«нос» гоголя: не человек, а черт знает что

Сочинение маленький человек в повести шинель

Главные герои и их характеристика

Центральное место в произведении занимает Петербург, который писатель показал совершенно удивительным, ни на что не похожим местом с собственными законами и порядками. Это город многих возможностей, где даже сбежавший от своего хозяина нос способен приобрести независимость и сделать блестящую карьеру.
Образ маленького человека – один из любимых у Николая Васильевича Гоголя. Он представлен майором Ковалевым, для которого имеет большое значение то, как он выглядит. Потеря носа для героя становится настоящей трагедией, поскольку так он «теряет» свое лицо, свою значимость. Майор согласен даже потерять руку или ногу, но только не нос. Герой, занимая достаточно весомый чин, прекрасно разбирается в тонкостях отношений с окружающими. Так, он неизменно груб с извозчиками и цирюльниками, но всегда очень вежлив с высокостоящими чиновниками. Майор заискивает перед ними, и старается не пропустить ни одного званого вечера, где он бы мог завязать полезные знакомства и продемонстрировать свою глубокую почтительность. Встреча с Носом, который к тому времени поднялся выше по карьерной лестнице, не на шутку разволновала героя – он попросту не знал, как себя с ним вести. Весьма ярким и самобытным образом в повести является, непосредственно, сам Нос. Ему удается во многом превзойти своего хозяина — у него выше ранг, его мундир гораздо дороже. Примечательно их различие и в поведении в церкви

Так, если Ковалев на службе засматривается на миловидную прихожанку и думает о чем угодно, только не о спасении своей души, то Нос смиренно молится, все его внимание приковано к церковной службе

Проблемы

  • Гоголь в «Носе» раскрывает пороки, касающиеся, как общества в целом, так и отдельных личностей. Главная проблема повести – филистерство. Ковалёв гордится своим чином, мечтает о блестящей карьере. Его беспокоит, что дефект лица помешает ему в свершении дальнейших планов. Он дорожит общественным мнением, а какая молва может пойти о человеке без носа?
  • Проблема безнравственности поднимается в повести. Цирюльник не стремится вернуть нос владельцу, признаться в своей, может быть, вине в том, что испортил лицо. Нет, он спешит избавиться от странного предмета, надеясь остаться безнаказанным. Да и аморальность поведения Ковалёва говорит сама за себя.
  • Другой высвеченный Гоголем порок – лицемерие. Надменный Нос не желает общаться с тем, кто ниже его рангом, как и его малодушный хозяин.

Короткий пересказ «Носа» Гоголя

Суть повести Гоголя коротка:

Описанный инцидент, по словам рассказчика, произошел в Санкт-Петербурге 25 марта. Цирюльник Иван Яковлевич, поедая утром свежий хлеб, испеченный его женой Прасковьей Осиповной, находит в нем нос. Озадаченный этим недостижимым происшествием, узнав нос коллежского советника Ковалева, он тщетно ищет способ избавиться от своей находки. В конце концов, он сбивает его с Исакиевского моста, и, несмотря ни на что, его удерживает четвертый надзиратель с большими бакенбардами.

Советник колледжа Ковалев (которого больше всего любили называть майором), проснувшись в то утро с намерением осмотреть прыщик, только что появившийся у него на носу, не находит даже самого носа. Майору Ковалеву, нуждающемуся в приличной внешности, для приезда в столицу необходимо найти место в каком-нибудь известном ведомстве и, возможно, жениться (по поводу чего он знаком с дамами во многих домах: Чехтырева, статский советник, Пелагея Григорьевна Подточина, офицер штаба) — идет к начальнику милиции, но по дороге встречает собственный нос (одетый, правда, в вышитую золотом форму и шляпу с плюмажем), осуждая его статским советником). Насо садится в карету и идет к Казанскому собору, где молится с видом огромной жалости.

Майор Ковалев, сначала застенчивый, а затем саркастичный с подходящим ему именем, терпит неудачу в своих намерениях и, отвлеченный дамой в легкой, как торт, шляпе, теряет своего непримиримого собеседника. Не найдя дома начальника полиции, Ковалев отправляется в журналистскую экспедицию, желая предать гласности исчезновение, но седовласый чиновник отказывается от него («Газета может потерять репутацию») и, полные сострадания, предлагает понюхать табак, что полностью огорчает майора Ковалева. Он идет к частному судебному приставу, но находит его готовым поспать днем ​​и слышит раздраженные комментарии о том, что «всех майоров» таскают, неизвестно куда, и что у порядочного человека не украдут нос.

