Композиция
Особенностью композиции рассказа является его построение “рассказ в рассказе”
(а если точнее – легенда в рассказе). Присутствие явного рассказчика даёт возможность автору высказывать и обрамлять философскими размышлениями основное повествование. Экспозиция рассказа – рассуждение 58-летнего цыгана Макара Чудры о жизни и её смысле, о женщинах и любви, о свободе и её понимании людьми.
Именно его рассказ и образ моря окольцовывает главное повествование. В начале рассказа мы видим описание свободной стихии, и в конце, когда Чудра заканчивает легенду, морская стихия снова всплывает в описании, как символ свободы. Немыслимая история любви, проникнутая романтизмом, из уст мудрого персонажа звучит правдиво и в то же время нереально. Образы, которые рисует рассказчик идеализированы: красота Радды, талант и умения Зобара, его натура и характер. Легенда в повествовании цыгана – как доказательство его философии жизни. Красивые фразы, трогающие за душу пусты без жизненных подтверждений, она является самым важным компонентом композиции.
Своеобразный колорит рассказу придаёт речь цыгана, его обращения к собеседнику “орёл” и манера говорить “с высоты” своего опыта. Мудрые слова вложил автор в завязку произведения, именно там содержится основная мысль рассказа: человек сам – жизнь, он волен и свободен выбирать. Вывод очевиден: чтобы быть счастливым нужно двигаться, не стоять на месте, не учить других, не оглядываться на людей.
Вариант 2
«Макар Чудра» — самое раннее печатное произведение М.Горького, на тот момент еще называвшего себя своим настоящим именем — А.М.Пешковым. Впервые оно было напечатано в газете «Кавказ» в 1892 году, и было подписано авторским псевдонимом – М.Горький, под которым писатель в скором времени прославился на весь мир.
Главный герой произведения – старый цыган по имени Макар Чудра, главной жизненной ценностью для которого была свобода, и ни за какие богатства мира он бы ее не променял. По его мнению, крестьянин то же, что раб, и рожден для того, чтобы вспахивать землю всю свою жизнь. Его безудержное стремление к свободе проявляется в характерах главных героев рассказанной им легенды. Они воспринимают собственную любовь как сковывающую их свободу и независимость крепкую цепь.
Они признаются друг другу в любви, но при этом каждый из них пытается главенствовать, что в итоге приводит к серьезным разногласиям в отношениях, а после к смерти героев. Таким образом, гордость и любовь, проявление которых достигает максимума, не способны уживаться друг с другом. Для Макара Чудры герои рассказанной легенды являют собой образец свободолюбия. Если встает выбор между свободой и жизнью, человек должен выбрать первое, что и сделали герои легенды – Лойко Зобар и Радда.
Еще одна особенность рассказа – почти неуловимое присутствие автора произведения. Его образ прослеживается между строк, читатель угадывает его присутствие, он видит, что автор не полностью разделяет точку зрения Макара Чудры
Автор обращает внимание читателя на то, что гордость Лойко и Радды обрекла их на вечное одиночество и невозможность быть счастливыми. Как бы независимы они ни были, в результате они сами же становятся рабами так лелеемой ими свободы
Они неспособны принести жертву во имя любви, ради любимого человека.
Выразить чувства героев и показать свое собственное видение автору помогает такой прием как пейзажная зарисовка, в центре которой – море, сила водной стихии. Вначале рассказа оно спокойно, только лишь небольшой ветерок пробегает по поверхности воды, да шелестят кустарники на берегу. По мере созревания конфликта между героями погода все больше портится, начинается дождь, ветер усиливается, море шумит и рокочет, словно распевает торжественный и мрачный гимн гордым влюбленным.
Черты романтизма в рассказе «Макар Чудра»
Главной особенностью романтизма как литературного направления является двоемирие: разделение мира на реальный и идеальный. В рассказе изображается идеальный мир свободы, красоты, песен и музыки, прекрасных свободолюбивых людей. Уже в экспозиции Макар Чудра противопоставляет вечное прозябание обывателей, их постыдное рабство свободе и пониманию мира. Люди, по мнению героя, рождаются не за тем, чтобы «поковырять землю». Он размышляет о человеке: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце?» Именно в этом смысл и цель жизни: в понимании мира, познании его тайн. Что еще становится понятным, когда мы проводим анализ рассказа «Макар Чудра»?
В центре внимания в романтизме – исключительный герой, свободный, прекрасный, стоящий выше окружающей обыденности. Такими героями в рассказе являются Лойко Зобар и Радда. Больше всего они ценят идеал свободы. Герои руководствуются чувствами, страстью, а не разумом.
Пейзаж в романтизме не просто фон действия, он несёт особую смысловую нагрузку. Хорошо известна любовь романтиков к морским и горным видам. Именно в бескрайних просторах моря и гор может найти отклик свободная и страстная душа исключительного героя. Главный приём при изображении природы – олицетворение: «море распевало мрачный и торжественный гимн», «мгла осенней ночи вздрагивала» и пугливо отодвигалась. Макар Чудра, философ, мудрый старый цыган, находится в полном единении с окружающим миром, тихим плеском волн, красотой моря.
В финале рассказчик как будто погружается в мир идеальный: мелодия моря влечёт его туда, где кружатся в вечном танце гордый Лойко Зобар и красавица Радда.
Подробный анализ произведения Горького Макар Чудра
В произведении идет направленность романтизма, а главная идея романтизма это любовь героев к свободе. Герои отвергают общепринятый уклад общества у них свои взгляды на мир и интересы.
Герой всегда один он не находит удовлетворения в общении с обществом. А общение происходит в основном с природой. Макар Чудра является романтическим рассказом. История отношений Лойко Зобара и Радды помогает раскрыть истинный характер старого цыгана.
Макар старый цыган и его главная любовь в жизни это свобода. Он рассказывает об истории двух влюбленных, для которых свобода главная цель и смысл жизни. Волю Радда любит настолько, что эта любовь к свободе затмевает даже любовь к Лойко.
В итоге Макар делает вывод, что выход из этой ситуации только смерть. Ведь цыган не может предать свою любовь к свободе и так же не может предать любовь к любимому человеку. И одновременно ощущая любовь ни Лойко ни Радда не могут усмирить свою гордость и подчиниться друг другу.
И поэтому Макар полностью согласен с действиями молодой пары, ведь именно так человек доказывает свою любовь к воле. Молодые люди настолько любили друг друга, что жить без друга не могли.
Но Радда сказала, чтобы Лойко доказал ей свою любовь поклонившись ей в ноги перед всем цыганским табором. В ответ он вонзил ей нож в сердце, отец Радды тут же убил Лойко. Вот такая у цыган любовь к свободе.
Цыгане ценят свободу превыше всего, поэтому оседлый образ жизни и работа это не для них. Они готовы путешествовать всю жизнь и любить свободу и природу превыше всех материальных ценностей и комфорта.
Любовь цыгане признают, взаимную и не мешающую свободе. В обратном же случае полностью отказываются от нее. Если она мешает свободе. Автор читателю показывает другой уклад жизни. И рассказывает о нем нейтрально, и не полностью его поддерживает или призывает к нему.
Он просто показывает читателю другой уклад жизни, в котором цыгане ведут свободолюбивый и не зависящий от общественного мнения и положения в обществе образ жизни. Он показывает читателю возможность быть особенным не, таким как все.
Макар рассказывает историю о влюбленных цыганах, молодому слушателю. Он романтически настроен, любит природу, жизнь и все прекрасное. Макар же приводит в пример ему молодую пару цыган, в которой Лойко добрый, свободолюбивый и откровенный парень.
Девушка же очень, красива, горда и своенравна, и из-за этого непонимания и нежелания подчиниться друг другу их любовь закончилась трагедией. О которой Макар выражается как о последствиях любви и рассуждает на тему того что любить нужно волю и природу.
Главная мысль и цель произведения показать сильных и смелых людей. Макар в рассказе вспоминает своего сослуживца и тут же говорит, что торговать людьми это не по человеческим законам. Ведь столько прожито, и эти мерзкие действия творили только рабовладельцы.
И поэтому полностью не принимает ни рабство, ни людей, которые поклоняются и подчиняются воле других людей.
Самые главные в рассказе смелые и непокоренные цыгане. Макар и весь табор следуют за жизненным укладом Радды и Лойко. В рассказе цыгане выступают самыми смелыми и бесстрашными людьми, которые, не боясь ничего, борются за свою свободу и независимость.
Особенности романтизма Горького
Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.
Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.
Что такое революционный романтизм?
Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.
Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.
Основные черты
Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.
Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.
История создания
Рассказ «Макар Чудра», анализ которого вы можете прочитать в этой статье, был написан Алексеем Пешковым в 1892 году, когда он находился в Тифлисе. В то время писатель как раз активно общался с членами революционного движения, в первую очередь, с Александром Калюжным.
Калюжный всегда внимательно слушал рассказы юноши о его странствиях, каждый раз предлагал ему записывать их, чтобы потом можно было оформить в рассказ или повесть. Калюжный стал одним из первых, кому Пешков показал рукопись рассказа «Макар Чудра». Революционер воспользовался своими знакомствами среди журналистов и пристроил произведение в журнал «Кавказ». Решающую роль в этом сыграл публицист Цветницкий.
Спустя много лет, в 1925 году, Горький с теплотой вспоминал о своем литературном дебюте в письме Калюжному. Он отмечал, что многим ему обязан, что получил толчок, благодаря которому вот уже 30 лет верно и преданно служить отечественному искусству.
Рассказ «Макар Чудра» начинается с описания романтической ночи у моря. На берегу горит костер, возле огня сидит старый цыган, которого зовут Макар Чудра. Именно он и рассказывает писателю увлекательную историю о вольном цыганском народе. При этом Макар всячески призывает окружающих беречься от любви. По его словам, полюбив раз, человек навсегда теряет волю. В подтверждение своих слов он рассказывает быль, которая и легла в основу этого рассказа.
В рассказе «Макар Чудра» главный герой — молодой цыган по имени Лойко Зобар. Его знали во многих европейских странах, в которых он прослыл знатным конокрадом. В Чехии, Венгрии и Словении многие мечтали отомстить ему за уведенных лошадей и даже убить. Кони же были его главной страстью в жизни, деньги он зарабатывал легко, не ценил их, мог сразу отдать любому нуждающемуся.
События начали развиваться вокруг табора, который остановился в Буковине. Там была прекрасная девушка Радда, разбившая уже не одно сердце. Красоту ее нельзя было описать словами, многие молодые люди мечтали о ней, а один богач даже бросал пачки денег к ее ногам, упрашивая выйти за него. Все было тщетно. Радда всегда твердила только одно. Орлице не место в гнезде воронья.
Художественные особенности рассказа М. Горького «Макар Чудра»
«Макар Чудра» относится к ранним романтическим рассказам Горького. Все произведение носит печать этого «романтического». Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды. Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый материал и вводит в свое произведение. Во-вторых, герои Горького – сильные, гордые, благородные, смелые, самоотверженные, жаждущие подвига, вольнолюбивые цыгане. Мне кажется, неслучайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения. Ведь это одни из самых романтических персонажей. Они всегда в дороге, преодолевают бескрайние просторы. Цыгане всегда готовы защищать свою свободу, эти люди никому не подвластны, кроме самих себя. У цыган свой мир, свои традиции. Можно сказать в полной уверенности, что это исключительные люди и исключительные герои. Очень необычен у цыган и внешний вид: яркие костюмы, множество блестящих украшений. А как красив этот народ! Макар Чудра так говорит о Радде: «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает». Еще одна особенность рассказа – это картины яркой, южной, просто сказочной природы. Эта природа вводит нас, как мне кажется, в необычный мир цыган: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задушевную мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Степь и море символизируют в рассказе безграничную свободу, простор, где нет ни границ, ни преград. Здесь человек сам себе хозяин. Но и степь, и море сулят много трудностей, они обманчивы в своем спокойствии. С ними может справиться только необыкновенный и сильный человек. Именно такие люди и «населяют» рассказ Горького. Надо сказать, что композиция этого произведения также необычна. Она представляет собой рассказ в рассказе. Старый цыган Макар Чудра выступает здесь в роли «второго» рассказчика. Сначала он просто говорит о жизни, размышляет, делится своими впечатлениями с «первым» рассказчиком – автором. Затем Чудра рассказывает ему легенду о Радде и Лойко. Повествование в рассказе ведется в форме диалога. Чудра постоянно обращается к своему спутнику, но мы не слышим ответов собеседника цыгана. Рассказчик здесь – просто слушатель: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся – лег и умирай – вот и все!» Но именно благодаря «слушателю» мы «видим» природу в рассказе, его глазами смотрим на цыгана и через его сознание воспринимаем все сказанное и рассказанное Чудрой. Интересен и конфликт рассказа. Это не противопоставление героя и общества или противопоставление «хорошего» героя и «плохого». В то же время, это и не внутренний конфликт героев. И Чудра, и Лойко, и Радда гармонично вписались в свой цыганский мир. Они полностью принимают его философию и мировоззрение. Эти герои не желают мести, они не тщеславны, им не нужны деньги и они не завистливы. Лойко «любит коней и ничего больше, и то недолго – поездит да и продает, а деньги, кто хочет, тот и возьми». И Радда кошель с деньгами бросает в грязь. В этом рассказе конфликт возникает между двумя романтическими, сильными героями. В этом его особенность. Каждый из этих героев больше всего на свете ценит свободу. Лойко так говорит об этом: «Я свободный человек и буду жить так, как хочу!» И Радда вторит ему: «А еще я люблю волю». И хотя герои полюбили друг друга, но они не могут уступить друг другу, им кажется, что при этом они потеряют свою свободу. Радда говорит Лойко: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня». Эти герои не могут жить друг без друга, но не могут и жить без свободы. Отсюда, из этой ситуации, есть только один выход – смерть одного или двух героев. Так и происходит – Лойко убивает Радду и сам гибнет от руки ее отца. Еще одной особенностью рассказа «Макар Чудра» является его афористичный язык. Лаконично и емко говорит Макар Чудра: «Ходи и смотри, насмотрелся, лег и умирай – вот и все», «…разве ты сам не жизнь?», «…всякий сам учится», «так нужно жить: иди, иди — и все тут», «Долго не стой на одном месте. Ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее…» Макар Чудра много прожил, много всего видел. Вся жизнь его теперь выражается в таких вот «жизненных» афоризмах, в которых виден опыт, мудрость прожитой жизни. Таким образом, рассказ Горького «Макар Чудра» — яркий романтический рассказ. Он повествует об исключительных героях в исключительных обстоятельствах. Это произведение призывает к яркой, смелой, насыщенной жизни, полной страстей и отваги сердца.
История создания
В “Макаре Чудра” анализ будет неполным без предыстории создания.
В 1891 году Алексей Пешков, пишущий под псевдонимом Максим Горький, отправился в странствия “по Руси” из Нижнего Новгорода до Крыма и Кавказа. Впечатления, собранные в этом путешествии, стали основой многих произведений Максима Горького. В 1892 году в Тифлисе он пишет рассказ “Макар Чудра” и с помощью своего друга Александра Калюжного публикует его в местной газете “Кавказ”.
Именно с этого периода за ним закрепляется придуманный самим автором литературный псевдоним (Максим – в честь своего отца, Горький – намёк на судьбу народа и самого писателя, на горькую правду его творчества). Роль революционера Калюжного в творческой судьбе Горького особенна. Он настоятельно рекомендовал начинающему писателю записывать свои воспоминания и рассказы, убеждал своего товарища в его в таланте и особом художественном видении мира.
Уже в зрелом возрасте Горький писал в письме к Калюжному о том, что именно он сыграл решающую роль в творческой судьбе писателя. Критика приняла первые романтические произведения достаточно ровно, многие сумели рассмотреть в начинающем писателе огромный потенциал, особый стиль и оказались правы.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Свобода, внутренняя и физическая, характер и человеческая воля, предел гордости и честолюбия, любовь и её сила – вот проблемы, которые затрагивает автор в рассказе.
Романтическая направленность произведения определяет его содержание и стиль. Столкновение двух идеальных персонажей, как схватка двух стихий, невозможно без ужасающих последствий. Любовь, которая настигла главных героев были-легенды, настолько всепоглощающая, что её земное существование невозможно – она даёт шанс героям соединиться на небесах. Слишком горячи, своенравны, свободолюбивы влюблённые, чтобы променять свою жизнь на покой и семью.
Любовь в проблематике рассказа занимает второе место после свободы. Она воспринимается главными героями скорее как проклятие, чем как дар. Они признают её силу, но не хотят мириться с сердцем, гордость и желание быть независимым побеждает в каждом из молодых людей. Если не рассматривать историю, рассказанную цыганом, как аллегорию, то отношения влюблённых напоминают грубую и непримиримую схватку, глупую игру с гордостью и достоинством, чем романтические чувства.
Для Зобара и Радды любовь – тяжкий груз, от которого они могут избавится только ценой собственной жизни. Такой единственно возможный финал очень характерен для романтических произведений.
Челкаш
Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу
Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону
Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.
Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»
Только
красавицы могут хорошо петь,— красавицы, которые любят жить.
М. Горький М.
Горький вошел в
русскую литературу стремительно и ярко. Его ранние рассказы «Макар Чудра» и
«Старуха Изер-гиль» являются прекрасными образцами романтизма «нового этапа».
Автор хорошо знает традиции русской классической литературы, произведения А. С.
Пушкина и М. Ю. Лермонтова, но, живя в другую эпоху, Горький создает свой
особый пафос на традиционном материале. Романтические герои писателя — это
много повидавшие на своем веку цыган Макар Чудра, старуха Изергиль и герои их
легенд Зобар и Рад да, Ларра и Данко.
Действие обоих
рассказов разворачивается на фоне бурлящего моря, степного ветра, тревожной
осенней ночи. Сами рассказчики, кажется, не претендуют на исключительность. Они
скорее отводят себе роль мудрых созерцателей жизни, но автобиографический
герой, слушающий их легенды, дает оценку самим рассказчикам и их фантастическим
героям. Макар Чудра — скептик, разочаровавшийся в людях. Много пожив и повидав,
он ценит лишь свободу. Это единственный критерий, которым Макар мерит
человеческую личность. Даже не является абсолютной ценностью для Чудры, если
потеряна воля. Радда и Лойко Зобар — герои легенды, рассказанной Чудрой, тоже
ставят свободу выше жизни и любви. Жертвуя жизнью и счастьем, герои не знают,
зачем им нужна свобода. Воля как данность, а как ею распорядиться, герои не
задумываются.
Ларра из
рассказа «Старуха Изергиль» в конечном итоге тяготится бесценным даром —
свободой и бессмертием. Автор утверждает, что индивидуализм и одиночество не
могут принести счастья. Ларра воспринимает свою свободу от людских законов как
наказание, так как ему не с кем разделить безграничную волю. Постепенно автор
подводит читателей к мысли, что одиночество тяготит человека, становится его
крестом, от которого нет спасения. Горький развенчивает романтического
индивидуалиста. Его себялюбие и непомерная тяга к личной свободе приводят Ларру
к отторжению от общества людей.
Автор дает и
положительный пример романтического героя, беззаветно преданного людям. Данко
во имя любви к народу жертвует своей жизнью. «Что сделаю я для людей!? —
сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из
нее свое сердце и высоко поднял его над головой». «Оно пылало так ярко, как
солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой
любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая,
пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни».
Традиционно
романтический герой гибнет при столкновении с обществом и действительностью.
Данко отдает свою жизнь во имя счастья людей, не нуждаясь в их благодарности и
памяти. Это удел избранных, они горды и бескорыстны. Людская память не может
окупить их гибель, и лишь легенда воспевает имя Данко, подобно былинному герою.
Изергиль, рассказавшая эту легенду, сама погружается в романтичность. Она
уверена, что оставила след в людских сердцах. Но автобиографический герой
развенчивает и ее, показывая бессмысленность существования, эгоизм и себялюбие
героини. Состарившись и вспоминая о былом, она не оживляется, глаза ее тусклы и
безжизненны. Таким образом, Горький не только рисует разные типы романтических
героев, но и оценивает их поступки, развенчивает ореол загадочности и
притягательности — в этом особенность и новаторство его романтического
наследия.
Ранние рассказы
Алексея Максимовича явились яркой страницей в его творчестве и в классической
русской литературе в целом. Красота и свежесть авторской речи завораживает,
заставляет задуматься о смысле бытия А фраза Изергиль «В жизни, знаешь ли ты,
всегда есть место подвигам» стала на долгие годы абсолютной истиной.
«Макар Чудра»
Рассказ Горького «Макар Чудра» является первым опубликованным произведением автора. В нем, как и во всех произведениях автора, рассматриваются вопросы о человеке, о его воле, о свободе личности.
Главным героем является рассказчик, старый цыган Макар Чудра. Его поведение, внешность говорят о независимости, о стремлении быть свободным, о любви к самой жизни, а не к ее благам. Жить движением, радостью — вот идеология цыгана. И в его рассказе главный герой — человек сильный, смелый, отважный, одновременно очень открытый для всех. Лойко Зобар является образцом для подражания для всех цыган, ведь он ничего, кроме воли, не любил. Его любовью является Радда, дочь солдата Данило. Она, при всем своем вольнолюбии, описывается как человек-диктатор, стремящийся подчинить, сломить волю любимого. Борьба этих сильных людей в конце рассказа приводит к трагедии — оба умирают насильственной смертью.
Горький смог изобразить не только стремление к воле, но и вечную борьбу Женщины и Мужчины. Слова Макара свидетельствуют о том, что этот вопрос всегда будет открыт. Он предупреждает собеседника, что от девок ничего хорошего не будет, что они крадут волю у мужчин. Как подтверждение своим словам он рассказывает быль о Зобаре и Радде. Женщины в этом рассказе — царицы, мужчины — сокрушенные победители.
Природа, человек, музыка, кони, огонь — все переплетено причудливым образом. Завязка рассказа — размышления Макара о человеке. Он не понимает, для чего человек сам привязывает себя к земле, для чего лишает себя воли. Дальше повествование переходит в быль, Макар начинает рассказывать поучительную историю, в которой сам принимал участие. Он говорит о столкновении Лойко Зобара и Радды, об их взаимоотношениях. В были кульминационным моментом является разговор Радды и Лойко после его неудачного предложения руки. Именно этот разговор, жесткое и унизительное условие Радды повлекли за собой развязку — смерть ее от руки Лойко и смерть Лойко от руки Данилы.
Отвечая на вопрос, кто из этих волевых личностей победил, автор описывает видения собеседника Макара: «… и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой». Гордая, красивая, любящая волю больше всего на свете, но влюбленная Радда не могла позволить себе быть слабой, как любая влюбленная женщина. И тем более она не могла позволить Лойко быть сводным от ее чар, он должен был принадлежать ей. Приручив его, как гордого скакуна, она выдвигает заранее невыполнимые условия. Для такого гордого человека, мужчины, она выдумала самое унизительное — поклониться при всех людях в ноги ей, женщине, признать ее главной, поцеловать руку. Она понимала, что Лойко может сделать только одно, ведь предсмертными словами было признание: «Я знала, что ты так сделаешь». Радда умерла непокоренной, а Лойко все же поклонился, припал к ней в ноги и безвольно ждал заслуженной смерти.
Образ Макара Чудры воплощает в себе все те качества, который Горький желал видеть в человеке. Он верит в себя, свободен, многому был свидетелем, но все же любит жизнь. Именно этого автор всегда хотел — чтобы люди не отчаивались, не прятались за вымышленные шаблоны, не жили по стереотипам, а развивали внутреннюю природную силу.
Персонажи рассказа и их характеристика
В рассказе “Макар Чудра” анализ героев играет особую роль. Рассмотрим характеристики главных и второстепенных персонажей, чтобы лучше понять их роль в произведении.
Макар Чудра
Мне нравится3Не нравится
Макар Чудра – независимый и свободолюбивый герой рассказа, цыган, который кочует вместе с табором по всему миру. Он впечатляет своей мощью и крепким здоровьем, словно железный человек. Макар не испытывает страха перед плохой погодой и не стремится укрыться от сильного ветра. Он истинно ценит вольную жизнь, характерную для цыган, и преклоняется перед свободой.
Макар не может долго оставаться на одном месте, его жизнь наполнена разнообразными приключениями и переживаниями. Он склонен к философским размышлениям, умеет гордиться своим народом и с радостью рассказывает увлекательные легенды. Внутри него горит огонь независимости и страсти к свободе, делая его яркой и незабываемой личностью.
Лойко Зобар
Мне нравится3Не нравится
Лойко Зобар – красивый цыганский парень, о котором слышали во многих странах Европы. Его привлекает необычайная страсть к лошадям, и он известен как умелый конокрад. Множество владельцев скакунов желают поймать этого молодого человека, но Лойко всегда ускользает от их ловушек. Он свободолюбив и ценит волю, поэтому он бегает, словно ветер, по безграничным просторам. У него также отличное мастерство игры на скрипке, его талант вызывает восхищение у всех, кто слышит его мелодичные звуки.
Однако, его жизнь меняется, когда он влюбляется в молодую цыганскую девушку. Несмотря на свою страсть и любовь, их отношения сталкиваются с непреодолимыми трудностями, связанными с их общим стремлением к свободе и независимости. В итоге, Лойко погибает, став жертвой трагического развития событий.
Радда
Мне нравится3Не нравится
Радда – гордая цыганская девушка, чья неземная красота пленяет всех, но она не предпочитает никого. Она непокорна и своенравна, отказывается склонять голову перед кем-либо. Радда уверена в своем достоинстве и с ухмылкой смотрит на всех, кто желает жениться на ней. Она – вольная и свободная птица. Такая же судьба ожидала и Лойко Зобара.
Несмотря на искреннюю любовь Радды к Лойко, она стремилась подчинить его себе. Она хотела, чтобы он преклонился перед ее ногами. Но Лойко не смог подчиниться ее воле. Это привело к трагическому финалу их истории. Молодой цыган убил свою возлюбленную ножом.
Данило
Мне нравится3Не нравится
Данило – пожилой мужчина, отец Радды. Он испытывает искреннюю любовь к своей дочери и гордится ею. Цыган не испытывает страха перед никем и ничем, он принимает выбор своей дочери и относится к ее решениям с уважением. Он ценит свободолюбие Радды и позволяет ей делать все, что она желает. Данило не ограничивает дочь ни в чем, а дает ей полную свободу самоопределения.
Однако, когда его дочь убивает своего возлюбленного, пожилой цыган без раздумий хватается за нож и убивает Зобара. Смерть дочери становится для Данило огромным горем и трагедией. Он не мог пережить потерю своего ребенка и совершает акт мести, чтобы отомстить за нее.
Рассказчик
Рассказчик хоть и не является действующим персонажем, но играет важную роль в повествовании. Он внимательно слушает и наблюдает все события, происходящие в рассказе. Повествователь анализирует окружающую реальность и выражает мнение самого автора. Он также описывает окружающую природу, которая становится эффектным дополнением к рассказу Макара.
Когда интрига в рассказе накаляется, природа тоже меняется. Рассказчик описывает сильный ветер, поднимающуюся бурю, стремительно усиливающийся дождь и грохот моря. Эти описания создают напряжение и подчеркивают эмоциональную атмосферу происходящего.