Были ли бурлаки в живописи до Репина
В европейской живописи Репин был не первым, кто обратился к теме бурлаков.
Саврасов создал не одну картину на эту тему. Но если взять вот эту картину 1870 года, то она скорее про пейзаж, нежели бурлаков.
Алексей Саврасов. Бурлаки. 1870 г. Частная коллекция. Theartnewspaper.ru
Мы скорее любуемся преддождевым небом. А бурлаки здесь лишь деталь, но не главная. От Репинской эта картина сильно отличается.
В Европе тоже использовали труд бурлаков. И на эту тему там создано также немало работ. Вот, например, итальянские бурлаки. Тоже созданные раньше Репинских.
Телемако Синьорини. Бурлаки. 1864 г. Частная коллекция . Nyest.hu
У Синьорини бурлаки изображены рядом с хорошо одетыми господином и девочкой. Видимо, для контраста. Но по сравнению с репинскими, они не выглядят оборванцами. Хотя наверняка были не богаче наших.
Представьте, что было, если бы Репин поместил этого господина с девочкой и собачкой на свой пляж рядом с бурлаками! Получился бы форменный выпад в сторону бездушной империи. Которая ничего не может сделать с чудовищным разрывом между бедными и богатыми.
В реальности Репин так и задумывал свою картину с самого начала. Ведь именно такой контраст его и поразил в 1868 году. Тогда на Неве он впервые увидел бурлаков. Грязные, оборванные и угрюмые, они тащились тёмным пятном по пляжу. По этому же пляжу прогуливалась пестрая и смеющаяся толпа дачников.
Но от такой откровенной провокации Репина отговорил друг Фёдор Васильев (вы его наверняка знаете по шедевру “Мокрый луг”).
klassreferat.ru
Картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» является настоящим шедевром русской живописи. Она написана в реалистическом стиле. Когда мы смотрим на картину, то кажется, что мы стоим на берегу Волги и бурлаки продвигаются прямо к нам. Баржи и другие суда спускались по Волге с грузом по течению без труда, а вот назад, против течения, их возвращали бурлаки. Эти люди впрягались в лямки и тянули канаты, закрепленные на барже. Они шли по берегу, а баржа плыла по воде.
На картине изображена группа бурлаков за работой. Берег Волги, летний зной, глинистый песок под ногами. Почти все основное пространство картины занимают фигуры людей, мы почти не видим воду реки. Линия горизонта делит полотно пополам, наверху — голубое небо с облаками, внизу — желтый песок и желтоватая из-за отражения песка вода. На этом фоне хорошо прорисованы фигуры людей. Это бурлаки, которые тянут судно вверх по реке.
Тянуть против течения нелегко, каждый из бурлаков делает видимое глазу зрителя усилие, их плечи перетянуты широкими ремнями-лямками — так удобнее тащить. Неудивительно, что люди одеты в лохмотья — под ремнем одежда быстро истирается и ветшает, от бесконечной дороги стаптываются лапти. Руки бурлаков повисли вдоль тела — в этой работе руками не поможешь. Главное — переступать ногами и наваливаться корпусом на ремень. Этот тяжелый труд требует определенной сноровки. Кроме того, он требует, чтобы каждый член артели работал в полную силу — здесь нельзя отлынивать и перекладывать груз на чужие плечи. Эта работа коллективная и как только один будет прикладывать меньше силы, другим придется тянуть сильнее и они вскоре почувствуют это.
Этот тяжелый подневольный труд не сделал бурлаков рабами, несмотря на тяжелые условия труда, герои картины не выглядят жалкими, убогими. Это люди, которым под силу то, что не под силу другим. Они живут и работают дружно, справляются со стихией и свободны в душе. Лица работников выписаны художником с большой любовью. Все персонажи картины — в действительности встреченные живописцем люди, выражения лиц, которых он подробно изучил. Вот почему лица на картине выглядят так живо, убедительно. Репин хорошо знал бурлацкую жизнь, несколько раз ездил на Волгу, провел немало времени с артелью бурлаков, наблюдая за людьми, узнавая их характеры, делая зарисовки и эскизы. Несмотря на то, что герои картины — конкретные люди, вместе они представляют собирательный образ русского народа. Сам художник очень любил эту свою картину
Рекомендуем посмотреть:
- Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
- Сочинение по портрету Ф. И. Шаляпина работы Б. М. Кустодиева
- Сочинение по портрету артиста Ф. И. Шаляпина работы К. А. Коровина
- Сочинение по картине П. А. Федотова «Сватовство майора»
- Сочинение по картине В. Е. Маковского «Две матери. Мать приёмная и родная»
- Сочинение по портрету пианиста, дирижёра и композитора А. Г. Рубинштейна работы И. Е. Репина
- Сочинение по портрету академика физиолога И. П. Павлова работы М. В. Нестерова
- Сочинение по портрету артиста Александринского театра Г. Г. Ге работы И. Е. Репина
- Сочинение по картине В. Е. Попкова «Осенние дожди. Пушкин»
- Сочинение по картине И. Е. Репина и И. К. Айвазовского «Пушкин у моря» («Прощание Пушкина с Чёрным морем»)
История создания
Согласно воспоминаниям художника, замысел картины возник ещё в 1869 году , когда во время работы над конкурсной картиной «Иов и его друзья» он вместе с Константином Савицким поехал на Неву на этюды. Увиденные им там впервые бурлаки произвели на Репина сильное впечатление своим контрастом с жизнерадостным обществом и живописной природой. Тогда же был создан первый акварельный эскиз картины, включавший помимо собственно бурлаков и контрастировавших с ними дачников. Такая композиция картины была раскритикована Фёдором Васильевым как «искусственная» и «рассудочная». Последний, вместе с Иваном Крамским , нашли стеснённому в то время в средствах Репину необходимые для поездки на Волгу 200 рублей.
К этому же времени относится демарш Репина по поводу его возможного исключения из Академии художеств в связи с нежеланием сдавать экзамены по общеобразовательным предметам. Репин подал заявление об увольнении, которое не было удовлетворено, вместо этого ему была обещана заграничная стажировка и оплачен проезд по Волге от Твери до Саратова . В мае 1870 года группа в составе Ильи Репина, его брата Василия, Фёдора Васильева и Евгения Макарова на пароходе компании «Самолёт» отправилась в путешествие.
Описание 2
С 1870 по 1873 год Илья Ефимович Репин, великий русский художник, ведет работу над картиной, которую впоследствии назовет «Бурлаки на Волге». Картина написана в реалистичном стиле.
Известно, что водные судна, например, баржи, без труда спускались по течению Волги вместе с грузом, но вот обратно их приходилось буквально тащить на себе. И люди, которым приходилось брать ня себя эту тяжелую работу, назывались бурлаками. Этим людям, как лошадям, буквально приходилось впрягаться в специальные лямки-ремни и тянуть, тянуть, тянуть…
Анализирую картину, стоит отметить и ее композиционные особенности. Мы смотрим на произведение, и нашему взору открывается берег реки, словно мы стоим на нем, а бурлаки, тянущее тяжелое судно, проходят мимо нас. Дело в том, что бурлаки расположены по диагонали относительно всей картины, поэтому возникает эффект присутствия и объема, словно мы смотрим не на изображение, а на настоящую фотографию с места событий. Почти все пространство холста занимают фигуры мужчин, мы почти не видим воду, как бурлаки не видят отдыха. Возможно, вода используется художником как символ некой свободы, отдыхе и легкости, о которых только могут мечтать измученные мужчины.
Тянуть против течения тяжелое судно — задача не из легких. Мы видим, как напряжены тела бурлаков, усталость в их глазах и мышечная боль. Неудивительно, что бурлаки изображены в лохмотьях, ведь под трением ремней, с помощью которых они тянут судно, одежда превращается в подобие одежды, а лапти стаптываются от нескончаемой дороги.
Главное — продолжать тянуть, делая усилия над каждым шагов и уперевшись в ремень. Этот тяжкий труд требует не только физической выдержки, но и слаженной командной работы, необходимо тянуть всем вместе и одновременно, иначе ни судно, ни бурлаки не сдвинуться с места.
Несмотря на невыносимые рабочие условия, мы вряд ли сможем сказать, что бурлаки превращаются в рабов. Совсем наоборот, эти люди осознают, что работу нужно выполнить. Нужно поднять грузовое судно по реке. И кто выполнит эту работу, если не они? Репин не изображает в глазах своих героев тоску по свободе, художник использует лишь усталость в образах бурлаков.
