Проблема любви и свободы в рассказе м. горького «макар чудра

Является ли макар чудра романтическим героем. анализ «макар чудра» горький

Краткое содержание рассказа «Макар Чудра»

Вначале рассказа Макар задумывается о смысле жизни и назначении людей, а также о том, как любовь может становиться источником рабства. Затем он предлагает своему собеседнику услышать историю о любви, обещая, что она останется в его памяти навсегда и сделает его свободной птицей.

Лойко Зобар, привлекательный и соблазнительный мужчина, пользующийся популярностью у женщин, осознает, что только Радда, непокорная и строптивая девушка, может стать его супругой. Отец Радды соглашается на их брак, но ставит перед Лойко условие – он должен выполнить особое требование. Цыган должен поклониться Радде перед всем табором. Однако Лойко не в силах вытерпеть это унижение. В момент кульминации, он вонзает нож в сердце упрямой Радды.

Никто не ожидал такого поворота событий, никто не встает против Зобара. Но отец Радды, солдат Данило, поднимается первым. Он берет нож, который дочь бросила в сторону перед смертью, и вонзает его в спину Лойко.

Это был не просто акт мести за смерть Радды. Данило понимает, что Лойко не может жить без его дочери, так же как и Радда не могла жить без Лойко. И таким образом, влюбленные отправляются на небеса, где их души соединяются.

Краткое содержание Горький Макар Чудра

Он думает об её смысле, о взаимоотношениях между людьми, и, рассуждая о человеческой свободе и воле, рассказывает быль о цыгане Лойко Зобаре, которой сам был свидетелем. Много лет назад этот удалой цыган влюбился в прекраснейшую девушку Радду, она же только дразнила его, но, как потом оказалось, она тоже его любила. Отец Радды, старый солдат Данило, подходит к Зобару и тем же кинжалом, которым была убита его дочь, убивает и его.

Зобар Лойко и Радда, двое гордых красавцев-цыган, считавших любовь чем-то лишавшим их свободы, умирают и улетают в иной мир вместе. Главная мысль Рассказ учит нас тому, что за свободу некоторые люди готовы даже умереть.

Цена настоящей свободы очень велика, но для каждого эта свобода разная, и нельзя по-настоящему понять, что же такое истинная свобода. Любовь к свободе и вольности — одна из причин, по которым погибли главные герои. Но рассказ оставляет для нас один вопрос: входит ли в нашу свободу любовь или же она наоборот только сковывает её? Читать подробное краткое содержание Макар Чудра Горького Старый цыган Макар Чудра сидит возле костра и сторожит коней своего табора.

Он рассуждает о жизни, об её смысле, говорит о людях, в которых он давно разочаровался. За свои пятьдесят восемь лет он повидал очень многое, всего и рассказать у него не получилось бы. Вдали поёт его дочка Нонка.

Она обладает необыкновенным голосом, способным поразить каждого. Макар говорит рассказчику, что девушкам — девкам — доверять ни в коем случае нельзя и, чтобы молодой человек запомнил это на всю свою жизнь, рассказывает ему одну быль о молодом цыгане Зобаре Лойко.

Зобар Лойко был удалым цыганом, разбойником, имевшим много врагов, но при этом бывшим добрым и хорошим человеком. Табор Макара кочевал по Буковине. Одной весенней ночью они сидели у костра: Макар, старый Нур, старый солдат Данило и его дочка, очаровательная Радда.

Радда была прекраснее всех девушек и сводила с ума многих мужчин. Один раз в неё безумно влюбился один магнат, предлагал ей выйти за него замуж и даже купить её у её отца, но и Радда отказалась становиться женою магната, и Данило отказался её продавать.

В тот вечер по степи проплыла музыка. Играя на скрипке, к костру подъехал Зобар Лойко. Зобар остаётся на ночь, а на утро его голова замотана тряпкой — дескать, конь зашиб. Но все догадываются, что это была Радда. Зобар был очаровательным человеком. Он был мудр и умён, хороший рассказчик, прекрасно играл на своей скрипке и народ готов был бы идти за ним в любое место. Однажды вечером Зобар поёт песню, которая нравится всем, кроме Радды. Она смеётся над ним.

Данило, её отец, хочет её ругать, но Зобар Лойко останавливает его и признаётся, что Радда тронула его сердце и предлагает ей выйти за него замуж. На эти слова Радда только сбрасывает Зобара Лойко из седла и начинает смеяться. Обиженный Лойко уходит в степь, Макар втайне ползёт за ним. Тяжело вздохнув, Лойко садиться на камень возле ручья. Вскоре в степи показывается и подходит к Зобару Радда. Она положила руку ему на плечо, Зобар вздрогнул, вынул кинжал и от ярости хотел зарезать Радду.

Но Радда была подготовлена и держала в руке пистоль, нацеленный на голову Зобара. Оба, кажется, ненавидят друг друга. Радда признаётся Зобару, что она влюблена в него и что ему единственному удалось покорить её сердце. Многие влюблялись в неё, каждый был готов сделать ради неё всё, что она прикажет, но Радда не видела в этом толку. Теперь же Радда предлагает Зобару стать её душой и сердцем и клянётся, что Зобар Лойко всё равно будет её, что он не устоит перед её ласками и поцелуями, будет петь свои любовные песни только ей одной.

Она обещает покорить себе свободолюбивого сокола Зобара Лойко — себе, такой же свободолюбивой цыганке. И она предлагает ему поклониться ей в ноги перед всем табором и поцеловать её правую руку, чтобы она стала его женой. Это обижает Зобара: цыганский обычай не принимает этого, и Зобар не может себе позволить сделать это. Однако любовные чары Радды сильнее, и Зобар соглашается сделать это.

Они возвращаются к костру, и Зобар объявляет, что поклонится Радде в ноги, чтобы все видели, что Зобар Лойко покорён её красотой. Радда вырывает нож из груди, зажимает рану своими волосами и умирает. Только тогда гордый Зобар падает на колени перед её телом и кланяется ей. Увидев всё это, солдат Данило берёт вынутый Раддой из её груди нож и вонзает его в спину стоящего на коленях возле Радды Зобара. Зобар умирает.

Оба влюблённых стали пленниками своей гордости, но покинули этот мир вместе. В конце рассказчик, пытаясь заснуть, думает о свободолюбие этих людей, о вольности, о красавцах-цыганах Лойко Зобаре и Радде и о том, как до сих пор не может красавец Лойко поравняться с гордой Раддой. Оцените произведение:.

Cookie файлы бывают различных типов:

Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.

Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.

Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.

Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.

Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.

2 вариант

Творческий процесс Горького является красивым и ко всему прочему восхитительным и необыкновенным чудом. Любая его литературная работа переполнена серьезным смыслом. Многие читают и знакомятся с литературной работой «Макар Чудра», ее мы и рассмотрим в нашем сочинении.

Основное действующее лицо — человек, которого зовут Макар. Он цыган. Больше всего он в восторге от свободной и мирной жизни, он ни на что ее не променяет. Он думает, что крестьяне нужны для того, чтобы трудиться и все время обрабатывать земельные угодья. Он не хочет никого любить, потому что тогда он лишится свободы. Благодаря этому, любовные чувства для него представляются несчастьем, от которых крайне трудно спастись.

Сердцам нужна любовь, если в прошлом два сердца могли с этим бороться, то настал момент когда у них это не получается сделать, и чувства оказываются сильней. Любовь запылала между Зобаром и Раддой. Они даже не увидели, как их настигли эти чувства. Если в прошлом они могли сдерживать себя, то в настоящий момент от этих чувственных пут можно освободиться лишь с помощью смерти. В сюжетной линии имеются серьезные размышления писателя. Тут Макар все время думает не просто о собственном существовании, но и о существовании остальных главных персонажей, ко всему прочему и о любовных отношениях.

Макар рассказывает легендарную историю, которая берет свое начало с простых общений, но завершается она абсолютно не так как начиналась. Также тут есть еще и морская стихия.

Радда прекрасная дева, с которой хотят проводить время все, но она отдала свою душу только одному герою, которого звали Зобар. Однако юноша не просто одаренный и мудрый, но еще и с характером.

Тут имеются еще и прекрасные слова, которые берут за душу и не покидают вплоть до завершения литературной работы.

Еще великолепие рассказу доставляют и фразы основного действующего лица. Он их произносит гордо и изящно

Самое важное — необходимо всегда идти вперед и не отказываться от своих слов и не пасовать ни перед чем

Когда начинаешь читать этот труд великого писателя, то между строчек все время видны фразы писателя. Ему неприятны взгляды Макара и с несколькими его высказываниями он не может согласиться. Дева все время была самоуверенной и гордой, именно эта гордость и не дала им быть счастливыми, быть любимыми.

Эмоции главных персонажей предстают с помощью пейзажных набросков. В самом начале морские волны спокойно перемещаются из одной области в другую. Но когда у героев эмоции начинают становиться сильнее, то и море принимается волноваться сильнее. Автор хотел показать этим всю эмоциональную палитру двух любящих сердец, ведь даже природа реагирует на эти возвышенные чувства.

8 класс

Композиция

Особенностью композиции рассказа является его построение “рассказ в рассказе” (а если точнее – легенда в рассказе). Присутствие явного рассказчика даёт возможность автору высказывать и обрамлять философскими размышлениями основное повествование. Экспозиция рассказа – рассуждение 58-летнего цыгана Макара Чудры о жизни и её смысле, о женщинах и любви, о свободе и её понимании людьми.

Именно его рассказ и образ моря окольцовывают главное повествование. В начале рассказа мы видим описание свободной стихии, и в конце, когда Чудра заканчивает легенду, морская стихия снова всплывает в описании, как символ свободы. Немыслимая история любви, проникнутая романтизмом, из уст мудрого персонажа звучит правдиво и в то же время нереально. Образы, которые рисует рассказчик, идеализированы: красота Радды, талант и умения Зобара, его натура и характер. Легенда в повествовании цыгана – как доказательство его философии жизни. Красивые фразы, трогающие за душу, пусты без жизненных подтверждений.

Своеобразный колорит рассказу придаёт речь цыгана, его обращения к собеседнику “орёл” и манера говорить “с высоты” своего опыта. Мудрые слова вложил автор в завязку произведения, именно там содержится основная мысль рассказа: человек сам – жизнь, он волен и свободен выбирать. Вывод очевиден: чтобы быть счастливым нужно двигаться, не стоять на месте, не учить других, не оглядываться на людей.

Анализ рассказа «Макар Чудра» — конфликт

В маленьком рассказе Горький затрагивает несколько серьёзных тем. Это вопросы о свободе и рабстве, смысле жизни человека, красоте природы и мира в целом, о любви и самолюбии.

В основе конфликта лежит антитеза свобода – рабство. Для Макара Чудры свобода – это возможность наслаждаться жизнью, отсутствие всяких ограничений. Лойко и Радда ценят прежде всего личную свободу, независимость от других людей не только внешнюю, но и внутреннюю. Волю они ставят выше всего, даже выше любви. В этом и заключается основной конфликт. Полюбить для героев – значит подчиниться другому человеку, а этого они сделать не могут, это противоречит их натуре. Поэтому возникает ситуация замкнутого круга. Неслучайно Радда произносит: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня». Даже краткий анализ рассказа «Макар Чудра» позволяет четко уяснить эту мысль.

Прекрасная цыганка способна полюбить только сильного мужчину, которого она не сможет сделать покорным себе, но, полюбив, она не будет подчиняться сама. Она даёт задание возлюбленному, чтобы испытать его, и заранее знает, что Лойко не выполнит условие поклониться ей перед всем табором. Поэтому когда цыган вонзает ей в грудь нож, Радда, улыбаясь, говорит, что знала, как он поступит. Она улыбается, потому что герой выдержал испытание на силу характера и любовь к свободе, он оказался достойным любви Радды. Но парадокс заключается в том, что, любовь и гордость оказались несовместимы, поэтому герои погибают.

Что нужно сделать, чтобы по-новому взглянуть на мир? Пережить важное событие, побывать в неизвестном месте. Но как познакомиться с другим отношением к жизни? Рассказ Горького «Макар Чудра» решает все поставленные вопросы

Это раннее произведение писателя выходит за рамки романтической зарисовки, каким традиционно принято его считать. Данное творение имеет философский подтекст и остаётся актуальным по сей день.

«Макар Чудра» — первый рассказ молодого писателя Алексея Пешкова, который он опубликовал под псевдонимом М. Горький. Этот яркий дебют состоялся в 1892 году в газете «Кавказ». Автор работал тогда в провинциальной газете Тифлиса, а стимулом для написания стали беседы с А. Калюжным, революционером и скитальцем. Именно этот человек первым увидел в молодом сочинителе талантливого прозаика и внушал Алексею уверенность в собственных силах. Он же и помог Горькому совершить первый шаг в мир большой литературы — опубликовать произведение. Писатель был признателен Калюжному и считал его своим учителем.

Называется рассказ, как и многие другие ранние произведения Горького, по имени главного героя – старого цыгана. И оно не случайно: с греческого Макар переводится – «счастливый», а Чудра – окказионализм создателя текста, этимология которого, вероятно, восходит к слову «чудо».

Что такое файл cookie и другие похожие технологии

Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.

Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.

Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).

Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).

Короткий пересказ «Макара Чудры» Горького

Краткое содержание Макар Чудра:

Романтическая ночь у моря, горит костёр, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.

Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался.

В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда — красавица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньём гнезде.

Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он был: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конём.» Заиграл он на скрипке, и многие заплакали. Радда похвалила скрипку Зобара, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, когда говорят об уме Зобара. Подивился тот острому языку девушки.

Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? «Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, всё равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»

Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окружающие смотрели только, знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».

Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь.

Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал сгоряча. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды.

Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и не увидел там прежней вольной жизни. «Одна Радда там живёт». И он решил исполнить её волю, поклониться ей в ноги, поцеловать её правую руку. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.

Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.

Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

Это интересно: Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году, изучается в курсе литературы 11 класса. В качестве знакомства с произведением можно прочитать краткое содержание «Старуха Изергиль» по главам.

Жанр и направление

Раннее творчество Горького пронизано духом романтизма: автор задаётся вопросами об идеале, о свободе, смысле жизни. Как правило, эти темы звучат в повествовании умудрённого опытом героя, а излагаются эти воспоминания ещё молодому собеседнику с несформированным мировоззрением. Так, например, в рассматриваемом произведении цыган Макар Чудра рассказывает юноше о своей судьбе, о том, что он ценит, что, по его мнению, стоит ценить.

Здесь представлен взгляд, во многом экзотичный среднестатистическому читателю: есть ли счастье в оседлой жизни? Что такое настоящая воля? В героях нет борьбы между разумом и чувством: безоговорочно предпочтение отдаётся страсти и воле. Для них стоит жить, ради них можно и умереть

Для того чтобы сформировать наиболее полное представление о направлении раннего творчества Горького, обратите внимание на

Анализ рассказа «Макар Чудра» — конфликт

В маленьком рассказе Горький затрагивает несколько серьёзных тем. Это вопросы о свободе и рабстве, смысле жизни человека, красоте природы и мира в целом, о любви и самолюбии.

В основе конфликта лежит антитеза свобода – рабство. Для Макара Чудры свобода – это возможность наслаждаться жизнью, отсутствие всяких ограничений. Лойко и Радда ценят прежде всего личную свободу, независимость от других людей не только внешнюю, но и внутреннюю. Волю они ставят выше всего, даже выше любви. В этом и заключается основной конфликт. Полюбить для героев – значит подчиниться другому человеку, а этого они сделать не могут, это противоречит их натуре. Поэтому возникает ситуация замкнутого круга. Неслучайно Радда произносит: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня». Даже краткий анализ рассказа «Макар Чудра» позволяет четко уяснить эту мысль.

Прекрасная цыганка способна полюбить только сильного мужчину, которого она не сможет сделать покорным себе, но, полюбив, она не будет подчиняться сама. Она даёт задание возлюбленному, чтобы испытать его, и заранее знает, что Лойко не выполнит условие поклониться ей перед всем табором. Поэтому когда цыган вонзает ей в грудь нож, Радда, улыбаясь, говорит, что знала, как он поступит. Она улыбается, потому что герой выдержал испытание на силу характера и любовь к свободе, он оказался достойным любви Радды. Но парадокс заключается в том, что, любовь и гордость оказались несовместимы, поэтому герои погибают.

В этой статье был представлен анализ рассказа «Макар Чудра». Надеемся, эта статья оказалась для вас полезной. Наш литературный блог создан с целью осветить разные стороны произведений мировой литературы и их авторов.

М. Горький

Любовь и свобода в жизни героев ранних романтических произведений М. Горького

Рубеж XIX–XX вв. – время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбе отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей передовой общественности, был вопрос о свободе и равенстве. Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях литературы того времени, нашла отклик у многих писателей, в том числе и у Максима Горького, раннее творчество которого (в частности, рассказы) вызвали целую бурю мнений и споров.

Ранние рассказы Горького принято относить к романтическим произведениям. Во-первых, потому, что в них писатель идеализирует своих героев, наделяя их исключительными качествами. Во-вторых, главной темой ранних рассказов М. Горького является тема свободы и любви. «Он выдумал жизнь сильную, радостную, полную волнующих предчувствий… Этого невероятного и ожидала изнемогающая от самой себя действительность», – писал о ранних произведениях М. Горького А. Толстой.

Уже в одном из первых своих рассказов под названием «Макар Чудра» Горький дает свое определение понятиям любви и свободы, четко формулируя мысль: «Свобода для человека – главнее всего на свете». Два качества особенно заметны у горьковских героев-романтиков – это гордость и сила, заставляющие их перечить судьбе, дерзко стремиться к безграничной свободе, даже если приходится жертвовать жизнью.

Рассказ об удивительной гордой любви Лойко Зобара и Радды – это гимн свободе. Для Зобара и Радды свобода, воля – главное в жизни. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю. Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя», – говорит Радда. Даже любовь, то прекрасное чувство, силу которого воспевали люди веками, оказалась бессильна перед стремлением человека к свободе. Любящие друг друга Радда и Лойко Зобар настолько дорожат своей свободой, что не допускают мысли о добровольном подчинении любимому человеку. Исключительность конфликта – в полном равенстве одинаково «гордых» героев. Не имея возможности покорить возлюбленную, Лойко одновременно не может и отступиться от нее. И поэтому логичен драматический исход рассказа: смерть обоих героев.

При чтении рассказов Горького читателю приходится задумываться над понятием «абсолютной свободы». Это понятие является жизненным идеалом для многих его героев. Но писатель показывает, что «абсолютная свобода» недостижима: стремление к ней приводит к конфликту с обществом. Однако, считает автор, к этому идеалу можно немного приблизиться. Каким образом? Ответ на этот вопрос дается в рассказе «Челкаш» – самом значительном, по моему мнению, раннем рассказе Горького.

Герой рассказа – вор, босяк, ведущий совершенно иную, чем большинство других людей, жизнь. В рассказе «Челкаш» происходит сопоставление романтического образа бродяги и вора с духовно убогим, жадным и жалким крестьянином Гаврилой. И выводы в результате данного сравнения делаются далеко не в пользу последнего.

Тип босяка в рассказах Горького является продолжением темы маленького человека в русской литературе. Но горьковские босяки оказываются нравственно выше власти денег, они – свободные люди в несвободном обществе.

Вот что думает один из героев Челкаша: «Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного, – никогда не будет таким!»

Одним из первых в литературе Горький поднимает проблему женской свободы. Об этом его рассказ «Мальва». В нем писатель рисует образ женщины, которая пытается обрести право на свободу, на честную и открытую любовь.

Таким образом, герои ранних произведений Горького – вольнолюбивые люди, и каждый из них понимает свободу по-своему. Свобода не приносит счастья, так же как не приносит его и любовь. Многие герои Горького – беспокойные люди, ищущие свое место в жизни, конфликтующие с обществом.

Проблемы, поставленные писателем в начале века, остаются актуальными и по сей день. Ценность свободы и стремление к ней всегда волновали людей, но далеко не каждому хватает мужества для того, чтобы хотя бы немного приблизиться к своей мечте.

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Черты романтизма в рассказе «Макар Чудра»

Главной особенностью романтизма как литературного направления является двоемирие: разделение мира на реальный и идеальный. В рассказе изображается идеальный мир свободы, красоты, песен и музыки, прекрасных свободолюбивых людей. Уже в экспозиции Макар Чудра противопоставляет вечное прозябание обывателей, их постыдное рабство свободе и пониманию мира. Люди, по мнению героя, рождаются не за тем, чтобы «поковырять землю». Он размышляет о человеке: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце?» Именно в этом смысл и цель жизни: в понимании мира, познании его тайн. Что еще становится понятным, когда мы проводим анализ рассказа «Макар Чудра»?

В центре внимания в романтизме – исключительный герой, свободный, прекрасный, стоящий выше окружающей обыденности. Такими героями в рассказе являются Лойко Зобар и Радда. Больше всего они ценят идеал свободы. Герои руководствуются чувствами, страстью, а не разумом.

Пейзаж в романтизме не просто фон действия, он несёт особую смысловую нагрузку. Хорошо известна любовь романтиков к морским и горным видам. Именно в бескрайних просторах моря и гор может найти отклик свободная и страстная душа исключительного героя. Главный приём при изображении природы – олицетворение: «море распевало мрачный и торжественный гимн», «мгла осенней ночи вздрагивала» и пугливо отодвигалась. Макар Чудра, философ, мудрый старый цыган, находится в полном единении с окружающим миром, тихим плеском волн, красотой моря.

В финале рассказчик как будто погружается в мир идеальный: мелодия моря влечёт его туда, где кружатся в вечном танце гордый Лойко Зобар и красавица Радда.

История создания

Анализ “Макара Чудры” будет неполным без предыстории создания.

В 1891 году Алексей Пешков, пишущий под псевдонимом Максим Горький, отправился в странствия “по Руси” из Нижнего Новгорода до Крыма и Кавказа. Впечатления, собранные в этом путешествии, стали основой многих произведений Максима Горького. В 1892 году в Тифлисе он пишет рассказ “Макар Чудра” и с помощью своего друга Александра Калюжного публикует его в местной газете “Кавказ”.

Именно с этого периода за ним закрепляется придуманный самим автором литературный псевдоним (Максим – в честь своего отца, Горький – намёк на судьбу народа и самого писателя, на горькую правду его творчества). Роль революционера Калюжного в творческой судьбе Горького особенна. Он настоятельно рекомендовал начинающему писателю записывать свои воспоминания и рассказы, убеждал своего товарища в его в таланте и особом художественном видении мира.

Уже в зрелом возрасте Горький писал в письме к Калюжному о том, что именно он сыграл решающую роль в творческой судьбе писателя. Критика приняла первые романтические произведения достаточно ровно, многие сумели рассмотреть в начинающем писателе огромный потенциал, особый стиль и оказались правы.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Макар Чудра»

для самых компанейских —

Главные герои «Макар Чудра»

для самых занятых —

Читательский дневник «Макар Чудра»

для самых крутых —

Читать «Макар Чудра» полностью

Жанр

Жанр романтического рассказа у Горького, как у любого мастера слова, особенный. Произведение живёт за счёт рассказа – речи повествователя – Макара Чудры. Он, несомненно, отражает взгляды на жизнь самого автора.

Невозможно представить творчество Горького без его яркого философского пафоса, мудрости и связи с простым народом. Язык рассказа удивительно сочный, мелодичный и поэтичный. Красочные выразительные сравнения, олицетворения и метафоры делают повествование похожим на сказку или легенду, придают ему особый колорит.

Речь цыгана проста, лаконична и удивительно масштабна по своей содержательности, её хочется слушать и слушать, не перебивая. Взгляд на жизнь свободного народа не совпадает с мировоззрением среднестатистического человека, но он так романтически идеален и так притягателен, что заставляет внимать каждому слову рассказчика. Ранним романтическим произведениям Горького свойственен пафос свободы, гиперболизация, превосходства человека над всем существующим.

История создания

В “Макаре Чудра” анализ будет неполным без предыстории создания.

В 1891 году Алексей Пешков, пишущий под псевдонимом Максим Горький, отправился в странствия “по Руси” из Нижнего Новгорода до Крыма и Кавказа. Впечатления, собранные в этом путешествии, стали основой многих произведений Максима Горького. В 1892 году в Тифлисе он пишет рассказ “Макар Чудра” и с помощью своего друга Александра Калюжного публикует его в местной газете “Кавказ”.

Именно с этого периода за ним закрепляется придуманный самим автором литературный псевдоним (Максим – в честь своего отца, Горький – намёк на судьбу народа и самого писателя, на горькую правду его творчества). Роль революционера Калюжного в творческой судьбе Горького особенна. Он настоятельно рекомендовал начинающему писателю записывать свои воспоминания и рассказы, убеждал своего товарища в его в таланте и особом художественном видении мира.

Уже в зрелом возрасте Горький писал в письме к Калюжному о том, что именно он сыграл решающую роль в творческой судьбе писателя. Критика приняла первые романтические произведения достаточно ровно, многие сумели рассмотреть в начинающем писателе огромный потенциал, особый стиль и оказались правы.

Смысл рассказа

Показывая экзотичное для большинства читательской аудитории мировоззрение, Горький напоминает публике о природном, первозданном начале человека, когда он не был привязан к своему месту, дому, вещам. Позиция автора выражается в неприятии рабского отношения к жизни. Стоит помнить, что этот писатель позднее скажет: «Человек – это звучит гордо»

Горького возмущает малодушие людей, их внимание к общественному мнению, бездумное следование принятым порядкам. Стоит отметить, что он не идет по пути высмеивания сложившейся ситуации

Здесь предлагается иной метод: он показывает иноверцев с абсолютно другими ценностями и предпочтениями.

Идея «Макара…» — помнить о своей индивидуальности, не сливаться с массой. Может быть, Горький надеется, что его творение произведёт такое же завораживающее впечатление на читателя, как на молодого слушателя Макара Чудры. Тем самым в людях пробудится желание открыть для себя новую жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: