Критика
В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.
Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.
Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.
Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.
Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Проблематика
Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.
- Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
- Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
- Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
- Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.
Темы
- Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
- Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
- Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
- Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.
Характеристика главного героя
Из названия повести «Шинель» становится понятно, какой тип маленького человека воплотился в этом произведении. Им стал мелкий служащий, чиновник низшего ранга Акакий Акакиевич Башмачкин. Кратко можно описать следующие особенности образа:
- Внешность. Это немолодой человек лет пятидесяти, невысокий, лысоватый, с нездоровым цветом лица. Он одет в потертый и порыжевший вицмундир, к которому вечно пристают пушинки, соломинки и перышки.
- Имя. Акакий означает «смиренный, робкий», что очень подходит герою. Про Акакия Акакиевича можно сказать, что он не просто смиренный, а смиреннейший. Фамилия Башмачкин также говорит о его приниженном положении, ведь башмак — это то, что находится внизу, в грязи и пыли.
- Место жительства. Герой живёт в небогатой части города. Он снимает комнаты у 70-летней хозяйки. Он одинок, никогда не был женат.
- Социальное положение. Башмачкин — титулярный советник. Это одна из низших ступеней чиновника в табеле о рангах. Он много лет работает в одном и том же департаменте служащим по переписке, не получая повышения.
- Отношения с сослуживцами. В департаменте никто не испытывает к нему уважения. С ним не здороваются сторожа, начальники обращаются холодно, молодые чиновники над ним смеются. Коллеги не видят в нем человека. Башмачкина называют «вечным титулярным советником».
- Работа в департаменте. Герой повести всю жизнь занимается переписыванием бумаг. Это самый скромный и низкооплачиваемый труд, но Башмачкин настолько ограничен и неуверен в себе, что боится браться даже за чуть более сложную работу. Ему нравится выводить буквы, он занимается этим с наслаждением. Он частенько берет переписывание на дом и продолжает работать до ночи. Если работы нет, он переписывает что-нибудь для себя. Несмотря на старательность и трудолюбие Башмачкина, в департаменте никто его не ценит.
- Отношение к самому себе. Вечное пренебрежение окружающих сделало свое дело, Акакий Акакиевич стал равнодушен к себе. Отсюда жалкий вид героя, его униженность и безответность. Даже речь его невразумительна и непонятна, что объясняется одиночеством, забитостью и ограниченностью Башмачкина.
Вариант 2
Главный герой произведения «Шинель» — обычный, очень скромный человек. Отдав многие годы службе, Акакий Башмачкин дослужился, лишь, до титулярного советника. Денег, которые он зарабатывал, ему еле-еле хватало на пропитание. А его одежда была так поношена, что не было понятно, какого цвета она была изначально.
Его умственные возможности были весьма ограничены. Переписывание документов было то единственное, что он хотел и мог делать. Однажды, получив предложение о повышении на работе, Акакий сразу же от него отказался. Свои обязанности наш герой выполнял прилежно, прилагая все силы.
У Акакия Башмачкина не было ни семьи, ни друзей, ни даже товарищей по службе, а жил он на съемной квартире. Наш герой не был уважаем ни начальством, ни коллегами. Среди них он был, как белая ворона, отличаясь своей бедностью.
Среди коллег Акакия было нормой — посмеяться и поиздеваться над ним, придумывая и рассказывая о нем, разные смешные байки. Все это наш герой сносил молча, лишь изредка прося их не делать этого.
Пошив новенькой шинели стал для Башмачкина самым настоящим праздником. Его собственная шинель уже была слишком холодной и изношенной. Однако, не успев нарадоваться ею, как новенькую вещь сняли с него уличные хулиганы. Герой повести обращался за помощью к служащим, но те лишь прогнали его.
Простыв, добираясь до дома без шинели, наш герой простудился и умер.
Автор этой повести заставляет нас задуматься о том, что даже под самой непривлекательной внешностью стучит чьё-то сердце.
Мне нравится1.8 k.Не нравится816
Вариант 2
Николай Гоголь — выдающийся русский писатель, автор таких произведений, как «Мертвые души» и «Ревизор». Однако, мало кто знает о его небольшой повести «Шинель», которая рассказывает историю чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина и его любимой шинели. В данном сочинении я хочу рассмотреть проблематику произведения и выразить свою личную точку зрения по поводу трагической судьбы главного героя.
Проблематика повести «Шинель» в основном связана с темой человеческого достоинства и социальной справедливости. Акакий Акакиевич — скромный чиновник со скромным окладом, который живет один и наслаждается своей рутинной работой. Однако, его обноски и изношенная шинель являются причиной насмешек со стороны коллег и не дают ему полноценно участвовать в общественной жизни.
Но после того, как он наконец-то собирает деньги и шьет новую шинель, все меняется. Он становится более уверенным в себе и получает уважение со стороны коллег. Но когда шинель отбирают у него грабители, его мечты и надежды разбиваются о жесткую социальную реальность. Никто не желает помочь бедному чиновнику, а он сам болеет и умирает, не оправившись от травмы, нанесенной ему этим преступлением.
Мне кажется, что Гоголь в данной повести хотел показать, как жестоко может быть общество по отношению к слабым и беззащитным людям. Несмотря на старания Акакия Акакиевича, он не смог изменить своего положения в обществе и стал жертвой беззакония и насилия. Это является жесткой критикой социальной системы того времени, где бедные люди не имели никаких прав и защиты.
Таким образом, «Шинель» Н. В. Гоголя — это история о том, как мечта простого человека может разрушиться в одно мгновение, и как это может повлиять на его жизнь и здоровье. Эта повесть заставляет нас задуматься о ценности вещей и о том, что часто мы не оцениваем их до тех пор, пока не потеряем их.
Мне нравится1.3 k.Не нравится609
Другие сочинения по этому произведению
Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «ШинельБоль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. ГоголяИдейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель»Образ «маленького человека» (по повести \’Шинель»)Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)Повесть «Шинель»Проблема «маленького человека» в творчестве Н. В. ГоголяРевностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам»Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель»Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель\’Тема \’маленького человека» в повести \’Шинель»Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. ГоголяТрагедия «маленького человека» в повести \’Шинель»Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель»)Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель»Характеристика образа Башмачкина Акакия АкакиевичаТрагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. ГоголяТема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине»)Анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»Как много в человеке бесчеловечностиГлавный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (1)Реальность петербургского быта в повести Г. Гоголя «Шинель»Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Кто виноват в трагедии Акакия Акакиевича Башмачкина? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»Идея гуманизма в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Гоголь и его «шинель»Башмачкин 1Башмачкин 2Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (2)Чем похожи «Повесть о капитане Копейкине» и «Шинель»О повести Н. В. Гоголя «Шинель»Жизнь и смерть мелкого чиновника в повести Г. Гоголя «Шинель»Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н. В. Гоголя «Шинель»Духовная жизнь БашмачкинаРеальность петербургского быта в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Встреча Башмачкина со «значительным лицом» в повести «Шинель»История Акакия Акакиевича БашмачкинаТрагедия маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»В чем заключается трагедия образа Акакия Акакиевича БашмачкинаРасскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»Фантастическое и реальное в повестях Н. В. Гоголя «Шинель» и «Ночь перед рождеством»Образ «значительного лица» в повести «Шинель»Развитие темы «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя
О чем?
Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.
Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.
Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.
Образец сочинения
При написании короткого рассказа или развёрнутого сочинения-рассуждения необходимо составить простой план. Он определит главные направления работы, поможет чётко установить структуру текста. В нём можно дать подсказку для развития мысли.
Примерный план
- Образ «маленького человека».
- Кто такой Акакий Акакиевич Башмачкин?
- Новая шинель — мечта или реальность.
- Трагедия истории героя.
- Замысел автора, идея произведения.
Вариант текста
Перечитывая страницы гоголевских произведений, понимаешь слова автора: «…как много в человеке бесчеловечья…» Это строки из повести «Шинель».
Гоголь рассказывает читателям грустную историю о том, как маленький человек не смог противостоять большому миру. Он погибает в борьбе за справедливость собственной жизни, потому что общество осталось глухо к человеческому горю.
Башмачкин Акакий Акакиевич — главный герой повести. Он служил чиновником низшего ранга и никого не интересовал. На службе к нему относились с насмешками. Жестоко шутили, зная, что не получат в ответ зла. А человек терпел, потому что был добр и незлобив. Он так и не нашёл отклика в сердцах окружающих его людей. Общество не приняло его таким, какой он есть на самом деле.
Случай с украденной шинелью выбил Башмачкина из колеи жизни. Полгода он копил на новую вещь, обделяя себя в естественных потребностях. Голодал и не зажигал свечи по вечерам. Но в жизни Акакия появился смысл. Надежда, что он обретёт то, о чём мечтал так долго. Никто не знал, какое счастье испытывал герой с приобретением шинели. Для него это был «…самый большой торжественный праздник». Теперь Башмачкин мог быть наравне с теми, кто им помыкал.
И вот шинель украли… И мир героя разрушился.
Акакий Акакиевич обращался за помощью ко всем, кто мог бы ему помочь. Но горе не разжалобило жестоких людей. Они оставались равнодушными к чужим проблемам. И даже «значительное лицо», которое имело большую власть, отказало Башмачкину. Чиновник накричал на Башмачкина и выгнал его из кабинета. Что чувствовал бедный герой? Почему никто не хочет услышать его? Где найти справедливость? К кому обратиться за помощью?
Трагедия бедного канцелярского чиновника в том, что он так и остался неуслышанным никем. Государство не замечало таких людей, маленьких и ничего не значащих. Смерти героя никто и не заметил. На его место уже был назначен кто-то другой. Вероятно, такой же тихий, робкий мелкий чиновник. И он тоже не сможет проявить характер, чтобы начать борьбу за уважение и признание.
Гоголь показал читателям обыкновенного человека, который имеет право быть достойным членом общества. Но мир бездушен. Маленькие люди теряются в нём. Они обречены на одиночество и непонимание. Эта социальная несправедливость угнетает человечество. Но надежда на спасение есть, и Гоголь подтверждает это фразой о «значительном лице»: «Сострадание было ему не чуждо…»
О чем?
Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.
Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.
Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.
3 вариант
Герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин – тихий, робкий, незаметной внешности титулярный советник, чиновник для письма. На службе ему не оказывают уважения, начальники с ним холодно-деспотичны, коллеги насмехаются, иногда даже зло. На все это он не обращает внимания, только если шутки коллег мешают переписыванию, жалобно просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».
Башмачкин любит свою работу, наслаждается ею и погружен в нее настолько, что не замечает ничего вокруг. Не хочет и даже боится более сложных и ответственных заданий, чем простое переписывание. Он приспособился к небольшому жалованью, привык к своему бедственному существованию. Жизнь Башмачкина, человека мягкого, нерешительного, неспособного на инициативу, обречена быть незаметной и жалкой в выпавших на его долю внешних обстоятельствах – бедности, сословного общества, деспотизма государственной машины.
Покупка шинели для Башмачкина – важное событие и серьезный, смелый поступок. Приняв решение справить шинель, он преобразился
Впервые в жизни у него появилась цель, которая придала решительности, уверенности, «огонь появился в глазах его». Новая шинель представлялась ему подругой, согласной пройти с ним жизненный путь. Для того, чтобы собрать нужную сумму, он решается на строгую, унизительную экономию на самых необходимых вещах, голодает по вечерам.
Новая шинель еще больше подчеркивает незначительность Башмачкина. Он стесняется, когда сослуживцы поздравляют его, и настолько сконфужен, что говорит, будто шинель старая. Оказавшись на вечеринке, куда попал впервые в жизни, чувствует себя неловко, не знает, куда себя деть.
Кража шинели и «распекание» от влиятельного лица, к которому Башмачкин обратился за содействием, – крушение его маленького мира. Он не смог пережить этих действительно ужасных для него событий. Протест Акакия Акакиевича, безропотного при жизни, проявляется «фантастическим образом» уже после окончания его земного пути. После его смерти в Петербурге появляется привидение в виде чиновника, которое отнимает у прохожих шинели, пока, наконец, ему не попадается шинель значительного лица.
Признавая незначительность своего героя, его униженность и бессилие, Гоголь внимательно вглядывается в него и показывает, что этот кроткий, терпеливый, ни разу никого в жизни не обидевший человек, – «брат твой», имеющий право на уважение и сочувствие.
Гоголевское отношение к герою
Отношение Н. В. Гоголя к главному герою повести «Шинель» можно охарактеризовать как многогранный и противоречивый. Гоголевское отношение к герою выражено через кластер различных эмоций и отношений.
Гоголь изначально изображает героя повести в положительном свете. Аккуратность, добродушие, старательность — все эти черты делают героя симпатичным и благонравным. Гогол подчеркивает его бедность и его непритязательность в требованиях к жизни.
Однако, по мере развития сюжета, Гоголь начинает раскрывать негативные черты героя. Раскатистость, безразличие к страданиям других людей, наивность — все это делает героя менее симпатичным для читателя. Гогол не отдает ему субъективное право на правду и показывает, что его недостатки приводят к его трагической гибели.
Таким образом, в повести «Шинель» Гоголь изображает героя как сложный и противоречивый персонаж, который вызывает в себе смешанные эмоции у автора и читателя. Гогольевское отношение к герою формируется через его детальное описание и его действия в сюжете.
кластер | повесть | герой | гоголь | шинель | отношение | н.в. | главный |
Авторская эмпатия
Отношение Н. В. Гоголя к главному герою повести «Шинель» можно охарактеризовать через понятие авторской эмпатии. Гоголь сочувствует своему герою и берет на себя роль наблюдателя его жизни и страданий.
Гоголь создает в повести широкий кластер символов и образов, которые помогают понять, каково отношение автора к герою. Шинель, как главный символ, становится воплощением чувственной потери и неполноценности героя. Его одежда выступает источником трагической иронии, отражая его безысходность и социальную нищету.
Гоголь сильно акцентирует внимание авторского повествования на переживаниях и мыслях героя, выделяя их с помощью метафор и эмоциональных описаний. Он внимательно анализирует его внутренний мир и проявляет понимание к его сложной судьбе
Взаимодействуя с героем, Гоголь показывает его не только как страдальца, но и как отражение социальных проблем своего времени. Таким образом, авторская эмпатия создает атмосферу сопереживания и сопереживания читателей, позволяя им более глубоко вникнуть в сущность и значение героя и повести в целом.
Человек Гоголя в герое
Акакий Акакиевич, одинокий и непримечательный чиновник, показывает жесткое и беспощадное отношение власти и общества к простому человеку. В своей скудной и беспомощной жизни, Акакий отличается стойкостью и неизменностью своих принципов. Это отражает мироощущение Гоголя, его чувство бесправности и несправедливости вокруг.
Кластер героев Гоголя обращает внимание на подобие их характеров, а также на отношение самого Гоголя к своим героям. Вместе они образуют пронзительный портрет маленького человека, лишенного голоса
В истории с шинелью, само чередование пафосных и патетических моментов с комическими и сатирическими, показывает ширину Гоголевской палитры и его гениальное владение писательским ремеслом.
Герой становится инструментом автора, с помощью которого Гоголь показывает глубину и сложность своих собственных чувств и взглядов. Повесть «Шинель» становится символом борьбы за справедливость и права простого человека, и тем самым, это отражает самые важные вопросы и проблемы, которые были важными для самого Гоголя.
герой | н. в. | отношение | гоголь | шинель | каково | повесть | кластер |
Отзыв о произведении «Шинель» Н. В. Гоголя
После прочтения произведения «Шинель» мне стало обидно за судьбу главного героя. Ведь его не только не уважали, но и морально издевались над ним. И хотя с появлением новой шинели отношение коллег изменилось, это продолжалось совсем недолго.
Из достоинств произведения можно отметить актуальность мысли, которую хотел донести до читателя писатель. Идея произведения такова: даже ничтожный, «маленький человек», которым был Акакий Акакиевич Башмачкин, заслуживает уважения к себе и достойной жизни. Отношение к людям не должно зависеть от их успешности или материального благосостояния.
Недостатком произведения «Шинель», на мой взгляд, является преувеличение значения вещей для коллег Башмачкина. Удивительно также, что у главного героя совсем не было друзей. Неужели среди его коллег не нашлось человека, не зацикленного на материальном?! Или же Акакий Акакиевич такой примитивный, что никому не было интересно общаться с ним? Мне кажется, образ Башмачкина получился слишком упрощённым.
Таким образом, произведением «Шинель» Николай Васильевич Гоголь затрагивает тему жизненных ценностей человека
Автор высмеивает подлое поведение людей и обращает внимание читателя на несправедливость и жестокость нашего мира
Если в целом, то повесть мне понравилась. Хотя после неё и остаётся чувство жалости и сострадания к главному герою, я всё равно рекомендую её к прочтению.
Жанр и направление
Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.
Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.
Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.
Моё отношение к главному герою
24 предложения/ 455 слов
«Шинель» относится к циклу петербургских повестей Николая Васильевича Гоголя. Работу над этим произведением автор начал еще в 1839 году, но издано оно было лишь в 1842-м. Главным героем повести является Акакий Акакиевич Башмачкин, образ которого традиционно принято ассоциировать с образом маленького человека.
Главное чувство, которое вызывает во мне история титулярного советника Башмачкина — это чувство жалости. Этот безобидный и добрый человек изо дня в день исправно и с любовью делает свою работу: каллиграфическим почерком переписывает различные документы. Другие же люди либо просто не замечают существования Акакия Акакиевича, либо издеваются над ним. Чиновники нарочно подкидывают мужчине много всяких ненужных бумаг, а также подсмеиваются над ним и «острятся», «во сколько хватает их канцелярского остроумия».
Но не только всеобщие насмешки и неуважение окружающих заставляют меня сочувствовать главному герою «Шинели». Мое сердце просто сжимается от жалости тогда, когда я вижу, в какой бедности живет этот человек. Даже пошив новой шинели становится для Акакия Акакиевича грандиозным событием, определяющим в дальнейшем всю его судьбу. Новое одеяние стоит всего восемьдесят рублей, но у Башмачкина накопленных есть только сорок, и то благодаря тому, что мужчина «имел обыкновение со всякого истрачиваемого рубля откладывать по грошу». Но где взять остальную сумму?
Для этого герою приходится экономить буквально на всем: он перестает пить чай по вечерам, реже отдает белье в стирку и, чтобы не изнашивать вещи, дома ходит в одном халате. Таким образом, человек, жизнь которого итак полна лишений, накладывает на себя еще и дополнительные ограничения. Это самоотверженное поведение действительно позволяет Башмачкину накопить деньги на пошив шинели, и с тех пор этот предмет гардероба становится смыслом всей его жизни и предметом бесконечной гордости героя. В этом свете потеря, а точнее, кража шинели у Башмачкина на улице, воспринимается, конечно, не просто, как неприятность, которая может случиться с каждым, а как настоящая трагедия.
У человека отнимают его мечту, все, за что он так долго и упорно боролся, отказывая себе во всем. Для многих, впрочем, эта мечта может показаться ничтожной, такой же, как и сам Акакий Акакиевич Башмачкин. Многие лишь посмеются над этой утратой и грубо откажут бедному титулярному советнику в помощи, как некое «значительное лицо», которое лишь недавно сделались таковыми и потому пыталось усилить свою «значительность», унижая других. Но в моих глазах, так же, как в глазах Гоголя и Ф. М. Достоевского, считавшего, что «все мы вышли из шинели», история Акакия Акакиевича выглядит настоящей трагедией.
Это трагедия маленького человека, загнанного в подобные рамки несправедливой общественной системой, основанной на безоговорочном торжестве табели о рангах. В произведении влияние этой системы призван исправить поступок призрака главного героя, срывающий шинель с того самого «значительного лица». Но, к сожалению, в реальной жизни не существует пока мистической силы, способной восстановить справедливость, и потому нам вместе с писателем остается надеяться только на совесть высокопоставленных чиновников, которая все же время от времени просыпается в этих людях.
см. также:Другие сочинения по произведению Шинель, Гоголь
Мы напишем — Образ и характер характеристика Башмачкина Акакия Акакиевича по повести Шинель Гоголь Н. В.. Подсказки школьнику
Акакий Акакиевич Башмачкин является главным персонажем повести об исчезнувшей шинели, написанной Н. В. Гоголем. Характеристика внешности главного героя невзрачна: низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек. Акакий Акакиевич служит в департаменте, занимая должность переписчика бумаг.
Характер Акакия Акакиевича обезличен, как и общество, в котором он живет.
Неслучайно в повести постоянно повторяются формулы: один день, одно значительное лицо, один чиновник. Круг людей, в котором вращается герой, по роду своей трудовой деятельности, холодно-равнодушен или насмешливо-оскорбителен.
Жизнь мелкого чиновника это непрерывная отчаянная борьба за существование, непрестанно трудясь, он не может обеспечить даже свои минимальные потребности. Башмачкину неоткуда ждать защиты, ведь он живет в мире, где господствуют сильные и знатные, а такие люди, как он, не имеют права голоса. Однако Акакия Акакиевича полностью устраивает его существование, он считает условия своей жизни вполне естественными и не желает их менять.
Герой безропотно сносит постоянное унижение, которое царит в департаменте: Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?
Гоголь заставляет нас особенно остро почувствовать приниженность своего героя в те моменты, когда, придя домой, Башмачкин снимает копии с документов, с благоговением читая адрес важного лица, которому адресовано письмо. В эти моменты стираются последние черты личности героя, превращая его в серое и безликое существо
Образ Акакия Акакиевича характерен для гоголевского времени. Это традиционный для русской литературы образ маленького человека, социально униженного, не имеющего ни возможности, ни, что еще трагичнее, желания изменить свою участь.
Автор строит сюжет своей повести таким образом, что образ героя, сначала комический, приобретает трагическую окраску. Башмачкин ходит в старой, истертой шинели, не подлежащей починке. Он подвергает себя строжайшей экономии, чтобы купить новую шинель: Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели.
У героя появляется мечта новая шинель. Теперь это уже не тот безликий чиновник, ведь у него есть смысл жизни. И вот Башмачкин примеряет новую шинель. Чиновники даже устраивают по этому поводу банкет.
Акакий Акакиевич настолько счастлив, что не замечает насмешек чиновников. Но недолгим было счастье героя. Ночью на него напали грабители и сняли с него шинель. Башмачкин пытается найти помощь в полиции, но там его даже не удостоили ответа, он обращается к значительному лицу но и здесь его ждала неудача.
Только сейчас герой понимает свою ничтожность, он испытывает сильнейшее душевное потрясение, приведшее к болезни и смерти: Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, оживившей на миг бедную жизнь.
Никчемная жизнь Башмачкина логически завершается. Но Гоголь дает своему герою второй шанс. Умерший Акакий Акакиевич становится мстителем и срывает шинели с прохожих, а однажды ему посчастливилось завладеть шинелью самого значительного лица!
Чиновник был настолько испуган, что в нем даже просыпается нечто человеческое.
Образ Башмачкина в повести двойственен. С одной стороны, герой духовно и физически беден, что особенно подчеркивается автором. С другой стороны, в робком и запуганном маленьком человеке таится бунтарское, протестующее против произвола и бессердечия окружающих начало.
При этом Гоголь заставляет читателя задуматься о том, что такие люди, как его герой, имеют право на существование. Автор сочувствует своему герою и призывает нас быть внимательнее друг к другу, предупреждая, что за причиненные ближнему обиды в будущем придется ответить.
-
Диалог с текстом это кратко
-
Сыктывкарский государственный университет кратко
-
Диофантовы уравнения это кратко
-
Восстание денницы кратко и понятно
- Образы ромео и джульетты в музыке кратко