Душа и характер главной героини
Автор уделяет особое внимание талантам своей героини, подчёркивая её душевную красоту, тонкую, возвышенную, поэтичную натуру. Песни Ларисы – её главная характеристика, в них раскрывается внутренний мир героини, они – эмоциональный портрет девушки
Широкая душа тяготится тем, что любовь, о которой она мечтала, оказалась сказкой, чем-то несуществующим, придуманным. Она не встретила близкого человека, равного ей по духу, любящего и понимающего.
Обман Паратова, его открытое предательство – это приговор для девушки, которую подвела доверчивость и наивность. Лариса понимает, что жизнь не имеет смысла для неё, так как тот, кто должен был «спасти», – оставляет её «тонуть», ни капли не сожалея о случившемся. Возлюбленный сообщает Ларисе Дмитриевне, что он собирается жениться на богатой наследнице. Девушка думает о самоубийстве, но у неё не хватает решительности совершить этот шаг. Трагизм её положения обостряется ещё и тем, что все события, происходящие в городе – объект всеобщего обсуждения.
Судьба Ларисы Огудаловой
Карандышев, выстрелив в свою несостоявшуюся невесту, сделал ей огромное одолжение, ведь дальнейшая жизнь в роли содержанки едва ли сделала бы героиню счастливой. Несчастная женщина, не потеряла себя и в последние минуты жизни: поступила благородно, забрав у Карандышева пистолет. Она оказалась выше всех окружающих её людей даже на пороге смерти. Последние слова героини – свидетельство её безграничной натуры, чистой души: “Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех… люблю».
В статье представлен материал для подготовки к сочинению на тему “Лариса Огудалова” по пьесе Н. Островского “Бесприданница”.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Бесприданница»
для самых компанейских —
Главные герои «Бесприданница»
для самых любопытных —
Анализ «Бесприданница» Островский
для самых крутых —
Читать «Бесприданница» полностью
Тест по произведению
-
/15
Вопрос 1 из 15
Самые популярные материалы декабря для 10 класса:
Краткое содержание «Господа Головлевы»
Цитаты «Отцы и дети»
Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов
Характеристика Агафьи Пшеницыной
Анализ стихотворения «Несжатая полоса» Некрасова
Краткое содержание «Певцы»
Женские образы в романе «Преступление и наказание»
Адресаты любовной лирики Лермонтова
«Народные заступники» в поэме Некрасова
Характеристика Обломова Ильи Ильича в романе «Обломов»
Несчастная любовь
24 предложения/ 361 слово
Несчастная любовь в силу своей трагичности нередко становилась двигателем сюжета художественных произведений. Одной из наиболее ярких книг, посвящённых данной теме, можно назвать пьесу Александра Островского «Бесприданница» (1879). На её примере легко прослеживаются все оттенки этого печального чувства.
Главная героиня произведения — девушка из бедной семьи Лариса Огудалова влюбляется в харизматичного барина Сергея Паратова. О романе молодых людей мы узнаём тогда, когда он уже как будто бы окончен. И финал этой истории оказался крайне печальным для Ларисы, поскольку Паратов уехал, бросив её без объяснения причин.
Но обиженная и покинутая Лариса весьма достойно пережила это унижение. Героине удалось справиться со своей болью, и она решила наладить свою жизнь: выйти замуж, уехать в деревню и постараться полюбить супруга Юлия Карандышева. Но забыла ли героиня Паратова? Разлюбила ли его? Конечно же, нет!
Поэтому, когда мужчина вдруг неожиданно возвращается и манит Ларису в свои объятия, она с лёгкостью вновь верит тому, кому, казалось бы, не должна была уже никогда доверять. Но почему же героиня, будучи окружённой большим количеством поклонников, выбрала именно Сергея Сергеевича и увидела в нём «идеал мужчины»? Мне кажется, не только потому что он был в её глазах добрым, щедрым и смелым человеком, но и так как он мастерски умел сыграть любовь и дать женщине надежду на счастье.
Лариса до последнего верила, что Паратов женится на ней. Она готова была рискнуть всем ради того, чтобы быть с ним, ибо это «всё» для неё не имело никакой ценности. Свадьба с бедным самовлюблённым человеком, «полумещанская жизнь» в деревне — в будущем её не ждало ничего хорошего. И всё это героиня вмиг осознала, когда Сергей Сергеевич снова появился на её пороге.
«Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге», — с этими словами покинула девушка отчий дом, оставляя там жениха и уезжая вместе с Паратовым кататься по реке. И слова эти оказались пророческими. Когда герой в очередной раз бросил Ларису, судьба её была предрешена.
Героиня умерла вовсе не от выстрела Карандышева, а ещё за несколько минут до того. Предательство любимого человека поразило её в самое сердце, а безразличие окружающих сделало пребывание на этой земле абсолютно невыносимым. Ларисе Дмитриевне просто ничего больше не оставалось, как покинуть циничный жестокий мир, в котором она «искала любви и не нашла».
см. также:Другие сочинения по произведению Бесприданница, Островский
Самопожертвование Ларисы в «Бесприданнице»: жертва любви и общества
Самопожертвование Ларисы в пьесе является основной трагедией, относящейся к ее судьбе. Она, по совместительству искренняя и самоотверженная любовница, преклоняется перед общественными нормами и правилами, подчиняется ожиданиям других людей, включая своего отца, и терпеливо переносит несчастья, связанные с ее любовным треугольником.
В моменты большой печали и страданий, Лариса сохраняет свою силу воли, веря в искренность и чистоту своей любви. Она готова на все ради своего возлюбленного — выступить против своих интересов, крыть его ошибки, страдать от его измены. Ее самопожертвование выражается в вечной преданности и готовности простить своего возлюбленного, даже после его открытого предательства.
Бесприданница Лариса также является жертвой общества. В то время как мужчины в пьесе, такие как Евгений, тают абсолютную свободу, Лариса не имеет возможности в полной мере осуществить свои желания и стремления. Она ограничена стереотипами о том, какими должны быть женщины. Семейные ценности и хорошая репутация превыше всего, и она вынуждена жертвовать своим счастьем из-за этих общественных ожиданий.
Таким образом, самопожертвование Ларисы в «Бесприданнице» — это не только жертва ее собственной любви, но и жертва общественных негативных стереотипов о женщинах и их роли в обществе. Возможно, это и есть самая большая трагедия Ларисы, которая показывает, что любовь и счастье не всегда взаимосвязаны, и порой приходится отдавать свои личные желания ради сохранения общественного порядка и благополучия.
Анализ пьесы «Бесприданница» — система образов
Система образов в драме образует как будто два полюса. На одном богатые купцы, люди состоятельные, уважаемые в городе. На другом – Лариса Огудалова. Купцы, в отличие от других драм Островского, имеют образование, ездят в Европу. Однако их жизненные приоритеты – это по-прежнему деньги и самолюбие. Таковы Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев, несмотря на разницу социального положения. Все считают, что Паратов — «блестящий барин», человек широкой души. На самом деле для него «ничего заветного нет», женитьба на деньгах важнее Ларисы, которая по-настоящему любит его. Карандышев, говоря о чувствах к невесте, думает только, как теперь все будут ему завидовать. Даже мать главной героини, Харита Игнатьевна, торгует дочерями, стараясь их выдать замуж. Но как видно из анализа пьесы «Бесприданница» им это счастья не приносит.
Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Её имя происходит от греческого «чайка». Лариса – романтичная, талантливая, тонкая натура. Она прекрасно играет, она благородна и красива. Но из-за бедности на неё смотрят только как на минутное развлечение.
Лариса выше, смелее, лучше окружающих. При всём внешнем внимании к себе Лариса одинока. Её душевные качества, ум, талант оказываются никому не нужны: в её дом едут только развлечься и провести время. Любовь к Паратову тоже не находит отклика. Он соблазняет её, зная, что не променяет миллионную невесту на бесприданницу. Карандышев ставит выше всего своё оскорблённое самолюбие, да и женитьба на Ларисе для него повод самоутвердиться. Понимание своего одиночества, безысходности в мире всевластия капитала и расчёта приводят Ларису к мысли о том, «как хорошо умереть», всем простить и умереть. Поэтому выстрел Карандышева она называет «благодеянием».
В этой статье вы прочитали краткий анализ пьесы «Бесприданница» Островского. Посетите наш литературный блог , где вы найдете много статей на подобную тематику. Также читайте
Настоящим шедевром отечественной драматургии по праву считается пьеса Александра Николаевича Островского «Бесприданница». Она выгодно отличается глубоким психологизмом, колоритностью образов, остротой социально-личностной проблематики. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.
Главные герои
- Действующими лицами в пьесе стали:
Лариса Огудалова — молодая красивая девушка, не имеющая приданного. Она чувствует себя крайне унизительно в этом мире из-за своего непростого положения в обществе. Такие девушки, к сожалению, мало кого интересовали во времена жизни писателя. Героиня очень любит мечтать, поэтому влюбляется в богатого дворянина и надеется на счастье рядом с ним. С Карандышевым, девушка чувствует себя вещью, её личность становится ничтожной, она прямо говорит ему, что не сможет полюбить его, так, как любит другого. Она одарена музыкальными и хореографическими талантами. Ее нрав кроток и спокоен, но в глубине души она – страстная натура, желающая взаимной любви. Потаенная сила воли проявлялась в ее характере, когда она бежит с помолвки навстречу риску быть опозоренной и непонятой своим окружением. Но ради искреннего чувства она готова пожертвовать жизнью, выкрикивая матери прощальный ультиматум: либо она станет женой Паратова, либо искать ее следует в Волге. Как видно, отчаянная женщина не лишена азарта, на кон она ставит и честь, и саму себя. Образ Ларисы Огудаловой мы разобрали в сочинении. - Харита Игнатьевна — госпожа Огудалова, мать Ларисы Огудаловой, небогатая дворянка, вдова, которая отличалась особой ловкостью в хозяйственных делах, но не смогла выдать трем дочерям приданое, так как её состояние не было велико. Она сама еле сводит концы с концами, но умудряется закатывать обеды и вечера, чтобы найти партию для своей последней барышни на выданье.
- Юрий Карандышев — небогатый чиновник, жених Ларисы Огудаловой, отличался чрезмерной самовлюбленностью и навязчивостью. Эгоистичный чудак, который часто завидовал и выглядел глуповато. Лариса была для него игрушкой, которой он мог бы похвастаться перед другими. Он чувствует на себе все презрение окружения Огудаловых, но, тем не менее, не отказывается от мысли доказать им, что он всем ровня. Его показное высокомерие, попытки нравиться и снискать почет раздражают общество и саму героиню, в сравнении с достоинством и силой Паратова этот маленький человек безнадежно проигрывает. Он окончательно опускается в глазах невесты, когда напивается на званом обеде в честь помолвки. Тогда она понимает, что лучше в Волгу, чем к нему в жены.
- Сергей Паратов — уважаемый дворянин, богатый человек, который часто выбрасывал деньги на ветер в свое удовольствие. Он жил, кутил и ухаживал за женщинами красиво, поэтому ему после постепенного разорения удалось завладеть сердцем богатой наследницы. Очевидно, что он – такой же бездушный эгоист, как Карандышев, просто живет на широкую ногу и умеет производить впечатление. Душа компании и балагур, превыше всего любит веселиться и бросать пыль в глаза, потому и выбирает брак по расчету, а не искренние чувства.
- Василий Вожеватов — друг Ларисы Огудаловой, очень богатый, но безнравственный и подлый человек. Герой никогда не был влюблён и не знает, что это такое. Отличался остроумием и хитростью. Василий не собирается жениться на девушке, хоть и претендует на то, чтобы взять ее на содержание. Он проигрывает ее в жребии, но утешает себя в том, что сэкономил, что делает его безнравственным и пустым человеком. Он – купец, выходец из крепостных крестьян, который всего добился сам. Для него важнее всего не потерять достигнутого положения, поэтому он отказывается помочь молодой жещине, не желая нарушать купеческое слово, данное Кнурову.
- Мокий Кнуров — богатый человек преклонного возраста. Он проявляет симпатию к Ларисе, хоть и женат. Очень конкретный и обстоятельный человек, вместо всего и сразу обещает девушке, которую хочет сделать своей содержанкой, материальные блага, оговариваясь: «Для меня невозможного мало».
- Аркадий Счастливцев (Робинзон) — знакомый Паратова, неудавшийся актёр, который часто любил выпить, но не умел контролировать своё состояние.
- Гаврило — буфетчик, содержит кофейню на бульваре.
- Иван — прислуга в кофейне.
Любовь Ларисы в «Бесприданнице»: страсть, предательство, разочарование
Пьеса «Бесприданница» Л. Н. Толстого рассказывает о трагической истории Ларисы, главной героини, и ее сложной любовной жизни. В центре сюжета стоит страсть, которая приводит к предательству и разочарованию.
Лариса, красивая и привлекательная женщина, влюбляется в Обломова, молодого и идеалистичного человека. Она видит в нем надежду на истинную любовь и счастливую жизнь. Но их отношения оказываются неустойчивыми и сложными. Обломов пребывает в постоянном состоянии беспечности и безделья, что подавляет и разочаровывает Ларису.
Постепенно Лариса начинает ощущать предательство в отношениях с Обломовым. Ее страсть и любовь наталкиваются на равнодушие и безразличие со стороны Обломова. Она пытается изменить его жизненные принципы и привить ему энергию и активность, но все ее попытки оказываются тщетными.
Трагедия Ларисы заключается в том, что она сталкивается с твердой стеной непреодолимых различий с Обломовым. Его безразличие и отсутствие цели в жизни приводят к тому, что Лариса понимает, что не может полностью изменить его и сохранить свою любовь. Она испытывает большое разочарование и горечь, осознавая, что ее страсть и преданность были напрасными.
- Страсть Ларисы к Обломову оказывается ее слабостью, которая не может быть вылечена.
- Предательство обнаруживается в различии между ожиданиями и реальностью.
- Разочарование Ларисы возникает из понимания, что ее любовь не может существовать в рамках безделья и безразличия Обломова.
Таким образом, любовь Ларисы в пьесе «Бесприданница» отражает классическую историю страсти, предательства и разочарования. Влюбленная женщина сталкивается с трагическим неравенством в отношениях, которое приводит к глубокому разочарованию и утрате веры в любовь и счастье.
Отношения Ларисы с другими персонажами
За свою жизнь юная Лариса столкнулась с жестокими людьми, каждый из которых не видел в ней настоящую личность и желал использовать её в своих интересах. Это в итоге и привело к трагедии. В таблице можно выделить персонажей, так или иначе повлиявших на жизнь девушки, и кратко рассказать о них:
Сергей Сергеич Паратов | Привлекательный делец из судохозяев, который около двух месяцев посещает приёмы в их доме. Он кажется Ларисе настоящим идеалом мужчины, способным изменить её жизнь к лучшему. В нём она видит образ лирического героя из романтических сочинений, которыми она так очарована. |
Юлий Капитоныч Карандышев | Небогатый чиновник с уязвлённым самолюбием, стремящийся за счёт брака с Огудаловой самоутвердиться и укрепить своё положение в обществе состоятельных и расчётливых дельцов. Имеет к Ларисе чувства, но она не принимает их. Он мелочен и смешон в своих попытках примкнуть к кругу тех, кем он никогда не сможет стать. Он становится ещё более ничтожным в глазах девушки, когда пытается сравняться с Паратовым. |
Мокий Пармёныч Кнуров | Пожилой человек с очень большим состоянием, также часто посещающий дом Огудаловых. Он женат, но надеется, что Лариса Дмитриевна, забыв о чести, может стать его любовницей и содержанкой. Он подлый и бессердечный человек, думающий только о собственных интересах. |
Василий Данилыч Вожеватов | Молодой человек из представителей богатой торговой фирмы, купец. С Ларисой знаком с раннего детства, они ещё маленькие вместе играли, поэтому она считает его родным и слепо доверяет ему, чем он и пользуется. Он хитрый, подлый и безнравственный, думающий лишь о личной выгоде и равнодушный к бедам подруги детства. При этом ему нравится бывать дома у Огудаловых, но жениться он не намерен. |
Подведем итоги
Таков краткий пересказ основных событий пьесы. Конечно, чтобы прочувствовать глубину произведения, необходимо читать его не в сокращении, а полностью.
Только тогда возможен анализ персонажей и их поступков, ведь особенность драматургического произведения состоит в том, что для характеристики героев используется их речь.
Характеристика героя
Лариса Дмитриевна Огудалова — главная героиня пьесы. Она молода и красива, но бедна, поэтому за ней не дают приданого. Положение бесприданницы унизительно, и это особенно чувствует Л.- девушка умная и гордая.
Л. любит Паратова. Но любит не за его личные качества, а за мечту о другой жизни, которую он способен ей дать. С Паратовым в сознание Л. вошло представление о легком и поэтичном мире, который ей недоступен и который она знает только по любимым ею стихам и романсам.
Выходя за Карандышева, Л. чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к ничтожной жизни, которую может дать ей мелкий чиновник. Тем более она не может простить неудач Карандышева, пытающегося сравниться с Паратовым: «С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление!» Наедине с женихом Л. постоянно внушает, что не любит его, а что за Паратовым пойдет на край света. В душе девушки происходит борьба между стремлением смириться с участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Л. пытается сама решить свою судьбу. Она едет с Паратовым кататься на пароходе. Эта поездка открывает Л. глаза на ее истинное положение — красивой вещи, которую мужчины оспаривают между собой: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том…» В финале пьесы Л. погибает от руки Карандышева. Перед смертью героиня благодарит его за то, что он помог ей уйти из страшного мира, где не существует ничего святого и человек является объектом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия… нечего и искать». По Островскому, мечта Л. иллюзорна, она гонится за призраком в лице Паратова. Попытка Л. одним безрассудным поступком получить любовь и счастье — это бегство от своей судьбы. Поэтому неизбежно трагическое разочарование героини.
Жен. девушка, которую берут замуж, не требуя приданого, за красоту и достоинства ее. Бесприданником зовут, шуточно, бедного жениха или обманутого приданым. Бесприданная невеста, бедная, у которой ничего нет. Беспридаточная мена, при которой не… … Толковый словарь Даля
Невеста, славенка Словарь русских синонимов. бесприданница сущ., кол во синонимов: 3 безприданница (1) … Словарь синонимов
БЕСПРИДАННИЦА, бесприданницы, жен. В буржуазно дворянском обществе не обеспеченная приданым девушка или девушка, которую охотно возьмут замуж за ее достоинства без приданого. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БЕСПРИДАННИЦА, ы, жен. В старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
— «БЕСПРИДАННИЦА», СССР, Рот фронт, 1936, ч/б, 85 мин. Драма. По одноименной пьесе А. Н. Островского. Фильм вошел в фонд советской киноклассики благодаря социальной трактовке драмы, яркой образности в изображении нравов русского купечества и… … Энциклопедия кино
— (иноск.) красивая девушка (которую возьмут в жены и без приданого) Бесприданница безобманница, что есть, то и есть. Ср. Ну, Авдотья Власьевна, сказал я: у тебя растет внука бесприданница; гляди какая красоточка будет! Даль. Новые картины русского … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Безприданница (иноск.), красивая дѣвушка (которую возьмутъ въ жены и безъ приданаго). Безприданница безобманница, что̀ есть, то и есть. Ср. Ну, Авдотья Власьевна сказалъ я: у тебя растетъ внука безприданница; гляди какая красоточка будетъ! Даль.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Ж. Девушка невеста, не имеющая приданого. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Книги
- Бесприданница , Островский Александр Николаевич. Вечная история об обманутой любви, несбывшихся надеждах, справедливо названная в кино «жестоким романсом», -такова пьеса А. Н. Островского» Бесприданница» . Написанная в XIX веке, она ничуть…
- Бесприданница , Островский, Александр Николаевич. Вечная история об обманутой любви, несбывшихся надеждах, справедливо названная в кино «жестоким романсом», — такова пьеса А. Н. Островского «Бесприданница» . Написанная в XIX веке, она ничуть…