Придя домой, опечаленный Ковалев размышляет о причинах странной утраты и решает, что вина лежит на начальнике штаба Подточиной, дочь которой не торопилась выходить замуж, а она, вероятно, в отместку наняла каких-то ведьм. Внезапное появление сотрудника полиции, который носил завернутый в лист бумаги и объявил, что его перехватили по дороге в Ригу с фальшивым паспортом, повергает Ковалёва в радостное бессознательное состояние.

Однако его радость преждевременна: нос не прилипает к прежнему месту. Вызванный врач не берется совать нос, уверяя, что будет еще хуже, и предлагает Ковалеву сунуть нос в банку спирта и продать за приличные деньги. Несчастный Ковалев пишет штабному офицеру Подточиной, ругает, угрожает и просит немедленно положить нос на место. В ответе начальника штаба осуждается его полная невиновность, поскольку это свидетельствует о такой степени непонимания, что это невозможно вообразить нарочно.

Между тем по столице ходят слухи, пронизанные множеством подробностей: мол, ровно в три часа коллежский советник Ковалев идет по Невскому, потом — в лавке Юнкера, потом — в Таврический сад; Многие люди стекаются во все эти места, а предприимчивые спекулянты строят скамейки для удобного наблюдения. Так или иначе, но 7 апреля нос вернулся на место.

Цирюльник Иван Яковлевич подходит к счастливому Ковалеву и бреет его с особой осторожностью и смущением. Однажды майор Ковалев успевает везде: и в кондитерской, и в отделе, где он искал работу, и его друг, тоже советник или майор, встречает на улице начальника штаба Подточиной с дочерью, в г разговор с тем, кто осторожно нюхает табак

Описание его счастливого настроения прерывается внезапным признанием автора, что в этой истории много невероятного и, что особенно удивительно, есть авторы, которые обращаются к этим вопросам. Поразмыслив, писатель все же заявляет, что такие случаи редки, но все же случаются.

Это интересно: повесть Гоголя «Сорочинская ярмарка» входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», в котором все произведения объединяет общая тема: противостояние добра и зла. Рекомендуем прочитать аннотацию Сорочинской ярмарки по главам. Рецензия на книгу полезна для читательского журнала и подготовки к уроку литературы.

Разные истории одного героя

Пять художественных произведений, вошедших в цикл «Петербургские повести», объединены географическим местом и некоторыми чертами характера, общими для героев Гоголя. Маленький человек предстает в разных ипостасях и на разных стадиях внутренней организации:

  1. Коллежский асессор Ковалев, ищущий выгодное место и предпочитающий именовать себя на военный лад — майором. Поручик Пирогов, гордый своим чином и внешним видом, но совершенно пустой внутри.
  2. Художники: Чертков, разменявший талант на успех в обществе и материальные приобретения, Пискарев — мечтатель и идеалист.
  3. Чиновник Поприщин — бездельник, мечтающий попасть в высшее общество путем удачной женитьбы или через неожиданное получение высокого чина.
  4. Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин, доживающий свой век на обочине жизни, казалось бы, полностью утративший все чувства и желания.

Автор избегает повторов сюжетной линии, использует различные жанровые и стилевые приемы — от высмеивающей ограниченность мышления персонажей пародии, до трагедии (крушение высоких идеалов, послуживших причиной гибели героя).

Маленький человек у Гоголя имеет несколько степеней умаления:

  1. Служебная, обусловленная отсутствием ума, знаний, прилежания.
  2. Социальная, обоснованная происхождением.
  3. Морально-нравственная, заключающаяся в копировании поведения окружающих и субординационных условностях.
  4. Психологическая, выражающаяся в неспособности противостоять реалиям, которые подавляют личность.

