Образ маленького человека в «петербургских повестях» н. в. гоголя

Краткое содержание

В начале произведения автор описывает главный проспект Петербурга в разное время суток. Смысл названия объясняется восприятием Невского проспекта главным персонажем повести со своим обликом, привычками, характером.

В повести «Невский проспект» смысл жизни раскрывается поведением людей, их мировосприятием и пороками.

По проспекту прогуливаются двое мужчин — основные герои повести:

  1. Пирогов — комическая фигура. Высокомерный, самоуверенный поручик. Смысл жизни Пирогова в «Невском проспекте» сводится к пустому и праздному времяпрепровождению. Мужчина подражает модным веяниям, готов достигать корыстные цели любыми способами.
  2. Пискарев — трагический образ. Наивный художник, робкая и романтичная натура. Он подвластен настоящей страсти, сводящей с ума. Женщина для героя — Муза, которой нужно восхищаться.

Пирогов делится с Пискаревым опытом обольщения женщин, призывая к смелости и раскованности. Ведущая сила поручика — наглость. В повести «Невский проспект» Гоголь раскрывает смысл жизни людей с разными ценностями.

Пискарев влюбился в девушку, работающую в публичном доме. Пирогов начал ухаживать за замужней дамой. Первым руководит страсть, а вторым — холодный расчет. Художник хотел изменить образ жизни своей избранницы. Девушку устраивала ее профессия, а сама она оказалась очень глупой. Пискарев потерял смысл жизни, в финале повести «Невский проспект​» его нашли с перерезанным горлом.

Пирогов не простился с товарищем. Он был увлечен девушкой с Невского проспекта. Их отношения быстро закончились, как только о них узнал муж девицы. Пирогова хорошенько избили, но уже вечером он отплясывал на приеме у друзей.

В смысл «Невского проспекта» Гоголь заключил скрытые пороки общества. Расчетливый Пирогов не пострадал от случившейся с ним истории. Скромный и подающий надежды художник стал жертвой страсти и собственных иллюзий.

Разные истории одного героя

Пять художественных произведений, вошедших в цикл «Петербургские повести», объединены географическим местом и некоторыми чертами характера, общими для героев Гоголя. Маленький человек предстает в разных ипостасях и на разных стадиях внутренней организации:

  1. Коллежский асессор Ковалев, ищущий выгодное место и предпочитающий именовать себя на военный лад — майором. Поручик Пирогов, гордый своим чином и внешним видом, но совершенно пустой внутри.
  2. Художники: Чертков, разменявший талант на успех в обществе и материальные приобретения, Пискарев — мечтатель и идеалист.
  3. Чиновник Поприщин — бездельник, мечтающий попасть в высшее общество путем удачной женитьбы или через неожиданное получение высокого чина.
  4. Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин, доживающий свой век на обочине жизни, казалось бы, полностью утративший все чувства и желания.

Автор избегает повторов сюжетной линии, использует различные жанровые и стилевые приемы — от высмеивающей ограниченность мышления персонажей пародии, до трагедии (крушение высоких идеалов, послуживших причиной гибели героя).

Маленький человек у Гоголя имеет несколько степеней умаления:

  1. Служебная, обусловленная отсутствием ума, знаний, прилежания.
  2. Социальная, обоснованная происхождением.
  3. Морально-нравственная, заключающаяся в копировании поведения окружающих и субординационных условностях.
  4. Психологическая, выражающаяся в неспособности противостоять реалиям, которые подавляют личность.

Мистика или мистификация событий

Повести, вошедшие в петербургский цикл, не имеют в сюжете откровенно мистических поворотов. Все сверхъестественное происходит в душе, сердце и голове персонажей и проецируется на действительность:

  1. Реальность и «живость» взгляда изображения ростовщика в «Портрете» может свидетельствовать о гениальности автора и превосходной степени воображения, свойственной художественным натурам героев.
  2. Демонический образ коломенского ростовщика и появление в городе покойного чиновника, ищущего украденную шинель, вполне могли быть продуктом слухов.
  3. Бедный художник Пискарев сам охотно бежит от непереносимой для него реальности в мир, искусственно созданный фантазиями и опиумом.

В повести «Нос» Гоголь и вовсе иронизирует над публикой, жадность до сенсаций которой обусловлена скукой, недостатком образования и нежеланием саморазвиваться. Противоречивые слухи создают массовое движение зевак, надеющихся увидеть Нос, который прогуливается сам по себе и даже посещает магазины и общественные места.

Обреченные на нескончаемый круговорот повторяющихся событий, удовлетворенные своей жизнью или потерявшие надежду изменить ее упорядоченный ход, эти люди ищут не мистику, которая за пределами их сознания, а мистификацию. Маленькие люди сами величайшие мистификаторы.

Жанр и направление

Жанром произведения Николая Гоголя “Невский проспект” является повесть. В этом литературном жанре писатель нашел наиболее удачную форму для передачи своей главной идеи – обличения общественных явлений и пороков своего времени. Повесть относится к литературному направлению, которое можно назвать социально-критическим реализмом.

В произведении “Невский проспект” Гоголь обращает особое внимание на маленьких людей, которые являются постоянными обитателями проспекта. Это незаметные и незначительные фигуры в обществе, такие как гувернантки, канцелярские рабочие, нищие и булочники

Они не обладают социальным статусом, властью или богатством, и их присутствие на проспекте часто остается незамеченным для остальных.

Мне нравитсяНе нравится

Гоголь внимательно и тонко показывает, как эти маленькие люди живут свои нищенские существования, пытаясь выжить и прокормить себя. Они олицетворяют безысходность и безвыходность, сталкиваясь с жестокостью и лишениями, связанными с их общественным положением. Автор ярко передает их беспросветное будущее, их судьбу, предрешенную системой и социальными обстоятельствами.

Чему учит произведение?

Антон Павлович Чехов в своем рассказе «Хамелеон» пытается донести до читателя необходимость следования законам, и ни в коем случае не пытаться использовать законодательство для собственной выгоды. Это и является моралью произведения. На примере нравственных уроков, описанных в рассказе, писатель хочет призвать людей быть более принципиальными и делать выбор самостоятельно, не основываясь на чье-то мнение. 

Антон Павлович негативно относится к любому проявлению чинопочитания, а также к глупому желанию угодить вышестоящему руководству. Особенно в ситуациях, когда это желание идет в разрез с общественным законодательством. Еще один поучительный момент произведения — это пример Хрюкни, который из-за беспросветного пьянства и жесткого обращения к животным сам буквально превратился в животное. 

История создания

В 1831 году Николай Васильевич принял решение написать произведение, в котором центральным героем выступал такой удивительный и величественный Санкт-Петербург. Автор делает некоторые наброски, в которых описывает город, который так сильно волновал его. К Петербургу он питал особую и неподдельную любовь. Ему очень нравилось гулять по мощенным улицам Петербурга, где он мог часами наблюдать за тем, как кипит жизнь столицы

Также он не обходил вниманием и местных жителей, нравы которых также были весьма своеобразными. Словно губка, Николай Васильевич впитывал и запоминал случайно услышанные разговоры, сцены бытового характера

Все это в последствии стало частью его произведения. 

Повесть «Невский проспект» была закончена в октябре 1834 года, у буквально через месяц она уже была опубликована в литературном сборнике «Арабески». 

Интересным фактом является то, что с 1830 по 1833 годы Гоголь на постоянной основе посещал занятия в Академии художеств, на которые ходил как вольноприходящий студент. В этот период времени у него была уникальная возможность пообщаться с большим количеством живописцев, некоторые из которых уже имели известность. 

Ему очень нравилось данное общество, которое собралось на курсе. 

Мы не можем знать доподлинно, был ли у художника Пискарева прототип в реальной жизни, или его образ был собирательным. Но то, что посещение курсов отложило свой отпечаток на писателе, мы можем сказать с уверенностью. Данный период жизни нашел отголосок в повести «Невский проспект». 

Анализируемая повесть вошла в цикл петербургских повестей Н.В. Гоголя, в которых он невероятно тонко описывает такую многоликую и разнообразную жизнь Северной Пальмиры, не стесняясь раскрывать ее тайны и темные стороны.  

Проблемы

Проблемы, которые затрагивает Николай Васильевич, также не менее интересны и актуальны. 

Одна из проблем произведения — это проблема маленького человека. Художник Писарев пытается устроить бунт против несправедливости и порочности, которая царит в социуме. Но, к сожалению, он оказывается бессилен в этой борьбе. Причиной тому становится его собственная слабость и ничтожность, поэтому он попросту не в силах противостоять проблемам общества. Ему не удалось спасти молодую девушку, потому что она сама не хотела быть спасенной. Когда он в полной мере осознал свое бессилие, он принял решение уйти добровольно из жизни. Таким образом он сам признал собственное поражение. 

Еще одна немаловажная проблема произведения — разврат и порочность. Хорошим примером опять таки является молодая проститутка, которая отказывается принимать помощь художника Пискарева. Её полностью устраивает ее жизнь, которая постоянно протекает в пьяном угаре и разврате. Девушке нравится то, что она зарабатывает, продавая свою красоту. Невозможно помочь тому, кто просто не нуждается в этой помощи. 

Проблема пошлости и мещанства также занимает важное место в произведении. Герой Пирогов является явным олицетворением обывательского образа мыслей

Ему не интересно углубляться во все тонкости жизни, он привык довольствоваться лишь поверхностями благами, которые заключаются в комфорте и достатке. Его не интересует ничего, что не касается его собственной персоны. На судьбу и жизнь других людей ему абсолютно все равно. Поэтому исполнения своих желаний он пытается добиться любым путем. 

Проблема мечты и реальности — еще одна важная проблема произведения. Писарев принимает решение уйти из жизни по рицине того, что он понимает, что его идеал не имеет ничего общего с реальностью. А жить в посредственном, лишенном возвышенности мире он не хочет. Когда его светлые помыслы и иллюзии разбиваются о суровую реальность, он решает покинуть этот мир. 

Общая характеристика

В литературоведении термин «маленький человек» рассмотрен достаточно подробно. Как правило, этот персонаж — мелкий чиновник, который становится жертвой издевательств со стороны более самоуверенных или богатых лиц, не ставящих ни во что чужие достоинство и честь. Судьба этих героев плачевна, так, в сборнике из пяти повестей счастливого финала не имеет ни одна. Они или умирают, или заканчивают свои дни в сумасшедшем доме. Гоголь призывает к сочувствию, которое испытывает сам.

Можно выделить следующие особенности темы маленького человека в творчестве Гоголя:

  1. Его герои — люди положительные, добродушные, беззлобные, лишенные подлости, коварства. Безукоризненно честные, думающие, но не понятые современным им обществом.
  2. Судьба оказывается к ним слишком жестокой, ставя перед ними необходимости таких испытаний, которые оказываются им не по плечу.
  3. Никто не готов протянуть руку помощи маленькому человеку, слабому и забитому.
  4. Скромные, незаметные в толпе персонажи, тем не менее, очень импонируют писателю, ведь они чисты в душе и никому не делали зла.

При написании сочинения на эту тему следует обязательно указать, что такой тип героев Гоголя оказывается способным к бунту, сопротивлению. В этом и заключается вера писателя в то, что рано или поздно, но справедливость восторжествует.

Композиция

Композиция повести “Невский проспект” Гоголя является необычной и характеризуется своеобразным подходом к описанию жизни Петербурга. Через образ Невского проспекта, наполненного пороками, страстями и искушениями, автор раскрывает общую картину города и показывает судьбы главных героев через объективность всего движения жизни на проспекте.

Гоголь предельно детально описывает Невский проспект, используя различные художественные средства. Он осознанно выбирает разные времена суток, чтобы точно передать социальную структуру Петербурга. Такой подход позволяет ему создать насыщенную и живописную картину города и его обитателей.

Композиция повести имеет традиционное построение, которое включает следующие части:

  1. Завязка. В начале произведения мы сталкиваемся с встречей двух друзей, каждый из которых ищет свое предназначение и своего “идеала” в жизни.
  2. Развитие событий. В этой части произведения мы наблюдаем параллели между двумя героями, которые оказываются в схожих ситуациях. Художник, отчаянно пытающийся спасти потерянную душу, и поручик, не упускающий возможности завоевать замужнюю женщину.
  3. Кульминация произведения. В этой части происходят два события: художник предлагает руку и сердце падшей девушке, но получает отказ, и муж возлюбленной поручика наказывает неудачного соперника.
  4. Развязка. Здесь автор демонстрирует две картины: оскорбленную честь поручика Пирогова и похороны молодого художника Пискарева, на которые никто не явился.
  5. Эпилог. В заключительной части автор вновь описывает Невский проспект, который остается эфемерным и лживым, символизируя неизменность жизни на проспекте.

Таким образом, композиция повести “Невский проспект” представляет собой нестандартный подход, который позволяет Гоголю передать сложность и противоречивость петербургской жизни. Он использует Невский проспект как символ и отражение общего движения города и его обитателей.

Автор умело вписывает главных героев в эту общую картину, показывая их судьбы и характеры сквозь преломление жизни на проспекте. Взаимодействие и сопоставление их историй создает напряжение и драматическое развитие событий.

Кульминация повести является вершиной напряжения и эмоционального подъема. Отказ художнику и месть супруга добавляют силы и глубины повествованию. Разрешение и развязка произведения приносят завершение и выводы, подчеркивая несовместимость иллюзий и реальности.

Завершающий эпилог, вновь описывающий Невский проспект, подчеркивает его неизменность и характерную ложность. Это призывает читателя задуматься над тем, что за красивыми фасадами и мерцающими иллюзиями может скрываться глубокая пустота и разочарование.

Вариант 1

Маленький человек в Петербургских повестях Гоголя – это одна из самых ярких и запоминающихся литературных фигур. Главный герой, Акакий Акакиевич, работает в главном управлении, занимаясь переписью документов. Он живет скромной жизнью, не имея никаких увлечений и друзей. Единственное, что его интересует – это его работа и новая шуба, которую он мечтает купить.

Однажды Акакий Акакиевич становится жертвой грабежа, и его любимая шуба украдена. Он обращается в полицию, но там ему не помогают. Тогда он решает обратиться к высшим чиновникам, но и там ему отказывают. Он пытается найти свою шубу самостоятельно, но безуспешно. В конце концов, он заболевает и умирает.

Гоголь создал образ Акакия Акакиевича, чтобы показать, как безразличие и жестокость общества могут уничтожить душу человека. Акакий был простым и добрым человеком, но его жизнь была уничтожена из-за того, что он не был в состоянии защитить свои права. Эта повесть является критикой бюрократической системы и бездуховности общества.

Какова роль в повести снов пискарева для понимания его характера

Урок литературы в 10 классе по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Тема: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Технология: проблемное обучение

Цель:

показать учащимся, как в повести Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого мечтательному человеку; выяснить суть противопоставления художника Пискарева и поручика Пирогова.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями звучания темы Петербурга в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию; формировать речевую культуру
  • Воспитательные: содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся

Предварительное домашнее задание:

По вариантам подготовить характеристику художника Пискарева и поручика Пирогова

Всё обман, всё мечта. Всё не то, чем кажется.

Н.В.Гоголь

Ход урока:

1 Слово учителя.

В 1828 году Н.В.Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Впереди – свобода, служба, жизнь в Петербурге. В декабре молодой человек отправляется в столицу. Каким представлялся Гоголю Петербург? Вспомним строки из знаменитой повести Гоголя «Ночь перед Рождеством: «Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; …мосты дрожали, кареты летели, извозчики, форейторы кричали…» Такой увидел столицу кузнец Вакула. Таким, вероятно, представлял себе Петербург и Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, — разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года. – Я его воображал красивее и великолепнее».

Почему же Гоголь разочаровался в этом городе и все-таки посвятил ему целый цикл «Петербургские повести»? Возможно, на этот вопрос нам поможет ответить «Невский проспект».

В.Г.Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект», могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который знает Петербург не понаслышке.» И действительно, в основу повести легли впечатления петербургской жизни писателя. Город поразил его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы Гоголь все отчетливее видел бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких людей.

2. Беседа по фрагменту начала повести «Всемогущий Невский» . Создание проблемной ситуации.

Учитель: Как изображена главная улица Петербурга? (блеск, красота, многолюдие)

Учитель: В какое время суток показан Невский проспект? (рано утром, в полдень и после обеда)

Учитель: Обратите внимание, что наиболее подробное описание Невского проспекта автором показано в период с 2-х до 3-х часов. Почему? (В это время по проспекту прогуливаются сильные мира сего, представители аристократии – те, кто представляет собой парадную витрину Российской империи)

Учитель.: Как о них сказано в повести? (подчеркнуты внешние атрибуты: бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки и т.д.) А где же сами люди?

Учитель.: Как о них сказано в повести? (подчеркнуты внешние атрибуты: бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки и т.д.) А где же сами люди?

Учитель: Это уже языковой прием – метонимия. С какой целью автор использует этот прием? (это сатира, позволяющая обнажить человеческое самодовольство, чванство, беспечную праздность, заботу о внешней красоте и пренебрежение красотой внутренней. Эти люди здесь не за делом, а от безделья).

Проблематика произведения

В конце рассказа Гоголь раскрывает суть Невского проспекта — не стоит доверять каждому, кто на нем встречается. Когда на город опускаются сумерки, дьявол зажигает фонари, искажающие реальность. В их свете все кажется ненастоящим.

Критики отметили приемы, использованные автором в одном из «Петербургских рассказов» — «Невском проспекте». С помощью дуальности писатель описывает дорогу так, как если бы она существовала одновременно в двух мирах: реальном и романтическом. Характеристики главных героев также неоднозначны, как и истории, произошедшие с ними.

Пирогов старается не идеализировать людей, мыслить поверхностно и просто. А Пискарев живет в мире своей мечты, старается осуществить свои мечты. Они по-разному относятся к своим проблемам. Первые быстро забыли о проблемах и продолжили жить. Второй не смог справиться с трагедией и покончил жизнь самоубийством.

Анализ произведения

Книга входит в цикл «Петербургские повести». К своему произведению автор сделал художественные наброски города.

Краткий пересказ

По Невскому проспекту гуляли друзья, один из них — художник Пискарев, а другой — поручик Пирогов. В толпе первый мужчина замечает брюнетку, а второй — блондинку. Друзья прощаются друг с другом, и каждый направляется к понравившейся девушке.

Пискарев стал идти за брюнеткой, оказался рядом с публичным домом. В этот момент он понял, что его выбор пал на девушку легкого поведения. Эта новость повергла в шок мужчину, он решил спасти даму и вытащить ее из мира разврата.

Позже художник встретил эту особу, предложил ей пожениться и зарабатывать честным трудом. Но девушка отказала ему, так как ее разгульный образ жизни вполне устраивает. Из-за этого Пискарев покончил жизнь самоубийством.

Поручик пытался познакомиться с блондинкой. Она оказалась замужней немкой. Ее муж — мастер-жестянщик Шиллер, а Пирогов был его клиентом. Мужчина стал приставать к девушке. Сначала мастер закрывал на это глаза, но не выдержал и вышвырнул поручика из дома. Оскорбленный и обиженный Пирогов собрался пожаловаться на немца генералу, но вечером уже забыл о своей обиде.

Темы и проблемы

  1. Несовместимость мечты и реальности. Судьба художника тому пример. Пискарев имел романтическую натуру, поэтому не может найти способ справиться с наплывом чувств и эмоций. У этого персонажа даже фамилия говорящая, словно он «пищит» от своей беспомощности в огромном мире. В образе Пискарева Гоголь показал проблему большинства творческих людей, а именно: неприспособленность к жизни.
  2. Духовное обнищание. Мещанская крайность представлена в портрете Пирогова. Позор, разлука с возлюбленной, удар по репутации не повлияли на него. Ему все равно. Он не готов на решительные и смелые поступки. Самое главное для него — его физическое состояние. Танцы, еда и веселье — все, что интересует героя. Именно образ Пирогова характеризует тему бездуховности и нравственного падения.
  3. Проблема одиночества в большом городе. Например, эпизод похорон художника. Даже его друг не пришел на них. Одиночество привело к смерти, так как некому было помочь Пискареву, справиться с душевным кризисом. Несмотря на огромное количество людей в городе, всем наплевать друг на друга.
  4. Нравственность. Гоголь показывает внешнюю красоту, но при этом внутреннюю черноту. Примером этого является брюнетка. Она красива, но ведет аморальный образ жизни. Это порочная и черствая женщина. Автор показывает на ее образе, что внешность обманчива, следует проникать вглубь вещей, а не поддаваться иллюзиям.
  5. Любовь. Это чувство в произведении выступает роковым и трагическим, оно приводит к гибели героя.

Характеристика Пискарёва и Пирогова | Инфошкола

26 Октябрь 2011 админ Главная страница » Характеристика героев Один из главных героев повести «Невский проспект» — Пискарев. Живет он в тяжелых условиях, и неизмеримо далек от аристократического общества. Человек искусства, наделенный пламенным воображением, с тонкой, ранимой душой, жаждущий прекрасного. Он поставлен в центр повести именно потому, что особенно остро воспринимает противоречия Петербурга. Крушение мечты приводит его к трагическому исходу.

Рядом с героем-романтиком в повести действует его антипод, воплощение пошлости, приземленности, бездуховности — поручик Пирогов. Ни его фамилия, ни его внутренний мир, ни его поведение не имеют ничего общего с характерными особенностями персонажей светских повестей. Гоголь проявил художническую смелость, избрав в качестве носителя пошлости офицера и даже подчеркнув, что Пирогов отнюдь не единичен. Недаром двойника Пирогова краешком глаза видит в притоне Пискарев: «Сквозь непритворенную дверь другой комнаты блестел сапог со шпорой и краснели выпушки мундира; громкий мужской голос и женский смех раздавались без всякого принуждения».

В «Невском проспекте» нарисована довольно широкая картина Петербурга и дан многосторонний художественно-демографический анализ столицы. Но многосторонний не значит полный. Если бы писатель ограничился картинами движущегося проспекта, изображением «дна», быта неизвестных художников, небогатых мастеровых и жирующих офицеров, картина столицы была бы все-таки сужена. Явно не хватает изображения жизни «верхов». И восполнить этот пробел писатель, очевидно, решил введением в повествование картины сна героя.

В сновидении Пискарева все правдоподобно, несмотря на граничащее с чудом появление художника — плебея на светском балу и превращение женщины сомнительного поведения в царицу бала. Если изъять сцену бала из повести, опустив заключительную фразу: «Он поднял глаза: перед ним стоял подсвечник с огнем … » эту сцену можно принять или за самостоятельный рассказ (новеллу), или, в крайнем случае, за фрагмент реалистического произведения.

Гоголь не очень заботился о том, чтобы все детали точно передавали психологическую достоверность сна. Вот, например, как он изображал молодых карьеристов, участников бала: «Они были исполнены такого благородства, с таким достоинством говорили и молчали, так не умели сказать ничего лишнего, так величаво шутили, так почтительно улыбались, такие превосходные носили бакенбарды, так искусно умели показывать отличные руки. Описание многократности действий или состояний персонажей скорее уместно в авторской характеристике: во сне увидеть, что герои не хотели сказать ничего лишнего или величаво шутили, невозможно.

Писателю было важно кратко охарактеризовать молодых представителей светского общества, а не воспроизвести в реалистическом плане детали сна Пискарева. Поэтому он невольно обнажил условность описания. Содержанием сновидения Пискарева является бал

У писателя была возможность нарисовать романтическую красавицу в иной ситуации. Но он бегло говорит о множестве снов Пискарева, выхватывает из них даже два, в которых любимая женщина художника становится хозяйкой деревенского домика, а затем женою, но подробно рисует только сцену бала в высшем свете. Балы были важным структурным элементом дворянского быта. Писателей привлекала возможность показать массу людей в свободной обстановке, в их дружеском и любовном общении, в сложных взаимоотношениях друг с другом

Содержанием сновидения Пискарева является бал. У писателя была возможность нарисовать романтическую красавицу в иной ситуации. Но он бегло говорит о множестве снов Пискарева, выхватывает из них даже два, в которых любимая женщина художника становится хозяйкой деревенского домика, а затем женою, но подробно рисует только сцену бала в высшем свете. Балы были важным структурным элементом дворянского быта. Писателей привлекала возможность показать массу людей в свободной обстановке, в их дружеском и любовном общении, в сложных взаимоотношениях друг с другом.

Характеристика Хлестакова

Характеристика Обломова

Характеристика Пискарёва и Пирогова

3 (60%) 2 votes Метки: Характеристика Пирогова и Пискарёва

info-shkola.ru

Вариант 2

Маленький человек в Петербургских повестях Гоголя – это одна из самых известных и значимых литературных фигур. Главный герой, Акакий Акакиевич, работает в главном управлении, занимаясь переписью документов. Он живет скромной жизнью, не имея никаких увлечений и друзей. Единственное, что его интересует – это его работа и новая шуба, которую он мечтает купить.

Однажды Акакий Акакиевич становится жертвой грабежа, и его любимая шуба украдена. Он обращается в полицию, но там ему не помогают. Тогда он решает обратиться к высшим чиновникам, но и там ему отказывают. Он пытается найти свою шубу самостоятельно, но безуспешно. В конце концов, он заболевает и умирает.

Гоголь создал образ Акакия Акакиевича, чтобы показать, как безразличие и жестокость общества могут уничтожить душу человека. Акакий был простым и добрым человеком, но его жизнь была уничтожена из-за того, что он не был в состоянии защитить свои права. Эта повесть является критикой бюрократической системы и бездуховности общества.

Акакий Акакиевич был типичным представителем маленького человека, который не имеет никакой власти и влияния на свою жизнь. Он был простым служащим, который не мог ничего изменить в своей жизни. Его жизнь была полна одиночества и скучных будней, и он мечтал о том, чтобы купить новую шубу, чтобы хоть как-то разнообразить свою жизнь.

Гоголь описывает Петербург как город, где царит бездуховность и бюрократия. В этом городе люди не заботятся о друг друге, и каждый живет своей жизнью. Акакий Акакиевич был жертвой этой системы, и его жизнь была уничтожена из-за того, что он не был в состоянии защитить свои права.

Гоголь создал образ Акакия Акакиевича, чтобы показать, как важно иметь свои права и бороться за них. Акакий был слабым и беззащитным, и его жизнь была уничтожена из-за того, что он не мог защитить свои права

Эта повесть является критикой бюрократической системы и бездуховности общества.

Гоголь описывает Петербург как город, где царит бездуховность и бюрократия. В этом городе люди не заботятся о друг друге, и каждый живет своей жизнью. Акакий Акакиевич был жертвой этой системы, и его жизнь была уничтожена из-за того, что он не был в состоянии защитить свои права.

Гоголь создал образ Акакия Акакиевича, чтобы показать, как важно иметь свои права и бороться за них. Акакий был слабым и беззащитным, и его жизнь была уничтожена из-за того, что он не мог защитить свои права

Эта повесть является критикой бюрократической системы и бездуховности общества.

Гоголь описывает Петербург как город, где царит бездуховность и бюрократия. В этом городе люди не заботятся о друг друге, и каждый живет своей жизнью. Акакий Акакиевич был жертвой этой системы, и его жизнь была уничтожена из-за того, что он не был в состоянии защитить свои права.

Гоголь создал образ Акакия Акакиевича, чтобы показать, как важно иметь свои права и бороться за них. Акакий был слабым и беззащитным, и его жизнь была уничтожена из-за того, что он не мог защитить свои права

Эта повесть является критикой бюрократической системы и бездуховности общества.

Идея в «Невском проспекте»

Как уже говорилось в предыдущих пунктах, писатель подверг сомнению утопическую идеализацию судьбы романтического героя. На самом деле, такая утонченная натура не может свыкнуться с крушением надежд и иллюзий. Она либо утрачивает свою утонченность, становясь аналогом девушки с Невского, либо погибает. Многие художники именно в силу этой закономерности не живут долго, а вот мещане, порочные женщины и заурядные франты проживают долгую и относительно спокойную жизнь. Эту правду жизни и хотел довести до нашего сведения писатель.

Однако смысл повести «Невский проспект» выходит далеко за рамки проблемы жизни в порочном городе — Гоголь больше внимания уделяет сосуществованию реальности и мечты, правды и обмана. Для раскрытия этой идеи автор использует образ Невского проспекта — так он показывает читателю, что все может скрывать в себе ложь, оказаться не таким, как кажется и хочется верить. Эту же мысль продолжает образ незнакомки. Ее внешность так же не соответствует внутреннему содержанию. Люди мечтают о том, чего не могут получить от окружающего мира, но мечтать об этом они начинают, заразившись тем, что показывает обманчивая внешность, будь то наружность города или человека. И, как показывает судьба Пискарева, несоответствие реальности и мира иллюзий может приносить разрушение в жизнь и характер личности.

Сочинение на тему Маленький человек в повести Гоголя «Невский проспект» читать бесплатно , Маленький человек

Тема маленького человека не нова в литературе. Многие писатели обращались к ней, стараясь дать определение личности. Маленькие люди могли быть неприметными, но при этом влиять на ход истории. Или же, наоборот, они замыкались в себе и чувствовали себя бессильными перед волею судьбы. Чаще всего маленький человек боялся начальства и безропотно принимал унижения в свой адрес.

В повести «Невский проспект» таким человеком выступил молодой, подающий надежды художник по фамилии Пискарев. По натуре он довольно скромный, влюбчивый и доверчивый. Повстречав на своем пути красавицу-брюнетку из публичного дома, он бесповоротно теряет голову. Он мечтает о том, что смог бы изменить ее мир, приобщить ее к высокому искусству, уговорить оставить эту постыдную профессию.

Его мечты так и остаются мечтами. Обманутый надеждами художник кончает жизнь самоубийством. Его гибель — результат столкновения жестокой реальности с идеализированным миром. Даже лучший друг не приходит на его похороны, так как занят своей личной жизнью. С самого начала своего произведения Гоголь предупреждает: «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»

По нему с утра до вечера снуют туда-сюда возбужденные толпы чиновников с женами под ручку или же одинокие друзья в поиске вторых половинок. Именно в таком настроении мы застаем Пискарева и Пирогова. Пирогов, как отъявленный и наглый карьерист, пытается вразумить друга и научить праздной жизни. Увы, это ему не удается. Сам он готов к любым знакомствам, лишь бы они вели к карьерным высотам.

15 стр., 7462 слов

Сообщение гоголь сатирик. Н. В. Гоголь писатель-сатирик. Знания …

… Гоголь едет в Петербург. В его мечтах Петербург был волшебной страной, где люди наслаждаются всеми материальными и духовными благами, где они ведут великую … то же время не скрывает и ее безобразия». Писатель-сатирик, обращаясь к «тени мело­чей», к «холодным, раздробленным, … -satirik/ МОУ «СОШ № 83» г. Барнаула Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор». Знания на уроке: юмор …

Пока Пискарев занимается поисками своей брюнетки, Пирогов ухаживает за одной замужней блондинкой. Однако ему удается избежать сурового наказания. Благодаря своей наглости и ловкости, ему удается отделаться лишь легким испугом. Для Гоголя тема «маленького человека» очень близка потому как он сам некоторое время жил в такой оболочке. Он был вынужден работать мелким чиновником, еле зарабатывая на хлеб.

Пережив на своем опыте все тяготы рабского положения в обществе, он смог в полной мере раскрыть материальные и душевные страдания маленьких людей. В дальнейшем эту тему поднимали и многие другие авторы. Среди них Герцен, Некрасов, Гончаров и т.д.

см. также: Другие сочинения по произведению Невский проспект, Гоголь

Характеристики главных героев произведения Невский проспект, Гоголь

Краткое содержание Невский проспект, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

www.sdamna5.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: