижения классиков, вырабатывал свой оригинальный стиль. Именно поэтому вопрос о традициях и новаторстве в творчестве Горького является чрезвычайно сложным, но и интересным. Сам …
Слайд 2. Расскажите о своих ассоциациях со словом «Свобода»?
Слайд 3. Формулировка темы и целей урока
Слайд 4. Сегодня каждый из Вас может побывать в роли обвинителя или защитника.
Слайд 5. Расскажите кратко о фактах биографии Максима Горького, о тех произведениях, что вы уже прочитали
Слайд 6. Что Вы прочитали из истории создания рассказа «Макар Чудра»?
Слайд 7. Также этот рассказ был экранизирован режиссёром Эмилем Лотяну в 1976 году. Этот фильм стал лидером проката 1976 года. Только в СССР его посмотрело 64, 9 млн. зрителей
Слайд 8. С описания чего начинается рассказ? Что необычного в этом описании? Выделите ключевые слова. (Лист заданий)
Слайд 9- 10. Обратимся к личности рассказчика и расскажем о нём по плану. (Лист заданий)
Слайд 12. С какой целью Макар Чудра решил рассказать историю о Лойко и Радде?
Слайд 13. Сколько лет прошло с того времени, когда произошла история с Лойко и Раддой?
Слайд 14-15. Обратимся к личности главного героя и расскажем о нём по плану. (Лист заданий)
Слайд 16-17. Обратимся к личности главной героини и расскажем о неё по плану. (Лист заданий)
Слайд 18. Что необычного было в появлении Лойко Зобара в таборе? Докажите описанием из текста.
Слайд 19. Расскажите о первой встрече Лойко и Радды. Кто прав, а кто виноват? Почему? Как этот эпизод характеризует героев? (Лист заданий)
Слайд 20. Как Лойко играл, по мнению всех цыган, на скрипке? А что говорила по этому поводу Радда? Права ли она? С какой целью она это делала? Как это характеризует ее? (Лист заданий)
Слайд 21. Расскажите о сцене сватовства Лойко к Радде. Кто здесь не прав? Почему? Что данный эпизод говорит о качествах характера героев, о их отношении друг к другу? (Лист заданий)
Слайд 22- 24. Расскажите о ночном объяснении Лойко и Радды. Как они встретили друг друга в степи? О каких качествах характера это говорит. В чём была суть их разговора и о чём они договорились? Кто из них прав? Кто что чувствует? Аргументируйте. (Лист заданий)
Слайд 25-26. Расскажите о последнем дне для Радды и Лойко. Можно ли здесь кого-нибудь защитить? Аргументируйте. Что данный эпизод говорит о качествах характера героев, о их отношении друг к другу? (Лист заданий).
Слайд 27. Описанием чего заканчивается рассказ? Какими здесь предстают герои? Достигли ли они совершенства? Почему?
Слайд 28. Что у героев этого произведения на первом месте? Согласны ли Вы с ними в этом? Аргументируйте и сделайте вывод по произведению. (Лист заданий).
Слад 29. А сейчас поделитесь впечатлениями от урока. Поставьте вашу отметку в соответствующие сектора.
Слайд 30. Домашняя работа.
Слайд 31. Спасибо за урок. Оценивание ответов
Листы заданий сдают, выборочно оценки за работу в них.
Художественные особенности рассказа М. Горького «Макар Чудра»
«Макар Чудра» относится к ранним романтическим рассказам Горького. Все произведение носит печать этого «романтического». Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды. Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый материал и вводит в свое произведение. Во-вторых, герои Горького – сильные, гордые, благородные, смелые, самоотверженные, жаждущие подвига, вольнолюбивые цыгане. Мне кажется, неслучайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения. Ведь это одни из самых романтических персонажей. Они всегда в дороге, преодолевают бескрайние просторы. Цыгане всегда готовы защищать свою свободу, эти люди никому не подвластны, кроме самих себя. У цыган свой мир, свои традиции. Можно сказать в полной уверенности, что это исключительные люди и исключительные герои. Очень необычен у цыган и внешний вид: яркие костюмы, множество блестящих украшений. А как красив этот народ! Макар Чудра так говорит о Радде: «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает». Еще одна особенность рассказа – это картины яркой, южной, просто сказочной природы. Эта природа вводит нас, как мне кажется, в необычный мир цыган: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задушевную мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Степь и море символизируют в рассказе безграничную свободу, простор, где нет ни границ, ни преград. Здесь человек сам себе хозяин. Но и степь, и море сулят много трудностей, они обманчивы в своем спокойствии. С ними может справиться только необыкновенный и сильный человек. Именно такие люди и «населяют» рассказ Горького. Надо сказать, что композиция этого произведения также необычна. Она представляет собой рассказ в рассказе. Старый цыган Макар Чудра выступает здесь в роли «второго» рассказчика. Сначала он просто говорит о жизни, размышляет, делится своими впечатлениями с «первым» рассказчиком – автором. Затем Чудра рассказывает ему легенду о Радде и Лойко. Повествование в рассказе ведется в форме диалога. Чудра постоянно обращается к своему спутнику, но мы не слышим ответов собеседника цыгана. Рассказчик здесь – просто слушатель: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся – лег и умирай – вот и все!» Но именно благодаря «слушателю» мы «видим» природу в рассказе, его глазами смотрим на цыгана и через его сознание воспринимаем все сказанное и рассказанное Чудрой. Интересен и конфликт рассказа. Это не противопоставление героя и общества или противопоставление «хорошего» героя и «плохого». В то же время, это и не внутренний конфликт героев. И Чудра, и Лойко, и Радда гармонично вписались в свой цыганский мир. Они полностью принимают его философию и мировоззрение. Эти герои не желают мести, они не тщеславны, им не нужны деньги и они не завистливы. Лойко «любит коней и ничего больше, и то недолго – поездит да и продает, а деньги, кто хочет, тот и возьми». И Радда кошель с деньгами бросает в грязь. В этом рассказе конфликт возникает между двумя романтическими, сильными героями. В этом его особенность. Каждый из этих героев больше всего на свете ценит свободу. Лойко так говорит об этом: «Я свободный человек и буду жить так, как хочу!» И Радда вторит ему: «А еще я люблю волю». И хотя герои полюбили друг друга, но они не могут уступить друг другу, им кажется, что при этом они потеряют свою свободу. Радда говорит Лойко: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня». Эти герои не могут жить друг без друга, но не могут и жить без свободы. Отсюда, из этой ситуации, есть только один выход – смерть одного или двух героев. Так и происходит – Лойко убивает Радду и сам гибнет от руки ее отца. Еще одной особенностью рассказа «Макар Чудра» является его афористичный язык. Лаконично и емко говорит Макар Чудра: «Ходи и смотри, насмотрелся, лег и умирай – вот и все», «…разве ты сам не жизнь?», «…всякий сам учится», «так нужно жить: иди, иди — и все тут», «Долго не стой на одном месте. Ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее…» Макар Чудра много прожил, много всего видел. Вся жизнь его теперь выражается в таких вот «жизненных» афоризмах, в которых виден опыт, мудрость прожитой жизни. Таким образом, рассказ Горького «Макар Чудра» — яркий романтический рассказ. Он повествует об исключительных героях в исключительных обстоятельствах. Это произведение призывает к яркой, смелой, насыщенной жизни, полной страстей и отваги сердца.
Популярные сегодня темы
- Анализ главы Тамань (Герой нашего времени) сочинение 9 класс
Глава «Тамань» — это отправная точка приключений Печорина на Кавказ. В этой повести показывается дневник Печорина, который знакомит читателей с душевный мир главного героя. Главный герой описывает Тамань
- Сочинение по картине Айвазовского Море. Лунная ночь 9 класс
Ночь укрыла всё вокруг своим тёмным крылом. Спит всё вокруг под убаюкивающий шёпот волн. Небо с плывущими по нему белыми облаками, луна, море и одинокий парусник. Сквозь облака выглянула луна и осветила море холодным желтым цветом.
- Анализ сказки Огниво Андерсена
Произведение по жанровой направленности является авторской сказкой. Главный герой сказки представляется простым солдатом, отличающимся прямолинейностью, смелостью,
- Сочинение Экскурсия и поход в музей
В нашей стране огромное количество различных музеев. Есть музеи изобразительных искусств, оружия, драгоценностей, краеведческие и множество других. Много на современную тематику
- Сочинение рассуждение Кумир молодёжи
В современный период феномен кумира стал совсем другим. Если раньше стать знаменитым было довольно трудно, к примеру, стать знаменитым писателем или известным артистом, то теперь кумиры какие-то странные, особенно у молодежи.
Конфликт
Главный конфликт произведения – свобода и рабство. Рассказ пронизан столкновением двух принципиально разных мировоззрений: людей кочевого образа жизни и оседлого. Именно этот конфликт становится стимулом к воспоминанию легенды о Лойке Зобаре. Одни ценят свободу, и внутреннюю, и внешнюю, что выражается в отказе от владения материальными богатствами и независимости от кого-либо. Невозможность подчиниться объясняется гордостью и чувством собственного достоинства. Любое преклонение такому человеку видится рабством, с которым вольная душа никогда не согласится.
Такое отношение к жизни привело к гибели двух молодых людей, продолжающих вызывает восхищение и после смерти. Радда призналась, что любит Лойку, но всё же свободу – больше него. Страстно любящий цыган не мог примириться с таким откровением: он не мог лишиться воли ради того, кто не может пойти на ту же жертву.
Чему учит?
Рассказ демонстрирует нам, какие чудовищные страдания может причинить человеку излишняя гордость. Он показывает, что даже у свободы есть своя цена, и груз свободного человека может быть неподъёмным. И все же даже этот груз является сладостным бременем по сравнению со скучной и монотонной жизнью в городе, построенной на условностях. Таков вывод из рассказа «Макар Чудра».
Рассказ учит нас быть осторожными со своими чувствами, ведь живя только ими, человек может однажды просто не совладать с собой. Между любовью и свободой нужно сделать выбор, но не в пользу смерти. Такова мораль, которую можно вынести из «Макара Чудры».
История создания
Рассказ «Макар Чудра», анализ которого вы можете прочитать в этой статье, был написан Алексеем Пешковым в 1892 году, когда он находился в Тифлисе. В то время писатель как раз активно общался с членами революционного движения, в первую очередь, с Александром Калюжным.
Калюжный всегда внимательно слушал рассказы юноши о его странствиях, каждый раз предлагал ему записывать их, чтобы потом можно было оформить в рассказ или повесть. Калюжный стал одним из первых, кому Пешков показал рукопись рассказа «Макар Чудра». Революционер воспользовался своими знакомствами среди журналистов и пристроил произведение в журнал «Кавказ». Решающую роль в этом сыграл публицист Цветницкий.
Спустя много лет, в 1925 году, Горький с теплотой вспоминал о своем литературном дебюте в письме Калюжному. Он отмечал, что многим ему обязан, что получил толчок, благодаря которому вот уже 30 лет верно и преданно служить отечественному искусству.
Рассказ «Макар Чудра» начинается с описания романтической ночи у моря. На берегу горит костер, возле огня сидит старый цыган, которого зовут Макар Чудра. Именно он и рассказывает писателю увлекательную историю о вольном цыганском народе. При этом Макар всячески призывает окружающих беречься от любви. По его словам, полюбив раз, человек навсегда теряет волю. В подтверждение своих слов он рассказывает быль, которая и легла в основу этого рассказа.
В рассказе «Макар Чудра» главный герой — молодой цыган по имени Лойко Зобар. Его знали во многих европейских странах, в которых он прослыл знатным конокрадом. В Чехии, Венгрии и Словении многие мечтали отомстить ему за уведенных лошадей и даже убить. Кони же были его главной страстью в жизни, деньги он зарабатывал легко, не ценил их, мог сразу отдать любому нуждающемуся.
События начали развиваться вокруг табора, который остановился в Буковине. Там была прекрасная девушка Радда, разбившая уже не одно сердце. Красоту ее нельзя было описать словами, многие молодые люди мечтали о ней, а один богач даже бросал пачки денег к ее ногам, упрашивая выйти за него. Все было тщетно. Радда всегда твердила только одно. Орлице не место в гнезде воронья.
Конфликт и композиция
Главная особенность композиции «Макара Чудры» — это наличие рассказа в рассказе. Повествование начинается со встречи автора с Макаром, который и рассказывает историю о Зобаре и Радде. Такая композиция позволяет писателю воссоздать медитативную атмосферу юга России, насытить рассказ не только основной историей, но и философствованиями самого старика Чудры.
В основе главного конфликта рассказа лежит столкновение двух невероятно сильных личностей, также их жизненных приоритетов — свободы и любви. Зобар и Радда всю жизнь привыкли только брать, однако любовь впервые в жизни потребовала у них пожертвовать самым дорогим, что у них было – свободой. Никто из героев не смог ни заглушить свои чувства, ни уступить победу другому, что и привело их к столь печальному концу.
Кто такой Макар Чудра
Рассказчиком в произведении выступает старый цыган Макар Чудра
. Автор беседует с ним во время выпаса табуна, принадлежащего табору. С первых строк Горький создает романтический образ главного героя.
Беседа происходит на фоне бушующей непогоды.
Холодные порывы ветра бьют в распахнутую грудь цыгана, но не доставляют ему дискомфорта. Все в его облике сильно и красиво. Невольно проникаешься восхищением
к романтическому и свободолюбивому духу цыгана.
Важно!
Чудра проповедует философию свободы, активной жизни. Это то, что все цыгане впитывают с молоком матери
По его мнению, нет в жизни ничего важнее любви к жизни, свободе.
Крестьянский труд
представляется ему чем-то бесполезным и рабским
, это лишь «ковыряние земли» итогом которого становится смерть. Основной принцип жизни Макары Чудры
прост и незамысловат, о чем он и говорит в ночной беседе, это необходимость «жить так, чтоб все время идти и идти
». Лишь постоянно путешествуя, можно постичь всю красоту и многообразие мира.
Только так можно познать безграничную свободу.
Когда в ночной тишине слышится песня Нонки, дочери Макара, он заговаривает о женской любви. Чудра считает, что любовь девки опасна, лжива и полна ложных обещаний.
Этот обман становится непреодолимым препятствием на пути к свободе даже для самых сильных душ. В подтверждение своих слов он решает поведать
своему слушателю рассказ о прекрасной и гордой Радде и отчаянном Лойко Зобаре.
Эта история призвана уберечь сердце его собеседника от цепей любви.
Краткий пересказ этой были поможет раскрыть основной конфликт произведения.
Цыган говорит о том, что давным-давно был на свете и отчаянный цыган, Лойко Зобар. Был он невероятно удалым и ловким мужчиной. Если ему нравился какой-то конь, то невозможно было спрятать его от Зобара. Любую охрану он мог перехитрить и добыть вожделенную лошадь. Но, как только она ему надоедала, он продавал ее без сожаления, не оставляя себе денег. Образ Лойко Зобара
– это образ свободного цыгана
, не привязанного ни к кому и ни к чему. Лишь дорога, верный конь и скрипка были его спутниками. Остается лишь догадываться, сколько девичьих сердец было разбито молодым цыганом.
Макар Чудра вспоминает давнее время, когда его табор кочевал по Буковине.
Жила в нем молодая цыганка, Радда
Особое внимание уделяет рассказчик ее описанию. Она была прекрасна
настолько, что не было таких слов, чтобы достойно описать ее красоту
Рассказ Макара о Радде
начинается с истории о том, как влюбился в нее без памяти очень богатый человек. При первой встрече он предложил ей много золота за один поцелуй
, но получил пренебрежительный отказ со стороны девушки.
После он явился к ее отцу, Даниле, и попросил продать ему красавицу.
Цыган ответил, что не продаст ни свою честь, ни родную дочь. Третий раз прискакал в табор господин, измученный страстью к гордой девушке, попросил ее руки и дал обещание разделить все свои богатства с табором. Рада лишь посмеялась над ним, сказав, что орлица никогда не пойдет к ворону.
Противостояние любви и гордости
Однажды в табор приезжает известный Лойко Зобар
, сердце которого Радда
очень быстро покоряет. Даже такой человек, как он, не может противостоять чарам девушки. В душе его зарождается страстная любовь к молодой цыганке
. Но та лишь подшучивает над ним.
После того, как Лойко при всех просит ее стать его женой, она сбивает его с ног. Позже Радда признается ему, что тоже любит его, но свободу ценит гораздо сильнее, поэтому Лойко должен признать ее главенство,
поклониться ей в ноги и поцеловать руку.
В этих строках раскрывается основной конфликт рассказа «Макар Чудра»
— противостояние вольнолюбия и человеческой страсти
. Измучился Зобар, размышляя над этим приказом.
На следующий день, собрав вокруг весь табор, он сказал, что готов выполнить требования Радды, но хочет проверить, крепко ли ее сердце. Лойко убивает Радду, вонзая ей в сердце кинжал. Девушка умирает с улыбкой на губах
. Ее отец берет этот же кинжал и убивает им Лойко.
На этом повествование старого цыгана заканчивается, а автору еще долго мерещатся в ночной тьме образ Лойко Зобара и гордой красавицы Радды.
Главные герои «Макара Чудры» – цыгане, с которыми встретился рассказчик, от лица которого и идет повествование произведения Горького. Макар Чудра герой, который ведет рассказ о трагической любви двух цыган, погибших в результате своей гордости. Эта легенда гласит о том, как встретились двое молодых людей, горячих, гордых и своенравных. Оба любили свободу, волю и независимость. Так же горячо они полюбили друг друга. Но ни один из них не хотел уступить другому, и они предпочли смерть, навсегда оставшись символом гордости и независимости в памяти цыганского народа.
2 вариант
Рассказы молдавской старухи, иссушенной, но не лишенной очарования и загадочности, лишь подтверждают тот факт, что свою судьбу каждый человек кует собственными руками.
Подтверждение этому дает каждый ее рассказ. Первым становится сказ о сыне орла, который из-за собственной гордыни был обречен одиноко скитаться по белу свету. Его наказали сами небеса, и, цена жестокой надменности была высока – бессмертие и одиночество. Собственными руками Сарра разрушил свое будущее.
Но и Данко, будучи молодым и смелым, сильным и отважным, сознательно принес себя в жертву человеколюбию. Он понимал, что спасение всего племени важнее жизни одного и не озлобился на их оскорбления и обвинения. Сильный духом он понимал их малодушие и простил их слабость, подарив спасительное пламя. Невероятные искорки можно увидеть перед грозой в ночной степи, как доказательство бессмертия добра.
История Данко заставляет в очередной раз задуматься о том, что лишь немногие способны отважиться и пойти на риск ради великой цели. Не способны остановить сильного духа никакие сомнения и домыслы. Даже осознание того, что, возможно, в этом пути придется погибнуть, не заставило Данко отступиться от цели и он покорно принес себя в жертву. Однако, перед тем, как пасть бездыханным телом наземь, герой сполна насладился зрелищем достигнутой цели. Таким образом, Данко, достиг желаемого, и, наверное, покинул мир живых полностью удовлетворенным, а на устах ее застыла бессмертная улыбка. Вот таким он был героем.
Да и судьба самой старухи Изергиль полна перипетий, которые она, отчасти, сама и создавала. Как она сама считала, человек рожден для подвигов, и сможет найти место подвигу и возможность совершить его практически всюду. То есть, имея цель и искренне желая ее достичь, можно добиться огромных успехов и совершить множество прекрасных дел. А тот, кто пал духом – пропадет в собственном унынии, и свет его сердца погаснет задолго до смерти.
Особенно запоминается утверждение старухи о том, что любящий жизнь и живущий в полную мощность, даже утомленный работой, найдет время для наслаждений. Уставшие молодые молдаване шли к морю, полюбоваться его красотой. Молодые люди не плелись, а радостно пели и весело приближались к прекрасному морскому берегу
Вот что самое важное – жить, наслаждаться каждой минутой сейчас, не откладывая на потом. Ведь это самое «потом» может не наступить и во все
И что тогда останется? Одни лишь сожаления и вздохи разочарования.
Нет. Тратить на это жизнь глупо. Лучше взять себя в руки и радоваться простому солнечному свету, пению птиц за окном, чашке горячего чая и теплому пледу.
7 класс. 9 класс
Описание персонажей , Характеристика главных героев:
- Макар Чудра. Цыгану около 50 лет. Он безразличен и меланхоличен ко всему миру. С пренебрежением относится к работе и какому-то вероисповеданию, он считает, что все люди должны жить лишь ради своего счастья.
- Радда. Привлекательная юная цыганка, которая разбивает сердце мужчинам. Больше всего ее заботит собственная свобода, безразлична к материальным ценностям. Она жесткая и эгоистичная, у нее страстный характер и сильный дух. Жажда независимости и власти над Зобаром привела ее к гибели от руки возлюбленного.
- Лойко Зобар. Красивый цыган. Умелый вор. Заработал огромное количество врагов. Эгоист, который ставит собственные желания выше всего. Он все время брал от жизни то, что хотел.
- Автор. Юный путешественник, отличный слушатель, у него живое воображение и добрая душа. Рассказчик проникся этой историей, но не осуждает чужой народ, а наоборот, он пытается его понять.
2 вариант
Рассказы молдавской старухи, иссушенной, но не лишенной очарования и загадочности, лишь подтверждают тот факт, что свою судьбу каждый человек кует собственными руками.
Подтверждение этому дает каждый ее рассказ. Первым становится сказ о сыне орла, который из-за собственной гордыни был обречен одиноко скитаться по белу свету. Его наказали сами небеса, и, цена жестокой надменности была высока – бессмертие и одиночество. Собственными руками Сарра разрушил свое будущее.
Но и Данко, будучи молодым и смелым, сильным и отважным, сознательно принес себя в жертву человеколюбию. Он понимал, что спасение всего племени важнее жизни одного и не озлобился на их оскорбления и обвинения. Сильный духом он понимал их малодушие и простил их слабость, подарив спасительное пламя. Невероятные искорки можно увидеть перед грозой в ночной степи, как доказательство бессмертия добра.
История Данко заставляет в очередной раз задуматься о том, что лишь немногие способны отважиться и пойти на риск ради великой цели. Не способны остановить сильного духа никакие сомнения и домыслы. Даже осознание того, что, возможно, в этом пути придется погибнуть, не заставило Данко отступиться от цели и он покорно принес себя в жертву. Однако, перед тем, как пасть бездыханным телом наземь, герой сполна насладился зрелищем достигнутой цели. Таким образом, Данко, достиг желаемого, и, наверное, покинул мир живых полностью удовлетворенным, а на устах ее застыла бессмертная улыбка. Вот таким он был героем.
Да и судьба самой старухи Изергиль полна перипетий, которые она, отчасти, сама и создавала. Как она сама считала, человек рожден для подвигов, и сможет найти место подвигу и возможность совершить его практически всюду. То есть, имея цель и искренне желая ее достичь, можно добиться огромных успехов и совершить множество прекрасных дел. А тот, кто пал духом – пропадет в собственном унынии, и свет его сердца погаснет задолго до смерти.
Особенно запоминается утверждение старухи о том, что любящий жизнь и живущий в полную мощность, даже утомленный работой, найдет время для наслаждений. Уставшие молодые молдаване шли к морю, полюбоваться его красотой. Молодые люди не плелись, а радостно пели и весело приближались к прекрасному морскому берегу
Вот что самое важное – жить, наслаждаться каждой минутой сейчас, не откладывая на потом. Ведь это самое «потом» может не наступить и во все
И что тогда останется? Одни лишь сожаления и вздохи разочарования.
Нет. Тратить на это жизнь глупо. Лучше взять себя в руки и радоваться простому солнечному свету, пению птиц за окном, чашке горячего чая и теплому пледу.
7 класс. 9 класс
Критика
«Макар Чудра» был крайне тепло принят некоторыми критиками и многими читателями. Никому, кроме Горького, не удалось переработать идеи романтизма и перенести их в двадцатый век таким образом, чтобы излагаемые им мысли нашли отклик у аудитории. О книге восторженно отзывались А.П. Чехов, А.В. Амфитеатров и другие рецензенты:
Но были и другие мнения. Например, консервативный публицист М.О. Меньшиков отмечал чрезмерную манерность прозы Горького и обличал его неспособность показать реальную жизнь без вычурности и фальши. По его мнению, автор просто зарабатывал деньги на литературе.
С ним был солидарен Ю. Анхенвальд, который осуждал искусственность творческого метода Горького и
По сей день ранние рассказы Горького вызывают интерес у читателей и литературоведов, представляя из себя нечто уникальное и неповторимое во всей русской литературе.
Характеристика и поступки Лойко Зобара
Мы слышим о Лойко Зобаре из уст рассказчика, Макара Чудры, который противопоставляет жизнь гордого, прекрасного цыгана унылому существованию большинства людей. Лойко – удалой цыган, он всегда добивается своего. Макар рассказывает, что если приглянулся Зобару конь, то никакие стены не помогут его спрятать, никакие сторожа не защитят – Лойко овладеет конём. У Лойко не было ничего заветного, только коней страстно любил цыган.
Лойко мудр, «как старик», знает русскую и моравскую грамоту. Он талантлив: играл так, что от этой музыки «загоралась кровь в жилах», жить хотелось «царями над всей землей». Его уважали и ценили цыгане во всей округе. Что еще можно сказать о характеристике Лойко Зобара?
Лойко добр, он готов «отдать своё сердце», если оно понадобится товарищу. Он любит волю, наслаждается красотой мира и сам готов дарить эту красоту: неслучайно его песня так пленяет цыган, вызывая радость, тоску, слёзы умиления и счастья.
Макар отмечает, что рядом с таким человеком, как Зобар, каждый становится лучше. Лойко – романтический герой, восхищающий своим талантом, мудростью, щедростью, душевной широтой и вольнолюбием.
2 вариант
«Макар Чудра» одно из произведений раннего творчества Горького, в котором молодой писатель поднимает философские вопросы свободы, идеала и смысла жизни. В этом рассказе каждый герой предстает один, сам за себя, никто из представленных персонажей не находит поддержки общества. Каждый являет собой личность. Первостепенная идея рассказа это возможность донести до читателя то, что каждый человек — это прежде всего личность, которая не должна никому подчиняться насильно ломая себя.
Главной проблематикой рассказа является выбор между свободой и рабством. Через все произведение проходит столкновение разных взглядов. Цыган кочующих и оседлых. Чувство гордого превосходства и ценность свободы послужило гибели двух молодых цыган. Опытный цыган Макар Чудра предаётся размышлениям о жизни, свободе и сущности человека. Ему припоминается удивительная история про удалого, вольного красавца цыгана Лойко Зобара, который не видя достойной спутницы вёл игру с безответно влюблёнными в него женщинами. Встреча с независимой Раддой перевернула его игру. Он осознал, что только она ему нужна, иначе — смерть. Своенравная цыганка ценит волю больше любви и выставляет условие, что цыган должен перед всеми пасть ей в ноги. Не менее гордый цыган не в силах вынести такое унижение и решает проверить ледяное сердце Радды вонзив в него нож. Зобар тут же получает ответ ножом от отца Радды. И невозможное воссоединение этих вольных гордецов на земле, уже происходит на небесах.
Первым в рассказ Горький вводит старого цыгана Макара. Автор восхищается им, постоянно говорит о том, что этот цыган по-прежнему сохраняет свою силу и стать. Старик ведёт философскую беседу с человеком, с которым делится своими мудрыми мыслями. В этих мыслях чувствуется сильная, независимая личность, для которой Лойко Зобар является героем.
Главной темой рассказа является свобода. Представленный образ цыган, как нельзя лучше даёт возможность ощутить, о какой свободе говорит писатель. Также параллельно идёт тема любви, за которую можно лишиться жизни. Тема любви идёт вразрез с темой свободы. Если человек влюбляется это уже подразумевает под собой отказ от свободы. Поэтому остаётся выбор чего-то одного.
Главная мысль
Своим произведением Горький хотел донести до читателя смысл жизни отдельной личности, как важно на самом деле не уподобляясь массе оставаться индивидуальностью