Мистика или мистификация событий

Повести, вошедшие в петербургский цикл, не имеют в сюжете откровенно мистических поворотов. Все сверхъестественное происходит в душе, сердце и голове персонажей и проецируется на действительность:

  1. Реальность и «живость» взгляда изображения ростовщика в «Портрете» может свидетельствовать о гениальности автора и превосходной степени воображения, свойственной художественным натурам героев.
  2. Демонический образ коломенского ростовщика и появление в городе покойного чиновника, ищущего украденную шинель, вполне могли быть продуктом слухов.
  3. Бедный художник Пискарев сам охотно бежит от непереносимой для него реальности в мир, искусственно созданный фантазиями и опиумом.

В повести «Нос» Гоголь и вовсе иронизирует над публикой, жадность до сенсаций которой обусловлена скукой, недостатком образования и нежеланием саморазвиваться. Противоречивые слухи создают массовое движение зевак, надеющихся увидеть Нос, который прогуливается сам по себе и даже посещает магазины и общественные места.

Обреченные на нескончаемый круговорот повторяющихся событий, удовлетворенные своей жизнью или потерявшие надежду изменить ее упорядоченный ход, эти люди ищут не мистику, которая за пределами их сознания, а мистификацию. Маленькие люди сами величайшие мистификаторы.

Темы повести

  • Тематика повести достаточно широка. Главная тема, конечно, социальное неравенство. Каждый герой находится на своём месте в социальной системе. Их поведение и роль в обществе полностью соответствует занимаемому положению, но нарушить эту идиллию никак нельзя. Будет странно, если высший чиновник не нагрубит титулярному советнику, а титулярный советник – конюху.
  • Тема маленького человека в повести освещена достаточно ярко. Майор Ковалёв, не имея никаких особых связей, не может опубликовать в газете объявление о пропаже носа. Жертва «Табели о рангах» даже не может близко подойти к своей собственности, которая оказалась более знатной.
  • Тема духовности также присутствует в произведении. Ковалёв не имеет хорошего образования, военная служба позволила ему стать майором, главное для него – внешность, а не внутренний мир. Нос противопоставлен герою: беглец сосредоточен на богослужении, он не отвлекается на окружающих дам, в отличие от хозяина. Для майора характерно фривольное поведение: он приглашает к себе девиц и намеренно мучает мнимой надеждой дочь Подточиной.

Маленький человек в повести Гоголя Шинель сочинение

Описание маленького человека мы зачастую можем видеть, как и в русской, так и в зарубежной литературе. Русским людям, которые выросли на нашей художественной литературе, описание маленького человека не понаслышке знакомо и узнаваемо. Одна из таких встреч происходит в произведении Гоголя «Шинель».

На вопрос кто же все- таки такой этот маленький человек на ум приходит лишь одна мысль о том, что это может быть человек без знатного происхождения и не обладающим значимым статусом в обществе. Этого человека также можно назвать бедным, бесхарактерным, не видимым, ничем не отличающимся и не выделяющимся.

Такой образ  главного персонажа как раз прослеживается в Шинели. Наш герой — это Акакий Акакиевич Башмачкин, простой советник. Такое имя Гоголь выбрал неспроста. При переводе с греческого Акакий обозначает человека, который не делает зла.

Поэт даже прибегает к сравнению своего персонажа с мухой, для того чтобы дать понять читателям, что этот человек действительно мал. Акакий Акакиевич имеет, как и достоинства и недостатки. Башмачник представляет собой человека без семьи и родственников, а также он не имеет друзей, а какие-либо увлечения ему не интересны. Все это говорит только об одном, что этот человек нелюдим и скромен по отношению к тому, что его окружает. Но он также имеет и другую сторону. Свою работу он выполняет с особой внимательностью и трудолюбием. За работой ему не важны пересуды и он не слышит те оскорбления, что сыпят на него сотрудники. Для Акакия работа становиться, словно всей жизнью.

Однажды Башмачкин приходит на праздничный вечер, надев новую специально сшитую для него шинель. В тот момент все окружавшие его люди взглянули на него по- новому. Они словно начали восхищаться им, а Акакий стал чувствовать себя уверенней и даже счастливее. Все снова возвращается на места , когда эту самую шинель кто-то крадет, и именно этот случай становиться для него трагедией всей жизни. Это потрясло Башмачкина настолько сильно, что он даже заболел и вскоре умер. После своей смерти Акакий не находит покоя и начинает появляться призраком на мосту.

