Квантовая революция: какими будут компьютеры будущего

Компьютеры ближайшего будущего: 5 концептуальных проектов

Asus Transformer Book Duet TD300

Тайваньская компания Asus — не только один из крупнейших мировых производителей ноутбуков, но и ведущий разработчик планшетов-трансформеров на платформе Android. Показанный на CES 2014 концепт — полноценный гибрид этих двух совершенно разных продуктов. Впрочем, по внешнему виду его вполне можно спутать с MacBook Air, но это лишь на первый взгляд.

Transformer Book Duet — это одновременно и ноутбук под управлением «полноценной» Windows 8.1 Standart, и планшет со съёмной клавиатурой на базе Android 4.2.2, причём переключение между этими ОС занимает считаные секунды, и для этого достаточно нажатия одной кнопки. Фирменная технология Instant Switch обеспечивает полный доступ каждой системы ко всем аппаратным ресурсам, причём при переключении делается «снимок» состояния предыдущей ОС — и при повторном переключении вы возвращаетесь к тому же самому месту, на котором закончили свою работу.

Начинка Transformer Book Duet совсем не планшетная, а совершенно ноутбучная: это процессор Intel Core i3, i5 или i7 и 4 Гбайта оперативной памяти DDR3. В планшетной «половинке» прячется SSD-накопитель ёмкостью до 128 Гбайт, в клавиатурной — винчестер объёмом до 1 Тбайта. 13,3-дюймовый сенсорный дисплей работает с разрешением 1366×768 точек или Full HD (1920×1080).

Собственно говоря, Transformer Book Duet уже не концепт, а официально представленный продукт, который в ближайшее время появится в магазинах. При этом базовые цены должны быть весьма разумными: за версию с экраном низкого разрешения будут просить от $600, за модификацию с дисплеем Full HD — от $700.

Оптические, квантовые и ДНК-компьютеры

Оптоволоконные технологии уже начали революцию в мире компьютеров. Оптоволоконные линии передачи данных несут информацию с невероятной скоростью и не страдают от электромагнитных помех, как обычные классические кабели. Что если построить компьютер, который использует свет для передачи информации вместо электричества?

Одним из преимуществ будет то, что оптическая или фотонная система будет генерировать меньше тепла, чем традиционный электронный процессор на базе транзисторов. Эти данные также будут передаваться с большей скоростью. Однако инженерам еще предстоит разработать компактный оптический транзистор, который можно выпустить на массовый рынок. Ученые из ETH Zurich смогли построить оптический транзистор размером с одну молекулу. Но чтобы система стала эффективной, ученым нужно охладить молекулу до минус 272 градусов Цельсия, или 1 градуса Кельвина. Это ненамного теплее, чем глубокий космос. И это не совсем практично для обычного пользователя компьютера.

Фотонные транзисторы могут стать частью квантового компьютера. В отличие от традиционных компьютеров, которые используют двоичный счет или биты для выполнения операций, квантовые компьютеры используют квантовые биты или кубиты. Кубит может быть 0,1 или чем-то между ними одновременно.

Рабочий квантовый компьютер сможет решать крупные задачи, которые могут быть разделены на меньшие, в несколько раз быстрее традиционных компьютеров. Вся «фишка» в проблеме распараллеливания. Однако квантовые компьютеры по своей природе нестабильны. Если квантовое состояние компьютера нарушится, машина вернется к вычислительной мощи обычного компьютера. И как и оптические передатчики, собранные силами ETH Zurich, квантовые компьютеры способны работать при нескольких градусах выше абсолютного нуля, чтобы сохранить свое квантовое состояние.

Возможно, будущее компьютеров лежит внутри нас. Команды компьютерных ученых работают над созданием компьютеров, использующих ДНК для обработки информации. Такое сочетание информатики и биологии может проложить путь к следующему поколению компьютеров. ДНК-компьютер обладает определенными преимуществами по сравнению с традиционными машинами. К примеру, ДНК — это распространенный и недорогой ресурс. Если мы обнаружим способ использования ДНК в качестве инструмента обработки данных, она может произвести революцию в компьютерной сфере.

Молекулярные компьютеры

Недавно компания Hewlett-Packard объявила о первых успехах в
изготовлении компонентов, из которых могут быть построены мощные
молекулярные компьютеры. Ученые из HP и Калифорнийского университета
в Лос-Анджелесе (UCLA) объявили о том, что им удалось заставить
молекулы ротаксана переходить из одного состояния в другое — по
существу, это означает создание молекулярного элемента памяти.

Следующим шагом должно стать изготовление логических ключей,
способных выполнять функции И, ИЛИ и НЕ. Весь такой компьютер может
состоять из слоя проводников, проложенных в одном направлении, слоя
молекул ротаксана и слоя проводников, направленных в обратную
сторону. Конфигурация компонентов, состоящих из необходимого числа
ячеек памяти и логических ключей, создается электронным способом. По
оценкам ученых HP, подобный компьютер будет в 100 млрд. раз
экономичнее современных микропроцессоров, занимая во много раз
меньше места.

Сама идея этих логических элементов не является революционной:
кремниевые микросхемы содержат миллиарды таких же. Но преимущества в
потребляемой энергии и размерах способны сделать компьютеры
вездесущими. Молекулярный компьютер размером с песчинку может
содержать миллиарды молекул. А если научиться делать компьютеры не
трехслойными, а трехмерными, преодолев ограничения процесса плоской
литографии, применяемого для изготовления микропроцессоров сегодня,
преимущества станут еще больше.

Кроме того, молекулярные технологии сулят появление микромашин,
способных перемещаться и прилагать усилие. Причем для создания таких
устройств можно применять даже традиционные технологии травления.
Когда-нибудь эти микромашины будут самостоятельно заниматься сборкой
компонентов молекулярного или атомного размера.

Первые опыты с молекулярными устройствами еще не гарантируют
появления таких компьютеров, однако это именно тот путь, который
предначертан всей историей предыдущих достижений. Массовое
производство действующего молекулярного компьютера вполне может
начаться где-нибудь между 2005 и 2015 годами.

Расширенные возможности хранения данных

В будущих компьютерах ожидается значительное увеличение объема и скорости хранения данных. Это связано с развитием технологий и появлением новых типов накопителей. Сегодня уже широко используется флэш-память, которая отличается быстрой записью и считыванием информации, а также малыми размерами и низким энергопотреблением.

Однако в будущем можно ожидать еще более совершенных видов хранения данных. Например, разрабатываются технологии на основе квантовых явлений, которые позволяют хранить информацию в виде кубитов — основных единиц квантового компьютера. Квантовая память будет отличаться высокой плотностью хранения данных и возможностью выполнять вычисления с использованием квантовых алгоритмов.

  • Еще одной перспективной технологией является использование молекулярных хранителей. Данная технология предполагает запоминание информации на молекулярном уровне, что позволяет создавать носители с очень высокой плотностью хранения данных.
  • Накопители на основе частиц света также являются объектом исследований. Эта технология основана на использовании микрочастиц, способных хранить и передавать информацию с использованием света.
  • Биологическая память — это еще одно направление развития технологий хранения информации в компьютерах. Ученые исследуют возможность использования генетического кода для хранения данных. Эта технология позволяет создать устройства с невероятно высокой плотностью хранения информации и долгим сроком ее сохранения.

В связи с развитием новых технологий хранения данных, компьютеры будущего смогут обрабатывать и хранить огромные объемы информации, предоставляя пользователям возможность работать с данными более эффективно и удобно.

Биокомпьютеры

Применение в вычислительной технике биологических материалов
позволит со временем уменьшить компьютеры до размеров живой клетки.
Пока эта чашка Петри, наполненная спиралями ДНК, или нейроны, взятые
у пиявки и подсоединенные к электрическим проводам. По существу,
наши собственные клетки — это не что иное, как биомашины
молекулярного размера, а примером биокомпьютера, конечно, служит наш
мозг.

Ихуд Шапиро (Ehud Shapiro) из Вейцманоского института
естественных наук соорудил пластмассовую модель биологического
компьютера высотой 30 см. Если бы это устройство состояло из
настоящих биологических молекул, его размер был бы равен размеру
одного из компонентов клетки — 0,000025 мм. По мнению Шапиро,
современные достижения в области сборки молекул позволяют создавать
устройства клеточного размера, которое можно применять для
биомониторинга.

Более традиционные ДНК-компьютеры в настоящее время используются
для расшифровки генома живых существ. Пробы ДНК применяются для
определения характеристик другого генетического материала: благодаря
правилам спаривания спиралей ДНК, можно определить возможное
расположение четырех базовых аминокислот (A, C, T и G).

Чтобы давать полезную информацию, цепочки ДНК должны содержать по
одному базовому элементу. Это достигается при помощи луча света и
маски. Для получения ответа на тот или иной вопрос, относящийся к
геному, может потребоваться до 80 масок, при помощи которых
создается специальный чип стоимостью более 12 тыс. дол. Здесь-то и
пригодилась микросхема DMD от Texas Instruments: ее микрозеркала,
направляя свет, исключают потребность в масках.

Билл Дитто (Bill Ditto) из Технологического института штата
Джорджия провел интересный эксперимент, подсоединив микродатчики к
нескольким нейронам пиявки. Он обнаружил, что в зависимости от
входного сигнала нейроны образуют новые взаимосвязи. Вероятно,
биологические компьютеры, состоящие из нейроподобных элементов, в
отличие от кремниевых устройств, смогут искать нужные решения
посредством самопрограммирования. Дитто намерен использовать
результаты своей работы для создания мозга роботов будущего.

Новые алгоритмы для старых электронов

Для задач, связанных с вычислением вероятностей, инженеры американской компании Lyric Semiconductor предлагают использовать процессоры, основанные на принципах байесовской вероятности. Они могут применяться в поисковых системах, системах финансового моделирования и биржевого прогнозирования, обработки биологических и медицинских данных. Такой подход позволяет распределить нагрузку между узлами системы, увеличить производительность и сократить время выполнения поставленных задач.

Принцип распределения нагрузки используют при обработке больших массивов данных. При таком подходе множество компьютеров, связанных между собой, работают как единая система. Например, самый «шустрый» процессор на сегодня имеет пиковую производительность в 24 TFlop/s, в то время как распределенная система научно-исследовательского вычислительного центра МГУ имеет пиковую производительность 420 TFlop/s.
Также для повышения скорости вычислений все больше начинают использовать процессоры видеокарт. Преимущество в скорости графическим процессорам дает архитектура, разработанная именно для вычислительных операций. Используя специальное ПО, можно перенаправить основную вычислительную нагрузку с CPU на GPU.
Тем не менее все ближе тот момент, когда кремниевые процессоры не смогут справляться с поставленными задачами, даже с учетом распределения нагрузок и использования архитектур графических и дополнительных процессоров. Выход может быть найден в концептуально новых системах, не ограниченных скоростью электронов.

Дополненная реальность (AR)

AR объединяет реальный и виртуальный мир. Голограмма Леи из «Звёздных войн» уже никого не удивляет и не выглядит картинкой из будущего. Виртуальные образы используют на выставках, концертах, в цирке. Любой пользователь социальных сетей и различных приложений может состарить или омолодить себя с помощью специальных фильтров, примерить на себя маску животного или новую причёску.

Некоторые крупные магазины предоставляют сервис, в котором товар накладывается на пространство или объекты пользователя, например, диван из магазина на экране смартфона оказывается внутри комнаты. В экосистеме Сбера представлена библиотека MagicLook SDK для интеграции в приложения на iOS и Android отображения трёхмерных эффектов дополненной реальности.

Инструмент позволяет создавать виртуальные маски, сервисы примерки одежды, причёсок, аксессуаров. Для работы необходимо знание языка С++. Решение распознаёт лица и позы на расстоянии до трёх метров.

Технология включает несколько обученных моделей нейросети и системы быстрого рендеринга.

Несколько лет назад игроманы со всего мира искали на улицах своих городов виртуальных покемонов. Игра работает благодаря обучению нейронной сети. Она запоминает метки и параметры пространства, оценивает геометки и маркеры с цифровыми кодами.

Применить подобную технологию можно в любом приложении с помощью инструмента naviar SDK от Sber. Сервис позволяет разместить AR-контент в любой локации внутри помещений или на улице.

Возможности применения технологии дополненной реальности безграничны и служат не только для развлечения. Они способны приносить реальную пользу, например, виртуальные стрелки помогут человеку найти нужное место в незнакомом городе или внутри большого торгового центра.

Станет ли биокомпьютер разумным?

Человеческий мозг не может тягаться с суперкомпьютером по части скорости обработки данных. Но в то же время человек лучше решает сложные логические задачи. А это означает, что конкуренцию ЭВМ и искусственному интеллекту вполне могут составить биологические компьютеры. По мнению учёных, биомашины могут расширить возможности как компьютера, так и человека. Они будут обладать интуитивным мышлением и смогут принимать решения при недостаточной или противоречивой информации.

Пока биокомпьютер ещё не изобрели, но эксперименты ускоряют наступление будущего. Впрочем, «живая» машина уже вызывает дискуссии в обществе. Люди задаются вопросом, а не обретёт ли компьютер, основанный на живых клетках, разум?

Мнения учёных

Биокомпьютер должен будет мыслить так же, как и человек, и думать не в двоичной системе, а мыслеобразами. Получается, что он вполне себе живое существо. Исследователи уверены, что в ближайшее время человечеству не стоит переживать по поводу обретения машиной разума.Пройдут десятилетия прежде, чем создадут биокомпьютер, который будет удовлетворять всем критериям современной машины. 

Томас Хартунг заявляет, что во избежания в будущем каких-либо проблем искусственный мозг и искусственный интеллект всегда должны контролироваться человеком. По его словам, машины не должны принимать решения в отношении людей.

Кое-кто из экспертов считает, что биокомпьютер со временем может потерять актуальность. Возможно, со временем изменится само представление о современных компьютерах. Ведь по мнению американского футуриста Рэймонда Курцвейла, в середине века человек и технологии станут едины. Тогда зачем биокомпьютер киборгу, если он и человек, и машина в одном лице?

Источник i.insider.com // Кадр из фильма «Из машины»

Проблема создания квантового компьютера

Все прототипы компьютеров будущего – ДНК-компьютеры, молекулярные и фотонные — разные грани одного целого — идеи создания полнофункционального квантового компьютера. Все микрочастицы, будь то кванты, атомы или молекулы, могут быть описаны волновой функцией состояния и подчиняются единым законам квантовой механики. Таким образом, работы над каждым типом компьютеров базируются на одном фундаменте. Есть у них и общие проблемы. Необходимо научиться объединять частицы в совокупности и работать как с каждой частицей в отдельности, так и с совокупностью в целом. К сожалению, на сегодняшний день технологии не позволяют производить такие манипуляции. К тому же система управления должна поддерживать масштабируемость системы частиц, благодаря которой можно наращивать мощность компьютера. Решение этой проблемы станет очередным прорывом в науке.

Над созданием квантового компьютера работают в лабораториях всего мира, в том числе и российских. Ведущие научные сотрудники Казанского физико-технического института Сергей Моисеев и Сергей Андрианов прокомментировали текущую ситуацию в этой области. С 2001 года они начали вести работы в области квантовой памяти и на сегодняшний день исследуют новые твердотельные материалы, пригодные для хранения кубитов. Также решается задача длительности хранения информации. Пока что это время составляет всего несколько миллисекунд. На вопрос, почему квантовый компьютер до сих пор не существует, отвечает Сергей Моисеев: «Насколько я себе представляю, дело в том, что сложность этой проблемы была не сразу осознана. После того как был проведен первый цикл исследований, были сформулированы проблемы, в том числе и физические, которые предстояло решить. На данный момент создание квантового компьютера напоминает своего рода современный Манхэттенский проект. Цель — создать квантовый компьютер, оперирующий 1000 кубитами, с возможностью его масштабируемости».

Компьютеры будущего: развитие и перспективы

Быстрое развитие технологий и повышение вычислительной мощности приводят к появлению новых познаний и возможностей в области компьютеров. В будущем, компьютеры станут еще более мощными и функциональными, открывая новые горизонты в различных сферах деятельности.

Одной из многообещающих перспектив развития компьютеров являются квантовые компьютеры. Они имеют потенциал выполнить задачи, к которым современные компьютеры неспособны. Квантовые компьютеры основаны на принципах квантовой механики и используют квантовые биты (кубиты) вместо классических битов. Квантовые вычисления могут быть в несколько раз быстрее, чем классические вычисления, что позволит решать сложные задачи, такие как факторизация больших чисел и оптимизация сложных математических моделей.

Важным направлением развития компьютеров будущего является искусственный интеллект (ИИ). Компьютеры с ИИ способны обрабатывать и анализировать большое количество данных, предсказывать тренды и принимать решения на основе этих данных. ИИ также найдет применение в медицине, робототехнике, автономных автомобилях и других областях.

Неотъемлемой частью компьютеров будущего будут виртуальная и дополненная реальность. Виртуальная реальность позволяет пользователям погрузиться в цифровое окружение, предоставляя новые возможности для обучения, развлечений и визуализации данных. Дополненная реальность позволяет объединить реальный и цифровой мир, добавляя виртуальные объекты и информацию на реальное изображение. Эти технологии могут применяться в различных сферах, включая образование, медицину, гейминг и промышленность.

Будущие компьютеры будут иметь еще большую мобильность и гибкость. Ноутбуки и планшеты будут становиться все более тонкими и легкими, сохраняя при этом свою высокую производительность. Технологии беспроводной связи будут развиваться и позволят подключаться к компьютерам из любой точки мира. Также ожидается развитие гибких дисплеев, что откроет новые возможности для создания устройств и экранов различных форм и размеров.

Интернет вещей (IoT) также будет играть значительную роль в компьютерах будущего. Устройства в Интернете вещей будут подключаться друг к другу и обмениваться данными, создавая удобную и безопасную среду для пользователей. Будущие компьютеры будут выполнять функции умного дома, управлять умными городами и улучшать производственные процессы в различных отраслях.

В целом, компьютеры будущего будут намного мощнее и гибче, способными решать сложные задачи и создавать новые возможности в различных областях. Квантовые компьютеры, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, мобильность и гибкость, а также Интернет вещей — все это будет формировать компьютеры будущего.

Будущие идеи для развития

IT-наука активно развивается. Даже в кино уже трудно встретить что-то, что кажется совершенно невозможным. Появление фантастических технологий выглядит как вопрос времени.

В мире регулярно появляются новые разработки, которые в скором времени могут стать повсеместными и значительно улучшить качество жизни людей.

Например, уже сейчас идут работы над изобретениями из будущего:

  • Цифровой двойник человека. Специально оборудованный сканер считывает детальные параметры состояния организма — от уровня показателей различных веществ в крови до жировых отложений и опухолей на органах. На основе собранных данных создаётся трёхмерная модель тела, позволяющая быстро анализировать изменения в здоровье и физиологических функциях. Будущий механизм улучшит диагностику и спасёт много жизней.
  • Бионические глаза. В начале 2021 года в Израиле пожилому слепому мужчине имплантировали искусственную роговицу. Материалы импланта не вызывают отторжения и естественным образом срастаются с тканями человека.
  • Осязаемая виртуальная реальность. К коже человека крепятся пластины из тонкого гибкого материала, который имитирует прикосновения мелкими вибрациями. Технология полезна не только в игровом пространстве, но и в обычной жизни — люди с ампутациями смогут снова чувствовать касания, а разделённые расстоянием члены семьи подарят друг другу ощущение присутствия.
  • Энергосберегающие кирпичи. Привычный строительный материал при помощи специального метода производства в будущем превратится в суперконденсатор. Разработки ещё ведутся, но первые результаты дают основание думать, что в скором времени начнут строиться дома, потребляющие гораздо меньше энергии.

Информационные технологии постепенно вытесняют и трансформируют привычные человеку вещи. Например, жилища становятся умными с такими сервисами как Умный дом Sber.

Традиционные атрибуты бизнеса приобретают новые формы — бейджи сотрудников SmartBadge записывают общение с клиентами, виртуальные ассистенты отвечают на вопросы аудитории. Разработчики анализируют потребности пользователей, состояние IT-рынка и мировые наработки, чтобы непрерывно внутри страны создавать технологии будущего.

Продукты из этой статьи:

naviar SDK

SaluteSpeech

MagicLook SDK

Golos

RUGPT-3

SberJazz

RoboThespian

Ещё один впечатляющий концепт, продемонстрированный на CES 2014, на вид совершенно не похож на персональный компьютер, но всё-таки им в полной мере является. RoboThespian — воплощение своеобразного британского юмора, антропоморфный робот-актёр ростом с человека, который работает на основе обычного персонального компьютера и способен в некотором смысле общаться с окружающими.

Это уже третье поколение RoboThespian, умеющее по-всякому развлекать публику: актёрствовать, петь, танцевать и лицедействовать самыми разными способами, реагируя на просьбы и задания. Компания-разработчик Engineered Arts Limited продаёт даже целые комплекты из трёх андроидов, сцены с освещением и озвучкой и программным обеспечением под названием «Театр роботов». К комплекту прилагается одно полноценное представление, а в остальном дело за творчеством покупателей.

Робота RoboThespian можно приобрести примерно за £55 тыс. (около $90 тыс.), что, конечно, немало за манерно кривляющуюся говорящую машину. Но если вы увидите, как она это делает, то наверняка согласитесь, что оно того стоит.

Научно-технический прогресс и гибридные устройства

На современном этапе развития технологий становится все более очевидным, что будущее компьютеров связано с гибридными устройствами. Гибридные устройства представляют собой комбинацию различных технологий и устройств, объединенных в одном компьютере. Такие устройства предлагают новые возможности и широкий спектр функций.

Одной из важных особенностей гибридных устройств является возможность применения различных операционных систем. К примеру, одно устройство может функционировать как ноутбук с операционной системой Windows, а затем превратиться в планшет под управлением операционной системы Android. Это позволяет получить комбинированный компьютер, который обладает широкими возможностями и удобством использования.

Гибридные устройства также обеспечивают большую гибкость в выборе способа ввода данных. Благодаря сенсорным экранам, клавиатурам и пером, пользователь может выбрать наиболее удобный и эффективный способ ввода в зависимости от конкретной ситуации.

Большое внимание активно разрабатываемым гибридным устройствам уделяется процессорам и графическим картам. Процессоры будущих компьютеров будут более производительными и энергоэффективными, что позволит увеличить скорость работы и снизить энергозатраты

Также ожидается развитие графических карт, которые будут способны обрабатывать графические данные более эффективно и создавать реалистичное изображение высокого качества.

Безопасность тоже будет важным аспектом будущих гибридных устройств. Системы безопасности будут усовершенствованы, чтобы предотвращать несанкционированный доступ к информации и обеспечивать конфиденциальность данных. Биометрические методы аутентификации, такие как сканирование отпечатков пальцев или распознавание лица, станут более широко используемыми.

Какими бы ни были гибридные устройства будущего, они явно будут адаптированы к нуждам пользователя и будут предлагать современные и удобные возможности для работы, развлечений и повседневной жизни.

Квантовые компьютеры

Квантовый компьютер будет состоять из компонентов субатомного
размера и работать по принципам квантовой механики. Квантовый мир —
очень странное место, в котором объекты могут занимать два разных
положения одновременно. Но именно эта странность и открывает новые
возможности.

Например, один квантовый бит может принимать несколько значений
одновременно, то есть находиться сразу в состояниях «включено»,
«выключено» и в переходном состоянии. 32 таких бита, называемых
q-битами, могут образовать свыше 4 млрд комбинаций — вот истинный
пример массово-параллельного компьютера. Однако, чтобы q-биты
работали в квантовом устройстве, они должны взаимодействовать между
собой. Пока ученым удалось связать друг с другом только три
электрона.

Уже есть несколько действующих квантовых компонентов — как
запоминающих, так и логических. Теоретически квантовые компьютеры
могут состоять из атомов, молекул, атомных частиц или
«псевдоатомов». Последний представляет собой четыре квантовых ячейки
на кремниевой подложке, образующих квадрат, причем в каждой такой
ячейке может находиться по электрону. Когда присутствуют два
электрона, силы отталкивания заставляют их размещаться по диагонали.
Одна диагональ соответствует логической «1», а вторая — «0». Ряд
таких ячеек может служить проводником электронов, так как новые
электроны будут выталкивать предыдущие в соседние ячейки.
Компьютеру, построенному из таких элементов, не потребуется
непрерывная подача энергии. Однажды занесенные в него электроны
больше не покинут систему.

Теоретики утверждают, что компьютер, построенный на принципах
квантовой механики, будет давать точные ответы, исключая возможность
ошибки. Так как в основе квантовых вычислений лежат вероятностные
законы, каждый q-бит на самом деле представляет собой и «1», и «0» с
разной степенью вероятности. В результате действия этих законов
менее вероятные (неправильные) значения практически исключаются.

Насколько близко мы подошли к действующему квантовому компьютеру?
Прежде всего необходимо создать элементы проводников, памяти и
логики. Кроме того, эти простые элементы нужно заставить
взаимодействовать друг с другом. Наконец, нужно встроить узлы в
полноценные функциональные чипы и научиться тиражировать их. По
оценкам ученных, прототипы таких компьютеров могут появиться уже в
2005 году, а в 2010-2020 годах должно начаться их массовое
производство.

Искусственный интеллект

Narrow AI, или слабый искусственный интеллект, уже получил широкое распространение. Компьютер проверяет платёжеспособность заявителей в банке, помогает врачам расшифровывать анализы, сортирует результаты оценочных работ в образовании, ведёт контроль качества научных разработок.

Возможности ИИ гораздо шире, чем у человека. Он ничего не забывает и способен быстро обрабатывать большие объёмы данных. Создание ML моделей для обучения нейросетей — одно из ведущих направлений будущего в IT.

Разработчики команды Сбера активно работают над инструментами, позволяющими самостоятельно обучать ИИ и пользоваться уже настроенными нейросетями.

  • RuGPT-3 — сервис, который умеет писать с нуля тексты по заданным параметрам. Достаточно всего нескольких вводных данных, чтобы система сгенерировала готовые рассказы, истории, посты для соцсетей, отзывы, описания и многое другое. Нейросеть обучена на текстах из соцсетей, энциклопедических данных, художественной, научной и бизнес-литературе.
  • MLSpace — платформа для разработки и внедрения ML-моделей. Сервис позволяет вести командную разработку на каждом этапе. Это сокращает время работы и расширяет возможности совместного управления.
  • SymFormer — автоматический генератор музыки на основе нотного текста. Нейросеть обучена на более чем 160 тыс. композиций разных жанров и способна создавать нотный текст для уникальных мелодий, которые можно использовать в развлекательных целях и для бизнеса без трудностей с авторскими правами. В близком будущем стоит ожидать роста творческого потенциала ИИ.
  • SBERT — AI-модель для представления текстового запроса в виде вектора поиска. Система позволяет задействовать возможности NLP в своих сервисах и продуктах.

Сильный и супер-интеллект пока находятся в стадии развития. По оценкам инженеров, до появления эффективных технологий в этом направлении должно пройти ещё несколько десятилетий.

Sony Life Space UX

Строго говоря, Sony Life Space UX — это не персональный компьютер, хотя, безусловно, компьютер. Life Space UX — это, прежде всего, ультракороткофокусный видеопроектор с разрешением 4K, способный выводить картинку с диагональю до 147 дюймов с минимального расстояния до стены. Да, речь идёт не об экране, а именно о стене дома или квартиры, и здесь мы приходим ко второму значению названия Life Space UX, под которым в Sony понимают принципиально новый пользовательский интерфейс, объединяющий проекционно-сенсорные технологии и физические стены помещения.

Проектор Life Space UX — лишь одна из множества возможных реализаций этого интерфейса. Он способен не только демонстрировать огромные изображения на стенах обычной комнаты, но и обеспечивать обратную связь: за счёт применения датчика глубины эти изображения становятся интерактивными. То есть любая стена, стол или другая ровная поверхность тем самым превращается в проекционный экран или в гигантский планшет: совсем недавно что-то подобное можно было увидеть только в научно-фантастических фильмах. При этом для формирования изображения с большой диагональю вам не понадобится самолётный ангар: проектор можно устанавливать практически вплотную к стене, и это само по себе уже весьма впечатляет.

Концепция Life Space UX предполагает создание выполненных в едином дизайне устройств, замаскированных под модную мебель с использованием алюминия, среди которых проектор, громкоговорители и специальные тумбы для прочей аппаратуры.

Видеопроектор Life Space UX предназначен для работы с игровой приставкой PlayStation 4, а также с фирменным облачным сервисом Gaikai, перезапуск которого ожидается в ближайшем будущем. Сам проектор появится в продаже уже летом этого года и будет стоить примерно $30-40 тыс. За эти деньги вы получите поистине уникальный игровой интерфейс и веб-телевидение, поэтому вполне возможно, что Life Space UX со временем действительно изменит наше представление о домашних электронных развлечениях.

Синтез голоса

Современные технологии позволяют общаться с компьютером на естественном языке. Если вдруг кто-то рядом, глядя в экран смартфона, произнесёт «Салют, расскажи о погоде», это уже никого не удивит. На телефонный звонок по заранее прописанному сценарию может ответить голосовой бот — запись приветственного сообщения на автоответчик скоро может остаться в прошлом.

Машины обучены понимать устную речь и давать ответы на вопросы, а в будущем смогут вести полноценный диалог.

От первого синтезатора VODER и спектрографических устройств до полноценного компьютерного синтеза прошло несколько десятилетий. Компьютер способен воссоздать голоса любой тональности, тембра, мужские и женские. В синтезированной речи точно соблюдаются фонетические нормы языка, расстановка ударений, произношение буквы Ё, сложных слов с несколькими корнями, географических и профессиональных терминов.

Платформа речевых сервисов SaluteSpeech от Sber содержит объёмные ML-модели для внедрения синтеза речи в любой сервис. Дополнительно можно использовать уникальные AI-модели для машинного обучения, например:

  • Golos с набором речевых данных;
  • Brain — для определения смысла фразы пользователя.

Синтез голоса можно использовать для озвучки контента и интерфейсов, голосового управления функциями, в телефонии и для других целей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: