Краткое содержание повести «Нос» подробно по главам
Глава 1
Это случилось Питерским утром 25 марта. Цирюльник, решивший позавтракать, разрезает свежеиспеченный хлеб и находит в нем нос. Присмотревшись получше, он догадывается, что тот принадлежит его постоянному клиенту – коллежскому асессору Королеву, которого он брил по средам и воскресеньям. Супруга решает, что ее муж отрезал кому-то нос и ругая, велит выбросить его куда-нибудь подальше. Иван Яковлевич долго пытается избавиться от неприятного сюрприза, но его тут и там отвлекают знакомые. Наконец он добирается до реки. Не найдя лучшего варианта, он, предварительно завернув нос в тряпочку, выбрасывает его с Исаакиевского моста в Неву, это подозрительное действие замечает квартальный надзиратель. Он задерживает цирюльника у заведения «Кушанье и чай» и начинает допрос.
Глава 2
Тем временем Платон Кузьмич, решая рассмотреть в зеркале прыщик на носу, не находит ни того, ни другого. Майор паникует, ведь для получения высокого чина и выгодного брака, ему необходима благородная наружность.
Он, прикрыв «совершенно гладкое место» платком и завернувшись в плащ, направляется к начальнику полиции. По дороге встречает господина в форме. Платон подмечает на нем шляпу с плюмажем, поэтому приходит к выводу, что тот обладает рангом статского советника
Но неожиданно узнает в важном господине свой нос. «Как же можно, в самом деле, чтобы нос, который ещё вчера был у меня на лице, не мог ездить и ходить, — был в мундире!» — с горечью думает Ковалев и следует за офицером вплоть до Казанского собора
В соборе предпринимает безуспешные попытки вернуть беглеца, но тот лишь «с выражением величайшей набожности» молится, игнорируя просьбы
В этот момент к майору подходят дама и молодая барышня, отвлекая его внимание. Когда Платон вспоминает о чиновнике, того уже нет и в помине
Он продолжает свой путь к полицмейстеру. В доме отвечают, что того нет на месте. Ковалев не сдается и решает пойти другим путем – обратиться к чиновнику, ответственному за прессу. Тот отказывает, оправдывая это большим риском испортить репутацию, дает совет заказать заметку о пропаже «для пользы юношества или так, для общего любопытства», а в конце и вовсе предлагает «понюхать табаку для успокоения», это выводит асессора из себя.
Частный пристав ничем не может помочь герою и отказывает в «произведении следствия», ворча, что «у порядочного человека не оторвут носа и что много есть на свете всяких майоров, которые не имеют даже и исподнего в приличном состоянии и таскаются по всяким непристойным местам». Затем преспокойно продолжает послеобеденный сон.
Дома майор в расстроенных чувствах подозревает, что виновницей может быть штаб-офицерша Подточина, решившая отомстить из-за отказа жениться на ее дочери, и посылает письмо с угрозами. Но оказывается, что дама не насылала порчу и лишь соболезнует утрате.
В этот момент в дом асессора наведывается полицейский. Он объявляет о задержании носа при попытке выезда в Ригу с поддельным паспортом и о причастности к делу Ивана Яковлевича.
Платону Кузьмичу возвращают его пропажу. Но радость сменяется отчаянием, после нескольких бесплодных попыток прирастить нос на место. А вызванный доктор может только пожать плечами и предлагает заспиртовать орган в бутылке и выставлять на потеху зрителям. Тем временем по городу вовсю распространяются слухи о побеге носа и его появлениях в разных местах Петербурга — в три тот прогуливается по Невскому, потом заглядывает в магазин Юнкера, а дальше в Таврический сад. В этих местах даже собираются толпы зевак.
Глава 3
Но неожиданно 7 апреля нос магическим образом прирастает на место. Счастью асессора не было предела, он принимается ездить по всем знакомым местам, показывая людям теперь уже полноценное лицо
С тех пор он регулярно начал ходить в хорошем настроении и активно общаться с молодыми дамами, а цирюльник обращается с ним с большей осторожностью и опасается притрагиваться к носу — раньше он держался за эту часть лица, но теперь опирается руками исключительно о щеки
В заключении произведения Николай Васильевич Гоголь пишет свои рассуждения по поводу того, что в истории много неправдоподобного, сверхъестественного, и вообще удивительно, что авторы пишут такие сюжеты. Но в самом конце, писатель намекает на вероятность подобных удивительных событий в реальной жизни.
Содержание повести
Сюжет произведения очень необычен. Ранним утром Иван Яковлевич, питерский цирюльник, с ужасом обнаруживает в хлебе, испеченном его женой, человеческий нос. При ближайшем рассмотрении герой понимает, что часть принадлежит одному из постоянных клиентов, майору Ковалеву. Отчаявшись избавиться от носа, Иван пытается несколько раз, но каждый раз безуспешно.
В конце концов, выбрасывает нос в реку, но там его задерживает милиционер. Тем временем Ковалев просыпается и обнаруживает, что вместо носа на лице пустое место. Он решает сообщить об этом странном происшествии в полицейский участок и по дороге встречает не кого иного, как свой собственный нос, одетый в форму и фуражку майора!
Ковалев пытается опубликовать информацию об исчезновении в газете, но редакторы отказывают, утверждая, что такое скандальное заявление нанесет ущерб их репутации. Отчаявшись и не имея вариантов, герой обращается к частному судебному приставу, но надежды снова рушатся, когда ему говорят, что ни один добропорядочный гражданин не ввяжется в такие неприятности.
Чувствуя себя подавленным и не представляя, что делать дальше, Ковалев возвращается домой, пока в его дверях не появляется полицейский с носом, завернутым в бумагу. Очевидно, его словили, когда он пытался использовать фальшивый паспорт во время поездки в Ригу; милиционер винит в этом казусе опьяневшего парикмахера.
Майор отчаянно пытается прикрепить его самостоятельно, но терпит неудачу; тогда он обращается за помощью к опытному врачу, но и тот ничего не может сделать и вместо этого рекомендует продать его как некую диковинку.
Ковалев начинает верить, что здесь замешано колдовство, и посылает странное письмо Подточиной (офицерше, за дочерью которой он ухаживал, но не собирался жениться). Внезапно, однако, его недостающая часть тела необъяснимым образом врастает обратно, и все возвращается на круги своя.
Краткое содержание
Композиция произведения Гоголя «Нос» в кратком содержании:
- Потеря части тела.
- Поиск пропажи.
- Восстановление облика.
Цирюльник Иван Яковлевич обнаружил в утреннем хлебе нос майора Ковалева — одного из клиентов. Мужчина выбросил трофей в реку.
Обескураженный изъяном лица мужчина ищет помощи повсюду. По дороге Ковалев встречает часть лица, отлично существующую самостоятельно. Герой бьет тревогу, но везде получает грубые отказы в помощи.
Тем временем сбежавшая часть лица собралась пересечь границу, где была задержана. Беглеца вернули хозяину, однако тот отказался лишаться обретенной самостоятельности. Майор даже задумался о наведенной порче штаб-офицершей Подточиной, для которой не выполнил обещание жениться на дочери, оставив женщин «с носом».
Спустя две недели, облик героя восстанавливается. Проблема решилась самостоятельно, чему Ковалев несказанно рад.
Подробная характеристика
Всю свою стать он демонстрирует, выходя на Невский, а нос для него является своего рода достопримечательностью. Это также символ благочестия и порядочности.
И вот однажды, Ковалёв просыпается, и не находит носа на своём лице. Он бросается к обер-полицмейстеру, но по пути встречает свой нос в мундире, да ещё в большом чине. Он пытается с ним заговорить, но тот не признаётся и ускользает от Ковалёва. Платон доходит до обер-полицмейстера, но не застаёт того на месте, потом решает дать объявление о пропаже носа в газету, но объявление не принимают. Наконец, он доходит до частного пристава, но и тот отказывается заниматься его делом. Неожиданно, к нему домой приходит полицейский и возвращает его нос. Тот долго не хочет приставать обратно к лицу, но вскоре всё же возвращается на место и история для главного героя благополучно заканчивается.
Итак, лишив Ковалёва носа, автор ставит под сомнение его нравственные достоинства. Даже частный пристав отмечает, что порядочному человеку нос не оторвут. Пропажа носа Ковалёва могла быть также связана с потерей человеческого лица в погоне за сомнительными удовольствиями.
Характеристика главных героев
В повести Гоголя всего несколько ключевых персонажей, но каждый из них может многому научить читателя. Можно составить следующую таблицу с характеристикой участников сюжета:
Платон Ковалев — асессор, человек невежественный, пустой и пошлый. Мечтает только о продвижении по службе и богатой невесте. На первом плане у этой личности — впечатление, которое он может произвести на больших шишек. По отношению к людям, находящимся ниже него по статусу, ведет себя высокомерно, если перед ним высокопоставленное лицо — старается угодить и начинает подлизываться. Любит называть себя кратко — майор.
Нос — часть тела асессора, сошедшая с лица своего владельца. Является отдельным героем, потому что обладает созданием, умеет разговаривать и хмуриться. Умен, притворялся статским советником, но был разоблачен из-за неудачно подделанных документов. Проворачивает свои дела благодаря людской слепоте. Окружение может воспринимать даже такой откровенный гротеск и принимать за своего столько странное создание, если оно имеет чин.
Иван Яковлевич — брадобрей, склонный к алкоголизму
Настолько боится, что на него обратят внимание власти, что даже готов лишить Ковалева носа на всю жизнь и разрушить его телесность.
Санкт-Петербург — город, представленный в олицетворенной форме и своем художественном своеобразии.
В чем смысл концовки
Гоголь демонстрирует благополучный финал. Отражение полноценного лица в зеркале лишает главного героя пережитых страданий от сверхъестественной пропажи. Торжество Ковалева — авторская демонстрация торжества порочности и пошлости. Вернувшийся нос подчеркивает потерю дарованного Богом человеческого облика.
Смысл концовки произведения Гоголя «Нос» подтверждает преимущество примитивных желаний и целей над христианскими ценностями. Самоназванный майор любуется носом. Он снова издевается над слабейшими силой и статусом, продолжает начатую до происшествия погоню за вице-губернаторское место.
В повести «Нос» смысл передан поведением маленького человека, зависимого от личных пороков. Образ Ковалева олицетворяет общество, ценности которого сводятся к низменным желаниям.
Майор Ковалев в повести «Нос» Гоголя: характеристика, образ, описание, портрет
«. сказавши, что еще молод, что нужно ему прослужить лет пяток, чтобы уже ровно было сорок два года.» (Ковалев о себе)
О внешности Ковалева известно, что он чисто одевается, носит большие бакенбарды, у него имеется множество печаток (печатки для запечатывания писем носили как брелок на цепочках):
У него довольно красивый небольшой нос:
Господин Ковалев является дворянином и носит чин коллежского асессора. Он получил этот чин два года назад и очень им гордится. При этом он предпочитает называть себя «майором» для солидности (гражданский чин коллежского асессора соответствует военному чину майора в пехоте):
«Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда маиором.»
«Поэтому‑то самому и мы будем вперед этого коллежского асессора называть маиором.» (автор о Ковалеве)
«Вы можете просто написать: коллежский асессор, или, еще лучше, состоящий в маиорском чине.» (Ковалев о себе)
Некоторое время назад майор Ковалев поселился в Петербурге с целью найти приличную должность в каком-нибудь учреждении. Например, его интересует место вице-губернатора или хотя бы экзекутора (начальника) в приличном департаменте. Очевидно, Ковалев является очень амбициозным человеком, если метит на такую позицию, как вице-губернатор Петербурга:
«Маиор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице‑губернаторского, а не то – экзекуторского в каком‑нибудь видном департаменте.»
«После того отправился он в канцелярию того департамента, где хлопотал об вице‑губернаторском месте, а в случае неудачи об экзекуторском. Проходя чрез приемную, он взглянул в зеркало: есть нос.»
Ранее он служил на Кавказе, тоже, вероятно, чиновником. Судя по всему, на Кавказе он работал в следственных органах:
Господин Ковалев любит каждый день прогуливаться по Невскому проспекту (самому роскошному месту в городе), чтобы себя показать и на людей посмотреть:
Майор Ковалев гордится многими связями и знакомствами. При этом из этого множества он перечисляет всего двух дам – статскую советницу Чехтареву и штаб-офицершу Подточину. На этом список его «многих знакомых» заканчивается. Кроме того, эти дамы принадлежат не к самому высшему обществу Петербурга, учитывая чины их мужей, но Ковалев все же гордится этими связями:
У майора Ковалева есть лакей, крепостной крестьянин Иван, судя по всему, довольно ленивый человек. Когда Ковалеву что-то не нравится, он бьет Ивана шляпой и обзывает его свиньей:
Чему учит?
Желания и интересы главного героя весьма ограничены: карьерный рост, красивые женщины, развлечения. Стремление к легкой жизни и глубокая порочность совершенно не смущают Ковалева, напрочь позабывшего о своей душе. Одержимый лишь тщеславными желаниями, майор испытывает духовный кризис, который самым разрушительным образом сказывается на его личности. Данный образ является собирательным, он демонстрирует, как общество погрязло в лицемерии и чинопочитании: маленькая сошка не осмелится проявить настойчивость при более высокопоставленных чинах, и в то же время «большой человек» не проявит великодушия в общении с подчиненными. Гоголь чувствовал, что подобные нездоровые отношения негативно скажутся на обществе, и предупреждал о возможных последствиях в своих произведениях.
Главные герои
Платон Кузьмич Ковалев
–
«маиор», коллежский асессор, служивший на Кавказе. Всегда следил за тем, чтобы его внешний вид был безупречен. В Петербург Ковалев приехал для того, чтобы получить вице-губернаторское» или «экзегуторское» место, хотел жениться на богатой невесте.
Иван Яковлевич – «
цырюльник», «страшный пьяница» и «большой циник», всегда ходил небритым, неопрятно выглядел.
Глава 1
«Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно-странное происшествие» . Цирюльник Иван Яковлевич находит в свежем хлебе нос коллежского асессора Ковалева, которого он брил по средам и воскресеньям.
Иван Яковлевич пытается незаметно выбросить находку, но мужчине постоянно мешают. В отчаянии цирюльник направляется к Исакиевскому мосту и бросает тряпку с носом в Неву. Радуясь разрешению проблемы, цирюльник вдруг замечает в конце моста квартального надзирателя и героя задерживают.
Глава 2
Проснувшись утром, коллежский асессор Ковалев, желая посмотреть на выскочивший у него на носу прыщик, обнаруживает вместо носа абсолютно гладкое место. Ковалев немедленно отправляется к обер-полицмейстеру. По дороге, возле одного из домов герой замечает карету, из которой выпрыгивает господин в мундире и бежит вверх по лестнице. В изумлении Ковалев понимает, что это был его нос. Через две минуты нос вышел в «мундире, шитом золотом» со шпагой на боку. «По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника» . Нос сел в карету и уехал в Казанский собор. Следуя за носом, Ковалев также заходит в собор и видит, как нос «с выражением величайшей набожности молился» . Ковалев деликатно обратился к носу, пытаясь уговорить вернуться его на место, но нос делал вид, что не понимает, о чем идет речь, в конце сказав, что он «сам по себе».
В отчаянии Ковалев решает подать объявление о пропаже носа в газету, однако ему отказывают, так как от такой статьи «газета может потерять репутацию» . Желая как-то подбодрить огорченного Ковалева, работающий в газете чиновник предлагает ему понюхать «табачку» . Возмутившись, герой отправился к частному приставу. Частный пристав принял Ковалева достаточно сухо, сказав, «что у порядочного человека не оторвут носа и что много есть на свете всяких маиоров, которые не имеют даже и исподнего в приличном состоянии и таскаются по всяким непристойным местам» .
Ковалев решает, что в случившемся виновата «штаб-офицерша Подточина» , которая хотела женить героя на своей дочери. По мнению асессора, она «наняла для этого каких-нибудь колдовок-баб» . Ковалев пишет Подточиной письмо с угрозой, но, получив ответ, понимает, что она не имеет никакого отношения к пропаже носа.
Внезапно к Ковалеву приходит полицейский чиновник, который в начале произведения стоял на конце Исакиевского моста, и рассказывает, что нос героя найден: «его перехватили почти на дороге. Он уже садился в дилижанс и хотел уехать в Ригу» . Чиновник принес его с собой. Ковалев очень рад находке, но все его попытки «поместить нос на свое место» безуспешны. Не помогает Ковалеву и доктор, который посчитал, что лучше все оставить как есть. По Петербургу быстро разлетаются слухи о том, что нос асессора видели в разных частях города.
Глава 3
7 апреля нос Ковалева неизвестным образом оказался снова на своем месте
Теперь Иван Яковлевич бреет мужчину с особой осторожностью, стараясь не прикасаться к его носу. «И после того маиора Ковалева видели вечно в хорошем юморе, улыбающегося, преследующего решительно всех хорошеньких дам»
«Вот какая история случилась в северной столице нашего обширного государства! Теперь только по соображении всего видим, что в ней есть много неправдоподобного» . Однако «кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете; редко, но бывают» .
2 вариант
Николай Васильевич написал повесть в 1835 г. и отправил на печать в журнал «Московский наблюдатель», однако опубликована она не была, издатели посчитали ее плохой и пошлой. Свет произведение увидело благодаря уговорам А.С. Пушкина напечатать ее в «Современнике». Он называл повесть веселой и фантастической. Пройдя цензурные правки, повесть опубликовалась только в 1836 году. Произведение входит в цикл «Петербургские повести» наряду с «Невским проспектом», «Портретом» и другими. Особенностью этого цикла является то, что в них освещена проблема «маленького человека».
По своему характеру повесть относится к новому в то время для русской литературы направлению – фантастический реализм.
Повествование ведется от 3-го лица. Композиция произведения состоит из 3х частей, каждая из которых позволяет сюжету развиваться линейно и последовательно.
В первой части читатель знакомится с героями и укладом их жизни. Здесь можно выделить три блока: обнаружение носа — переживания героя и попытки избавиться от бремени — избавление.
Во второй части, происходит завязка, главный герой обнаруживает пропажу своего носа. Читатель отправляется вместе с героем на поиски. Завершение второй части является обнаружение носа и попытки вернуть его на свое прежнее место.
Кульминацией произведения является мистическое возвращение носа на свое положенное место.
Писатель освещает несколько проблем, одной из которых является ограниченность, невежественность человека. На примере асессора Ковалева, который гордится своим чином, считает высшей ценностью внимание женщин и высокое положение в обществе, показано насколько сильно дефект на лице рушит все планы и заставляет прийти главного героя в обезнадеженное чувство. Больше всего его беспокоит то, какие слухи пойдут о нем, оставшемся без носа
Другая проблема, не менее яркая – безнравственность людей. Цирюльник, обнаружив нос, не стремится исправить свою ошибку и вернуть его владельцу, а наоборот, избавляется от доказательства своей вины, боясь понести наказание.
Еще одна проблема, умело показанная писателем — лицемерие. Нос, получив ранг выше своего хозяина, общается с ним надменно, нехотя, всячески показывая свое превосходящее положение. Как и сам Ковалев обращается к извозчику и людям более низкого социального происхождения грубо, невежественно.
Гоголь на фоне неправдоподобности, абсурдности происходящего, показывает читателю духовный кризис тщеславной личности.
Для усиления выразительности писатель широко применяет гротеск. Преувеличена независимость носа, усиленная высоким его положением в обществе по сравнению с его бывшим хозяином. Также и в отношениях героев: Ковалев охвачен трепетом перед Носом, он боится к нему обратиться.
В произведении используется олицетворение: Нос не просто ожил, он стал полноправным членом общества, у него появился чин и планы на жизнь.
Название произведения также символично, оно выделяет нос, позволяя читателю обратить внимание на то, что нос может не только автономно жить, но и превосходить в чине своего хозяина. Произведение заставляет задуматься о многих проблемах общества
Писатель предостерегает читателя от лицемерия, безнравственности и малодушия
Произведение заставляет задуматься о многих проблемах общества. Писатель предостерегает читателя от лицемерия, безнравственности и малодушия.
Жанр и строение произведения
Еще до выпуска «Носа» автор уже стал известным благодаря своему сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки», пропитанного темой мистики. Но если в «Вечерах…» сверхъестественные моменты были вдохновлены народными суевериями, то в «Петербургских повестях» Гоголь мастерски соединял фантастику и социальные проблемы. Писатель стал основателем нового направления — фантастический реализм в литературе.
Гоголь делит свое саркастическое произведение на три части: завязка, кульминация и развязка. События развиваются последовательно, хотя не всегда их логичность понятна. Подробности о строении композиции:
- В первом блоке описаны главные герои, их жизнь и начало повествования. Эта часть тоже содержит 3 блока: нахождение носа, желание от него избавиться, прощание с бременем, которое оказалось ложным.
- Во второй части автор рассказывает о майоре Ковалеве. Тут также присутствует завязка (обнаруживается, что нос пропал), развитие (поиски пропавшего) и завершение — нахождение носа.
- Заключительная часть предельно лаконична.
Критика
Интеллигенция того времени очень живо отреагировала на творение Гоголя. Сам А.С. Пушкин помог опубликовать книгу в «Современнике», назвав её невероятно оригинальной, весёлой и неожиданной.
Повесть не прошла мимо Виссариона Белинского, который увидел в ней крайне актуальный социальный комментарий, осуждающий косность и бюрократизм русского общества. Его поддержал и С.Г. Бочаров, который утверждал, что автор заставил людей взглянуть правде в глаза. В.В. Набоков считал «Нос» одним из самых удачных творений Гоголя.
Однако не все разделили этот энтузиазм. Например, Н.Г. Чернышевский называл повесть старым «анекдотом», и считал, что Гоголь ничего нового не придумал, а просто пересказал старое.
Тема повести: фантастическое и реальное в обрисовке петербургской действительности при помощи сатиры.
Идея повести: вынудить людей ощутить пошлость, которая их окружает, так как у пошлости единственная мысль о себе, потому что она неразумна и ограничена и ничего вокруг, кроме себя, не увидит и не поймет.
Характеристика главных героев:
Ковалёв – коллежский асессор, «человек не злой и не добрый», все его мысли зациклены на собственной личности. Личность эта незаметная и он старается ее приукрасить. Говорит о своих знакомствах с влиятельными людьми. Очень захвачен заботами о своей наружности. Как растормошить этого человека? Только поставить в семейное положение.
Иван Яковлевич – цирюльник, как всякий русский мастеровой «был пьяница страшный», неопрятный.
Находка носа Ковалёва, которого он брил два раза в неделю, заставила его оцепенеть от ужаса. Он был ни жив, ни мертв. С трудом избавился от носа.
Впечатление о книге: сначала кажется, что эта история-шутка. Но в каждой шутке есть доля правды. Сплетни, мелочность, чванство – все это пошлость. У пошлости нет доброты, нет ничего благородного. Фантастические подробности усиливают сатирическое изображение петербургского общества и отдельных представителей, как например, майора Ковалёва.
Обновлено: 2017-10-24
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям
Спасибо за внимание.
.
Повесть «Нос» относится к жанру
фантастического реализма. Обращение к фантастике наиболее полно выражает всю абсурдность забот чиновника, не уходящих далее своего носа. В то время, как он должен все-таки заниматься делами простого народа.
Главной темой
повести можно назвать социальное неравенство и тему маленького человека, ставшую уже излюбленной Гоголем.
Н.В. Гоголь в своей повести поднимает такие проблемы
, как ограниченность обывательскими интересами, озабоченность мнением общества, безнравственность и лицемерие. Основная идея повести «Нос» заключается в том, чтобы подчеркнуть негативные черты общества Петербурга тех времен – трусливость перед вышестоящими и безнравственность. Автор не берет на себя ответственность за исправление общества, он только помогает определить проблемы. В повести отчетливо видно осознание автором того, что любые его действия для улучшения ситуации бессмысленны, и по этой причине он лишь обнажает уродливые изъяны общества. Повесть дает нужный эффект, и многие читатели узнают в ней себя или некоторых своих знакомых.
Николай Васильевич не скупится на различные выразительные средства
в данной повести. Он делает нос полноправным человеком и более того – использует гротеск для того, чтобы показать каких масштабов может достигнуть маленькая часть лица. Нос превосходит своего владельца, он занимает более высокое положение в социуме и намерен уехать за границу. Чего сам главный герой майор Ковалев пока не может себе позволить. Гоголь описывает майора как обычного провинциала, не имеющего образования. Круг его желаний не уходит дальше места вице-губернатора, и брака по расчету, а неуемный карьеризм делает майора жертвой своих же устремлений. Своеобразная попытка автора образумить Ковалева естественно не приводит к желаемому результату, ведь главная задача Гоголя состояла в том, чтобы показать комичность положения майора. Нос создавал маску успешности и благополучия, прикрывающую зависть, взяточничество, необразованность, тщеславие и преклонение перед чинами.
Сатирическая фантасмагория в повести гармонично совмещается со скучноватым повествованием о чиновно-бюрократическом Петербурге, удачно освещая проблематику произведения.
Характеристика в цитатах
Был коллежским асессором 2 года
Ковалев был кавказский коллежский асессор. Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть
Но любил, чтобы его называли майором
а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда маиором
Жил на Садовой
квартира моя в Садовой
Любил гулять по Невскому проспекту
Маиор Ковалев имел обыкновение каждый день прохаживаться по Невскому проспекту
Он хорошо выглядел и смотрел за собой
Воротничек его манишки был всегда чрезвычайно чист и накрахмален
Бакенбарды у него были такого рода
эти бакенбарды идут по самой средине щеки и прямехонько доходят до носа
Маиор Ковалев носил множество печаток
Он приехал в Петербург, чтобы найти должность и жениться
Маиор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места
Маиор Ковалев был не прочь и жениться; но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу
История началась 25 марта
Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно-странное происшествие
У Ковалёва пропал нос
но к величайшему изумлению увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место!
Он бросился к обер-полицмейстеру
Он велел тотчас подать себе одеться и полетел прямо к обер-полицмейстеру
Но вдруг встретил свой нос на улице
Вдруг он стал как вкопанный у дверей одного дома; в глазах его произошло явление неизъяснимое: перед подъездом остановилась карета; дверцы отворились; выпрыгнул, согнувшись, господин в мундире и побежал вверх по лестнице. Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был собственный его нос!
но решился во что бы ни стало ожидать его возвращения в карету, весь дрожа как в лихорадке. Чрез две минуты нос действительно вышел
Он побежал за каретою, которая, к счастию, проехала недалеко и остановилась перед Казанским собором
Он поспешил в собор
Ковалёв пытался с ним поговорить, но тот был не разговорчив и быстро скрылся
Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе
Но носа уже не было: он успел ускакать
Он пошёл к обер-полицмейстеру, в газету и частному приставу — везде был неудача
Он решился отнестись прямо в газетную экспедицию и заблаговременно сделать публикацию с обстоятельным описанием всех качеств, дабы всякий, встретивший его, мог в ту же минуту его представить к нему или по крайней мере дать знать о месте пребывания
Газета может потерять репутацию. Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то…
вышел, глубоко раздосадованный, из газетной экспедиции и отправился к частному приставу
Частный принял довольно сухо Ковалева и сказал . что у порядочного человека не оторвут носа
Ему пришлось вернуться домой полностью разочаровавшимся
Он приехал домой, едва слыша под собою ноги
«Боже мой! боже мой! За что это такое несчастие?
Но тут к нему пришёл полицейский и вернул нос
«Странным случаем: его перехватили почти на дороге. Он уже садился в дилижанс и хотел уехать в Ригу
При этом квартальный полез в карман и вытащил оттуда завернутый в бумажке нос
Ковалёв начал пытаться приставить нос к лицу, вызывал даже доктора, но всё было бесполезно
Ковалев начал размышлять и смекнул, что дело еще не кончено: нос найден, но ведь нужно же его приставить, поместить на свое место
Но сколько раз ни подносил он его на его же собственное место, старание было попрежнему неуспешно
Доктор явился в ту же минуту
Но всё благополучно закончилось
вдруг тот самый нос, который разъезжал в чине статского советника и наделал столько шуму в городе, очутился как ни в чем не бывало вновь на своем месте
Проснувшись и нечаянно взглянув в зеркало, видит он: нос! хвать рукою – точно нос!
-
Типология характера по шелдону кратко
-
Финляндский вопрос столыпин кратко
-
История стрелка кратко сталкер
-
Причины возникновения коррупции кратко
- Сатирические произведения чехова кратко
Композиция
Николай Васильевич делит повесть «Нос» на три части, используя при этом классический метод: в произведении есть экспозиция и завязка, кульминация и развязка. Весь сюжет развивается линейно, последовательно, хотя логику некоторых событий объяснить очень сложно.
- В первой части мы видим характеристику персонажей, автор детально описывает их быт. Отправной точкой повествования становится следующее: обнаружение носа, намерение избавиться от него, а также освобождение от бремени, которое оказалось ложным.
- Во второй части произведения мы знакомимся с майором Ковалевым. В этой части произведения тоже присутствует завязка (в тот момент, когда была обнаружена пропажа), развитие событий (попытка вернуть нос) и итог — возвращение носа.
- Третья часть произведения представляет собой лаконичный и яркий аккорд, который ставит финальную точку в произведении.
Главные герои и их характеристика
Система образов в повести «Нос» отделилась от книги и убежала в таблицу Многомудрого Литрекона:
герои повести «нос»
характеристика
платон ковалёв
кавказский коллежский асессор. пустой, пошлый и невежественный человек, который жаждет лишь карьерного роста и невесты с хорошим приданным. любит называть себя майором. довольно высокомерный человек по отношению к тем, кто находится ниже его на социальной лестнице. перед вышестоящими лицами робеет, лепетал даже перед своим собственным носом, потому что тот был выше его по званию.
нос
часть тела ковалёва, отделившаяся от хозяина. обладает собственным сознанием, умеет говорить и даже хмурить брови. набожен. некоторое время успешно дурачил окружающих, выдавая себя за статского советника, но провалился из-за плохо подделанных документов. нос успешен в делах благодаря своей наглости и слепоты окружающих, которые готовы принять даже нос, если он обладает чином.
иван яковлевич
цирюльник. неопрятный и грубый человек. склонен к пьянству
до ужаса боится привлекать к себе внимание властей, из-за чего даже готов оставить ковалёва без носа на всю жизнь.
образ города
санкт-петербург представлен во своем шумном и суетливом многообразии: везде люди, гомон, толкотня, но никому нет дела до человека и его беды. ковалев сталкивается с чудовищным равнодушием и цинизмом
горожане безразличны до слепоты: принимая нос за полноценного человека, они демонстрируют, что готовы принимать кого-угодно, лишь бы при нем был чин. на личность никто не обращает внимания, и все отношения в столице построены на формализме и расчете.
Главные герои и их характеристика
Центральное место в произведении занимает Петербург, который писатель показал совершенно удивительным, ни на что не похожим местом с собственными законами и порядками. Это город многих возможностей, где даже сбежавший от своего хозяина нос способен приобрести независимость и сделать блестящую карьеру.
Образ маленького человека – один из любимых у Николая Васильевича Гоголя. Он представлен майором Ковалевым, для которого имеет большое значение то, как он выглядит. Потеря носа для героя становится настоящей трагедией, поскольку так он «теряет» свое лицо, свою значимость. Майор согласен даже потерять руку или ногу, но только не нос. Герой, занимая достаточно весомый чин, прекрасно разбирается в тонкостях отношений с окружающими. Так, он неизменно груб с извозчиками и цирюльниками, но всегда очень вежлив с высокостоящими чиновниками. Майор заискивает перед ними, и старается не пропустить ни одного званого вечера, где он бы мог завязать полезные знакомства и продемонстрировать свою глубокую почтительность. Встреча с Носом, который к тому времени поднялся выше по карьерной лестнице, не на шутку разволновала героя – он попросту не знал, как себя с ним вести. Весьма ярким и самобытным образом в повести является, непосредственно, сам Нос. Ему удается во многом превзойти своего хозяина — у него выше ранг, его мундир гораздо дороже. Примечательно их различие и в поведении в церкви
Так, если Ковалев на службе засматривается на миловидную прихожанку и думает о чем угодно, только не о спасении своей души, то Нос смиренно молится, все его внимание приковано к церковной службе