Художнику удалось живо, натурально и естественно передать образы людей, изо дня в день выполняющими нечеловеческую работу. Наверное, дело в том, что сам Репин хорошо был знаком с жизнью бурлаков и не раз лично встречался с этими отважными людьми.
«Бурлаки на Волге» (1870–1873)
История создания «Бурлаков на Волге» подробно описана в книге Репина «Далекое близкое». Поехав с друзьями-художниками на Волгу писать этюды, он увидел бурлацкую тягу и начал писать крестьян-бурлаков. В книге описаны эпизоды смешные и страшные: тотальное отсутствие взаимопонимания между художниками и крестьянами сопровождается еще и мотивом собственной вины за недостаточное народолюбие. «Хождение в народ» напоминает проход по минному полю — однако стоит начать рисовать, и те же модели уже характеризуются в совсем иных выражениях. Они обретают имена: Ларька, отставной солдат Зотов, вожак бурлацкой ватаги расстрига Канин, — и народ составляется уже из преображенных эстетическим восторгом лиц.
С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Публика картину заметила: официальные люди — среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов… уже сведен к нулю»), — негодовали, прогрессисты восхищались. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных, изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», — общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее.
Обличительный пафос предполагался в первом замысле картины: процессия должна была двигаться параллельно променаду нарядных дачников, но от такого лобового хода Репина отговорил его друг — пейзажист Федор Васильев. Были и иные варианты — с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.; самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» — Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. И это безоценочное экспонирование персонажей в эпически пустом, выжженном по цвету пространстве было совершенно новым для передвижнической картины, которая всегда стремилась к четкой расстановке акцентов. Как точно заметил Достоевский: «…бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“».
Кстати, «Бурлаков» приобрел и повесил в своей бильярдной великий князь Владимир Александрович. Что он думал по поводу авторской идеи — неизвестно.
слушайте в подкасте «зачем я это увидел?»
Кем были передвижники — революционерами или бизнесменами?
2 вариант
Репин Илья Ефимович – русский художник, человек академической среды, имеет работы различных жанров. Полотна Репина освещают наиболее острые социальные проблемы своего времени
Проработка фона и внимание к мелочам позволили художнику стать одним из наиболее известных деятелей искусства конца XIX-начала XX столетий
Одним из ярких примеров является картина «Бурлаки на Волге». Символизм полотна прослеживается на всех его уровнях. Основу центральной композиции занимают несчастные бурлаки, на плечи которых легло бремя тяжелейшего физического труда. Одним своим видом узники выражают тоску и отчаяние. Лохмотья вместо привычной одежды, выжженная солнцем кожа указывают на тяжкое бремя зависимых слоёв населения. Под палящими лучами солнца бурлаки вынуждены тащить на себе многотонный корабль
Картина не ставила целью вызвать жалость к нелёгкой судьбе несчастных, она скорее обращала внимание на проблему крепостничества в целом. Бурлаки выступают символом крепостных крестьян
В качестве указания на непосильное бремя выбрано огромное судно. Оно заключает в себе различного рода помещиков и крепостников, а также грабительские налоги и поборы, которые должны были нести крестьяне как зависимое население.
В лицах бурлаков сочетаются разные эмоции. Одни смирились со своей участью и молча несут свой крест. Многие искусствоведы видят в картине библейские мотивы. В остальных лицах можно прочитать ненависть и злобу от сурового отношения и тяжелых условий содержания.
Репину удалось в полной мере передать реалистичность ситуации. Водная гладь, за счёт умелого использования мазков и гаммы цветов, получила живое воплощение. Художник также не обошёл стороной отражение и тени, что также придаёт картине некоторый колорит. Задний план продуман до последних мелочей. Чёткое изображение огромного судна, величественно падающая тень от него передают внушительность размеров корабля, хотя на полотне оно представлено вдали от взора наблюдателя. Яркое представление всех деталей в картине позволяет перенестись в сюжет и создать ощущение непосредственного участия.
Острота проблемы крепостничества волновала многих мыслителей, писателей и критиков. Не остались в стороне и деятели искусства. Одним из таких людей был Илья Ефимович Репин, который в своей работе создал настоящий образ зависимых бурлаков. Картина добилась высоких оценок своих современников также благодаря композиционной стройности. Социальная проблема вместе с эстетической составляющей, вложенной автором производит сильное впечатление и вызывает множество противоречивых эмоций.
4, 5, 6, 9, 10 класс
Жанр картины Бурлаки на Волге
По своему сюжету «Бурлаки на Волге» — это жанровая картина, написанная тщательно, со многими деталями и подробностями. Но этот бытовой мотив молодой художник решает в плане большого идейного и образного обобщения. Репин намеренно опускает точку зрения: низкая линия горизонта, четкая по силуэту, компактная масса бурлацкой ватаги, рисующаяся на фоне неба и песков, придают картине монументальность и значительность. Люди и природа сливаются в пластический образ возвеличенного и даже героизированного труда. Богатство и психологическая достоверность характеристик каждого из бурлаков и всей группы в целом, простая, но выразительная и немногословная композиция, материальность письма, передающего и цвет, и саму фактуру бурлацких рубищ, и знойное небо, и песок, в котором вязнут ноги, — все это придает картине конкретность и жизненность.
Перед нами не случайное сборище людей, не серая безликая масса, а галерея ярких личностей. Именно личностей, ибо каждый из них не повторяет другого, каждый наделен своей индивидуальностью, характером, биографией, внешними чертами и внутренним миром, психологией, наконец, отношением к жизни и той треклятой бечеве, что связала их с ней.
Окончательный вариант картины поражал уже своими размерами — около трех метров. Никогда прежде произведение бытового жанра не приобретало такой монументальности, приближаясь по своему значению к исторической, почти эпической картине.
В. В. Стасов сопоставил репинских «Бурлаков» с
«Богатырями» Васнецова. Он писал: «И тут и там — вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там — угнетенная и еще затоптанная, обращенная на службу скотинную, или машинную, а здесь—сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле, то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».
Описание настроения картины «Бурлаки на Волге»
Картина И. Репина “Бурлаки на Волге” признана самой народной картиной эпохи, в которую писал художник.
Центральное место на полотне занимают бурлаки, которые тянут тяжелую баржу. Бурлаков 11 человек. Они выстроены по парам, трое последних бурлаков идут по одному. Руки у бурлаков опущены вниз. На плечи каждому накинута широкая черная лямка. У всех бурлаков загорелые, почти черные лица и руки. У них темная, ветхая одежда. У каждого видны дыры на одежде. На ногах у бурлаков одеты лапти.
Третий бурлак в связке наклонился больше всех. На плече у него большая прореха, на которую давит лямка. За ним стоит высокий парень, который поправляет лямку. Этот парень, скорее всего недавно в этой команде. Руки у него загорели меньше всех, проглядывает светлая кожа через прорехи в рубахе. Лоб тоже светлый. Одет парень в красную рубаху и серые штаны.
Волосы и бороды у бурлаков отросшие и видно, что они давно не стриглись. Головы покрыты не у всех бурлаков. Во второй паре идет бурлак в синей рубашке и высокой шляпе. Он курит трубку. Самый последний бурлак безвольно наклонился вперед. Лица его не видно. Он сильно устал и уже не может тянуть баржу.
На барже, которую тянут бурлаки, стоят два человека. На верхушке мачты развивается флаг сине – белого цвета. Мачта высокая. Паруса собраны. От мачты к носу и корме протянуты тросы. По тому, как просело судно, можно сказать, что на барже большой груз. На противоположной стороне плывет баржа под парусами, значит, она плывет по течению. Далеко на горизонте виден плывущий корабль, из трубы идет дым.
Волга — широкая река. Противоположные берега просматриваются с трудом. Вода в реке голубого цвета с зелеными разводами. Небо над Волгой ярко – синего цвета, слегка подернутое облаками. Солнца не видно, но скорее всего на реке жарко. Песок раскален и выглядит ярко – желтого цвета. На песке лежат сухие коряги, скелет животного и предмет прямоугольной формы. Берег реки неровный, видны небольшие овраги и лиманы.
Бурлакам не приходится выбирать дорогу. Они идут и по суше и по воде.
Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»
Вариант 1
Одно из самых знаменитых творений И.Е. Репина – картина «Бурлаки на Волге». Прежде чем написать это полотно, художник путешествовал сначала по Неве, а потом – и по Волге. Рождению шедевра предшествовало написание этюдов, посвящённых бурлакам, и их портретов. Знакомство живописца с людьми этой тяжёлой профессии состоялось в 1870 году, а спустя три года появилась на свет картина в её окончательном варианте.
Первое впечатление от полотна – группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге – одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.
Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним – и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.
Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся по-доброму, с пониманием, что ему тоже нужно чуть-чуть передохнуть.
Вытянувшийся в рост молодой бурлак, похоже, не рассчитал силы, и теперь слишком изнурён, чтобы как следует налечь на лямку. Только центральный персонаж продолжает шагать со знанием дела. Это пожилой бурлак, судя по всему – главный в ватаге. Он уже точно знает, как рассчитать силы, поэтому ступает ровно. На нём, не смотря на жару, плотная одежда, так как он знает, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. В его взгляде отразились и усталость, и даже некоторая безысходность, но в то же время – осознание того, что дорогу всё же осилит идущий.
Надо сказать, что к картине Репина многие тогда отнеслись критически, но время расставило всё по своим местам: имена критиков вряд ли теперь кто-то вспомнит, тогда как об Илье Ефимовиче знает ещё со школьной скамьи не одно поколение наших соотечественников.
Вариант 2
“Бурлаки на Волге” — одна из самых известнейших работ величайшего русского художника Ильи Ефимовича Репина, была написана в 1873 году от впечатлений и зарисовок, собранных во время путешествий по Волге в 1870 году. Бурлаки — это наёмные рабочие в России, просуществовавшие до начала двадцатого века. Работа бурлаков была очень тяжела, поэтому они объединялись в артели (группы). Сама же работа заключалась в том, что они, идя по берегу, тянули судно по реке. В основном пик роботы бурлаков приходился на осень и весну.
На картине изображено одиннадцать персонажей — все бурлаки, кто старше, кто моложе, все они тянут тяжёлую баржу. В помощь рабочим, при попутном ветре поднимали паруса. На картине же, на барже парус не поднят, а это значит, что люди тащат её против течения. Несложно догадаться, что это крайне тяжёлая работа к тому же люди идут по влажному песку, который проседает под ногами, усложняя движение группы. Нередко для координации своих действий бурлаки пели песню и в определённый момент синхронно делали рывок.
На картине Репина изображены нищие бурлаки, которые работают, несмотря на то, что сил у многих уже нет. Но всё же они идут, еле перебирая ногами, болтая в воздухе бессильными руками. Интересно в картине то, что бурлаки изображены в момент рывка, и из-за этого кажется, что они сейчас резко дёрнут и приблизятся к нам.
Рассматривая в наши дни эту картину с трудом верится, что кучка людей способна под палящим солнцем, в потных и грязных рубашках, шагая по мокрому песку, сдвинуть с места тяжёлую баржу. Однако, это так. Мимо воли начинаешь поражаться и восхищаться силе и упорству простых людей, которым из-за нищеты приходится выполнять тяжелейшую роботу, к тому же за гроши. А между тем на картине изображён обычный день: свети солнце, течёт река, коряга торчит из песка, но даже только от просмотра картины веет каким-то холодом, и запахом речной воды.
Смысл картины “Бурлаки на Волге” заключается в том, что человек, народ способны на очень многое и этим нужно восхищаться, верить в лучшее и, конечно, бороться за него. Илья Ефимович Репин восхищался простыми людьми и их упорством, и увековечил их в своей картине, которая вызывает у нас и восхищение, и восторг, и веру в свои силы.
Несколько интересных тем
-
В сельской библиотеке Шевандроновой
Картина автора Шевандроновой посвящена маленьким детям. На ней показаны пять разных ребят. В центре полотна можно увидеть девочку и мальчика
-
На террасе Шевандроновой
Ирину Васильевну Шевандронову называют популярной советской художницей современного творческого круга. Это талантливая художница, которая славилась своими картинами еще с детского возраста
-
Последние васильки Гаврилова
Грустны и как-то по-особенному торжественны последние дни уходящего лета. Перед долгим зимним сном природа радует буйством красок, безмятежным спокойствием и прощальным теплом
-
Новая планета
В общей жанровой особенности можно выделить сочетание исторического жанра с фантастическими элементами. Крупным изображением небесных тел, плотными мазками цвета
-
Мона Лиза Леонардо Да Винчи
Полотно известного итальянского художника Леонардо Да Винчи (1503-1505) по сей день пользуется нескончаемыми версиями об истории своего создания. Картина под названием «Мона Лиза»