Этим персонажем Гоголь хотел показать, что каков бы не был человек, он тоже достоин должного к себе внимания и хорошего отношения.

7, 8 класс

Маленький человек в повести Шинель
Сейчас читают:

  • Сочинение Самая лучшая школа 5 класс

    Думаю, каждый считает, что его школа лучше других, и я — не исключение. Помню, как впервые зашла в это здание ещё совсем маленькой, когда едва могла понимать, чего от меня хотят взрослые «тёти» и «дяди», находящиеся здесь.

  • Сочинение Сыновья Тараса Бульбы 7 класс

    Когда мы впервые встречаемся в повести с Андреем и Остапом, то образ первого вызывает больше симпатии. Младший брат кажется более открытым и нежным. Он любимый сын матери, даже внешне на неё похож. Однако чем шире знакомимся с главными персонажами,

  • Образ Андрия в повести Тарас Бульба сочинение

    «Тарас Бульба» является единственной исторической повестью в литературном активе Николая Гоголя. Тематика книги касается истории запорожских казаков, их обычаев, образа жизни и роли, которую они сыграли для защиты православия в XVII веке

  • Анализ баллады Жуковского Лесной царь сочинение 8, 9 класс

    В этой не такой уж большой балладе Жуковский рассказывает страшную историю… Отец скакал на коне с сыном по лесу, где малыш увидел «царя», который его убеждал остаться, сулил подарки

  • Сочинение Честь и бесчестие в произведении Пушкина Капитанская дочка

    Береги честь смолоду… Так гласит предисловие Пушкина к началу своего романа Капитанская дочка. Ведь эта пословица дана нам не спроста. Мы должны задуматься об этом, честь-она с нами всегда, ходит рядом

  • Жизнь и творчество Островского 10 класс

    Гениальный драматург, писатель, классик… Его произведения до сих пор невероятно актуальны! Чувства, эмоции, сожаления, переживания, любовь, жизнь. Александр Николаевич Островский: жизнь, искусство, талант всегда побеждает!

Смысл произведения

Главная идея повести заключается в том, чтобы показать на контрасте парадоксов всю порочность и малодушие петербургского общества. Можно рассматривать пропажу носа как некое наказание майору Ковалёву за его грехи, но Гоголь не делает на этом акцент, повесть лишена прямого морализаторства. Автор не решался указать путь, как вылечить общество, он мог лишь обозначить проблемы. Отсюда сформируется ошибочная идея «натуральной школы»: исправь общество, и проблемы прекратятся. Гоголь понимал: максимум, что он может сделать для улучшения ситуации, это в наиболее ярком свете представить изъяны социума. И ему это удалось: читатель был ослеплён, многие современники узнавали своих знакомых или даже самих себя, ужасаясь ничтожности человека.

Сочинение на тему: реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос»

Гоголь, наверное, самый загадочный автор в русской литературе. Это уникальный писатель, который в своем творчестве мог смешать смешное с трагическим, а реальное с фантастическим. Вот о реальном и фантастическом в повести Гоголя Нос мы и поговорим.

Повесть Н.В. Гоголя Нос

Данная работа вошла в знаменитый цикл произведений, что известен всем под названием Петербургские повести, где Нос — очередная работа. Она знакомит нас с одной из проблем того времени и это проблема маленького человека. Данная тематика в повести Нос раскрыта с помощью применения реальных и выдуманных фантастических событий.

Реальное и фантастическое в повести

На уроке мы рассмотрели и познакомились с сюжетом повести Н.В. Гоголя Нос и теперь можем ответить на вопрос, что же такого реального и фантастического имеется в этом произведении.

События происходят в реальном Санкт-Петербурге, где живет наш герой Ковалев. Он может быть вполне реальным человеком и в его образе изображены люди, которые искали свое место в обществе. И вот уже вначале работы автор вводит фантастические события. Майор Ковалев не обнаруживает своего носа. Он попросту убежал, ни с того, ни с сего, ни за деньги, а просто так. Как говорится, уж лучше бы на дуэли его отрубили, а тут просто так исчез. Вы только представьте, что можно испытать, не обнаружив носа на лице? Вот и Ковалев чуть не сошел с ума. При этом свой нос он нашел. Он разгуливал по Невскому проспекту, молился в храме, гулял в одежде статского советника и никак не хотел возвращаться на место. Не фантастика ли это?

Чистой воды фантастика, которая сочетается с реальностью. И здесь мы видим применение такого приема, как гротеск в повести Нос Гоголя, благодаря которому, показывая противоестественность. Автор раскрывает типичные черты окружающего мира, где люди зависели от установленных норм и правил.
Отделив одну из частей тела нашего героя, и дав ей возможность существовать отдельно, автор показал, как главный герой теряет свое Я. Как высокое положение в обществе значит больше, чем сама индивидуальность человека, весит и значит больше, чем сам человек.

Главные герои

Герои в повести — это асессор Ковалев, который себя называл майором. Это один из тех тунеядцев, и карьеристов, что любит гулять по Невскому проспекту. Это карьерист, который приехал в Петербург за выгодной женитьбой и за чином. Здесь же мы знакомимся с Носом Ковалева, полицейским и цирюльником.

Общая характеристика

В литературоведении термин «маленький человек» рассмотрен достаточно подробно. Как правило, этот персонаж — мелкий чиновник, который становится жертвой издевательств со стороны более самоуверенных или богатых лиц, не ставящих ни во что чужие достоинство и честь. Судьба этих героев плачевна, так, в сборнике из пяти повестей счастливого финала не имеет ни одна. Они или умирают, или заканчивают свои дни в сумасшедшем доме. Гоголь призывает к сочувствию, которое испытывает сам.

Можно выделить следующие особенности темы маленького человека в творчестве Гоголя:

  1. Его герои — люди положительные, добродушные, беззлобные, лишенные подлости, коварства. Безукоризненно честные, думающие, но не понятые современным им обществом.
  2. Судьба оказывается к ним слишком жестокой, ставя перед ними необходимости таких испытаний, которые оказываются им не по плечу.
  3. Никто не готов протянуть руку помощи маленькому человеку, слабому и забитому.
  4. Скромные, незаметные в толпе персонажи, тем не менее, очень импонируют писателю, ведь они чисты в душе и никому не делали зла.

При написании сочинения на эту тему следует обязательно указать, что такой тип героев Гоголя оказывается способным к бунту, сопротивлению. В этом и заключается вера писателя в то, что рано или поздно, но справедливость восторжествует.

В чем смысл концовки

Гоголь демонстрирует благополучный финал. Отражение полноценного лица в зеркале лишает главного героя пережитых страданий от сверхъестественной пропажи. Торжество Ковалева — авторская демонстрация торжества порочности и пошлости. Вернувшийся нос подчеркивает потерю дарованного Богом человеческого облика.

Смысл концовки произведения Гоголя «Нос» подтверждает преимущество примитивных желаний и целей над христианскими ценностями. Самоназванный майор любуется носом. Он снова издевается над слабейшими силой и статусом, продолжает начатую до происшествия погоню за вице-губернаторское место.

В повести «Нос» смысл передан поведением маленького человека, зависимого от личных пороков. Образ Ковалева олицетворяет общество, ценности которого сводятся к низменным желаниям.

Композиция повести

Гоголь делит «Нос» на 3 части, классическим образом: 1 – экспозиция и завязка, 2 – кульминация, 3 – развязка, благополучный для главного героя конец. Сюжет развивается линейно, последовательно, хотя логика тех или иных событий объясняется не всегда.

  1. Первая часть включает в себя характеристику персонажей, описание их быта, а также отправную точку всего повествования. По своей структуре она тоже состоит из трех блоков: обнаружение носа – намерение избавиться от него – освобождение от бремени, оказавшееся ложным.
  2. Вторая часть знакомит читателя с самим майором Ковалёвым. Здесь также есть завязка (обнаружение пропажи), развитие действия (попытка вернуть нос) и, как итог, возвращение носа.
  3. Третья часть однородна, является лаконичным и ярким аккордом, завершающим произведение.

Профессия

Башмачкин – не просто титулярный советник, а «вечный» титулярный советник. Автор повести подчеркивает, что центральный персонаж всю свою жизнь работал на этой должности и вряд ли сможет продвинуться по карьерной лестнице дальше. Когда Башмачкину предлагают не просто переписать бумаги, но и поменять лицо у глаголов, главный герой не может этого сделать. Сил у него хватает лишь на то, чтобы вечно переписывать что-то. Стоит отметить, что для Башмачкина это не в тягость, а, наоборот, в радость. Переписывание бумаг – единственное занятие, которое приносит удовольствие в жизни Акакия Акакиевича. Герой не понимает тяготы своего жизненного положения.

Краткий анализ Невского проспекта

Эта повесть входит в небольшой цикл петербургских повестей, в котором писатель с разных сторон изображает быт и нравы жителей Северной столицы. В самом тексте можно структурно выделить три части. Первая — описание реального города, знакомого каждому его жителю. Во второй автор обращается к иллюзиям, с которыми в причудливой форме переплелась действительность. Наконец, в третьей части Невский проспект уже нарисован метафорически.

В тексте соединились судьбы двух непохожих друг на друга персонажей: художника Пискарева и поручика Пирогова. Их нельзя называть друзьями из-за разницы в жизненных позициях: первый полон трагизма, второй же — персонаж, нарисованный автором с нотками пародии, комедии.

Карьерист Пирогов довольно нагл, самоуверен, стремится выслужиться любой ценой, забывая о нравственной составляющей жизни. Он решил предпочесть большие деньги, а не искренние чувства, жаждет ухаживать исключительно за состоятельными женщинами, готовыми обеспечить ему безбедное будущее. Этот герой не вызывает ничего, кроме осуждения, поскольку он готов стать мужем нелюбимой, сознательно отказавшись от самого ценного — дружной семьи. Смысл его существования — карьера, деньги, всеобщее уважение.

Жизнь же наивного художника Пискарева — это подлинная трагедия. Несмотря на «мудрые» поучения Пирогова, его сущность оказывается нравственно чистой, он ищет свою музу, стремится к творчеству, именно поэтому встреча на Невском проспекте с очаровательной брюнеткой оказывается для него подобной смерти.

Красавица, в которую герой искренне влюбляется, оказывается легкомысленной гулящей женщиной, неспособной в полной мере оценить всю глубину его чувств. В результате эта героиня, которую можно охарактеризовать как «маленькая женщина», становится причиной сумасшествия Пискарева: он не в силах пережить того, что «небесный ангел», совершенство — это лишь низменная и примитивная натура.

Проблематика Шинели

Именно этот рассказ наиболее подробно изучается в классе, нередко и на дом ученики получают задания, связанные с гоголевской «Шинелью», где тематика «маленького человека» раскрыта с особенной пронзительностью, трагизмом и надломом. Герой с забавным именем — Акакий Акакиевич — и приземленной фамилией Башмачкин — это классическое воплощение образа. Он добр, незлобив, добросовестно выполняет обязанности, экономит из-за бедственного финансового положения.

Несмотря на все свое сочувствие, Гоголь наглядно демонстрирует ограниченность героя. Он терпит насмешки, хотя, казалось бы, стоит всего один раз достойно ответить обидчикам — и они сойдут на нет. Он экономит на всем, ходит на цыпочках, чтобы не снашивать обувь, что смотрится довольно жалко.

Интересно, что рассказ имеет реальную основу. Однажды писатель услышал историю о чиновнике, который загорелся мыслью о покупке ружья. Он длительное время копил деньги и, наконец, приобрел желаемое. Но счастье мужчины было недолгим: на охоте он случайно утопил свою «драгоценность», отчего слег с горячкой и чуть не умер.

Друзья чиновника скинулись и купили ему новое ружье, история реального человека в целом закончилась хорошо, но всегда при напоминании о потере он испытывал легкие недомогания. Эта забавная история и стала первоосновой «Шинели».

Образ главного персонажа

Судьба оказалась жестокой к Акакию Акакиевичу с самого рождения, когда мать героя решила подарить ему экстравагантное имя, которое совпало с именем его отца. Вероятно, писатель прослеживает наследственную связь — персонаж столь же незначителен в обществе, как и его родитель. Не имея знатного происхождения, титулов, больших денег или связей, очень сложно вырваться из своего болота и постараться чего-то добиться.

Основные черты героя таковы:

Привык довольствоваться малым. Он не жаждет карьеры или славы, доволен тем, что имеет.
Покорен, терпит унижения и насмешки коллег и начальства.
Привык к нищете, экономии, ему и в голову не приходит, что можно как-то преобразовать свою судьбу, попробовать начать что-то новое. Этот человек задавлен тяжестью жизни, сломлен ее испытаниями

Но — и это важно — он не позволяет себе подлости, лжи, коварства, кляузничества. Это честный, хороший и добрый человек, которому попросту не повезло родиться состоятельным дворянином.

Унижение и мщение

При написании эссе или любой другой работы по литературе следует не только раскрыть образ, но и указать, что Башмачкин однажды получил возможность изменить свою жизнь, преобразовать свой мир — сшить новую шинель. Конечно, современному человеку может показаться смешным, что верхняя одежда стала центром существования, но шинель в произведении — это образ-символ, знак надежды на лучшее, который в итоге оказался лишь иллюзией. Обретение и утрата шинели — важнейший элемент произведения, его ключевая проблема.

Башмачкин экономит, изыскивает средства, чтобы воплотить свою мечту в реальность, и, наконец, ему это удается. Почему же Гоголь не завершает свою повести на радостной ноте, зачем предлагает читателю развитие действия? Чтобы показать, что жизнь таких людей, как его ключевой персонаж, полна трагизма.

Столь желаемая и долгожданная шинель утрачена, что и становится причиной отчаяния, а затем — и гибели героя. Однако писатель не готов отказываться от позитивного взгляда на вещи, вот почему в финале произведения появляется образ привидения, пугающего воришек. Это несчастный Акакий Акакиевич после смерти обрел то, на что был неспособен при жизни — способность постоять за себя и доказать свою правоту.

О чем?

Сюжет повести прост, и сводится к достаточно примитивным действиям: потере, поиску и обретению злополучного носа. Однако произведение цепляет зрителя не сюжетом, а глубоким идейным содержанием.

Однажды утром цирюльник Иван Яковлевич к своему ужасу обнаружил в хлебе нос одного из своих постоянных клиентов, майора Ковалева.  Он решил, что нос оказался отрезанным о лица хозяина по его оплошности. Не на шутку испугавшись странной находке, мужчина решил как можно быстрее избавиться от нее. В растерянности он отправился к реке, чтобы вода поглотила сомнительную улику. Избавившись от носа, Иван Яковлевич с облегчением вздохнул.

Тем временем Ковалев после пробуждения почувствовал неладное. Поняв, что его нос куда-то таинственным образом исчез, он тут же отправился к обер-полицмейстеру. Не застав того на месте, герой по дороге столкнулся со своим собственным носом, который вел себя удивительно нагло и высокомерно со своим хозяином.

Ковалев не намеревался оставить это дело просто так. Он попытался было опубликовать объявление о пропаже носа в газете, но везде его поднимали на смех. Впрочем, удача сопутствовал герою, и вскоре ему вернули нос, который пытался эмигрировать из России. Майор решил тут же водворить нос на место, но тот не собирался вновь прирастать к лицу Ковалева. В отчаянии майор решил, что это порча, которую на него навела противная штаб-офицерша Подточина. Он даже отважился написать женщине гневное письмо, в котором излил все свои претензии. Когда же герой получил недоуменный ответ от Подточиной, то понял, что ошибся в своих подозрениях. К счастью для майора Ковалева спустя две недели ситуация решилась сама собой, и сбежавший было нос оказался на своем законном месте.

Шинель

Проблема маленького человека тесно связана с образом шинели, которая в повести Н. В. Гоголя оказывается символичной. Шинель – это своеобразная мечта Башмачкина, это то, к чему он так сильно стремится, что экономит даже на еде. С появлением шинели жизнь Акакия Акакиевича приобретает новые краски. Однако то, что предметом его радости становится обычная бытовая вещь, говорит о том, что у Башмачкина низкие жизненные ценности. Именно предмет одежды становится чуть ли не смыслом жизни героя. Поэтому, когда шинель у Башмачкина украли, он занемог и умер. Символичный образ шинели становится границей между мечтой, где Башмачкин находился в своих мыслях, и реальностью, где Башмачкин находился в действительности.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Тема маленького человека в повести Гоголя «Шинель», рассмотрит причины, по которым Акакия Акакиевича Башмачкина можно отнести к литературному типу маленького человека.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Шинель»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Шинель»

для самых компанейских —

Главные герои «Шинель»

для самых занятых —

Читательский дневник «Шинель»

для самых любопытных —

Анализ «Шинель» Гоголь

для самых крутых —

Читать «Шинель» полностью

Тест по произведению

  1. /12

    Вопрос 1 из 12

Самые популярные материалы декабря для вашего класса:

Краткое содержание «Ночь исцеления»

Мир чиновников в комедии «Ревизор»

Анализ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев

Анализ «Мцыри» Лермонтова

Жизненные цели и интересы Хлестакова

«Шинель» главные герои

Характеристика Земляники (Ревизор)

Роль Хлестакова в конфликте

Взятки Хлестакову

Любовь в жизни Гринева

Художественное своеобразие

В повести «Нос» использован весьма богатый писательский инструментарий. Наиболее широко Гоголь применяет такое средство выразительности как гротеск. Во-первых, это автономность Носа, превосходящего по положению своего хозяина. Во-вторых, комическое преувеличение характерно для изображения взаимоотношений людей разного социально уровня. Ковалёв боится подойти к Носу, а Иван Яковлевич с неимоверным трепетом и волнением начинает относиться к своему клиенту после приключившегося.

Гоголь очеловечивает нос, но приём олицетворения также использован в укрупненном масштабе. Нос становится независимым от хозяина практически полноправным членом общества, он даже собирался бежать за границу.

На синтаксическом уровне Гоголь обращается к зевгме: «Доктор <…> имел прекрасные смолистые бакенбарды, свежую, здоровую докторшу». Эти особенности помогают писателю изображать юмор и иронию в произведении.

Вариант 3

Повесть «Нос» Николая Васильевича Гоголя написана в начале 1830-х годов на основе популярного в то время французского анекдота о пропавшем носе. С написанием повести было связано немало проблем, Гоголь несколько раз переписывал её (например, до нас дошёл финал, где все события оказывались лишь сном главного героя), а без вмешательства Александра Сергеевича Пушкина цензура не пропускала «Нос» в печать.

Суть повести заключается в раскрытии реальных социальных проблем российского и, в частности, петербуржского общества через мистические события, выдуманные автором. На тот момент писатель уже создал и опубликовал свои «Вечера на хуторе близ Диканьки», поэтому публика вполне благосклонно восприняло такой «фантастический реализм».

Весь сюжет произведения можно уложить в несколько предложений : «Коллежский асессор по фамилии Ковалёв теряет свой нос, который начинает жить самостоятельной жизнью независимо от своего хозяина. Неожиданно для Ковалёва, нос возвращается на его лицо, всё приходит в первозданный вид». Так же в самом начале описывается быт цирюльника, который и нашел сначала нос Ковалёва, но для основного сюжета эта часть повести играет не самую важную роль.

Гораздо интереснее, чем фантастический сюжет, является идейный смысл, заложенный Гоголем в произведение. Взяв за основу реальность (вплоть до названий улиц и дат, описания быта людей того времени), Николай Васильевич внёс в историю абсурдное событие – пропажу носа, который стал независимой от своего хозяина личностью и добился чина выше самого Ковалёва. Это было сделано для показания абсурда, который происходит в жизни петербуржского общества и особенно государственных служащих. Ковалёв грубит извозчику, грубит цирюльнику, но с чиновниками, которые выше его по рангу, он заискивает и выслуживается. Но что же делать, если такой чиновник это твой собственный нос? 

Гоголь ставит своего героя в неловкое положение для того, чтобы у читателя, ведущего себя так же, как и Ковалёв, возникли похожие чувства. Высмеивается писателем и «обязательная» грубость и заискивание в иерархии – общество настолько поклоняется перед рангами, что не нагрубить низшим по чину, и не выслужиться перед высшими чинами становится попросту ненормальным. Именно для раскрытия абсурдности суждения о человеке только по его социальному положению, абсурдности закрепления за человеком определенной модели поведения в соответствии с таким положением в обществе, писатель и вносит в повесть этот фантастический элемент – пропажу носа.

10 класс

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: